Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование методов переработки информации на морских судах в условиях АСУ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Морской транспорт играет ведущую роль в осуществлении внешнеторговых перевозок и в транспортном обслуживании ряда важных экономических районов СССР. На перевозки морем приходится около 50 $ экспортных грузов и свыше 70% импортных. Подавляющая часть флота занята перевозками в заграничном плавании, на которые приходится 94% всего морского грузооборота / 3 /, Современный морской транспорт… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Г. Обоснование необходимости совершенствования методов переработки информации на морских судах на основе средств вычислительной техники
    • 1. 1. Анализ производственной деятельности основных служб морских судов и направлений использования вычислительной техники на судах
    • 1. 2. Постановка проблемно-ориентированных комплексов задач обработки общесудовой информации
    • 1. 3. Исследование структуры комплекса технических средств и организации бортовой системы обработки общесудовой информации на базе мини-ЭВМ
  • Глава 2. Разработка моделей и алгоритмов реализации основных комплексов задач служб морского судна
    • 2. 1. Модели и алгоритмы управления движением судна на маршруте плавания
    • 2. 2. Модели и алгоритмы расчета элементов остойчивости и посадки судна
    • 2. 3. Информационные модели и алгоритмы обработки общесудовой информации
  • Глава 3. Исследование и разработка математического обеспечения проблемно-ориентированных комплексов (ЛОК) обработки общесудовой информации
    • 3. 1. Состав и структура математического обеспечения системы
    • 3. 2. Елок математического обеспечения, управляющие и сервисные программы
    • 3. 3. Использование разработанных ПОК и программного обеспечения в организации и функционировании тренажера по обучению специалистов эксплуатирующих ПОК на судах

Совершенствование методов переработки информации на морских судах в условиях АСУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программным документом ЦК КПСС «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981;1985 года и на период до 1990 года» в одиннадцатой пятилетке предусмотрено увеличение грузооборота морского транспорта на 8−9 цро-центов. Намечено дальнейшее повышение эффективности и качества работы морского флота за счет улучшения планирования и координации работы всех видов транспорта, комплексной автоматизации и специализации судов /I, 2 /,.

Морской транспорт СССР, являясь важной отраслью народно-' го хозяйства, представляет собой разветвленную сеть пароходств, портов, судоремонтных заводов и флот.

Морской транспорт играет ведущую роль в осуществлении внешнеторговых перевозок и в транспортном обслуживании ряда важных экономических районов СССР. На перевозки морем приходится около 50 $ экспортных грузов и свыше 70% импортных. Подавляющая часть флота занята перевозками в заграничном плавании, на которые приходится 94% всего морского грузооборота / 3 /, Современный морской транспорт цредставляет собой высокомеханизированную отрасль народного хозяйства, В последние годы широкое распространение получили новые формы организации труда-пакетные, контейнерные, паромные перевозки. Флот постоянно пополняется специализированными судами для перевозки навалочных грузов, контейнеров, лихтеров, судами с горизонтальным способом погрузки, автопассажирскими судами.

Наряду с распространением новых форм организации труда, важное место в повышении эффективности работы морского транспорта отводится ОАСУ «Морфлот», разработка которой была начата в 1970 году. Структурно ОАСУ «Морфлот» цредставляет собой двухуровневую систему управления. Верхним уровнем является аппарат министерства морского флота (МШ>).

Вторым уровнем являются цроизводственные системы АСУ «Пароходство», АСУ «Порт» и АСУ «Судоремонтный завод» (СРЗ). Производственные системы АСУ обеспечивают решение задач управления функциональными подсистемами для уровня каждого пароходства, порта и СРЗ и задач управления процессами соответствующего основного цроизводства. функциональные подсистемы ОАСУ «Морфлот» создаются по каждой функции управления общей для всех уровней и обеспечивают комплексное решение задач управления по всем уровням.

Одной из важнейших функциональных подсистем ОАСУ «Морфлот» является информационно-справочная подсистема «Оперативная информация о работе флота и портов». Она призвана обеспечивать оперативной информацией о состоянии перевозочного цроцесса подсистемы оперативного планирования и регулирования работы транспортного и пассажирского флота и портов, а также все уровни управления. Качество функционирования последних подсистем, очевидно, будет определяться оперативностью, достоверностью и полнотой информации, получаемой от информационно-справочной подсистемы, которая, в свою очередь, использует первичную информацию, получаемую с различных объектов, в том числе и с морских судов.

