Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Способы реализации дидактических принципов при компьютерном обучении в условиях общеобразовательных школ Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результатами констатирующего эксперимента был установлен низкий уровень компьютерных знаний, умений и навыков учеников, которые в совокупности охарактеризовали низкий уровень их компьютерной грамотности. Одна из ключевых причин этого оказалось как раз низкая профессионально-педагогическая квалификация учителей информатики. По каждому отдельному принципу мы выявили конкретные недостатки и пробелы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Пути и способы соблюдения правил и требований дидактических принципов при компьютерном обучении

1.1 Способы соблюдения правилам и требованиям принципов научности, наглядности, систематичности и последовательности, сознательности и активности учащихся при при преподавании основ информатики и вычислительной техники.

1.2. Способы соблюдения правилам и требованиям принципов связи обучения с жизнью, доступности, прочности, создания надлежащих условий для всестороннего развития учеников в процессе преподавания основы информатики и вычислительной техники.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимальной реализации дидактических принципов в процессе компьютерного обучения.

2.1. Дидактическая характеристика уровней, контрольные задания, экспериментальные меры и сопоставительный анализ полученных результатов по реализации принципов научности, творческой активности, систематичности и последовательности, сознательности учащихся и доступности при преподавании основ информатики и вычислительной техники.

2.2. Дидактическая характеристика уровней, контрольные задания, экспериментальные меры и сопоставительный анализ полученных результатов по реализации принципов наглядности, прочности, связи компьютерного обучения с жизнью, создания нормирующих условий для компьютерного обучения, создания групповых и индивидуальных занятий при преподавании основ информатики и вычислительной техники.

Выводы по второй главе.

Способы реализации дидактических принципов при компьютерном обучении в условиях общеобразовательных школ Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ускорение научно-технического прогресса и достижения экономической независимости в определённой мере зависят от проникновения новейшей компьютерной технологии во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Это, в свою очередь, предполагает подготовку высококвалифицированных кадров управляющих производством, оснащённым современной компьютерной технологией. В связи с этим возникает острая необходимость в создании надлежащих условий для обеспечения массовой компьютерной грамотности, исходный фундамент которой закладывается в общеобразовательной школе. Реализация целей и задач компьютерного обучения в общеобразовательной школе зависит от профессионально-педагогического мастерства учителя информатики, который является центральной, ключевой фигурой и проводником идей компьютеризации педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы. Вместе с тем достижение целей компьютеризации педагогической деятельности объективно зависит от создания компьютерных классов, оснащённых современной электронно-вычислительной техникой. Внедрение компьютерной техники в педагогическую деятельность не только открывает перед учителем новые возможности, но и требует от него специальной методической подготовки. Качество компьютерной грамотности учеников зависит от соблюдения учителем правил и требований дидактических принципов.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем Послании Маджлиси Оли Таджикистана «Ответственность за будущее нации», подчеркивая глобальные изменения, происходящие в социально-экономической системе, особо отметил: «Когда мы говорим о воспитании подрастающего поколения, не следует забывать о том, что они должны обучаться в школах, оснащенных современным оборудованием, в том числе компьютерами, укомплектованных знающими свой предмет преподавателями, имеющих также учебники, которые бы отвечали условиям независимости и нашей национальной специфике».

Проблемы компьютеризации сферы образования изучались и анализировались в трудах Б. С Гершунского, В. А. Новикова, Е. И. Мащбица, М. В. Монахова, А. Я. Савельева, O.K. Тихомирова.

Вопросы подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях компьютеризации различных сфер жизнедеятельности человека нашли отражение в работах В. Г. Афанасьева, А. Борка, Е. П. Велихова, М.Г.Гаизе-Ропопорт, В. А. Звягинцева, Н. И. Моисеева, А. И. Ракитова, Г. А. Смоляна и др.

Методике использования компьютерной технологии посвящены исследования В. В. Александрова, В. Н. Арсентьева, А. Г. Бачило, И. А. Ткаченко, А. П. Журавлёва, Т. В. Габай, И. А. Катышева, Ю. И. Лобанова, Т. И. Кравчука, В. А. Новикова, А. Д. Селиванова, B.C. Токарева.

Различным аспектам подготовки и переподготовки педагогических кадров посвящены публикации: Ю. К. Бабанского и И. Я. Лернераметодологические и общетеоретические вопросыО.А. Абдуллина и М. А. Кудайкулова — формирование общепедагогических уменийН.В. Кузьминапсихологическая структура деятельности учителя и формирование его личностиВ.А. Сластёнина — педагогическая деятельность и формирование личности учителяС.В.Елканова, Ю. Н. Куляткина, С. Т. Харчикформирование профессионально-ценностных ориентацииГ.Н. Александрова, Б. П. Беспалько, Б. С. Гершунского — использование в процессе обучения новых технологийИ.Я. Зязюна и др. — формирование педагогического мастерстваВ.А. Кан-калик и А. В Мудрикпрофессионально-педагогическое общениеА.А. Жолдасбековаформирование профессионально-компьютерных умений.

Содержательная характеристика дидактических принципов нашла отражение в исследованиях Ю. Н. Бабанского, С. П. Баранова, И. Я. Шиянова, Ч. Куписевича, Л. Клинберга, И. Ф. Харламова, И. П. Подласого и др.

Проблемы современной дидактики исследуется и в трудах таджикских учёных М. Лутфуллоева, Ф. Шарипова, X. Буйдокова, Авзалова Х. С., Зубайдова У., Б. Р. Кодирова, Н. Х. Сангинова, И. Пулатова и др. Среди названных работ необходимо особо отметить попытки таджикских ученых в поисках путей подготовки учителя к компьютеризации учебно-воспитательного процесса и использованию новых информационных технологий обучения (М.Муллоджанов, К. Тухлиев, Ш. Шодмонова, Ф. С Комилов, А. Р. Додихудоев, Н. Н. Мехмонов, Абдулла Халафалла и другие). Анализ литературы, однако, показал, что одной из наименее разработанных остается проблема подготовки учителя к компьютеризации учебно-воспитательного процесса, как объекта деятельности. В зарубежной и таджикской науке недостаточно разработанной остается проблема формирования личностных качеств учителя средствами компьютерной техники, а также малоисследованной является зависимость уровня компьютерной подготовки учителя и результатов его деятельности.

Методика преподавания курса «Информационная технология» по сравнению с методикой преподавания других учебных предметов не имеет многовековую историю, то же самое можно сказать и о связи педагогики с методикой преподавания данного учебного предмета, хотя накоплен большой объём материала методического характера.

На первоначальном этапе внедрения курса «Информационная технология» в вузах и общеобразовательных школах Республики Таджикистан использовались преимущественно таджикский вариант учебных планов, программ и учебников, выпущенных в Российской Федерации. В настоящее время набирает обороты выпуск учебных планов, программ и учебников на таджикском языке, авторами которых являются известные учёные и методисты Республики Таджикистан. Это соответствует учёту специфических национальных особенностей вузов и школ Республики Таджикистан, а также специфике его образовательной системы в целом.

