Автоматизация обработки и анализа интегрированных данных при изысканиях инженерных сооружений с распределенной структурой с применением геоинформационных технологий
Проведенная автором работа расширила область применения геоинформационных систем для установления полосы варьирования при пространственном проложе-нии трассы в многовариантном анализе. Она позволяет достичь наилучших строительных, транспортно-эксплуатационных и экономических показателей на основе использования современных моделей местности с геодезическим обоснованием и представлением данных для… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОСЫ ВАРЬИРОВАНИЯ ПРИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
- 1. 1. Анализ современной теории и практики изысканий и проектирования автомобильных дорог
- 1. 2. Анализ основных принципов трассирования автомобильных дорог
- 1. 3. Общие принципы технико-экономического установления полосы варьирования трассы
- 1. 4. Технологическая основа, основные подходы установления полосы варьирования трассы
- 1. 5. Цели и задачи исследования
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ О РАЙОНЕ ИЗЫСКАНИЙ
- 2. 1. Исходные данные: требования, источники и процедуры получения, использование
- 2. 2. Системы спутниковой навигации
- 2. 3. Дистанционное зондирование
- 2. 4. Геофизические методы изыскательских работ
- 2. 4. 1. Сейсмическая разведка
- 2. 4. 2. Электромагнитная разведка
- 2. 4. 3. Радиолокационное зондирование
- 2. 5. Программные средства обработки данных дистанционного зондирования
- Выводы по 2 главе
- ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ЧАСТНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ И ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
- 3. 1. Комплексная обработка информации в геоинформационных системах
- 3. 2. Технологии визуализации пространственных данных
- 3. 3. Моделирование пространственных данных частных поверхностей района изысканий
- 3. 3. 1. Решение задачи установления полосы варьирования трассы на основе гридовой модели представления данных
- 3. 4. Интеграция данных на основе ячеистой структуры
- 3. 5. Интерполяция поверхностей и анализ пространственных данных в ГИС для целей представления и пространственного анализа района изысканий
- Выводы по 3 главе
- ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПОДХОДА УСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОСЫ ВАРЬИРОВАНИЯ ТРАССЫ
- 4. 1. Группировка, классификация и нормализация факторов информационных слоев
- 4. 2. Аппроксимация значений точечных и объектных форматов данных на основе ячеистой структуры
- 4. 3. Формирование суммарной стоимостной поверхности с помощью инструментальных средств анализа пространственных данных в ГИС
- 4. 4. Алгоритм поиска грид-поверхиости накапливаемой стоимости
- 4. 4. 1. Алгоритмические методы поиска пути с помощью автоматизированных компьютерных систем на основе графов
- 4. 5. Примеры и эффективность применения предлагаемой технологии формализованного установления полосы варьирования трассы
- 4. 5. 1. Перспективы развития комплексной методики установления узкой полосы варьирования трассы
Автоматизация обработки и анализа интегрированных данных при изысканиях инженерных сооружений с распределенной структурой с применением геоинформационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одними из важнейших элементов инженерных изысканий являются современные информационные технологии и автоматизированный процесс решения проектных задач. От них в значительной степени зависит получение необходимых материалов для экономически целесообразных и технически обоснованных решений при проектировании и строительстве объектов, данных для составления прогноза изменений окружающей природной среды под воздействием строительства и эксплуатации автомобильной дороги и в итоге эффективное использование финансовых ресурсов.
В настоящее время в проектных организациях разработка и внедрение компьютерного аналитического обеспечения по темпам роста отстает от общей информатизации инженерных работ, в которой наметились изменения в сфере получения, обработки, обмена данными и повышение требований к качеству проектов. Поэтому недостаточно полно удовлетворяется потребность в современных программных пакетах, способных помочь проектировщикам в выполнении всесторонней глубокой проработки проектных решений с обоснованием их оптимальности, эффективности, долговечности, безопасности и экономичности, а также обеспечивающих возможностями современного оформления проектной продукции.
Система и методология проектирования, сформированные в условиях отсутствия высокопроизводительной вычислительной техники и программного обеспечения, требуют инноваций. В связи с этим возникает необходимость в развитии информационных систем технической подготовки производства, способных повысить объективность, достоверность и оперативность принимаемых решений, обеспечить современный подход к оформлению проектной документации, которая должна в полной мере отвечать современным требованиям.
Росавтодор не устраивает качество разрабатываемой проектной документации. За 1999 год 50% инженерных проектов, рассмотренных управлением экспертизы, были возвращены на доработку [70]. Причиной этого обстоятельства являются недостатки и недоработки по инженерным и рабочим проектам, в которых не имеется обоснования выбранного пространственного положения трассы в полосе отвода в части ее наилучшего решения: оптимальности по отдельным участкам и в целом с представлением соответствующих табличных данных, достижения наилучшего сочетания элементов плана и профиля для обеспечения требуемой и максимально возможной видимости полотна дороги и ее зрительного восприятия. Поэтому преимущество в современных условиях проектирования имеют проектные организации, располагающие высококвалифицированными специалистами в области пространственного проложения дороги в многовариантном анализе.
Не редки случаи, когда в ходе выполнения дорожных работ или после ввода объектов в эксплуатацию обнаруживаются ошибки проектировщиков, которые приводят к увеличению стоимости работ, возникновению участков с повышенной аварийностью или сокращению сроков службы дорожных сооружений. Поэтому на каждом этапе разработки проекта инженер должен с помощью гибкого многокритериального компьютерного механизма дополнять решение поставленных задач и обеспечивать необходимый уровень представления данных.
