Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогических факультетов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблеме развития познавательной самостоятельности школьников и студентов посвящено много работ педагогов, психологов и методистов. Надо сказать, что отдельные аспекты проблемы познавательной самостоятельности уходят своими корнями в глубь античности. Еще Сократ утверждал о необходимости специального руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе обучения. Позже… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Психолого — дидактические основы развития познавательной самостоятельности студентов в процессе поиска решения задач
      • 1. 1. Психолого — дидактический анализ познавательной деятельности
      • 1. 2. Анализ понятия познавательной самостоятельности в методической и психолого-педагогической литературе
      • 1. 3. Структура деятельности как основа формирования познавательной самостоятельности студентов
    • 2. Приемы формирования познавательной самостоятельности студентов при обучении математике
      • 2. 1. Компоненты познавательной самостоятельности студентов
      • 2. 2. Деятельность, способствующая развитию познавательной самостоятельности студентов
        • 2. 2. 1. Традиционная точка зрения на формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения
        • 2. 2. 2. Развитие познавательной самостоятельности студентов на лекциях
        • 2. 2. 3. Развитие познавательной самостоятельности студентов па практических занятиях по математике
        • 2. 2. 4. О спецдисциплинах в педагогических вузах
    • 3. Текстовые алгебраические задачи как средство развития познавательной самостоятельности студентов
      • 3. 1. Основные понятия, используемые в исследовании роли задач для развития познавательной самостоятельности
        • 3. 1. 1. Понятие задачи
        • 3. 1. 2. Задача как предмет изучения
        • 3. 1. 3. Процесс решения и процесс поиска решения задачи
      • 3. 2. Процесс поиска решений текстовых алгебраических задач как средство развития познавательной самостоятельности
      • 3. 3. Уровни познавательной самостоятельности студентов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
    • 4. Система задач, способствующая развитию познавательной самостоятельности студентов в обучении математике
      • 4. 1. Содержание специальных умений как компонента процессуальной стороны познавательной самостоятельности
      • 4. 2. Требования к системе задач, способствующих развитию познавательной самостоятельности студентов
      • 4. 3. Реализация требований к системе задач доя развития познавательной самостоятельности студентов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач
    • 5. Содержание и методика экспериментального обучения

Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогических факультетов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществляемая в настоящее время переоценка сложившейся общественной практики изменяет систему требований, предъявляемых специалисту и системе образования в целом. Во многих странах образование приобретает роль ведущего фактора социально — экономического развития общества. Оно определяет будущий облик общества, детерминирует его. Современный специалист должен быть способным не только к репродуцированию уже имеющихся знаний, но и к творческой деятельности, к нестандартному мышлению. Отношение личности к окружающей действительности преломляется через призму внутренней активной позиции, существенное влияние на которую оказывает учебная деятельность. Поэтому учебный процесс в высшей школе должен раскрыть и развить творческий потенциал студента, его способность к самообразованию.

Знания не передаются от преподавателя к обучающемуся в готовом виде, а осваиваются каждым обучающимся в результате активной, целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности.

Основное условие успешной организации учебного процесса в вузеспециально организованное развитие познавательной самостоятельности студентов.

Развитие познавательной самостоятельности студентов во многом обеспечивает развитие мотивации учения, играющей огромную роль в эффективном осуществлении учебно — познавательной деятельности обучаемых, то есть развитие познавательной самостоятельности служит незаменимым средством повышения академической активности студентов. Познавательная самостоятельность является важнейшим условием личностно ориентированного образования. Поэтому необходимость развития познавательной самостоятельности студентов обусловливает актуальность поиска приемов, методов и форм организации учебног о процесса в вузе, способствующих стимулированию этого феномена.

Особенно актуальна проблема развития познавательной самостоятельности студентов младших курсов. У многих из них познавательные мотивы направлены на овладение знаниями, а не на способы их добыванияоперационная сторона самостоятельности сформирована недостаточно. Так, более половины из ста опрошенных студентов — первокурсников физико — математического факультета не смогли выделить главное в сообщаемой им информации и определить цель своей деятельности, 1ретья часть опрошенных студентов не владела умениями самоконтроля. Оказывается уровень познавательной самостоятельности студентов — математиков младших курсов незначительно отличается от уровня сформирован-ности этого феномена у учащихся средней школы.