В написании учебников по данному курсу для вузов и школ Республики Таджикистан достойный вклад внесли Шокиров Ф, Ф. С. Комилов, А. Р. Додихудоев, Н. Н. Мехмонов, М. Муллоджонов, К. Тухлиев, Ш. Шодмонов, Олимов И. и др.

Анализ работ вышеперечисленных авторов и анализ состояния компьютерного обучения свидетельствует о том, что остались нераскрытыми содержательная характеристика дидактических принципов относительно компьютерного обучения, передового педагогического опыта по различным учебным предметам показывает, что без учёта, соблюдения и реализации правил и требований дидактических принципов немыслимо достичь прогнозируемых результатов. В правилах и требованиях находят своё воплощение и выражение те или иные дидактические законы и закономерности. Педагогические законы и закономерности как структурные компоненты педагогической теории практически реализуются через конкретные правила и требования.

С целью устранения выявившегося пробела на основе анализа, специальной литературы, результатов опроса учителей информатики и анализы учебников общеобразовательных школ нами рассмотрена содержательная характеристика дидактических принципов. Именно соблюдение правил и требований дидактических принципов выступает как один из главных условий успешной организации процесса обучения, в том числе процесса компьютерного обучения.

Таким образом, проведённый нами научно-педагогический анализ литературы и исследование практики реализации дидактических принципов в процессе компьютерного обучения обусловили выбор темы исследования, отвечающей необходимости преодоления объективного противоречия между стремительной и интенсивной компьютеризацией учебного процесса, с одной стороны, а с другой, неразработанностью научно обоснованной методики реализации дидактических принципов в процессе компьютерного обучения.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке способов реализации дидактических принципов в процессе преподавания курса «Информационная технология», в частности, и компьютерного обучения в целом.

Объектом исследования выступает процесс реализации учителями основ информатики дидактических принципов в процессе компьютерного обучения.

Предметом исследования являются пути и способы реализации учителями основ информатики дидактических принципов в процессе преподавания курса «Информационная технология» в общеобразовательной школе, который является исходным этапом компьютерного обучения.

Рабочая гипотеза включает предположение о том, что знания, умения и навыки по реализации дидактических принципов будут отвечать, тенденциям интенсивного применения компьютерной технологии во всех сферах человеческой жизнедеятельности и для учителей информатики будет осуществляться успешно, в соответствии с перспективами компьютеризации педагогической деятельности, если.

— знания, умения и навыки в отношении дидактических принципов будут реализованы с учётом специфики компьютерного обучения в целом;

— будет разрабатываться специальное содержание профессиональной подготовки педагогов, ориентированное на реализацию дидактических принципов учителями информатики;

— материально-техническая база для осуществления компьютерного обучения будет соответствовать нормативным требованиям, т. е. оборудование компьютерных классов компьютерной технологией будет осуществлено в соответствии с компьютеризацией педагогической деятельности;

— будет уделено должное внимание постоянному повышению квалификации и самообразованию учителей информатики по реализации дидактических принципов при компьютерном обучении.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой, в процессе исследования решались следующие задачи:

— рассмотреть особенности реализации дидактических принципов учителями информатики, в соответствии со спецификой учебного предмета «Информационная технология», в частности, и компьютерного обучения в целом;

— проанализировать конкретный материал по рассматриваемому учебному курсу на предмет реализации правил и требований каждого отдельного дидактического принципа;

— выявить конкретные уровни реализации дидактических принципов для объективной оценки деятельности учителя информатики в этом отношении;

— осуществить опытно-экспериментальную проверку правомерности сформулированных теоретических положений для определения оптимальных путей и способов реализации дидактических принципов при компьютерном обучении.

Ведущей идеей исследования выступает то утверждение, что проникновение информационной технологии во все сферы человеческой жизнедеятельности предполагает компьютеризацию педагогической деятельности, первопроходцами которой в общеобразовательных школах являются учителя информатики, которые должны проводить занятия по информационной технологии на достаточно высоком психолого-педагогическом уровне, с учётом правил и требований дидактических принципов.

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психолого-педагогической науки о единстве сознания и деятельности, знаний и умений и её ведущей роли в процессе формирования компьютерной грамотности.

Теоретическую основу исследования составляют положения, сформулированные в трудах учёных-педагогов и психологов.

При разработке основных положений мы исходили из профессионально-деятельностного (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, А.Ш.Щербаков) и прогностического (B.C. Гершунский) подходов к формированию личности специалиста общедидактической теории обучения (Н.Н. Бабанский, В. А. Сластёнин, И.П. Подласый).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение за деятельностью учеников и учителей при компьютерном обучении, изучение и обобщение опыта работы учителей информатики, формализация, моделирование, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2003;2004 гг.) в процессе изучения и теоретического анализа психолого-педагогической литературы, а также литературы по компьютерной технологии и на основе комплексно-функционального подхода определялось содержание дидактических принципов относительно компьютерного обучениябыл определён комплекс методов исследования деятельности учителей информатики и учеников в процессе компьютерного обучения в плане реализации дидактических принциповбыли выявлены отличительные признаки передового педагогического опыта по реализации дидактических принципов при компьютерном обучениибыли идентифицированы специфические ошибки, недостатки и пробелы учителей информатики по реализации дидактических принциповсформулирована рабочая гипотеза предлагаемого исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) выявлены условия успешной реализации дидактических принципов при компьютерном обученииопределены причины возникновения типичных ошибок и недостатков при реализации дидактических принципов. В ходе компьютерного обучения, выбраны контрольные задания и вопросы по реализации дидактических принципов при компьютерном обученииопределены меры по устранению и ликвидации типичных ошибок и недостатковобоснована правомерность применения трёхуровневой оценки деятельности учителей информатики по реализации дидактических принциповпроведены констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) был осуществлён сопоставительный анализ констатирующего и формирующего педагогического эксперимента, проверка отдельных выводов, заключений, разработаны методические рекомендации по оптимальной реализации дидактических принципов.

База исследования — Согдийский областной институт повышения квалификации, Худжандский государственный университет им. Б. Гафурова, общеобразовательные школы № 2, № 12, № 22 г. Худжанда, № 1, № 15, № 31 Бободжан Гафуровского района.

