Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Межпредметные связи стали предметом изучения В. Н. Максимовой. Роль межпредметных проблем в формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся изучали М. И. Махмутовов, И. Я Лернер. Психологическое содержание учебной работы и ее роль в развитии познавательной активности и самостоятельности исследовали М. Н. Скаткин, В. В Краевский. В отдельных работах анализировалось влияние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профильное обучение в системе общего образования
    • 1. 1. История возникновения и развития предпрофильной подготовки и профильного обучения
    • 1. 2. Структура и содержание профильного обучения
    • 1. 3. Свобода и необходимость как условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Активность и самостоятельность как ценностные ориентации старшеклассников
    • 2. 1. Понятие ценностных ориентаций: теоретический аспект
    • 2. 2. Ценности идеальной профессии
    • 2. 3. Уровень притязаний линости и ценностные ориентации
    • 2. 4. Формирование ценностно-смысловых основ учебно-трудовой деятельности старшеклассников
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Опытно-поисковое исследование психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций старшеклассников
    • 3. 1. Межпредметные связи как психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы старшеклассников
    • 3. 2. Содержание образования: роль межпредметных связей в формировании ценностных ориентаций старшеклассников
    • 3. 3. Опытно-поисковое исследование формирования активности и самостоятельности как ценностных ориентаций
    • 3. 4. Результаты исследования ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современном обществе на рынке труда особенно востребован специалист, не только способный адаптироваться к современным рыночным условиям, но и готовый эффективно осваивать окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, целями, интересами и возможностями, самостоятельно принимать решения, вести поиск путей и способов решения нестандартных задач в вопросах личностно-профессионального самоопределения. Все это требует от него инициативности, самостоятельности в принятии решений, осознанного подхода к овладению опытом социальной культуры.

Отказ от сложившейся системы ценностей, разрушение прошлого опыта привели к подмене устойчивости и уверенности в завтрашнем дне ощущением временности всего существующего, что отражается не только на экономике, политике страны, но и затрагивает систему образования.

Сложившаяся ситуация в обществе сформировала определенный социальный запрос — система образования должна научить человека самостоятельно принимать решения на основе своих ценностно-смысловых ориентаций путем самоопределения и реализации своих жизненных планов. Одним из учреждений, способных удовлетворить этот социальный заказ является школа.

В советской общественной системе активность личности была регламентирована и большинство подчинялось заданным нормам и правилам. Существовала система идеалов и ценностей, канонизированная форма, дающая ответы на все духовные и мировоззренческие вопросы. Подготовка будущих специалистов была полностью обусловлена потребностями социалистического хозяйства. «Школа должна, прежде всего, базироваться на ясном понимании тесной и неразрывной диалектической связи между задачами социалистического строительства и на сознательном подчинении ему интересов отдельных лиц и целых коллективов» [170- 22]. Такая система избавляла личность от тревоги в ходе поиска своего места в жизни и обеспечивала иллюзию защищенности.

Сегодня осознанное стремление, готовность и способность индивида эффективно осваивать опыт социальной культуры и решать профориентационные задачи в соответствии с собственными интересами и возможностями требует от личности активного и самостоятельного подхода в принятии решений. Так, активность и самостоятельность выступают необходимыми ценностно-смысловыми основами учебно-профессиональной деятельности в вопросах личностно-профессионального самоопределения, в результате чего взаимодействие субъекта с внешним миром осуществляется путем целенаправленного выбора средств и способов деятельности на основе анализа, планирования и контроля в соответствии с поставленными целями.

Глобальные изменения в жизни современного общества, переход на рыночные отношения, новую личностно-ориентированную парадигму привели к тому, что новая система требований к личности порождает множество проблем. Отсутствие инструментальных знаний практических навыков прагматического мышления делает молодежь не конкурентоспособной на рынке труда. Многоаспектность востребованных качеств личности на рынке труда, отвечающего запросам XXI века, нацеливает на формирование у учащихся активной жизненной позиции, способности и готовности самостоятельно принимать решения в вопросах личностно-профессионального самоопределения.

