Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Книжный дизайн Омана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дизайн книги — область профессиональной творческой деятельности, включающая проектирование, конструирование изданий, искусство иллюстрирования, искусство шрифтового набора и типографского воспроизведения. Различные профили художественной деятельности тесно связаны между собой и объединяемы общей целью — подняться до уровня искусства книги. Результатом является продукт графического дизайна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • ТРАДИЦИИ КНИЖНОГО ИСКУССТВА ОМАНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Место Омана в мире арабо-мусульманской истории и культуры
    • 1. 2. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
    • 1. 3. Орнаментальный декор — основа предметного творчества в арабской культуре
    • 1. 4. Искусство арабской рукописной книги как один из канонов современного книжного дизайна
    • 1. 5. Оманские рукописные книги 2-й пол. XVIII — начала XX веков
  • Глава II.
  • СТАНОВЛЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И ПОЛИГРАФИИ В ОМАНЕ
    • 2. 1. Развитие полиграфии и гражданской печати в странах арабского мира
    • 2. 2. Первые оманские печатные книги (2-я пол. XIX — сер. XX вв.)
  • Глава III.
  • КНИЖНЫЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ОМАНА — НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Социальные и культурные условия развития издательского дела и периодической печати в конце XX века
    • 3. 2. Типология изданий и новые подходы в современной практике книжного проектирования
    • 3. 3. Особенности дизайна учебных изданий и книг для детей

Книжный дизайн Омана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Ее составной частью являются культура и искусство современного государства — султаната Оман, второго по величине государства на востоке полуострова, образованного в 1970 году. 1 Книга в Омане до 70-х годов XX века не имела столь широкого распространения и востребованности среди большей части населения, но при этом все же являлась неотъемлемой культурной составляющей среди небольшого количества образованных представителей оманского общества. Начиная с VII в. н. э. оманские писатели были одними из первых арабских авторов, работавших в области теологии, что документально подтверждается в трудах арабских и оманских историков.

Оманские писатели первого поколения, которые считаются родоначальниками образования в Омане, высоко ценили значимость книги как источника знаний. Их просветительская деятельность способствовала появлению интеллектуальной базы для дальнейшего создания книг не только религиозной, но также светской, естественнонаучной и гуманитарной тематики. Роль книги в Омане возрастала в связи с общим широким распространением книги и развитием книжного дела в мире. Можно сказать, что благодаря книге Оман смог выйти на новый этап развития и роста. Этот процесс сопровождается возрастающим спросом как на качественную книжную продукцию, так и на специалистов — дизайнеров книги, способных осуществить на практике сложные художественно-графические идеи для широкого спектра современной издательской продукции.

Именно теперь, после вступления страны на путь самостоятельного культурного развития, возникла актуальная необходимость в создании такой книги, которая отвечала бы духу времени — опиралась на традиционно-национальные основы и в то же время, соответствовала бы современным требованиям. Это одна из причин, побудивших автора обратиться к исследованию традиций и современных тенденций в книжном дизайне Омана.

Вторая значимая причина — малое количество научных исследований в области истории книжно-графического искусства арабских стран, за исключением трудов, касающихся происхождения арабской письменности и различных видов шрифтов и почти полное отсутствие теоретических трудов, посвященных современным проблемам дизайна книги в стране, их художественно-конструктивным особенностям.

Третья побудительная причина — это активно развивающаяся в Омане книгоиздательская отрасль и автору, как практикующему художнику книги, помимо собственно практического опыта работы в отрасли, необходимо также комплексное понимание основ теории книжного искусства, основ проектирования, использования современных приемов типографики и богатейшего шрифтового наследия арабской письменности в современном книгоиздании.

Поэтому особую актуальность для научных изысканий и современной практической деятельности дизайнеров приобретает проблема исследования художественных особенностей книжного проектирования. Существенную роль здесь играет знакомство с лучшими, ставшими классическими, образцами арабской рукописной книги, к которым, несомненно, относятся достижения и оманского книжного искусства второй половины XIX — первой половины начала XX вв. Проведение выставок классического книжного искусства стран Аравийского полуострова, публикация самих памятников и каталогов, в свою очередь, способствуют формированию устойчивого профессионального интереса к изучению различных аспектов молодой, только начинающей формироваться, оманской школы книжного дизайна.

Интенсивное развитие издательской и полиграфической отраслей, которые происходят в Омане с середины 1990;х гг., повсеместная компьютеризация, повлекшая за собой привнесение в книжный дизайн элементов компьютерной графики, появление на рынке новых издательств, типографий, участие в международных книжных ярмарках, интенсивный межкультурный обмен, деятельность новых специализированных журналов, где затрагиваются вопросы оформления и графического дизайна, подтверждают своевременность изучения оманского историко-культурного наследия.

Перед книгоиздательской отраслью Омана стоят задачи и в области структурно-типологической организации изданий, в области дизайна и иллюстративного оформления. Подход к пониманию этих задач может быть предопределен концепцией «единства книжного организма», которая практически на всем пути развития арабской рукописной книги рассматривала книгу как единый орнаментально-шрифтовой художественный организм. Что дает повод в очередной раз обратиться к художественным истокам арабской рукописной книги, как к общепризнанной эстетической ценности, которая оказала и оказывает существенное влияние на формообразование современной книги.

Поскольку история султаната Оман и его культура имеют глубокие исторические корни, современная оманская книга должна отвечать двум общим требованиям: с одной стороны — она должна, по возможности, сохранить культурную самоидентификацию и, с другой — вобрать все достижения современной мировой типографики и дизайна. Её опора — в глубоких национальных традициях, богатейшем многовековом опыте, которые таят в себе возможности дальнейшего перспективного развития книжного дизайна в Омане.

Исследование основных художественных тенденций в истории книжного искусства для страны актуально. Изучение общей истории Омана в конкретном преломлении к истории письменности и рукописной книги, анализ современных процессов становления отрасли книгоиздания, как отражения в них новых явлений социально-политической жизни страны, сообщает избранной теме исследования требуемую актуальность.

Научная литература как пласт изучения искусства книги Омана практически отсутствует. Задача систематизации малоизученного собранного фактологического материала по истории книги Омана, включение его в обширный историко-документальный научный пласт — одно из основных назначений данного исследования.

Принимая во внимание отсутствие теоретических трудов, научно обосновывающих современные тенденции развития книжного искусства Омана, в диссертации исследуется художественную проблема гармоничного сочетания национальных традиций книжного искусства с современными требованиями, предъявляемыми к книге Омана.

Цель настоящей работы — выявление особенностей становления и современного развития книжного дизайна в современном Омане.

Для достижения этой цели в исследовании необходимо было решить следующие задачи:

1. рассмотреть традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры;

2. выявить графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта;

3. показать процесс формообразования печатной книги в Омане на основе традиционных форм рукописной книги;

4. рассмотреть характерные особенности искусства арабской рукописной книги как одного из канонов современного книжного дизайна Омана;

5. исследовать становление издательского дела и полиграфии в Омане на протяжении 2-й половины XIX — XX вв.;

6. рассмотреть типологию изданий и новые подходы в современной практике книжного проектирования в Омане.

Объектом изучения является рукописная и печатная книга Омана. Материалом для изучения процесса развития книжного дела в арабском регионе, начиная с возникновения письменности и рукописных книг и до настоящего времени, взяты сохранившиеся в регионе и стране образцы рукописных книг Омана, первые печатные книги Омана, а также первые современные публикации.

Предметом диссертационного исследования взята роль книги в культуре Омана и влияние культурно-исторических, художественно-значимых факторов на становление традиций книжного искусства Омана.

Методика исследования основана на использовании комплексного подхода к объекту исследования, единстве исторических и эмпирических методов исследования, сравнительном изучении научной искусствоведческой, культурологической литературы по проблемам современноого книжного дизайна, а также истории рукописной книги и арабской книжной культуры.

В качестве ведущего метода исследования избран системный подход, позволяющий выявить и проанализировать взаимосвязи, возникающие между основными направлениями дизайна и книжного искусства.