В ходе исследования проведено анкетирование и интервьюирование 58 учителей информатики и 166 учениковконстатирующим и формирующим экспериментом были охвачены 17 учителей и 354 ученикав опытно-экспериментальной работе приняли участие также 12 преподавателей ХГУ им. Б.Гафурова.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём тенденция интенсивной компьютеризации всех сфер жизни общество рассматривается с позиции единства системы «производство-наука-образование», в которой учитель информатики играет ведущую роль в повышении уровня готовности ученика к общению с компьютером, что достигается за счёт соблюдения правил и требований дидактических принципов как на теоретических, так и на практических занятиях по компьютерному обучению, выявлены пути и способы оптимальной подготовки и переподготовки учителей информатики с учётом целенаправленной реализации дидактических принципов при компьютерном обучениис позиций целостного подхода установлена связь дидактических принципов с целями, задачами, методами, формами организации компьютерного обученияс точки зрения комплексного подхода определена взаимосвязь реализации всех дидактических принципов на материале преподавания курса «Информационная технология» в общеобразовательных школахраскрыты дидактические условия успешной реализации принципов компьютерного обучения, что позволило значительно улучшить качество подготовки выпускников общеобразовательных школ к общению с компьютером, который будет играть немаловажную роль в их будущей жизни, в целом, и в их профессиональной деятельности, в частности.

Теоретическая значимость исследования.

В результате проведённого исследования расширено и углублено представление о дидактических принципах применительно к новому учебному предмету «Информационная технология», в частности, и компьютерного обучения, в целом, а также об общественной и личностной значимости компьютерного обученияобоснованны теоретические положения об уровнях реализации дидактических принципов, что способствуют объективной оценке деятельности учителей информатики по каждому отдельному принципуразработаны теоретические основы фиксации и ликвидации ошибок по реализации дидактических принципов, что позволяют поднять на качественно новый уровень общение учеников с компьютером.

Практическая значимость исследования определяется его научно-практической ориентированностьюсформулированные в диссертации теоретические положения, т. е. представления о путях и способах оптимальной реализации дидактических принципов при компьютерном обучении, об условиях формирования знаний и умений реализации дидактических принципов, раскрывают зависимость формирования знаний и умений по реализации дидактических принципов. От успешной организации подготовки, повышения квалификации и самообразовании учителей информатики, дают выход на практические рекомендации по соблюдению правил и требований дидактических принципов, будучи апробированных в опытно-экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Содержательная характеристика каждого отдельного дидактического принципа, отражающего специфику компьютерного обучения, подлежащего учёту при подготовке и переподготовке учителей информатики.

2. Пути и способы оптимальной реализации дидактических принципов при компьютерном обучении, способствующие интенсификации подготовки учеников к общению с компьютером.

3. Методика фиксации и ликвидации дидактических и методических ошибок при соблюдении правил и требований дидактических принципов при компьютерном обучении посредством применения соответствующих дидактических и методических мер.

4. Разработанная дидактическая система реализации дидактических принципов при компьютерном обучении, предполагающая: определение целей и направлений включения специального содержания по дидактическим принципам в компьютерную подготовку и общую профессионально-педагогическую подготовку и переподготовку учителей информатикивыявление специфики контроля и оценки деятельности учителей информатики по реализации дидактических принциповопора па всё многообразие форм активизации деятельности учителей информатики по реализации дидактических принципов с включением специальных методических мер.

Апробация и внедрение результатов исследования. С материалами исследования автор выступила на городских и областных педагогических чтениях учителей Согдийской области, на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета им. Б. Гафурова, Худжандского отделения института экономики Таджикистана (2004;2006 гг.).

Результаты исследования изложены в 6 публикациях, которые стали достоянием широкой педагогической общественности.

Выводы по второй главе.

Анализ опыта преподавания курса «Информационная технология» показал наличие определённых методических недостатков, пробелов и погрешностей в профессионально-педагогической квалификации учителей информатики, в частности, это проявилось в соблюдении идей, положений, правил, требований дидактических принципов. Констатирующим экспериментом было установлено, что степень готовности учителей к реализации дидактических принципов по компьютерному обучению находится ниже среднего уровня, что свидетельствует о низкой профессионально-педагогической квалификации учителей по исследуемому показателю.

Результатами констатирующего эксперимента был установлен низкий уровень компьютерных знаний, умений и навыков учеников, которые в совокупности охарактеризовали низкий уровень их компьютерной грамотности. Одна из ключевых причин этого оказалось как раз низкая профессионально-педагогическая квалификация учителей информатики. По каждому отдельному принципу мы выявили конкретные недостатки и пробелы, ошибки и промахи учителей. Всё это было получено на основе анализа ответов и заданий по исследуемой проблеме, которые мы ставили перед учителями и учениками, а также анализом учебно-познавательной деятельности учеников и выполнения преподавательской функции учителями в ходе компьютерного обучения. Все эти методические упущения мы проанализировали с точки зрения теории дидактических принципов и особенностей компьютерного обучения. Выяснили упущения учителей и учеников по передаче и усвоению теоретических знаний и по формированию практических компьютерных умений и в соответствии со всем этим уже в ходе формирующего эксперимента внедрили соответствующие методические корректировки, дали методические установки в ходе специальных методических семинаров, внедрили новые способы и приёмы активизации и реализации дидактических принципов в ходе компьютерного обучения, что дало, в конечном счёте, положительные результаты.

Апробация методики показала, что формирование готовности учителя к реализации дидактических принципов способствует как активизации преподавательской деятельности учителя, так и активизации учебно-познавательной деятельности учеников в ходе компьютерного обучения.

Разработанная шкала оценки уровня готовности учителя к реализации дидактических принципов объективно характеризует уровень сформированное&tradeзнаний, умений и навыков учителя по реализации дидактических принципов.

Эффективность разработанной методики доказывает факт изменений, которые выявлены в ходе экспериментауменьшилось количество учителей с низким уровнем готовности к реализации дидактических принципов, существенно увеличилось количество учителей с высоким уровнем готовности.

Результаты формирующего эксперимента полностью доказали устойчивость предложенной методики корректировки методических ошибок и недостатков по реализации дидактических принципов при компьютерном обучении.

Выявлена связь между готовностью учителя к реализации дидактических принципов и уровней компьютерной грамотности выпускников общеобразовательных школ: чем выше уровень готовности учителя по данному показателю, тем выше уровень компьютерной грамотности школьников.

Заключение

.

Бурное развитие экономики, промышленности, сельского хозяйства и всех других сфер жизнедеятельности общества, материальное и духовное благосостояние стали зависеть от внедрении информационной технологии.

Поэтому в любом цивилизованном государстве развитие информационной технологии является приоритетным направлением. В этом отношении суверенный Таджикистан не является исключением. Для успешной реализации целей и задач информационной технологии необходимо уделять особое внимание программе внедрения информационной технологии в сферах производства, науки и образования. Осуществление вышеуказанной цели невозможно без соответствующей материально-технической базы.

Отсюда наиважнейшая задача переоборудования производства современной компьютерной технологией. Реализацию научных проектов нынче также стало невозможным осуществить без ЭВМ. В сфере образования также ЭВМ становится одним из оптимальных средств обучения. Именно из-за универсального характера ЭВМ насущной потребностью стало приобретение компьютерной грамотности, которая по праву называется второй грамотностью. Поэтому подготовка кадров, профессиональная ориентация стали наитеснейшим образом связаны с овладением азбукой компьютерной грамотности.