Это подтверждается постановкой ряда задач по воспитанию и обучению, предполагающих улучшение качества образования в условиях модернизации общеобразовательной школы на период до 2010 года (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

В связи с этим, предполагается, что необходимой предпосылкой для этого является обеспечение образовательного процесса такими психолого-педагогическими условиями, совокупность которых создаст естественные и специально созданные обучающие и диагностические ситуации, где учащийся столкнется с необходимостью осуществлять выбор в образовательном процессе и получит возможность построения своих собственных альтернатив решения с наибольшим числом вариантов. Это позволит развивать готовность и способность старшеклассников ориентироваться в огромном потоке информации, определять свою личную позицию в учебно-профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, даст возможность формировать личностно-профессиональные ценностные ориентации старшеклассников, такие, как активность и самостоятельность.

Юность — достаточно сложный период в развитии личности. Старшеклассники представляют собой социально-возрастную группу, которая находится в процессе активного личностно-профессионального самоопределения. Это тот период в жизни человека, который в силу своих возрастных и психических особенностей является кризисным. Кризис связан с такими качествами, как статусная и ролевая неопределенность, амбивалентность чувств, неуравновешенность Я — концепции, период стресса и неустойчивости социальных ценностей молодого человека. Опираясь на точку зрения Э. Эриксона, мы тоже считаем, что главная задача индивидуального развития в период юности — профессионально-личностное самоопределение и формирование ценностно-смысловой сферы.

Ценностные ориентации определяют содержательную сторону деятельности, отношение к жизни, учебе. Они являются ценностно-смысловой основой учебно-профессиональной деятельности, определяя отношение индивида к выбору будущей профессиональной деятельности, себе, другим людям, миру профессий.

Таким образом, актуальным становится исследование специфики формирования ценностных ориентаций старшеклассников в контексте современного развития общества в условиях рыночной экономики. Осмысление учащимися своих личностных и профессиональных ценностей, а также роли человеческого фактора, оказывающих влияние на тот или иной выбор и определение своей позиции как в профильном обучении, так и в жизни, активизирует готовность старшеклассников к решению проблем личностно-профессионального самоопределения в ситуации неопределенности.

Одна из проблем профильного обучения — возможное снижение качества знаний по предметам, непосредственно не входящим в цикл профильных, и их слабое влияние на формирование ценностных ориентации: старшеклассников. Мы непосредственно анализировали процесс становления личностных и профессиональных ценностных ориентаций (активности и самостоятельности) старшеклассников на основе изучения влияния базовых и элективных курсов профильного обучения в классах физико-математического профиля посредством межпредметных связей. Это позволило расширить и углубить знания по непрофильным дисциплинам, научить комплексно применять знания из разных учебных курсов для решения проблем личностно-профессионального и жизненного самоопределения.

Проблема ценностных ориентаций широко представлена в литературе. Это понятие рассматривается с различных позиций: философских, социологических, педагогических и психологических.

Значительный вклад в разработку категории «ценность», типологизации ценностей внесли О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, Ф. Знанецкий, В. Б. Ольшанский, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.

Ценностные ориентации учащихся исследовали М. А. Пинская, Е. А. Новикова, И. Д. Чечель и др., которые делали главный акцент на адаптации к профессиональной деятельности и профессиональном самоопределении.

Межпредметные связи стали предметом изучения В. Н. Максимовой. Роль межпредметных проблем в формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся изучали М. И. Махмутовов, И. Я Лернер. Психологическое содержание учебной работы и ее роль в развитии познавательной активности и самостоятельности исследовали М. Н. Скаткин, В. В Краевский. В отдельных работах анализировалось влияние профильного обучения на формирование ценностных ориентаций личности (Т.В. Корбанович, Н. Н. Щеглова, С.С. Косенко), но роль межпредметных связей в формировании ценностных ориентаций старшеклассников в их работах не раскрыта. Кроме того, активность и самостоятельность разными учеными рассматриваются как познавательные потребности, стороны деятельности, качества личностикак личностные и профессиональные ценностные ориентации в контексте профильного обучения эти феномены изучены слабо.

В процессе теоретического и практического изучения понятия ценностных ориентаций старшеклассников выявлены противоречия между:

1) между объективной потребностью общества в активной, конкурентоспособной личности и недостаточной разработанностью в психологической и педагогической науках положений, отражающих содержательный аспект формирования профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении;

2) между школьной подготовкой, ориентированной на формирование знаний и навыков, и быстроменяющимися условиями и ценностями рынка труда, востребующими конкурентоспособную личность, готовую проявлять активность и самостоятельность в принятии решений в вопросах личностно-профессионального и жизненного самоопределения;

3) между прагматической ориентацией учащихся (стремлением к престижным профессиям) и их размытым представлением о социально-личностной ценности профессий.