Одной из основополагающих задач современной технологии инженерных изысканий автомобильных дорог и подъездных и внутренних путей промышленных и транспортных предприятий является разработка методов и создание алгоритмов автоматизированного установления границ полосы варьирования конкурентоспособных вариантов трассы. В настоящее время эта важнейшая задача решается субъективно, без надлежащего научного и экономического обоснования, при этом нередки существенные просчеты, влекущие за собой большие экономические потери.
Работа предназначена для создания метода определения полосы варьирования с применением геоинформациониых технологий, чтобы автоматически генерировать полосу варьирования для проложения трассы с минимальными затратами, удовлетворяющего определенным ограничениям. Разработанный алгоритм позволяет проводить пространственный многокритериальный анализ района изысканий и таким образом обосновывать решение задачи установления полосы варьирования трассы дорог и путей промышленных и транспортных предприятий.
Проектировщикам в оценке расходов при прокладке маршрутов по различным участкам полосы варьирования трассы благодаря применению разнообразных комбинаций строительных сооружений и проходов через препятствия предоставляется свобода балансирования между социальными воздействиями (работа с местными жителями) и воздействиями на окружающую среду (расход топлива, эмиссия вредных веществ). Компьютерный анализ ни в коем случае не может заменить проектировщика, но это — инструмент поддержки решения, основанный на формализованных параметрах, который помогает минимизировать воздействие субъективных решений, сделанных им.
В процессе разработки проекта стремятся обеспечить высокие потребительские свойства дороги пользователям транспортной системы. Эти свойства должны находиться в равновесии с социальными и экономическими критериями, окружающей средой, техническими параметрами. Поэтому, проект автомобильной дороги должен выполняться с учётом суммарной эффективности, а также общественных целей, планов и показателей. При проведении экономических изысканий и составлении проекта обоснования инвестиций строительства инженерного сооружения требуется проведение инженерных изысканий. Для оптимизации и совершенствования проектпо-изыскательских работ па этом этапе можно использовать высокоэффективное гео-информационпое программное обеспечение.
Конечно, главный инженер проекта как ответственный за все аналитические и практические работы обладает соответствующими знаниями и опытом трассирования. Трассирование дороги ведется в какой-то степени субъективно. Уже при беглом взгляде на карту инженер подсознательно, интуитивно ассоциирует исходный материал с предыдущими проектами и назначает, по его мнению, оптимальные границы полосы варьирования. Но интуиция, к сожалению, подразумевает долю субъективной оценки и, следовательно, не исключает просчеты [109]. Поэтому для формализации, повышения уровня технического обоснования процесс установления полосы варьирования трассы требует разработки, развития и совершенствования информационно-аналитических систем и алгоритмов их функционирования па базе компьютерных систем.
Затраты на строительство новой дороги или реконструкцию существующей непосредственно зависят от выбранного направления трассы на местности. В.Ф. Баб-ков отмечал, что «.если плохое покрытие может быть без особых трудов улучшено и усовершенствовано в процессе капитальных ремонтов, то неудачно запроектированные в плане и профиле участки дороги в течение многих лет являются источником экономических потерь автомобильного транспорта и местами систематических дорожных происшествий» [5]. Увеличения затрат связаны с нерациональным удлинением дороги, значительными колебаниями отметок земли, большими размерами выемок и насыпей, дисбалансом между объёмами изымаемого и привозного грунта. Эти недоработки возникают в связи с тем, что трассирование подчиняется многим ограничивающим факторам типа геометрических параметров и обходов различных областей на маршруте. Проблема увеличивается в городских или пригородных условиях, где на проектирование новой или реконструкцию существующей дороги также влияют расположение предприятий дорожного сервиса, существующие дороги и сооружения, а также экономические, социальные и политические аспекты землепользования.
Первый шаг в создании полос варьирования — это получение подходящих данных о ландшафте, геологии, гидрогеологии, гидрографии, водотоках, поймах, существующей улично-дорожной сети и границах урбанизированных территорий. Кроме того, необходимы сведения об использовании земли и собственности, экологически чувствительных областях, социально-экономическом воздействии в ходе реализации инвестиционного проекта. В зависимости от длины дороги и сложности материальной и социальной среды могут потребоваться месяцы, чтобы собрать необходимые данные. Сбор данных на локальном участке может даже протекать с конфликтами, поскольку местные жители будут пытаться придумывать какие-либо факты неблагоприятного воздействия инженерного сооружения на стадии проектирования, задолго от строительства дороги.
Проведенная автором работа расширила область применения геоинформационных систем для установления полосы варьирования при пространственном проложе-нии трассы в многовариантном анализе. Она позволяет достичь наилучших строительных, транспортно-эксплуатационных и экономических показателей на основе использования современных моделей местности с геодезическим обоснованием и представлением данных для обработки в пакетах прикладных программ автоматизированного выполнения расчетов, иллюстрированием промежуточных результатов соответствующими изображениями и графиками. Исследования обеспечивают повышение уровня обоснованности выбранного пространственного положения трассы в связи с ее наилучшим решением: оптимальностью по отдельным участкам и в целом (с представлением соответствующих данных), достижением наилучшего сочетания элементов плана и профиля с ландшафтом, обеспечением требований строительных норм.
