Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполненное нами исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с проблемой мотивации ЗОЖ будущего учителя. Так, для более глубокого познания закономерностей развития и путей формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя, удовлетворяющей современным требованиям общества, необходим поиск более совершенной диагностики сформированное&tradeфункций мотивации в структуре личности, более… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L МОТИВАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. ЛСущность мотивации здорового образа жизни в свете проблемы формирования целостной личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе
      • 1. 2. Критерии и уровни развития мотивации ЗОЖ будущего учителя
  • ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА II. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЗОЖ
  • БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Педагогические факторы развития мотивации здорового образа жизни будущего учителя
    • 2. 2. Процесс формирования мотивации ЗОЖ будущего’учителя
  • ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Характерной чертой социально-экономических преобразований современного общества, обусловленных созданием новых общественных отношений, является развитие процессов демократизации и гуманизации. Одной из приоритетных задач гуманизации образования является сохранение и укрепление здоровья его субъектов. Здоровье учителя рассматривается как важнейший, критерий реализации его творческого потенциала в педагогическом труде (Т.Акбашев, М. М. Борисов, М. Я. Виленский, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л.Г. Татарникова). Обозначенная проблема имеет актуальное звучание в современных условиях.

Социально-экономическая неустойчивость, психическая напряженность современного общества, реализация труда учителя в рамках стереотипов, все еще остающейся авторитарной модели образования (В.В.Колбанов, Г. К.Зайцев), с одной стороны, недостаточный уровень валеологических знаний и умений (И.Ю.Глинянова, Л.Г.Татарникова), отсутствие стремлений к здоровому образу жизни (ЗОЖ), осознания его значимости для продуктивной профессиональной деятельности, с другой, обуславливают тенденцию снижения уровня здоровья учителей, их творческой активности.

Исследования в области проблемы ЗОЖ показывают, что между уровнем здоровья учителя и уровнем сформированности у него в процессе профессиональной подготовки знаний и умений ЗОЖ, системы побуждений к нему прослеживается четкая зависимость (М.М.Борисов, М.Я.Виленский). Это обусловливает необходимость подготовки учителя, для которого принципы ЗОЖ должны стать собственными жизненными принципами (В.В.Колбанов, Г. К.Зайцев) и принципами профессиональной деятельности. Ведь специфика учительского труда такова, что предъявляет высокие требования к здоровью специалиста, к психо-физиологическим функциям и нейродинамике его организма (Н.В.Кузьмина, Э. А. Одинец, А.И.Щербакова). Кроме того, в процессе воспитания нового поколения, убежденного в необходимости ЗОЖ и готового организовать его, немаловажное значение имеет образ жизни учителя, соответствующий параметрам ЗОЖ.

Реализация названных задач в первую очередь зависит от того, как шотносятся будущие учителя к ЗОЖ, насколько глубоко ими осознается важность, необходимость ЗОЖ для профессионального становления, перспективной педагогической деятельности, т. е. от характера мотивов, побуждающих их к ЗОЖ.

Вместе с тем, проблема формирования положительной мотивации ЗОЖ до сих пор не нашла должного решения в практике вузовской подготовки будущих учителей. Задачи формирования ЗОЖ будущего педагога, осознанных побуждений к нему, признание приоритетности последних в деле приобщения студентов к ЗОЖ не находит должного отражения в целях и задачах традиционного образовательного процесса. В качестве основного средства формирования ЗОЖ, как правило, рассматриваются занятия по физической культуре. Будущие учителя имеют достаточно «смутные» представления о сущности понятий «здоровье», «ЗОЖ», отличающиеся узостью и однотипностью (И.Ю.Глинянова, ЛГ. Татарникова) — не рассматривают последний как условие своего профессионального становленияне видят в ЗОЖ и необходимое условие, и действенный механизм саморазвития и самосовершенствования. Все это не стимулирует студентов к ЗОЖ, выработке адекватного отношения личности к себе, своему психо-физическому состоянию, режиму физических и интеллектуальных нагрузок, рациональному использованию свободного времени. Не случайно многие будущие учителя завершают профессиональное обучение в вузе с «букетом» простудных, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и невротических заболеваний, что не позволяет им полноценно реализовать свои возможности в педагогическом труде. (М .М .Борисов).

Существующее состояние практики формирования ЗОЖ и положительной мотивации к нему у будущих учителей, в значительной мере обусловлена ее недостаточной разработанностью в педагогической теории. Ее анализ, проведенный в контексте вышеозначенной проблемы, показал, что в настоящее время накоплен значительный объем научных данных: о психологической сущности мотивов и мотивации (В.Г.Асеев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, Н.М.Якобсон), о мотивации и структуре личности (З.И.Васильева, АГ. Ковалев, И. С. Коган, Л.С.Славина), о соотношении мотивов и деятельности (А.Г.Ананьев, М. А. Данилов, А. Н. Леонтьев, Г. И.Щукина). Ценные научные знания получены по проблемам мотивации учения (Л.И.Божович, О. С. Гребенюк, В. С. Ильин, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. К. Сергеев и др.), мотивации профессиональной подготовки (А.Г. Здравомыслов, В .И.Ковалев, В. Д. Шадриков), оздоровительной, (А.А.Касаткин), физкультурно-спортивной (А.Ф.Фролов, Е.И.Михайлова), спортивной деятельности молодежи (П.А.Рудик, И. Г. Келишев, Л.П.Полозкова), оздоровительной физической культуры (А.О.Прохоров). Имеется ряд работ, посвященных изучению мотивационной сферы личности студентов (КШ.Леонавичус, В. А. Сонин, Ю. М. Орлов, Э. А. Непомнящая и др.).

Анализ проблемы ЗОЖ представлен в трудах философов (М.Н.Руткевич, АП. Бутенко, Е. Н. Капустин, В. И. Столяров, В. Ф. Сержантов и др.), социологов (А.В.Лисовский, Л. Я. Рубина, И. М. Быховская, В. В. Бовкун, Н. В. Панкратьева и др.), медиков (Ю.П.Лисицин, Н. М. Амосов, В. Е. Апарин, И.И.Брехман), психологов и педагогов (Т.АИльина, В. АСластенин, М. Я. Виленский, П. А. Виноградов и др.).

В подходах к определению ЗОЖ за последние годы определились три основных направления: философско-социалогическое, определяющее его как интегральный показатель культуры и социальной политики общества.

ИАВиноградов, А. О. Милыптейн, Л. В. Филиппов и др.), медико-биологическое, рассматривающее его как гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных гигиенических нормах (Н.М.Амосов, И. И. Брехман, Г. И. Царегородцев и др.), психолого-педагогическое, утверждающее ведущую роль мотивационно-ценностного отношения, сознания, поведения и ценностноориентированной деятельности личности для создания своей социокультурной макрои микросферы жизнедеятельности (М.Я.Виленский, М. М. Борисов, В. З. Коган, В. М. Лабскир и др.).

Выполнен ряд исследований, в которых предприняты попытки определить сущность ЗОЖ, его специфику, применительно к профессионально-педагогической деятельности (М.Я.Виленский, Е. Т. Дорохова, В.А.Сластенин), механизмы формирования ЗОЖ в процессе физического воспитания будущих учителей (М.М.Борисов, Г. П.Пастушек). Разработана концепция мотивации оздоровительной деятельности студенток, выявлена ее структура, динамика мотивов, методика диагностики (А. А. Касаткин), вскрыты возможности самоубеждения как средства самовоспитания и оздоровления личности (Г.Н.Сытин).