Работа включает анализ традиционных элементов книги прошлого на основе конкретных примеров из определенных исторических периодов (художественно-оформленные памятники литературы, манускрипты периода расцвета книжного искусства в мусульманских странах конца XII — начала XIII вв.) — искусства декоративного украшения страниц Коранов (с конца IX до XIV вв.) — композиционно-декоративной роли различных видов орнаментов и арабского шрифта с учетом географических границ исследования.

Границы исследования определяются историческими, национальными и географическими факторами (географические рамки исследования определены территориальным регионом — это страны Арабского Востока, Египет, Испания). Автор выносит на защиту следующие научные положения:

1. Традиции книжного искусства Омана складывались и развивались в общем контексте развития искусства стран арабо-мусульманской культуры с сохранением характерных особенностей структуры кодекса, шрифтового многообразия и декоративного убранства.

2. Развитие книгоиздания и книжного дизайне в Омане на современном этапе обусловлено благоприятными социально-экономическими условиями, развитием полиграфического производства и внедрением новых современных технологий книгоиздания.

3. Эволюция художественно-графического языка и концепций формообразования в дизайне оманской книги на протяжении второй половины XX — начала XXI века происходила, начиная от решения издательскополиграфических задач частного характера к новому целостному подходу процесса проектирования единого художественно-конструктивного объекта.

4. На дизайн книги, ее технико-эстетическое формообразование оказывают влияние новые промышленные технологии и материалы, введение в процесс проектирования переосмысленного художественного наследия стран Аравийского полуострова, внедрение новых европейских систем модульного проектирования.

Теоретическая новизна работы заключается в том, что впервые в России и в Омане предметом специального научного исследования стали основные направления в развитии современного дизайна книги на основе традиционных элементов арабской рукописной книги.

Прикладная новизна работы связана с введением в широкий научный оборот неизвестных в России документальных источников, историографии и иллюстративного материала по истории и современному состоянию книжного дизайна Омана.

В исследовании впервые предпринято системное рассмотрение влияния традиционной арабской рукописной книги на формирование художественно-конструктивных особенностей современных изданий научно-познавательной литературы, учебников, книг для детей, формы как в создаваемых книжных проектах используются элементы традиционной арабской рукописной книги.

Проведенное самостоятельное исследование является одним из первых в области художественного анализа книги Омана, в срезе анализа композиции книжной формы. В научный оборот вводится ранее не изученный материал по искусству книги Омана. Впервые проведено комплексное изучение использования классических арабских шрифтов и приемов орнаментации в проектировании современной книжной продукции различного функционального назначения.

Практическая значимость исследования состоит во введении в научный и практический оборот систематизированных сведений по современному состоянию книжного дизайна в Омане, а также возможностью дальнейшего внедрения результатов диссертационного исследования в современную дизайнерскую практику.

Искусствоведческого плана материал, как и практические выводы, могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории искусства, истории книги, вопросам оформления и композиции изданий в специализированных учебных заведениях Омана для подготовки дизайнеров в области издательской деятельности и полиграфического производства. Анализ опыта прошлого поможет современным дизайнерам и художникам книги оценить перспективы развития современного книжного искусства.

Проведенное исследование является одним из первых в отношении поэтапного, комплексного исследования многообразных аспектов развития книжного дизайна Омана. Начиная от традиций искусства рукописной книги Омана, изучения композиционной основы рукописных книг, как части общей составляющей арабо-мусульманской культуры, становления печатного дела и собственного книгоиздания в стране, до выявления основных тенденций развития книжного дизайна в практике современного книгоиздания Омана.

Ускоренный рост производства печатной продукции в странах арабского мира в целом, в Омане, в частности, вызван такими факторами, как научно-технический прогресс и повышение уровня жизни населения. Становление такой специфической формы деятельности как дизайн печатной продукции (книг, газет, журналов и пр.) требует современного осмысления культурно-исторических традиций книжного искусства прошлого, выявления теоретических основ и особенностей проектирования печатных изданий в современном Омане.

История Омана и культура страны имеют глубокие исторические корни, без знания которых невозможно понять традиции рукописной и печатной книги, неразрывно связанные с искусством шрифта и орнамента.

Историю книги Омана следует начинать со времени обнаружения в шумерских раскопках на территории юга Ирака первых сведений о культуре Омана (2340 — 2284 гг. до н.э., со времен правления короля Саржун Аккади) в виде надписей на каменных памятниках, в них впервые упоминается Мажан (Оман).

Из многочисленных, изученных автором научных трудов и книг, излагающих историю Омана, можно составить достаточно обширный список, все они излагают общие вопросы истории и культуры Омана в общем контексте развития культуры и искусства ислама. 2 Самые ранние, известные нам, сведения по истории Омана принадлежат оманскому писателю Аба аль-Мондер Салама бин Мусалем аль-Отаби Ассухари под названием «Происхождение арабов» («Ансаб аль-Араб»). Существуют и другие источники оманских авторов, например, такие как книги «Ассахифа аль-Аднания ва ас-Сахифа аль-Гахтания» Хумейда бин Мохаммеда бин Зурейга и «Насаб Аданан ва Гахтан» аль-Мабрада (Мохаммеда бин Язида бин Абдальакбара). Среди книг по истории Омана нельзя не упомянуть книгу «Биография имама Насера бин Моршеда аль-Яруби» автора Ибн Гай-сара Ассухари, одного из историков Омана, жившего в XVII в.

Другая известная историческая книга — «Ашшуаа Ашшайа Балламаан фи Дакир Ааиммати Оман» и книга «Альфатх Альмубин фи Сайра Ассада аль-Бусаидиен» известного оманского автора Хумейда бин Мохаммеда бин Зурейга. Еще одним, не менее полезным, из ведущих современных научных исследований, можно указать сборник «Оман в истории», подготовленный большой группой авторов и изданный в 1995 году.

Существуют и другие исторические и современные труды, излагающие материалы по истории и культуре Омана. На основании их данных можно представить общую картину истории страны и составить представление о роли книги в её культуре.

Культуру и искусство Ближнего и Среднего Востока исследует В. С. Шан-дровская, рассматривая конкретно в работе орнаментацию тканей, предметов художественного ремесла, подчёркивая, что «обмен культурными ценностями, протекавший несколько столетий, был одной из причин появления сходных черт в культурах народов, живших на громадной территории.». [70, стр. 113] В работе А. Б. Халидова находим научный материал по истории арабского языка, письменности и рукописной книги в рамках филологического исследования. [66] Полезные для нашего исследования материалы были найдены в работах российских ученых: искусствоведов и востоковедов Б. В. Веймарна и Т. П. Каптеревой по истории искусства арабских стран и Ирана, в частности по декоративно-прикладному искусству, аспектам изобразительного метода и образного строя миниатюрной живописи. [12 — 18, 33] Б. В. Веймарн также касается вопросов искусства рукописной книги в общих чертах и достаточно подробно излагает историю возникновения школ миниатюрной живописи.

Полезный по теме нашего исследования материал, касающийся периода расцвета средневекового книжного искусства, содержится в работах Р. Эттингхаузена (Ettinghausen R. «Islamic Art and Architecture. 650−1250». 2003), Ш. Блейр, Дж. Блума (Sh. Blair, J.Bloom. «The Art and Architecture of Islam, 1250−1800», 1996), Д. Саттона (D. Sutton. Islamic Design: A Genius for Geometry (Wooden Books), 2007).

Анализ взаимовлияния школ миниатюрной живописи периода расцвета средневекового книжного искусства находим в работе Ричарда Эттингхаузена [140]. Декоративно-прикладному искусству Древнего Ирана и мусульманских народов, роли и значению орнамента в рукописной книге уделяется внимание в фундаментальном труде Анри де Морана. [46].

До настоящего времени истоки и современное состояние книжного дизайна Омана по существу не изучено. Как было отмечено, на основании всех имеющихся данных можно составить общую картину значения книги в культуре страны.