Исходный фундамент компьютерной грамотности в условиях системы образования Республики Таджикистан закладывается в общеобразовательной школе, в процессе преподавания курса «Информационная технология». Вот почему так важно обратить особое внимание на преподавание данного курса. Со стороны правительства Республики Таджикистан и Министерства образования предпринимаются конкретные меры по улучшению качества преподавания данного учебного предмета. Эта забота выражается, прежде всего, в обеспечении школ компьютерной техникой, созданием компьютерных классов, выпуском учебников по данному курсу на таджикском языке, подготовкой и переподготовкой учительских кадров для преподавания, данного учебного предмета.

Поэтому очень важно кардинальное улучшение качества преподавания данного учебного предмета. Анализ психолого-педагогической специальной литературы по ЭВМ, с одной стороны, и анализ передового опыта преподавания данного учебного предмета с другой стороны подсказывает, что одним из ключевых способов достижения вышеназванной цели является соблюдение правил и требований дидактических принципов. К сожалению, анализ литературы показал, что до настоящего времени не разработаны теоретические основы соблюдения правил и требований дидактических принципов применительно к компьютерному обучению. Особую значимость приобретают соотнесённость и преемственность учебных планов, программ, учебников и других методических пособий по курсу «Информационная технология». Учёт взаимосвязи и взаимообусловленности дидактических принципов является гарантией успешной организации компьютерного обучения. Так же необходимо учёт соотнесённости дидактических принципов с целями и задачами, методами и формами организации компьютерного обучения.

Анализ опыта преподавания рассматриваемого учебного предмета показывает, что далеко не все учителя информатики в общеобразовательных школах имеют соответствующую педагогико-методическую подготовку по осуществлению требований и правил дидактических принципов. Поскольку далеко не все они имеют педагогическое образование.

Этот важный учебный предмет из-за нехватки педагогических кадров в некоторых случаях преподают лица, окончившие краткосрочные курсы компьютерной грамотности. Следовательно, необходимо внести кардинальные изменения в область подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для преподавания, рассматриваемого учебного предмета.

Также следует более целесообразно организовать и переподготовку учителей информатики, обращая пристальное внимание на их педагогическую и методическую подготовку.

Методические мероприятия должны быть направлены на усиление и повышение педагогической квалификации, а также на планомерную организацию самообразования учителей информатики. Одной из наиболее важных проблем в данном направлении является формирование у учителей знаний, умений и навыков соблюдений правил и требований дидактических принципов при организации компьютерного обучения.

При этом каждый принцип, имея свои особенности, свои особые формы выражения в виде правил и требований, также имеет общие черты, связывающие его с другими дидактическими принципами.

Осуществление правил и требований принципа научности при компьютерном обучении предполагает соблюдение правил и требований, которые связаны с ознакомлением учащихся с законами, принципами, научными фактами, теориями, научными понятиями, касающимися информационной технологии. Учитель не должен ограничиваться устаревшими научными представлениями в области информационной технологии, поэтому ему всегда необходимо быть в курсе новейших событий в области развития информационной технологии. Учитель должен формировать у учеников научный интерес к изучению компьютерной технологии. Познавательный интерес является мощным стимулом, рационально используя его, можно достичь прогнозируемых результатов. В этом плане особую значимость имеет ознакомление учащихся с выдающимися деятелями науки и инженерной мысли в области компьютерной технологии, что не может оставить школьников равнодушными. Для нашей республики всё ещё остаётся нерешённой проблема подготовки технических кадров. Отсюда и необходимость формирования познавательного интереса у школьников к техническим дисциплинам. Ознакомление школьников с достижениями научнотехнического процесса в области информационной технологии остаётся одной из главных задач рассматриваемого учебного предмета.

Реализация требований дидактического принципа связи компьютерного обучения с жизнью предполагает планомерное осуществление связи теории с практикой в области компьютерной технологии. Учитель не должен ограничиваться лишь приведением примеров для иллюстрации той или иной теоретической мысли, он должен шире и глубже анализировать совместно с учениками область применения того или иного теоретического положения. Организация экскурсий на производство, в научные и образовательные центры, где широко применяются ЭВМ, является мощным стимулом в формировании познавательного интереса к информационным технологиям, а также способствует более продуманной организации профориентационной работы. Это позволяет школьникам осознать не только общественную, но и личностную значимость овладения компьютерной грамотностью в их будущей профессиональной жизни. Реализация требований данного принципа предлагает также разумное пропорциональное разделение теоретических и практических знаний по данному курсу.

Соблюдение правил и требований принципа наглядности также является дидактической необходимостью, ибо его реализация способствует более рациональному функционированию внимания, восприятия, мышления, памяти школьников. К сожалению, до сих пор не решён вопрос обеспечения школ типографическим вариантом системы наглядных пособий по данному учебному предмету, что создаёт учителю предметы, определённые трудности. Тем не менее, анализ передового педагогического опыта подсказывает, что, невзирая на эти трудности, учителя совместно с учениками сами самостоятельно изготавливают некоторые виды наглядных пособий по отдельным темам.

В этом направлении большой потенциал наблюдается в использовании опыта учителей-новаторов направления педагогики сотрудничества, которые целесообразно внедряют в учебный процесс «опорные сигналы». Это надёжное наглядное средство обучения должно найти своё рациональное применение и в преподавании курса «Информационная технология». Оно может способствовать развитию творческих способностей школьников.

Соблюдение правил и требований принципа систематичности и последовательности необходимо для того, чтобы обеспечить целостность формирующих знаний, умений и навыков у школьников. Систематичность и последовательность формирующих компьютерных знаний, умений и навыков предполагает реализацию межпредметной и внутрипредметной связи. Поскольку в будущем каждому человеку будет необходима компьютерная грамотность, в какой бы отрасли он и работал, то сегодня возникает острая необходимость в поиске и осуществлении межпредметной связи между информатикой и другими учебными предметами. Внутрипередметная связь должна быть реализована через вычленение логической структуры курса «Информационная технология», что позволяет разграничить главные и второстепенные компоненты усваиваемых знаний.

Опыт показывает, что необходимо также вычленение компьютерных умений для выполнения той или иной операции. Это способствует постепенному достижению систематичности и последовательности при выполнении компьютерных операций.

Уровень готовности учеников к работе с компьютером зависит в большей степени от соблюдения правил и требований дидактического принципа сознательности, учащихся при овладении компьютерной грамотностью. Реализация данного принципа зависит от сознательной учебно-компьютерной дисциплины учащихся. Сознательное отношение учеников к данному учебному предмету проявляется, прежде всего, в осознании ими личностной и общественной значимости компьютерной грамотности. Для того чтобы избежать бессознательного отношения и зубрёжки, необходимо внедрение методических приёмов по раскрытию значения ключевых слов и словосочетаний, включая основные понятия изучаемого курса, смысла и содержания, а также главной идеи предложений и логических частей усваиваемого учебного текста. Комментированное управление при усвоении компьютерных умений позволяет их сознательному овладению.