Таким образом, анализ актуальности проблемы и противоречия обусловили тему исследования: «Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении». В нашем исследовании мы рассматрвиаем профильное обучение как комбинацию базовых и элективных курсов.

Цель исследования: выявить опытно-поисковым путем, проверить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении.

Объект исследования — образовательный процесс в профильных классах.

Предмет исследования — совокупность психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций старшеклассников физико-математического профиля (на примере базового и элективного курсов).

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении предусматривает:

• осуществление изучения учебного материала по базовым и элективным курсам комплексно, на основе межпредметных связей (понятийных, фактических);

• разработку и использование в профильном обучении межпредметных проблемных ситуаций, выстроенных на основе межпредметных связей, ориентированных на актуализацию ценностно-смысловой сферы учащихся в вопросах личностно-профессионального самоопределения;

• соотнесение выявленных ценностных предпочтений учащихся с их уровнем притязаний на основе диагностических и обучающих ситуаций, что позволит старшеклассникам актуализировать ценностно-смысловую сферу для дальнейшего личностно-профессионального самоопределения.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. В контексте современного развития общего образования выявить и определить характер ценностных ориентаций старшеклассников, специфику их формирования в профильном обучении.

2. Выявить совокупность психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций, прежде всего активности и самостоятельности, старшеклассников как готовности и способности действовать в соответствии со своими потребностями и возможностями.

3. Определить влияние межпредметных связей в процессе профильного обучения на формирование ценностных ориентаций (активности и самостоятельности) старшеклассников при изучении гуманитарных предметов в классах физико-математического профиля (на примере базового и элективного курсов).

4. В ходе опытно-поисковой работы разработать рекомендации по формированию активности и самостоятельности как ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: ключевые положения философии и методологии образования (В .И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н Скаткин и др.) — основы педагогической аксиологии (Н.А. Асташова, В. П. Бездухов, А. В. Кирьякова, Н. Н. Лебедева, В. А. Сластенин, П. А. Шавир, Е. Н. Шиянов и др.) — психологические теории развития личности и деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Франки, Э. Фромм и др.) — основы психологии труда, профессионального самоопределения и саморазвития (М.Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, В. Франкл, Дж. Холла нд, С. Н. Чистякова и др.) — разработки по проблемам ценностных аспектов образования (Б.С. Гершунский, Н. Д. Никандров З.И. Равкин и др.) — концепции формирования профессиональных ценностных ориентаций (В.А. Метаева, А. А. Печеркина, Е. Г. Студенова, М. В. Фирсов, Е.Г. Ярская-Смирнова и др.) — теоретические положения профильного обучения и воспитания (Н.А. Алексеев, Т. В Корбанович, М. А. Пинская, И. Д. Чечель и др.).

База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Лицей № 81" — МОУ СОШ № 36- МОУ СОШ № 26 (г. Тюмень). На разных этапах исследования участвовало более 200 старшеклассников 9-х, 10-х и 11-х классов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2009 гг.

Первый этап (2004;2005) — поисково-теоретический. На данном этапе изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме исследованиябыли определены цели, задачи исследования, формулировалась гипотеза, выделялись объект и предмет. Согласно задачам были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, прогнозирование, педагогическое проектирование.

Второй этап (2006;2007) — опытно-поисковый. На этом этапе определялась совокупность психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе профильного обучения. Были использованы следующие методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности.

Третий этап (2008—2009) — итогово-обобщающий. Здесь осуществлялась проверка гипотезы исследования, выполнялась математическая обработка полученных результатов (критерий Фишера), формулировались выводы, обобщались и публиковались материалы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована возможность формирования ценностных ориентаций старшеклассников с разным уровнем притязаний в процессе профильного обучения (на примере изучения базовых и элективных курсов) через использование межпредметных связей (понятийные — понятияфактические — факты, явления), которые позволяют комплексно изучать учебный материал, объединять цели и задачи разных учебных предметов на основе решения межпредметных проблемных ситуаций.

