Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научная политика в эпоху глобализации: Философско-методологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость учитывать ценностные приоритеты является важнейшей составляющей научной политики. Этика науки, начиная с Нового времени, существовала как требование свободы научного поиска. Но уже со второй половины XX века стало ясно, что требование свободы научного исследования — только часть этического подхода, и что научные исследования, как прикладные, так и фундаментальные, не должны упускать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
    • 1. Роль науки в современном обществе
    • 2. Научная политика глобальные и национальные аспекты
    • 3. Система ценностей мегаобщества и научная политика
  • ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Наука как объект управления
    • 2. Внутренние и внешние детерминанты самоорганизации науки
    • 3. Основания научной политики для устойчивого развития

Научная политика в эпоху глобализации: Философско-методологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На рубеже тысячелетий происходит всеохватывающее изменение социальной, экономической, политической, технологической, коммуникационной, духовной основы жизнедеятельности людей, становится явной общность многих проблем, возникших перед человечеством, четко осознается целостность мира, взаимосвязанность народов и стран, действительность воспринимается в глобальном контексте. В условиях глобализации различных сфер общественной жизни наука приобретает новый смысл и значение. Человеческая деятельность в самых различных областях оказывается непосредственно зависимой от степени развития науки, качества научной информации.

Проблемы экономики, технологии, экологии, образования, здравохранения, безопасности сейчас имеют двуединое глобально региональное измерение, их решение невозможно на интуитивном или эмпирическом уровнях. Необходимо целостное научное познание природной и социальной действительности, предпосылок и условий их ноосферо-ориентированного развития1. Антисциентизм в эпоху формирования глобального информационного общества становится историческим анахронизмом, объективно не соответствующим реалиям времени, необходимым условиям выживания человечества в качественно ином мире.

Наука по своей сути явление интернациональное, глобальное. Однако, с одной стороны, обеспечение ее развития под силу не каждому обществу. Не случайно она возникла в определенных.

См. :КочетовЭ. Г. Глобалистика: теория, методология, практика.М., 2002:

Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993; Устойчивое развитие: мнения ученых. М.2002; и др. социально-политических условиях (Древняя Греция), стала достоверным инструментом познания мира и производительной силой в Новое и Новейшее время на Западе. С другой стороны, ориентация развития науки, ее характер в общем и целом зависят от доминирующих ценностно — мировоззренческих, социокультурных установок, экономических и иных потребностей общества. Даже в случае декларирования независимости научного развития от социальных факторов (как это имело место в античной культуре) «чистая наука» может быть только в абстрактном воображении. Античный принцип «познание ради познания» на самом деле был квинтэссенцией аристократической по своей сути античной культуры, особенностей организации рабовладельческого общества.

Сейчас наметилось опасное несоответствие между глобальным масштабом проблем, с которыми сталкивается человечество и ограниченными как правило, национально-государственными средствами и методами их решения .В связи с этим перед наукой встают совершенно новые организационные, методологические проблемы. Глобальное развитие науки, очевидно, возможно на основе локальных действий, но эти действия должны как-то координироваться, быть взаимосогласованными, соответствовать логике развития науки. Наука, решая проблемы конкретного общества, не должна способствовать разрушению гуманистических, экологических ценностей, размыванию норм нравственности.

Существенное значение в этих условиях приобретает всесторонне обоснованная научная политика общества. Ныне, в эпоху.

2 См.: Братимов О. В. и др. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.2000; Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003; Делокаров К. Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М.1998. глобализации, она должна соответствовать целям устойчивого развития, учитывать возможности и механизмы ее реализации. При этом, разумеется, должны быть учтены также национальные интересы и потребности. В связи с этим осмысление философских основ научной политики, разработка методологии ее формирования приобретает фундаментальное значение.

Степень разработанности проблемы. Научная политика явно или неявно всегда имела место в идеологии общества. Ведь в самом первом приближении научная политика — систематизированное отношение общества к науке, характеризующее уровень понимания роли науки в жизнедеятельности людей, позволяющее на этой основе организационно, экономически поддерживать ее развитие и ставить соответствующие комплексные, программные, целевые задачи перед наукой.