Развитие познавательной самостоятельности — длительный процесс формирования и совершенствования отдельных сторон личности и деятельности обучаемого, а так же формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Проблеме развития познавательной самостоятельности школьников и студентов посвящено много работ педагогов, психологов и методистов. Надо сказать, что отдельные аспекты проблемы познавательной самостоятельности уходят своими корнями в глубь античности. Еще Сократ утверждал о необходимости специального руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе обучения. Позже эти идеи получили развитие в работах древнеримских философов, затем в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н. Г. Чернышевского и др. Большое место эта проблематика находит в исследованиях В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, М.И.Махму-това, П. И. Пидкасистого, Н. А. Половниковой, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой и др.

Авторы исследований вкладывают разный смысл в содержание самого понятия познавательной самостоятельности. Одними она рассматривается как свойство личности, проявляющееся в стремлении своими силами овладеть знаниями и способами деятельности (Т.И.Шамова), другие трактуют ее как потребность и умение студентов овладевать знаниями, готовность решать задачи без непосредственной посторонней помощи, определять цели деятельности и своевременно их корректировать (Г.Н.Кулагина), третьи имеют в виду интеллектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться (М.И.Махмутов). Познавательная самостоятельность рассматривается и как качество личности, выражающееся в способности обучаемого самому организовать свою познавательную деятельность (И.Я.Лернер), а также как готовность и стремление школьника своими силами продвигаться в овладении знаниями (Н.А.По-ловникова).

По-разному исследователям видятся и пути формирования познавательной самостоятельности:

• через организацию самостоятельной работы (Б.П.Есипов, М. Н. Скаткин и др.);

• через формирование приемов познавательной деятельности (В.В.Давыдов, Н. Я. Менчинская, Д.В.Эльконин);

• посредством введения в содержание обучения методологических знаний (И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый) и т. д.

Однако, пожалуй все-таки наиболее актуальна проблема развития познавательной самостоятельности будущих учителей (и в частности, учителей математики), потому что от их подготовки во многом зависит облик членов общества, их образованность, умение ориентироваться в различных ситуациях и выбирать оптимальные способы решения задач. При этом анализ работ показывает, что наиболее поверхностно обсуждаемая проблема исследована в отношении развития самостоятельности будущих учителей начальных классов, что привело к противоречию между потребностью в научно обоснованной методшсе развития познавательной самостоятельности будущих учителей в педвузе и ее фактическим состоянием. Необходимость его разрешения обусловила актуальность проблемы поиска путей совершенствования процесса развития познавательной самостоятельности будущих учителей.

Познавательная самостоятельность включает в себя мотивационную, волевую и процессуальную характеристики обучаемого в деятельности. Определяющим компонентом познавательной самостоятельности выделен процессуальный (содержательно — операционный) аспект понятия: система ведущих знаний и способов учения. Ведущая роль процессуального аспекта познавательной самостоятельности обосновывается методологическим принципом психологии о динамическом характере деятельности [29].

Уровень познавательной самостоятельности обучаемых существенно зависит от качества сформированное&tradeзнаний. В частности для обучения математике крайне важно сформировать обобщенные приемы деятельности так, чтобы они могли быть свободно использованы в дальнейшем обучении. Для этого необходимо обеспечить приобретение опыта активной деятельности, в которой четко выделяются и практически используются основные факты учебного материала. Такой деятельностью, естественной для преподавания математики, является процесс решения задач (а именно процесс поиска их решения).

Так как математическая задача является дидактической основой проблемного обучения, то степень развития познавательной самостоятельности непосредственно связана с системой задач, построенной с учетом принципа целостности, что является необходимым условием развивающего обучения.

Анализ методических работ показал, что в настоящий момент системы задач, ориентированные на развитие познавательной самостоятельности, строятся без учета знаний о задаче как о сложном объекте, о ее внешнем и внутреннем строении и их взаимосвязи.

В методических исследованиях при рассмотрении проблемы развития познавательной самостоятельности студентов основное внимание уделяется внешней (информационной) структуре задачи (Ю.М.Колягин, Л.М.Фридман). Проблеме, связанной с изучением внутренней структуры, посвящены работы В. И. Крупича. Рассмотрение задачи с точки зрения ее структуры (внешней и внутренней), позволяет разрешить вопрос о взаимосвязи сложности и степени проблемиости задачи и на этой основе построить систему задач, направленную развитие познавательной самостоятельности студентов.

