Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологическая детерминация поведения в условиях системных кризисов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В криминологических, педагогических и психологических исследованиях рост преступности традиционно принято детерминировать социально-экономическими проблемами в стране (растущей материальной дифференциацией общества, безработицей, люмпенизацией населения и др.) и индивидуальными психофизиологическими особенностями человека. В то же время, очевидно, что криминальная активность подростков возрастает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
    • 1. 1. Классификация отклоняющегося поведения детей и подростков
    • 1. 2. Основные методологические линии в исследованиях отклоняющегося поведения
  • Глава 2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ И ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА
    • 2. 1. Понижение уровня нормативности в поведении после начала действия системных кризисов
    • 2. 2. Социально-психологическая характеристика процессов и явлений, формирующих преступное поведение несовершеннолетних
    • 2. 3. Исследование влияния социальных условий на эффективность обучения и поведения учащихся

Социально-психологическая детерминация поведения в условиях системных кризисов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования вытекает из феномена беспрецедентного увеличения детской и подростковой преступности в период с 1992 по 2002 гг. В России такого увеличения отклонений в поведении не наблюдалось 70 лет, поэтому результаты теоретических и практических психолого-педагогических исследований этого периода не могут объяснить в полной мере солирование агрессивности на индивидуальном и массовом уровнях. Преступность несовершеннолетних волновала общество во все временадело здесь не в гуманности общества и государства по отношению к малолетним гражданам, несмотря на то, что преамбулой всех публикаций, выступлений, бесед является именно гуманность и сострадание. Дело в том, что малолетние преступники по истечении короткого времени становятся преступниками взрослыми. Если малолетних преступников много, то и взрослое преступное сообщество увеличивается в такой же пропорции. Поэтому, малолетние преступники постоянно находятся в центре внимания исследователей — криминалистов, педагогов, психологов, социологов и др. Нет другой проблемы, которая в своей актуальности превзошла бы проблему преступности несовершеннолетних, но в периоды резкого увеличения преступности она становится особенно актуальнойактивизируются исследования всех направлений, открываются определенные закономерности, в науке появляются новые имена.

В аналитической записке Совета Федерации еще в 1999 г. представлено состояние проблемы преступности, беспризорности и безнадзорности в Россиив каждом крупном городе насчитывается от 20 до 45 тыс. беспризорных детей и подростков. По данным Министерства труда в то время в органах внутренних дел состояли на учете около 500 тыс. несовершеннолетних и более 202 тыс. родителей, не выполняющих свои родительские обязанности. Рост подростковой преступности превысил все пределы безопасности государства, и тенденции к снижению не наблюдается: в целом ряде случаев преступления из взрослой среды переходят в детскую — подростки вовлечены в теневой бизнес, что означает, прежде всего, рост корпоративной зависимости.

Для всех социальных наук, в том числе и для социальной психологии, важным является исследование общемировой тенденции к росту правонарушений подростков. В России подростковую преступность объясняют системным социально-экономическим и политическим кризисом, параллельно с которым, начиная с 1992 г., преступность неуклонно и стремительно росла до 2002 г. Во всех европейских странах число преступлений, совершенных несовершеннолетними в этот период также выросло от 40 до 70%. В США и большинстве стран мира в детской преступности нет отката назад, спада, сокращения преступлений. Следовательно, рост детской преступности в России соответствует общемировой тенденции, которую многие аналитики рассматривают как мегатенденцию — направленную, длительную и глобальную динамику нового социального феномена. Субстанциальные причины данной мегатенденции одинаковы, не зависят от пространственных и временных границ, являются постоянно действующими и жестко определяют поведение людей.

В криминологических, педагогических и психологических исследованиях рост преступности традиционно принято детерминировать социально-экономическими проблемами в стране (растущей материальной дифференциацией общества, безработицей, люмпенизацией населения и др.) и индивидуальными психофизиологическими особенностями человека. В то же время, очевидно, что криминальная активность подростков возрастает вне зависимости от материального благополучия населения, социально-экономические причины не являются доминирующими во всем мире. В качестве ведущих причин преступности французы, немцы, бельгийцы и итальянцы (90%) считают телевидение и другие СМИ. Российские исследователи подходят к этой проблеме более широко, поскольку уровень «социального понижения» выше. Но во всех случаях указанная мегатенденция заставляет исследователей все чаще обращать внимание на активность факторов и причин, на то, что провоцирует к активности дремлющие в стабильных социальных условиях агрессивные стороны личности.