Вопросы научной политики в философской литературе обсуждались в контексте: 1) социокультурных оснований развития науки (А. Н. Авдулов, Дж. Бернал, А. М. Кулькин, Т. Кун, Н. Н. Моисеев, Н. В. Мотрошилова, М. И. Панов, Г. В. Сорина и др.) — 2) ценностно-мировоззренческих аспектов науки (К. X. Делокаров, В. И. Жог, В. Н. Князев, Л. А. Микешина, В. С. Степин, М. Полани, Б. Г. Юдин, И. Т. Фролов и др.) — 3) методологии управления наукой (В. Буш, Дж. М. Гвишиани, Р. Мертон, Н. Б. Миронова, В. Ж. Келле, В. Г. Федотова и др.) — 4) гармонизации взаимоотношений общества и природы, устойчивого развития (Э. В. Гирусов, А. А. Горелов, Б. И. Козлов, Э. Ласло, В. А. Лось, Н. М. Мамедов, Ю. В. Олейников, А. Д. Урсул и др.).

Существует обширная литература по различным аспектам проблемы глобализации. В последние годы появилась новая отрасль знаний — глобалистика, призванная изучать суть планетарных проблем и процессов, прогнозировать предпосылки и условия выживания и развития человечества. Особенности темы исследования определили необходимость анализа работ авторов, посвященных выявлению сущности и форм глобализации, возможностей и механизмов управления глобализационными процессами в интересах человека (О.Н. Астафьева,.

У. Бек, И. А. Василенко, А. Гор, К. X. Делокаров, М. Г. Делягин, А. А. Зиновьев, Дж. Белл, А. С. Панарин, А. П. Федотов, Ю. В. Яковец и.

ДР-).

В целом, несмотря на разработку основных аспектов понятия «научная политика», представление значения данного понятия в систематизации отношений к науке, раскрытии особенностей ее развития в ту или иную эпоху отсутствуют обобщающие исследования данного вопроса. Более того, еще не стали предметом специального анализа особенности научной политики в эпоху глобализации и перехода современного общества к устойчивому развитию, остаются открытыми вопросы обоснования государственной научной политики в современной России.

Рабочая гипотеза исследования. Глобализация как принипиально новый, нелинейный фактор исторического процесса кардинально меняет связи и отношения в современном мире, значительно усложняет возможности прогнозирования и предвидения социоприродного развития. Диссертационное исследование основывается на убеждении, что научная политика в эпоху глобализации должна быть ориентирована на идеологию устойчивого развития. Концепция устойчивого развития в данном случае предстает как ценностномировоззренческий детерминант научного познания.

Объект, предмет, цель исследования.

Объект исследования научная политика общества. Предмет исследования философско-методологические аспекты научной политики.

Цель исследования философско-методологический и социально-философский анализ оснований научной политики в эпоху глобализации.

Для реализации указанной цели решаются следующие задачи:

1. выявить статус науки в условиях глобализации;

2. уточнить понятие научной политики;

3. раскрыть факторы, определяющие содержание научной политики;

4. показать особенности науки как объекта управления;

5. определить основные направления научной политики, адекватные переходу общества к устойчивому развитию.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Теоретическую основу исследования составляют положения истории и философии науки, социальной философии, социологии науки, глобалистики, культурологии, политологии, социальной экологии, теории устойчивого развития. Методологическую основу философские принципы всеобщей связи и развития, единства исторического и логического, части и целого, идеального и материального.

Методы исследования. В диссертации использованы структурно-функциональный, системный, синергетический, информационный, ноосферный и экологические подходы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Вследствие глобализации различных сторон общественной жизни формируется по существу новая социоприродная реальность, адаптация к условиям которой предполагает наличие качественно новых научных знаний о взаимосвязях и синергетических взаимодействиях социальных, политических, экономических, технологических, экологических факторов. Выживание человечества, устойчивое развитие общества в условиях глобализации оказываются, таким образом, однозначно зависимыми от уровня развития науки, ее прогностических функций, получения опережающей информации о состоянии природы, общества, техносферы, тенденциях развития культуры, мировой экономики, средств коммуникации и других атрибутах современного социального бытия.