2. Установлено, что формирование ценностных ориентаций старшеклассников зависит от характера применения комплекса психолого-педагогических условий: в использование межпредметных ' связей на основе создания смоделированных проблемных ситуаций личностно-профессионального самоопределения более эффективно влияет на формирование активности и самостоятельности учащихся независимо от их уровня притязаний, активизируя, таким образом, готовность и способность старшеклассников к решению проблем личностно-профессионального самоопределения;

• реализация межпредметных связей, основанная только на комплексном рассмотрении тем разных учебных курсов путем расширения теоретического обобщения изучаемого материала, менее эффективно стимулирует формирование активности и самостоятельности учащихся независимо от их уровня притязаний.

Теоретическая значимость исследования:

• понятие «уровень притязаний» дополнено новым содержанием. Наряду с понятием «ценностные ориентации» оно рассматривается как целевая ориентация, потребность в достижениях, отражающая субъективную оценку учащимися собственных возможностей, что позволяет выявить тождество отдельных аспектов этих явлений;

• установлена зависимость формирования самостоятельности и активности старшеклассников с разным уровнем притязаний от характера применения межпредметных связей. Это позволяет расширять содержание базовых и элективных курсов, раскрывая аксиологические возможности профильного обучения (свобода выбора, самореализация, обогащение ценностно-смысловой сферы учащихся);

• доказано положение о влиянии межпредметных проблемных ситуаций на формирование активности и самостоятельности учащихся в процессе их личностно-профессионального самоопределения.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

• разработанные автором проблемные ситуации на основе межпредметных связей использовались в качестве рекомендаций для педагогов по обеспечению условий, стимулирующих активность и самостоятельность учащихся в процессе профильного обучения;

• разработанные и апробированные мероприятия по формированию профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников, направленные на активизацию личностно-профессионального самоопределения на основе межпредметных проблемных ситуаций, рекомендованы к внедрению в практическую деятельность учреждений общего образования;

• издано в соавторстве учебно-методическое пособие «Ценностные ориентации как фактор выбора профильного обучения старшеклассниками» (Екатеринбург, 2006; 6,6 п.л.).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются основными положениями современной психолого-педагогической науки, разработанностью исходных методологических позиций, применением методов и приемов, адекватных поставленной цели, задачи, предмету и логике исследования, репрезентативностью объема выборки и полученных данных, систематической проверкой промежуточных результатов на различных этапах опытно-поисковой работы, использованием математических и статистических методов обработки данных и возможностью воспроизведения результатов опытно-поисковой работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования были опубликованы в сборниках научных трудов и журналах (13 публикаций), в том числе одна статья в журнале, рекомендованном ВАК, обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах различных уровней: Международных: «Модернизация образования в условиях глобализации. Инновационное образование на современном этапе» (Тюмень, 2005) — «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург 2005) — «Деструкции в профессионально-личностном самоопределении» (Курган, 2006) — Всероссийских: «Педагогика в глобализирующемся пространстве» (Тобольск, 2007) межрегиональных «Психология качества жизни субъектов современного образования» (Тюмень, 2006), «Диалоговое религиоведение в современной школе: проблемы статуса, образовательной стратегии и тактики» (Тюмень, 2006) — региональных «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций».

Екатеринбург, 2006), «Теория и практика продуктивного образования в культуросообразной школе» (Тюмень, 2007) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении выражается как формирование активности и самостоятельности, проявляющееся в готовности и способности учащихся в соответствии со своим уровнем притязаний решать проблемы личностно-профессионального и жизненного самоопределения.

2. Эффективность формирования ценностных ориентаций учащихся в контексте профильного обучения обусловлена соблюдением следующих психолого-педагогических условий по применению межпредметных связей:

• моделирование межпредметных проблемных ситуаций на основе личностно-профессионального самоопределения повышает уровень активности и самостоятельности учащихся независимо от уровня их притязаний;

• применение межпредметных связей на основе комплексного рассмотрения тем, объединяющих тематику и проблематику различных курсов путем тематического обобщения, менее эффективно стимулирует формирование активности и самостоятельности учащихся.

3. Реализация межпредметных связей (фактических, понятийных) на основе личностно-профессионального самоопределения позволяет актуализировать аксиологические возможности профильного обучения (свобода выбора, самореализация) через комплексное изучение тем, фактов, явлений, понятий из разных курсов путем решения межпредметных проблемных ситуаций.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений, содержащих программы учебных курсов, таблицы, иллюстрирующие результаты опытно-поисковой работы.