Теоретическая актуальность исследования работы определяется недостаточной разработанностью психологических проблем отклонений в поведении в изменяющихся социально-экономических и политических условиях на уровне глобальных системных кризисовизвестные теории и концепции детерминации поведения не могут в полной мере объяснить повышение индивидуальной и массовой агрессивности. В теоретическом поле, с одной стороны, наблюдается повышение интереса к феномену агрессивности, как к базовому, естественному состоянию, определяющему поведение человека, с другой — отклонения в поведении исследователи традиционно объясняют социальными влияниями, с третьей стороны дезадаптация объясняется жестким влиянием СМИ, глобализацией информационных технологий. Прикладные исследования во многом ориентированы на разработку эффективных технологий профилактики, диагностики и психокоррекции личностной дезадаптации.

Системный кризис выявил жесткую взаимосвязь социальной среды и отклонений в поведенииисследование активности отдельных факторов и психологических закономерностей в поведении является актуальным в социальной психологии.

Степень научной разработанности проблемы. Системные кризисы в социально-психологическом плане не исследовались так интенсивно, как все предыдущие «спокойные» годы после первого исторического количества беспризорников. Поэтому, степень научной разработанности можно оценивать только в том случае, если опираться на статистический материал и на некоторые статьи, появившиеся в последние годы (А.Н. Исаев, В. Ф. Шевчук и др.). В то же время, имеется огромная публицистическая библиография, которая дает представление о масштабах проблемы и, в сущности, раскрывает основные механизмы увеличения агрессивности в поведении. Имеют значение исследования в психокоррекционном и психотерапевтическом планах, потому что они направлены на изучение отклонений, связанных как с личностными характеристиками, так и с социальной средой, ее изменениями. Библиография в этом направлении также достаточно велика. В то же время, резкое сословное расслоение общества и сопутствующие этому имущественные различия изменили стандарты оценки качества воспитания семьи, поведение детей и подростков существенно изменилось именно по этой причине. Социально-психологических исследований в этом направлении мало, в большей степени они относятся к педагогическому блоку. Проблема влияния имущественного расслоения общества на поведение учащихся и оценку этого поведения является неизученной.

Объект исследования — отклоняющееся и преступное поведение.

Предмет исследования — причины и факторы формирования отклоняющегося и преступного поведения в условиях системных кризисов.

Цель исследования: выявить влияние социальных условий (полнота семьи, социальный статус родителей, материальное положение) на нормативность поведения и успеваемость учащихся.

Основная гипотеза:

В условиях системных кризисов резко дифференцируются социальные условия, что понижает нормативность в поведении и качество обучения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи:

— провести всесторонний анализ социально-психологических и криминологических исследований отклоняющегося и противоправного поведения детей и подростков;

— рассмотреть и теоретически обосновать влияние системного кризиса на поведение детей и подростков в период с 1992 по 2002 гг.;

— исследовать закономерности формирования отклоняющегося и преступного поведения в условиях социального понижения;

— исследовать взаимосвязь социального статуса родителей, полноты семьи и материального положения с нормативностью в поведении.

Методы исследования. Исходя из поставленных задач исследования, были использованы: сравнительно-исторический и монографический методы, анализ статистических данных, опрос, беседа, наблюдение и анкетирование.

Методологическая основа исследования вытекает из работ в области социальной, политической, педагогической психологии, криминологии, психотерапии, диагностики и коррекции. Значительное влияние на формирование теоретико-методологической основы оказали следующие концепции и исследования:

— криминологические теории о биологической предопределенности поведения личности А. В. Богдановского, А. П. Богданова, JI.M. Василевского, М. Н. Гернет, Д. А. Дриля, А. И. Зак и др.;

— социально-криминологические и исследования в области психиатрии Л. В. Занкова, В. П. Кащенко, В. Н. Куфаева, П. Ф. Лесгафта;

— современные исследования по методологии социальной психологии В. В. Новикова, поведения личности Ю. А. Клейберга, Д. И. Фельдштейна, В. Ф. Шевчука, а также коррекции поведения Н. В. Клюевой, В. В. Козлова и др.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна заключаются, прежде всего, в постановке и решении проблем формирования нормативного и отклоняющегося поведения детей и подростков в условиях системного социально-экономического и политического кризиса, а также в следующем:

— раскрыта динамика исследовательского понимания факторно-причинного круга нормативного и отклоняющегося поведения в длительном историческом периоде;

— выявлены и описаны психологические закономерности понижения нормативности в поведении личности на индивидуальном и групповом уровнях в условиях длительных системных кризисов;

— исследована социально-психологическая автономность в формировании нормативности в поведении в условиях системных кризисов;

— выявлены закономерности формирования отклоняющегося поведения в условиях социально-имущественной дифференциации семей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные социально-психологические закономерности формирования отклоняющегося поведения и оценки нормативности детей и подростков в условиях системных кризисов дополнят общую теорию поведения личности на индивидуальном и групповом уровнях, теорию и практику воспитания, диагностики и психокоррекции.

Практическая значимость исследования. Осуществлен анализ и прогноз состояния нормативности в поведении в регионе, что является необходимой составляющей ряда проектов. Полученные научные результаты могут экстраполироваться на социальную работу с населением, на систему правоохранительных органов и Минюста. Полученные в исследовании результаты легли в основу проекта по психологическому обеспечению профилактики сиротства Центра социальной политики г. Ярославля и широко применяются в учебной работе при подготовке специалистов профессионального обучения в Ярославском техническом университете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологические и криминологические исследования отклоняющегося поведения в течение 70 лет опирались на доминирующие теории и концепции в стабильных социально-экономических и политических условиях, и не могут в полной мере объяснить феномен увеличения преступности во время действия системного кризиса.

2. Системный кризис всегда начинается с резкого увеличения преступности, при этом, даже значительное улучшение социальных условий меняет нормативность в поведении.

3. Снижение социальной и политической стабильности в 1992 г. повлекло за собой увеличение преступности в 10−15 раз, что дает основания предполагать наличие жесткой связи форм поведения и социальной защищенности.

4. Низкий социальный статус родителей, неполная семья и затрудненное материальное положение понижают показатели в учении и поведении учащихся, независимо от типа учебного заведения.

Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования обсуждались на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, кафедре профессионального обучения Ярославского государственного технического университета, на съездах и методологических семинарах Международной Академии Психологических Наук (2003;2004 гг.), в научно методическом Центре социальной политики г. Ярославля, конференции, посвященной обсуждению проекта Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свободы и равных возможностей мужчин и женщин РФ» (Ярославль, 2001 г.), на научно-практической конференции «Вопросы современной социальной политики: региональный аспект» (Ярославль, 2002 г.), Семинаре-совещании Союза городов Центра и Северо-Запада России «Расширение участия пожилых людей в развитии местного самоуправления» (Ярославль, 2003 г.), Межрегиональной конференции «Женские инициативы в развитии региона» (Ярославль, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющееся поведение детей и юношей» (Москва, 2004 г.).

Достоверность результатов исследования обеспечена применением адекватных предмету, целям и задачам методов исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, соблюдением методических принципов и правил проведения исследования.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, включающего 170 наименований. Объем текста диссертации — 126 машинописных страниц. Текст диссертации проиллюстрирован диаграммами и таблицами.

Выводы:

1. Гипотеза исследования подтвердилась: социальные условия определяют оценку поведения и качество обучения учащихся.

2. Одним из наиболее значимых критериев субъективной социально — психологической оценки учителем поведения учащихся является их успеваемость, а именно, по мере снижения уровня успеваемости повышается вероятность оценки учителем поведения учащегося как «плохого», и наоборот, соответственно. При этом данная взаимосвязь наиболее ярко проявляется в оценке учителей школы.

3. Критерии оценки поведения учащихся дополняются и совокупностью социально — экономических показателей, в частности таким из них как материальное положение семьи. Так, в школе материальное положение семьи учащегося является достаточно значимым критерием лишь при оценке поведения, а именно: по мере снижения материального положения семей учащихся возрастает количество неуспевающих и имеющих «плохое» поведение. Наряду с этим, в лицее, как при низком, так и при высоком уровне материального положения семей учащихся количество неуспевающих и имеющих «плохое» поведение учеников значительно увеличивается.