2.Понимание смысла и назначения науки исторически существенно менялось (от античной идеализации, обожествления науки до прагматического, утилитарного видения ее назначения в Новое и Новейшее время).Эти трансформации связаны с особенностями экономических, социокультурных, мировоззренческих установок общества в различные эпохи, уровнем развития науки и степенью вовлеченностью ее результатов в технику и технологию, социальную практику в целом. Именно эти факторы в конечном счете формируют в обществе отношение к науке ипрограмму действий по ее развитию — научную политику. Научно-политические программы и когнитивное состояние наук, на которые эти программы направлены, не являются независимыми друг от друга. Ученые принимают участие в процессах, которые ведут от внешних политических целей к научно-политическим программам и их осуществлению .

3. Необходимость учитывать ценностные приоритеты является важнейшей составляющей научной политики. Этика науки, начиная с Нового времени, существовала как требование свободы научного поиска. Но уже со второй половины XX века стало ясно, что требование свободы научного исследования — только часть этического подхода, и что научные исследования, как прикладные, так и фундаментальные, не должны упускать из виду универсальные цели и ценности человечества. Еще недавно тезис о моральной нейтральности науки был широко распространен в научном мировоззрении. Считалось, что наука выступает как средство после того, как сделан этический выбор. Сейчас наука сама провоцирует огромное количество этических проблем, не считаться с которыми общество не может.

4.Важнейшим фактором, определяющим место науки в системе современных глобальных трансформаций, является ее экологическая функция. При этом речь идет не только о естественнонаучных и технических, но и социально-гуманитарных дисциплинах, поскольку экологические проблемы затрагивают не только природную, но и социальную среду человека. Наука, с одной стороны, является теоретической основой технологических процессов, часто негативно влияющих на условия жизнедеятельности человека, с другой, предотвращение экологического кризиса возможно только на основе дальнейшего целенаправленного развития и консолидации науки, синтеза научных знаний.

5. В рамках складывающейся сегодня парадигмы глобализации приоритетное значение приобретает в сравнении с «материальными» ресурсами «нематериальный» ресурс — знание, что находит выражение в необходимости развивать специальное направление менеджмента как управления интеллектуальным потенциалом (ресурсом). Необходимость перехода к устойчивому развитию показывает необходимость менеджмента знаний (управления знанием).

Научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Показано объективное возрастание статуса науки в современную эпоху в связи с глобализацией экономических, политических, технологических, коммуникативных и целого ряда других предпосылок и условий существования человека, соответствующего возрастания степени непредвидимых последствий деятельности и необходимости обеспечения безопасности и устойчивого развития общества.

2. Предложено понятие научной политики как целостной, интегративной программы действий общества по ее развитию в глобальном и региональном (национальном) уровнях, основанной на понимании смысла и значения науки в данную эпоху.

3. Раскрыта ценностная доминанта научной политики, взаимосвязь в ней мировоззренческих, социально-экономических, экологических и культурологических факторов.

4. Выявлены особенности науки как самоорганизующейся системы и мера ее управляемости в конкретноисторический период.

5. Обоснованы основные направления научной политики, необходимые для перехода общества к устойчивому развитию в условиях глобализации.

Теоретическая значимость исследования. Основные результаты проведенного исследования могут представить интерес для историко-философского, социологического, политологического и науковедческого осмысления статуса науки и механизмов ее развития, определения оснований формирования научной политики в современных условиях, выявления способов управления научным поиском в эпоху глобализации и перехода к устойчивому развитию.

Практическая значимость исследования. Материал диссертации может быть использован для активизации общественного интереса к проблемам науки в эпоху глобализации, разработки оптимальной научной политики России, а также процессе преподавания спецкурсов по философии науки и социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на методологическом семинаре и заседании кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ, докладывались на Международном симпозиуме «Открытое общество и устойчивое развитие"(Зеленоград, 2002 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобализация становится доминирующим фактором мировой истории, она уже реальность, оказывающая влияние на мировые события. Отдельные негативные процессы, которые сопровождают глобализацию, еще не свидетельствуют о негативности данного процесса. Усложнение социальных структур и усиливающаяся взаимосвязь различных культур естественноисторический процесс. Ошибочно поэтому думать, что глоабизация навязывается насильственно развитыми странами. Вопрос о сути глобализации, ее проявлениях в различных областях экономике, политике, экологии, культуре нельзя охарактеризовать однозначно.