Общая цель работы состоит в совершенствовании процесса установления полосы варьирования трассы таким образом, чтобы обеспечить в его рамках учет технических, социально-экономических, экологических вопросов, а также внедрение формализованного подхода установления полосы варьирования автомобильной дороги, подъездных и внутренних путей промышленных и транспортных предприятий с применением геоинформационных систем.
Актуальность темы
Современные технологии проектирования инженерных сооружений с распределенной структурой позволяют разрабатывать большое число проектных вариантов в широкой полосе района проектирования. Это обстоятельство расширяет возможности проектировщика, но требует выполнения комплексных дорогостоящих изыскательских работ, затраты на которые составляют до 10% объема инвестиционного проекта строительства инженерного сооружения.
Так основные изыскательские мероприятия включают в себя: сбор данных о ландшафте, геологии, гидрогеологии, гидрографии, водотоках, поймах, существующей улично-дорожной сети и границах урбанизированных территорийсбор сведений об использовании земли и собственности, экологически чувствительных областях, социально-экономическом воздействии в ходе реализации инвестиционного проекта.
Как показывает практика, перечисленные мероприятия требуют денежных затрат в размере до 10% объема инвестиционного проекта строительства автомобильной дороги. Если учесть, что такие работы необходимо проводить для каждого варианта трассы, то получаются значительные затраты, обусловленные следующими факторами: большими массивами разнородной информации в базах и банках данныхнеобходимости сквозной технической совместимости, единообразия описания, представления и обработки интегрированных данных при организации и ведении специализированного информационного и программного обеспечения.
Практика установления полосы варьирования инженерного сооружения с распределенной структурой (подъездные и внутренние пути промышленных и транспортных предприятий, конвейер промышленного предприятия, трасса автомобильной дороги) во многом зависит от опыта, знаний, интуиции проектировщика и поэтому не гарантирует отсутствия грубых ошибок и просчетов.
Задача повышения надежности и обоснованности принятия решений при установлении расположения инженерных сооружений с распределенной структурой, а также ограничения полосы варьирования за счет ранжирования территории изысканий с применением формализованных алгоритмов и геоинформационных технологий является актуальной и должна решаться комплексно в автоматизированных системах технической подготовки производства (АСТПП).
Целью исследования диссертационной работы состоит в автоматизации технологических процессов обработки и анализа интегрированных данных при изысканиях инженерных сооружений с распределенной структурой и снижении стоимости изысканий за счёт разработки нового подхода и методики формализованного установления полосы варьирования трассы автомобильной дороги, подъездных и внутренних путей промышленных и транспортных предприятий и расположения конструктивных элементов с применением геоинформационных технологий.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи, ориентированные на разработку метода, позволяющего наиболее полно оценить влияние различных факторов на установление полосы варьирования и создать алгоритм работы с реализацией его в виде геоинформационного проекта: проведение анализа практики изысканий, принципов трассирования и методов сравнения зон варьирования для изысканий инженерных сооружений с распределенной структуройпровести исследования комплексного использования возможностей современных информационных систем сбора данных о районе изысканийоценка геоинформационных технологий пространственного анализа и возможностей их применения для достижения цели исследования, включающая классификацию пространственных инструментов геоинформациоипых систем (ГИС), их математического обеспеченияразработать модели, аппроксимирующие условия района изысканий с возможностью их классификацииразработка алгоритмов и программы установления и построения полосы варьирования трассы на основе комплексного анализа информационных слоев, определяющих условия района изысканийразработка нового подхода к построению суммарной стоимостной поверхностиразработка метода формализованного установления полосы варьирования трассы по накапливаемой стоимости в каждой ячейке грида.
Объектом исследования являются промышленные геоинформациопные технологии и инструменты пространственного анализапредмет исследования — автоматизация сбора, обработки и анализа необходимой для технического установления полосы варьирования трассы информации с использованием классификации района изысканий по информационным слоям, геоинформациопные компоненты системы технической подготовки производства при инженерных изысканиях.
Методы исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются геоинформационные технологии получения и обработки интегрированных данных о районе изысканий, к которым относятся современные методы информатики, включающие в себя компьютерную геометрию, алгебру карт, теорию графов.
Научная новизна работы заключается в следующем: предложены методы формализации пространственных данных на основе применяемых на практике классификаций характеристик исследуемого района местностиразработан метод представления района инженерных изысканий в информационных слоях в формате гридразработан новый подход комплексной оценки района изысканий через построение суммарной стоимостной поверхности, получаемой как результат суммирования частных стоимостных поверхностей, выражающих влияющие на стоимость строительства факторыразработан новый подход к установлению полосы варьирования трассы путем его формализованного вычисления с применением теории графов по суммарной стоимостной поверхностиразработаны и теоретически обоснованы алгоритмы, реализующие методику установления полосы варьирования трассы.
Практическая ценность работы. Реализована и предоставлена методика применения инструментов сбора исходной информации в широкой полосе местности. Теоретические разработки и практические исследования доведены до методики в виде программного продукта, позволяющего выполнять работы по установлению полосы варьирования трассы. Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение, подтвержденное справками о внедрении и используются в учебном процессе по специальностям 291 000 — «Автомобильные дороги и аэродромы» и 220 200 — «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
Реализация работы. Разделы методики обработки и анализа интегрированных данных при изысканиях инженерных сооружений с распределенной структурой и установления полосы варьирования трассы с применением геоинформационных технологий были использованы и послужили основой при проведении исследований и подготовке отчетов по следующим программам:
НТП «КОНВЕРСИЯ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 1997;2000 годы», НИР Б70 197 «Разработка теоретических основ и принципиальных методов изыскания, проектирования и эксплуатации сети автомобильных дорог с использованием спутниковых навигационных систем и компьютерных технологий», 1997;2000 гг.
