Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ объективированного смысла понятия «информация», полученного в рамках логико-математических теорий, кибернетики, информатики помогло найти предпосылки для проведения информационного насилия, заложенные в информации как содержательной основе СМК. Такие сущностные свойства информации, как снятие неопределенности, ограничение разнообразия при его передаче (т.е. при передаче информации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Духовное насилие, его объект и формы
    • I. I. Объективные основания духовного насилия над личностью в массовом обществе
    • I. II. Манипуляция и массифицирукзцее воздействие «массовой культуры» как формы духовного насилия
  • ГЛАВА II. Информационное насилие
    • II. I. СМК как субъект информационного насилия: анализ основ деятельности, структуры, функций и основных характеристик
    • II. II. Характеристика содержания и методов информационного насилия
    • II. III. Основные направления противодействия общества и личности информационному насилию

Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование насилия и вопросов с ним связанных традиционно занимает одно из центральных мест в философии и в особенности в социально-философском анализе. С течением времени проблема насилия не теряет своей остроты: насилие остается важным, а порой и решающим в развитии и итогах, оценках и понимании многих социальных процессов.

Слово «насилие» , — пишет А. А. Гусейнов, — в естественном языке означает принуждение к чему-либо силой, против воли." 1. Здесь выражена сущность насилия как негативного явления, имевшего место в человеческом обществе с давних времен. Автор считает, что вся известная до сих пор история человечества во многом является историей насилия2. Было бы ошибочным не признавать такую точку зрения справедливой. При этом насилие в соответствии со всеобщими законами развития непрерывно находится в процессе становления, в процессе изменения своих форм, в процессе смещения своей направленности на объект воздействия.

Можно говорить, что в каждом времени, в каждой эпохе присутствуют самые различные формы насилия, и вместе с тем следует заметить, что каждому этапу в развитии общества присуши свои наиболее актуальные формы (или форма) осуществления насилия. Действительно, если для античных времен характерно насилие одного социального класса над другим, основанное на физическом принуждении (рабство), то, скажем, эпохе первоначального накопления капитала в странах Европы присуща такая форма насилия, как нещадная экономическая эксплуатация.

В ХХ-м столетии человечество столкнулось с проявлениями широкомасштабного насилия, осуществляемого в духовно-идеологической сфере. Тоталитарные режимы, возникшие в первой половине века, стремились не.

Гусейнов А. А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 9.

См. Гусейнов А. А. Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993. С. 5. только и не столько к физическому принуждению масс и личности как элемента их составляющего. Духовное подавление личности, «стирание» в ней протестного, и вообще индивидуального, вовлечение обезличенного человека в антигуманные и преступные (в том числе массовые) деяния, манипулирование сознанием — вот цель того духовно-идеологического насильственного воздействия, которое проводилось тоталитарной пропагандой. Выражение «геббельсовская пропаганда», относящееся к неистовому, бесконтрольному, уничтожающему личностное в человеке пропагандистскому воздействию, проводимому национал-социалистской диктатурой в Германии, поистине стало нарицательным по отношению к обработке общественного сознания, осуществляемой в целях удержания власти в руках преступных политических сил. И надо сказать, что уже в те годы пресса, кинематограф, радио отчетливо выделяются и сознаются как сильнейшие пропаган1 дистские средства воздействия на человека .

С тех пор в мире многое стало иным, однако, несмотря на очевидные и весьма существенные изменения в обществе, на рост тенденции к демократизации жизни и стремление современных людей к личностной свободе, возникшие новые средства массовой комигуникации (СМК), такие как телевидение, видео, телекоммуникационная техника, — все они по-прежнему представляют собой интерес для социальных групп, стремящихся к манипу-лятивному способу воздействия на человека. В связи с этим, а также с учетом того, что сила воздействия СМК многократно возросла, их деятельность занимает ключевые позиции в области духовно-насильственного воздействия на личность. Анализируя процессы, происходящие в обществе, ту большую, а подчас и решающую роль, которую играют в социальных процессах СМК, нередко называемые «четвертой властью», ту борьбу, которая развернулась за обладание средствами информации между политическими и финансовыми группировками, автор пришел к выводу об актуальности изучения насильственного влияния на человеческую личность со стороны СМК.

1 См. Ржевская Е. М. Геббельс: Портрет на фоне дневника. М., 1994. С. 129.

Актуальным и своевременным является такое рассмотрение насильственного воздействия на личность, осуществляемого СМК, которое было бы, во-первых, всесторонним, то есть рассматривающим явление в его объектно-субъектной целостности, а также в неразрывной связи с общими социальными тенденциями, во-вторых — показало бы его основные формы, в-третьих, охарактеризовало бы самую его суть с помощью анализа современных его конкретных проявлений, и, в-четвертых, содержало бы в себе указания на некоторые пути преодоления этого негативного явления.

Человек в своем социальном бытии столкнулся с серьезной угрозой, все сильнее ставящей под вопрос его дальнейшее беспрепятственное существование как полноценной, гармонично развитой личности. И было бы ошибкой считать такое утверждение гиперболизацией, мистифицированным преувеличением опасности. Ситуация такова, что актуальным будет изучение насильственного воздействия СМК на личность лишь в том случае, если оно возвысится над классовым, политическим, идеолого-догматическим, а также и однобоким, сиюминутно востребованным взглядом на проблему.

Можно утверждать, что насильственное воздействие СМК на личность, как. негативное явление, присуще в различной степени всем членам мирового сообщества, и по сути оно — глобальная проблема. Однако в российском обществе данное явление приобретает определенную специфику, состоящую в том, что человек, находившийся долгие годы под интенсивным гнетом официозной прямолинейной пропаганды, питавшийся в духовном смысле крайне скудным выхолощенным эрзац-рационом, бывший в плену упрощенных духовных схем и примитивных иллюзий — этот человек оказался совсем незащищенным перед мощным аппаратом воздействия сверхсовременных СМК, осуществивших бурное развитие своей деятельности в последнее десятилетие и переориентировавшихся при этом совсем на иные ценности, нежели те, что «проповедовались» ими ранее. Личность оказалась дезориентированной и не имеющей адекватных «уровней защиты» воздействию тех «уровней нападения», которые быстро обрели СМК. Данная специфическая черта придает рассматриваемому вопросу еще большую актуальность и социальную значимость, усиливает запрос, требование на всесторонний комплексный анализ проблемы насильственного воздействия на личность со стороны СМК.

Нельзя сказать, чтобы вопросы, которые содержит в себе проблема, не рассматривались ранее в отечественной и зарубежной литературе. Исходя из того, что актуальным может быть только всесторонний и целостный анализ проблемы, невозможно обойти вниманием авторов, посвятивших свои философские изыскания такому явлению, характеризующему современное общество, как массовость, тем более что явление это неразрывно связано с личностным бытием и имеет самое прямое отношение к проблеме, ставящейся в диссертации. Г. Лебон, О. Шпенглер, Ф. Ницше, а позднее более углубленно К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, Д. Рисман, Г. Шишков и другие многое сделали в плане изучения явления массовости и положения личности в массовом обществе. Заключения и выводы, содержащиеся в их работах, находятся в самой тесной связи с проблемой рассмотрения насильственного воздействия СМК на личность. К тому же эти авторы прямо указывали на роль СМК в формировании «омассовленного че.