Глобализация это процесс становления единого взаимосвязанного мира. Такая интерпретация глобализации отражает суть этого процесса. При этом, однако, в тени остаются факторы, которые актуализировали в последнее десятилетие глобализационную проблематику в целом и придали динамизм геополитическим, экономическим и информационным изменениям в мире. Собственно, в определенном нарушении существовавшего равновесия между региональными и глобальными тенденциями кроется усилившийся ~ интерес к глобализации. Глобальные трансформации сейчас начинают превалировать над локальными и региональными процессами. В экономике происходит усиление роли экономических систем развитых стран мира. В политике новая ситуация находит выражение в движении к однополярному миру, когда правила геополитических измерений вырабатываются ведущими капиталистическими странами. В целом происходит ускоренное распространение принципов неолиберального капитализма по всей планете.

Представляется фундаментальным вопрос о соотношении глобализации и глобальных проблем, таких как экологическая, демографическая и др. Процесс глобализации высвечивает по-новому представления о будущем человеческого рода. Глобализация может как помочь современной цивилизации выйти из системного кризиса, в котором она оказалась в результате своего одностороннего развития, так и усложнить ситуацию в мире, поставив под вопрос будущее человечества.

Процессы, связанные с глобализацией, будучи междисциплинарными, требуют совместных усилий исследователей различных областей научного познания. При исследовании процессов глобализации требуются методы, позволяющие изучить эволюционирующие процессы. Глобализация актуализирует, таким образом, использование системно-синергетического метода. Сегодня, разумеется, больше внимания привлекает к себе глобализация в области экономики, информатики, культуры. Но и в области науки, точнее развития науки, проявляются глобализационные особенности, которые влияют на принятие соответствующей научной политики. В целом это единый процесс, затрагивающий все компоненты современного социального развития.

В целом по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Вследствие глобализации различных сторон общественной жизни формируется по существу новая социоприродная реальность, адаптация к условиям которой предполагает наличие качественно новых научных знаний о взаимосвязях и синергетических взаимодействиях социальных, политических, экономических, технологических, экологических факторов. Выживание человечества, устойчивое развитие общества в условиях глобализации оказываются, таким образом, однозначно зависимыми от уровня развития науки, ее прогностических функций, получения опережающей информации о состоянии природы, общества, техносферы, тенденциях развития культуры, мировой экономики, средств коммуникации и других атрибутах современного социального бытия.

2.Понимание смысла и назначения науки исторически существенно менялось (от античной идеализации, обожествления науки до прагматического, утилитарного видения ее назначения в Новое и Новейшее время).Эти трансформации связаны с особенностями экономических, социокультурных, мировоззренческих установок общества в различные эпохи, уровнем развития науки и степенью вовлеченностью ее результатов в технику и технологию, социальную практику в целом. Именно эти факторы в конечном счете формируют в обществе отношение к науке и программу действий по ее развитию — научную политику. Научно-политические программы и когнитивное состояние наук, на которые эти программы направлены, не являются независимыми друг от друга. Ученые принимают участие в процессах, которые ведут от внешних политических целей к научно-политическим программам и их осуществлению .

3. Необходимость учитывать ценностные приоритеты является важнейшей составляющей научной политики. Этика науки, начиная с Нового времени, существовала как требование свободы научного поиска. Но уже со второй половины XX века стало ясно, что требование свободы научного исследования — только часть этического подхода, и что научные исследования, как прикладные, так и фундаментальные, не должны упускать из виду универсальные цели и ценности человечества. Еще недавно тезис о моральной нейтральности науки был широко распространен в научном мировоззрении. Считалось, что наука выступает как средство после того, как сделан этический выбор. Сейчас наука сама провоцирует огромное количество этических проблем, не считаться с которыми общество не может.

4.Важнейшим фактором, определяющим место науки в системе современных глобальных трансформаций, является ее экологическая функция. При этом речь идет не только о естественнонаучных и технических, но и социально-гуманитарных дисциплинах, поскольку экологические проблемы затрагивают не только природную, но и социальную среду человека. Наука, с одной стороны, является теоретической основой технологических процессов, часто негативно влияющих на условия жизнедеятельности человека, с другой, предотвращение экологического кризиса возможно только на основе дальнейшего целенаправленного развития и консолидации науки, синтеза научных знаний.