Для передачи оперативной информации с судов разработаны специальные формы диспетчерских сводок ДИСП/1, которые в зависимости от работы судна подразделяются наДИСП/I ПОРТ, ДИСП/1 ОТХОД, ДИСП/1 МОРЕ и промежуточный отчет ДИСП/КОНТРОЛЬ /12 /.

Каждое судно ежедневно передает соответствующий ДИСП по радио. Обработка ДИСПов осуществляется в отделах АСУ пароходств. Несмотря на специально разработанные методические руководства и другие принимаемые меры для улучшения качества составления ДИСПов, как отмечается в работах /5, 9, 12 /, оперативная информация зачастую бывает неточной, что искажает действительное состояние перевозочного цроцесса.

Кроме оперативной отчетности морское судно осуществляет и рейсовую отчетность, которая используется для оценки работы судна в рейсе и статистического анализа его производственной деятельности. Рейсовая отчетность используется такими функциональными подсистемами ОАСУ «Морфлот», как «Учет и планирование материально-технического снабжения», «Бухгалтерский и статистический анализ результатов цроизводствённой деятельности». Информация с судов поступает в форме документов, которые непригодны для непосредственной машинной обработки. Для обработки этой информации в АСУ «Пароходство» необходимо предварительно подготавливать ее на машинных носителях, что занимает много времени и средств.

Указанные недостатки в значительной мере влияют на эффективность работы АСУ «Пароходство» и в целом ОАСУ «Морфлот». Один из путей повышения качества судовой отчетной информации состоит в подготовке отчетных документов на машинных носителях информации прямо на судне. Идея подготовки первичной отчетной информации на машинных носителях на уровне судна высказывается и в работе / 5 /. Решение этой задачи возможно с применением средств вычислительной техники и целесообразно с предварительной автоматизированной обработкой информации на судне.

Необходимость автоматизированной обработки информации на судне диктуется тем, что современное морское судно цред-ставляет собой большое производство со значительными объемами информации, подлежащей обработке, а также наличием ряда специфических задач. Так, например, регистрация и учет движения пассажиров, учет продовольственного и материально-технического снабжения, бухгалтерский учет являются трудоемкими процессами при ручной обработке информации. Примером специфических задач могут служить расчет остойчивости и посадки судна при заданной модели его загрузки, предварительный расчет маршрута плавания, расчет обсервованных координат по измеренным навигационным параметрам и другие. Актуальность автоматизации обработки информации на морских судах считается общепризнанной / 7 /. Наиболее разработанными в настоящее время являются процессы автоматизации судовождения и эксплуатации энергетической установки. Как показало выполненное исследование, морское судно должно быть оснащено системой автоматизированной обработки информации, позволяющей решать основные задачи кавдой службы судна, обеспечивать все службы необходимой информацией, получать документы установленной формы, перерабатывать и подготавливать отчетную информацию на машинных носителях для непосредственного ее использования в АСУ «Пароходство». Это позволит замкнуть недостающее звено в системе «берег-судно-берег» и повысить однородность и оперативность обработки информации подсистемами АСУ «Пароходство». Эффективности функционирования этой системы будет способствовать введение в действие радиорелейной спутниковой связи, которая позволит осуществлять непосредственную связь судна с отделами пароходства.

Цель работы. Целью выполненного исследования является разработка комплекса вопросов по созданию бортовой системы автоматизированной обработки информации на основе средств вычислительной техники дня повышения эффективности эксплуатации морских судов. Внедрение таких систем позволит повысить оперативность и достоверность исходной информации для производственной АСУ «Пароходство» .

Методы исследования. При выполнении диссертационной работы использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретические методы включали методы системного анализа, организационного, информационного и математического обеспечения систем. Из экспериментальных методов использовался лабораторный и производственный эксперимент.

Научная новизна. В диссертации решен комплекс воцросов по разработке бортовой системы переработки информации на морских судах как низшей ступени в структуре ОАСУ «Морфлот». На основе анализа задач, решаемых службами судна, сформированы типовые комплексы задач эксплуатации судна, использующие единую информационную базу. Исследованы и обоснованы воцросы структурной организации системы автоматизированной обработки общесудовой информации, технологии решения основных комплексов задач.

Выполнено комплексное исследование математического обеспечения мини-ЭВМ для обработки общесудовой информации. Разработано общесистемное и цроблемно-ориентированное математическое обеспечение решения типовых комплексов задач морского судна непрофессиональными пользователями.