1 2 ловека" (Г.Шишков), «одномерного человека» (Г.Маркузе). «Когда появилось радио и телевидение, техника управляемого омассовления достигла з своего триумфа» , — подчеркнул Г. Шишков .

Однако, по причине того, что основное внимание все названные авторы уделяли изучению собственно социального феномена массовости, а также конфликта между массами и элитой, вопрос о влиянии СМК на процесс массовизации, а в особенности тот его аспект, который связан с непосредственным влиянием СМК на личность, не был раскрыт. Это связано с тем, что ими данная тема и не рассматривалась в качестве специальной.

См. Б.Бессонов. Идеология духовного подавления. М., 1971.

С. 114.

См. Marcuse Н. One dimensional man. Studies in the ideology of the advanced industrial society. N.Y., 1964. P.12.

Cm. G.Schischkoff. Die gesteuerte vermassung. Meisenheim a Glan, 1964. S.44.

Рассмотрение феномена массовости сегодня служит наилучшему установлению и раскрытию связи духовно-насильственных воздействий со стороны СМК на личность с основополагающей тенденцией современного общества и, по сути, выявляет такую форму духовно-насильственного воздействия, как омассовление. В силу этого характеристика объекта, на который направлены эти воздействия (то есть личности), должна дать нам четкое представление об объективных основах духовного насилия, осуществляемого современными СМК.

Речь идет о тех базовых элементах личности, без раскрытия которых невозможно полноценное и всестороннее рассмотрение проблемы. Личность достаточно хорошо изучена в социально-философской литературе. Самыми разными авторами (и диалектиком-материалистом К. Марксом, и объективным идеалистом Ж. Маритеном, и экзистенциалистами Н. А. Бердяевым и Э. Мунье и др.) указывается на фундаментальную связь личностного, личного с общественным, социальным. Последний из указанных авторов дает наиболее ценное для нас заключение о том, что характер этой связи есть коммуникативный, а принцип участия личности в мире — коммуникация1. Это побуждает нас проводить исследование с уверенностью в самом всестороннем и достаточно сильном влиянии деятельности СМК на личность в массовом обществе, ибо они (СМК) — неотъемлемый важный фактор этого общества, а она (личность) — его базовая «элементарная» единица, «функционирующая», как и СМК, на основе коммуникации.

Необходимо сказать, что степень разработанности отдельных направлений, связанных с изучением личности, в отечественной литературе достаточно высока. Работы таких авторов как И. С. Кон, А. Н. Арлычев, Н. И. Жуков, А. Н. Леонтьев, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Резвицкий, Б. Г. Ананьев и мн. др. позволяют выстраивать анализ базовых элементов личности в контексте информационно-насильственных воздействий на нее. Большое значение в проведении указанной части общего анализа имеют исследования З. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Э. Мунье и Н. А. Бердяева. Под.

1 См. Мунье Э. Персонализм. М., 1993. С. 38. ходя по отдельности к базовым элементам, составляющим целостную личность — сознанию, индивидуальности, личностной свободе, воле, системе ценностей, интересов и потребностей, необходимо, используя проведенные указанными авторами изыскания, выявить соответственно перечисленным составляющим личности формы духовно-насильственных воздействий и возможную роль СМК в этих воздействиях.

В работах Г. Франке, Г. Шиллера, Г. Фарбера, Р. Гудина, Г. Энценсбер-гера, Ю. А. Ермакова рассматривается такая форма духовного насилия над личностью, как манипулирование. Г. Франке охарактеризовал манипулирование как психическое воздействие на человека, производящееся без его ведома и ведущее к тому, что он не просто делает то, чего желают другие, но и «хочет» это делать1. Г. Фарбер, говоря о манипулировании как о разновидности диктатуры, отмечает потерю объектом манипулирования свободы выбора, при том, что сам объект иллюзорно считает, что действует на основе «свободного решения». Р. Гудин рассматривает использование манипулирования в качестве орудия власти и обмана людей. Соотечественники Гудина Г. Шиллер в книге «Манипуляторы сознанием» 4 и Г. Энценсбергер в книге «Индустрия сознания» 5 указывают на связь манипулирования с деятельностью СМК. Эти исследователи говорят о том, что через СМК идет подчинение и программирование сознания с целью дальнейшей эксплуатации человека.

Следует, однако, заметить, что и в работах данных авторов, и в исследовании отечественного специалиста Ю. А. Ермакова, посвященном социально-политическим манипуляциям личностью, деятельность СМК рассматривается в контексте изучения проявлений манипулирования. В предлагае.

1 См. Franke H.W. Der Manipulierte Mensch. Grundlagen der Mein-ungsb^ldung. Wiesbaden, 1964. S.8.

Cm. Farber G. Die Manipulierte Mehrheit. Tubingen und Basel, 1971. S.8.

3 Cm. Goodin R.E. Manipulatory politics — New Haven, L., 1980.

P.21.

A См. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М, 1980. С.196−200.

См. Enzensberger Н. The conciousness industry. On literature, politics and media. N.Y., 1974. P.9−12. мом же исследовании, напротив, сама манипуляция выступает как форма осуществляемых по отношению к личности насильственных воздействий со стороны СМК. Отсюда следует необходимость несколько иной расстановки акцентов, необходимость более пристального рассмотрения манипулирования в связи с деятельностью СМК, установление связи его с процессами «массовизации» (в частности, при описании такого характерного явления массового общества, как «массовая культура»). Подобное рассмотрение, по мысли диссертанта, даст возможность глубже понять участие СМК в таких формах духовного насилия над личностью как манипулирование и омас-совление, а возможно и выйти на установление роли СМК в такой «дополнительной» форме духовного насилия как отчуждение личности. Личностному отчуждению посвящены отдельные исследования, в частности достаточно полная работа А. А. Грицанова и В. И. Овчаренко «Человек и отчуждение». Однако роль СМК в насаждении отчуждения остается в достаточной мере нераскрытой.

Говоря о насильственном воздействии СМК на личность, следует понимать, что коммуникация есть процесс информационной связи и что насилие со стороны СМК может осуществляться исключительно в сфере информации. Поэтому необходимо выяснить — имеются ли предпосылки, или основания, для духовно-насильственных информационных воздействий во-первых, в самом явлении информации, во-вторых, в массовой информации и, в-третьих, в структуре и характеристиках современных СМК.

В трудах Н. Г. Абрамовой, В. Г. Афанасьева, П. В. Кочергина, Б. А. Тришкина, Б. С. Украинцева, А. Д. Урсула выражена мысль о том, что информация представляет собой отраженное разнообразие1, а такие исследователи, как.

В.И.Здоровега и Е. П. Прохоров указывают на информацию как на фундамен2 тальную потребность человека. С одной стороны это позволяет установить основной путь проникновения информационно-насильственного воздействия в мир личности через ее сознание (об отражении, как об одной из основ.

1 См. напр. Урсул А. Д. Информация и мышление // Философия. 1980. № 8. С. 13.

См. напр.: Здоровега В. И. Слово тоже есть дело. М., 1979. С.бб. ных функций сознания, в частности, пишет А.Г.Спиркин1). С другой же стороны выявление информации в качестве фундаментальной потребности человека дает возможность говорить о фундаментальном характере воздействия СМК на личность. Ведь именно при их помощи она получает значительную, если не большую часть информации, имеющей социально значимый характер. А. А. Зиновьев доказал, что информационный поток, минующий СМК, ничтожен по сравнению с потоком массовой информации, «а роль его еще ничтожнее» 2.