5. В рамках складывающейся сегодня парадигмы глобализации приоритетное значение приобретает в сравнении с «материальными» ресурсами «нематериальный» ресурс — знание, что находит выражение в необходимости развивать специальное направление менеджмента как управления интеллектуальным потенциалом (ресурсом). Необходимость перехода к устойчивому развитию показывает необходимость менеджмента знаний (управления знанием).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Кулькин A.M. Власть. Наука. Общество. М.: Логос, 1994.- 324 с.
  2. Т.А., Хаскин В. В. Экология. Человек -Экономика Биота — Среда. — М., 2000. — 466 с.
  3. И.С. Деятельностная концепция познания и реальности // Избранные труды по методологии и истории физики. -М., 1995.
  4. Т.В. Культура и технология. // Наука, технология, культура., 1999.-245с.
  5. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. -СПб., Наука, 1992, — 321с.
  6. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М., 1999.
  7. А.С. Социокультурное прогнозирование России на макро- и микроуровнях // Полис, 1994. № 6. С. 15−31.
  8. А.С. Экологическое движение, интеллигенция и общество // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 128—132.
  9. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: Гуманитарный изд. Центр «Владос», 1998. — 352 с.
  10. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. М.: Наука, 1987.-213 с.
  11. В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность, 1999. № 6. С. 117−127.
  12. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. -327 с.
  13. Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия//Вопросы философии. 1997. № 2. С.12−18.
  14. И.П. Альтернативные концепции прогресса // Вестник РАН, 1998. № 4. С.291−305.
  15. А. Избранное: кризис европейской культуры. -СПб.: Университетская книга, 1998.-565.
  16. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1990. — 704 с.
  17. Э.А. Структура ценностного отношения к природе// Проблемы природоохранного образования и воспитания. М.: Наука, 1982. С.26−33.
  18. А.Б. Предсказания и пророчества: за и против. — М.: Московский рабочий, 1991. 240 с.
  19. Л.Э. Философские проблемы развития науки. -М., 1982.-270 с.
  20. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.-471 с.
  21. Внутренние и внешние факторы развития наука. М., 1984.
  22. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Ростов-на-Донгу: Изд-во Ростовского ун-та, 1994. — 284 с.
  23. .Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика, 1999. № 2. С.84−95.
  24. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
  25. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-367 с.
  26. A.M., Курок М. П. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы. М., 1978. — 166 с.
  27. П.П. Проблема рациональности на исходе XX в.// Вопросы философии. 1991. № 6.
  28. П.П. Эволюция понятия науки. — М., 1980.
  29. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  30. Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993. С.240−296.
  31. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. М.: Мысль, 1975. — 695 с.
  32. Генезис кризисов природы и общества в России. Вып.2. -М.: Моск. Лицей, 1994. 164 с.
  33. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  34. Д., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: социологический анализ высказываний ученых. -М.: Прогресс, 1987. -269 с.
  35. Ф.И. Ускользающее бытие. М.: ИФ РАН, 1994. -220 с.
  36. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987.- 180 с.
  37. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1987. — С.144−158.
  38. Э.В., Бобылев С. Н., Новоселов A.JL, Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.-455 с.
  39. Глобальные проблемы и будущее человечества. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1987. — 227 с.
  40. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — Прогресс, 1990. 495 с.
  41. Глобальный эволюционизм (философский анализ). ИН РАН, 1994.- 150 с.
  42. Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  43. А.А. Жить в согласии с природой. М.: Знание, 1990.-64 с.
  44. А.А. Социальная экология. М.: ИФРАН, 1998. -262 с.
  45. Горизонты экологического знания. Социально-философские проблемы. М.: Наука, 1986. — 204 с.
  46. М.И. Вечные ценности русской культуры // Вопросы философии 1994. № 1. С.54−61.
  47. Ш. А. Экологические ценности в системе культуры // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1988. -М.: Наука, 1989. С.210−224.
  48. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Ди-Дик, 1994. — 544 с.
  49. К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность, 2000. № 6. -С.110−118.
  50. . Образование необходимая утопия // Педагогика, 1998. № 5. С.3−16.
  51. В.Н., Селезнев В. П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М.: Б.и., 1993. — 428 с.