История собственно книги включает историю рукописной и печатной книги (история письменности несколько автономна). Но не представляется возможным сослаться на какие-либо источники по проблемам искусства книги, за исключением трудов по арабской письменности и каллиграфии, к примеру, современных арабских исследователей — Аль-Альфи абу Салеха («Арабская каллиграфия как пластическое искусство»), Аль-Афар Мохаммед Фахада («Развитие письменности и гравюры в Хиджазе»), Д. Мохаммеда Абдель Азиз Мрдука (исследование рукописного Корана как произведения искусства), Д. Аль-Манджед Салаха Ад-дина (по истории арабской каллиграфии) и ряд др.

Принимая во внимание совсем небольшой срок самостоятельного существования книгоиздания в Омане, можно сказать, что избежать нежелательных результатов на своем пути развития в ежедневной практической деятельности, поможет изучение достижений традиционных классических форм книгопечатания, переосмысление изученного наследия в свете общемировых тенденций развития художественной культуры и научно-технического прогресса в полиграфии. Для этого необходимо всестороннее исследование книжного наследия, как источника материального и духовного богатства, относящееся к разным периодам истории региона.

Настоящее диссертационное исследование опирается на многочисленные труды и книги, излагающие историю Омана, историю книги арабского мира в целом, непосредственно книги государства Омана, рукописной и печатной, её значимости в общем контексте развития новых технологий в издательской и полиграфической отрасли. История Омана и культура страны имеют глубокие исторические корни, без знания которых невозможно понять традиции рукописной и печатной книги, неразрывно связанные с искусством шрифта и орнамента.

Самые ранние, известные нам, сведения по истории Омана принадлежат оманскому писателю Аба аль-Мондер Салама бин Мусалем аль-Отаби Ассухари под названием «Происхождение арабов» («Ансаб аль-Араб»). Существуют и другие источники оманских авторов, например, такие как книги «Ассахифа аль-Аднания ва ас-Сахифа аль-Гахтания» Хумейда бин Мохаммеда бин Зурейга и «Насаб Аданан ва Гахтан» аль-Мабрада (Мохаммеда бин Язида бин Абдальак-бара). Среди книг по истории Омана нельзя не упомянуть книгу «Биография имама Насера бин Моршеда аль-Яруби» автора Ибн Гайсара Ассухари, одного из историков Омана, жившего в XVII в. Другая известная историческая Оманская книга — «Ашшуаа Ашшайа Балламаан фи Дакир Ааиммати Оман» и книга «Альфатх Альмубин фи Сайра Ассада аль-Бусаидиен» известного Оманского автора Хумейда бин Мохаммеда бин Зурейга.

Основными темами многочисленных арабских историков и иностранцев, писавших об Омане, являлись мореплавание, торговля, отношения и связи Омана с другими регионами, такими как Китай, Индия, Восточная Африка и некоторыми островами Индийского океана. Не менее значимая тема — это описание природы, сельского хозяйства, быта городов и деревень. Самым известным историком Омана считается Hyp Аддин Ассалими. Его труд под названием «Тухфа аль-Аян биссира Ахел Оман» для ученых-исследователей служит основным, важнейшим источником информации. Одним из ведущих современных научных трудов можно назвать, изданную в 1995 году книгу «Оман в истории», подготовленную большим коллективом авторов. Существуют и другие исторические и современные труды, излагающие материалы по истории и культуре Омана. На основании их данных можно представить общую картину истории страны и составить представление о роли книги в её культуре.

До 70-х годов XX века книга в Омане не имела столь широкого распространения и престижа среди основной массы населения. Вместе с тем, оглядываясь на историко-культурное развитие страны, можно сказать, что книга в султанате Оман всегда занимала важное место. Согласно историческим документам можно судить о том, что среди образованных людей (пусть и относительно небольшого количества) книга всегда считалась ценнейшим объектом научной и культурной деятельности. Благодаря распространению книгоиздания в Омане на современном этапе, население страны получило возможность приобщиться к духовным ценностям, получить широкий доступ к знаниям, выйти на новый этап развития и роста, приобрести новый социальный статус и включиться в общемировой процесс развития культуры.

Полезный материал по истории и проектированию орнаментальных мотивов, шрифтовой культуре, композиции изданий содержится в работах российских ученых М. В. Большакова, Л. М. Буткевич, Ю. Я. Герчука, О. Бибиковой и других специалистов. [7, 9, 25, 71] Вопросы функциональности шрифта в структуре книжной формы и, одновременно, роль его как самостоятельной художественной формы подробно излагаются в работах Ю. Я. Герчука [18,19, 20] Комплексному творческому методу в приеме организации книги посвящены исследования В. Н. Ляхова [44, 45], который большое внимание уделял дизайну книги, детально анализируя метод художественного конструирования книжной продукции, в основе которого «лежит логически разработанный проект». Из всего многообразия задач книжного дизайна В. Н. Ляхов выделял общественные функции книг, газет, журналов (с ведущей ролью идеологических факторов) и утилитарные — создание книжной формы-конструкции, обеспечивающей удобство чтения и работы с книгой.

Подход с позиций конструирования последовательно исследовался в целом ряде работ Н. А. Гончаровой («Основные проблемы оформления советского школьного учебника», 1969 г.- «Композиция и архитектоника книги», 1977 г.- «Издательская методика оформления учебников для средней школы», 1976 г.- «Научные основы художественного конструирования учебников», «Об исследовательской работе лаборатории ХТОПП», 1981) и В. И. Рывчина («О художественном конструировании учебников», 1980 г.). [55, 56], Ряд ценных советов и предложений по художественному редактированию учебников содержались в книге «Рукопись — художественный редактор» (1985 г.).

Выбранная методика исследования включает историко-хронологический подход, искусствоведческий анализ и основы структурно-функционального анализа. В том числе исследование базируется на основе опыта российской школы в области книжного дизайна (художественного конструирования) и иллюстрирования книги.

В работе проводится анализ традиционных элементов книжного кодекса в хронологическом порядке на основе конкретных примеров и с учетом географических границ (страны Арабского Востока) — каллиграфии, миниатюры, орнамента, как доминирующего оформления рукописных манускриптов периода расцвета в мусульманских странах конца XII — начала XIII веков, декоративного убранства Коранов на протяжении IX — XIV веков.

Часть исследования посвящена периоду становления и развития различных видов арабского рукописного шрифта, его художественно-пластической значимости как высокого искусства каллиграфии. Особое внимание уделяется развитию книжного искусства Омана, изучению и анализу принципов оформления рукописных книг Омана, начиная с конца XVIII века и включая первые печатные издания XIX века.

В работе проводится анализ переходного периода — от книги рукописной к изданиям печатным, тиражированным средствами полиграфии. Данный, недостаточно изученный в истории книги Омана период, имеет далеко не однозначный, технический аспект. Особое внимание, на фоне социального заказа, уделяется современному состоянию книгоиздания Омана с рассмотрением задач книжного дизайна на примере периодических, литературно-художественных, научных познавательных, учебных, детских и др. изданий.

Актуальна необходимость изучения истории книги, актуальна задача понимания книги как предмета искусства, сохраняющего традиционно-национальные основы для современной культурыпонимание книги как объекта проектной деятельности в сфере книгоиздания. В связи с вышеизложенным, как видится, приобретает актуальность проблема исследования художественно-коммуникативных особенностей книги в исторической ретроспективе, как продукта, объединяющего типографику, шрифтовое проектирование и иллюстрации, обеспечивающего создание эффективных связей между источником информации и читателем.

Необходимы исследования по истории культуры Омана и, конкретно, по линии рукописной книги и по линии теоретико-методического анализа книжной формы, по вопросам дизайна — современной проекционно-издательской деятельности. Анализ новых изданий Омана, дизайн которых обнаруживает синтез традиционных форм с новыми, представляется особенно актуальным.

Дизайн книги — область профессиональной творческой деятельности, включающая проектирование, конструирование изданий, искусство иллюстрирования, искусство шрифтового набора и типографского воспроизведения. Различные профили художественной деятельности тесно связаны между собой и объединяемы общей целью — подняться до уровня искусства книги. Результатом является продукт графического дизайна — книга. В связи расширением книжного дела в султанате Оман, с широким распространением печатных изданий, когда страна вступила на путь самостоятельного культурного развития, встаёт вопрос о правильности оценки дизайна современных изданий помимо прямой необходимости в создании такой книги, которая соответствовала бы современным требованиям, не отказываясь от традиционно-национальных основ её оформления. Собственно современная Оманская книга — печатные издания, издаваемые на базе современной полиграфии в Омане.