В связи со сказанным проблема развития познавательной самостоятельности студентов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач является актуальной (текстовые задачи, решаемые алгебраическим способом, будем называть текстовыми алгебраическими задачами).

Проблема исследования — выявление возможностей целостной системы текстовых алгебраических задач в процессе развития познавательной самостоятельности студентов при изучении математики.

Решение задачи является результатом деятельности обучаемого (процесса поиска решения) и позволяет судить о качестве этой деятельности, в том числе об уровне познавательной самостоятельности. То есть, познавательная самостоятельность обучаемого проявляется в процессе поиска решения задач. Это и определило выбор объекта исследования.

Объект исследования — процесс поиска решения текстовых алгебраических задач студентами.

Выбор указанного объекта исследования обоснован следующими положениями.

1. Математическая задача является средством, позволяющим организовать деятельность учащихся в подлинном смысле этого слова. Процесс поиска решения задачи содержит в себе все основные компоненты деятельности, направленной на реализацию поставленной цели.

2. Обучение решению задач занимает одно из ведущих мест в преподавании математики, так как задачи являются важнейшим средством приобщения к математической деятельности.

3. Умение решать задачи является показателем овладения материалом, а стало быть, может служить «диагностирующим» средством в исслс-довании, связанном с выявлением эффективности обучения предмету.

4. Решением текстовой алгебраической задачи является цепочка обоснованных, взаимосвязанных предложений, являющаяся синтезом дан-пых условий и фактов, полученных в процессе поиска решения задачи. Поэтому в процессе поиска решения задачи формируется процессуальный аспект понятия познавательной самостоятельности студентов (система ведущих знаний и способы учения).

5. Предыдущие предложения раскрывают значение математической задачи как цели изучения: задача является объектом деятельности обучаемых. Поэтому процесс поиска решения задачи может быть использован в формировании как содержательной, так и операционной стороны познавательной самостоятельности студентов.

Предмет исследования — содержание и структура систем текстовых алгебраических задач, построенных с учетом принципа целостности, и процесса поиска их решения.

Изучение опыта работы преподавателей вузов, анализ дидактического понятия познавательной самостоятельности, изучение возможностей процесса поиска решения текстовой алгебраической задачи, поиск путей совершенствования руководства деятельностью студентов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач позволили сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза исследования — целенаправленное обучение студентов поиску решения текстовых алгебраических задач позволит повысить уровень сформированности познавательной самостоятельности студентов и качество знаний студентов о способах деятельности.

Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили следующие частные задачи исследования:

1) выполнить анализ психолого — педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательной самостоятельности и обобщить представленные в ней трактовки познавательной самостоятельности студентов;

2) исследовать связь между структурами деятельности и познавательной самостоятельности будущего учителя, выделить уровни развития познавательной самостоятельности;

3) выделить требования к целостной системе текстовых алгебраических задач, способствующей развитию познавательной самостоятельности студентов;

4) разработать целостную систему текстовых алгебраических задач, ориентированную на развитие познавательной самостоятельности студентов;

5) раскрыть содержание и методику формирования и развития познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач;

6) экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития познавательной самостоятельности студентов.

Методологическую основу исследования составили работы по структуре деятельности, системному анализуконцепции структурного подхода, единства теории и практикитеории познания, образования и воспитаниятруды известных педагогов, психологов и методистов.

Теоретическая основа исследовании — концепция учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина), концепция содержания образования, теория активизации обучения.

В ходе решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

— теоретические (анализ философской, математической, психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования);

— общенаучные (педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование);

— общелогические (сравнение и обобщение педагогического опыта, анализ научной литературы);

— экспериментальные (констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты по проблеме исследования);

— статистические (обработка результатов педагогическог о эксперимента).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выделены основные требования к системе текстовых алгебраических задач, ориентированной на развитие познавательной самостоятельности студентовсоставлена целостная система текстовых алгебраических задач и разработана методика развития познавательной самостоятельности студентов на основе этой системы задач.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в диссертации методические основы развития познавательной самостоятельности студентов в обучении математике (на основе концепции учебной деятельности и системного принципа целостности) могут быть использованы в практике преподавания в школе и в вузе. Полученные результаты могут применяться преподавателями математики, методики математики педагогических вузов, методистами институтов усовершенствования учителей, авторами методических пособий для учителей математики, авторами учебников алгебры для средней школы и вуза.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены методологической и теоретической обоснованностью исходных данных, опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, методики преподавания математики, совокупностью разнообразных методов исследования, адекватных сути проблемы, а также итогам проведенного эксперимента.

