Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философский анализ учения И. А. Ильина о волюнтаристической сущности власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к творчеству Ильина как наиболее яркого представителя правого неогегельянства, представляется актуальным и в связи с тем, что в последнее время в России усиливается интерес к консервативным ценностям, в частности, к той роли, которую играет религия в формировании политического процесса. Ильин, в этом смысле, интересен тем, что он один из первых среди неогегельянцев сформулировал… Читать ещё >

Содержание

  • Введение с
  • Глава 1. Социально-политическая философия Гегеля в интерпретации
  • И.А. Ильина с
    • 1. 1. Религиозно мотивированный волюнтаризм с
    • 1. 2. Право как модус свободной воли с
    • 1. 3. Нравственные аспекты религиозного волюнтаризма с
    • 1. 4. Абсолютное государство и его предел с
  • Глава 2. Волюнтаристическая метафизика власти в социальнополитической философии И. А. Ильина с
    • 2. 1. Аксиомы власти с
    • 2. 2. Волевая природа государственной власти с
    • 2. 3. Современные аспекты социально-политической философии И. А. Ильина с

Социально-философский анализ учения И. А. Ильина о волюнтаристической сущности власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования Для современной научной и культурной жизни России характерен повышенный интерес к идейно-теоретическому наследию русских философов конца XIX — начала XX веков, свободное обращение к которому стало возможным лишь в последнее десятилетие.

В этом смысле представляется теоретически важным обратиться к творчеству Ивана Александровича Ильина (1883−1954), в особенности к его социальной философии как философии религиозного волюнтаризма.

Согласно общепринятому в научном мире определению, волюнтаризмэто положение, в соответствии с которым фундаментальным и определяющим моментом в процессе принятия и осуществления политических решений является воля или воление. Термин «волюнтаризм» был впервые употреблен в 1883 году Ф. Теннисом в работе «Общность и общество». Он обозначает ключевую роль волевых импульсов в качестве конструирующей силы общества. Однако как научное течение волюнтаризм оформился значительно раньше. Под влиянием, в первую очередь, христианского богословия (Августин, Кирилл Александрийский, Фома Аквинат) понимание воли как первопричины социальных процессов, в том числе связанных с политической властью, нашло свое отражение в творчестве таких европейских философов Нового Времени, как И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

Выдвинутая последним концепция «воли к власти» как некой самополагающей, иррациональной составляющей, в том числе и социальных процессов, не связанной какими-либо нормами нравственности и морали, окончательно утвердила за волюнтаризмом репутацию отрицательного общественного явления, подразумевающего вседозволенность и способность принимать те или иные политически важные решения, исходя исключительно из спонтанно возникающих мотивировок.

Подобный взгляд на волюнтаризм представляется не вполне обоснованным. Знак равенства, который довольно часто ставится между понятиями волюнтаризм и произвол, относится скорее к области социальных мифов и не отражает реального содержания этого термина.

Основной проблемой, над разрешением которой трудились философы и политологи, занимавшиеся исследованием природы волюнтаризма, по-прежнему остается соотношение естественной, инстинктивной воли и воли сознательной, рациональной при принятии политических решений. Гегель, например, в свое время, пытался решить проблему соотношения разумного и иррационального в процессе волевого принятия общественно значимых решений, опираясь, прежде всего, на религиозные нравственные мотивировки.

Один из наиболее ярких представителей русской философии начала XX века, исследователь, которого, как правило, относят к течению правого неогегельянства, — И. А. Ильин посвятил этой проблеме ряд фундаментальных исследований, которые до последнего времени оставались вне поля зрения научной общественности нашей страны.

Обращение к творчеству Ильина как наиболее яркого представителя правого неогегельянства, представляется актуальным и в связи с тем, что в последнее время в России усиливается интерес к консервативным ценностям, в частности, к той роли, которую играет религия в формировании политического процесса. Ильин, в этом смысле, интересен тем, что он один из первых среди неогегельянцев сформулировал основные принципы соотношения рационального и иррационального в политике и властеотношениях. И. А. Ильин разработал целостную волюнтаристическую концепцию власти и политической системы как организма, развивающегося по своим внутренним законам, связывающим в единое, неразрывное и упорядоченное целое все его элементы, и основанного на религиозно мотивированном волевом правосознании. В соответствии с этой концепцией, органический подход предполагает в политике не средство удовлетворения материального интереса, а орудие охраны духовного мира людей. Политикой здесь выступает не всякая, связанная с властью, деятельность, а только та, которая создает наиболее благоприятные условия развития духовности человека, власть же является не самоцелью, а только одним из средств создания таких условий. Таким образом, политика, в представлении Ильина, является социальной деятельностью, направленной к сохранению неких фундаментальных ценностей, которые носят духовный характер и связаны, прежде всего, с религией.