Перед книжным искусством Омана стоят новые для книгоиздательской отрасли задачи дизайнерской деятельностиконкретно, по функциональной организации изданий, текстовому оформлению и иллюстрированию. Основное внимание дизайнера направлено на книжную форму как продукт издательской деятельности.

В свете сказанного, изучение и современных, и традиционно-исторических процессов становления и развития книги Омана актуально для страны. Выявление новых тенденций в практике книгоиздания сегодняшнего времени сообщает выбранной теме исследования необходимую значимость.

Принимая во внимание отсутствие теоретических трудов по теме — книги Омана как искусство, или работ, научно обосновывающих современные тенденции книжного оформления, в нашем исследовании делается попытка комплексного рассмотрения истории книги Омана и художественно-проектного анализа ' книжной формы.

Проведенное самостоятельное исследование является одним из первых. В научный оборот вводится ранее не суммированный материал по истории книги Омана, по значимости её культурного наследия, по особенностям структурного построения и оформления.

Материалом для диссертационного исследования, т. е. для изучения процесса развития книжного дела в арабском регионе, начиная с возникновения письменности и рукописных книг и до настоящего времени, взяты сохранившие-, ся образцы рукописных книг в регионе и Омане, первые печатные книги Омана, а также первые.

Ускоренный рост производства печатной продукции в странах арабского мира в целом, в Омане, в частности, вызван такими факторами, как научно-технический прогресс и повышение уровня жизни населения. Становление такой специфической формы деятельности как дизайн печатной продукции (книг, газет, журналов и пр.) требует современного осмысления культурно-исторических традиций книжного искусства прошлого, выявления теоретических основ и особенностей проектирования печатных изданий в современном Омане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Традиции оманской книги, ее современное формообразование, восходят в общем контексте развития арабо-мусульманского искусства и культуры еще к раннеисламскому периоду. Форма кодекса стала использоваться для Корана в период реформ халифа Усмана. Со времени правления Аббасидов книги и знание книги как таковой, в первую очередь, конечно, знание коранического текста, стали основным интересом правящих династий. Материалы, переплет, формат и почерк — всё зависело от целей, назначения рукописи и сферы ее использования. Для написания книг различного содержания предназначались различные почерки. Так, к примеру, почерком, предназначенным для переписки Корана, не могли писаться стихи или трактаты по медицине. Позднее «тетрадь» рукописной книги, в основном, состояла из пяти двойных листов. В основном была распространена пагинация листов, нумерация страниц появилась не сразу, и, по большей части, уже в наше время.

В соответствии с поставленными целью и задачами, исследование показало, что сложившиеся традиции рукописной книги и ее элементы стали некими визуальными константами, которые сохранились в графическом и художественно-конструктивном решении ранней и современной печатной арабской книги.

В традиционной оманской практике создания (и каллиграфического написания) книги заложена особая линия смыслов, понятий, образов. Это ещё предстоит проанализировать в изданиях Омана. Интерес представляет сравнительный анализ искусства книги стран Арабского востока и европейских. Тема интересная, но она осталась за пределами данного исследования.

Роль шрифтовой культуры в современном дизайне переоценить невозможно. Книжный шрифт: наборный, писаный, рисованный, один из основных «строительных» материалов книги, её неотъемлемый определяющий элемент, единственный носитель и передатчик текста. Шрифт — органическая изначальная часть книжного целого, но в то же время — это самостоятельная художественная форма, имеющая свои законы построения и развития. Он в большей степени сохраняет в книге себя, свои собственные пространственные и пластические, стилевые и экспрессивные качества.

Шрифтовое искусство — две различные, хотя и взаимоопределяющие линии — создание шрифтов «рукотворных» (писаных, рисованных, гравированных) и механически повторяемых, наборных. Именно в шрифте с наибольшей наглядностью материализуется одно из основных противостояний искусства печатной книги: противостояние индивидуально-художественного артистического начала технизированной машинной эстетике. В книге соотношение строгой техничности набора со свободной графикой иллюстраций, с изысканной пластичностью или экспрессией «ручной работы» является одним из важнейших стилеоб-разующих моментов, определяющих общий художественный строй произведения. Эстетическое предпочтение, отдаваемое наборному, или напротив, рисованному шрифту может характеризовать целые направления в развитии книжного искусства.

Материализуя в себе текст книги, шрифтовой набор оказывается в книге основным, организующим пространство элементом, его зрительные качества становятся свойствами самой страницы: главнейшие из них — плоскость и динамичность шрифта. Как и во всем синтезе, возникает пересечение взаимовлияний, неполное слияние, взаимодействие шрифта с текстовым содержанием, графикой, пространственной композицией набора. Шрифт является искусством оттенков, пластических тонкостей и вариаций. Эти его качества стали учитываются в работе над современной оманской книгой. Благодаря возможностям компьютерных программ, появились широкие возможности у дизайнеров быстро и легко найти подходящий вид шрифта для верстки и декоративной рубрикации.

Распространение и использование разных наборных декоративных арабских шрифтов в современных оманских книгах, как «куфи», «дивани», «насх», «фариси», «макриби», «сульс» и других в заголовках, красных строках, заглавных буквах, смогло обогатить оманские публикации и повысить их художественный уровень и эстетическую ценность.

Орнаментальное украшение традиционно сопровождало книгу от раннего средневековья до наших дней. Стремление к повышенной декоративности определяло весь строй декоративно-прикладного искусства арабского региона и Омана. Художественный принцип рукописной и первых печатных книг Омана — неотъемлемая часть общей культуры. Общая эстетическая задача — создание книги — предмета искусства. Искусство книги выработало формы орнаментации, типы орнаментов, хотя и связанные с общими формами декоративного искусства, но принадлежащие именно книге.

Орнаментальное оформление как бы поддерживает и сообщает осязательную предметность книги. Орнамент оформляет книгу прежде всего наружу — к внешнему пространству — как целостный, композиционно законченный, стройно организованный, нарядный художественный предмет. Орнамент — главный компонент «вещности» книги, сближающий ее с другими прикладными вещами.

Основная роль орнамента в книге — в зрительной организации поверхностей, в привнесении меры и ритма, в эмоциональном «приподнимании» деловой, чисто функциональной вещи до уровня эстетически осознанной, индивидуализированной и художественной. Анализируя современное состояние оманской книги, отметим, что новейшие технологии позволяют легко использовать традиционные арабские орнаменты. Примером являются последние издания серии книг «Оман», альбом «Мечеть Султана Кабуса» (илл. 86), а также новые учебные книги Министерства образования.

Эта достаточно популярная тенденция автоматического использования арабских орнаментов в современных оманских книгах иногда не лучшим образом сказывается на стилистике оформления и вызывает опасение. Следует предостерегать от художественной беспечности непродуманного смешения арабских и европейских орнаментов, или применения арабских шрифтов в сочетании с орнаментом европейским и т. п. Механическое заимствование привносимых извне приемов (и изобразительных) для оманской книги нежелательно как утрата цельного, присущего традиционной книге.

Если история оформления книги в европейских странах обнаруживает прерывно возникающее внимание к декоративности, то в книге Омана это постоянное постижение красоты через декоративность орнаментики, сохраняется как глубинное свойство. Орнаментальное начало сопровождает книгу на всем протяжении ее истории.

С геометрическим орнаментом целесообразно использовать шрифт типа «куфи», отличающийся угловатостью, четкостью и структурностьюрастительный орнамент, состоящий из гибких динамичных элементов, лучше сочетать с пластичным шрифтом типа «дивани», «сульс», округлым и гибким «насх». Для сюжетных композиций, требующий информативности и удобочитаемости, наиболее сочетающимися следует считать шрифы «рука» и «фариси», отличающиеся простотой и пластичностью.