  52. С.Д., Ясвин В. А. Две модели экологии // Человек, 1998. № 1.С.34−40.
  53. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 480 с.
  54. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем. — Знание, 1989.-64 с.
  55. O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. -М., 1997.
  56. Думая как гора: на пути к Совету Всех Существ / Сид дж., Мейси Жд., Флеминг П. И др. М.: Golubka, 1992. — 127 с.
  57. В.Е. Ноосфера, экологическая этика и глубинная экология // Стратегия выживания: космизм и экология. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. С.100−115.
  58. В.Е. Философия отношений с природой: поры вокруг глубинной экологии. М.: ИНИОН РАН, 1997. — 48 с.
  59. Е.В. Рациональные и ценностные регулятивы сознания. Автореферат на соиск. уен. степ., д.ф.н. Ростов-на-Дону, 1988.-32 с.
  60. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: Анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб: МГУ, 1995. -86 с.
  61. В.А. Параметры экософской стратегии выживания // Общественные науки и современность, 2000. № 5. С. 142−152.
  62. А.В. Запад Россия — Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций). — Изд-во МГУ, 1993. — 72 с.
  63. А.В., Фотиева И. В., Шишнин М. Ю. Время великого размежевания: от техногенно-потребительской — к духовно-экологической цивилизации // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. № 6. С.3−22.
  64. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
  65. В.В. Классика неклассика — неоклассика: три этапа в развитии науки // Вопросы философии. 1989. № 10.
  66. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998.
  67. Исторически типы рациональности. T.I. — М.: ИФРАН, 1995.-350 с.
  68. Исторически типы рациональности. Т.П. М.: ИФРАН, 1996. 348 с.
  69. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. М.: РГГУ, 1998. — 429 с.
  70. В.П. Учение о биосфере (Этюды о научном творчестве В.И.Вернадского). М.: Знание, 1985. — 80 с.
  71. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-288 с.
  72. В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М., 2000.
  73. Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 192 с.
  74. И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике. Критические очерки. М.: Наука, 1989. — 192 с.
  75. И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1998.
  76. И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. М.: СПб., 2000.
  77. JI.M. Предмет науки. М., 1977.
  78. JI.M. Социокультурный генезис науки нового времени: философский аспект проблемы. М., 1989.
  79. Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.: ИФ РАН, 1995. — 228 с.
  80. Е.Н. Синергетическое видение креативности человека // Грани научного творчества. М., 1999. С. 114−13 3.
  81. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997. № 3. С.62−79.
  82. К. Человек и будущее: динамический вызов // Вестник высшей школы, 1999. № 10. С.3−10, 40.
  83. . Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. М.: Гидрометеоиздат, 1974. — 279 с.
  84. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.-261 с.
  85. А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 79 с.
  86. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. Новосибирск: Изд-во «Наука, 1987.-221 с.
  87. В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Институт охраны природы и заповедного дела, 1992. -174 с.
  88. Кризис современной цивилизации: выбор пути. Сборник обзоров. ИНИОН РАН, 1992. — 125 с.
  89. Круглый стол журнала «Вопросы философии», посвященный обсуждению книги Н. Н. Моисеева «Быть или не быть человечеству?» // Вопросы философии, 2000. № 9. С.3−8.
  90. И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М.: Наука, 1988.-416с.
  91. Э.С. Путь России. Книга 1. Первый социально-экологический кризис. М.: Московский лицей, 1995. — 200с.
  92. Э.С. Социоестественная история и социоестественные исследования // Вестник РГУК. Вып.4. Науки о природе и науки о духе: предмет и метод исследования на рубеже XXI века.-М.: РГГУ, 1996.С.44−52.
  93. Э.С., Пантин В. И. Решающий опыт. / Генезис кризисов природы и общества в России. Вып.1. М.: Моск. Лицей, 1993.- 134 с.
  94. Культура, человек и образы мира. М.: Наука, 1987. — 349с.
  95. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.-300с.
  96. П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. -368 с.
  97. И. История науки и рациональная реконструкция // Структура и развитие науки. Из бостонских исследований по философии развития науки. — М., 1987.
  98. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
  99. В.А. Субъект, объект, познание. -М., 1980.
  100. Лем С. О тщетности прогнозов сбывающихся и не сбывающихся // Человек, 2000. № 1. С.67- 72.
  101. Лем С. Планета Земля. Век XXI. Спасемся ли мы, если нас станет меньше?//Комсомольская правда, 11 июля 1992 г. С.З.