МНТП «Перспективные технологии в геодезии, кадастре и мониторинге земель России на основе спутниковых, оптоэлектронных и геоинформационных систем („ГЕОИНФОКАД“)», НИР Б70 298 «Разработка и исследование автоматизированных ГИС-технологий и сетевых информационных систем для территориальных баз ф данных картографической, экологической и кадастровой информации для дорожного хозяйства», 1998;2000 гг.
НТП «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», НИР Б70 301 «Управление и обеспечение безопасного функционирования транспортно-дорожного комплекса с использованием ГИС-технологий и спутниковых навигационных систем», 2001;2002 гг.
НТП «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», НИР Б70 303 «Исследование возможностей геоинформационных систем для мониторинга уровня безопасности движения на автомобильных дорогах», 2003;2004 гг.
ВНП «Развитие научного потенциала высшей школы», НИР Б70 305 «Применение геоинформационных систем для оперативного информационного учета параметров безопасности дорожного движения в режиме реального времени», 2005 г.
Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на: научно-методических и научно-исследовательских конференциях МАДИ (ГТУ), 19 992 001 гг.- Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дорожного строительства и хозяйства Северо-Западного региона России», 1999 г., ВологдаВсероссийском совещании работников дорожного хозяйства по вопросам # совершенствования проектно-сметного дела в дорожном хозяйстве, 2000 г., Москва;
Пятой Международной конференции «Современные информационные технологии и эффективные организационные решения в управлении развитием городов и регионов» УРБИС-2000, 2000 г., Химкинский район Московской областиежегодных международных конференциях «Современные технологии изысканий, проектирования и геоинформационного обеспечения в промышленном, гражданском и транспортном строительстве», 2000;2001 гг., МоскваМеждународной научно-практической конференции «Проблемы автомобильных дорог России и Казахстана», 2001 г., Омскотчетной конференции-выставке по подпрограмме «Транспорт» научно-технической программы Минобразования России «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», 2002 г., Москва-ЗвенигородXI Всероссийском форуме «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития», 2004 г., Москва, РАГСвыставке «Достижения МАДИ (ГТУ)-75», 2005 г., Москва, МАДИ (ГТУ).
Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 12 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по каждой главе, общих выводов, списка литературы из 144 наименований, 11 приложений и изложена на 168 страницах текста, содержит 89 рисунков, 9 таблиц.
Общие выводы.
1. Проведенный анализ существующих методов трассирования и установления полосы варьирования трассы автомобильной дороги показал, что им присущи следующие недостатки: под понятием установления полосы варьирования трассы понимают довольно узкий круг вопросов, связанный со сравнением пробных вариантов трассы по отдельным экономическим показателям района изысканийосновные решения по плану трассы принимаются изыскателями априори в поле, а это не гарантирует того, что удовлетворительное положение трассы на местности будет найденовопросы поиска проектных решений по различным сооружениям не решаются в рамках сквозной единой технологии из-за отсутствия методики комплексного пространственного анализа района изысканий с целыо установления полосы варьирования трассы, что приводит к потере информации, необходимой на следующих стадиях строительства и эксплуатации инженерного сооружения.
В связи с этим выявлена необходимость разработки новых подходов в совершенствовании такого важного этапа проектирования, как установление полосы варьирования трассы автомобильной дороги на стадии обоснования инвестиций.
2. Проведенная экспериментальная работа по оценке современных автоматизированных инструментальных средств сбора, храпения и обработки информации, необходимой для решения поставленных задач, показала: достаточность информационных (спутниковых, геофизических, фотограмметрических) технологий для сбора необходимой информации в широкой полосе местности расположения конкурирующих вариантов трассы в сжатые сроки и с регламентируемой техническими нормами точностьюпреимущества их использования благодаря расширенным возможностям геоинформационной интеграции и представления материалов изысканий как в традиционном виде (чертежи, профили, таблицы), так и в электронном виде (цифровые и математические модели).
Разработаны рекомендации по использованию инструментов сбора, хранения и обработки интегрированных данных о районе изысканий автомобильной дороги на базе технологий дистанционного зондирования, спутниковых навигационных систем, методов прикладной геофизики.
3. Проведен комплексный сравнительный анализ использования ГИС в целях работы над установлением полосы варьирования трассы: проведено исследование комплексного использования геоинформационных компонентов АСТПП (методического, программного, информационного, технического и организационного обеспечений) — выделены и структурированы возможности ГИС для осуществления комплексной обработки информации — от сбора данных до ее хранения, обновления и представления.
4. Разработана методика установления полосы варьирования трассы, основанная на многофакторном анализе района изысканий, в которой учитываются: существующие методики по оценке влияния различных условий района изысканий на стоимость строительства автомобильной дорогистадийность и последовательность в сужении полосы варьирования автомобильной дороги на различных стадиях по работе над проектомрасширяемость алгоритма с возможностью включения новых и модернизации имеющихся информационных слоев.
5. Разработан метод определения путей зон варьирования по заданной сетке грида для установления полосы варьирования трассы автомобильной дороги, в том числе произведено: обоснование схемы хранения интегрированных данных в грид-форматемоделирование данных о районе изысканий в виде дискретных и непрерывных поверхностей с применением специализированных интерполяторовреализация алгоритма для работы программы установления полосы варьирования на основе представления района изысканий в виде неориентированного неполного взвешенного графа.