В результате проведенного нами исследования были рассмотрены традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культурывыявлены графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифтапоказан процесс формообразования печатной книги в Омане на основе традиционных форм рукописной книгирассмотрены характерные особенности искусства арабской рукописной книги как одного из канонов современного книжного дизайна Оманаисследовано становление издательского дела и полиграфии в Омане на протяжении 2-й половины XIX — начала XXI вв.- рассмотрена типология изданий и новые подходы в современной практике книжного проектирования Омана.

Опираясь на массив проанализированных изданий рукописной арабской книги, печатной оманской книги раннего периода и современной оманской книги можно сделать следующие выводы:

1. Арабские книги, и в т. ч. рукописные книги оманских каллиграфов и художников, демонстрируют высокий художественный уровень книжного искусства мусульманских стран, отличаются красочностью, уникальным профессиональным мастерством, последовательным сохранением характерных особенностей декора рукописной книги, как единого художественного организма, свидетельствуют об интернациональном и сложном характере развития арабской культуры.

2. Современному развитию книгоиздательской отрасли, массовой периодической печати и дизайна печатной продукции в Омане способствовали благоприятные социальные и экономические условия, поддержка на государственном уровне, развитие полиграфического производства и внедрение новых современных технологий книгоиздания.

3. На протяжении второй половины XX — начала XXI века, эволюция художественно-графического языка и концепций формообразования в дизайне оманской книги происходили, начиная от уровня решения издательско-полиграфических задач частного характера к новому, целостному подходу процесса проектирования книги, как к единому художественно-конструктивному объекту.

4. На дизайн книги, ее технико-эстетическое формообразование оказывают влияние как новые промышленные технологии и материалы, так и введение в процесс проектирования книги творчески переосмысленного художественного наследия стран Аравийского полуострова, традиционного художественно-композиционного единства шрифта и орнамента, а также внедрение новых систем модульного проектирования, распространенных в странах Европы. Оманскую книгу необходимо развивать, опираясь на опыт и наследие традиционного арабо-исламского стиля, т. е. предполагается развитие, творческая переработка и ¦ применение традиционных элементов, будь то шрифт, иллюстрация или орнамент с целью сохранения целостности стиля и его художественно-образного строя.

Поскольку история султаната Оман и его культура имеют глубокие исторические корни, современная оманская книга должна отвечать двум общим требованиям: с одной стороны — по возможности, сохранить культурную самоидентификацию и, с другой — вобрать все достижения современной мировой типо-графики и дизайна. Её опора — в глубоких национальных традициях, богатейшем многовековом опыте, которые таят в себе возможности дальнейшего перспективного развития книжного дизайна в Омане. В этой связи прослеживается все возрастающий спрос как на более качественную книжную продукцию, так и на специалистов — дизайнеров книги, способных осуществить на практике сложные художественно-графические идеи для современных изданий.