  102. X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники / Философия техники в ФРГ. М., 1982. С.372−392.
  103. Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. -Политиздат, 1975. 304 с.
  104. Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 1998. № 6. С.52−70.
  105. И.К. Космизм и экология: на пути к смене парадигмы культуры // Стратегия выживания: космизм и экология. -М., 1997. С. 159−160.
  106. .Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. С.65−79.
  107. К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К. Я. и др. Проблемы экологии России. -М., 1993.
  108. М. Классическая и неклассическая национальность. Тбилиси, 1984.
  109. Е.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997.
  110. Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996, — 15 с.
  111. Э.С. Теория культуры и современная наука. -М.: Мысль, 1983.-284 с.
  112. Ю.Т. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 2001.-345 с.
  113. Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социологические исследования. № 1. С. 17−23.
  114. Д.Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1999.-273 с.
  115. Д.Хж., Медоуз Д. Л., Рандерс И. За пределами роста: Предотвратить глобальную катастрофу и обеспечить устойчивое будущее. М.: Прогресс-Пангея, 1994. — 304 с.
  116. Л.А., опенков М.Ю. Новые образы познания и реальность. М.: Рос. Политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. — 240 с.
  117. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  118. Н.Н. Быть или не быть человечеству. М., 1999.
  119. Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма. М., 1976.
  120. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. — 448 с.
  121. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.-239 с.
  122. На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. Весь мир, 1998. — 256 с.
  123. А.П. Векторы исторической эволюции // Общественные науки и современность, 1999. № 2. С.112−126.
  124. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993.-280 с.
  125. В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М.: Прометей. -287 с.
  126. Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М.: ВНИИТИ, 1982.-65 с.
  127. Наука в культуре. М., 1998.
  128. А.Л. Философия науки: история и методология. -М., 1998.
  129. К. А. Наука. Технологи. Проблемы современного общества. Улан-Удэ, 1995. — 83 с.
  130. Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.-334 с.
  131. П.В. Что изучает экология? К истории вопроса// Экология и жизнь, 2000. № 4. С.32−35.
  132. А.С. О возможностях отечественной культуры // Новый мир, 1996. № 9. С.117−185.
  133. Е. На острие социальной эволюции: «Я» «Мы» -«Они». // Человек, 1998. № 2. С.30−43- № 3. С.80−92.
  134. В.К. Россия и Запад: два способа общественного бытия // Москва, 2000. № 11. С. 126−136.
  135. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1986. -312 с.
  136. Г. Истина диалога // Континент, 1999. № 1. С.261−266.
  137. Г. Приобретения и потери // Континент, 1997. № 4. С.216−228.
  138. К. Открытое общество и его враги. -- М.: Феникс, Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992. Т.2. — 528 с.
  139. И. Мы только начинаем понимать природу // Химия и жизнь, 1984. № 2. С.41−44.
  140. И. От существующего к возникающему. — М.: Мир, 1985.-327 с.
  141. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.
  142. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. -СПб., 1999.
  143. Проблемы методологии постнеклассической науки. — М., 1992.
  144. А.И. Наука, технология, культура в контексте глобальных трансформаций и перспективы устойчивого развития России. // Наука, технология, культура. М., 1999.
  145. Римский клуб / История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы.
  146. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 1998. 292 с.
  147. Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность или в чем состоит человеческое измерение науки. М., 2001.
  148. Самоорганизация и наука. М., 1994.
  149. Ф.М. Завтра всегда поздно. М.: Прогресс, 1989. -320 с.
  150. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. -М.: 2000.-274 с.
  151. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. -М.: Академия, 2000. 274 с.
  152. Е.Ю. Коллизия ценностей и целей. Качество образования и образ жизни // Экология и жизнь, 2000. № 4. С.8−10.
  153. Современная философия науки: знание, рациональность, ценность в трудах мыслителей Запада. М., 1996.
  154. B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
  155. B.C. Философская антропология и философия науки. -М., 1992.
  156. Тимофеев-Ресовский Н. В. Биосфера и человечество // Тюрюканов А. Н., Федоров В. М. Н.В.Тимофеев-Ресовский: Биосферные раздумья. М.: АЕН РФ, 1996. С.52−60.