4. В современных социальных условиях такой показатель, как социальный статус родителей оказывает более значимое по сравнению с материальным положением воздействие на оценку поведения учащегося. При этом в школе социальный статус родителей, также как и материальное положение семьи, взаимосвязан обратно пропорциональной зависимостью с количеством неуспевающих и учащихся имеющих «плохое» поведение. В лицее как высокий, так и низкий социальный статус родителей исследуемых учеников, является более значимым при оценке учителями успеваемости и поведения учащихся.

5. Неполнота семьи является формальным недостатком семейного воспитания лишь в совокупности с другими показателями, в частности, с материальным положением семьи. Недостатком семейного воспитания выступает и такой показатель как многодетность, который в свою очередь негативно сказывается на успеваемости и поведении детей. При этом в современных условиях для большинства семей характерно наличие одного — двух детей, многодетные же семьи встречаются довольно редко.

6. Кроме того, на поведение и успеваемость учащегося определяющим образом влияет школьное (лицеистское) воспитание. В современном учебно-воспитательном процессе отмечается ряд недостатков, которые приводят к тому, что снижается познавательная мотивация, происходит утрата интереса к учебной деятельности, а как следствие, возрастает количество неуспевающих учащихся. Скорее всего, для неуспевающих учеба не является той референтно значимой деятельностью, в которой они могут удовлетворить свою потребность самоутверждения, посредством которой, включаясь в систему коллективных общественных отношений в классе, они способны утвердить свой статус, свой престиж среди одноклассников. Вероятнее всего, неуспехи в учебной деятельности обуславливают психологический дискомфорт и ведут к поискам новой предпочитаемой среды общения, иной референтной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выбранное в качестве цели изучение зависимости качества обучения и поведения учащихся от социальных условий и решение поставленных задач подтвердили гипотезу исследования — социальные условия определяют оценку поведения и качества обучения учащихся.

Анализ обширной библиографии по социально-психологическим особенностям нормы и отклонения в поведении (в частности, в поведении учащихся), показал, что проблемы более строгого разделения «нормы» и «не нормы» не решены и вошли в разряд плановых. Так как каждый этап в развитии общества сопровождается изменениями причин и факторов, влияющих на поведение детей и подростков, то изменяются и показатели, по которым определяются границы нормы и отклонения в поведении.

Определены и структурированы сферы социального взаимодействия личности в ходе социализации и показана их связь с активизацией временных и постоянных факторов и причин поведения.

Раскрыта зависимость нормативного типа поведения от социально-экономических и политических условий в государстве. Смена идеологии всегда приводит к резкому увеличению девиаций, поскольку нарушается устойчивость взаимосвязи между формализованной и неформализованной системами регулирования. Увеличение девиаций наблюдается и в период действия временной группы причин, которая актуализирует биологические потребности.

Показана связь между политическим устройством общества и соотношением сфер социального взаимодействия личности. В государстве с тоталитарным режимом власти нормативное поведение сужено и отделено от сферы социально-психологической адаптации четкой границей. Это приводит к тому, что личность развивается в жестких рамках заданных норм, и отклонения на уровне естественной адаптации всегда могут быть обозначены как недопустимые нарушения норм. В демократических системах государственного устройства нормативное поведение жестких границ не имеет: оно образует расширительное понятие, включающее в себя сферу социально-психологической адаптации. Личность в этом случае получает право на ошибки в поисках истины, представляющее собою одно из множества условий развития.

Проведен анализ основных, на наш взгляд, классификаций отклоняющегося поведения. Определено, что классификации подростков с отклоняющимся поведением представляют, за редким исключением, узко профессиональный интерес и не могут являться базовыми в психологии, поскольку поведение обусловлено, главным образом, внешними, а не внутренними факторами, а массовость девиаций в период действия временных причин указывает лишь на то, что индивидуальные особенности не имеют решающего значения.

Выявлена закономерность в определении доминирующего фактора, определяющего поведение. В периоды, когда отклонения всех уровней резко увеличиваются, исследователи склоняются к мысли о его генетических предпосылках и, наоборот, в спокойные периоды исследования ориентированы на социальную среду.

Две группы факторов поведения, которые легли в основу исследования (временно активные и постоянные) влияют по-разному на формирование поведения. Временно активный действует в периоды разрушений и приводит к росту отклонений. Постоянный фактор, к которому в исследовании отнесено семейное воспитание и отчасти школа, действует в нормативном поле формализованных и неформализованных норм.