6. Предлагаемая методика апробирована на экспериментальной модели района изысканий и продемонстрировала свою эффективность по следующим показателям: комплексный учет влияния нормализованных факторов на процесс установления полосы варьирования трассыбыстродействие выработки решений на всех стадиях анализа района изысканийпредставление широких возможностей по дополнению алгоритма программы с расширением перечня анализируемых слоев и функций классификации и нормализации.
7. Ожидаемый экономический эффект от внедрения методики автоматизированного установления полосы варьирования трассы составляет по разным источникам до 10% от общего объема проектно-изыскательских работ за счет: гарантированного нахождения в установленной полосе варьирования вариантов трассы, строительная стоимость которых ниже стоимости вариантов без детального обоснования полосы варьированияснижения стоимости изысканий, трудовых затрат и сокращения сроков выполнения проектно-изыскательских работ благодаря сужению полосы местности для проведения детальных дорогостоящих проектно-изыскательских работсокращение числа вариантов проектных решений трасс за счет комплексного пространственного установления полосы варьирования с применением высокопроизводительных информационных технологий.
Технология комплексной оценки района изысканий на базе геоинформационных систем позволяет вырабатывать формализованные решения полосы варьирования трассы автомобильной дороги и подъездных и внутренних путей промышленных и транспортных предприятий для детального проектирования инженерного сооружения с распределенной структурой.
Список литературы
- Автомобильные дороги// Зарубин А. П. Автоматизированные системы проектирования дорог. — 1994.№ 1. — С. 6−8.
- Актуальные проблемы дорожного строительства и хозяйства СевероЗападного региона России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции// Канжина О. В., Кулижииков A.M. Моделирование узкой полосы местности. Вологда: ВоГТУ, 1999. 90 с.
- Анализ действующих норм проектирования и их сопоставление с зарубежными нормами/ Российское дорожное агентство. М.: Информавтодор, 2000. — 32 с.
- Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.: Транспорт, 1993.-С. 82.
- Бабков В.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1980.- 189 с.
- Бабков В.Ф. Трассирование автомобильных дорог: Учебное пособие. М.: МАДИ, 1993.-80 с.
- Бабков В.Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог: Учебник. -М.: Транспорт, 1987, 4.1 368 е., 4.2 — 408 с.
- Билич Ю.С., Васмут А. С. Проектирование и составление карт. М., 1984. 364с.
- Бируля А.К. Проектирование автомобильных дорог. Часть I. М.: Авто-траисиздат, 1961. — 500 с.
- Бируля А.К. Эксплуатация автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1966. -326 с.
- Бойков В.Н. Методология и практические методы автоматизированного трассирования реконструируемых автомобильных дорог: Дис. .докт. техн. наук. -М.: МАДИ, 2002.-426 с.
- Бойков В.Н. Обеспечение зрительной плавности и ясности автомобильных дорог при автоматизированном проектировании: Дис.. канд. техн. наук. М.: МАДИ, 1986.- 192 с.
- Васильев А.П. Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения. М.: Транспорт, 1986. — 248 с.
- Виноградский А.К. Дорожное районирование. М.: Транспорт, 1989. — 95 с.
- Виноградский А.К. Дорожно-ландшафтное районирование для проектирования автомобильных дорог. Труды МАДИ. М., 1976, вып. 99. — С. 60−75.
- ВСН 208−89 Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог. / Минтраисстрой СССР. М.: Транспорт, 1990. — 58 с.
- ВСН 30−84. Инструкция по применению фотограмметрических методов при ландшафтном проектировании автомобильных дорог. / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1985. — 50 с.
- ВСН 8−89 Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989.- 33 с.
- Гарбук С.В., Гершензон В. Е. Космические системы дистанционного зондирования Земли. М.: Изд-во, А и Б, 1997. — 296 с.
- ДеМерс, Майкл Н. Географические Информационные Системы. Основы.: Пер. с англ. М.: Дата+, 1999. — 490 с.
- Георадары, дороги 2000: Материалы Международного научно-технического семинара. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2000. — 104 с.
- Геофизика//Хмелевской В.К., Петрухин Б. П., Ильина Е. Б. Физико-геометрическая и геолого-гидрогеологическая интерпретация данных электроразведки методом сопротивлений, 1994, № 3, с. 26−29.
- Гос Н., Веселы В. Трассирование дороги с учетом ландшафта. М.: Авто-трансиздат, 1961. — 144 с.
- ГОСТ 22 268–76. Геодезия. Термины и определения.
- ГОСТ 28 441–90. Картография цифровая. Термины и определения. 1990
- Григорьев М.А. Графо-аналитический метод проектирования плана трассы дороги// Труды МАДИ, 1976, вып. 99. С. 37−59.
- Григорьев М.А. Методы и технология автоматизированного проектирования трассы автомобильных дорог в плане. Дис.. канд. техн. наук. — М.: МАДИ, 1983.-240 с.
- Дорожная терминология: Справочник/ Под ред. М. И. Вейцмана. М.: Транспорт, 1985.-310 с.
- Дубелир Г. Д., Корнеев Б. Г., Кудрявцев М. Н. Основы проектирования автомобильных дорог. M.-JL: Изд-во Наркомхоза РСФСР, 1938. — 224 с.