На защиту выносятся:

1. Требования к системе текстовых алгебраических задач, ориентированной на развитие познавательной самостоятельности студентов.

2. Система текстовых алгебраических задач, построенная с учетом принципа целостности и направленная на развитие познавательной самостоятельности студентов.

3. Методика развития познавательной самостоятельности студентов на основе целостной системы текстовых алгебраических задач.

Апробация результатов исследования проводилась в виде докладов и выступлений на научно — методическом семинаре кафедры МПГУ (1997;1998), на заседаниях научно — методического семинара кафедры математического анализа и элементарной математики Елецкого пединститута (1995;1998), научно — практических конференциях по итогам НИР Липецкого пединститута (1995;1998), Всероссийской конференции «Педагогическая инициатива и сельская малокомплектна*! школа» (Орел, 1995), Всероссийской конференции «Реформа образования и сельская школа» (Орел, 1998). По теме исследования опубликовано 5 работ.

Внедрение методических рекомендаций осуществлялось в процессе преподавания курса математики студентам факультета педагогики и методики начального обучения и слушателям подготовительного отделения экономического факультета, методики математики студентам физико — математического факультета Елецкого государственного педагогического института.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основное содержание диссертации изложено на 153 страницах машинописного текста. Библиография насчитывает 175 наименований.

Основные выводы по второй главе исследования:

1. Теоретический анализ и экспериментальное исследование позволили обосновать требования к системе текстовых алгебраических задач, ориентированной на развитие познавательной самостоятельности студентов, и на их основе построить систему задач, с учетом принципа целостности, сложности и проблемности.

2. В диссертации разработаны системы текстовых алгебраических задач «на движение» и «на работу» по трем уровням проблемности с учетом определенных требований (стр. 108).

3. В основу методики развития познавательной самостоятельности студентов положен обобщенный прием аналитического поиска решения задачи. Разработан механизм принятия задачи, поиска ее решения и вычисления сложности. Умение вычислять сложность задачи необходимо в целях профессиональной ориентации студентов педвузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы о возможности развития познавательной самостоятельности студентов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач, обладающих свойством структурной полноты, имеет важное значение для практики обучения математике. В данном исследовании теоретически обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза о том, что целенаправленное обучение студентов поиску решения текстовых алгебраических задач, обладающих свойством структурной полноты, позволяет повысить уровень сформированности познавательной самостоятельности и качество знаний у студентов о способах деятельности. В ходе решения поставленных задач в диссертации получены следующие результаты и выводы:

1. Показано, что в психологии и дидактике обоснованы и разработаны теоретические основы формирования познавательной самостоятельности. Проблема формирования и развития познавательной самостоятельности, разрабатываемая в методике преподавания математики, рассматривает в том числе возможность более эффективного использования математических задач как средства развития познавательной самостоятельности.

2. На основе дидактических исследований по вопросу формирования и развития познавательной самостоятельности студентов, а также на основе изучения опыта работы высшей школы выявлено, что процесс развития познавательной самостоятельности должен быть направлен на овладение студентами способами действий по поиску решения задач, на умение анализировать свою деятельность. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов. В зависимости от характера учебной деятельности и ее результатов выделены пять уровней познавательной самостоятельности студентов. Установлено, что одним из показателей уровня познавательной самостоятельности студентов является умение осуществлять поиск решения задачи.

3. Математическая задача как сложный объект (система) представляет собой две взаимодействующие между собой структуры: внешнюю (информационную) и внутреннюю. Информационная структура определяет степень проблемности задачи, а внутренняя структура — сложность и стратегию ее решения. Теоретически и экспериментально установлено, что структурная перестройка систем текстовых алгебраических задач возможна только с учетом взаимодействия выделенных структур, т.к. без этого нельзя осуществить целостный подход в обучении математике.