3.4. Результаты исследования ценностных ориентаций старшеклассников.

Рассмотрим результаты, полученные с помощью диагностической методики М. Рокича «ценностные ориентации», которые представлены в таблице № 1.

Ценностные предпочтения старшеклассников с разным уровнем притязаний (учащиеся 9−11х классов —210 человек).

Заключение

.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников (активности и самостоятельности) представляет собой готовность и способность человека к утверждению и обоснованию своей позиции в ситуации неопределенности на основе личностно-профессионального самоопределения.

В юношеском возрасте формирование личностных и профессиональных ценностных ориентаций является: сложной психолого-педагогической задачей, для решения которой требуется специальная организация образовательного процесса в соответствии с интетесами, потребностями и возможностями личности молодого человекавыработкой умения «стать и быть самим собой», проявляя активность и самостоятельность в проектировании и организации своей учебно-профессиональной деятельности и жизни. При этом существенное значение имеет гармоничное соотношение личного и социального в развитии личности.

В итоге проведенного изучения педагогической действительности, психологических составляющих и теоретического анализа разработанности проблемы ценностных ориентаций, мы проанализировали возможности образовательного процесса для формирования ценностных ориентаций старших школьников в условиях профильного обучения и установили следующее:

1. Эффективность формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин (базовых и элективных курсов) следует рассматривать как формирование уровня активности и самостоятельности учащихся.

2. Уровень формирования ценностных ориентаций старшеклассников (активности и самостоятельности) выражается в готовности и способности школьников принимать решения в вопросах личностно-профессионального самоопределения, решать задачи профориентационного характера в условиях неопределенности, обосновывать свою позицию, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3. Формирование активности и самостоятельности проявляется как выбор определенной стратегии поведения и реализация своих интересов, возможностей, личностных планов, целей, соотнесение их со своими индивидуально-личностными особенностями (уровнем притязаний), потребностями, миром профессий, условиями рынка труда.

4. Психолого-педагогическими условиями формирования ценностных 1 ориентаций старшеклассников, обучающихся в классах физико-математического профиля, служат:

• направленность образовательного процесса на развитие ценностно-ориентационного потенциала учащихся, их потребность в самопознании посредством овладения информацией о мире профессий, своих интересах, индивидуально-личностных особенностях;

• предоставление возможности выбора средств и способов деятельности в ситуации неопределенности на основе личностно-профессионального самоопределения и возможность проявить этот выбор в поступках;

• преднамеренная организация учителем межпредметных проблемных ситуаций, позволяющих комплексно изучать темы разных учебных предметов и решать задачи личностно-профессионального самоопределения;

5. Роль межпредметных связей путем организации межпредметных проблемных ситуаций на примере базового и элективного курсов заключается в развитии готовности и способности учащихся критически мыслить, совершать самостоятельный поиск ориентиров деятельности через комплексное применение знаний из разных учебных предметов для решения межпредметных проблемных ситуаций в вопросах личностно-профессионального самоопределения.

6. Критериями уровня сформированности ценностных ориентаций старшеклассников являются: потребностно-мотивационный (вербальные и невербальные проявления заинтересованности, потребность в получении знаний, самопознании и самореализации) — когнитивный (наличие знаний и представлений о ценностных ориентациях, своих способностях, возможностях и индивидуально-личностных особенностях, способность к самоанализу посредством соотнесения этой информации с миром профессий) — поведенческий (способность к самоорганизации, саморегулированию, а также поступки и поведение, демонстрирующие уровень активности и самостоятельности: целенаправленность на деятельность, выбор средств, акт действия или бездействия, результат).

7. Проведенная опытно-поисковая работа по выявлению совокупности психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций старшеклассников свидетельствует об эффективности применения межпредметных проблемных ситуаций в профильном обучении и готовности учащихся к продуктивной самореализации.