Объективно-содержательный смысл информации, открытый учеными К. Шенноном, У. Р. Эшби, Н. Винером, К. Черри, Ю. М. Каныгиным и др. позволяет сделать заключение о том, что она сама по себе содержит свойства-предпосылки, которые могут быть использованы в неблаговидных целях для всестороннего и глубокого воздействия на личность. Об этом говорят и исследования В. А. Лосенкова, Э. Г. Багирова, А. П. Суханова. К тому же в соответствии с характеристиками функционирования информации в обществе, предложенными В. З. Коганом в книге «Человек в потоке информации», возможно установить такие характеристики массовой информации, которые действительно имеют некий оттенок, отпечаток «тоталитарности» — всеох-ватность, императивность, безличность и др.

В интересах темы диссертации очень важным является рассмотрение также литературы о СМК и их деятельности, их воздействии на человека. В отечественной социально-философской литературе этому посвящены работы С. И. Беглова, И. А. Федякина, В. И. Энтина, В. А. Сидорова, Э. Г. Багирова, Ю. А. Шерковина, В. П. Коломийца, Г. Вачнадзе, В. А. Курганского, Г. К. Ашина, Р. И. Галушко, А. А. Грабельникова, О. Е. Феофанова, Г. Ф. Вороненковой и др. Велись и ведутся соответствующие изыскания и на Западе. Среди зарубежных авторов следует отметить труды основоположников изучения масс-медиа (в терминологии нашей работы — СМК) П. Лазарсфельда, М. Чукаса, И. Клаппера, У. Липпмана, П. Бурстина, Р. О'Хара, Ж. Эллюля, а также более.

2 См. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 83. Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 335. современных специалистов: Б. Багдикяна, Г. Алштула, Ст. Старкера, Дж. Джо-уэтта, В. О. Доннела, Д. Вулфолк-Кросс, Б. Хазана, К. Лэша, Д. Девиса, С. Бэрана, Э. Ван ден Хаага, Дж. Гербнера, В. Риверса, У.Псамма.

Надо сказать, что отечественные авторы, работавшие над этим вопросом в советское время, при всей общей заидеологизированности исследований, сумели выделить некоторые существенные моменты в деятельности СМК, остающиеся актуальными и по сей день. При рассмотрении современных СМК становится очевидным, что те некоторые негативные тенденции, что были присущи западным или как их называли в советской литературе, «буржуазным» СМК, входят в тот общий комплекс проявлений духовного насилия со стороны СМК по отношению к личности, который в диссертации будет представлен как информационное насилие.

Сказанное присуще, например, работе И. А. Федякина «Общественное сознание и роль коммуникации в современном буржуазном обществе». В работе раскрываетдя роль «массовой культуры» в деятельности СМК, подчер-кивается, что она навязывается потребителю в качестве некоей «новой религии», принося вместе с тем прибыль владельцам радио и телекомпаний, газет и журналов/ также раскрывается высокая степень концентрации СЖ в руках владельцев-монополистов. Вообще же, темы негативного воздействия «массовой культуры», а также проблема концентрации СМК присутствуют у многих авторов. В частности, о концентрации и монополизме СМК много и подробно говорит в своей книге «Внешнеполитическая пропаганда» С. И. Беглов. Полностью этой теме посвящены работы известных зарубежных исследователей Б. Багдикяна «Монополия средств информации» и Г. Алтшула «Агенты власти». Однако надо отметить, что все эти авторы выводов относительно последствий монополизма СЖ по отношению именно к личности не делалиони обращались к обществу в целом, к идеологической борьбе и некоторьм другим аспектам.

Большой вклад в понимание проблемы вносит работа В. Л. Энтина «Средства массовой информации в политической системе современного капитализма». Важно в ней то, что В. Л. Энтин выделяет не отмеченные у других авторов функции СМК: регулятивную, управленческую, охранительную. Сюда же можно добавить названную Ю. А. Шерковиным функцию побуждения к действию1. При осмыслении в контексте проблемы информационно-насильственных воздействий на личность данных функций СЖ выявляются дополнительные предпосылки для проведения информационного насилия. Из существа указанных функций СМК, по причине того, что характер владения ими монопольный, а также в связи с такой их характеристикой, как все-охватность (сверхмасштабное распространение), на которую, в частности, указывает Ст. Старкер в книге «Губительное воздействие», проявляет себя и становится присущей СМК такая их черта, как манипулятивность.

Вместе с тем манипуляционно-пропагандистскому воздействию предшествует комплекс воздействий, названный Ж. Эллюлем в работе «Формирование взглядов» предпропагандой, а Б. Хазаном в исследовании, посвяw 2 щенном советской пропаганде, «проникагацеи пропагандой». В предпропа-гандистский комплекс входят: социологическая пропаганда, реклама и «массовая культура». Исследованием рекламы занимались, в частности, з такие отечественные специалисты, как Г. Вачнадзе и В. П. Коломиец. Последний даже называет рекламу одной из форм информационного насилия4. При том, что такое определение несколько не точно, надо отметить созвучие некоторых оценок автора общим заключениям нашего исследования. На Западе о рекламе писали Д. Вулфолк-Кросс, К. Лэш, М. Кунтц, Д. Вебер и др. Если исследовательница Д. Вулфлок-Кросс в книге «Язык СМК: как телевидение решает за вас» говорит об использовании рекламы смежно с манипулированием в интересах власть имущих, если К. Лэш в книге «Культура нарциссизма» обвиняет рекламу в насаждении потребительства, то М. Кунтц, Д. Вебер, Х. Даули говорят о различных «уловках», применяемых.

См. Ю. А. Шерковин. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. С. 12.

2 См. Hazan В. Soviet impregnetional propaganda. Michigan 1982.

P.180.

См. Вачнадзе Г. Агрессия против разума. М., 1988. См. Коломиец В. П. Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов // Мир России. 1997. № 1. С.29−55. в рекламе, в частности о сочетании рекламного и «масс-культурного» 1 воздействия .

Критике «массовой культуры» посвящены работы З. И. Гершковича, Т. В. Иванцевой, Ю.8,>Вэрева, В. А. Курганского, Г. К. Ашина, Р. И. Галушко, В. И. Шульгина и др. В большинстве своем это исследования, проводившиеся в советский период, и поэтому основной акцент в них делается на использование «массовой культуры» правящим классом буржуазии в качестве орудия подавления в западных капиталистических странах. Здесь говорят за себя сами названия некоторых книг: «Массовая культура в системе современной буржуазной идеологии» (Иванцева Т.В.), «В тисках духовного гнета» (Ашин К.Г., Мидлер А.П.), «Критика современных буржуазных эстетических концепций» (Борев Ю, «Буржуазная «индустрия сознания» «(Курганский В.А.). Вместе с тем у некоторых их этих авторов имеются прямые указания на непосредственную проблематику насильственного воздействия СМК на личность. Например, Г. К. Ашин и А. П. Мидлер говорят о «продуцировании» через «радиои телепередачи, газеты и рекламу» с помощью «массовой культуры» человека, «у которого атрофирована, редуцирована личность» .