Практическая ценность. Разработана бортовая система автоматизированной обработки общесудовой информации. Система позволяет повысить оперативность сбора и обработки информации на низшем уровне в структуре ОАСУ «Морфлот», чем достигается повышение комплексности обработки информации в контуре управления. Для морского судна система позволяет повысить оперативность и достоверность получения необходимых документов, упорядочить все виды учета на судне, автоматизировать расчеты, связанные с проработкой маршрута плавания, определением местоположения судна и расчетом посадки и остойчивости судна цри различных вариантах его загрузки.

Внедрение. Система и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению ее функционирования внедрены на автомобильно-пассажирских судах типа «Белоруссия» Черноморского морского пароходства, имеющих необходимый бортовой комплекс технических средств.

Научные и практические результаты диссертации включены кафедрой автоматизации судовоадения ОВИМУ в лекционные и практические занятия, читаемые курсантам по специальности 1606 «Судовождение на морских путях», и на курсах повышения квалификации командного состава флота.

Апробация работы. Работа докладывалась на Ш научно-техническом отраслевом семинаре по применению ЦВМ для автоматизации транспортных судов, г. Киев, 1980 г.- на школах-семинарах по эргономике на морском транспорте, г. Одесса, 1978, 1979, 1980 ггна научно-методической конференции ОВИМУ в 1979 г. Техническая документация по разработанным комплексам задач сдана в фонд технической документации Одесского межотраслевого центра научно-технической информации УкрНИИНТИ Госплана УССР, и по ней опубликованы информационные письма. Работа получила положительную оценку межведомственной комиссией при приемке теш $ 2 «Разработка подсистемы Морпасфдот», назначенной распоряжением Президиума АН УССР)? 1621 от 11.09.80 г. и распоряжением начальника ЧШ № 165 от 30.10.80 г. Макет системы удостоен бронзовой медали ВДНХ СССР в 1981 г.

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в семи работах (пять в соавторстве), а также изложены в семи научно-технических отчетах по завершенным темам НИР 0ЕИМУ за 1976;1980 г. г.

Результаты работы можно сформулировать следующим образом:

I. Выполнено исследование организационной структуры и производственной деятельности экипажа грузопассажирского судна и определены типовые комплексы задач эксплуатации морского судна.

И. Определена и обоснована структура бортовой системы автоматизированной обработки и сбора общесудовой информации как низовой системы в структуре ОАСУ «Морфлот» .

3. Разработана структура информационной базы типовых комплексов обработки общесудовой информации и алгоритмы их решения.

4. Разработано общесистемное и проблемно-ориентированное математическое обеспечение мини-ЭВМ для решения типовых комплексов задач морского судна. Решение каждого комплекса задач осуществляется на уровне макроопераций пользователя.

5. Разработан блок математического обеспечения мини-ЭВМ, который может использоваться при решении задач различных классов, модифицироваться и наращиваться применительно к потребностям пользователя.

6. Перечень задач, решаемых системой. может наращиваться с сохранением принятой структуры и организации системы.

Бортовая система автоматизированной обработки общесудовой информации внедрена на судах типа «Белоруссия» в Черноморском пароходстве.

Опыт разработки и эксплуатации автоматизированной системы обработки общесудовой информации показал эффективность выбранного направлвния для автоматизации решения общесудовых задач. Эффективность проявляется, во-первых, в повышении комплексности и оперативности обработки информации в контуре управления ОАСУ «Морфлот». Во-вторых, повышение эффективности эксплуатации морских судов обеспечивается более полной и оперативной переработкой информации, циркулирующей на судне, повышением безопасности мореплавания, предварительным расчетом маршрута плавания и планированием экономичных^ режимов судовой силовой установки. Немаловажное значение имеет и социальный эффект, выражающийся в улучшении условий труда членов экипажа.

Систему автоматизированной обработки общесудовой информации следует рассматривать как подсистему комплексной системы автоматизации судна наряду с системами судовождения и о эксплуатации энергетической установки.