8. Апробация результатов диссертационного исследования подтвердила необходимость и возможность стимулирования формирования активности и самостоятельности учащихся посредством ценностного отношения к собственной личности, приобщения к общечеловеческим ценностям через комплексное изучение тем разных учебных предметов и решение проблем личностно-профессионального самоопределения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. —299 с.
  2. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. — 256с.
  3. Н.А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования. Тюмень: ЗАО «Легин — Групп», 2005. — 250с.
  4. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования //Советская педагогика. 1981. -№ 8.-е. 61−69.
  5. Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя. М.: Флинта: Наука, 1998. — 88с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 344 с.
  7. .Г. Человек как предет познания. — СПб.: Питер, 2001.288с.
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.- 178с.
  9. М.А. Об исследовании социально-педагогических проблем спортивной активности учащихся в связи с формированием социалистического образа жизни // Воспитание личности. Таллин, 1976. — с. 41−52.
  10. Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения//Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1.-е. 46.
  11. Л.М. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Духовное развитие личности. Свердловск, 1967. — c. l 1.
  12. В.Г. Возрастная психология. Иркутск., 1989. — 195 с.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-150с.
  14. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. — 480с.
  15. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М. Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «Модэк», 2000. — 272с.
  16. И.Д., Кузьмина Н. В. О динамике ценностных ориентаций // Новые исследования в психологии. 1971. — № 2. — с. 85−87.
  17. В .П., Гусаров В. И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. — Самара: СамГПУ, 2000.- 163с.
  18. А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций // Credo. 2000, № 3. — с. 76 — 83.
  19. А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. — 1995. № 3. -с.119−148.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение. 1968. — с. 174.
  21. .С. Аномалии личности. М., 1988. — 301 с.
  22. Брушлинский А. В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. — Том 12. — № 6. — с.8
  23. М. Я и Ты. М., 1993. — 174 с.
  24. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 5. — с. 38−44.
  25. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 1993. т т.14. — № 5. — С. 99−105.
  26. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — с.5−30.
  27. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — № 4. — с.90−115.
  28. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. — 200с.
  29. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208с.
  30. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608с.
  31. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — с.43 — 52.
  32. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1994. -№ 3. — с.21−22.
  33. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: «Педагогика», 1979. — 189с.
  34. Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. — с. 102−109.
  35. В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н. Леонтьева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. — № 4. — с. 25−41.
  36. В. Описательная психология. СПБ., 1995. — 160 с.
  37. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272с.
  38. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. — с. 44−45.
  39. В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176с. — (Профессионализм педагога).
  40. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
  41. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 192с.
  42. А.Ф. Педагогическая герменевтика. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 2006. — 328с.
  43. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. — 224 с.
  44. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический проект- Екатеринбург: «Деловая книга», 2003. — 336 с.
  45. Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н. О. Профориентология. М-Екатеринбург. -2004. — 185 с.
  46. Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. -240с.
  47. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304с.
  48. Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. Т.27. — № 3. — 2006. — с. 19 — 27.
  49. Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой // Психологический журнал. Т. 27. — № 4. — 2006. — с. 15−23.
  50. О.М., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии- М.: Наука, 1975. с. 241 — 254.
  51. Н. Между идеальным и реальным. На какие ценности ориентируется учитель//Директор школы. 1998. — № 1. — с.17−27.
  52. М.С. Философская теория ценности. СП. б, 1997. — 205с.
  53. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. — № 4. -с. 29−37.
  54. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург, 1996. — 190 с.
  55. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. — № 5. — с.105 — 106.
  56. Е.А. Введение в психологию труда. (Текст): учеб. пособие для студ. вузов по спец. «психология». -М.: МГУ, 1988. 197с.
  57. Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1990. — 159с.
  58. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. -224с.
  59. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. 1994. — № 4. — с. 130−136.
  60. Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высших педагогичсеких учебных заведений. — М.: «Академия», 2004. 304с.
  61. Е.А., Носкова О. Г., История психологии труда в России. — М., 1992.-257с.