4. Структурный анализ системы текстовых алгебраических задач, содержащихся в действующих пособиях по математике, показал, что они имеют ряд недостатков: не обладают свойством структурной полноты, т. е. не построены с учетом принципа целостностив системах задач нарушена их иерархия по сложностимного задач одной и той же структуры.

5. В диссертации сформулированы требования к системам текстовых алгебраических задач, ориентированных на развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе поиска их решения. Эти требования получили теоретическое и экспериментальное обоснование, исходя из свойств основной структуры задач с учетом принципов системного подхода.

6. В диссертации разработана система текстовых алгебраических задач, обладающая свойством структурной полноты, направленная на развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении курса математики.

7. На основе механизма распределения системы текстовых алгебраических задач, обладающей свойством структурной полноты, ориентированной на развитие познавательной самостоятельности студентов, разработана методика формирования и развития познавательной самостоятельности студентов. Экспериментально проверена и доказана ее эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Педагогика, 1980. — 335 с.
  2. Г. К. Основы дидактики высшей школы, — Уфа, 1978.
  3. Активизация учебно познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. — Л., 1985. -170 с.
  4. .Г. К психологофизиологии студенческого возраста /Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. Под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1974.- с. 44 — 49.
  5. Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук. Казань: Таткнигоиз-дат, 1963.
  6. А.К. Система вопросов и упражнений для руководства самостоятельной работой студентов по методике обучения математике в начальных классах. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 1995.
  7. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.- М., «Высшая школа», 1976.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы).- М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  10. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача». //Вопросы психологии. 1970 — № 6.-е. 81−83, 1966 — № 4 — с. 32−38.
  11. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  12. P.P. Дифференцированный подход к познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Саранск, 1996.
  13. И.Б., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  14. В.Г. Анализ поиск решения задачи // Математика в школе. — 1974. — № 1 .- с. 34 — 40.
  15. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.
  16. Н.В. Педагогические основы формирования познавательной самостоятельности школьника. Дисс.. д-ра пед. наук.- Спб., 1991.
  17. В.М. Методика преподавания математики в средней школе. М., 1954.
  18. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  19. A.B. О процессе поиска неизвестного в ходе решения мыслительных задач.- Новые иссл. в пед. науках. 1966, вып. VI, с. 98−101.
  20. С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. -Горький, 1959.
  21. Г. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения геометрических задач (в обучении геометрии в 6кл.).-Дисс. канд. пед. наук. 13.00.02.- М.- 1982 198 л.
  22. A.A. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.
  23. Н.Я., Пышкало A.M., Рождественская В. Б., Стойлова Л. П. Математика. Учеб пособие для студентов пед. ин. по спец. № 2121
  24. Педагогика и методика начального обучения". М.: Просвещение. -1977.- 352 с.
  25. Н.Я. и др. Задачник-практикум по математике.- М., 1977
  26. Н.Г. Формирование познавательной активности учащихся в процессе решения геометрических задач: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1989.-16 с.
  27. Вузовское обучение: проблемы активизации /Б.В.Бокуть, С. И. Сокорева, Л. А. Шеметков, И.Ф.Харламов- Под ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова.- Л.: Университетское, 1989.
  28. Вузовская лекция как важнейшее средство развития познавательной активности студентов // Статья в учебном пособии «Активизация познавательной деятельности студентов» //.- Ростов-на-Дону, 1974.- с.32−46.
  29. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов / Под ред. А. НЛеонтьева, А. Р. Лурия, Б.М.Теп-лова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  30. Л.Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. Саратов, 1985. — 130 с.
  31. Л.Г., Железовская Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности. Педагогика. — 1993. — № 1. — с. 61−66.
  32. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Московского ун-та. — 1988. — 255 с.
  33. Г. Л. Формирование профессиональной самостоятельности у будущего учителя в процессе обучения в вузе (На примере преподавания в ун-те предметов общепедагогического цикла. Дисс.. канд. пед. наук. — Казань, 1992.
  34. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — с.236 — 277.
  35. В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвуза в процессе изучения геометрии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Спб., 1995.
  36. М.Г. Исследование по проблеме активизации самостоятельной работы студентов в вузах страны. М.: НИИВШ. 1976.
  37. Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения.: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Тбилисси, 1988.