В исследовании подробно анализируются предложенные социальными психологами классификации семей по таким основаниям как: социальный статус семьи, неправильные взаимоотношения между родителями и детьми, материальное положение семьи и т. п.

Наконец, в исследовании выяснено, что в современных социальных условиях оценка поведения учащихся и качества их обучения обусловлены именно воздействием такого постоянного фактора как семейное воспитание, вернее такими его показателями как социальный статус, материальное положение семьи, полнота и состав семьи. Наряду с этим поведение и качество обучения учащихся определяются отчасти и школьным воспитанием, которое в свою очередь также характеризуется наличием, как достоинств, так и недостатков в современном учебно-воспитательном процессе, которые, прежде всего, связаны с проблемой развития внутренних познавательных мотивов учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Жезлова Л .Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста / Отв. ред. А. А. Портнов. — М., 1973.
  2. Г. М. Социальная психология. М., 1994.
  3. Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 15−23.
  4. Ю.М. Психология убийств. М.: Юрист, 1997.
  5. Ю.М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987.
  6. А.Е. Влияние микросреды в группах подростков с антиобщественным поведением на совместимость характера // Соотношение биологического и социального в развитии человека. М., 1974.
  7. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990. — № 3 — С. 25−36.
  8. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). -М.: Прометей, 1993.
  9. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979.192 с.
  10. Биологический риск злодейства // Семья и школа. 1996. — № 8. -С. 31−33
  11. П.Бодров В. А. Когнитивные процессы и стресс // Психологический журнал. 1996. — Том 17. — № 4. — С. 64−74.
  12. В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.
  13. М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  14. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  15. М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  16. А. Из психологии общества. СПб., 1904. — 215 с.
  17. А.В. Молодые преступники. СПб, 1871. — 301 с.
  18. Г. Г. Психологические особенности трудновоспитуемых школьников // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. -М., 1980.-С. 16−25.
  19. Д., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции. — Киев: ПАИ, 1995.
  20. М. Изучение школьной тревожности младших подростков // Школьный психолог. 1998. — № 4.
  21. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психо-логическое консультирование. М., 1990.
  22. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 45−54.
  23. Л.М. Детская преступность и детский суд. М.: Октябрь, 1923.- 192 с.
  24. Ф.А. Пережить горе. М., 1991.
  25. М.И., Трофимов A.M. Возвращение к себе. М., 1995.
  26. Ф. Наследственность таланта. Ее значение и последствия. -СПб, 1875.-313 с.
  27. .М. Нормативность, как феномен социально-психологической оценки поведения учащихся // Социальный психолог. -2002. -№ 1.-С. 18−22.
  28. .М. Особенности девиантного поведения детей и подростков в Дагестане //Актуальные проблемы социального образования / Под ред. Д. М. Маллаева и П. О. Омаровой. Махачкала, 2003. — Вып. 2. — С. 1721.
  29. Д.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  30. В .Я., Гурьева В. А. Личностная патология. М.: Триада-X, 1999.
  31. А.В. Путь на Голгофу. СПб, 1995.
  32. Г. Л. Героиновая наркомания у лиц молодого возраста: Учеб. пособие. -М., 1999.
  33. Л. «Область возможного»: варианты социально-политического развития России и способность российского общества переносить тяготы переходного периода. М., 1995.
  34. И.А. Психический инфантилизм у подростков шестнадцати лет // Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы научных сообщений Международного симпозиума по социальной психологии. — Кострома, 1992. Ч. 3. — С. 88−89.
  35. М.О. Психопатология детского возраста. М.: Госмедиз-дат, 1932.
  36. В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1995. 35 с.
  37. У. О криминологических аспектах психологического взаимодействия людей в процессе общения. М., 1990.
  38. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю. К. Клейберга. М. — Тверь, 1998.
  39. В.А. Социально-психологические особенности диагностики и коррекции кризисных состояний личности подростка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2003.
  40. В.А., Шевчук В. Ф. Психологическая коррекция: некоторые проблемы и опыт их решения // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2003. — Вып. 8. — С. 125 127.
  41. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. — № 3. С. 137 — 146.
  42. Т.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 35−41.
  43. Д.А. Малолетние преступники. М., 1888. — Вып. 2, 4.255 с.
  44. О.М. Психолог в детском дошкольном учреждении. -М.: Новая школа, 1996.
  45. A.JL. Гибкая модель тарифного регулирования заработной платы // Справочник кадровика. 2003. — № 1.
  46. Журнал Министерства народного просвещения. 1912. — Февраль.
  47. Зак А. И. Типы детской беспризорности и проституции // Вестник воспитания. 1914. — № 7.
  48. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. -1990.-№ 4.-С. 26−31.