Сегодня все более утверждается тенденция рассмотрения ЗОЖ как стержня новой науки «валеологии» (И.И.Брехман, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев и др.) и ее отрасли «педагогической валеологии» (Л.Г.Татарникова, И. Ю. Глинянова, М. В. Чимаров и др.). Определяются подходы к ЗОЖ в рамках обозначенных наук.

Накопленные научные данные по проблемам мотивации и ЗОЖ, несомненно, являются ценными. Вместе с тем педагогическая наука до настоящего времени не дает однозначного ответа на многие вопросы, относящиеся к сущностным характеристикам и критериям ЗОЖ будущего учителя, не вскрывает сущности мотивации ЗОЖ, ее состав, структуру, функции, уровни развития, процесс ее формирования в условиях вузовской подготовки, и в частности, в условиях изучения медико-биологических, психологопедагогических дисциплин.

Усиление личностной ориентированности образования требует также нового подхода к разработке факторов и условий формирования данного психического образования личности, в том числе, и мотивации ЗОЖ будущего учителя.

Принимая во внимание потребности практики, состояние научного знания по проблеме мотивации ЗОЖ, проблема исследования была определена следующим образом: каковы педагогические условия, пути и средства, обеспечивающие формирование у будущих учителей мотивации ЗОЖ в процессе профессиональной подготовки? Актуальность данной проблемы, а также то обстоятельство, что она не выделялась в качестве предмета специального исследования определило выбор темы исследования: «Формирование мотивации ЗОЖ будущего учителя в процессе профессиональной подготовки» .

Объектом исследования является процесс подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования — процесс формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя.

Цель исследования — разработать научные основы формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что формирование мотивации ЗОЖ будущего учителя в процессе вузовского обучения будет осуществляться более эффективно в сравнении с традиционной практикой, если: мотивация ЗОЖ будет рассматриваться как интегративная характеристика, ядро направленности личности студента педвуза на жизнедеятельность с позиции ценностей здоровья и будет являться приоритетной целью вузовского образования, процесс формирования ЗОЖ будущих учителей будет носить этапный характер и выстраиваться с учетом логики ее развития, предполагающей движение мотивации от ситуативных проявлений к устойчивому функционированиюв целях этого процесса будут проектироваться изменения и в мотивации и в ее функциях в развитии личности. При этом цели конкретного занятия их системы, этапов процесса будут ставиться с учетом «зоны ближайшего развития» мотивации ЗОЖ будущего учителя, педагогические средства на первом этапе будут стимулировать развитие интереса студентов к ЗОЖ, осознания его значимости в личном и профессионально-перспективном плане, на втором — побуждать будущих учителей к самоанализу, самооценке своего образа жизни с позиции ЗОЖ, актуализировать потребность в самосовершенствовании, на третьем активизировать самостоятельный творческий поиск в проектировании жизнедеятельности с позиций ЗОЖ, в качестве ведущих средств будут использованы: система педагогических ситуаций, направленных на стимулирование мотивов ЗОЖ, адекватных его проявлениям, валеологизация содержания дисциплин психолого-педагогического и усиление педагогической направленности содержания дисциплин медико-биологического циклов.

Цель, гипотеза обусловили выдвижение задач исследования:

1. Раскрыть сущность мотивации ЗОЖ будущего учителя, как интегративного личностного образования;

2. Обосновать критерии и показатели развития мотивации ЗОЖ, дать характеристику уровней развития в соответствии с ними.

3 Разработать и экспериментально проверить систему средств формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи гуманистической философии и психологии о человеке как субъекте деятельности и общения, объективных и субъективных факторах его развития, о мотивации поведения и деятельности (В.ГАсеев, Л. И. Божович, В. И. Ковалев,.

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинпггейн) — концептуальные положения теории ЗОЖ (А.М.Амосов, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Ю.П.Лисицин) — системный, целостный подход к личности и процессу ее формирования (В.С.Ильин,.

B.В.Краевский, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев и др.) — идеи гуманизации образования, обосновывающие личностно ориентированное обучение, воспитание (Е.В.Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику и методы исследования.

Базой исследования являлся математический факультет Волгоградского государственного педагогический университет.

Исследование осуществлялось поэтапно с 1991 по 1998 годы: -на первом этапе (1991;1993 гг.) разрабатывались теоретические основы проблемы, апробировались некоторые экспериментальные задания, методические приемы в ходе опытной работы на естественно-географическом факультете Волгоградского государственного педуниверситета, отбирались и разрабатывались диагностические методики. На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, исследование, обобщение передового педагогического опыта по формированию ЗОЖ молодежи, а также собственного опыта практической работы автора на различных факультетах вуза, осуществлялось наблюдение за проявлениями и развитием мотивации ЗОЖ студентов;

— на втором этапе (1993;1996 гг.) разрабатывалась модель, выявлялась и уточнялась система средств формирования мотивации ЗОЖ у будущих учителей, проводился формирующий педагогический эксперимент на математическом факультете Волгоградского государственного педагогического университета. Использовались такие методы исследования, как теоретическое моделирование, педагогическое наблюдение, монографическое изучение студентов, анкетирование, интервьюирование, беседы, изучение продуктов деятельности студентов (сочинение, авторские проекты, творческие работы и др.), экспериментальное обучение;

— на третьем этапе (1996;1998 гг.) обобщались и систематизировались результаты исследования, формировались и апробировались на практике его выводы.

Новизна научного исследования состоит в том, что в нем: с позиции системно-целостного подхода определено понятие мотивации ЗОЖ, выявлены структурно-содержательные характеристики, функции, показатели и уровни развития мотивации ЗОЖ будущего учителя, разработана и экспериментально проверена педагогическая модель процесса поэтапного формирования мотивации ЗОЖ студентов в ходе обучения в педагогическом вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие целей и содержания педагогического образования, в совершенствование форм и методов его реализации в связи с возрастанием актуальности проблемы ЗОЖ и соблюдением его принципов в повседневной жизнедеятельности людей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, разработанные критерии и приемы диагностики мотивации ЗОЖ будущих учителей, способы и методы ее формирования, дакзда Ли®-&trade-«.

1) Мотивация ЗОЖ — это система осознанных побуждений личности, энергетизирующая и направляющая ее проявления (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей здоровья. Как компонент структуры личности она представляет собой интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, критериями развития которого выступают: а) степень сформированное&tradeотдельных мотивов как компонентов мотивации (состав мотивации), б) структура мотивации, в) степень развитости ее целостных свойств (особенно нравственно — мировоззренческого содержания), г) степень сформированное&tradeее функций в регуляции жизнедеятельности.

2) Процесс формирования мотавации ЗОЖ будущего учителя есть последовательность этапов, реализующих логику ее развития от ситуативных проявлений на начальном этапе к становлению и закреплению на втором этапе и к устойчивому функционированию на заключительном этапе.