В современной России, в условиях, когда уровень политической культуры и правосознания, понимания истинных целей и механизмов политической деятельности крайне низок, философские идеи Ильина в общественно-политической сфере могут быть использованы как один возможных способов укрепления начал государственности и правопорядка, формирования устойчивого и безопасного развития политической системы Российского государства в XXI веке.

Степень изученности проблемы В настоящее время существует значительный массив публикаций, посвященных творчеству И. А. Ильина.

Это, прежде всего, книги и статьи наиболее крупного исследователя его творчества Н. П. Полторацкого.1 В них он проанализировал развитие идей Ильина с учетом историко-культурного, историко-философского, историко-политического контекстов. В поле исследования Полторацкого находились не только философские, правоведческие идеи Ильина, но также и его работы по фундаментальным вопросам философской теории и политики. Различные вопросы творчества И. А. Ильина достаточно.

1 Полторацкий Н. П. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильина. // Сб.: Русская литература в эмиграции. Питтсбург, 1972. Он же. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Teneflay (N. Y.), 1989. Он же. Русская религиозная философия.//Мосты. Мюнхен, 1960. № 4. Он же. Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина. Нью-Йорк, 1979. основательно изучаются в последние годы отечественными авторамиэто касается и различных аспектов его социальной философии, его трактовок природы и сущности государства, правосознания, политической власти, проблемы демократии, диктатуры и т. д. (Ю. Т. Лисица, В. А. Ковалев, А. Г. Гузнов, С. М. Бабинцев, В. В. Михайлов, И. Н. Зернов). Но, несмотря на немалое число публикаций об Ильине, многое в его творчестве предстоит еще проанализировать под углом современных проблем. В этом отношении практически неизученной в творчестве философа оказывается волюнтаристическая концепция власти, занимавшая важнейшее место в его социальной философии.

В той или иной степени отдельных сторон политико-правовой доктрины в философии Ильина касаются в своих произведениях такие авторы, как Ю. Т. Лисица, В. А. Ковалев, К. Р. Постников, О. Л. Гнатюк, Д. И. Шаронов. И все же в целом, разработанная Ильиным в контексте его социальной философии волюнтаристическая концепция власти стала еще предметом специального исследования.

К. Р. Постников в своей диссертации «Концепция тоталитаризма в политической философии И. А. Ильина» останавливается на исследовании.

2 Лисица Ю. Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед.//Вопросы философии. М., 1991. № 5. Он же. Проблемы государственного строительства и гражданского общества. И Ильин И. А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России. М., 1996. Ковалев В. А. И. Ильин о правовом характере будущей российской государственности. // Сб.: Социальная философия Ивана Ильина. СПб., 1993. Он же. Проблема основ государства в социально-политической теории И. Ильина. СПб., 1994. Гузнов А. Г. И. А. Ильин о государстве и демократии.//Советское государство и право. М., 1991. № 11. Бабинцев С. М. Миросозерцание И. А. Ильина. М., 1997. Бабинцев С. М. Михайлов В. В. Концепция «предметной очевидности» в метафизических построениях И. А. Ильина. М., 1995. Они же. Негативная историософия И. А. Ильина как философия кризиса. М., 1996. Зернов И. Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И. А. Ильина. М., 1998. идеи органически духовной природы государства, принципов и формы государственной власти. Рассмотрев наиболее существенные моменты политической философии Ильина, К. Р. Постников приходит к выводу, что в его политико-правовой концепции прослеживается существенное влияние Гегеля. В частности, Ильин высоко оценивал идеи Гегеля о зависимости государственного устройства от народного характера и развития самосознания народа, о государственной власти как организационном центре творческой энергии самого народа, о государстве как некой целостности, стоящей выше любых узкополитических интересов. Ценным представляется также тезис о том, что Ильин особо выделял в философии Гегеля две стороны политической сферы: идеальную и реальную, что оказывается чрезвычайно важными при рассмотрении концепции государства как духовного организма, в котором между идеальной и реальной сторонами политической сферы существует противоречие, динамичное единство, и ни одной из этих сторон нельзя пренебрегать.

В этом смысле правосознание есть некое единство внутренне-духовной и внешне-политической жизни человека, коренное основание единства идеальной (духовной) и реальной (эмпирической) сторон политического бытия, оно является той составляющей внутренней жизни человека, посредством которой индивидуум включается в социальную жизнь в качестве свободной личности.