Постоянный контроль и оценка уровня сознательного усвоения компьютерных знаний и умений способствуют целесообразной реализации требований данного принципа.

Активная дидактическая позиция учеников опирается, прежде всего, на уровень сознательности учеников. Причина пассивного отношения большинства учеников, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, кроется в неосознании значимости компьютерной грамотности, с одной стороны, и в незнании и неумении работать с компьютером, с другой. Чувство боязни как бы не испортить компьютер, которое является следствием неправильной дидактической установки учителя, отталкивает учеников от общения с компьютером.

Введение

ряда опытно-экспериментальных мер, в том числе внедрение дидактических игр на компьютере, значительно активизировало учебно-познавательную деятельность учеников. Очень опасной тенденцией является также мнимая активность некоторой категории учеников, которые больше всего видят в компьютере средство развлечения. Чтобы вылечить болезнь — «игромания» на компьютере, требуется разъяснительная работа среди этих учеников об образовательной ценности ЭВМ. Только таким образом, возможно, достичь сознательной и творческой активности учащихся.

Прочное усвоение компьютерных знаний, умений и навыков зависит от количества и качества повторения учебного материала по рассматриваемому учебному предмету.

Анализ опыта преподавания «Информационная технология» показывает, что большинство учителей ограничиваются лишь однократным повторением учебного материала, что крайне мало для осознанного и действенного его усвоения. Именно осознанность и действенность усвоенных компьютерных знаний, умений и навыков способствуют прочному усвоению учебного материала. Также следует отметить использование как репродуктивных, так и продуктивных повторений, которые обеспечивают разнообразие при повторении, что позволяет избегать скучности и монотонность. Исходя из этого, следует составить разнообразные упражнения по решению задачи выполнению лабораторных работ.

При усвоении учебного материала немаловажное место занимает также уровень доступности ученикам компьютерных знаний, умений и навыков. Уровень сложности компьютерных знаний, умений и навыков должен соответствовать зоне ближайшего развития школьников, ибо только в таком случае осуществляется прогресс учебного процесса.

Составление учебных планов, программ, учебников и других методических пособий должно соответствовать уровню развития учеников. Доступность компьютерной грамотности ученикам зависит от уровня профессионально-педагогической квалификации учителя, от качества учебных программ по курсу «Информационная технология», от уровня оборудования компьютерного класса, от познавательного интереса и способности учеников при овладении компьютерной грамотности. Всё это должно быть учтено при реализации правил и требований дидактического принципа доступности компьютерной грамотности.

На темп и качество усвоения компьютерных знаний, умений и навыков влияют также формы организации компьютерного обучения. Учитель должен в зависимости от целей и задач, содержания и методов компьютерного обучения выбрать соответствующие формы организации компьютерного обучения. Работа на компьютере под руководством учителя, парная работа учеников на компьютере, групповая форма работы учеников на компьютере имеют свои особенности и предназначение. Из всего арсенала этих форм работ на компьютере учитель в каждом случае выбирает конкретную форму. Каждая форма компьютерного обучения способствует также воспитанию определённых черт характера. Например, индивидуальная работа ученика на компьютере направлена на формирование самостоятельности. Групповые формы работы на компьютере направлены на воспитание чувства коллективизма, дружбы и товарищества. Поэтому учитель не должен ограничиваться лишь использованием одного или двух форм организации компьютерного обучения, он должен использовать все формы организации компьютерного обучения в зависимости от дидактической необходимости.

Формирование компьютерной грамотности протекает успешно, если для компьютерного обучения созданы надлежащие материально-технические, дидактические и морально-психологические условия. Это прежде всего касается создания компьютерных классов, отвечающих современным требованиям. В первую очередь, учитель должен заботиться о здоровье учеников, о соблюдении ими правил техники безопасности при работе на компьютере. Более того, ученики должны чувствовать себя в компьютерном классе уютно и комфортно и психологически раскрепощённо, только в таком случае можно говорить о диалоге между учеником и компьютером, которую организует учитель.

Таким образом, в результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам и рекомендациям:

1. Подготовка специалистов для информатизации и компьютеризации общества является приоритетным направлением общественного развития. Из всех категорий специалистов, занятых компьютеризацией жизнедеятельности общества, одним из значимых и ключевых является специальность «Учитель информатики», от профессионально-педагогической квалификации, которого зависит осуществление массовой компьютерной грамотности.

2. Качество компьютерной грамотности выпускников общеобразовательных школ зависит от создания объективных условий и субъективных факторов, к числу которых относятся: подготовка учителей с высоким уровнем профессионально-педагогической квалификациивыпуск соответствующей научной и учебно-методической литературы по информационной технологиисоздание компьютерных классов, оборудованных современной компьютерной технологиейпознавательной интерес и компьютерные способности учеников.

3. Анализ опыта постановки компьютерного обучения в общеобразовательных школах показывает, что уровень обеспеченности общеобразовательных школ учителями с соответствующей профессионально-педагогической квалификацией крайне низок, поскольку в большинстве случаев функцию учителя информатики выполняют учителя математики и выпускники краткосрочных курсов компьютерной грамотностиуровень оснащённости компьютерных классов современной компьютерной технологией также крайне низокуровень обеспеченности общеобразовательных школ современной научной и учебно-методической литературой также нуждается в количественном пополнении.

4. Результатом констатирующего эксперимента стал вывод о необходимости специально организованной, целенаправленной, заранее спланированной работы в формировании готовности будущих учителей информатики к реализации дидактических принципов, аналогичная работа требуется и по отношению учителей информатики, окончивших краткосрочные курсы компьютерной грамотности.

5. В ходе констатирующего эксперимента по реализации дидактических принципов в процессе компьютерного обучения были выявлены ряд методических ошибок, недостатков, упущений и пробелов, для ликвидации которых были приняты соответствующие экспериментальные меры по качественному улучшению усвоения теоретических знаний по курсу «Информационная технология» и практических умений при диалоге с компьютером.

6. В ходе формирующего эксперимента на каждом этапе решались определённые задачи, что позволило специалистам, выполняющим функцию учителя информатики, овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, формировать нужные представления, убеждения, установки, важные для реализации дидактических принципов. В ходе опытно-педагогической работы нами отслеживался процесс формирования и исследуемой готовности, реализовывались психолого-педагогические условия готовности учителя к реализации дидактических принциповапробировалась разработанная методика.

7. Итоги формирующего эксперимента показали, что разработанная нами методика позволяет достичь роста в уровнях готовности учителей к реализации дидактических принципов: количество учителей с низким уровнем снизилось, тогда, как заметно увеличилось число учителей со средним и высоким уровнем готовности.