3) В системе средств, обеспечивающих процесс формирования ЗОЖ студентов, ведущими выступают валеологизация содержания дисциплин психолого-педагогического цикла и усиление педагогической направленности содержания медико-биологических дисциплин, а также комплекс педагогических ситуаций (ситуации самопознания, саморегуляции, самореализации, ценностао-познавательные, практико — иммитационные и др.), способствующих актуализации побуждений к ЗОЖ.

Достоверность результатов исследования, обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплекса методов исследования, адекватных его целям и задачам, устойчивой повторяемостью и статастической значимостью полученных в эксперименте результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на аспирантских семинарах, внутривузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях преподавателей Волгоградского педагогического университета (1991;1997гг), в ходе семинаров Российской школы молодых ученых (г.Волгоград, 1994 г.), на IV международной научно-практической конференции «Вопросы половозрастного воспитания и планирования семьи в системе школьного образования» (г.Волгоград, 1996 г.), в ходе IV годичного собрания Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона» .

Волгоград 1997 г.).

Материалы исследования используются в практике работы кафедр Волгоградского государственного педагогического университета. Основные результаты исследования изложены в пяти публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Анализ теоретических знаний по проблеме, а также результаты опытной работы, описанные в данной главе исследования позволяют сделать вывод, что коррекцию потребностно-мотивационной сферы личности будущего специалиста целесообразно начинать с первых этапов вузовского образования, поскольку происходит переход личности из одной педагогической системы в другую, из одной сферы жизнедеятельности в другую, что создает объективные условия для формирования новых стереотипов жизни и деятельности, переосмысления ценностного арсенала, взглядов, убеждений, потребностей личности. Это является важной предпосылкой для ориентации будущих.

163 учителей на здоровую жизнедеятельность, формированию у них побуждений к.

ЗОЖ.

Процесс формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются: потребностно-мотивационная сфера личности будущего специалиста, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешними факторами для будущего учителя выступает процесс профессиональной подготовки.

В процессе формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя необходимо такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в вузе, в частности валеологизация содержания образования, с другой, на изменение внутриличностной среды посредством сознательно-Ёолевой работы по переосмыслению будущими педагогами своего отношения к ЗОЖ, к стилю своей жизни.

Для построения системы средств формирования мотивации ЗОЖ необходим учет социально-психологических особенностей, доминантных мотивов данной возрастной группы, а также учет исходного состояния мотивации ЗОЖ в исследуемой группе студентов.

Логика системы средств формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя обусловлена идеями системно-целостного подхода о конструировании педагогических процессов и заключается в движении мотивации ЗОЖ от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию, а также идеями личностно-ориентированного подхода, характеризующего средства и условия формирования данного компонента структуры личности.

В соответствии с логикой процесса формирования мотивации ЗОЖ его целесообразно расчленить на три этапа: целью этапа ориентации является ликвидация пробелов в сформированное&tradeмотивации ЗОЖ у большинства.

164 студентов, формирование интереса к ЗОЖ, положительного к нему отношения, осознания его значимости для продуктивной самореализации. Для реализации данной цели наиболее действенными оказались следующие средства: насыщение содержания учебного материала медико-биологических дисциплин современными валеологическими знаниями, сведениями об организации валеологически сообразной учебной деятельности, создание оценочных, проблемных, ценностно-познавательных ситуаций.

На этапе становления цель определяется как формирование устойчивой мотивации ЗОЖ будущих учителей, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, убежденностью в том, что ЗОЖ является важным условием для профессионального становления, стремлением к самообразованию в области ЗОЖ, коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья. Данная цель достигается с помощью углубления профессиональной направленности содержания медико-биологических дисциплин и валеологизацией содержания психолого-педагогических дисциплин, созданием ситуаций саморегуляции, практико-иммитационных и игровых ситуаций.

На этапе генерализации целью является становление целостной г мотивации, когда четкой становится субординация мотивов, углубляются социально-ценные мотивы профессиональной деятельности с позиций ЗОЖ, стимулируются побуждения к уверенной реализации валеологических знаний и умений в организации учебной деятельности, в новых ситуациях, потребность в творческом проектировании жизнедеятельности с позиций ЗОЖ. Для решения поставленной цели студенты включались в ситуации самореализации, ситуации осознания социальной роли учителя, ситуации по решению валеологических проблем, моделирующих типичные и существенные черты будущей профессиональной деятельности.

Таков один из вариантов построения процесса формирования мотивации.

ЗОЖ будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение изложим результаты, полученные при решении основных задач исследования.

Первая задача исследования состояла в определении сущности понятия «мотивация ЗОЖ» .

Анализ теоретического знания по проблеме, данные опытной работы определили подход к пониманию сущности данного феномена, в соответствии с которым мотивация ЗОЖ понимается как система осознанных побуждений, энергитизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные и физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья.

Мотивация ЗОЖ — целостное образование, являющееся частью более широкой целостности — личности будущего педагога. Соответствующими (целостными) свойствами ее являются:

— мировоззренческое нравственное содержание, определяющееся ценностями ЗОЖ и раскрывающееся в составе, структуре и осознанности;

— направленность мотивации, детерминированная результатом ЗОЖ (здоровье, благополучие);

— динамические свойства, раскрывающиеся через устойчивость, силу и действенность мотивации ЗОЖ.

Посредством указанных свойств мотивация ЗОЖ включается в структуру личности и выполняет в ней следующие функции: избирательную, регуля-торную, смыслообразующую, побудительную (энергитически-динамическую). Единство этих функций, их реализация приводит к развитию личности будущего учителя в целом.

Реализация функций мотивации ЗОЖ будущих учителей обусловлена определенной структурой, в которой выявлены шесть групп мотивов: широкие.

166 социальные мотивы, мотивы самосовершенствования, мотивы достижения, мотивы общения, профессионального становления, мотивы вынужденности.

Выделенные компоненты мотивации ЗОЖ представляют собой не просто набор, а целостную иерархическую систему, .в которой системообразующим выступает осознание значимости ЗОЖ для полноценной самореализации в учении и перспективной педагогической деятельности.

Функционирование мотивов ЗОЖ, как и мотивации в целом, может протекать на разных уровнях, знание которых позволяет научно обоснованно конструировать цели формирования мотивации ЗОЖ. Выявление уровней развития мотивации ЗОЖ будущих учителей явилось второй задачей исследования.

В результате диагностического обследования около 500 студентов * первых курсов различных факультетов ВГПУ было выявлено 4 уровня мотивации ЗОЖ: низкий, средний, высокий, высший.

Следующая задача исследования заключалась в разработке и обосновании системы средств формирования мотивации ЗОЖ будущих учителей. Согласно теории целостного подхода процесс формирования мотивации ЗОЖ мы рассматриваем как следование его определенных состояний, отличающихся по характеру влияния на мотивацию ЗОЖ.

Логика системы средств формирования мотивации ЗОЖ заключается в ее движении от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию.

В соответствии с логикой процесса формирования мотивации ЗОЖ, он расчленен на 3 этапа: ориентации, становления, генерализации.

На каждом этапе опытно-экспериментальной работы определены цель, задачи, средства формирования мотивации ЗОЖ, ведущими среди которых являются — валеологизация дисциплин психолого-педагогического цикла и усиление педагогической направленности содержания медико-биологических дисциплин, содержания обучения и педагогические ситуации, типология.