Стандартизация аппаратурных средств и программного обеспечения позволит ускорить процесс автоматизации судов, готовить информацию для АСУ «Пароходство» на машинных носителях непосредственно на судне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное морское судно как объект управления является сложной организационно-технической структурой. Одним из путей повышения эффективности эксплуатации морского судна является совершенствование методов переработки информации на основе средств вычислительной техники. В выполненной диссертационной работе решен комплекс вопросов по разработке бортовой системы переработки информации на морских судах как низше] ступени в структуре ОАСУ «Морфлот» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года.-М.: Политиздат, 1981. 64 с.
  2. Т.Б. Морской транспорт СССР в период развитого' .социализма. -М.: Транспорт, 1981. 104 с.
  3. В. Ответсвенный рубеж пятилетки.-Морской флот, 1983, № 4, с.2−4.
  4. В.И. Организация работы и управление морсiким транспортом. -М.: Транспорт, 1982. 343 с.
  5. В.Д. Оперативное управление работой флота.-М.: Транспорт, 1981. 157 с.
  6. В.Н., Кулдошин А. С. Совершенствование бухгалтерского учета и внутриведомственного контроля на морском транспорте в современных условиях управления.-М.:ЦБНТИ ММФ, 1977. 27 с./Экономика и организация работы флота.1. Вып.10(175)/.
  7. А.Е. Вычислительная техника в судовождении. -М.: Транспорт, 1982. 176 с.
  8. Т.М., Полянцев Ю. Д. Автоматизированная подсистема АСУ «Морфлот» по учету и планированию материально-технического снабжения морского транспорта (опыт и перспективы) .-М.: ЦБНТИ ММФ, 1977. 15 с./Экономика и организация работы флота. Вып.6(171)/.
  9. Э.П. Автоматизированные системы управления морским транспортом.-М: Транспорт, 1981. 328 с.
  10. B.C. Автоматизированные системы управленияна морском транспорте. -М.: Транспорт, 1977. 134 с.
  11. Модели АСУ морского транспорта /А.А.Бакаев, В. С. Петухов, М. Х. Хайрнасов и др. -М.: Транспорт, 1976.-225с.
  12. .С., Лысенко Е. Н., Гайдученко И.A., One-' ративная отчетность морского судна. -Одесса: ЧМП, 1983.- 79с.
  13. OLccuzacy ReguiievTentb and Hexzmoni^cdion of Radionaviqation Systems. IMCO^ Subcommitteeof Safety of navigation. A/AV. Ш /V- 10 Jan. /979
  14. A.E., Лугинин B.O. Перспективы использования микро-ЭВМ и принципа однородности в создании системы комплексной автоматизации управления судном. -Сб.тр. /Судовождение, 1978, вып.23, с.78−82/.
  15. А.А. Автоматизация судовождения. М.: Транспорт, 1967. — 364 с.
  16. В.Ф. Применение косвенного аналитического метода определения широты и долготы места судна при машинном решении задач мореходной астрономии.-Сб.тр./Судоволщение, 1969, вып.10, с.71−84/.
  17. К.Н., Караськов Г. А., Якшевич Е. В. Механизация и автоматизация вычислительных работ в судовождении. -М.: Транспорт, 1969. 144 с.
  18. А.Е. Электронные вычислительные машины и судовая автоматизация. М.: Транспорт, 1966. — 186 с.
  19. Вашущенко JI. JL, Стафеев A.M. Основы навигационной кибернетики. -М.: Рекламинформбюро ММФ, 1975. 172 с.
  20. В. Автоматизация судов. Пер. с нем. -М.: Судостроение, 1975. 280 с.
  21. А.Е., Родионов А. И. Автоматизация судовождения. М.: Транспорт, 1977, — 207 с.
  22. B.C., Соболев А. Г., Якшевич Е. В. Автоматизация морских судов. -И.: Знание, 1975. 64 с.
  23. В.А. Специализированная навигационная.-- клавишная вычислительная машина «Контакт».-М.: ЦБНТИ ММФ, 1978. 31 с. /Судовождение и связь. Вып. 2(107)/.