Чрезвычайно важной для развития современного книгоиздания в Омане является задача подготовки кадров: дизайнеров, редакторов и всех специалистов, участвующих в едином издательском процессе. Особо отметим перспективы развития учебной литературы, которая должна быть удобной для чтения, то есть функциональной с точки зрения подачи информации. Дизайн её актуален: именно учебная литература воспитывает вкус подрастающего поколения, приобщает его к культуре страны. Достижения лучших традиционных форм книгопечатания следует переосмыслить в свете современной художественной культуры и развития научно-технического прогресса, что поднимет современную оманскую книгу до уровня европейских и мировых стандартов. Ориентируясь на отечественный материал и традиции, логично предполагать выход книжного искусства Омана на новый качественный уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Б. Ритмическая структура книги. М.: Книга, 1974. -94 с.
  2. Е. Б., Кричевский В. Г. Оформление справочных изданий-М.:1981.-110 с.
  3. А.Т., Грек Т. В. Миниатюры кашмирских рукописей. СПб.: Искусство, 1994.-348 с.
  4. Алъ-Шахри Бахит Насиб Сайд. Возникновение и развитие печати Омана. -Автореферат дис. канд. филол. н. М., 2005. — 44 с.
  5. Н. А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги. — М.: 1974.
  6. М. В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990. -160 с.
  7. М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г. Книжный шрифт. М.: Книга, 1964.-312 с.
  8. О. Дизайн текста: шрифты, эффекты, цвет.— М., 2000.- 300 с.
  9. . В. Выразительные средства набора в книге. М.: Книга, 1976. -128 с. 11 .Варбанец Н. В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М.: 1980.
  10. ., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов, (средневековый период). М.: Искусство, 1960. -198 с.
  11. .В. и др. Всеобщая история искусств. 1 т. Искусство древнего мира. М.: Искусство, 1956. 467 с.
  12. . В. и др. Всеобщая история искусств. 2 т. кн. 1−2. Искусство средних веков. М.: Искусство, 1960−61. -508 е.- 525 с.
  13. .В. и др. Всеобщая история искусств. 3 т. Искусство эпохи Возрождения. М.: Искусство, 1962. 532 с.
  14. .В. и др. Всеобщая история искусств. 4 т. кн. 1−2. Искусство XVII—XVIII вв. М.: Искусство, 1963. 480 с.
  15. .В. Искусство арабских стран и Ирана VII XVII веков. М., 1974.-188 с.
  16. .В. Искусство арабских стран и Ирана VII—XIII вв.. М.: Искусство, 1974. -187 с.
  17. JI. И. Всеобщая история книги. Древний мир. Средневековье.
  18. Возрождение.— M.: 1988. 188 с.
  19. С. С. Эстетика книжных пропорций.- М.:1977.- 247 с. 21 .Ганкина Э. 3. Художник в современной детской книге: Очерки.— М., 1977.—215 с.
  20. ГерчукЮ. Я. Художественная структура книги.-— М., 1984.— 208 с.
  21. Ю. Я. История графики и искусства книги. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект пресс, 2000. 310 с.
  22. ГерчукЮ. Я. Художественная структура книги. М.: Книга, 1984. -208 с.
  23. ГерчукЮ. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. 326 с.
  24. H.A. Композиция и архитектоника книги. —М.: 1977 — 96 с.
  25. Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века, изд. 2-ое, M.-JL: 1986. -227 с.
  26. В. А., ФилоникА. О. Султанат Оман. М., 2001. 128 с.
  27. История книги: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. -М., 2001
  28. История письма: Эволюция письменности от Древ. Египта до наших дней / Сост. Кирилла Королева — Пер. с нем. Г. М. Бауэра, И. М. Дунаевской. -М.: ЭКСМО- СПб.: Terra fantastica, 2002.
  29. ЪХ.Истрин В. А. Происхождения и развитие письма. —М., 1965. — 596 с.
  30. Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. 1596−97/ 1005. Пер. И комментарии Б. Н. Заходера. M.-J1. — 1947. — 200 с.
  31. ЪЪ.Капр А. Эстетика искусства шрифта. Тезисы и маргиналии М.: 1979 — 108 с.
  32. Т. П. Искусство стран Магриба древний мир. — М: Искусство, 1955.-356 с.
  33. Т. 77. Искусство стран Магриба. Средние века, новое время. М., «Искусство», 1988. 324 с.
  34. П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий: Пер. с англ.-М.: Мир, 2001.
  35. КиселеваЛ. И. Письмо и книга в Западной Европе в Средние века: Учеб. пособие. СПб., 2003.
  36. Книга как художественный предмет. 4.1. Набор, фактура, ритм-М.:1988. -384с.- 4.2.Формат, цвет, конструкция, композиция. — М.: 1990. 400 с.
  37. А. И. Шрифт. История. Теория. Практика. М.: Университет Н.1. Нестеровой, 2002. -248 с.
  38. Э. Д. Фактура как элемент книжного искусства. М.: Книга, 1979. -96 с.
  39. Э. Д. Художник и книга. Л.: Художник РСФРС, 1964. -82 с.
  40. В.В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий.2.е изд, доп. и исп. — М.: РИП-холдинг, 2007. — 204 с.
  41. В.В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий.3.е изд. доп. — М.: АВАТАР, 2009. — 208 с.
  42. В. Н. Искусство книги. Избранные историко-теоретические и критические работы. М.: Советский художник, 1978. 248 с.
  43. В. Н. Очерки теории искусства книги. М.: Книга, 1979.- 216 с. 41 .Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982. 578 с.
  44. Оформление изданий. Нормативный справочник. Сост. В. Б. Иванов. — М.: 1984 -.320 с.
  45. В. В. Книжное искусство: Замысел, оформление. Иллюстрации. -Т. 1.- М.: Искусство 1961.- 424 е.- Пахомов В. В., Т. 2. М.: Искусство, 1962.-432 с.
  46. М. Б. О мусульманском искусстве. СПб, «Славия», 2001. -144 с.
  47. О. И. О природе книжной иллюстрации. -М.: 1973. 336с.
  48. Э. Л. Предметизационные системы и аппарат книги (теория и практика).- М.: 1999. 472 с.
  49. Л. И. Каллиграфия для всех. М.: Книга, 1990.- 248 с.
  50. Э. Типографика. Руководство по оформлению. -М.: 1982.- 286 с.
  51. Рукописная книга в культуре народов Востока. Т. 1.-2.- М., 1988.
  52. Рукопись — художественный редактор — книга (Сост. Е. Б. Адамов).— М.:1985. -296 с.
  53. В. И. О художественном конструировании учебников —М.: 1980. -128 с.
  54. П. А. Мелодии каллиграфа. — Минск: 1993. 207 с.
  55. Типология изданий: научное издание /под ред. О. В. Сергеева. — М.: Книжная палата, 1990. 42 с.
  56. В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. — 238 с.
  57. У. История письма. М., 2002. — 324 с.
  58. И. История письма: перевод с немецкого / И. Фридрих- под ред., с предисл. и коммент. И. М. Дьяконова. 3-е изд. -М.: Изд-во ЛКИ, 2008. -426 с.
  59. Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела.— М.: 1982.284 с.
  60. Функции художественно-графического оформления учебников.— М., 1986.— 127 с.
  61. А.Б. Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. Кн. первая. М., «Наука». 1987. — С. 297−298.
  62. А. Сетка. Модульная система конструирования газет, журналов и книг.-М.: 1984.- 108 с.
  63. Художественное конструирование и оформление книги. / Е. Б. Адамов и др.-М.: 1971.-248 с.
  64. Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и ти-пографике. М.: 2009. — 228 с.
  65. Ю.Шандровская B.C. Культура и искусство Ближнего и Среднего Востока (IV тысячелетие до н.э. XVIII в. н.э. и Византии IV—XV вв.). Л.: Гос. Эрмитаж, 1960. -200 с. 1.ШицгалА. Г. Шрифт и орнамент.— М., 1954.— 92 с.
  66. Ф. И. Цвет в искусстве книги.— Киев, 1987.— 245 с.
  67. Абд алъ-Азиз Салем. Морская торговля в Персидском заливе в начале Ислама // Исследование истории Востока Аравийского полуострова. Катар, 1976. (¿-Ä--УI ja^з ^jJI gJaJl AJJ^I sjU^I)
  68. Абд Арахман алъ-Ани. Оман в первых исламских веках. Багдад: Шаркат аль-Матбуат, 2001. -193 с. (JjVI ?J ?l^)
  69. D. Абд-Ассаттар алъ-Халлюджи. Арабская рукопись. Саудовская Аравия — Джидца: библиотека Мисбах, 1989.
  70. D. Абд-Ассаттар алъ-Халлюджи. Очерк по истории книги и библиотек. Каир: Дар аттакафа, 1988. -113 с. (dib^Jlj
  71. D. Абд-Ассаттар Шохин. История Корана. (Египет) Катр: Нахдат Мисар Летибаа, 2006. -300 с. (6ии)
  72. Абдулъ-Азиз Салем. Морская тогрговля в Персидском заливе в начале Ислама // на конгрессе Исследование истории Востока Аравийского полуострова, Катар, 1976. цН ^ о)
