Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

И.Π‘. Якиманская β€” Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ систСмы личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘ 1990 Π³. Π˜Ρ€ΠΈΠ½Π° Π‘Π΅Ρ€Π³Π΅Π΅Π²Π½Π° возглавляСт ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π» «ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования» Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π° пСдагогичСских ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ РАО, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ часто ΠΏΡ€ΠΈΠ΅Π·ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ люди ΠΈΠ· ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ² кашСй страны, Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ. Π—Π° ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠ΅Π΅ дСсятилСтиС слоТился своСобразный ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²-энтузиастов, объСдинивший… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

И.Π‘. Якиманская β€” Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ систСмы личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π–ΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ Ρ‚ворчСский ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ И.Π‘. Якиманской

Π˜Ρ€ΠΈΠ½Π° Π‘Π΅Ρ€Π³Π΅Π΅Π²Π½Π° Якиманская — Π΄ΠΎΠΊΡ‚ΠΎΡ€ психологичСских Π½Π°ΡƒΠΊ, профСссор, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π»Π΅Π½ ΠœΠ΅ΠΆΠ΄ΡƒΠ½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ пСдагогичСской Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ ΠΈ ΠΡŒΡŽ-Йоркской Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊ, Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π° «ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС» Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π° пСдагогичСских ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ РАО 20 Π΄Π΅ΠΊΠ°Π±Ρ€Ρ 2001 Π³.

Родилась Π˜Ρ€ΠΈΠ½Π° Π‘Π΅Ρ€Π³Π΅Π΅Π²Π½Π° Π² ΠΡΡ‚Ρ€Π°Ρ…Π°Π½ΠΈ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ Π²Ρ€Π°Ρ‡Π΅ΠΉ. Она с Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ мСдалью ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠ»Π° ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΡŽΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ ΠΈΠ² 1950 Π³. ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΠ»Π° Π½Π° ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ психологии философского Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚Π° ΠœΠ“Π£ ΠΈΠΌ. Πœ. Π’. Ломоносова, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π² 1955 Π³. ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠ»Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ.

ИмСнно Π² ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π΅ Ρƒ И. Π‘. Якиманской слоТился устойчивый интСрСс ΠΊ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ соСдинились Π΅Π΅ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ ΠΎΠ΄Π°Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π±Π΅Π·ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ влияниС Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ мастСров отСчСствСнной психологии, ΠΊΠ°ΠΊ Π‘. Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½, А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π² ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. КомиссиСй ΠΏΠΎ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ И. Π‘. Якиманская Π±Ρ‹Π»Π° Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π° Π² Π°ΡΠΏΠΈΡ€Π°Π½Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ НИИ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ АПН Π Π‘Π€Π‘Π , Π³Π΄Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ с 1955 ΠΏΠΎ 1958 Π³.

Π’ 1959 Π³. ΠΎΠ½Π° Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ΠΈΠ»Π° ΠΊΠ°Π½Π΄ΠΈΠ΄Π°Ρ‚ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄ΠΈΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅: «Π’осприятиС ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ учащимися гСомСтричСского Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π΅ΠΆΠ° ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π΅Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ» .

По ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠΈ аспирантуры И. Π‘. Якиманская Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»Π° Π² ΠΠ˜Π˜ ΠžΠŸΠŸ АПН, Π³Π΄Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»Π° ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Π½Ρ‚Π° Π΄ΠΎ Π·Π°Π²Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ. Π‘Ρ„Π΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… интСрСсов ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ стали ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ психологии Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ — ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологии.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… тСорСтичСских ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… исслСдований Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Ρ‹ Π² Π΄ΠΎΠΊΡ‚орской диссСртации ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅ «Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ школьника» (1980). Π’ Π½Π΅ΠΉ описана авторская концСпция пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ основным содСрТаниСм Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ созданиС пространствСнных ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠΈ. И. Π‘. Якиманская ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ практичСски Π½Π΅Ρ‚ Π½ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ области Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π³Π΄Π΅ Π±Ρ‹ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС (Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅ΠΌΠΎΠΌ) Π½Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»ΠΎ Π±Ρ‹ сущСствСнной Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ.

И.Π‘. Якиманская Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ описала ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ структурС пространствСнноС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²ΠΎΠ΅ иСрархичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, основными качСствСнными показатСлями ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΈΠΏ опСрирования пространствСнными ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°ΠΌΠΈ, ΡˆΠΈΡ€ΠΎΡ‚Π° опСрирования, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠ°Ρ систСма отсчСта.

ВсС ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ случаСв опСрирования пространствСнными ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ свСдСно ΠΊ Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌ основным, приводящим:

  • 1) ΠΊ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ полоТСния Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°,
  • 2) ΠΊ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΅Π³ΠΎ структуры,
  • 3) ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ этих ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ [4; 156].