167 которых разработана исходя из сфер проявления индивидуального стиля в познавательной и практической деятельности, общении, и личностном развитии.

Данные средства корректируются в соответствии с усложнением целей формирования мотивации будущих учителей. Один из вариантов построения процесса формирования мотивации ЗОЖ апробирован в настоящем исследовании и показал себя целесообразным. Результаты эксперимента свидетельствуют о справедливости гипотезы нашего исследования. и.

Выполненное нами исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с проблемой мотивации ЗОЖ будущего учителя. Так, для более глубокого познания закономерностей развития и путей формирования мотивации ЗОЖ будущего учителя, удовлетворяющей современным требованиям общества, необходим поиск более совершенной диагностики сформированное&tradeфункций мотивации в структуре личности, более глубокий индивидуальный подход к студентам в процессе формирования их побуждений к ЗОЖ. Нуждаются в дальнейшем уточнении и разработке средства, логика построения процесса, использование возможностей дисциплин различного цикла на первом этапе вузовского образования в изучаемом плане. Интерес представляет также разработка процесса формирования мотивации ЗОЖ студентов педвуза на всех этапах профессиональной подготовки.

Решение этих проблем является целью наших дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и егоиспользование в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук, — Ростов на-Дону, 1989. — 173 с.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системевысшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:1. Наука, 1980, -334 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -229 с.
  5. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.334 с.
  6. В. Преподаватель и студент (Вопросы общения) // Высшее образование в России 1997., — N1 — С.87−95.
  7. Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под ред. Д. Н. Кавтарадзе. М.: Изд-во МГУ, 1982. 52 с.
  8. O.A., Демченкова Г. З., Случевский И. И. Формирование здорового образа жизни советской молодежи // Сов. здравоохранение. -1985. N7. С.3−7.
  9. O.A. Комплексная программа здоровья. -М.: Медицина, 1988. 96 с
  10. А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.- Ростов на- Дону, 1976. — 164 с.
  11. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1979.192 с.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.169психологические труды, Т.2. М.: Педагогика, 1980. — С. 9−127.
  13. .Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980, — 212 с.
  14. В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы ЗОЖ // ЗОЖ: Сб.науч. тр. /Ленингр. ун-т усов.врачей. Л., 1988. С. 85−112.
  15. А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1984. -20 с.
  16. Ю.А. Три кита здоровья. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1993.-336 с.
  17. П.К. Рефлекс цели как объект физиологического анализа .// Журн. высш. нервн. деят., Т. 12, вып I, 1962 (биол), С. 7.
  18. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Ун-т др.нар.им.П.Лулумбы, 1971. — 61 с.
  19. Е.А. Социалистический образ жизни: Методологические и методические вопросы. М.: Высшая школа, 1980. — 182 с.
  20. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Спб.: Наука, 1993. С 49−59.
  21. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.139 с.
  22. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М., 1980. 368 с.
  23. В.Г. Проблемы мотивации и личности. // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 123−124.
  24. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 160 с.
  25. А.Г. Личность как предмет психологических исследований. М., 1 701 984. 103 с.
  26. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопр. философии, 1973, N6. С. 86−99.
  27. С.И. Взгляды Ибн Сины (Авицены) на здоровье // Гигиена исанитария. -1991. -N4. С. 72−74
  28. В.В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания // Вопр. психол. -1991, N2. — С. 120−1*24.
  29. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск, — 1983. -224 с.
  30. H.A. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 350 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической психологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  32. Бестужев Лада И. В., Глезерман Г. Е. Составные элементы, качественныеи количественные показатели образа жизни // Социалистический образжизни и современная идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1976. 1. С.46−53.
  33. В. Личность и условия ее развития и здоровья. 2-е изд. — Спб.: Изд-во К. Л. Риккера, 1905. — 43 с.
  34. И.В., Садовский Н. В., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования.1. М.: Мысль, 1970. -С.7−48.
  35. И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1976. — 48 с.
  36. О.И. Воспитание мотивации изучения предметов естественного цикла старшеклассниками / на примере обучения биологии и химии/: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1975. — 28 с.
  37. В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, 171перспективы. М.: Высшая школа. -1988. -144 с.
  38. О.Ю. Лекция в педвузе: проблемы, задачи, перспективы // Сов.педагогика. 1985. — N12. — С.47−51.
  39. Г. Л. Динамика мотивов трудовой деятельности // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979. — С. 93−100.
  40. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.:1. Просвещение, 1968. 464 с.
  41. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972, С. 7- 44.
  42. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов:/ На примере обучения математике в техническом вузе, Калининградское высш. мор. училище. Калининград.: Кн. из-во, 1985. -264 с.
  43. Большая советская энциклопедия (в 30 томах): Т. 18. — М.: Советская Энциклопедия, 1974. — 639 с.
  44. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Сов. педагогика. -1991. N9. — С.50−56
  45. Е.В. Ценностные основания личностно* ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. N4. — С. 29−36.
  46. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика. 1997. -N4.-C.H-17.
  47. М.М., Виленский М. Я. Психолого- педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПиД: курс лекций.: -М. 1990. — С.30−42.
  48. М.М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания.: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1 721 993.- 155 с.
  49. М.М. Формирование ЗОЖ будущих учителей в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Москва, 1993. 22 с.
  50. Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.: 1983. — 23 с.
  51. Г. Г. Формирование мотивации учения как условие подготовки старшеклассников к труду, продолжению образования (на примере предметов естественного цикла). -: Дис.канд.пед.наук. Волгоград, 1986.-255 с.
  52. В.Д. Представления о профессии и самооценке профессионально значимых качеств у учащейся молодежи // Вопр. психологии. 1976. N2. -С. 146−150.
  53. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 1982. — N2. — С.52−53.
  54. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-208 с.
  55. A.B., Поликарпов В. А. Диалог в процессе познания // Познание и обучение. М., 1988. — С.63−69.
  56. Л.П. Человек, деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
  57. А.П. Образ жизни: содержание, проблемы и нерешенные вопросы // Вопр. философии 1978. — N11. — С. 41.
  58. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.:1. Наука, 1978. 364 с.
  59. .И. Новое о понимании здоровья // Теория и практика физ. культуры. 1988. — N7. — С.19−22.
  60. А.О., Харламов Е. В. Альтернатива комплексная форма утверждения здорового образа жизни // Физкультура и здоровый образ173жизни: Тез. свесоюз.науч. пракг. конф. / Всесоюз. науч. — иссл, ин-тфизич. культуры, 1990. С. 32−36.
  61. Валеология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. В. П. Соломина, проф.
  62. Ю.Л. Варшамова. Спб.: Образование, 1995. — 205 с.
  63. P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. N5 С.23−40.
  64. A.A. Два источника повышения качества преподавания и проблема знаково-контекстного обучения // Вопросы повышения качества подготовки специалистов. М., 1984. — С. 73−85.
  65. A.A., Платонов Т. А. Формирование познавательной профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. — 40 с.