  62. Ю. Психологическая теория решений. — М.: Прогресс, 1979.-504с.
  63. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989. -254с.
  64. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования//
  65. Лидеры образования. 2002.- № 10. — с. 26 — 28. i 65. Корбанович Т. В. Формирование профессионально-трудовых ценностей у старшеклассников в процессе профильного обучения: дис. канд. пед.наук. М., 2007. — 227с.
  66. А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса. 4.1. Зе изд. — М.: «ТИД «Русское слово — PC», 2003. — 192с.
  67. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86с.
  68. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976. 192 с.
  69. А.Г. Ценностные ориентации современного студента // Материалы IV Страховских чтений: Сб. статей. Саратов, 1993. — с. 34−36.
  70. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. —1. М., 1990.- 119с.
  71. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. — 271 с.
  72. Н.Н. Педагогические условия ценностного самоопределения старших школьников в образовательном процессе: Монография. Омск: ОмГПУ, 2004. — 172с.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  74. А.Н. Образ мира и психология образа мира//Мир психологии. 2003. — № 4 (36). — с. 10−18.
  75. А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник Моск. Ун-та., Сер. 14. Психология. 2003. — № 2. — 5−61
  76. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможность формирования//Вопросы психологии. № 1. — 1995.-с. 97.
  77. В.Т., Козлов А. А., Сикевич З. В. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления). М., 1992. — 40 с.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
  79. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? (Новое в жизни, науке, технике). Сер. «Педагогика и психология». 1994. — 48с.
  80. И.Ю. Ценности: феномен и его аспектная структура // Соционика. 2002. — № 2. — с. 52−55.
  81. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара, 1997. — 84с.
  82. Г. П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. — № 3. — с. 43−47.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  84. С.И. Профессиональная ориентация молодежи за рубежом на примере Японии Франции, Германии // Инновации в образовании. -2003. № 3. — с. 96.
  85. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.- 192с.
  86. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 303с.
  87. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 108−118.
  88. М.И. Проблемное обучение (формирование понятий). Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 386с.
  89. Л.М. Личностое и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4.-с. 28−38.
  90. И. В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — с. 26.
  91. Модернизация российского образования: документы и материалы.- М.: Библиотека развития образования. «ГУ ВШЭ», 2002. с.313−314
  92. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М., 1994. — 176 с.
  93. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., Воронеж: Институт практической психологии- МО ДЕК, 1995. -356с.
  94. Ф.М., Файзуллин Ф. С., Ханов И. Н. Аксиологическая детерминация. Уфа.: «Гилем», 2004. — 130 с.
  95. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2000. — 255с.
  96. Л.Ф. Возрастная психология. М.: 1999. — 442с.
  97. Г. Личность в психологии. СПб., 1998. — 345 с.
  98. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. Для учителя. -М., 1991.-287 с.
  99. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2х Т., Т1/Под ред. В .А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981 — 336с.
  100. А.В., Петровский В. А. Категориальная система психологии//Вопросы психологии. 2000. — № 5. — с. 3 — 17.
  101. М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения: дис. кандидата педагогических наук. М., 2007. — 194 с.
  102. С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. ГА Бордовского. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 84с.
  103. А.П. Ценностные ориентации специалистов физической культуры и спорта в процессе учебы в Вузе: Монография. -Курган: КГУ, 2004. 300с.
  104. JI.А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов // Молодежь и труд: Тез. Докл.науч. конференции «Трудовая активность молодежи и факторы ее повышения». — Курган: КГПИ, 1984. с.49−51.
  105. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева М.: Ин — т теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. — 131с.
  106. В.А. Технология карьеры. М., 1995. — 128с.
  107. Прудаева В. Н. Профессиональное самообразование школьников. Научно-теоретич. сборник методических, диагностических материалов. -Тюмень.: «ТОГИРРО», 2003. 68с.
  108. Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8−11 классы). — М.: Вако, 2006. 288с.
  109. Е.Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Зе изд., М.: Издательский Центр «Академия», 2007. 497с.
  110. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 246с.
  111. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Зе издание. — М.: «Академия», 2005. — 480с.
  112. Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. -М.: МГППИ, 1999. 108с.
  113. Психолого-педагогический словарь /Под ред. В. А. Мижерикова. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1998. -450с.
  114. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2007. -896с.
  115. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., — М., 1990. — 494 с.
  116. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентации (Концепция исследования) // Педагогика. 1995. — № 5. — с.87−90.
  117. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием: цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. — Научно-методич.пособие. М.: 2003. — 19с.