Оценка «массовой культуры» произведена и в зарубежной литературе. Негативное отношение к ней выразили такие известные мыслители как Э. Фромм, Г. Маркузе, Х. Арендт, а также специалисты в области массовых коммуникаций Э. Ван ден Хааг, Н. Якобе, Д. Девис и С. Бэран, А. Кэсти и др. При этом весьма ценными в контексте исследования являются отдельные их заключения. «Массовая культура» — это примитивная компенсация отчуждения (Э.Фромм), утверждение «одномерного человека» (Г.Маркузе), деинди-видуализация личности (Э.Ван ден Хааг). Работы других авторов носят в основном описательный характер, то есть в них детализируются и конкретизируются проявления «массовой культуры» на основе деятельности определенных СМК и полемики вокруг нее.

1 См. Кунтц М., Вебер Д., Даули X. Новые уловки в старом бизнесе // Business week. 1996. № 6.

См. Ашин Г. К., Мидлер А. П. В тисках духовного гнета. М., 1986.

С. 11.

Что же касается разработки вопроса о манипуляционных технологиях, то здесь важны исследования, насыщенные описанием конкретных методик и приемов манипуляции. В этом отношении полезными представляются такие труды, как «Психология пропаганды» Ш. А. Надирашвили, «Социально-политические манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия» Ю. А. Ермакова, «Mass media: психологические процессы и эффекты» Г. С. Мельника, «Приключения имиджа» П. С. Гуревича, а также «Пропаганда» М. Чукаса, «Общественное мнение» У. Липпмана, «Имидж» П. Бурстина, «Медиа для миллионов» Р. О'Хара и др. им подобные. Каждая из названных работ содержит в себе некоторые частные моменты общей манипуляционной практики, осуществляемой в рамках деятельности СМК.

В целом же там, где говорится о манипулировании, на первый план выходит изучение либо конкретных манипуляционных методик, либо использование манипулирования в противостоянии различных слоев и классов общества. Мы же рассматриваем манипулирование как форму насильственного воздействия на личность со стороны СМК.

В связи с поиском путей преодоления негативного воздействия на личность со стороны СМК важными представляются работы Т. Г. Нисриддинова «Средства массовой информации в политических технологиях», С. А. Муратова «Нравственные принципы журналистики» и, конечно же, в первую очередь исследования таких ведущих теоретиков в СМК как В. Риверс, У. Шрамм, Ф. С. Сиберт, Э. Деннис и др. Общим в исследованиях данных авторов является указание на возможность существования социально-ответственной, плюралистичной системы СМК. Детальное же исследование функционирования СМК в Германии, проведенное Г. Ф. Вороненковой, содержит в себе некоторые конкретные примеры в осуществлении начального этапа реализации теоретических посылов о социально ответственных СМК.

Итак, анализ литературы показывает, что насильственное воздействие на личность со стороны СМК ранее специально, как самостоятельное явление, не исследовалось (были рассмотрены отдельные его аспекты и проявления в связи с изучением других тем), не говоря уже о системности такого исследования.

Цель предпринимаемого диссертационного исследования состоит в проведении достаточно всестороннего и глубокого, комплексного анализа явления информационно-насильственного воздействия со стороны СМК на личность. В качестве объекта, на который направлены насильственные воздействия СМК, в исследовании выступает личность, сами же СМК соответственно являются субъектом информационного насилия.

При этом объект исследования — деятельность СМК (основы и содержание этой деятельности), воспринимаемая личностью. Предмет исследования — насильственное воздействие СМК на личность.

В ходе достижения цели исследования необходимо решить некоторые конкретные задачи: во-первых, выяснить объективные основания духовного насилия над личностью в массовом обществе (т.е. найти в структурных элементах личности основания, которые позволяют проводить в отношении ее духовное насилие) — во-вторых, установить источники, причины и предпосылки информационного насилия, заложенные в основе деятельности, функциях, структуре и характеристиках субъекта информационного насилия — СМКв-третьих, дать определение информационного насилия, установив его основные формыв-четвертых, показать конкретное содержание информационного насилия и выявить непосредственные методы его осуществленияв-пятых, наметить и раскрыть пути противодействия ему.

Новым является аналитическое рассмотрение личности (объекта информационного насилия) с точки зрения содержания в ее базовых структурных элементах оснований для проведения информационного насилия в отношении ее как конкретной формы духовного насилия. Автор видит новизну и в выявлении тех черт субъекта информационного насилия (СМК), которые могут служить предпосылками и причинами для проведения информационно-насильственных воздействий в отношении личности. При этом анализ проводится как в отношении содержательной основы деятельности субъекта (информация, массовая информация), так и в отношении его структуры и характеристик. К новым результатам можно отнести выявление основных форм и методов информационного насилия, раскрытие на основе этого содержания информационного насилия, а также установление некоторых путей противодействия ему. Новым представляется и введение конкретизированного, четкого определения информационного насилия.

Единая целостная картина насилия, осуществляемого со стороны СМК по отношению к личности, которая с необходимостью будет получена при помощи синтеза новых знаний, выделенных путем вышеупомянутых специфически направленных анализов (составляющие личности, личность — информационное насилие, массовое общество — информационное насилие, «массовая культура» — информационное насилие, манипулирование — информационное насилие, информация — информационное насилие, СМК, их деятельность — информационное насилие) явится по сути новым пониманием проблемы, содержащим в своих комплексности, единстве, цельности, «объемности» также и указания на возможные пути ее решения.

Таким образом, в качестве положений, которые будут выноситься на защиту диссертации, следует выделить следующие: во-первых, результаты анализа основных, базовых элементов личности на содержание в них объективных оснований духовного, а в конкретизированном виде, информационно-насильственного воздействияво-вторых результаты анализа СМК (как субъекта информационно-насильственного воздействия на личность), основ их деятельности, их структуры, функций, характеристик на содержание в них источников, предпосылок, причин для проведения информационно-насильственных воздействийв-третьих, генезис и характеристика основных форм информационного насилия, позволяющие осуществить введение определения явления информационного насилияв-четвертых, достаточно полная и всесторонняя характеристика и общая оценка конкретного содержания информационного насилия, а также методов его осуществленияв-пятых, результаты поиска путей противодействия информационному насилию.

В ходе подготовки и проведения исследования необходимо было осуществлять систематическое наблюдение деятельности СМК с целью привнесения эмпирического материала и фактологических доказательств, аргументов. Форма, направленность, содержание большого количества телеи радиопрограмм, печатных изданий были важны для конкретизации и обоснования многих суждений, выводов работы. Не будет преувеличением сказать, что информация, полученная в ходе наблюдения и анализа деятельности СМК — это один из основных источников получения необходимого материала для исследования.

В соответствии с социально-философской направленностью работы основные элементы, понятия, категории социальной философии явились теоретической и методологической основой исследования. При рассмотрении объекта и субъекта исследования, и при выяснении основных форм информационного насилия, и при описании его конкретного содержания, и при поиске путей защиты личности от информационного насилия — используется элементарно-теоретический, а также и структурно-генетический анализ, как формы социально-философского анализа. Использование органически связанного с анализом синтеза позволяет составить целостное видение насильственного воздействия СМК на личность, которое включает в себя и определение информационного насилия, его формирование как понятия.