  24. В.П., Красавцев Б. И. Опыт применения ЭЦВМ «Контакт-2Н» для решения задач судовождения.-Сб.тр. /Судовождение, 1976, вып. 20, с.37−43.
  25. В.Т., Чесноков В. М. Решение навигационных задач с помощью ЭКВМ «2 =132».Сб.тр./Судовождение, 1973, вып.13, с.20−26.
  26. В.А. Отечественные мини-ЭВМ и возможность использования программоуправляемой электронной клавишной вычислительной машины «Искра-125″ в судовых условиях. Сб.тр. /Судовождение, 1976, вып.18,с.136−145.
  27. Л.Л., Синяев В. А., Ховрачев Г. Г. Математические вопросы обработки навигационной информации.-М.: Рекламинформбюро ММФ, 1977. 52 с.
  28. Е.В. Использование малых ЭКВМ для определения места судна по РНС дальней навигации. М.:ЦБНТИ ММФ, 1979, с.16−20 /Судовождение и связь. Вып.6(121)/.
  29. В.Т. Применение ЭВМ в навигации. -Сб./Вопросы судостроения, с.3−8 (Серия общетехническая, вып.261.)
  30. Навигационная вычислительно-управляющая система МВУ-З.-Л.: Транспорт, 1971. 64 с.
  31. В.Г., Сидоров В. И. Демин И.Д. Морские испытания автоматического прокладчика „Диджиплот“ и автомагазированного навигационного комплекса „Диджинав“. М.: ЦБНТИ ММФ, 1977, с. З-19./Судовоздение и связь .Вып. 5 (100)/.
  32. В.Т. Определение места судна.-М.: Транспорт, 1981. 206 с.
  33. Л.А., Кондрашихин В. Т. Применение ЭКВМ в судововдении. -Морской флот, 1976, № 4, с.33−34.
  34. Л.А., Кондрашихин В. Т. ЭКВМ для судовых задач. Морской флот, 1978, № 12, с.30−31.
  35. М.И. Использование малых вычислительных машин при решении задач судововдения.-М.: Транспорт, 1980. 237 с.
  36. И.Р. Применение мини- и микро-управляющих машин на судах зарубежной постройки. -Сб./Судостроение за рубежом, 1975, вып.10, с.46−54.
  37. С. Ф. Дерноглазов К.А. Зарубежные корабельные и судовые навигационные комплексы.-Сб. /Судостроение за рубежом, 1972, вып.1, с.50−61.
  38. С.Ф. и др. Навигационное обеспечение современных вычислительных процессов и корабельных вычислительных процессов. -Сб. /Судостроение за рубежом, 1978, вып.4, с.56−64.
  39. А.Г., Козляков В. В., Матюхин А. В. Опыти перспективы использования на судах ММФ настольных программирующих мини-ЭВМ.-М.: ЦБНТИ ММФ, 1978, с.3−12 /Безопасность мореплавания. Вып.3(103)/.
  40. Л.Я., Потерина О. С. Компьютер-верфь-корабль-Л.: „Судостроение“, 1981.
  41. Ю.Г., Якушенков А. А., Лапий В. Новая система автоматизации судовождения. -Морской флот, 1977,7, с.30−32.
  42. М.П., Соколов Н. И. Автоматизация судовождения и решения эксплуатационных задач.-Судостроение, 1981, В 9, с.7−9.
  43. Ю.Д. О роли штурмана в АНК.-Судостроение, 1981, № 6, с.38−42.
  44. В.П., Ривкин Б. С. Автоматизация решения навигационных задач на морских судах.-Судостроение, 1977, & 6, с.37−39.
  45. .П., Орлов В. А., Шило В. Ю. Автоматизация навигационных и промысловых расчетов. Мурманское книжное издательство, 1977. — 175 с.
  46. Исследование уровня автоматизации морских судов.
  47. Отчет по теме) /Одесск.высш.инж.мор.уч-ще- Руководитель темы А. М. Стафеев. № ГР 77 050 420-Инв. № Б 665 627.-М., 1977. 195 с.
  48. Исследования уровня автоматизации морских судов, (отчет по теме) /Одесск.высш.инж.мор.уч-ще- Руководитель темы А. М. Стафеев. № ГР 78 057 362- Инв. № Б 745 930 — М., 1978. 245 с.
  49. Автоматизация обработки общесудовой информации (Отчет по теме) /Одесск.высш.инж.мор.уч-ще-1^ководитель темы А. М. Стафеев. № ГР 80 000 752- Инв. № Б 824 898 — М., 1979. 105 с.
  50. Автоматизация обработки общесудовой информации. (Отчет по теме) /Одесск.высш.инж.мор.уч-ще- Руководитель темы А. М. Стафеев. № IT 80 052 787- Инв.? Б 936 587 — М., 1980. 157 с.