Важен тот факт, что К. Р. Постников делает в своей работе главный акцент на роли человека, личности в философии Ильина. По его мнению, только конкретный гражданин является носителем правосознания — духовной основы государства, государственная власть должна иметь своим пределом сферу духовной свободы отдельного человека. Представляется, однако, что это не совсем так. В частности, Ильин допускал относительную автономию государственной власти от правосознания народа и ее право при определенных условиях ограничивать свободу отдельного человека, тем самым, Ильин по существу констатирует волюнтаристическую природу власти.

Определенный интерес представляет также работа О. JI. Гнатюк «Русская политическая мысль 20 века: Н. И. Каверин, П. Б. Струве, И. А. Ильин», 4 в которой автор касается проблем государственной власти в философии Ильина. O.JI. Гнатюк совершенно справедливо отмечает, что Ильин в области социально-философских проблем шел от религиозной философии к философии политики, поэтому основой его философского творчества послужили идеи православного христианства, поиск духовных основ бытия, в том числе политического. Поэтому, приступая к изучению творческого наследия мыслителя, надо помнить, что когда Ильин рассматривает такие понятия, как сущность и духовные основы государства, политики, права, правосознания, власти, и их соотношения с.

3 Постников К. Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И. А. Ильина. М., 1996.

4 Гнатюк О. Л. Русская политическая мысль 20 века: Н. И. Каверин, П. Б. Струве, И. А. Ильин. М., 1995. моралью, он пользуется религиозной методологией. В частности, это проявляется в его трактовке власти как авторитета. Власть, с точки зрения Ильина, это авторитет силы, освященный авторитетом религии, в «Церкви.

— авторитет духовный и освященный. В государстве — авторитет. основанный на силе, облагороженной правом и патриотически углубленной ." 5.

Отсюда, по мнению O.JI. Гнатюк, следует первоочередная задача власти.

— воспитание лояльности в душах людей, уважения к праву и актам внешнего принуждения власти в отношении граждан. Иными словами, главное назначение власти состоит в воспитании народного правосознания. Сущность же истинной политики, по мнению Ильина, в служении религиозному идеалу («Богу через национальное Дело»). Поэтому политика рассматривается Ильиным как «искусство социального воления» в интересах всего народа в целом, в интересах нации.

Следует отметить, что O. J1. Гнатюк, не касаясь в своем исследовании проблемы волюнтаризма в социальной философии Ильина, достаточно четко обозначила основное противоречие государственной власти в его философской концепции: воспитывать народное правосознание, оставаясь, в то же время, в прямой зависимости от уровня этого правосознания.

Своеобразную трактовку правосознания дает в своей диссертации «Проблема человека в произведениях И. А. Ильина доэмигрантского.

5 Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. с. 175. периода" А. А. Самохина.6 По ее мнению, феномен права, призванного решить проблему человеческого существования в виде мирного сосуществования человеческих монад, или, по выражению Ильина, «правота», проявляется в правосознании, которое, в свою очередь, есть основание позитивного права. Правосознание, по мнению А. А. Самохиной, относится только к эмпирическому уровню права, не затрагивая уровень метафизический (естественное право), это есть всего лишь осознание необходимости правоотношений на уровне души.

Воля в философии Ильина рассматривается А. А. Самохиной как «универсальный мотив», внутренняя побудительная, движущая сила, которая лежит в основе всей жизни человека, как на эмпирическом, так и на метафизическом уровне. Воля имеет вертикальную и горизонтальную структуры. По вертикали различаются хотение, как «низшая», элементарная ступень воли, и воля в ее высшем состоянии. Отмечая значимость волюнтаристичеких установок в философии Ильина, А. А. Самохина справедливо видит в воле онтологическую, бытийную форму существования человека, однако правосознание, с ее точки зрения, есть всего лишь эмпирический уровень воли — хотение, в то время как Ильин, по нашему мнению, видел в правосознании онтологическую силу, которая лежит в основании всей человеческой деятельности на эмпирическом и метафизическом уровне — «религиозный волюнтаризм» .

6 Самохина А. А. Проблема человека в произведениях И. А. Ильина доэмигрантского периода. М., 1996.

Таким образом, специфика взглядов И. А. Ильина на феномен власти и политики, в том числе его волюнтаристическая концепция власти, пока еще не являлись объектом самостоятельного научного философского исследования.

Цель, задачи исследования.

Объектом анализа данной работы является социально-политическая философия И. А. Ильина, точнее ее политико-правовая составляющая, которая представляет собой диалектически сложную философскую конструкцию религиозно мотивированного волюнтаризма.