- Еремин В.М. Методологические аспекты исследования системы «водитель-автомобиль-дорога-окружающая среда».// Актуальные вопросы повышения безопасности движения. М.: МАДИ, 1988. — С. 4−8.
- Еремин В.М. Проблемы оценки проектных вариантов автомобильных дорог в САПР-АД. // Развитие методов и средств использования ЭВМ для оценки проектных решений автомобильных дорог./ Труды Союздорнии, М.: Союздорнии, 1989, с. 29−35.
- Еремин В.М., Шухман Г. А. Поддержка принятия решений в автомобильно-дорожной отрасли. Деп. в ВИНИТИ 26.02.99, № 623-В99, 1999, 20 с.
- Завадский Ю.В. Решение задач автомобильного транспорта с помощью математических моделей. М.: МАДИ, 1980
- Зыков А.А. Основы теории графов. М.: Наука, 1987.
- Инженерная геодезия: Учебник/Г.А. Федотов. М.: Высш. шк., 2002. — 463с.
- Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог. ВСН 42−87 Минтрансстроя СССР.
- Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:10 000 и 1:25 000 (Полевые работы). Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. М.: Недра, 1978. — С. 9.
- Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации// Мусин О. Р. Диаграмма Вороного и триангуляция Делоне. 1999. -№ 2(19). — С. 51−52.
- Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации// Мусин О. Р. Цифровые модели для ГИС. 1998. 4 (16). С. 30.
- Использование математических методов и ЭВМ при планировании развития и работы транспорта. / Под ред. Г. И. Черномордика и И. Т. Козлова. М.: Транспорт, 1967.-296 с.
- Капралов Е.Г., ГИС-Ассоциация. Типичные ошибки цифровых карт.
- Комплексные инженерно-геофизические исследования при строительстве гидротехнических сооружений. — М.: Недра, 1990
- Кравченко Ю.А. Методы моделирования топографических поверхностей. -Обзорная информация ЦНИИГАиК. М.: ЦНИИГАиК. — 1984. — 68 с.
- Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. -М.: Мир, 1978.
- Кудрявцев М.Н., Каганович В. Е. Технико-экономическое обоснование развития сети автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1968. — 144 с.
- Кулижников A.M. Комплексное проектирование автомобильных дорог на основе пространственного моделирования (на примере Европейского Севера России).-Дис.. докт. техн. наук.-М.: МАДИ, 1998.-300 с.
- Кулижников A.M., Юфряков А. В. Моделирование рельефа, элементов геологии и гидрогеологии местности / Арх. гос. техн. ун-т. Архангельск, 1997. — 125 с.
- Лебедихин А.В. Разработка комплекса показателей для целей технико-экономического обоснования величин продольных уклонов автомобильных дорог. -М.: Дис.. канд. техн. наук, 1986. — 212 с.
- Лобанов А.Н. Фотограмметрия: Учебник для вузов. 2-е изд., М., Недра, 1984,552 с.
- Лобанов Е.М. Критерии зрительной плавности дороги// Проектирование автомобильных дорог в сложных условиях. М.: МАДИ, 1981. — С. 3−12.
- Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. М.: Транспорт, 1980. — 311 с.
- Ловас Л., Пламмер М. Прикладные задачи теории графов. Теория паросоче-таний в математике, физике, химии. М.: Мир, 1998.
- Маркианов В.А. Количественные оценки сочетания автомобильной дороги с рельефом. Автореф. дис.. канд. техн. наук. — М., 1995. — 18 с.
- Материалы международной ежегодной конференции «Современные технологии изысканий, проектирования и геоинформационного обеспечения в промышленном, гражданском и транспортном строительстве», Минск, 2001. 168 с.
- Материалы V Всероссийской учебно-практической конференции «Проблемы ввода и обновления пространственной информации» (Москва, 29 февраля 3 марта 2000 г.).
- Методические рекомендации по назначению продольных уклонов при проектировании автомобильных дорог. М.: Союздорнии, 1975. — 35 с.
- Методы оценки эффективности мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дорог и безопасности движения. / Под ред. Л. А. Бронштейна.-М.: Высшая школа, 1971, 175 с.
- Методы реконструкции автомобильных дорог// Голубин В. Ю. Применение сплайн-функций при проектировании продольного профиля. Труды МАДИ -М., 1989.-С. 19−24.
- Митурский С.Н. Строительные расходы на автодорожном транспорте. М.: Автотрансиздат, 1963. — 103 с.
- Мюллер Г. Основы трассирования и разбивка автомобильных и железных дорог / Пер. с нем. В. А. Федотова. М.: Транспорт, 1990. — 239 с.
- Огильви А.А. Основы инженерной геофизики. М.: Недра, 1990
- Осиновская И.А. Учет влияния рельефа местности при проектировании клотоидной трассы. В кн.: Проектирование автомобильных дорог. — Омск, 1981. -С. 160−164.
- Переходов А.В. Методы изысканий автомобильных дорог на полосе варьирования с использованием радиолакационного зондирования грунтов. Дис.. канд. техн. наук. М., 1989 г.
- Полевые методы гидрогеологических, инженерно-геологических, мерзлотных и инженерно-геофизических исследований. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Поспелов П.И. Борьба с шумом на автомобильных дорогах. М.: Транс1. Ф порт, 1981.-88 с.
- Поспелов П.И., Пуркип В. И. Защита от шума при проектировании автомобильных дорог. М.: МАДИ, 1985. — 119 с.