8. Таким образом, итоги и анализ формирующего эксперимента говорят о возможности повышения профессионально-педагогической квалификации учителей информатики по реализации дидактических принципов. Посредством использования специальных методических семинаров, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта компьютерного обучения, внедрения методических мер по оптимизации применения дидактических принципов, качественного улучшения самообразования учителей, повышения качества подготовки будущих учителей информатики к реализации дидактических принципов.

Перспективы исследования, на наш взгляд, заключаются в оптимизации подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях компьютеризации педагогического процесса, в определении роли и места учителей информатики в повышении компьютерной грамотности учителей других учебных предметов, в совершенствовании содержания методов и форм организации компьютерного обучения, поиске путей рационального использования внутри школьных информационных сетей с возможным выходом в региональные и международные информационные сети Интернет.

Наше исследование не претендует на однозначность решения проблемы соблюдения учителем информатики дидактических принципов в ходе компьютерного обучения и рассматривается нами только как один из возможных вариантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для спец. Вузов. — 2-е изд. -М.: Просвещения, 1989. — 139с.
  2. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: Проблемы и поиски, // Высшее образование в России. -1996.- № 1. С.73−78.
  3. Абдулханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1986.-356с.
  4. С.А., Зима Е. В. Начало информатики. М.: Наука, 1990. -256с.
  5. В.В., Арсеньтев В. Н., Арсеньтева А. В. Что может ЭВМ? -Д.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1981. 124с.
  6. Г. Н. Разработка общей концептуальной модели программированного обучения: Дис. док-pa. пед. наук в форме научного доклада. Москва, 1992. -50с.
  7. И., Колобов С., Ермаков О., Анисимова В. О методике психологического исследования адаптации школьников к учебной нагрузке при работе на компьютере // Информатика и образование, -1988, — № 2.- С. 71−73.
  8. С.И. О моделировании и методике обработки педагогического эксперимента. -М.: Знания, 1974. -48с.
  9. М.Ю. Обучение усиленное ЭВМ, как методика формирования компьютерной грамотности студентов // Проблемы информатизации экономического образования. М., 1994. — С. 3−25.
  10. Ю.Ахметвалиева Л. В. Педагогические условия компьютеризации самооценки практической подготовки студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1991. — 17с.
  11. Ш. С. Педагогические основы формирования информационной учебно-технической культуры будущих учителей в системепедагогического образования. Автореф. док-pa. пед. наук. Ташкент, 1994.- 39с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  14. Н.Баранов С. П. Сущность процесса обучения. М: Просвещение, 1981. -143с.
  15. О. Информатизация гуманитарного образования II Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 34−39.
  16. А.Г., Ткаченко И. А. Два путешествия с компьютерном. М.: Молодая гвардия, 1990. — 269с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192с.
  18. П.В., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144с.
  19. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212с.
  20. Н.П., Бусленко В. Н. Беседы о поколениях ЭВМ М.: Молодая гвардия, 1977. -240с.
  21. В.Н. Две истории одной дискеты. М.: Радио и связь, 1991. -256с.
  22. З.И., Нургалиева Г. К. Логико-структурный курс педагогики: Учебное пособие. Алма-Ата: Елинай., 1991. — 32с.
  23. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986.- № 1.- С. 18−22.
  24. О.Н. На пути к информационному обществу // НТИ. Сер. 2. Информационные прессы и системы. 1995. — № 18. — с.2−7.
  25. О.Е. За страницами учебника информатики: Кн. Для учащихся 10−11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1991 -352с.
  26. Р., Моклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.-333с.
  27. Г. Г. Кибернетика стучится в школу. М.: Молодая гвардия, 1986.-206с.
  28. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Кн. Для учащихся- Под ред. Л. П. Шило. -М.: Просвещение, 1987. 128с.
  29. Газе-Рапопорт М. Г. Некоторые социальные и социально-психологические проблемы компьютеризации // Вопросы философии. -1988.- № 7. С. 141−151.
  30. Н.Л. Формирование компьютерной грамотности учителей общеобразовательных предметов в процессе методической работы в школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1992.- 16с.
  31. .С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. Киев: Высшая школа, 1986. — 197с.
  32. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 263с.
  33. А.В., Згут М. А., Кравчук Т. П. Учим работать с ЭВМ: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 42с.
  34. .А. Философии и социальные проблемы информатики. М.: Знание, 1990.- 144с.
  35. Государственный стандарт высшего профессионального образования Республики Таджикистан. Вестник Министерство Образования Республики Таджикистан. Душанбе: Шарки Озод, 2003. — 86с.
  36. В.О. О технологиях обучения и предмета педагогической информатики // Информатика и образование. 1989. — № 1. — С. 114 115.
  37. Н.А. Дидактические основы интенсификации международных связей в процессе преподавания общественных наук с пременением ЭВМ в вузе. Атореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1989. — 17с.
  38. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореф. дисс. Док-pa. пед. наук. Москва, 1994. — 32с.
  39. И., Жамкочьян М., Матвеева Т. Дети и компьютер: новые педагогические проблемы // Народное образование. 1989. — № 9. — С. 78−80.
  40. Диагностика уровня компьютерной грамотности педагогических кадров на персональный ЭВМ / сост. В. Ф. Когуров, О. Ш. Когурова. -JL: НИИ общего образования взрослых, 1990. 22с.
  41. Дидактика средней школы- Под ред. М. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1982.-319с.
  42. Дидактические основы компьютерного обучения: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛТГШ, 1989.-202с.
  43. А.П. Программирование вторая грамотность. Новосибирск, Изд-во ИГУ, 1981.-132с.
  44. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информация и образование. 1992 — № 5−6. — С. 14−29.
  45. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва. 1989.-43с.
  46. А.А. Формирование основ профессионально-компьютерных умений у студентов педвузов: Атореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991.-23с.
  47. А.П., Павлкж Н. Д. Язык и компьютер. М.: Просвещение, 1989.- 160с.
  48. В.П. Диалог с компьютером. М.: Молодая гвардия. 1987. -208с.
  49. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Вестник МО РТ. -Душанбе: Шарки Озод, 2003. 66с.
  50. К.Д., Винокуров Б. А. Философские проблемы развития вычислительной техники. М.: Знание, 1985. — 112с.
  51. Г. В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению развития творческих способностей студентов в обучении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань. — 1990−20с.
  52. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы / Сост. Б. И. Монахов, АА. Кузнецов и др.- М.: Просвещение, 1987.-192с.
  53. Т. А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. -496с.
  54. Информатика. Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. В. Макарова Финансы и статистика. М., 2001.
  55. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учеников старших классов. Средней школы- Под ред. В. А. Извозщикова М.: Просвещение, 1991.- 208с.