Предметом изучения выступает собственно волюнтаристическая концепция власти И. А. Ильина, которая не достаточно структурирована в произведениях философа и до настоящего времени не воспроизводилась другими авторами.

Отсюда главная цель работы — выявление специфики философско-политических взглядов И. А. Ильина на феномен власти. Достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

— установление теоретических предпосылок, истоков и частично эволюции взглядов И. А. Ильина в сфере социально-политических отношений;

— реконструкция волюнтаристической концепции власти как ядра социально-политической философии Ильина.

Исходя из поставленных задач автором решаются следующие подзадачи: • изучение и уточнение взглядов И. А. Ильина на социально-политическую метафизику Гегеля как философию религиозно мотивированного волюнтаризма;

• анализ философской интерпретации И. А. Ильиным взглядов Гегеля на природу правовых отношений;

• оценка философских воззрений И. А. Ильина в отношении морально-нравственных аспектов социально-политической философии Гегеля;

• оценка философских воззрений И. А. Ильина на природу «абсолютного государства» в политико-правовой концепции Гегеля;

• выявление специфики взглядов Ильина на феномен власти;

• оценка взглядов философа на природу государственной власти;

• изучение некоторых аспектов социально-политической философии И. А. Ильина в контексте более глубокого понимания состояния и путей развития современного российского общества.

Методы исследования При подготовке и написании диссертации были использованы методы описания и сравнительного анализа конкретного эмпирического материала, в первую очередь, текстов И. А. Ильина в их хронологической последовательности, их теоретическое осмысление и интерпретация. Основным приемом сравнительного анализа выступал метод феноменологической реконструкции социально-политических взглядов мыслителя. Использовался также метод интерпретации как особой операции при истолковании текста с целью установления значения терминов, понятий философского учения И. А. Ильина, что конечно способствовало внесению своих, авторских мыслей в исследуемый текст.

В работе используется герменевтический метод, позволяющий выявить смысловое целое концепции Ильина путем анализа ее различных фрагментов, а также диалектический метод, позволяющий обосновать внутреннюю структуру волюнтаризма в его социально-политической философии. В качестве источников теоретико-методологических идей были использованы работы А. В. Водолагина, А. А. Самохиной, В. А. Гусева, Н. П. п.

Полторацкого.

Научная новизна исследования и наиболее существенные результаты. полученные лично автором.

Научная новизна исследования состоит в том, что осуществлена целостная реконструкция волюнтаристической концепции власти И. А. Ильина на основе герменевтического анализа социально-философских и политических текстов, принадлежащих мыслителю. В частности:

7 Водолагин А. В. Онтология политической воли. Тверь, 1992. Водолагин А. В., Данилов С. И. Метафизическая ось евразийства. Тверь, 1994. Водолагин А. В. Метафизика воли и теория естественного права.//Социальная теория и современность. Вып. 21. М., 1996. Гусев В. А. Консервативная политология И. Ильина.//Социологические исследования. М., 1992. № 4. Самохина А. А. Проблема человека в произведениях И. А. Ильина доэмигрантского периода. М., 1996. Полторацкий Н. П. И. А. Ильин. Творчество, труды мировоззрение. Teneflay (N. Y.), 1989.

— показано, что Ильин выступил как оригинальный мыслитель, разработавший своеобразную волюнтаристическую концепцию власти и политики;

— продемонстрировано, что основным способом этой разработки выступили у Ильина его историко-философские исследования, прежде всего, сочинения, посвященные Гегелю;

— раскрыто своеобразие религиозно мотивированной волюнтаристической концепции власти, разработанной Ильиным, сформулировано понятие — «религиозный волюнтаризм» ;

— обосновано, что ядром политико-правовой составляющей социально-политической философии Ильина является его волюнтаристическая концепция власти.

Научно-практическая значимость Концептуальное значение работы определяется тем, что в ней дана одна из концепций религиозно мотивированного волюнтаризма, политические идеи которого активно используются в формировании идеологий различных общественных и религиозных движений и организаций современной России, в том числе Русской Православной Церкви. Положения и выводы работы могут служить дальнейшему изучению трудов Ильина, осмыслению его идей под углом зрения современной политической обстановки в России, а также использоваться при разработке учебных курсов по социальной философии, истории философии, политологии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Научное исследование выполнено в рамках научно-исследовательских работ Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в соответствии с комплексной темой: «Финансово-экономические основы устойчивого и безопасного развития России в XXI веке» .