  51. Проблемно-ориентированный комплекс обработки общесудовой информации на базе мини-ЭВМ (задачи и алгоритмы) / А. А. Бакаев, B.C. Петухов, В. Л. Ревенко и др.-Киев, 1980. 51 с — (Препринт / АН УССР, Ин-т Кибернетики- 80−70).
  52. Вопросы совершенствования работы морского пассажирского флота на основе средств экономико-математического моделирования и вычислительной техники. /А.А.Бакаев,
  53. В.С.Петухов, В.I.Ревенко и др. Киев, 1981. — 286 с.-Рукопись деп. ВИНИТИ, Jfc 4398 — 81 Деп.
  54. В.М. Введение в АСУ. Киев.: Техн ка, 2974. — 319 с.
  55. А.А., Яковенко В. Г., Погребной Е. П. Справочник разработчика АСУ.-М.: Экономика, 1978. 584 с.
  56. В.М. Автоматизированные системы управления сегодня и завтра.-М.: Мысль, 1976
  57. В.Т., Долгочуб В. Т. Применение микрокалькуляторов на судах.-М.: ЦБНТИ ММФ, 1981.- 31 с./Судовождение и связь. Вып. 7(142)/.
  58. Г. Надежность программного обеспечения (пер. с англ.). -М.: Мир, 1980. 360 с.
  59. Ю.К. Исследование использования навигационного оборудования морских транспортных судов.-М.:ЦБНТИ ММФ, 1979. 245 с.
  60. Н.П. Миникомпьютеры.-М.: Наука, 1979.272 с.
  61. А.В. Мини-ЭВМ в экспериментальной физике.-М.: Атомиздат, 1975. 288 с.
  62. . Мини-ЭВМ в системах обработки информации.-М.: Мир, 1976. 520 с.
  63. Я.И. и др. О проблемной ориентации мини-ЭВМ.-Управляющие системы и машины, 1973, № 6, с.45−49.
  64. Ю.П. и др. Основы построения АСУ.-М.:Сов. радио, 1977. 304 с.
  65. А.А. и др. Исследование и анализ потоков информации на промышленных предприятиях.-М.: Наука, 1970.
  66. Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию автоматизированных систем управления предприятиями и производственными объединениями.-М.: Статистика, 1977.
  67. А. П. Лесков М.М. Навигация.-М.Транспорт, 1972. 360 с.
  68. Л.А., Аксютин Л. Р. Управление судами и шторм.-М.: Транспорт, 1973. 109 с.
  69. Ю.Я., Шестопалов В. И. Система управления среднеоборотными дизелями с винтом регулируемого шага и выбор рациональных режимов их эксплуатации. -Одесса. ЧМП. Бюллетень технической информации Jfc I. 17 с.
  70. В.И. Импульсная радионавигационная система „Лоран“. М.: Транспорт, 1964. — 131 с.
  71. В.И., Никитенко Ю. И. Фазовая радионавигационная система „Декка-Навигатор“.-М.: Транспорт, 1961. 151 с.
  72. М.И., Улышн Ю. М. Исследование разностно-дальномерных импульсных и фазовых радионавигационных систем. -М.: ЦРИА „Морфлот“, 1981. 61 с.
  73. В.Т. Определение места судна по импульсным РНС. -М.: Транспорт, 1975. 64 с.
  74. Ю.И. О численных значениях фазовой скорости распространения радиоволн и уточнение методики введения поправок за распространение радиоволн в фазовых РНС. -Л.: Труды ЦНИИМФ, 1961, вып.39, с.41−54.
  75. А.И. Расчет постоянных поправок РНС :Дек-ка».-М.: ЦБНТИ ММФ, 1977, с.15−24. / Судовождение и связь. Вып. 7(102)/.
  76. В.Ф. Математические основы автоматизации решения задач мореходной астрономии. М.: Рекламинформбюро ММФ, 1977. — 52 с.
  77. .И. Мореходная астрономия. -М.:Транспорт, 1978. 304 с.
  78. Астрономический ежегодник СССР на 1980 г.-Л.: Наука, 1977.
  79. А. Г. Подчасов В.И. Опыт использования ЭКВМ «IME-40I» для вычислений при производстве астрономических обсерваций.-М: ЦЕНШ ММФ, 1978.
  80. Мини-ЭВМ. Под ред.Э.Опперля. Пер. с англ. М.:Мир, 1975. 101 с.
  81. Н.Н. Елок математического обеспечения для ЭВМ мСаратов-2″. Одесса.: Информационный листок ОЦНТИ, УкрНИИНТИ Госплана УССР, 1979. № 133.-4.0.
Заполнить форму текущей работой