- Применение ЭВМ в проектировании автомобильных дорог// Федотов Г. А. ф Принципы автоматизированного проектирования автомобильных дорог. Труды Союздорнии. М.: 1987. — С. 64−70.
- Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации. «Дороги России», 1995−2000 г. г. М.: Информавтодор. — 78 с.
- Программа совершенствования проектно-сметного дела в дорожном хозяйстве. Российское дорожное агентство, 2000. — 22 с.
- Проектирование автомобильных дорог в сложных условиях// Бойков В. Н. Автоматизация обработки информации на этапе полевых изысканий автомобильных дорог. Труды МАДИ. -М., 1988.-С. 120−124.
- Проектирование автомобильных дорог. Сборник научных трудов МАДИ (ГТУ),-М., 2002.- 158 с.
- Проектирование автомобильных дорог. Сборник научных трудов МАДИ (ТУ),-М, 2000.- 148 с.
- Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника/ Под ред. Г. А. Федотова. М.: Транспорт, 1989. — 437 с.
- Пуркин В.И. Основы автоматизированного проектирования автомобильных дорог (уч. пособие). М.: МАДИ, 2000 г. — 141 с.
- Пуркин В.И. Применение ЭВМ в курсовом и дипломном проектировании. -М.: МАДИ, 1979
- Пуркин В.И., Судьин М. И. Применение ЭЦВМ при проектировании автомобильных дорог. М.: МАДИ, 1979. — 58с.
- Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. Федеральный дорожный• департамент Минтранса РФ. М.: 1995. — 124.
- Родионов Д.А., Коган Р. И., Голубева В. А. и др. Справочник по математическим методам в геологии. М.: Недра, 1987. 335 с.
- Романенко И.А. Технико-экономические основы проектирования сетей ав-к. томобильных дорог. М.: Высшая школа, 1975. — 267 с.
- Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР. -М.: Транспорт, 1982. 88 с.
- Румянцев Д.Г. Методические указания по автоматизированному трассированию автомобильной дороги с применением аэрометодов и ЭВМ. М.: МАДИ, 1982.-45 с.
- Саушкин Ю.Г. История и методология географической науки. М.: МГУ, 1976.-423 с.
- Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. М.: Транспорт, 1977. — 303 с.
- Система автоматизированного проектирования автомобильных дорог «ReCAD». Руководство пользователя. Томск:
- Ситников Ю.М. Системный подход к технико-экономическому проектированию элементов автомобильных дорог. Труды МАДИ. М., 1976 вып. 99. — С. 4−36.
- Ситников Ю.М., Дивочкин О. А. Стадийное улучшение трапспортно- эксплуатационных качеств дорог. М.: Транспорт, 1973. — 128с.
- Скворцов Э.С., Голубин В. Ю., Федотов Г. А. Автоматизация проектирования дорог с помощью ЭВМ: Учебное пособие. / М.: МАДИ, 1982. — 105с.
- Славуцкий А.К. Учет сельскохозяйственных земель при строительстве автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1976. — 80 с.
- Смехова А.Е. Опыт цифрового моделирования рельефа и машинной обработки картографической информации (Норвегия)/ Экспресс-информация ЦНИИГА-иК. Серия: Картография. Вып.6. М.: ЦНИИГАиК, 1987. — С. 3−10.
- СНиП 1.02.07−87. Инженерные изыскания для строительства. / Госстрой СССР, ГУГКСССР, 1988
- СНиП 11−02−96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения/Госстрой России. М.: ПНИИИС, 1997.—45 с.
- СНиП 11−103−97 Свод правил по инженерным изысканиям для строительства. Инженерно-геодезические изыскания для строительства
- СНиП 2.01.01−82. Строительная климатология и геофизика/Госстрой СССР. -М.: Стройиздат, 1983.—136 с.
- СНиП 2.01.14−83. Определение расчетных гидрологических характеристик. М.: Госстрой СССР, 1983
- СНиП 2.05.02−85. Автомобильные дороги. М.: Госстрой СССР, 1986. — 56с.
- Совершенствование методов проектирования автомобильных дорог// Голубин В. Ю. Моделирование трассы с использованием сплайн-функций. Труды МАДИ -М., 1986.-С. 68−76.
- Справочник инженера-дорожника. Изыскания и проектирование а/д. М.: Транспорт, 1977.
- Справочник по инженерной геологии. М.: Недра 1981. — 325 с.
- Струченков В.И. Автоматизация проектирования плана и профиля автомобильных дорог// Автомобильные дороги, № 2, 1994. С. 24−26.
- Технико-экономическое обоснование при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов (справочное пособие)/Е.В. Болдаков, Г. А. Федотов, Б. Ф. Перевозпиков и др.- Под. ред. Е.В. Болдакова- М.: Транспорт, 1981, 207 с.
- Указания по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог. ВСН 18−84 / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1985. — 47 с.
- Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. ВСН 25−86/ Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988. — 183 с.
- Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог. ВСН 21−83. Минавтодор РСФСР. -М.: Транспорт, 1985. 125 с.
- Федоров В.И. Аэроизыскания автомобильных дорог и мостовых переходов. М.: Транспорт, 1975. — 200 с.
- Федоров В.И., Румянцев Д. Г. Инженерные аэроизыскания автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1984. — 240 с.
- Федотов В.А., Королев А. В. Трассирование посредством кубических сплайнов// Автомобильные дороги, № 8, 1977. С. 26.