Результаты диссертационного исследования используются кафедрой философии Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в преподавании курса «Философия» (раздел «Философия общества»), а также кафедрой «Социально-политические науки» Финансовой академии при Правительстве РФ в преподавании курса «Политология» (разделы: «Политическая власть», «История политической мысли»). Основные выводы и положения работы апробированы на Международной научно-методической конференции (28−30 марта 2000 г.) в Финансовой академии при Правительстве РФ и на XV-й Ежегодной научно-практической конференции Кафедры философии РАН (29−30 января 2002 г.).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 2 работы общим объемом 2,4 п.л.

Заключение

.

Подводя общий итог, можно утвеждать, что, являясь дальнейшим развитием гегелевской политико-правовой концепции, волюнтаристическое учение о власти И. А. Ильина сформировалось под воздействием идей германской идеалистической философии и отчасти средневекового христианского волюнтаризма.

Проведенная работа показала, что волюнтаристическая концепция власти И. А. Ильина в сущности своей есть религиозно мотивированный волюнтаризм, теоретические предпосылки и истоки которого находятся в творчестве Гегеля и, отчасти, в христианском православном богословии.

Согласно этой концепции, все значимое в человеческой культуре, в том числе и политической жизни общества, обретает свой подлинный смысл только через соединение человека с «подлинной абсолютной реальностью», которая носит духовный характер и открывается каждым в своем собственном сознании посредством воли.

Анализ гегелевской «спекулятивной политики», проведенной Ильиным в его диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918), позволил Ильину создать своеобразную онтологию политической воли.

Согласно И. А. Ильину, «спекулятивная политика» Гегеля есть не что иное как абсолютное бытие, носящие рационально-иррациональный характер и основанное на «абсолютной религии». В то же время, Ильин убедительно показал несостоятельность гегелевской попытки рационалистической реконструкции волюнтаристического действия на примере «абсолютного государства» как высшего проявления «Божественного Разума». С точки зрения И. А. Ильина, гегелевское «государство» не достигает поставленной цели — единства и взаимопроникновения божественной и человеческой воли, идеального и реального, так как стремится подчинить себе иррациональную составляющую бытия, подменить ее сознанием.

В результате, волюнтаризм Гегеля остается непоследовательным и односторонним, отрываясь от своей первоосновы — религии, и приобретает отдельные черты политического волюнтаризма (самообожествление государственной власти и политических институтов). В то же время, именно у Гегеля Ильин почерпнул понимание государства как духовного организма, сущностью которого является волевая сила, направленная на реализацию Божественного замысла, а также понимание государственной политической воли как органического единства и взаимозависимости воли правительства и воли народа.

Развивая эти идеи, Ильин создает собственную оригинальную концепцию религиозно мотивированного волюнтаризма, основные положения которой нашли отражение в ряде его трудов, в том числе в работе «О сущности правосознания» (1919). Правосознание выступает в его концепции как живая сущность бытия, истинное содержание политики и власти, и в этом он опирается на Гегеля, главное достижение которого в области социальной и политической философии заключается в том, что «он обосновал право субъективности, раскрыв значение единичной, для себя сущей воли в осуществлении всеобщего правового порядка. Можно принимать очень хорошие законы, но они не будут «работать», если не задевают «бытие единичной особенной воли» .256.

И.А. Ильин идет еще дальше, он отвергает господство рационального начала в человеческой воле, свойственное немецкому идеализму, которое так ярко обозначил Фихте: «Воля это живой принцип разума, это сам разум, когда он понимается чисто и независиморазум является деятельным через себя самого, значит, чистая воля только как таковая действует и господствует». У Ильина «человеческое правосознание возникает иррационально» 257 и развивается как «знающая воля к праву», как органическое единство идеального и реального, рационального и иррационального в человеке и обществе, которое находит свое высшее воплощение в союзе государства и христианской церкви.

Правосознание выступает здесь в качестве «воли к Благу», к высшим безусловным ценностям (религиозный акт), оно есть то связующие звено между Богом и человеком, которое делает возможным существование «истинной власти, которая живет в душах людей», поскольку «государство,.

256 Водолагин А. В. Онтология политической воли. Тверь, 1992. с. 66.

257 Ильин И. А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979. с. 129. государственная форма, правопорядок и вся политическая жизнь народасуть всегда проявление, живая функция, живое создание множества личных правосознаний" .

Воля как стремление человека к абсолютной свободе в Боге и в то же время проявление в человеке божественной силы — вот тот основной мотив, который, следуя теории Ильина, лежит в основе правосознания. Правосознание выступает здесь в качестве связующего звена «жизненных стремлений народа и правителя с понимаемым и приемлемым для всех образом блаженной жизни» .259.