  38. B.C. Опыт активизации деятельности школьников на основе использования циклов задач // Математика в школе. 1988.- № 1.-с.77−78.
  39. А.Д., Крупич В. И. Нормативный подход к понятию «творческая задача» // Вопросы развития интереса учащихся к математике: Методические рекомендации студентам математических специальностей. Тирасполь: ТГПИ им. Т. Г. Шевченко, 1991. — с. 63−79.
  40. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1981.
  41. Е.Я. Некоторые принципиальные вопросы развития самостоятельности школьников.- Учен, зап., ЛГПИ, т.52. Кыштым, 1944.
  42. А.К. Формирование готовности к самообразованию, 1983.
  43. Гурова J1.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976.- 314 с.
  44. В.Ю. Формирование приемов поиска решения задач на уроках математики в 6 кл.- Дисс. канд. пед. наук .- М., 1972.- 308 с.
  45. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- М., 1990.
  46. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. — № 6.- с. 22−25.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  48. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
  49. М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности. Казань, 1972.
  50. Г. А. Индивидуальное обучение как средство развития познавательной самостоятельности учащихся (на материале преподавания математики в старших классах).- Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1973.
  51. Деятельность. В кн.: Пед. энц-дия. — М., 1964, т.1, с. 709−712.
  52. Деятельность. В кн.: БСЭ, 3-е изд., 1972, т.8, с. 180−181.
  53. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техн. вузе. М.: Высш. школа, 1990.
  54. Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач //Математика в школе. 1983.- № 6.-е. 34−39.
  55. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1990. 129 с.
  56. В.И., Грищенко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, ТГУ. — 1978.
  57. Задачи как цель и как средство обучения математике учащихся средней школы: Межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1981.- 147с.
  58. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.- М., 1975.
  59. Л.Я. Системность качество знаний.- М.: Знание. — № 1,1976. 64 с.
  60. И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках: (Учеб. пособие к спецкурсу). Пермь: ПГПИ, 1983.- 76 с.
  61. Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков. Дисс. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1990.
  62. Кабанова Меллер E.H. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения. // Сб. науч. тр. «Структуры познавательной деятельности».- Владимир, 1976. — с. 27−51.
  63. Кабанова- Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.- 96 с.
  64. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.
  65. И.П. Структура и механизм творческой деятельности (Нормативный подход). М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.
  66. Т.А. Исследовательский подход в обучении как средство развития у учащихся познавательной самостоятельности необходимого качества социально активной личности. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1985.
  67. Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. I. М.: Просвещение, 1977. — 110 с.
  68. Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. II. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
  69. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.-М., 1977.-55 с.
  70. Я.А. Избранные педагогические сочинения.- Т.1.1939.
  71. Н.И. Логический словарь. М., 1971.
  72. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. М.: Высшая школа, 1976.
  73. И.Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения курса «Методика преподавания математики».- Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02.- Саранск, 1997.- 174 с.
  74. М.Б. Развитие познавательной самостоятельности как дидактическая проблема. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1979.
  75. В.И. Модель систематизации структур текстовых задач школьного курса математики // Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы: Межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.- с.13−25.
  76. В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе: Методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК.- М.: МПГИ им. В. И. Ленина, 1985. 117 с.
  77. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. Дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.02.- М., 1992.395 с.
  78. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. М.: Прометей, 1995. — 210с.
  79. В.А. Психология математических способностей.- М.: Просвещение, 1975.
  80. В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — № 4.- 80 с.
  81. Л.В., Решетников H.H., Фирсов В. В. Планирование обязательных результатов обучения // Математика в школе.- 1985.- № 2.-с.14- 17.
  82. Г. Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности в процессе обучения на младших курсах / Дисс. канд. пед. наук.- М., 1988.
  83. Ю.Н., Сухобская Г. С. Эвристический поиск при решении задач : Эвристика как открытие способа решения // Новые исследования в педагогических науках.- М.: Просвещение, 1967. XI- с.97−103.
  84. A.A. Вопросы методики педагогических исследований: ч.1 (2).- Таллин, «Валгус», 1971.- 134 с.(224 с.).