- Федотов Г. А. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог. -М.: Транспорт, 1986.-317 с.
- Федотов Г. А. Расчеты мостовых переходов с применением ЭЦВМ. М.: Транспорт, 1977.-208с.
- Филынтейи E.JI. Проектирование оптимального профиля автомобильных дорог с помощью программы ПОЛА-1// Автомобильные дороги, № 5. 1970.-С. 21−23.
- Хавкин К.А. Применение электронных вычислительных машин для проектирования продольного профиля автомобильных дорог// Автомобильные дороги, 1959. № 11.-С. 12.
- Хавкин К.А., Дашевский Л. Н. Проектирование продольного профиля автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1966. — 238 с.
- Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.
- Хмелевской В.К. Геофизические методы исследования земной коры: Учеб. пособие. Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна». Кн.2: Региональная, разведочная, инженерная и экологическая геофизика. — 1999.-182с
- Хомяк Я.В. Автоматизация проектирования автомобильных дорог. К.: Вища шк., 1987.- 192 с.
- Хомяк Я.В. Проектирование сетей автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983.-207 с.
- Хорошилов Н.Ф. Временные указания для оценки трассы автомобильных дорог по скорости движения автомобиля. Информационное письмо № 11. — М.: Дор-издат, 1950.-32 с.
- Хорошилов Н.Ф. Транспортно-эксплуатационная оценка основных элементов автомобильных дорог при разработке проектно-сметной документации. Труды Союздорнии. М.: Транспорт, 1968, вып. 19. — С. 3−45.
- Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. — 288 с.
- Цифровое моделирование местности в топографо-геодезических целях. Обзорная информация ЦНИИГАиК. Серия: Механизация и автоматизация крупномасштабных съемок. Вып. 44. -М.: ЦНИИГАиК, 1980.
- Экономика дорожного строительства. /Под. ред. Л. А. Бронштейна. М.: Транспорт, 1979. — 317 с.
- Экономические изыскания и основы проектирования железных дорог. /Под ред. Б. А. Волкова. М.: Транспорт, 1990. — 268 с.
- Экономические изыскания и технико-экономическое проектирование автогужевых дорог. /Под ред. Л. А. Бронштейна. М.: Госуд. транспортное изд-во, 1936, 240 с.
- American Association of State Highway and Transportation Officials (AASHTO). A policy on geometric design of highways and streets. Washington, D.C., 1994.- 1044 pp.
- ArcView Spatial Analyst. User manual. ESRI, Inc., 1996. — 150 pp.
- Burrough P.A. Principles of Geographical Information Systems for land Resources Assessment, Clarendon, Oxford, 1986. 194 p.
- Cormen Т.Н., Leiserson C.E., Rivest R.L., Introduction to Algorithms. The MIT Press/McGraw-Hill, 1990
- CREDO. Программный комплекс обработки инженерных изысканий, цифрового моделирования местности, проектирования генпланов и автомобильных до
- Ф рог. Минск, Научно-производственная компания КРЕДО-ДИАЛОГ, т. 1−5, 1997.
- Dijkstra E.W. A note on two problems in connection with graphs. Numerische Mathematik, l, p.269.
- Environmental Systems Research Institute, Inc., 1990, Understanding GIS: The ARC/INFO Method.
- Forschungsgesellshaft fur das Strafienweften, (FGSB): Richtlinien fur die Anlage von Strassen RAS, 1996
- Forschungsgesellshaft fuer Strassen-und Verkehrswesen, (FGSB): Richtlinie fur die Anlage von LandstraBen (RAL), Teil III: Knotenpunkte (RAL-K), Abschnitt 2: Planfreie Knotenpunkte (RAL-K-2), Ausgabe 1976
- Hutchinson M.F. 1988. Calculation of hydrologically sound digital elevation models. Proceedings, Third International Symposium on Spatial Data Handling, Sydney, Columbus: International Geographical Union, pp. 117−133.
- Heitzinger D., Kager H. Hochwertige Gelandemodelle aus Hohenlinien durchwissensbasierte Klassifikation von Problemgebieten // Photogrammetrie-Fernerkundung-Geoinformation. 1999. N 1, P. 29−40.
- Highway Design Manual. Fifth Edition. California Department of Transportation, SACRAMENTO, CALIFORNIA, 1995
- Kerry K.E., Hawick K.A. Spatial interpolation on distributed, high-performance computers, Technical Report DHPC-015, University of Adelaide, 1997.
- Luenberger D. G., Linear and Nonlinear programming, 2nd ed, Addison Wesley, 1984.
- Mather, P.M., 1976. Computational Methods of Multivariate Analysis in Physical Geography, Wigley, New York.
- Moore I.D., Grayson R.B., Ladson A.R. Digital terrain modeling a review of hydrological, geomorphological and biological applications // Hydrol. Proc. 1991. N 5, P. 3−30.• 141. Pike R.J. Geomorphometry-progress, practice, and prospect // Z. Geomorph.
- Suppl. 1995. Vol. 101. P. 221−238.
- Wood, J and Fisher, P (1993) Assessing interpolation accuracy in Elevation Models, IEEE Computer Graphics and Applications, 13(2), pp.48−56.
- Working with the ArcView Spatial Analyst © ESRI, CA, USA. Environmental Systems Research Institute, Inc. 1990−1997.
- Yoeli, P. (1986) Computer executed production of regular grid of height points from digital contours, The American Cartographer, 13(3), pp.219−229.