Высшим благом с позиций религиозного христианского волюнтаризма является Бог, поэтому категория «воля к Богу» приобретает ключевое значение в волюнтаристической концепции власти Ильина как фундаментальное понятие, основа основ, первичная категория воления, определяющая структуру всех его дальнейших метафизических построений в области политики, что дает основание рассматривать его политико-правовую доктрину как религиозный волюнтаризм, то есть учение о воле как центральной сущностной силе социального бытия, направляющей политическую деятельность человека и общества в целом на служение неким высшим, безусловным ценностям, высшему благу, олицетворением которого является Божество.

258 Там же. с. 129.

259 Водолагин А. В. Онтология политической воли. Тверь, 1992. с. 50.

В результате проведенной реконструкции волюнтаристической концепции власти И. А. Ильина, можно сделать вывод, что в своих философских трудах И. А. Ильин стремится дать целостную картину такого общества и государства, в которых социальные процессы имели бы своим основанием важнейшие принципы «религиозного волюнтаризма». Автор диссертации обозначил пять таких принципов: 1) «воля к благу (духу)» осуществляется как единство рационального и иррационального начал в человеке и обществе, 2) «воля к праву» осуществляется как развивающееся общественное правосознание, 3) «воля к государственному единению» осуществляется как правовая взаимосвязь власти и народа, 4) «политическая воля» осуществляется как автономность и нравственность власти, 5) основой социально-политического бытия является «воля к Богу» как источнику власти.

Все эти принципы, можно сказать, сводятся к одному: воля есть «абсолютно формирующая суть. всех формируемых вещей» (Николай Кузанский). Поэтому, «политическая воля» в философии Ильина, считает диссертант, «есть сразу: и содержание и форма» политики. Она есть содержание политики, поскольку подчиняет все сущностные силы человеческого бытия служению высшему благу — Богу, и в то же время, она есть органическая форма государственной власти и политикицентральная сущностная сила бытия. Таким образом, «политическая воля» выступает вполне самостоятельной и объективно свободной силой, но лишь в той мере, в которой она приобщает человека к мощи нечеловеческого.

163 бытия, «божественной воле», в противном случае «политическая воля» вырождается в «своеволие», произвол.