  66. A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопр. психол. 1987. — N5. — С.31−39.
  67. A.A. Активные методы обучения в высшей школе. М.: Высш.шк., 1991.-207 с.
  68. A.A., Бакшаева H.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии -1997. N3. — С. 12−22.
  69. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев, 1977. — 94 с.
  70. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 228 с.
  71. Л.Н. Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья студентов в условиях интенсификации учебно-воспитательного процесса педвуза: Меж.вуз. сб. науч. тр. Кострома, 1990. — С. 69−75.
  72. Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: Теория и практика. М., 1986. — С. 27−151.
  73. В.И. Личностно ролевой подход к построению учебно-воспитательного процесса // Вопросы психологии. -1981. — N3. — С.69−78.
  74. .С. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности174студентов // Мотивы учебной и общественной деятельности школьников истудентов. М., 1980. — С.102−109.
  75. НЕ., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуребудущего учителя // Педагогика. 1992. — N1−2. — С. 66−70.
  76. Н.Е., Сущенко О. Г. Мотивация творческой активности личности в учебной деятельности. Вып.2 /ВГПУ. Волгоград, 1992. 7с.
  77. .А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. -М.: Знание, 1987. 39 с.
  78. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Из-во1. АПН РСФСР, 1956. -276 с.
  79. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  80. А.Н., Сергеев Н. К., Сериков В. В. Акивные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования (методические рекомендации). Волгоград, 1987. — 27 с.
  81. Ф.Ф. Проблема самодвижения в материалистичекой диалектике. -Л.: Изд. ЛГУ, 1972.-85 с.
  82. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1986.-45 с.
  83. Н.В. Воспитание способностей к овладению иностранным языком у студентов педвуза как аспект их профессиональной подготовки / на матер. ф-та иностранных языков: Дис.канд.пед. наук. Волгоград, 1987. 187 с.
  84. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками. Дисс. канд. пед.наук.- Волгоград, 1995. 259 с.
  85. П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в175предметах: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1965. — 19 с.
  86. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.:1. Педагогика, 1977. 136 с.
  87. О.С. Процесс воспитания мотивации изучения предметов естественно математического цикла у учащихся старших классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. — 34 с.
  88. О.С. О развивающих возможностях учебно-воспитательногопроцесса Волгоград, 1976. — С. 90−97.
  89. О.С., Мамиев Д. М. Работа педагогического коллектива над проблемой «Формирование мотивации учения и труда у учащихся средних ПТУ. Методические рекомендации. Ашхабад, 1986. 91 с.
  90. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. — 94 с.
  91. С.Т. Формирование мотивации учения школьников (методические рекомендации) М., 1982. — 88 с.
  92. И.А., Полесский В. А. Актуальные вопросы практической вале-ологии // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Спб.: Наука, 1993. 296 с.
  93. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 240 с.
  94. О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен.// Психологический журн. Т.9, N2. — 1988. — С.113.
  95. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.299 с.
  96. В.И., Сериков В. В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе: Учеб. пособие.-М., 1987.- 108 с.
  97. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации176личности II Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 146−169.
  98. .И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  99. A.A. Лечебная педагогика. М.: АПН СССР, 1989. — 225 с.
  100. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза). Минск, 1978. — 320 с.
  101. М.М. О некоторых аспектах изучения мотивации спортивной деятельности // Актуальные проблемы физ. воспитания и спорта: Тез.докл. конф. М., 1974. — С.55−56.
  102. В.И. Магистральный курс здоровый образ жизни // Теория и практика физ. воспитания — 1985., N8. — С.28−30.
  103. Л.Н., Млочешек Л. И. Об особенностях мотивации изучения предметов гуманитарного и математического циклов старшеклассников // Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения школьников. -Ростов- на- Дону., 1975, С.95−113.
  104. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. — 1989. — N6.1. С.100−108.
  105. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М. Изво МГУ, 1994. 144 с.
  106. Здоровый образ жизни /Под ред. Д.К. Соколова- Всесоюз. науч.-иссл. ин-т здор. обр. жизни. М., 1988. — 31 с.
  107. Здоровье студентов. Выпуск I. Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: Социологические аспекты / Под ред. Лабскира В. М. и177проф. Столярова В. И.: Харьков, 1990. 103 с.
  108. Здоровье человека как предмет социально-философского познания / Под ред. Е. Н. Кудрявцева, П. Д. Тищенко. -М.: Прогресс, 1989. 128 с.
  109. Здоровье, развитие, личность /Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова,
  110. У.Кляйнпетер. М.: Медицина, 1990. — 336 с.
  111. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  112. Ю.Ф., Лукьянов Ю. Е. О психологических аспектах занятий физической культурой // Психологический журн. 1986. — Т.7, -N2.1. С.96−106.
  113. ЗОЖ: Проблемы, пути утверждения / Под ред. А. И. Авраменко. Минск: Полымя, 1988. — 37 с.
  114. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальнойпсихологии. М., 1975. — С. 241−254.
  115. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестн. АМН. СССР. 1982. Т.45, N4. — С. 29−33.
  116. B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов- на- Дону, 1971. 244 с.
  117. B.C. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников: учебное пособие. Ростов- на- Дону, — 1975. -С. 3−28.
  118. B.C. Проблемы теории педагогических систем с позиций целострного подхода // Воспитание Школьников в процессе обучения. -Волгоград, 1978, — С.3−12.
  119. B.C. О структуре педагогической теории // Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979.-С.3−16.
  120. B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса.178
  121. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательногопроцесса. Волгоград, 1981. — С.5−21.
  122. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) М. Педагогика, 1984. — 144 с.
  123. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояния. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  124. Р.В. О путях активизации работы студентов на семинарских занятиях по политэкономии // Учебный процесс важнейшее средство коммунистического воспитания студентов. — Омск, 1981. — С.25−28.
  125. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. -574 с.
  126. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. — 199 с.
  127. В.Н., В.П.Кащенко: здоровье учителей и учащихся приоритетная ценность // Педагогика — 1997, — N3. — С.73−76.
  128. Л.Б. Проблемы современной психологии учения. Выпуск 2: Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. М.: Знание, 1989. — 60 с.
  129. С.Б. Нравственные мотивы в системе мотивации студентов -спортсменов и механизмы их формирования // Основы проф. мастерства учителя физ. культуры: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ульяновск, 1976-С. 35−37.
  130. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  131. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974, — 328 с.
  132. Как построить свое «Я» /Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика, 1991.
  133. Л.А. Физиологические основы организации отдыха // Активный образ жизни и здоровье студента: Сб. статей. Ташкент, 1985. — С.236.
  134. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целосного учебно — воспитательного процесса. -М., 1993, — 80 с.179
  135. А.А. Диагностика мотивов оздоровительной деятельности учащихся // Диагностика способностей и личностных черт у учащихся вучебной деятельности. Саратов, 1989. — С. 183−209.
  136. А.А. Структура мотивации оздоровительной деятельностистуденток (на контингенте Саратовского университета, педагогических вузов Москвы и Саратова): Дис.. канд. психол. наук. -Саратов, 1992. 349 с.
  137. И.Г. Мотивы массового спорта. Психология личности и деятельности спортсмена: Сб. науч. работ. М., 1981. С. 31−39.