  49. Д.К., Шабанов Ю. В. Причины и условия противоправных действий несовершеннолетних // Предупреждение правонарушений. -Минск: Наука и техника, 1969. 120 с.
  50. А. И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология. Л.: Медицина, 1974. — С. 91−103.
  51. О.И., Бобнева М.ИТ. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.
  52. JI.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: Высшая школа, 1982. — 191 с.
  53. В.И., Асмолов А. Г., Ениколопов С. И. Установки личности и противоправное поведение // Вопросы психологии. 1991. — № 2. -С. 97−101.
  54. К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних. М.: Высш. шк. МООП СССР, 1967.
  55. Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В. А. Лекторский. -М.: РОССПЭН, 1996.
  56. Н.Н. Основы и практика социального воспитания. -М.: Работник просвещения, 1923. 192 с.
  57. Г. Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  58. Р. Внутренний мир травмы: Пер. с англ. М.: Академический проект, 2001. — 368 с.
  59. Т.Ю., Тимошенко Г. В. Марионетки в психотерапии. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 192 с.
  60. К. Происхождение христианства: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1990. 463 с.
  61. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. -223 с.
  62. Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. -Ярославль, 2001.
  63. В.В. Работа с кризисной личностью. М., 2003. — 302 с.
  64. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  65. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования в работе с детьми и подростками. М. — Ярославль, 2002.-С. 9.
  66. В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. — М., 1992.
  67. Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. М.: Знание, 1971. — 62 с.
  68. А.И. Мастерство перевоспитания. Минск, 1981. — 150 с.
  69. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972.120 с.
  70. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  71. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982.
  72. А.А. Установка и эталоны межличностного оценивания (модель и гипотезы) // Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Боб-нева, Е. В. Шорохова. М., 1979. — С. 184−220.
  73. В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М.- Наука, 1982−287 с.
  74. В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. -М.: ФОРУМ-ИНФРА, 1998. 216 с.
  75. С.А. На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -350 с.
  76. Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. М.: ИТАР-ТАСС, 1998. — 283 с.
  77. В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1989.
  78. В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
  79. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. -М., 1988.
  80. Г. Психология народов и масс. СПб., 1986. — 329 с.
  81. П.Ф. Школьные типы. СПб., 1910. — 158 с.
  82. А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л.: Медицина, 1983.-255 с.
  83. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.416 с.
  84. К. Агрессия: Пер. с нем. Прогресс, 1994. — 246 с.
  85. Ч. Новейшие успехи науки о преступниках. СПб, 1892. — 160 с.
  86. П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М.: Наркомюст, 1922. — 302 с.
  87. Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррек-ционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000. 192 с.
  88. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2000. — 190 с.
  89. А.В. Проблемы народного образования. М.: Работник просвещения, 1923. — 206 с.
  90. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
  91. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб, 2000.
  92. И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997.
  93. Г. М. Психологическое проектирование в кризисном обществе // Человек. Власть. Общество: Материалы Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов. Хабаровск, 1998. — С. 62−64.
  94. М.В. Психологическая коррекция личности дезадаптированных подростков в условиях Центра социальной помощи детям: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 2002.
  95. О. Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика // Журнал практического психолога. — 1999. — № 7−8, июль август.
  96. Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-Пресс, 1998.
  97. А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Прогресс, 1997.-365 с.
  98. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  99. Н.Н., Полев Д. М. ДУМ-1. Челябинск: ЧГТУ, 1997.
  100. Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Лань, 1999.
  101. Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения преодоления дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону, 1997.
  102. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. М., 1999. — 257 с.
  103. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  104. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
  105. Насилие, жестокость, агрессия. Криминально психологическое исследование: Сборник научных трудов. ВНИИ проблем укрепления законов и правопорядка. — М., 1990.
  106. Насилие, как образ жизни // Независимая газета. 1998. — № 135 (1706).-С. 5.
  107. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 2001. -144 с.
  108. В.Б., Спиридонов Л. И., Фомин Э. А. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида / Под ред. Б. Г. Ананьева, Л. И. Спиридонова. Л., 1971. — С. 110−117.