  56. Информатика и вычислительная техника: Учеб. Пособие для студ. вузов индустриально педагогических специальностей- Под ред. В. Н. Ларионова. М.: Высшая школа, 1992−287с.
  57. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих- Под ред. Л. А. Поспелова. М.: Педагогика. — Пресс, 1994. — 352с.
  58. Использование компьютеров в учебном процессе педагогического вуза. -Киев: КГПИ, 1989.- 173с.
  59. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 173с.
  60. М.С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений. М.: Просвещение, 1988. 156с.
  61. Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  62. Н.В. Особенности применения микро ЭВМ на практических занятиях в вузе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Киев, 1991.-16с.
  63. В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособия для учителя. -М.: Просвещение, 1999. 192с.
  64. Ким Ун Ужин. Кибернетический подход к управлению учебным процессом в высшей школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1991. -15с.
  65. Г. И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения: Автореф. дисс. канд. наук. Казань, 1994. — 16с.
  66. А.Э., Пуритдинова Н. А. Диагностика готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности// Социальный педагог: подготовка и деятельность. Челябинск, 1994. -С.87−92.
  67. В.З. Человек в потоке информатики. -М.: Наука, 1981. 156с.
  68. B.C. Маршрут в потоке информатики. М.: Наука, 1985. — 161с.
  69. С.О. Педагогические возможности компьютера: Материалы респуб. научно практической конференции. Душанбе, 1995. — С. 1011.
  70. С.О. К вопросу компьютеризации учебного процесса: Тезисы докл. межд. научно практической конференции. Душанбе, 1995. С. 75.
  71. Я.А. Великая дидактика Избр. пед. соч. Т.1. — М.: Педагогика, 1976. — С.242−477.
  72. Ф.С., Додихудоев А. Р., Мехмонов Н. Н. Основы компьютерной техники: Учебное пособие для учащихся XI классов. -Душанбе, 2005. 154с. (на таджикском языке)
  73. Ф.С., Комилов Ф. С., Шаропов Д. С. Информационная технология: Учеб. пособие для учащихся VIII-IX классов. Душанбе: Шарки озод, 2006. — 144с. (на таджикском языке).
  74. Компьютер в школе и педвузе: Метод разработки- // Под. ред. И. М. Бобко. Новосибирск, Одесса, 1990. № 42. — 255с.
  75. Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1982. 447с.
  76. Концепция национального образования Республики Таджикистан. Вестник МО РТ. Душанбе: Шарки Озод, 2003. — 66с.
  77. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 1990.-№ 1.-С.З-10.
  78. В.А. Исследование системы профессиональной подготовки с использованием ЭВМ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1992.- 16с.
  79. Е.Н. Совершенствование системы контроля знаний и умений учащихся с применениями программированных заданий. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1987. — 19с.
  80. М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма-Ата: Мектеп, 1975. -96с.
  81. Н.В. Очерки психологии труда учителя / Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / JI: ЛГУ, 1967.- 183с.
  82. Н.В. Повышения продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе с применением технических средств обучения: Методич. рекомендации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 42с.
  83. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986. -368с.
  84. Р.Г. Дидактические очерки. Алма-Ата: КГПИ, 1960. — 194с.
  85. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977.-304с.
  87. А.Н. Проблемы использования современных технических средств в педагогике и школе Франции: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1991.-24с.
  88. М. Современная дидактика. Душанбе, 2001. — 331с.
  89. М. Урок. Душанбе: Маориф, 1999. — 131с.
  90. Р.Ф. Комплексные системы и средства информатики и и управлении процессом обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Тбилиси, 1988.-32с.
  91. В.Л., Макаров Л. П. Реализуемость концепции информатизации: теоретический аспект // Проблемы информатизации.- 1992. -№ 1. с. 25−32.
  92. Л.Ю. Информационно-педагогические запросы как фактор повышения квалификации учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1993. 16с.
  93. Р.Н. Влияние единства довузовской и вузовской подготовки на профессиональное становление молодого учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1994. — 23с.
  94. И.И. Компьютерная технология. // Советская педагогика. -1990. -№ 5. С.37−91.
  95. И.И. Перспективы развития дидактических средств компьютерной технологии обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Москва, 1991. -36с.
  96. Д.Ш., Орловская В. В. Исследование ЭВМ в ходе учебного процесса и его управление. Алма-Аты: Мектеп, 1988. — 212с.
  97. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. -30с.
  98. Е.И. Основы компьютерной грамотности: Киев: Высшая школа. 1988.-244с.
  99. В.В. Компьютеризация: проблемы и перспективы (социальный аспект)// Философские науки. 1987. 198с.
  100. М.М. и др. Контроль знаний по математики с применением ЭВМ. -М.: Высшая школа, 1990. 182с.
  101. Г. Н. Компьютеризация, ее социальные проблемы // Вопросы философии, — 1987.- № 9.-С. 103−112.
  102. Н.Н. Персональный компьютер: рабочее место профессионала.-М.: Наука, 1989.- 168с.
  103. В.М., Кузнецова А. А., Шварцбурд С. И. Обеспечить компьютерную грамотность школьников // Советская педагогика.1985.-№ 1.-С.21−28.
  104. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. -1990. -№ 7. С. 17−23.
  105. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Педагогика, 1986.- 186с.
  106. М. Основы программирования на языке Бейсик. -Душанбе: Дониш, 1990.-71с.
  107. М. Основы программирование на языке Паскаль. -Худжанд: Р. Джалил, 2000. 73с.
  108. М. Информатика. -Худжанд: Омор, 2002. 203с.
  109. Муллоджонов М, Тухлиев К., Шодмонов Ш. Информатика и информационная технология. Худжанд: Наргис, 2003. — 224с.
  110. Н.Н. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М.: Наука, 1979.-207с.
  111. Новости // компьютер пресс. 1990. -№ 9. — С.67−75.
  112. Новости // компьютер пресс. 1990. -№ 11. — С.77−79.
  113. С. Переворот сознания: дети, компьютеры и оплодотворение идеи. Пер. с англ. -М: Педагогика, 1989. 220с.
  114. Ю. А. Информатика в школе // Математика в школе. -1993. -№ 3, — С.46−49.
  115. Педагогическая диагностика в школе- Под ред. А. И. Кочетова и др. -М.: Сов. Энциклопедия. 1964 1966гг. — Т.2, 1965.- 911с.
  116. Перспективные направления развития образования в условиях компьютеризации- Под ред. И. Д Демаковой. 41. М.: НИИОП АПН СССР, 1989−45с.
  117. А.Б. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. 1982. — 225с.
  118. И. П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
  119. Программа основы компьютерной техники / Сост. Б. Хомидов и др. -Душанбе: Матбуот, 2002. 14с.
  120. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект- Под. ред. С. Г. Вершиновского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144с.
  121. Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. Трудов. М., 1993. -94с.
  122. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении- Под. ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. М.: МГУ, 1987.- 167с.
  123. И.М. Технология определения понятийно терминологической системы общей педагогики: проблемы теории и практики. Худжанд: ХГУ, 2004. — 224с.
  124. Пусто войтов В. М. Педагогические условия компьютеризации учебного процесса. Автореф. дисс. канд. пед. Наук. М., 1988. 19с.
  125. В.Г. ЭВМ и школа: научно-педагогическое обеспечение // Советская педагогика. 1985. — № 9.
  126. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287с.