  73. Абдуль Рахман аль-Ани. Оман в первых исламских веках. Шарикат аль-матбуат, 2001.-193 с. I ^ ¿-и^)
  74. Аддани, Абу Омар Осман бин Сайд (умер 444 по хеджри). аль-Мухким фи нукат аль-Масахиф. Каир: Дар аль-фикар аль-мисийя, 1997. -306 с. (
  75. Алем альмарифа. Серия книг. Кувейт: Ассиясса, 2003. -321 с. (."Ъ*^ ^
  76. Аль-Алъфи, (абу Салех). Арабская каллиграфия как пластическое искусство и его функции в других искусствах. (Египет) Каир: Дар Альмаараф, 1968. цИ о^ с1
  77. Ъ.Алъ-Афар Мохаммед Фахад. Развитие письменности и гравюры в Хиджа-зе. Саудовская Аравия — Джидда, 1984. -461 с. (^ ^^к!
  78. Алъ-Бахнаси Афиф. Понятие и формирование арабского национального искусства. Дамаск, 1965. с&^Ь
  79. Алъ-Бахнаси Афиф. История исламского искусства (аль-Фанн аль-Ислами). Дамаск: Дар Тлас, 1986. -608 с. (у^ХЛ! ¿-и^)
  80. Б. Аль-Баша Хасан. Изобразительное искусство в исламском Египте. — Каир: Дар Аннахда Альарабия", 1966. ^ ^Д^У! ¿-¿-И)
  81. Аль-Гапгашанди. Субх Аль-Апга. в 15 тт. (Ливан): Бейрут: Дар алькутаб альилмия, 2000. АсМ^ ^ ^-¿-аЬИ
  82. Алъ-Заркани, Мохамед бин Абедалъ-Баги (умер 1710 г.). Манахил алирфан фи алум алькуран. Бейрут: Дар аль-Фикар, 1996. (иЧ^ (-5^
  83. Алъ-Идриси. Аравийский полуостров (Назхат Альмуштак фи ахтэрак
  84. Альафак). Багдад: Алим аль- Кутаб, 1989. -1132 с. (^ ¿-^¿-ЛЯд
  85. Алъ-Истахри, Абу-Исхак Ибрагим ибн-Мухаммед. Пути и царства: научный трактак по географии (Аль-Масалик ва аль-Мамалик). Каир: Дар Аль-Калям, 1961. -214 с. (¿-Ш—^ ?1111)
  86. Аль-Масриф, Наджи зайн ад-Дин. Бадаи аль-Хатт аль-араби (Шедевр Арабская каллиграфия. История письма). — Багдад, 1878. -496 с.
  87. Аль-Масриф, Наджи зайн ад-Дин. Маусуа аль-Хатт аль-араби (Энциклопедия арабской каллиграфии). 4.1 и ч.2. Багдад: Дар аль-Хуррийя лит-табаа, 1984 -88 е.- -89с.
  88. Алъ-Якуби. История стран. (Ливан) Бейрут: Дар алькутаб альилмия, 2001. -224 с. ??Я9 В.Аттаалаби, абу Мансур Абделъмалик бин Мохаммед Аннаисабури. Тимар Алгалуб фи ал-мудаф ва ал-мансуб. (Ливан) Бейрут: Дар алькутаб альилмия, 2005. -712 с. (ц^г^Ь ^ ^)
  89. Б. Ашраф Махмуд Салех. Печать типографии и газет (Аттиба ва типография ассухаф). Каир: Алараби, 1984. -275 с. Ьа! J¿-¦J^J Яс. Ьк11)
  90. Бирнел, Аскеро. Справочник по обеспечению книгами. Юнеско, Маскат, 1997. -108 с. (ч^ ^^
  91. Блидин, Винсент. Дизайн книги и её производство. Каир, 1989. (перевод на араб. яз. Мохсен Шакер Абдель-альал, Махер Мохаммед), (^^
  92. Вулфенстон, Израиль. История семитских языков. Каир: Мактебат ан-Нафида, 2007. -294 с. ¿-АхШ ¿-^Ц)
  93. Вождан Али бин Наеф. Определение исламского искусства (Омейядов, аббасидов, андалузцев). (Иордания) Амман: Дар Альвашир, 1988. -247 с.(
  94. Б. Гасем Ассамерай. Арабская печать в Европе // История арабской печати до конца XIX века // симпозиум Центра культуры и культурного наследия Джумы Альмаджид, Дубай 22−23 октября 1995. (ОАЭ) Абудаби: Фонд культуры. С. 45−108. Я^Ш!)
  95. Джавад Али. История арабов до Ислама. Багдад: Иракская академия наук, 1957. -297 с. чо*-" ?^
  96. M.C. Исламское искусство. (Египет) Каир: Дар альмаариф, 1982. -434 с. u^UI)
  97. D. Жомаа Ибрагим. Исследование развития куфийских надписей на камнях в Египте в течение первых пяти столетий. Каир: Дар Альфикар Альара-би, 1969. iAs1 UJJ^I iJ J^VI ?Ib ijajSll?? J3S1 ya AjJjS)
  98. D. Заки, Мохаммед Хасан. Иранское искусство в эпоху Ислама. Каир: Дар Алькитаб аль Масрия (Египетский дом книги), 1946. (^ Ajjlj^l
  99. Зайн-Аддин Наджи. Атлас Арабской каллиграфии. Багдад, 1968. (^jxJlJbiJl)
  100. Ибин Абд-Раббихи, Абу-Омар Ахмед. Китаб аль-Икд аль-Фарид (Редкое ожерелье, антология). Каир, 1940−1953. т. 1.-411 е.- т. 2. -587 е.- т. 3. -507 е.- т. 4. -532 е.- т. 5. -522 е.- т. 6. -478 е.- т. 7. -296 с. (??JA ?SJI)
  101. Ибн Батута, Мохаммед ибин Абдулла алъ-Лювати. Путешествие ибн Бат-тута (Тухват ан-нуззар фи гараиб Альамсар ва аджаиб Альасфар). (Египет) Каир: Альистакама, 1967. (jli^S/l ч^Цл.^ I J)
  102. Ибн Халдун, Абд ар-Рахман бин Мохаммед (умер 808 по хеджри). Введение (Мукаддима ибн Хальдун). 2 часть, (составитель-редактор D. Али абдель-ваахид уафи). Каир: Дар нахдат миссар, 2006. -912 с. (uj-^
  103. Исламские искусства // Материалы Всемирного форума, Стамбул, 1983. -Дамаск: Дар Альфикр, 1989. -165 с. ¿-¿-йМ)
  104. D. Исмаип Раджи алъ-Фаруги, D. Луис Лимъя алъ-Фаруги. Атлас Исламской цивилизации. (Саудовская Аравия) Аррияд: Библиотека Альобейкан, 1998. -656 С. ЪjL^Ü-I (jalla!)
  105. Книги серии «Оман». Маскат: Оманское Министерство информации, 2007−2008. -268 с. (.Ья- (u^)
  106. Конель, Эрнст. Исламское искусство. Бейрут: Дар Садер, 1966. (перевод на араб. яз. D. Ахмед Мусса). -414 с. (^^uyi й^О
  107. Лекции о современном Оманском обществе. Маскат: Университет султана Кабуса, факультет гуманитарных и социальных наук, 2005. -96 с. г-|1т (^LAXII ^oj-^
  108. D. Мансур бин Салама и D. Ибрахгш алъ-Харти. Руководство по созданию школьной книги и её специфика. (Саудовская Аравия) Аррияд: Арабское бюро по образованию для государств Персидского залива, 2005. -388 с. (^
  109. Марзук, Мухаммед Абделъ Азиз. История мусульманского искусства и его особенности. Багдад: Матбаат Асад, 1965. -224 с. ('U^ul^Lj a^jU ?ui)
  110. Марзук, Мухаммед Абдель Азиз. Аль-Фунун аз-зухрафийя аль-исламийя фи-ль-асер аль-Османи (Искусство исламских орнаментов в Османскую эпоху). — Каир: аль-Хийя аль-Мисрия аль-ама ли-ль-ЬСитаб, 1974. -249 с. (ujiall (^LoItJI —-Ч
  111. , Ж. Мусульманское искусство. Дамаск, 1968. (^^ЛИ c?)
  112. JUKI
  113. D. Махди Мухакик. История арабской печати в Иране // симпозиум Центра культуры и культурного наследия Джумы Альмаджид, Дубай 22−23 октября 1995. (ОАЭ) Абудаби: Фонд культуры, 1995. С. 231−241. (¿-jр иЫ ^ ц^)
  114. Мехьяддин Талю. Периодизация и систематизация арабского орнамента // Орнаментальное искусство. Дамаск, 1982. (Ьо-iajj as
  115. Мохалшед Ибрагим алъ-Шейбани. Чтобы понять принципы наследия. -Кувейт: Дар Альхидая, 1983. -176 с. (?jIjjII ^
  116. Мохалшед Курд Али. Xymam Ашшам. Дамаск: Мактаба муасаса ан-Нури, 1983.-950 с. (pLSM-U-i)
  117. D. Мохалшед Махер Хамада. Введение в историю книги и библиотеки. -Бейрут: Дар Альбашир, 1996. -266 с. (cjIa&JIj ч1 ??jIj ^ ^jL")
  118. Мохажмед, Саад Max up. Китаб аль-Фунун аль-Исламийя (Книга об ислам- -ских искусствах). — Каир: Аль-Хейа аль-Мисрийя аль-Эмма ли-ль-Китаб, 1986. 495 с. (Ъ-ГЛ-У1 ujull
  119. D. Наджия Мохаммед аль-Хариджи. Экономическая история, социальное -и культурное развитие исламского Султаната Занзибара в Восточной Африке 1806−1947. Маскат, 1993. -250 с. (jb^j ЯЛ^ ^UVtflj ?jjti! 1947 18061^^)
  120. Оман в истории // Оманское Министерство информации. Маскат: Альда-хабия, 1995. -560 с. (?aJUM ^ ?W)
  121. Оман и её морская история // Оманское Министерство информации. -Маскат: Аннахда, 2002. u^)
  122. Омру Камалъ алъ-Каддуси. Арабская каллиграфия. Маскат: Оманский институт обучения каллиграфии и подготовки управленческих кадров, Аль-нахда, 1997. — 154 с.
  123. Путеводитель по крепости-музею Сохар. (Оман) Маскат: Альаламия, Министерства наследия и культуры, 1996. -32 с. (J^^ ^ t К’к ?JAS)
  124. Раджаб Мохаммед абд алъ-Халим. Оманская торговля, навигация и распространение Ислама. (Оман) Маскат, 1989. -160 с. (ajW^j A^bUilj ?j-uU^I1. J&?J)
  125. Ресслер, Джек С. Арабская цивилизация. — (перевод на араб. яз. Гнейме Абдун). издана в Каире, (^и1 SjbJaaJI)
  126. Розенталъ, Франц. Мир книг. мир без конца, традиционный взгляд Ислама // серия: Алем альмарифа. Кувейт: Альсияса, 2003. С. 33−48. (перевод на араб. яз. Абд ас-Саттар аль-Халюджи). (:Ь ^Lc.ile. AjoJAIJI)
  127. D. Сайд абд алъ-Фаттах Ашур, D. Aead Мохаммед Халифат. Оман и исламская цивилизация. Маскат: Университет султана Кабуса, факультет гуманитарных и социальных наук, 2004. -246 с. (Aj-iuyi SjLjaaJlj сР^)
  128. Салех Ахмед Агашами. Исламское искусство. Дамаск: Дар Алькалам, 1990. -414 с. plj3″ u^O