Волюнтаристическая сущность власти раскрывается, таким образом, в том, что «воля к власти» есть по своей природе «воля к Богу» как источнику всякой власти — такова онтологическая основа «религиозного волюнтаризма» в социально-политической философии И. А. Ильина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Собрание сочинений: в Ют. М., 1993−1998.
  2. И. А. Собрание сочинений: в 2 т. М., 1993.
  3. И. А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России. М., 1996.
  4. И. А. О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925.
  5. И. А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956.
  6. И. А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа). М., 1910.
  7. И.А. Наши задачи: статьи 1948- 1954. Париж, 1956.
  8. И.А. Наши задачи. М., 1992.
  9. И. А. Проблемы русского правосознания: (Публичная речь, произнесенная на открытии Русского научного института в Берлине 17 февраля 1923 г.) Берлин, 1923.
  10. Ю.Ильин И. А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962.
  11. П.Ильин И. А. Путь к очевидности. Мюнхен, 1957.
  12. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  13. И. А. Общее учение о праве и государстве. // Основы законоведения. Пг., 1915.
  14. И. А. Философия Гегеля как учения о конкретности Бога и человека. М., 1918.
  15. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.
  16. И.А. Религиозный смысл философии: три речи 1914- 1923. Париж, 1923.
  17. И.А. Аксиомы религиозного опыта. Париж, 1956.
  18. И.А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979.
  19. И. А. Партийная программа и максимализм. Библиотека Народной Свободы. Серия «Задачи момента», № 1. М., 1917.
  20. И. А. Порядок или беспорядок? Серия «Задачи момента», № 3. М., 1917.
  21. И.А. Демагогия и провокация. Серия «Задачи момента», № 4. М., 1917.
  22. И. А. Почему «не надо продолжать войну»? Серия «Задачи момента», № 5. М., 1917.
  23. И. А. Тезисы к диссертации на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». М., 1918.
  24. И.А. Родина и мы. Белград, 1926.
  25. И.А. Яд большевизма. Женева, 1931.
  26. И.А. О России: Три речи. 1926- 1933. София, 1934.
  27. И.А. Основы христианской культуры. Женева, 1937.
  28. И. А. Основы христианской культуры в сокращенном вольном конспективном изложении. Мюнхен, 1951.
  29. И. А. Спутник русского христианина националиста. Женева, 1937.
  30. И. А. Кризис безбожия. Берлин, 1946.
  31. И.А. Кризис безбожия.Чикаго, 1988.
  32. И. А. О церкви в СССР. Париж, 1947.
  33. И. А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера: (Публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине и Праге). Берлин, 1937.
  34. И. А. Основы борьбы за национальную Россию. Берлин, 1938.
  35. И. А. Основы христианской культуры. Мюнхен, 1990.
  36. И.А. Советский Союз не Россия. Сан-Пауло, 1949.
  37. И. А. Введение в философию права. (Вступление). М., 1912.
  38. И.А. Введение в философию права. (Этика). М., 1912.
  39. И. А. Введение в философию. Философия как духовное делание. М., 1913.
  40. И. А. История этического учения. М., 1913.
  41. И.А. Философия Фихте как религия совести. М., 1914.
  42. И.А. История древней философии. М., 1916−1917.
  43. И.А. О патриотизме. М., 1918.
  44. И.А. Религиозный смысл искренности. М., 1921.
  45. И. А. Основные задачи правоведения в России. М., 1922.
  46. И.А. О религиозном смысле наших дней. Берлин, 1922.
  47. И. А. О возникновении большевизма и современного социального кризиса. Прага, 1927.
  48. И.А. Духовный кризис русской интеллигенции. Берлин, 1934.
  49. И.А. О совести. Рига, 1935.
  50. И. А. Учение о компромиссе и дурных средствах. Рига, 1935.
  51. И.А. Крушение коммунизма. Рига, 1937.
  52. И. А. Публичная лекция о России. Цюрих, 1939.
  53. И. А. О национальном призвании России. Цюрих, 1940.
  54. И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
  55. . И.А. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М., 2001.
  56. И.А. Мир перед пропастью (часть III). Аналитические записки и публицистика. М., 2001.
  57. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.
  58. Ю. В. Неогегельянство в России в конце 19-начале 20 века. М., 1968.
  59. С. М. Миросозерцание И.А. Ильина. М., 1997.
  60. С. М., Михайлов В. В. Концепция «предметной очевидности» в метафизических построениях И. А. Ильина. М., 1995.
  61. С. М., Михайлов В. В. Негативная историософия И. А. Ильина как философия кризиса. М., 1996.
  62. А. А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. Уфа, 1996.
  63. М. Избранные произведения. М., 1990.
  64. А. В. Метафизика воли и теория естественного права. Социальная теория и современность. Вып. 21. М., 1996.
  65. А. В. Онтология политической воли. Тверь, 1992.
  66. А. В., Данилов С. И. Метафизическая ось евразийства. Тверь, 1994.
  67. А., Болдырев А., Иванов А. Четвертая печать. Тверь, 1993.
  68. Возрождение русской религиозно-философской мысли. СПб., 1993.
  69. Возврагцение в Россию: историко-философский сборник. М., 1996.
  70. Гегель и философия в России, 30 годы 19 века-20 годы 20 века. М., 1974.
  71. Г. Ф. В. Работы разных лет. М., 1971.
  72. Г. Ф. В. Философия права. М., 1990.
  73. О. JI. Русская политическая мысль начала 20 века: Н. И. Каверин, П. Б. Струве, И. А. Ильин. М., 1995.
  74. Е. В. И. А. Ильин о противлении злу. М., 1995.
  75. Е. В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети 20 века: (Книга И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою» и полемика вокруг нее). М., 1996.
  76. Из истории религиозной философии в России, 19-начало 20 века. М., 1990.
  77. И.А. Политико-правовая утопия в России, конец 19-начало 20 веков, М., 1991.