В качестве основных источников информации используется указанная имеющаяся специальная литература, посвященная вопросу исследования, социально-философская литература более широкого контекста (оценивающая общее состояние личности в современном массовом обществе), газетные и журнальные публикации, а также информация, полученная в ходе наблюдения деятельности электронных СМК (телевидение, радио).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В параграфе I главы I раскрываются объективные (то есть соответствующие объекту информационного насилия) основания духовного насилия над личностью в массовом обществе, конкретной формой которого является информационно-насильственное воздействие. Кроме этого рассматривается сама «ситуация личности» в массовом обществе. В этом параграфе, таким образом, устанавливаются пути вхождения информа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования, цель которого состояла в проведении достаточно всестороннего и глубокого анализа насильственного воздействия на личность со стороны СМК, были решены те задачи, которые были поставлены в соответствии с этой целью.

В связи с тем, что личность рассматривалась нами как объект, имеющий фундаментальную связь (коммуникативного характера) с обществом, в самом начале диссертации невозможно было обойти вниманием ту сложную ситуацию, в которую попала личность в современном массовом обществето, что в силу таких типичных признаков человека массы, как потеря индивидуальности, массовое сознание, замещающее самобытное содержание сознания, оторванность от традиций, в большой степени утрата интеллекта, основы личности в достаточно большой степени подорваны и расшатаны, самому ее существу угрожает распад и исчезновение. СМК же, играющие в массовом обществе роль главного коммуникатора, обладающие всеохватностью, возможностью навязчивого насаждения стандартизированной продукции, закрепляют, углубляют, а в целом и производят негативные тенденции массового общества, направленные в конечном итоге на «стирание» личностного в человеке. Таким образом, СМК опосредованно, через тенденции массового общества, уже негативно воздействуют на личность. Кроме того, сами характеристики этого общества «резонирующе» усиливают непосредственное воздействие СЖ на личность.

Вообще, связь личности с массовым обществом, носящая коммуникативной характер, была осмыслена в качестве канала негативных воздействий со стороны СМК, играющих в массовом обществе роль основного субъекта коммуникации.

Вместе с тем требовалось выявить конкретные основания для проведения духовного насилия над личностью. Такие основания были раскрыты при рассмотрении структуры личности в свете решения данной задачи.

Было показано, что сознание, этот направляющий, контролирующий, осмысливающий структурный элемент личности, определяемый как регулятор целенаправленной деятельности человека, содержательной основой которого является информация, имеет двоякую подверженность негативным воздействиям при непосредственном участии СМК. Во-первых, при доминировании СМК в общем потоке информации в массовом обществе, именно они получают возможность регулировать целенаправленную деятельность человека, диктовать свою волю, нормы, образы поведения. Во-вторых, выступая от имени общества, подменяя собой подлинно общественное, СМК получают возможность стать той стороной в единстве сознания человека, которая составляется общественным сознанием. Личность становится носителем массового сознания, сформированного СМК, отчужденного от ее подлинной духовной основы. Часть сознания, таким образом, оказывается отчужденной, что в итоге может привести человека в мир обезличенного, «неподлинного» бытия.

Кроме этого показана и возможность использования внутриличностных конфликтов (сфера самосознания), а также сферы бессознательного человека для проведения духовно-насильственных воздействий в отношении к личности. Вскрыта возможность проведения при участии СМК «расщепления» самосознания личности, действий, ведущих к утрате самоидентичности личности, а так же возможность глубокого влияния СМК на ее подсознательный мир.

При рассмотрении такой важной компоненты личностной структуры как личностная воля, «ответственной» за развитие, становление личности, осуществление личностной свободы, вообще жизненно важной деятельности были выявлены такие направления духовно-насильственного воздействия на личность, как подавление волевых мотивов, их торможение и дезориентация. Так, наркотизирующее воздействие непрерывных потоков молодежной «массовой культуры» есть по сути подавление воли личности. В целом, продукция СМК содержит в себе ряд контрмотивов (связанных с пропагандой потребительства, насилия, разврата, суеверий), которые способны тормозить положительные волевые мотивы личности. Навязывание же ложных ценностей и потребностей, разрушение ценностей, осуществляемые в рамках деятельности СЖ, приводят к хаотизации, дезориентации волевых мотивов, а следовательно, и к хаотизации, обессмысливанию деятельности личности.

Воздействие со стороны СЖ на формирование личностных ценностей, а также личностных волевых мотивов, ведет к духовному насилию над личностью уже на целевом уровне. Создается ложное личностное целеполага-ние.

Было установлено, что индивидуальность (взятая как базовая характеристика — составляющая личности) с неизбежностью подвергается в массовом обществе воздействиям массового, стандартизирующего характера, омассовляющему воздействию со стороны СЖ. Это происходит по причине сущностной противоположности индивидуальности и того общего усреднен-но-минимизированного знаменателя человеческого существования, которое в массовом обществе формируется при помощи СЖ. Усредненный, неиндивидуальный человек необходим для СМК в качестве потребителя их продукции, но он же, по большому счету — продукт их деятельности.

Установлено, что личностная свобода, рассматриваемая в качестве характеристики, благодаря которой осуществляется самоопределение и жизнеутверждение личности, также находится в остром противоречии с тенденциями массового общества. В области информации, вследствие деятельности СЖ, в большинстве случаев ситуация свободного выбора практически исключена, так как содержание информационных потоков формируется без учета мнения потребителя (реципиента). Автор пришел к выводу о том, что современные СЖ получают так же возможность использовать тенденцию «бегства от свободы», стремление «избавиться от бремени свободы», присущие современному человеку и описанные известным мыслителем Э.Фроммом.

Таким образом, в качестве объективных оснований духовного насилия над личностью в массовом обществе были выделены следующие характеристики базовых личностных составляющих: двоякая подверженность сознания негативным воздействиям при непосредственном участии СМК (1. управление извне через контроль за содержательной информационной основой сознания- 2. отчуждение содержания сознания) — сущностная противоположность индивидуальности и стандартизированного, минимизированного рода бытия личности, который формируется в массовом обществе при участии СМКдвоякая подверженность личностной свободы негативным воздействиям (1. ограничение свободы через формирование содержания информационных потоков СМК без какого-либо участия личности- 2. возможность эксплуатации СМК тенденции «бегства от свободы» личности в области информации) — подверженность воли личности негативным воздействиям со стороны СМК (1. подавление волевых мотивов- 2. их торможение- 3. их дезориентация) .

Были рассмотрены основные формы духовного насилия в массовом обществе: манипулированиемассифицирующе-стандартизиругацее воздействие «массовой культуры». При осмыслении манипулирования в качестве базовой формы духовного насилия были выявлены: порабощающая личность мощь ма-нипулятивного воздействия, способность манипулирования отождествлять волю манипулятора в сознании личности с проявлениями ее собственной воли, возникшими на основе собственных интересов, потребностей и ценностей, что обусловлено глубоким и вездесущим проникновением в духовную жизнь СМК, которые, будучи основным коммуникатором в массовом обществе, становятся и основным проводником манипулирования.

Установлено, что в непосредственной связи с манипулированием находится явление личностного отчуждения. Рассматривая отчуждение сознания личности и учитывая ту направляющую и контролирующую функцию, которую выполняет сознание в жизнедеятельности личности, автор сделал вывод о возможности новой формы порабощения человека — порабощения его сознания. Была проведена параллель: раб является рабом, поскольку весь объем его жизнедеятельности отчужден господином — сознание порабощено, потому что весь его объем отчужден в массовом обществе при помощи СМК.

Более того, отчужденное сознание (полностью или частично) идеально для проведения манипуляций над личностью.