  129. Салех, Заки. Аль-Хатт аль-араби (Исследование видов арабской каллиграфии). Каир: аль-Хейа аль-Мисрийя аль-Эмма ли-ль-1Ситаб, 1983. — 183 с. (^jJliiJI)
  130. Самир Ассаек. Исламское искусство: первое издание Бейрут: Дар Альмарифа, 1988 Г. — 416 С. (AJUaJI Aj^Uaa-j AiuJa AjLAj Selja? all)
  131. Сейд Ибрагилг. Арабский шрифт, его происхождение и эволюция. (Египет) Каир: Дар аль-Маараф аль-Масрия, 1968. (® jj^j aL^I ^ j*1I J=oJ|)
  132. Сейф ад-Дин алъ-Катиб и др. Атлас по истории арабов и мира. -Бейрут: Дар ашшарк аль-Араби, 2005. -128 с. mj*11 ?aj^ о1)
  133. Сейф ад-Дин алъ-Катиб и др. Атлас современной истории. Бейрут: Дар ашшарк аль-Араби, 2006. -160 с. (?y-iaJI ?jJjiI о*1LI)
  134. Сумун Хамси. Арабские манускрипты // ж. Арабский учитель, № 4. Дамаск, 1985. 1
  135. Taxa Аррави. Набатийцы: их происхождение и государство // ж. Новый ориентир, девятый выпуск, часть 2-я. Багдад, 1945. (f^j^j ^^ -М^)
  136. Учебная программа планирования и развития. Маскат: Министерство образования Омана, третье издание 1992−1993. -290 с. (^jjj^j ^aU^I
  137. D. Фаузи Рашид. Перевод Шумерских королевских текстов. — Маскат, 1985. (^o-j^i 4j←ui cjbiosi!
  138. Хабиб алъ-Лах Фадаили. Атлас исламских шрифтов. (Сирия) Дамаск: Дар Тлас, 1993. -575 с. о*^)
  139. Халиб Муас. Орнамент в арабо-мусульманском искусстве // ж. Эль-Муалем Эль-Араби № 1. Дамаск, 1981. (W^V1 ^J*^ ù--Я1 ?J* ^ъ1)
  140. D. Хасан, Заки Мухаммед. Атлас исламского изобразительно-декоративного искусства. Каирский Университет, 1956. (^?j^jM uj^Ioe^JLIlVI JJjLusoilj)
  141. D. Хасан, Заки Мухаммед. Исламское искусство в Египте со времени завоевания арабов до конца эпохи Аттулюни. Каир: аль-Хийя аль-Мисрия аль-ама ли-ль-Китаб, 1994. -133 с.(SaV ^ ^^ t>: ^ cs^^V1 C?^yjjljU I)
  142. Юсуф Ахмед. Арабская каллиграфия и её методы в интересах общественной жизни. (Египет) Каир: Дар Альмаараф, 1968. (^ -ut-i^l ?j^j c^j^l1. AjajJl oLp-11)
  143. D. Яхъя Вахиб алъ-Джабури. Каллиграфия и письменность в арабской цивилизации. Бейрут: Дар Альгарб Альислями, 1994. -378 с. ((? Ajt&ilj JaiJIjjjxII SjLuiaaJl)
  144. Stolnitz, Jerome. Aesthetics and philosophy of Art Criticism. Houghton Miffin Co. Boston, 1960. (перевод на араб. яз. D. ФуадЗакария). -784 с.
  145. Ettinghausen, Richard. La penture Arabe. Geneve: Skira, 1962. -208 с.
  146. Prisse d’Avenues. Arabie Art L’Aveturine, Paris, 2001. -236 c.
  147. Ettinghausen, Richard. Islamic Art and Architecture 650−1250. Yale University Press. 2003.-360 c.
  148. Sheila S. Blair, Jonathan M. Bloom. The Art and Architecture of Islam, 12 501 800 (The Yale University Press Pelican Histor). Yale University Press, 1996. 368 c.
  149. Dominique Clevenot. Splendors of Islam: Architecture, Decoration and Design.- Vendome Press. 224 c.
  150. Oleg GrabarLThe Mediation of Ornament. Bollingen. 1995. — 309 c.
  151. Markus Hattstein. Islam: Art & Architecture. H.F.Ullmann, 2008.- 624 c.
  152. Sheila R. Canby. Islamic Art in Detail. Harvard University Press, 2006.-144 c.
  153. Wijdan Ali. The Arab Contribution to Islamic Art: From the Seventh to the Fifteenth Centuries. The American University in Cairo Press. — 1999. -176 c.
  154. Titus Burckhardt. Axt of Islam, Language and Meaning: Commemorative Edition. World Wisdom- Cmv edition, 2009. 248 c.
  155. Professor Oleg Grabar. The Formation of Islamic Art: Revised and Enlarged Edition. Yale University Press, Rev Enl edition, 1987. 232 c.
  156. Daud Sutton. Islamic Design: A Genius for Geometry (Wooden Books). Walker & Company, 2007. 64 c.
  157. Barbara Br end. Islamic Art. Harvard University Press, 1992. 240 c.
  158. Farshid Moussavi, Michael Kubo. The Function of Ornament. Actar, 2006. -192 c.
  159. Prisse dAvennes. Arabic Art in Color (Dover Pictorial Archive Series). Dover Publications, 1978. 46 c.
  160. Jonathan Bloom, Sheila S. Blair. Islamic Arts (Art & Ideas). Phaidon Press, 1997.-448 c.
  161. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Место Омана в мире арабо-мусульманской истории и культуры
  162. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Место Омана в мире арабо-мусульманской истории и культуры
  163. Арабская надпись доисламского периода «Хауран». Сирия. 568 г. 7. Копия письма пророка Мохаммеда королям Омана династии аль-Джулянди. Воспр. из кн. «Оман в истории» 1995 г. Изд-во Министерства информации Омана.
  164. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  165. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  166. Образец рукописного шрифта из Корана. Период правления третьего Халифа Османа. 648 г. Музей г. Бухара. Воспр. из кн. «Атлас Исламской цивилизации». 1998. Изд-во «Дар таллас». Сирия.
  167. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  168. Пример’старого почерка «иасх». Фрагмент налогового письма на папирусе. 709 г. Воспр. из кн. «Каллиграфия и письменность арабской цивилизации». 1994. Сирия. Бейрут.
  169. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  170. Рукописный шрифт «сульс» повседневный.
  171. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  172. Рукописный шрифт «насх», обычный и декоративный.
  173. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  174. Рукописный почерк «фарси», обычный и декоративный.
  175. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  176. Образец современного декоративного магрибского почерка (шрифт).
  177. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  178. Правила написания букв алфавита относительно размеров буквы «алеф». Фрагмент рукописной книги «Письмо в науке каллиграфии». Авт. каллиграф Абу-Али ибн Мукла (886 940 гг.). Воспр. из кн. «Исламское искусство». Изд-во «Дар Альмарифа». Бейрут. 1988.
  179. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  180. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  181. Шрифт «Сульс» декоративный с использованием знаков ударения («фатх», «касра», «зумма», «сукун» и т. д.). Изобретен оманским ученым-писателем аль-Халили бин Ахмед аль-Фарахиди. VIII в.
  182. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности ихудожественные константы арабского рукописного шрифта
  183. Образцы декоративных почерков «сульс» и «куфи» (зеркальный) с использованием знаков ударения («фатх», «касра», «зумма», «сукун» и т. д.). Изобретен оманским ученым-писателем аль-Халили бин Ахмед аль-Фарахиди. VIII в.
  184. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  185. Декоративный почерк «зеркальный» с использованием шрифтов «сульс» и «куфи».
  186. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  187. Декоративный почерк «Зеркальный» с использованием шрифтов «сульс» и «куфи».
  188. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  189. Образцы декоративного почерка «цветущий куфи».
  190. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Орнаментальный декор основа предметного творчества в арабской культуре
  191. Шрифт «куфи» переплетёный на декоративном фоне. 25. Шрифт «куфи» переплетёный (цветущий на декоративном фоне). XI в. 26. Шрифт «куфи» переплетёный.
  192. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Орнаментальный декор основа предметного творчества в арабской культуре
  193. Шрифт «куфи» переплетёный (цветущий).
  194. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  195. Шрифт «куфи» декоративный (геометрический). XI в.
  196. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  197. Шрифты «дивани рука» и «дивани джули» (обычный и декоративный). XIV в.
  198. Традиции книжного искусства Омана в контексте развития арабо-мусульманской культуры. Графические особенности и художественные константы арабского рукописного шрифта
  199. Фрагмент с применением почерка «восточный куфи». XI в. Коллекция принца Садараддина Агахана. Хранится в Женеве (Швейцария). Воспр. изкн. «Атлас Исламской цивилизации». 1998. Изд-во «Дар таллас». Сирия.
Заполнить форму текущей работой