  78. В. Н. Судьба отечественной философии. М., 1996.
  79. В. А. Проблема основ государства в социально-политической теории И.Ильина. СПб., 1994.
  80. Н. Сочинения в 2 т. М., 1979.
  81. С. А. Очерки по истории русской философии: Сочинения. М., 1996.
  82. Ю. Т. Он же. Проблемы государственного строительства и гражданского общества. // Ильин И. А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России. М., 1996.
  83. Н. О. История русской философии. М., 1991.
  84. Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987.
  85. Д.Б., архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1868.
  86. В. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве и неогегельянстве. // История философии СССР. М., 1979. Т. 2.
  87. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вызовы современной цивилизации. Как на них отвечает Православная Церковь? М., 2002.
  88. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1996.
  89. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология, футурология). М., 2001.94."Наши задачи" Ивана Ильина. и наши задачи. М., 1995.
  90. . Ф. Сочинения в 2 т. М., 1998.
  91. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. 97.0 социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М.П.
  92. . М., 2002. 98.0 России и русской философской культуре: Философия русскогопослеоктябрьского зарубежья. М., 1990. 99. Парсонс Т. Система современных сообществ. М., 1997.
  93. Т.П. Проблема активности человека в истории социально-психологической мысли Востока и Запада. М., 1994.
  94. Т.П. Русский космизм. М., 2000.
  95. Н. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Teneflay (N. Y.), 1989.
  96. Н. П. И. А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силою. Лондон. Канада, 1975.
  97. Н. П. Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина. Нью-Йорк, 1979.
  98. Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры 19 начала 20 веков. М., 1996.
  99. К. Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И. А. Ильина. М., 1996.
  100. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы IV—VIII вв.еков. Сергиев Посад, 1999.
  101. Г. Философия государства Гегеля и неогегельянцев. Л., 1970.
  102. Русская социально-политическая мысль 19 начала 20 веков: история и историография. М., 1997.
  103. Русская философия: зарубежные исследования. М., 1994.
  104. А. А. Проблема человека в произведениях И.А. Ильина доэмигрантского периода. М., 1996.
  105. Современный объективный идеализм. М., 1963.
  106. Ю. И. Ильин И. А.//Писатели русского зарубежья. М., 1993.
  107. Социальная философия И. Ильина. СПб., 1993.
  108. Д. А. К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А. Ильин. Н. А. Бердяев). Саранск, 1993.
  109. Д. X. Структура социальной теории. М., 1985.
  110. Философия Гегеля. Социальная теория и современность. Вып. 22. М., 1995.
  111. Философия реализма: из истории русской мысли. СПб., 1997.
  112. И. Г. Сочинения. СПб., 1993.
  113. М. Время и бытие. М., 1993.
  114. Д. И. Концепция органической демократии И. А. Ильина. М., 1994.
  115. А. Б. Православная философия и современность. Критический анализ «Метафизики всеединства» и ее роли в идеологии современного православия. Рига, 1989.
  116. Zernov N. Russian religious revival. Paris, 1991.2. Периодическая печать
  117. И. А. Логика Гегеля и ее религиозный смысл. // Вопросы философии и психологии. М., 1916. № 27.
  118. И. А. Проблема оправдания мира в философии Гегеля. // Вопросы философии и психологии. М., 1916. № 27.
  119. И.А. О возрождении гегелианства.//Русская мысль. М., 1912. № 33.
  120. И.А. О воле и грозной любви.//Возрождение. Париж, 1926. № 430.
  121. И. А. Самообуздание и самообладание.// Возрождение. Париж, 1925. № 48.
  122. И. А. Учение Гегеля о морали и нравственности.// Вопросы философии и психологии. М., 1917. № 28.
  123. И. А. Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли. // Вопросы философии и психологии. М., 1914. № 25.
  124. И.А. Учение Гегеля о свободе воли. // Вопросы философии и психологии. М., 1917. № 28.
  125. А. Г. И. А. Ильин о государстве и демократии. // Советское государство и право. М., 1991. № 11.
  126. В. А. Консервативная политология Ивана Ильина. // Социологические исследования. М., 1992. № 4.
  127. И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина. // Извести высших учебных заведений. Правоведение. М., 1992. № 3.
  128. Ю. Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед.//Вопросы философии. М., 1991. № 5.
  129. Ю. Т. Предисловие к публикации книги Ильина «О монархии и республике».//Вопросы философии. М., 1991. № 4.
  130. Ю. Т. Русская правда Ильина.//Наш современник. М., 1993. № 3.
  131. Ю.Т. Философия Ильина и проблема правосознания граждан России.//Русь державная. М., 1994. № 5.
  132. Митрополит Антоний (Храповицкий). О книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою».//Новое время. Белград, 1925. № 1356.
  133. Т. И. «Наукоучение» Фихте волюнтаристическая метафизика свободы и . ее отрицание.//Вопросы философии. М., 1998. № 8.
  134. Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия?//Вопросы философии. М., 1991. № 6.
  135. Н. П. Русская религиозная философия. // Мосты. Мюнхен, 1960. № 4.
  136. Русский колокол (журнал волевой идеи). Берлин, 1927- 1930. № 1−9.
  137. Ю. А. Государственно-правовые идеи И. А. Ильина. // Вопросы философии. М., 1991. № 8.
  138. Справочные и информационные
  139. Правоведение, политология: РАН. М., 1993−2002.
  140. Философия и социология: РАН. М., 1993−2002.175издания
  141. Библиографический указатель ИНИОН Библиографический указатель ИНИОН
Заполнить форму текущей работой