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  86. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности в изучении гуманитарных дисциплин. Дисс.. д-ра пед. наук. — М., 1970. — 810 л.
  87. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.- 95 с.
  88. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в пед. институте. Дисс.. д-ра пед. наук.- Л., 1989.
  89. В.И., Экгольм И. К. Педагогический эксперимент как педагогическая проблема // Советская педагогика.- 1970., № 8.- с. 59 81.
  90. Д.В. Совершенствование содержания общего среднего образования на основе теории вероятностей и статистики: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Ташкент, 1990.
  91. С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститута. Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, гос. ун-т, 1987.
  92. A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — с. 375−381.
  93. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-196 с.
  94. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Знание, 1977.
  95. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Просвещение, 1975. 368 с.
  96. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.
  97. Н.В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы: Уч. пособие для вузов. Мн.: Изд-во БГУ, 1982.-256 с.
  98. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов физ. мат. фак. пед. ин-тов /В.А.Оганесян, Ю. М. Колягин, ГЛЛуканкин, В. Я. Саннинский. -2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 368 с.
  99. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» / А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.- Сост.Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  100. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики: Учеб. пособие для студентов физ. мат. фак. пед. ин-тов /Ю.М.Колягин, Г. Л. Луканкин, Е. Л. Мокрушин и др. — М.: Просвещение, 1977.-456 с.
  101. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по физ. мат. спец. /А-Я.Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.: Сост. В. И. Мишин. — М.: Просвещение, 1987.- 416 с.
  102. П.С. Сборник экзаменационных задач по математике с анализом их решения.- М.: Просвещение. 1969. — 351 с.
  103. Т.Д. Обучение поиску решения задач по алгебре и началам анализа в старших классах средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М, 1987. — 16 с.
  104. М.Н. Различные способы решения задач способствуют эффективности обучения // Математика в школе.- 1980.- № 4.-с.45−47.
  105. Ф.Ф. Проблема учебных задач. В кн.: МПМ в СШ. Свердловск, 1978. — с. 134 — 146.
  106. P.A. Проблемы развития познавательной активности студентов. Казань, 1980.- 175 с.
  107. Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе / Проблемы педагогики высшей школы. Л., 1972. — с.22−29.
  108. Р.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов (по материалам подготовки учителя физики и математики). Дисс. канд. пед. наук. Славянск, 1991.
  109. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.- 407 с.
  110. И.Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений. М., 1939.
  111. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  112. И.Д. Общая теория систем и анализ процесса обучения. Учеб. пособие по спецкурсу для ст-тов ф.-м. спец. пед. ин-тов. -Пермь, 1976. 120 с.
  113. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико- экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  114. А.И. Педагогическое образование : цель, задачи и содержание // Педагогика, 1995. № 4.- с. 59−63.
  115. Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении: Сб. тр. МГПИ. М.: 1975.- 294 с.
  116. Подготовка учителя математики в университете: Межвуз. сб. науч. тр. // Мордов. Гос. ун-т им. Н.П.Огарева- Редлсол.: В. И. Гришанов (отв. ред.) и др.. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1984. — 153 с.
  117. Д. Математическое открытие. Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  118. H.A. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань: Таткнигоиздат.- 1968.- 202 с.
  119. H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. Дисс.. д-ра пед. наук. Л.: ЛГПИ, 1977.
  120. A.M. Активизация обучения математике студентов I курса педвуза. (На примере алгебры и теории чисел).- Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Минск, 1982. 22 с.
  121. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
  122. Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и в вузе: Метод, материалы / Даугавпилский пед. ин-т, Ред. кол.:. доц. Михелович Ш. Х. (ред.) и др. Да-угавпилс, 1984. — 94 с.
  123. Г. Г. К вопросу об уточнении содержания понятий «системность», «активность», «самостоятельная познавательная деятельность учащихся». В кн.: Обучение математике по новым программам. — Л., 1974.-с. 132 — 147.
  124. H.H. Деятельностный подход к дидактике // Сов. педагогика. 1983. — № 5. — с. 79 — 81.
  125. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 608 с.
  126. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / T. I, II.-M.: Педагогика, 1989. 488 е., 388с.
  127. Н.К. Задача как цель и средство обучения математике. -Математика в школе. 1980. — № 4. — с. 13 -15.
  128. Ю.А. Психология студенческого возраста. / Вестник высшей школы, 1969.- № 68. с. 16−21.
  129. Самостоятельность.- В кн.: Психологический словарь.- Магадан, 1965. с. 292.
  130. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя. Педагогика, 1995. — № 4.- с. 63−66.