  109. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: ИП РАН, 1998.-393 с.
  110. Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.:ТЦ Сфера, 1996.
  111. В.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.
  112. Н.И. Вопросы педагогики и детской неврологии. Л., 1924.
  113. А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: МОДЭК, 2000. — 240 с.
  114. А.А. Введение в теорию психокоррекции. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 320 с.
  115. Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 2000.
  116. Педагогическая энциклопедия. М.: Работник просвещения, 1928.-Т. 2.
  117. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. — М., 1972.
  118. Политическая психология / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Акадамический проект, Екатеринбург, 2001. -858 с.
  119. В.О. Повальные чудачества. СПб., 1879. — 47 с.
  120. И.Н., Игнатьева Н. Д. Психологические тесты. М.: ЛИСТ, 1995.
  121. Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи. М., 1999. — 124 с.
  122. Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. — М., 1997.
  123. Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. 1992. — Т. 8. — № 4. — С. 91−102.
  124. А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.
  125. А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 1993.
  126. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко, В. В. Добриденя и др. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 222 с.
  127. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. А. И. Кочетова. М.: Педагогика, 1971. — 146 с.
  128. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Л. В. Бороздина. М., 1976. — 321 с.
  129. Психологические проблемы предупреждений педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж: ВГТТУ, 1982.
  130. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Бодале-ва, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Спасеника. М., 2002. — 585 с.
  131. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. X. Рем-шмидта. М.: Мир, 2000.
  132. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М., 2002. — 640 с.
  133. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И. В. -М., 1991.
  134. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  135. М.И., Ковальчук М. А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учеб.-метод. пособие. Ярославль: ЯГПУ, 20 003. — 84 с.
  136. А.И. Некоторые психологические вопросы проблематики социокультурных норм // Вопросы психологии. 1992. — № 4.
  137. С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.
  138. С.Н. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. — № 15 (103).
  139. Ю. Значение психических аномалий в формировании противоправного поведения // Психология аномальных различий. — Вильнюс, 1986.
  140. Н.А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток, 1994.
  141. Д. Н. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев, 1981. — 238 с.
  142. А.Н., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев: Вища школа, 1981. — 238 с.
  143. В.Е. Базовые российские менталитеты и научно обоснованная политика // Человек. Власть. Общество. Материалы Азиатско-Тихоокеанского Конгресса психологов. Хабаровск, 1988. — С. 97−100.
  144. Г. Н. Психотренинг по общению для учителей и старшеклассников. М., 1993.
  145. Н. Психологические характеристики личностных кризисов // Социальная психология XXI век.- Ярославль: МАПН, 1999. — Т. 2. -С. 283.
  146. Н. Социология: Пер. с англ. М., 1994.
  147. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М., 1979.
  148. Социальные отклонения: введение в общую теорию. М., 1984.
  149. Социология преступности: Пер. с англ. — М., 1966.
  150. Н.Н. Исследование социально-психологических особенностей нормативного и отклоняющегося поведения учащихся: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 2002.
  151. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
  152. Н.Н. Подростковый возраст // Вопросы психологии. -1984.-№ 3.
  153. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  154. Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.
  155. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1995. — 144 с.
  156. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  157. А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М., 2001.-432 с.
  158. С. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. СПб.: Школа и жизнь, 1913.
  159. Ю.Ю. Социально-педагогические условия коррекции отклоняющегося поведения подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1977.
  160. В.Ф. Поведение личности: педагогические и психологические проблемы: Монография. Ярославль, 1991.
  161. Т. Социальная психология: Пер. с англ. М., 1969.
  162. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика в школе. Таллинн, 1980.
  163. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1976.
  164. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
  165. A.M. Взаимодействие личности и общности в системе социального контроля // Социальная психология личности / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М., 1979. — С. 138−164.
  166. И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 1992.
  167. К. Общая психопатология: Пер. с нем. М.: Практика, 1997.- 1056 с.
Заполнить форму текущей работой