  157. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. -736 с.
  158. А. Футурошок. СПб: Лань, 1997. -464 с.
  159. А.Н., Федоров В. М. Н.В.Тимофеев-Ресовский: Биосферные раздумья. М.: АЕН РФ, 1996. — 368 с.
  160. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993.
  161. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.
  162. П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1993.
  163. А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность, 2000. № 2. С. 151−165.
  164. В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. — 204 с.
  165. XX век: последние 10 лет. (1990−1991). Сборник статей из ежегодников State of the World M.: Прогресс-Пангея, 1992. — 328 с.
  166. Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции. М.: РГУ, 2000. — 160 с.
  167. Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание //Путь. 1992. № 1. С.62−108.
  168. Человек и культура: критика антропоцентризма. Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1995. — 115 с.
  169. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика, 1998. № 1. С.9−18.
  170. В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. — 192 с
  171. Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. — 456с.
  172. Г. И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии, 1991. № 7. С.36−45.
  173. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.
  174. Эпоха науки в зеркале модернистско-постмодернистского спора. -М., 1996.
  175. Ю.И. Проблемы и перспективы технологического возрождения России // Наука, технология культура. М., 1999.
  176. О.Н. Экологическая социология в России (программа курса) // Социологические исследования, 1997. № 2. С. 122 132.
  177. О.Н. Экологические движения в России. Критический анализ. М.: ИС РАН, 1996. — 216 с.
  178. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  179. Apel К.-О. Szientistik, Hermeneutik, Ideologiekritik. Entwurf einer Wissenschaftslehre in erkenntnisanthropologischer Sicht // Apel K.-O. Transformation der Philosophie. Frankfurt a.M., 1976. Bd.2
  180. Bailey R. Send in the clones. Reason magazine, Reason on line, June, 30, 1998.
  181. Brewster CH. Strategic human resource management: The value of different paradigms // Managment intern, rev. Wiesbaden, 1999. -Vol. 39,-N3.P. 45−64.
  182. Coates J. The next twenty-five years of technology: oppotunities and risks //21 st century technologies: promises and perits of dynamic future. OECD, 1998.
  183. Daele W. van den. Scientific development and external goals. -In: Publication of the Academy of Finland, 4/1977: Proc. Of the intern. Seminar of science studies. Jan. 11 -14, 1977.
  184. Helsinki- Daele W. van den. The social construction of science: Instituonalisation a. definition of positive science in the latter half of the seventeenth century. In: The social production of scientific knowledge. Dordrecht- Boston, 1977.
  185. Elkana Y. The discovery of the conservation of emergy. L.: Hutchinson educational, 1974.
  186. Elkana Y. A programmatic attempt at an anthropology of knowledge. In: Sciences and kultures: Anthropoid. A. studies of the sciences, Dordrecht etc., 1981.
  187. Feyerabend P. Consolations for the specialist. In: Criticism and the growth of knowledge. Cambridge, 1970.
  188. Fuller S. Commentary to Polanyi s «The republic of science"// Minerva. L., 2000.- Vol. 38, № 1P.26−32.
  189. Kling G. Can the «next generation Internet» effectively support «ordinary citizens»? // Infrom. Soc. In Intern. J. — Indiana, 1999. — Vol. 15. № 1.-P. 57−63.
  190. Kuhn Th. Science: The history of science. In.: Intern. Encycl. of the social sciences. 1968. Vol. 14. p. 76.
  191. Miller R., Michalsku W., Stivens B. The promises and perits of 21st century technology: on overview of the issues. In: 21st century technologies: promises and perits of a dynamic future. OECD. 1998.- P. 732.
  192. Mittelstrass J. Fuenf Thesen zur Theorie der Wissenschaftsgeschichte. In: Internationaler Leibniz-Kongress 2. Hannover 1972. Akten. Wiesbaden, 1974, Bd. 2.
  193. Presidential documents. Executive order 12 975 of October 3, 1995/ Protection of human research subjects and creation of National bioethics advisory commission. Federal register, October 5, 1995 (Vol. 60, № 193).
  194. Schelsky H. Der Mensch in der wissenschaftlichen Zivilisation // Auf der Suche nach Wirklichkeit.
  195. SCIENCE and technology in times of transition: the 1940s and the 1990s. / Science and engineering indicators 2000 / Nat/ Science Board. -Wash., 2000.
  196. Should coning be banned? Reason magazine, Reason on line, June, 30, 1998
  197. Vonortas N.S. Technology policy in the United States and the European Union: shifting orientation towards technology users // Science a. publ. policy. Guildford, 2000. — Vol.27, N 2. — P.97−108.
Заполнить форму текущей работой