  131. Г. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения математических дисциплин и методики преподавания математики / Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 1997.- 160 с.
  132. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих во втузы. Под ред. М. И. Сканави. Учеб. пособие. 1994. — 516 с.
  133. Сборник задач по элементарной математике. Пособие для самообразования. Н. ПЛнтонов, М. Я. Выготский, В. В. Никитин, А.И.Сан-кин, — М.: Наука, 1972. 480 с.
  134. И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления. В кн.: Исследование проблем психологии творчества.- М., 1983. — с.35−36.
  135. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984.
  136. Т.Г. Психологические вопросы учебного процесса в высшей школе.- В сб.: Педагогика высшей школы. Цикл лекций. / Под ред. П. Н. Попонова. Воронеж: Изд-во Вор .ун-та, 1969.
  137. A.M. Логическая структура учебного материала. -М.: Педагогика, 1974. 192с.
  138. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы. Цыпкин А. Г., Пинский А. И. / Под ред. В.И. Благо-датских. М.: Наука. — 1984. — 416 с.
  139. Л.П., Пышкало A.M. Основы начального курса математики: Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. № 2121 «Преподавание в нач. классах общеобраз. шк.». М.: Просвещение, 1988. -320 с.
  140. Л.П. Математика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. 2-е изд, испр. -М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 464 с.
  141. А.А. Педагогика математики. 3-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 414 с.
  142. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  143. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  144. B.C. Пути повышения познавательной самостоятельности студентов первых курсов вузов на практических и семинарских занятиях по математике. Дисс. канд. пед. наук. Днепропетровск, 1988.
  145. JI.H. Методика формирования познавательной самостоятельности студентов вуза в процессе изучения теоретической механики. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1991.
  146. А.И. Системный подход и общая теория систем.-М.: Мысль, 1978.
  147. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990.
  148. К.Д. Собрание сочинений Т.8, 1950.
  149. И.М. Воспитание учебно-познавательной самостоятельности у студентов в процессе изучения естественно-математических наук. Мн., 1988.
  150. Философский словарь / Под ред. И. П. Фролова.- М.: Изд-во полит. лит-ры, 1980. 444 с.
  151. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности. Сб. науч. ст. под ред. Т. И. Шамовой. М.: НИИ школ, 1975.- 178с.
  152. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудиса. М.: МГУ, 1989.
  153. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  154. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  155. Л.М., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984.175 с.
  156. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Педагогика, 1985. — 224 с.
  157. P.A. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале математики). М.: 1979. — 176 с.
  158. Н.В. Использование систем задач в курсе алгебры средней школы // Тезисы докладов IX Межвуз. конф. мол. ученых.- Липецк, 1995. с. 83.
  159. Н.В. К проблеме поиска эффективных путей подготовки студентов к работе в малокомплектной школе // Пед. инициатива и сел. малокомпл. школа: Материалы Всерос. конф.- Орел, 1995.-с.206−207.
  160. Н.В. Формирование познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения математических задач // Материалы науч.- метод, конф.- Липецк, 1996.- с.55−57.
  161. Н.В. Системно структурный анализ школьных математических задач // Творческая направленность процесса обучения: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: Прометей, 1997.- с.55−57.
  162. Н.В. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения // Тезисы Всерос. конф. «Реформа образования и сельская школа». Орел, 1998. — с. 139−142.
  163. Н.Г. Избранные педагогические сочинения. -М., 1940.
  164. Н.И. Индивидуальные самостоятельные работы как средство повышения самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978. — 16 с.
  165. Т.И. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемного и объективного обучения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1984.
  166. Т.И. К вопросу о понятии и компонентах познавательной самостоятельности. Новые исследования в пед. науках. — 1974. -№ 11. — с.20−23.
  167. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 203 с.
  168. М.Н. Развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения в истории сов. школы и педагогики (1931 -1941 гг.)АКД.- Л., 1970.
  169. Г. П. К анализу процессов решения задач.-Доклады АПН РСФСР. i960.- № 5.- с. 25−28.
  170. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1979.
  171. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986.
  172. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения.В 2ч., ч.2. М.: Просвещение, 1992.
  173. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  174. Э.А. Составление учениками математических задач как средство активизации их познавательной деятельности : (на материале 9−10кл.): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1974.- 25 с.
  175. Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов.: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994.
Заполнить форму текущей работой