  138. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -148 с.
  139. А.Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1970. -391 с.
  140. В.И. Мотивы деятельности // Психологические аспекты повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности.
  141. Новосибирск: Новосиб. пед. ин-т, 1981. С.18−19.
  142. В.И. Профессия и ее мотивация // Психологические вопросы профессиональной пригодности. Вильнюс: Вильнюс, ун-т, 1981. — С. 53−56.
  143. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — N6. — С.35−44.
  144. В.И. Мотивы поведения и деятельности. /Отв.ред. А. А. Бодалев, АН СССР, Ин-т Психологии М. .Наука, 1988. — 192 с.
  145. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. Спб УПМ, 1992. -51 с.
  146. Коле да В. А. Психология физической подготовки молодежи. Минск:1. Польша, 1990.- 100 с.
  147. Д.В. Валеология новое направление в педагогических науках //180
  148. Биология в школе. 1997. — N2. — С. 15−19.
  149. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  150. Н.М., Ребейко И. М. Активные методы обучения и воспитания и их влияние на мотивационную сферу учащихся // Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 1983. — С. 26−32.
  151. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара: Из-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  152. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И.Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. Политиздат, 1988. — 479.
  153. Краткий словарь современных понятий и терминов 2-е изд. /Н.Т.Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др.- Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. — М.: Республика, — 1995. — 510 с.
  154. В.И. Структурные уровни живой материи. М.: Наука, 1969.295 с.
  155. A.A. Проективные методы в исследовании личности // Вопр. психологии. -1981. N4. — С. 176−178.
  156. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  157. В.А., Сандлер М. В. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. В помощь лектору. М.: Знание, 1985. — 37 с.
  158. Т.С. Развитие логического мышления в диалоге: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. — 21 с.
  159. Е.С. Социально- психологические особенности личности в свете теории отношений // Экспериментальная прикладная психология. Л.:
  160. Изд-во ЛГУ, 1977. Вып. 8. С.23−30.
  161. Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследовании. -М., 1980. С.82−117.
  162. Э .М., Шаров Ю В. Осознание учащимися значимости знаний181условие формирования их познавательных интересов // Советская педагогика, 1974, N7, С.41−49.
  163. Ю.П., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. -Л., 1972. 117 с.
  164. Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. М.: Профиздат, 1987. — 256 с.
  165. И.С., Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности студентов. Новосибирск, 1990. — 52 с.
  166. В.Л. Искусство быть собой Изд. обновл. — М.: Знание, 1991. — 256 с.
  167. В. Человек природа — технология (безопасность через образование) // Вестн. высш. шк. — 1992. — N 1. — С. 44−46.
  168. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 572 с.
  169. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекции. М.: ИзвоМГУ, 1971.-38 с.
  170. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.304 с.
  171. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981, — 584 с.
  172. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1987. — 92 с.
  173. Д.А. Очерки психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 50 с.
  174. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 214 с.
  175. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1982.40 с.
  176. Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность.1. М.: Мысль., 1989. -270 с.
  177. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1984. 446 с.182
  178. Ю.Л. О некоторых вопросах психологии труда учителя // Онекоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М.: Сов. Россия. — 1970., — С. 148−159.
  179. A.B. Изучение уровня санитарной культуры студенческой молодежи / на примере ряда вузов страны // Сов. здравоохранение. 1990.-N12.-С. 32−36.
  180. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. — 175 с.
  181. Ю.Н., Котельникова В. Н. О некоторых методологических аспектах формирования ЗОЖ // ЗОЖ: прикладные психологические аспекты: Матер, респ. науч.- практ. конференции /Сыкт. ун-т, Сыктывкар, 1989.-С. 11−18.
  182. Малая медицинская энциклопедия / Отв. ред. В. Х. Васильченко. М.: Сов. энцикл., 1996. — Т. 11. — 1248 с.
  183. В.И., Экгольм И. Н. Педагогический эксперимент как методологическая проблема // Советская педагогика N8. — С.59−80.
  184. А.К. Мотивация учебной деятельности: Методические рекомендации в помощь лектору и методисту ИУУ М., 1978. — С.З.
  185. А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии // Мотивация личности: Сб. науч. тр. /Отв. ред.
  186. АА.Бодалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 120 с.
  187. А. К. Орлов А.Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
  188. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  189. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма183учителя // Педагогика. 1995. — N 6. -С. 55−63.
  190. A.B., Валентик Ю. В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи (гигиенический аспект) М. Медицина, 1988. — 192 с.
  191. Маслоу. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М.: Из-во1. МГУ, 1982. -287 с.
  192. М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. Волгоград, 1976. — С.5−15.
  193. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Учебное пособие. Волгоград, изд. ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1983, — 72 с.
  194. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  195. A.M. Проблемы развития профессионального теоретическогомышления. -М., 1980. 149 с. р
  196. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. 1982. — N 4. -С. 5−18.
  197. М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопр. психол.1984.-N 5.-С. 30−36.
  198. Е.М. Анализ структуры учебной деятельности // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР, ч.З.1. М., 1983.-С.518−520.
  199. Р. Структура личности // Экспериментальная психология. М., 1975.-Вып. 5.-С. 196−279.
  200. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь.: Перм.пед. ин-т, 1971.- 120 с.
  201. A.M. Системность развития в свете законов диалектики // Вопросы философии, 1975, N 8. — С. 92−99.184
  202. A.A. Личность студента // Общественно политическая активностьстуденческой молодежи. Рига, 1976. — С. 58−59.
  203. А.О. Алексеев A.A.: Тез. докл. конф. «Актуальные медико социальные аспекты пропаганды ЗОЖ». Иваново, 1986. — С.46−48.
  204. B.C. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов младших курсов технических вузов (на материале технич-х вузов Арм. ССР): Автореф.дис. .канд.пед.наук. Киев. -1985. — 23 с.
  205. Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя // Биология в школе.1997.-С. 56−59.
  206. В.П. Мотивация деятельности и структура личности // Формирование духовных потребностей молодежи (проблемы мотивации) / Отв. ред. В. Г. Леонтьев. Новосибирск.: Изд. НГПИ. 1980. — С. 37−44.
  207. В.А. Педагогика сотрудничества: Учеб. пособие /Харьков, гос. ун-т им. А. М. Горького. Харьков: ХГУ, 1989. — 70с.
  208. Моделирование педагогических ситуаций // Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  209. В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности: Сб. науч. тр. М., 1982. — С.30−41.
  210. Мотивация жизнедеятельности студента: Материалы межресп. семинара.1. Каунас, 1971.-547 с.
  211. Мотивация личности: Сб. науч. тр. /Отв. ред. А. А. Бодалев. М.: Изд-во1. АПН СССР, 1982. 120 с.
  212. Г. И. Личность и вуз // Вестн. высш. шк. 1988. — N 11. — С. 15−17.
  213. В.Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма-ленинизма на отношения человека // Психология. Л., 1955.
  214. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1957. Т.2.1. С.110−125.185
  215. А.О., Ковалева А. И. Здоровье и работоспособность при умственном труде. -Киев: Здоровье, 1989. 88 с.
  216. В.Н. Формирование мотивации с целью повышения эффективности УВП. // Социально психологические и педагогические аспекты формирования ЗОЖ: Сб. науч. тр. /Новосиб. мед. ин-т, Новосибирск, 1988.- С. 58−62.