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΈ всСстороннС ΠΎΡ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ структуру пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСскиС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ психологичСскиС ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ формирования структуры пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π΅Π΅ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ явилось Π±Π°Π·ΠΎΠΉ для Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… исслСдований ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… спСциалистов Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ психологии ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. Она справСдливо ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ пространствСнными ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°ΠΌΠΈ являСтся Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» [Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ школьника. М., 1980. — Π‘. 5].

ΠŸΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ с ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ развития пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… И. Π‘. Якиманской Π·Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ сплотило Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ Π½Π΅Π΅ Π΅Ρ‰Π΅ большСС число сторонников ΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² — это личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ школьников. Π Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»ΡΡ Π½Π°Π΄ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ, поставлСнной Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ врСмя Π›. Π‘. Выготским, ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ обучСния ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСского развития ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСски анализируя соврСмСнныС психолого-пСдагогичСскиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, И. Π‘. Якиманская ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»Π° ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ любоС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ, Π½ΠΎ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ являСтся личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ. ΠŸΠΎΠ»Π΅ΠΌΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡ с ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… источник развития Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π²Π½Π΅ самого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, И. Π‘. Якиманская ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ (ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ) ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°". ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго стрСмится ΠΊ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ собствСнного ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π°, Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ" [Личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ школС. М., 2000. Π‘.69].

Π‘ 1990 Π³. Π˜Ρ€ΠΈΠ½Π° Π‘Π΅Ρ€Π³Π΅Π΅Π²Π½Π° возглавляСт ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π» «ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования» Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π° пСдагогичСских ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ РАО, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ часто ΠΏΡ€ΠΈΠ΅Π·ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ люди ΠΈΠ· ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ² кашСй страны, Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ. Π—Π° ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠ΅Π΅ дСсятилСтиС слоТился своСобразный ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²-энтузиастов, объСдинивший сотрудников школ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ². На Π±Π°Π·Π΅ этих школ происходят Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΈ Π°ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π°Ρ†ΠΈΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования. Под Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ И. Π‘. Якиманской ΠΈΠ·Π΄Π°Π½Ρ‹ ΡΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅ Π΄Π²Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈ сборников Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… статСй, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΅Π΅ ΡΠΎΡ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΈΠΊΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΄ΠΈΡ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° ΠΈ Π·Π°Π²ΡƒΡ‡ΠΈ школ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°, учитСля.

ВмСстС с Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ Π˜Ρ€ΠΈΠ½Π° Π‘Π΅Ρ€Π³Π΅Π΅Π²Π½Π° постоянно Π²Π΅Π»Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ вСсти Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ стало ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ психологии Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ № 259 ΠœΠΎΡΠΊΠ²Ρ‹, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ — Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… пСдагогичСских Π²ΡƒΠ·Π°Ρ…. Π—Π° Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ своСй Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΎΠ½Π° способствовала пополнСнию рядов отСчСствСнных психологов, являясь Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΊΠ°Π½Π΄ΠΈΠ΄Π°Ρ‚ских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ (ΠΏΠΎΠ΄ Π΅Π΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π΅Π½Ρ‹ 20 кандидатских ΠΈ Π΄Π²Π΅ докторскиС диссСртации).

И.Π‘. Якиманская Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии ряда Π»Π΅Ρ‚ Π±Ρ‹Π»Π° Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π³ΠΈΠΈ ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π° «Π’опросы психологии», Π° Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя являСтся Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π³ΠΈΠΈ ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π° «Π—Π°Π²ΡƒΡ‡». Она постоянно Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… спСциализированных совСтах: Московского пСдагогичСского унивСрситСта, ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ института РАО ΠΈ Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π° ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π° пСдагогичСских ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ.

И.Π‘. Якиманская являСтся Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 200 Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚. Π’ ΠΈΡ… Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ: «Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ тСхничСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ учащихся» (1964; Π² ΡΠΎΠ°Π²Ρ‚орствС с Π’.Π’. ΠšΡƒΠ΄Ρ€ΡΠ²Ρ†Π΅Π²Ρ‹ΠΌ), «Π Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅» (1979), «Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ школьников» (1980), «Π—нания ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ школьника» (1985), «Π›ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ школС» (19%, 2000), «ΠšΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ учащихся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ» (1996), «Π’Схнология личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования» (2000). МногиС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ, румынский, вСнгСрский, болгарский, Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ, английский языки.

Научная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ И. Π‘. Якиманской Π±Ρ‹Π»Π° ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Π° мСдалями «Π—Π° Π΄ΠΎΠ±Π»Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄» (1970), «Π’Π΅Ρ‚Π΅Ρ€Π°Π½ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°» (1986), ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈ К. Π”. Ушинского (1995), «Π’ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ 850-лСтия ΠœΠΎΡΠΊΠ²Ρ‹» (1998) [4; 157].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