Заметим, что чаще всего это отчуждение насаждается СМК скрыто, то есть манипулятивньм путем. Такова взаимосвязь этих двух форм духовного насилия над личностью. Кроме того, потребители продукции СМК в результате коммуникации в обществе посредствам СМК, превышающей или сопоставимой по объему с коммуникацией путем непосредственного общения, оказываются отчужденными друг от друга. Отчужденность имеет двойной характер: внешняя отчужденность — от других, внутренняя отчужденность — содержания сознания.

В ходе общего рассмотрения «массовой культуры» было установлено, что помимо способствования манипулированию, глубокой связанности с ним, помимо массифицирующе-стандартизирующего воздействия, она, по-сути, является духовным наркотиком.

Основные формы духовного насилия в массовом обществе связаны с базовыми составляющими личности. Каждая из них испытывает на себе в комплексе и омассовляющее воздействие, и манипулирование, и отчуждающее воздействие, и духовно-наркотизирующее воздействие. При этом существуют некоторые акценты: так, сознание испытывает на себе, в первую очередь, воздействия манипулятивного и отчуждающего характераиндивидуальность, в основном, подвергается массмфицирующе-стандартизирующему воздействиюволя — духовно-наркотизирующему воздействиюличностная свобода ограничивается в результате манипулирования в сфере информациипотребности, интересы и установки навязываются в результате сочетания массово-стандартизирующих и манипулятивных воздействийэто же можно сказать и о навязывании ценностей.

Решена задача по нахождению источников, предпосылок и причин информационного насилия, содержащихся в его субъекте, то есть в СМК.

Подобные предпосылки заложены уже в самой основе деятельности СМК — информации. Ясно, что СМК, распространяющие информацию, при воздействии на личность с неизбежностью пользуются и тем, что она является одной из фундаментальных потребностей человека, а также и самой ее сущностью, понимаемой как отраженное разнообразие, и содержанием своей деятельности, поскольку принцип участия личности в обществе — коммуникативность, а суть деятельности СМК — коммуникация.

Именно от того, как отразят разнообразие СМК, во многом зависит, как впоследствии отразит ее получатель их продукции, а, следовательно, зависит содержание его сознания. Если же пытаться воспринимать информацию, как некую аристотелевскую «форму» или платоновский «эйдос», то следует в русле таких рассуждений признать СМК в массовом обществе «божеством, демиургом», при котором журналисты выполняют рель «жрецов» .

Анализ объективированного смысла понятия «информация», полученного в рамках логико-математических теорий, кибернетики, информатики помогло найти предпосылки для проведения информационного насилия, заложенные в информации как содержательной основе СМК. Такие сущностные свойства информации, как снятие неопределенности, ограничение разнообразия при его передаче (т.е. при передаче информации), включенность информации в процесс управления обществом, отчужденность ее от первоначального «живого» носителя, статичность, отсутствие в ней творческого начала, влияние ее на принятие решений «приемником информации» (т.е. личностью), при соответствующем использовании их СМК в распространении информационных потоков дают следующие проявления: распространяемые СМК потоки информации «снимают неопределенность» в сознании личности, СМК доносят до адресата, отобрав из окружающего объективного разнообразия только ту его часть, которая им выгодна по коммерческим, политическим или иным соображениям. СМК используют информацию как средство управления личностью и обществом, СМК распространяют отчужденные от их производителя знания, получая возможность их интерпретации (при этом характер распространения предопределяет вхождение этих знаний в сознание личности как отчужденных неосмысленных).

Установлено, что содержательная основа деятельности СМК в ее практическом выражении — массовая информация — обладает совокупностью признаков-характеристик, носящих «тоталитарные» черты, которые могут рассматриваться в качестве источников информационного насилия. Эти признаки-характеристики: всеохватность, императивность, неограниченные временные рамки воздействия, безличность, целеполагание, имеющее в своей основе изменение структуры личности и побуждение личности к определенным действиям.

Анализ структуры СМК позволил сделать вывод о том, что она дает возможность владельцу СМК осуществлять информационное насилие над личностью, как над элементом массовой аудитории, ибо структура СМК предполагает (как и массовая информация) одностороннюю императивность в деятельности СМК при «отгороженности» глубинного «уровня владения» СМК от внешнего уровня СМК — уровня потребления готовой продукции, который и входит в непосредственный контакт с личностью, потребляющей информацию. Кроме того, каждый отдельный вид СМК из общей горизонтали структуры системы СМК (телевидение, радио, печать, телекоммуникация) имеет свои особенности воздействия на личность, которые могут быть отнесены, как и вертикаль структуры СМК, к источникам информационного насилия.

Так телевидение способно обеспечивать эффект присутствия, вызывает у зрителей вовлеченность в сконструированную им реальность. В сочетании с высокой технологической оснащенностью, мощью и масштабностью воздействия, это позволяет проводить повседневные манипуляции по отношению к личности. Радио «приходит» туда, где другие СМК невозможны. Радио слушают как единственный источник информации, и при отсутствии реального плюрализма в радиоэфире верят тому, воспринимают то, что удается услышать. Печать (пресса) выделяется своей способностью быть объектом долговременной идентификации для своих читателей, поэтому это дает возможность для «развертывания» долговременных, стратегических проектов по работе с сознанием личности. Телекоммуникационные СМК (компьютерные сети) содержат в себе возможность тотального контроля над их участниками (потребителями) со стороны крупных бюрократических организаций, которым принадлежит контроль над компьютерной системой.

При рассмотрении функций СМК было установлено, что их осуществление также содержит в себе информационно-насильственную составляющую. Это относится к регулятивной функции, осуществляя которую, СМК становятся инструментом закрепления социально приемлемых для господствующих в обществе сил, положений, установок, вариантов поведения и легитимации политических структурк управленческой функции, предопределяющей использование СМК манипуляционного воздействия на аудиториюк функции побуждения к действию, включающую в себя навязывание СМК личности определенных потребностей, ценностей и внедрение в ее сознание определенных социальных установокк охранительной функции, выражающейся в том, что СМК «отгораживает» от личности весь идейно-смысловой материал, лежащий вне актуально-господствующей идеологиик культурной функции, которая под воздействием преобладающей «массовой культуры» превращается, по сути, в функцию духовно-разрушительную.

Анализ основных характеристик СМК привел к пониманию глубинного противоречия существующего в них, являющегося причинным по отношению к проведению СМК информационного насилия. Это противоречие между всеох-ватностью, масштабностью распространения СМК на уровне их потребления и концентрацией, монопольностью на уровне владения ими. В этом противоречии одновременно — и условие для масштабного духовного воздействия на большие человеческие массы со стороны узких заинтересованных кругов, и стимул для овладения СМК недобросовестными политическими и финансовыми деятелями, которые, более того, будут стремиться к углублению указанного противоречия, то есть к как можно большей концентрации СМК в своих руках при максимально большом количестве потребителей продукции этих информационных конгломератов (в частности, это выражается в создании глобальных, интернациональных информационных конгломератов) .