  127. А.И. Информатизация общество и право// Проблемы информатизации. М., — 1991, — № 3. — С.3−8.
  128. Э.Ш. Ответственность за будущее нации. Послание Маджлиси Оли Таджикистана. // Народная газета. 2003. 9 апр.
  129. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.- 111с.
  130. СЛ. Основы общей психологии: М.: Педагогика, 1989.- 555с., т.2- 382с.
  131. Свершится ли наконец компьютерная революция в школе? Спрашивает американский журнал деловых кругов «Бизнес уик» // Семья и школа. 1994. — № 9. — С. 19−21.
  132. Сейтешев А. П. Компьютер как средство обучения. М.: Высшая школа, 1986. — 86с.
  133. В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя // В сб. психология труда и личности учителя- Под. ред. А. И. Щербакова: Вып.1 Л., 1976. — С.30−45.
  134. В.А., Миценко В. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. -1991. -№ 10. С.79−84.
  135. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. М.: ВЛАДОС, 2003. — 288с.
  136. Словарь по информатики / Л. В. Билецкая, С. Ф. Липницкий, И. И. Машковская. Минск. Университет. — 1991. — 156с.
  137. Г. Л., Шошников К. Б. Феномен персональной ЗВМ: Филосовско-педагогический аспект // Вопросы философии. 1986. -№ 6. — С. 42−55.
  138. Социологический словарь.- М.: МГУ, 1991. -203с.
  139. .Я. Синтез информационной системы обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Рига. 1990. — 22с.
  140. В.М. Становление личности. М.: Мысль, 1987. — 334 с.
  141. В.Ф. Человек в мире информатики.- М.: Радио и связь, 1992. -111с.
  142. Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс -научную основу// Советская педагогика. 1985.-№ 12. — С. 34−38.
  143. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.- 108 с.
  144. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий // Вопросы психологии -1993. -№ 1. С. 92−101.
  145. С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика. 1995. -№ 1. — С. 13−20.
  146. О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1987. — 16 с.
  147. М. Дидактическая подготовка студентов педвузов к использованию микропроцессорной технологии в учебном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1992. — 16 с.
  148. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники- Под ред. А. П. Ерлова и др. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
  149. O.K., Бабанин JI.H. ЭВМ и новые проблемы психологии. -М.: МГУ, 1986.-220 с.
  150. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. 416 с.
  151. А.В. Использование новой информационной технологии обучения для развития умственной деятельности учащихся шестых классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1992. — 16 с.
  152. Г. А. Что должна и что может современная школа? // Вестник АТУ. -1991.-№ 1.-С.1−2.
  153. К.Д. О преподавании русского языка. Сочинения. — М., 1949, т. 5.-355с.
  154. И.Ф. В компьютерном классе после уроков: во что и зачем игра? // Дефектология. -1996. -№ 1. С. 52−55.
  155. Философский словарь- Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560с.
  156. Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840с.
  157. Формирование личности будущего учителя. / Р. И. Цветова и др. -Владивосток: Дальневосточный университет. 1991. 124с.
  158. Л.М., Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя -М.: Просвещение, 1991.-288с.
  159. С.В. Надёжный помощник: Состояние и перспективы новой информационной технологии (об использовании ЭВМ в физическомвоспитании школьников) // Физкультура в школе. 1994. -№ 3. — с. 2125.
  160. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ: Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1988. — 173с.
  161. А. Компьютерная технология обучения в средних учебных заведениях // Информатика и образование. 1988. -№ 3. — С.5−10.
  162. . Мои ученики работают на компьютере. М.: Просвещение, 1989.-224с.
  163. Н. Д. Педагогический процесс как объект деятельности учителя: Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов. -Алма-Ата: Каз ПИ им. АБАЯ, 1978. 115с.
  164. Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата: Мектеп, 1984. 134с.
  165. Н.Д. Особенности управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. Алма-Ата: Мектеп, 1984. 134с.
  166. Р.И. Профотбор и первоначальная подготовка студентов пединститутов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1972. — 22с.
  167. Н.Д. Формирование информационных умений у студентов педвуза (на материале подготовки учителей начальных классов): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1988. — 18с.
  168. Н.П. Подготовка студентов педвуза к формированию у учащихся алгоритмической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1988.-24с.
  169. О.И. Организационно-дидактические аспекты управления учебной деятельностью учащихся в условиях компьютеризации обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. 18с.
  170. Г. П. Дидактические основы использования новых информационных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993. — 19с.
  171. В.К. Принцип систематичности и последовательности при построении содержания обучения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1979. -147с.
  172. А.П. Педагогическое мастерство: Учебное пособие. -Ярославль: ЯГПУ, 1979. 147с.
  173. Н.М. Философские основы информатики. Красноярск: Красноярский университет. — 1990. -233с.
  174. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-203с.
  175. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1988.-208с.
  176. Д. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Душанбе, 1997. — 50с.
  177. Ш. А. Теория и практика трудового воспитания старшеклассников. Худжанд, 1994. — 198с.
  178. Ш. А. Педагогическая система подготовки старшеклассников к труду в условиях республики Таджикистан. -Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. Алма-Аты, 1996. -45с.
  179. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1980. -136с.
  180. Ю. Основы компьютерной технологии: Справочник школьника. М.: 1997. 560с.
  181. B.C. Историческое и логическое // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. — С.231−232.
  182. B.C. Теория // Философский энциклопедический словарь. -М: Сов. энцикл., 1983. С. 677−678.
  183. Шеншев J1.B. Компьютеризация школьного образования как комплексная проблема // Вопросы психологии. 1987. — № 1.
  184. JI.B. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М.: Педагогика, 1992.-268с.
  185. В.П. Логическая структура учебного курса «Диалектический материализм». -М.: Высшая школа, 1981. 159с.
  186. Ф., Шамсиев А., Самеев М. Основы современной технологии. Худжанд, ТГУПБП. 2005. — 822с.
  187. А.В., Штлейко Т. И. Беседы об информатике. М.: Молодая гвардия. — 1989.-268с.
  188. Штофф В. А. Моделирование и философия. М — Л.: наука, 1966. -301с.
  189. В.А. Роль модели в познанию Л.: Ленингр. гос. ун-т им. А. И. Герцена, 1963.- 128с.
  190. Р.Ю. Применение вычислительной техники как средство активизации познавательной деятельности школьников на уроке физики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Баку, 1989. — 23с.
  191. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 144с.
  192. ЭВМ: знакомимся, делаем, играем / Б. М. Игонив, Д. М. Галагузова, Д. М. Комский. М.: Молодая гвардия, 1989. — 157с.
  193. Н.Р. Тенденции и законы иновационных принципов в образовании // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. -С.6−9.
  194. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы.-М.: Наука, 1987.-245с.
  195. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.
Заполнить форму текущей работой