  118. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. 360с.
  119. М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Владос, 2001. -256с.
  120. Н.С. Ценности и образование (Вехи истории современной мысли) // Вестник высшей школы. 1991. № 12. — с. 37−46.
  121. C.JI. Бытие и сознание- Человек и мир (текст). — М., 2003.-512с.
  122. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.-416 с.
  123. И.А. Профессиональная ориентация школьников в условиях рыночной экономики: Научно-методическое пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 124с.
  124. В.Ф., Ников Г. П., Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 4. — с. 65−73.
  125. М. Развивающее обучение в России и США: точки пересечения // Инновации в образовании. 2004. — № 2. — с. 150.
  126. О.В., Сергушин Е. Г., Формирование социально-профессионального самоопределения в условиях педагогической модели гражданского общества // Дополнительное образование. 2002. — № 1.- с. 51.
  127. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. -360с.
  128. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.-352с.
  129. В.Д., Овчинин О. П., Матяш Н. В. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005.- 192с.
  130. В.Д. Технология: Учебник для учащихся 9класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005. — 288с.
  131. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., «Педагогика», 1971. -208с.
  132. В. А. Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.-методич. пособие. -М.: Академа, 2003. 185 с.
  133. В. А. Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Школа Пресс, 1997. — 509 с.
  134. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. — 432с.
  135. В.Ф., Карпушина JI.B. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению. Самара: СГА, 2002. — 56с.
  136. В.А. Избранные произведения в 5ти томах. — ТЗ. — Киев: «Радянська школа», 1980. 719с.
  137. М.Х. Ценности, влияющие на выбор профессии // Вопросы философии. 1969. — № 4., с. 52−56.
  138. А.В. Проблема профильного обучения учащихся старших классов средней школы // Образование и наука. 2003. — № 6 (24). — с.25 — 32.
  139. К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. Т6, М., Педагогика, 1990. — 527с.
  140. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 512с.
  141. Философия: Учеб. пособие / под ред. М. Н. Щербинина., С. М. Халина и др.: ТГУ., 2003.-576с.
  142. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 2-е изд., 1968 г.650с.
  143. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова М., 1986. — 545с.
  144. Философская энциклопедия/ Гл. ред Ф. В. Константинов. М.: «Советская энциклопедия», 1970. — 740с.
  145. Философский энциклопедический словарь/под ред. С. С. Аверинцева и др.: Изд-во -М.: «Современная энциклопедия», 1989. 890с.
  146. М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. -432с.
  147. И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / пер. с нем. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 784с.
  148. JI. Современный директор: профессиональные ценности и стереотипы//Директор школы. 1999. — № 5. — с.20−27
  149. В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., Прогресс, 1990. — 368 с.
  150. Э. Иметь или быть? М.: ACT, 2006. — 320с.
  151. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — 415с.
  152. Э. Человек для себя. М.: ACT, 2006. — 314с.
  153. А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. 541с.
  154. А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., Владос — Пресс, 2004. — 95с.
  155. А.Г. Осознание как центральная проблема психологии в концепциях Л.С. Выготсткого и С. Л. Рубинштейна // Вестник Моск. Ун-та. -Сер. 14. Психология. 2003. — № 4. — с. 3−15.
  156. И.Д. Формирование технологических знаний и умений у старшекласников при освоении профессий электросборочного производства в процессе трудового обучения : диссертация. кандидата педагогических наук, М., 1985, 209 с.
  157. С.Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. 2002.-№ 1. с.101−108.
  158. В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. Т.25, № 6, с. — 5−11.
  159. Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности (на материале гуманитарных предметов): дис., канд., пед., наук, 1984 234с.
  160. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учебное пособие для спецкурса. Тюмень, 1980.- 85с.
  161. А.С. Формирование ценностных ориентаций и социального поведения личности: Учеб. пособие. Омск, 1993. — 90 с.
  162. . Парадокс выбора/Пер.с анг. Д Скворцова. М.: «Добрая книга», 2005.-288с.
  163. Э. Два вида психологии // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты, — 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М., 1992. — 364 с.
  164. Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М., 1982. С. 55−60.
  165. И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2005.- № 5. — с. 45−47.
  166. А. И. Задачи и пути научного организованного выбора профессии. Л. — 1934. — 156с.
  167. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1998.554с.
  168. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с анг./Общ ред. Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. — 344с.
  169. В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной установки//Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL: Наука, 1979. — с. 62−70.
  170. Е.А., Андрющенко А. И. Ориентация личности на общественную деятельность и социальную активность // Активность личности в социалистическом обществе. М. — Варшава, 1975. — с. 12−18.
  171. Ярская-Смирнова Е. Г. Профессиональная этика социальной работы: Учебник М., Ключ — С, 1999. — 96с.176. www.psi.webzone.ru/st/116 900.htm.178. www. pbi.ru/dic/y/yl6.htm
Заполнить форму текущей работой