Итак, помимо того, что СМК в целях воплощения основных форм духовного насилия над личностью (манипулирование, отчуждение, омассовле-ние, духовная наркотизация) имеют возможность эксплуатировать потребность человека в информации, имеющую фундаментальный характер, сущность информации, понимаемую как отраженное разнообразие, коммуникативный характер участия личности в обществе, они (СМК) также содержат в себе следующие источники для проведения духовного насилия в этой форме информационного насилия: во-первых, это предпосылки для его осуществления, заложенные в понятиях «информация» и «массовая информация», составляющие основу деятельности СЖ, во-вторых, это сама структура СЖ (и их системы), обеспечивающая самые различные воздействия на личность, благодаря своему видовому разнообразию, а также одностороннюю императивность в воздействии на личность со стороны «отгороженного» от нее монополиста СЖ, в-третьих, это специфика функций, выполняемых СЖ в обществе, в-четвертых, это характеристика деятельности СЖ в противоречивости их взаимосвязи.

По причине того, что СЖ являются в массовом обществе главным субъектом, осуществляющим реализацию основных форм духовного насилия, они (эти формы) в более уточненном виде выступают соответственно в роли основных форм информационного насилия, как конкретизированного выражения насилия духовного. СЖ осуществляют данные формы, используя при этом все те источники, предпосылки, причины для осуществления информационного насилия, содержащиеся в их основе.

Итак, СЖ проводят манипулирование сознанием личности, определяя содержание ее сознания, проводя расщепление ее самосознания, повседневно воздействуя на подсознательный мир человека. Кроме этого, проводя соответствующее манипулятивно-информационное воздействие, СЖ достигают успеха в навязывании личности ложных потребностей, установок, ценностей, что ведет к дезориентации волевых мотивов личности, к деятельности легко поддающейся любым влияниям. Личностная свобода ма-нипулируемой личности, очевидно, находится под сомнением. При манипулировании используются сущность информации, заложенные в самом ее понятии предпосылки, структура СЖ, противоречивость СЖ, а также и функции, выполняемые СЖ в обществе. Мощь манипулирования обусловлена также высоким техническим уровнем СМК, такими их характеристиками, как динамичность и оперативность.

Отчуждение сознания личности, а также и личностей друг от друга, что является наиболее скрытой, но едва ли ни наиболее опасной формой информационного насилия. Используя те же, что и манипулирование, ресурсы для своего осуществления, заложенные в СМК, отчуждение закрепляет неподлинное содержание сознания личности, формирует личность, отчужденную от своей подлинной человеческой, общественной, духовной сути.

Массовизацию личности, ведущую к потере индивидуальности, индивидуального выбора (а, следовательно, в большей степени, и свободы), унификации сознательного и бессознательного содержания личности. Мас-совизация имеет своим источником содержание массовой информации, имеющей «тоталитарный» характер (вездесущее, неограниченное во времени, безличное императивное присутствие массовой информации, призванное воздействовать на человека), а также противоречие между всеохватно-стью, масштабностью современных СМК и их концентрацией в руках немногих монополистов. Монопольно изготовленная продукция СМК, уже, по сути, есть некий шаблон, который предоставляется широкой потребительской аудитории. Личность, как единичный представитель этой аудитории, удовлетворяя информационную и коммуникативную потребности и потребляя данную продукцию, массифицируется.

Духовную наркотизацию посредством «массовой культуры», выражающуюся в торможении волевых мотивов личности, их подавлении и дезориентации/ в заполнении личностного сознания «пустой», никчемной информацией, иллюзорными образами, отупляющим примитивом. Массы людей (в основном это молодые люди) ежедневно часами потребляют подобную продукцию, втягиваясь и привыкая. Многие, если не большинство из них, навсегда оказываются в результате отлученными от подлинного искусства, от подлинных духовных ценностей. Очевидно, что «массовая культура» невозможна вне особенностей функционирования СМК, определяющих массифи-цирующее воздействие в целом.

Было дано определение информационного насилия, включившего в себя знания, полученные в ходе анализа, как объекта информационно-насильственных воздействий (личности), так и его субъекта (СМК). Информационное насилие — это такие осуществляемые СМК воздействия, как манипулирование личностью при помощи информации о самых различных областях социальной жизни, отчуждение содержания сознания личности и личностей друг от друга, массовизация личности, направленная на стандартизацию всех возможных аспектов личностной жизнедеятельности, духовная наркотизация, проводимая путем тотального введения в «коммуникативный оборот» произведений «массовой культуры», которые в совокупности (эти действия) имеют своей целью духовно подавить личность, ущемив, разрушив, деформировав или погубив в зародыше сущностные ее составляющие.

Конкретное содержание информационного насилия исследовалось, как в контексте непосредственного манипуляционно-пропагандистского воздействия, так и в контексте предпропагандистского комплекса (включающего в себя социологическую пропаганду, рекламу и массовую культуру), результат влияния которого выражается в том, что человек становится восприимчивым к разного рода воздействиям. В сущности, в самом слове «предпропаганда» уже указано на то, что она призвана «готовить» личность при помощи некоторых влияний к глубокому манипуляционно-пропагандисткому воздействию. Но не только в этом вьражается суть пропаганды.

Установлено, что реклама в рамках СМК обладает большим потенциалом воздействия в силу того, что сочетает в себе манипулятивные методики как таковые и наркотизирующее воздействие «массовой культуры», являясь по сути синтезированным средством воздействия на личность, эффективным и многоцелевым. СМК, осуществляя рекламную деятельность, эксплуатируют естественные потребности, присущие людям, путем их деформации, а также производя и диктуя фальшивые псевдопотребности, чуждые человеку. Все это служит базисом для формирования ложных установок, отражается на подсознательных и сознательных процессах, затрагивает систему индивидуальных и свободных выборов личности.

Превратившись в самостоятельную, всеприсутствующую составляющую массовой коммуникации, реклама навязывает личности однотипные унифицированные потребности, то есть активно участвует в ее омассовлении. Кроме этого, реклама служит для внедрения потребительства, как стиля жизни, формирует не человека-личность, а человека-потребителя. Навязчивость, циничность, тотальность рекламы имеет причину в судьбоносной привязанности современных СМК к рекламе, как к важному, стержневому, ведущему механизму их материального существования.

Исследование конкретных проявлений «массовой культуры», ее духовно наркотизирующего и омассовляющего воздействий позволило сделать вывод об опустошающем воздействии печатной периодики, телеи радиовещания развлекательного характера на личность, о причастности этого воздействия к активной пропаганде.

Под воздействием западной «массовой культуры» россияне отчуждаются от традиционной российской ментальности. Это дает повод говорить о духовной экспансии и даже интервенции в сознание граждан. Установлены основные черты, привнесенные «массовой культурой» в тот общий стандартизированный шаблон усредненного человеческого существования, который формируется под воздействием СМК. Это: настроенность на агрессию и насилие, на безудержное потребительство, низменные и извращенные представления об отношениях полов, подверженность архаичным, иррациональным страхам. Данные черты формируются в результате перенасыщенности продукции «массовой культуры» сценами жестокости, убийств и насилия, проповедью сексуальной распущенности, отмены всех моральных запретов, проповедью потребительства, а так же присутствием самых страшных и нелепых суеверий, квазинаучной мифологии.

Личность, испытывающая информационное воздействие предпропаганди-стского комплекса (социологическая пропаганда — реклама — «массовая культура»), становится более «открытой» для осуществления в отношении нее манипуляционных методик в рамках активной идеологической пропаганды.