  217. X. Здоровье для всех это реально // Правда — 1990. — 2 дек. -С. 4.
  218. Е.Е. Личностно смысловой аспект мотивации // Психолого- педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов научно- практической конференции. Новосибирск, 1985.-С. 40−42.
  219. P.C. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. — Т. 1. -576 с.
  220. H.H. Психолого педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. — М., 1985. — 112 с.
  221. М.В. Индивидуально творческий подход к формированию технологической культуры учителя начальных классов: Дис.. канд. пед. наук, Волгоград, — 1995. — 251с.
  222. Ю.В. Здоровье и окружающая среда // Природа и человек. М., 1991.-С. 25−37.
  223. И.А. Некоторые пути улучшения физкультурно- спортивной работы186 В вузе // Актуальные проблемы физкультурно- массовой и спортивной работы в условиях перестройки высшей школы: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. Ростов- на- Дону, 1989. — С. 61.
  224. H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. — 151 с.
  225. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: изд-во МГУ, 1987. -904 с.
  226. Общая психодиагностика: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -304 с.
  227. В.О. О некоторых путях экспериментального исследования мотивации человека, открываемых концепцией деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. -С. 200−217.
  228. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1972. -625 с.
  229. В. Основы проблемного обучения /Пер. с польс. М.:
  230. Просвещение, 1968. -208 с.
  231. A.B. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. 1989. — N 5. — С. 27−34.
  232. Ю.М. Восхождение и индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  233. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 200 года // Правда. 1987 27 нояб.
  234. Основные положения устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения. М., 1975. — С. 222−229.
  235. Н.Г. Пути и средства гуманизации образования: Мотивационный аспект. Учебное пособие. Астрахань: АГПУ им. С. М. Кирова, 1990, 93 с.
  236. Охрана здоровья // Социальное развитие СССР. М., 1990. — С. 246−283.
  237. В.А., Сергеев Н. К., Сериков В. В. К исследованию педагогических187ситуаций с трудовым содержанием // Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и в вузе. Волгоград, — 1984. -125 с.
  238. Ю.Ю. Мотивационная структура личности спортсмена // Материалы XXX науч. метод, респуб. конф. преподавателей ин-та физической культуры и кафедр физвоспитания других высших учеб.завед. Лит. ССР. Каунас, 1976. — С. 78−80.
  239. Н.В., Попов В. Ф., Шиленко Ю. В. Здоровье социальная ценность: Вопросы и ответы, — М.: Мысль, — 1989. — 236 с.
  240. Г. П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры.: Дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1992. -21 с.
  241. Педагогика школы (Под ред. Г. И.Щукиной). М.: Просвещение, 1977. -383 с.
  242. Первая Российская ассамблея «Здоровье человека» /Под ред. А. Г. Чугалина, В. С. Воробьева. М.: Голос, 1992. — 512 с.
  243. В.Ф. Психосемантический подход к исследованию мотивации // Мотивация личности: Сб.науч. тр. М., 1982. — С. 67−80.
  244. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Из-во МГУ, 1982. — 68 с.
  245. Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во Моск. ун-та.1989.-С. 27−28.
  246. Печчеи Аурелио Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
  247. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура испорт, 1984. 104 с.
  248. Л.М. Факторы, стимулирующие интерес студенчества кзанятиям физической культурой и спортом.// Теория и практика физ.tкультуры. 1979. — N 11. -С. 39.188
  249. В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно познавательной деятельности: Дис. канд. психол. наук. — Москва, 1987. — 179 с. t
  250. Л.П. (Скобликова) Нравственные качества и мотивы в структуре личности спортсмена (опыт конкретного социологического исследования) // Теория и практика физ. культуры. -1982.-N5.-C.il.
  251. В.А. Исследование причин текучести и снижения активности вмассовом спорте // Теория и практика физической культуры. 1978. — N 5. р1. С. 52−55.
  252. В.А. Исследование динамики отношения молодежи к физической культуре и спорту и пути повышения ее спортивной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 24 с.
  253. C.B. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). Спб.: Союз, 1997. — 256 с.
  254. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 204 с.
  255. Прикладная психология в высшей школе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. 270 с.
  256. Профессиональные и физиологические особенности труда учителя // Гигиена и санитария 1979, — N 3. — С.70−71.
  257. А.О. Мотивы и эффективность занятий взрослого населения популярными формами оздоровительной физической культуры. 1988. — N 2. — С. 5−6.
  258. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др., Под ред. Никифорова Г. С. Спб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1991. — 152 с.
  259. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  260. Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные исоциальные предпосылки. М.: Политиздат, 1985. — 96 с.
  261. Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения. М., 1983. -С.35−72.
  262. Т.А. Некоторые принципы конструирования комплекса методик для исследования мотивации учебной деятельности // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1980, N2, — С. 77−82.
  263. Развитие творческой активности школьников / Под ред.А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  264. Э.Н. Готовность студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры: Дис.. канд. пед. наук. М., 1−992. — 201 с.
  265. Рекомендации Всесоюз. конф. «Проблемы комплексного изучения человека» (Москва, 22−24 февраля 1988 г.) // Психологический журн. -1988. Т.9. N 5. — С.3−5.
  266. Л.Н. Самооценка пригодности к выбираемой профессии у уча190щихся 11 Вопросы профессиональной ориентации школьников. Минск:
  267. Нар. асвета, 1972. С. 16−27.h
  268. JI.B. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1990. 253 с.
  269. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 е.: ил. — (Психол. наука — школе).
  270. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704с.
  271. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд. АН. СССР, 1957. — 318 с.
  272. C.JI. Человек и мир. // В кн: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, С.348−374.г
  273. C.JI. Проблемы общей психологии /Отв. ред. Е. В. Шорохова, 2-ое изд. М.: Педагогика, 1976, — 416 с.
  274. П. А. Психологические особенности спортивной деятельности // Материалы науч. конф. каф. психологии ГЦОЛИФК по проблемам психологии спорта. М., 1972. — С. 23−29.
  275. П. А. К вопросу о психологической структуре личности // Тез. докл. на VIII всесоюз. конф. по психологии спорта. М., 1973. — И. 2. — С. 111−112.
  276. П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.
  277. М.Н. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба // Вопросы философии. 1975. — N 3. — С. 151.
  278. Ф.К. О совершенствовании понятийного аппарата исследования (на примере формирования понятия мотивация учения) // Совершенствование учебно-воспитательного процесса: Сб. науч. тр. Волгоград, 1977.-С. 30−33.
  279. Ф.К., Данильчук В. И. Педагогические технологии: (сущность, вариативность, условия) // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: Тез. докл. науч. конф. 4.1. /ВГПУ.1911. Волгоград, 1993. С.3−5.
  280. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 264 с.
  281. А.И. Воспитание творческой целеустремленности в учебномпроцессе. // Психол. журн. 1982. — N 2. — С.54−58.
  282. А.М. Системный подход в исследованиях учебно-воспитательного процесса средней школы: Дис. .канд.пед. наук. Казань, 1985.237с.
  283. Н.К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естественно- математического цикла: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1982.-273 с.
  284. Н.К. Взаимосвязь обучения и труда как средство формированияличности школьников (аспект мотивации учения старшеклассников).
  285. Учебное пособие к спец курсу М.: Изд. МОПИ им. Н. К. Крупской, 1989. -53 с.
  286. Н.К., Арнаутов В. В. Профессиональное становление будущегоVучителя в условиях учебно научно — педагогического комплекса (мотива-ционный аспект): Монография. — Волгоград: Перемена, 1997. — 206 с.