На основе анализа методик и технологий, реально используемых в практике информационного насилия, было установлено, что все они представляют собой единое явление, дополняют друг друга, являясь, как и предпропагандистский комплекс, вещественным выражением основных форм духовного насилия над личностью, выступающего в форме информационного насилия. По сути, они есть непрекращающийся обман личности на фоне происходящих в рамках воздействия предпропагандистского комплекса де-инвидуализации, обезволивания личности, приобретения ею чуждых потребностей, интересов и ценностей, отчуждения содержания сознания личности.

В рамках решения задачи по нахождению путей противодействия информационному насилию, были выделены три основных направления, по которым велся поиск: во-первых, это область прав личности и правовой регламентации деятельности СМК, правового и общественного контроля за этой деятельностьюво-вторых, это плюрализм и демонополизация СМКв-третьих, это подходы в сфере образовательной системы, и связанный с эти направлением аспект собственно-личностного противостояния информационному насилию.

На основании анализа соответствующих международных и отечественных правовых документов выявлены как имеющаяся в них общая правовая база для защиты личности от информационного насилия, так и некоторые моменты, требующие своего дополнения, уточнения и развития, которые и были предложены.

Во-первых, это касается «Закона РФ о средствах массовой информации», куда было предложено внести некоторые дополнения в форме обязанностей и ограничений, предъявляемых к СМК, прямо указывающих на недопустимость проведения манипулирования и иных видов информационно-насильственных действий. Во-вторых, предложено введение на демократической законодательной основе наблюдательного органа, контролирующего деятельность российских СМК, предположительно названного «Совет по делам СМК РФ». В качестве возможного ориентира в этой связи был рассмотрен практический опыт по созданию подобных общественных органов в наиболее развитых демократических странах.

Была установлена необходимость развития и разработки концепции права личности на коммуникацию, предполагающей активное участие личности в коммуникации, интерактивную передачу информации, преодоление од-ностороннести и императивности информационного потока, рассмотрение коммуникации как двустороннего процесса, в котором партнеры ведут демократический и сбалансированный диалог. По сути, это новое, соответствующее духу времени право — право на коммуникацию.

Рассматривая предлагаемые многими исследователями этические нормы деятельности прессы, журналиста, а также теорию социальной ответственности прессы, автор пришел к выводу, что все это может остаться лишь «благими пожеланиями», если не будут осуществлены демонополизация и плюрализация СМК.

Плюрализация СМК имеет поистине решающее значение в противодействии информационному насилию, ведь она снимает главное противоречие, заложенное в СМК — между их концентрацией в руках монополиста и массовым характером их распространения, во многом служащее причиной возникновения манипулирования и омассовления, информационного насилия в целом. Выяснено, что плюрализация СМК предполагает их многообразие и множественность, общественно-правовой контроль за их деятельностью, эффективную антимонопольную законодательную базу, касающуюся деятельности СМК. С учетом положительного опыта работы, проведенной в этом направлении в Германии, были предложены некоторые конкретные принципы и положения, регулирующие деятельность СМК.

Объем и роль СМК в современном социуме, влияние их деятельности на личность позволяют говорить о введении отдельной образовательной дисциплины, посвященной изучению СМК. Значительное место в ней должно быть уделено изучению информационно-насильственных воздействий, с одной стороны, а с другой — выработке в личности определенных качеств, позволяющих противостоять информационному насилию. Смысл данного образования в том, чтобы под его влиянием в базовых составляющих личности формировались основания для противостояния информационному насилию в противовес тем основаниям для проведения духовного насилия, содержащимся в личностной структуре, которые были выявлены в диссертации. Для этого необходимо развивать индивидуальность и свободу в восприятии информации, трезвость и разумность в осмыслении информационных потоков, умение не смешивать свои потребности с навязываемыми, умение развивать свои, а не навязанные волевые мотивы и действовать в соответствии с ними, уходя от тормозящего и дезориентирующего воздействия на личностную волю со стороны СМК, способность выстраивать самобытное мировоззрение и жизненное целеполагание.

Реализация подобных мер в сфере образования привела бы к развитию и укреплению в человеке собственного «я», внесла бы большой вклад в его дальнейшее развитие в сторону, противоположную «авторитарной личности», личности, «бегущей от свободы». Это стало бы твердой основой для осуществления собственно личностного противостояния информационному насилию.

Создание образовательной программы, посвященной изучению деятельности СМК, представляется автору проблемой, решение которой возможно в рамках отдельного полного исследования в области педагогической науки. Данная диссертация может послужить в качестве одного из источников, необходимых для его проведения.

По причине того, что СМК продолжают свое бурное развитие соответственно научно-техническому прогрессу и изменениям в обществе, необходимо дальнейшее изучение их деятельности и проявлений, влияния, оказываемого ими на личность. А, следовательно, тема имеет большие перспективы последующей разработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. — JI.: Изд. Ленингр. Ун-та, 1968. 339 с.
  2. Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.
  3. Антология ненасилия: пер. с англ. / Совм.-амер. гуманит. инициатива «Golubka» / Отв. ред. Е. Алексеева. — М.- Бостон: «Московский журналист», 1992. — 254 с.
  4. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. — С.-Пб.: Наука, 1992. 146 с.
  5. Г. К., Мидлер А. П. В тисках духовного гнета: что популяризируют средства массовой информации США. — М.: Мысль, 1986. — 253 с.
  6. . Монополия средств информации: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. 320 с.
  7. Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 119 с.
  8. С. И. Внешнеполитическая пропаганда: очерки теории и практики. — М.: Высшая школа, 1984. — 375 с.
  9. С.А. Иллюзорные формы обыденного сознания: механизмы их образования: Автореф. дис. канд. философ, наук. — Ставрополь, 1996. 19 с.
  10. Н.А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — 479 с.
  11. Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. — 1989. — № 2. с. 143−163.
  12. .Н. Идеология духовного подавления. — М.: Мысль, 1971. 295 с.
  13. Ю.В. Критика современных буржуазных эстетических концепций. — М.: Высшая школа, 1977. — 173 с.
  14. Буржуазная «индустрия сознания» (критический анализ форм и методов империалистической пропаганды) / В. А. Курганский, А. И. Широков, Я. В. Любивый и др.- под ред. В. А. Курганского. — Киев: Наукова думка, 1989. 264 с.
  15. Г. Агрессия против разума: информационный империализм. — М.: Политиздат, 1988. — 271 с.
  16. В.М. Анализ коммуникационной концепции Маклюэна // Вопросы философии и лингвистики. Сб. статей аспирантов, соискателей и молодых ученых МПУ. — 1997. — Вып.1. — С.12−19.
  17. С.А. Отечественный телевизионный рынок: проникновение, становление и тенденции развития // Мир России. — 1997. — т.6., № 1. С.3−29.
  18. Г. Ф. Средства массовой информации в Германии в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 194 с.
  19. В. «Темна вода в облацех»: ядерный контекст американской фантастики. — М.: Политиздат, 1987. — 126 с.
  20. Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». — М.: Изд-во МГУ, 1991. 238 с.
  21. Гегель. Сочинения. — М.: Соцэгиз, 1959. — т.IV. — 438 с.
  22. З.И. Массовая культура и фальсификация мирового художественного наследия. — М.: Знание, 1986. — 62 с.
  23. А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. — М.: Знание, 1991. 62 с.
  24. А.А., Овчаренко В. И. Человек и отчуждение. — Минск: Вы-шэйшая школа, 1991. — 126 с.
  25. П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. — М.: Искусство, 1991. — 219 с.27
Заполнить форму текущей работой