  287. A.M. Непростые заботы человечества: научно-технический прогресс, здоровье человека, экология. М.: Политиздат, 1988. — 219 с.
  288. Г. Н. Гигиенические проблемы здоровья подрастающего поколения // Гигиена и санитария. 1992. — N 4. -С. 24−28.
  289. В.Ф. Смысл жизни и здоровье // Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. — Гл.5, 6. — С. 347−354.
  290. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика.1994. -N5.-С. 16−21.
  291. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и техно192tлогии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  292. С.А. Здоровье: педагогические и медико-биологические проблемы // Здоровье и образование: Матер. XIV всемир. конф. по сан.просвещению. Л.: ЗИМ, 1991. — С. 92−94.
  293. В.М. Значение и место деловых игр в системе подготовки учителя // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: Сб. науч. тр. 4.1 /ВГПИ. -Волгоград, 1991. С. 158−163.
  294. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
  295. В.А. Физическая культура и мотивы здоровья в среде современных городских школьников // Теория и практика физ. культуры. 1990.1. N10.-С.10−12.
  296. В. А. Формирование личности учителя в советской школе в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 158 с.
  297. В. А. Виленский М.Я. Реформа школы и готовность учителя кпрофессиональной деятельности: Вопросы методологии и теории // Теория и практика физической культуры. 1985. — N 6. — С.43−46.
  298. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов.педагогика. -1991. N 10. — С. 79−84.
  299. Сластенин В. А, Шилков E.H. Гуманистическая концепция педагогического образования // Совр. высш. шк. -1991. N 4. — С.83−94.
  300. Словарь справочник по психологической диагностике / П. Ф. Бурлачук, С. М. Миронов, С. Б. Крымский (Отв. ред.) — Киев: Наукова думка, 1989. -200 с.
  301. Советский Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.1632 с.
  302. В.А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 1973. — 27 с.
  303. .А. Мотив как личностное образование // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. — С. 60−64.
  304. М.И. Психолого педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  305. А. Д. Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Сов. здравоохранение. -1981. N5. — С. 6.
  306. В.И. Пути формирования активного отношения различных социально демографических групп населения к физической культуре. -Челябинск, 1983.- 100 с.
  307. К.В. Физиология мотивации: Учеб. пособие для слушателей факультета повышения квалификации по теме «Высшая нервная деятельность». М., 1990. — 63 с.
  308. Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития познавательной активности взрослых учащихся // Вопр. психол. 1984.-N 5.-С. 46−48.
  309. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. шк., 1988. — 271 с.
  310. О.Г. Развитие творческой активности будущего учителя в учебной д-ти / на материале дисциплин педагогического цикла / Дис.. канд. пед. наук. Луганск, 1992. — 187 с.
  311. Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. К проблемам школьной валеологии: Метод, пособие. Спб., 1993.- 118 с.194
  312. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. 2-е изд. Спб.: «Петроградский и К», 1997. — 416 с.
  313. Э.Д. Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М., 1976. — С. 41−95.
  314. Э.Д. Роль активности личности в регуляции познавательных процессов // Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М., 1979. — С. 38−46.
  315. .М. Психология. М.: Госполитиздат, 1946. — 222 с.
  316. Терещенко С. Г, Мотивация активного и пассивного. отношения моряков к занятиям физической культурой // Теория и практика физ. культуры. р1986. N 1. — С. 37.
  317. О.И. К проблеме целостности человека // Вопросы философии.1973, N 3. — С. 43−50.
  318. В.А. Мотивация студентов на формы организации физкуль-турно массовой работы в свободное время // Социально — педагогический аспект физического воспитания в высшей школе: Тез. докл. XXII науч. -практ. конф. — Л., 1986. — С. 33.
  319. Л.В. Категория «структура» и «функции» и их методологическая роль в физике: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Свердловск, 1973.19 525 с. г
  320. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси.: Изд-во АН СССР, 1961. 210 с.
  321. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 452 с.
  322. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Наука, 1969.-213 с.
  323. Учитель, которого ждут: Из опыта Полтавского пединститута им.
  324. B.Г.Короленко /Под ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. — 152 с. (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).
  325. К.Д. Собр. соч. в 11 томах. Т. 8. — М., 1950. — С. 441−442.
  326. P.M. Влияние характера общения на формирование профессиональной подготовки студентов педвуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1982,-23 с.
  327. B.JI. Медико-биологическое обоснование режима дня студентов// Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя: Сб. научн. трудов. М.: МГПИ, — 1982.1. C. 16−21.
  328. Физическая культура- Всероссийская базисная учебная программа длярвысш. учеб. завед. М.: Изд-во МЭИ, 1991. — 48 с.
  329. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  330. Философский энциклопедический словарь 2 Т. / Под редакцией АМ.Прохорова. М.: Энциклопедия, 1991. -786 с.
  331. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) /А.В.Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский и др. М.:1. Медицина, 1988. 192 с.
  332. X. Мотивация и деятельность /Пер. с немец. М.: Педагогика, 1986. Т.1. — 1986. — 406 е.- Т.2. — 1986. — 391 с.
  333. Г. И. Век прогресса без болезней // Коммунист. 1987. — N14. .С. 60−63.
  334. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психол. 1997. — N2. — С. 3−14.
  335. Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности (на материале специальных и общеобразовательных предметов): Дис. .канд.пед. наук, Волгоград, 1991. — 223 с.
  336. П.П. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.143 с.
  337. В. Валеология категорический императив // Вестник высшей школы.- 1990. -N4. -С. 16−17.
  338. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. -N 5.
  339. .Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агенство, — 1997. — 245 с.
  340. A.A. Динамика профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе ее формирования: Автореф.. канд.пед. наук М., -1982. — 22 с.
  341. В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль, 1979.-С.10.
  342. А.Н. Государственная программа «Здоровье населения России» // Биология в шк. 1992. — N1−2. — С. 15−17.
  343. Ю.В. О сущности, специфике и классификации духовных потребностей. // Советская педагогика. 1970. — N 10. — С.63−74.
  344. Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студентов педвуза. М.: Из-во МГПИ, 1986. — 99 с.
  345. Ф.М. Своебразие структуры интегральной индивидуальностистудентов на разных ступенях обучения: Автореф. дис.. канд. психол.наук. Ростов — на- Дону. -1991. -15 с.
  346. В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: Автореф. .канд.пед. наук. Челябинск, 1986. — 20 с.
  347. E.H. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982.-210 с.
  348. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Ставрополь. — 1991. — 180 с.
  349. А.П. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 157 с.
  350. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методоло-гичекие аспекты // Теория и практика физ. культуры. 1989. — N 4. — С. 5−7.
  351. А.И. Социально-психологическая характеристика педагогической деятельности и проблема формирования у студентов профессиональных качеств личности учителя. Свердловск, 1975. — 157 с.
  352. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  353. Г. И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. — 383 с.
  354. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
  355. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированногообучения//Вопр. психологии. 1995, — N2. — С.31−41.198
  356. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 270 с. н
  357. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд. корпорация «Логос», 1994. -155 с.
Заполнить форму текущей работой