Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Автоматизация и гибридное моделирование дискретно-непрерывных технологических процессов управления транспортом газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе выполнен анализ методов и моделей компонентов газотранспортной системы. В результате анализа функционирования технологических объектов транспорта газа были вскрыты основные специфические по сравнению с традиционными объектами управления свойства. Показано, что выявленные особенности необходимо учитывать при создании систем оперативного управления объектами газотранспортной системы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ
    • 1. 1. Характеристика технологических процессов транспорта газа
    • 1. 2. Диспетчерское управление объектами транспорта газа
    • 1. 3. Свойства технологических объектов транспорта газа
    • 1. 4. Многокритериальная оптимизация и процедуры принятия решений по управлению ГТС
    • 1. 5. Расчетная модель стационарного режима газовых поотоков
    • 1. 6. Анализ принципов создания систем поддержки принятия решений
  • Выводы по главе 1
  • 2. ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ПРОЦЕССНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. Разработка формализованного мультиграфового представления газотранспортной системы
    • 2. 2. Формирование процессного описания поведения динамической модели газотранспортной системы
      • 2. 2. 1. Действия над процессами
      • 2. 2. 2. Формальное определение процесса
      • 2. 2. 3. Понятие трассы процесса
      • 2. 2. 4. Замена состояний процесса
    • 2. 3. Процессное описание моделей компонентов газотранспортной системыбО
      • 2. 3. 1. Модель изотермического движения газа
      • 2. 3. 2. Расчетная модель квазистационарного режима
    • 2. 4. Операции над процессами компонентов ГТС
  • Операции на процессах с СО
  • Преобразование процессов с передачей сообщений в процессы с СО
    • 2. 5. Агрегирование моделей технологических процессов транспорта газа
  • Выводы по главе 2
  • 3. РАЗРАБОТКА ДИСКРЕТНО-НЕПРЕРЫВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ НА ОСНОВЕ ГИБРИДНОЙ АВТОМАТНОЙ СХЕМЫ
    • 3. 1. Обобщенный гибридный автомат мультиграфовой модели
      • 3. 1. 1. Гибридное время
      • 3. 1. 2. Правила интерпретации протяжки времени гибридного автомата
      • 3. 1. 3. Принцип синхронной композиции гибридных автоматов
      • 3. 1. 4. Правила интерпретации синхронного параллельного гибридного автомата
    • 3. 2. Объекты формирования управляющих воздействий
      • 3. 2. 1. Моделирование ГПА и компрессорных станций
      • 3. 2. 2. Моделирование газораспределительных станций
      • 3. 2. 3. Моделирование подземных хранилищ газа
    • 3. 3. Задача управления потоками в газотранспортной системе
      • 3. 3. 1. Формализованное представление управляемой сети
      • 3. 3. 2. Пример расчета вектора управления
      • 3. 3. 3. Постановка задачи выбора управляющих воздействий для перераспределения потоков
  • Выводы по главе 3
  • 4. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНО-НЕПРЕРЫВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ
    • 4. 1. Программные аспекты моделирования и создания систем поддержки принятия решений управления ГТС
    • 4. 2. Алгоритмическая структура гибридного дискретно-событийного моделирующего алгоритма
    • 4. 3. Практическая реализация результатов работы для газотранспортного предприятия и в учебном процессе
      • 4. 3. 1. Гибридное моделирование в системах поддержки принятия диспетчерских решений
      • 4. 3. 2. Интегрированная среда моделирования в тренажерных комплексах и
  • Выводы по главе 4

Автоматизация и гибридное моделирование дискретно-непрерывных технологических процессов управления транспортом газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее актуальными проблемами диспетчерской службы газотранспортного предприятия являются задачи обеспечения безопасной эксплуатации и улучшение управления процессами транспорта газа. Для решения данных задач разрабатываются и внедряются системы диспетчерского управления и системы автоматизации, включая системы телемеханики. Системы телемеханики обеспечивают удаленный контроль за территориально-распределенными объектами, информационную поддержку работы диспетчера, обеспечивают ретрансляцию на исполнительные устройства поданных диспетчером команд телеуправления или телерегулирования. В штатном режиме работы объектов данные, полученные телемеханикой, являются основой для анализа режима работы технологических объектов и принятия решений по его оптимизации. В аварийных ситуациях данные, контролируемые телемеханикой, позволяют диагностировать разрывы трубопроводов и другие аварийные ситуации, определять место аварии и осуществлять локализацию (отключение) аварийного участка.

Однако при использовании «традиционной» системы телемеханики и диспетчерского управления задачу анализа ситуации и принятия решений решает человек-диспетчер. В условиях необходимости принятия ответственных решений в ограниченные сроки (особенно при локализации аварий) и на основе анализа многокритериальных данных нагрузка на диспетчера существенно возрастает. Задача принятия решений усложняется при необходимости анализа технологического объекта сложной структур, например, закольцованной трубопроводной системы перемычками и различными вариантами потоков газа.

Задачами систем поддержки принятия решений (СППР) являются: помощь диспетчеру в анализе текущего режима работы объекта, автоматизация идентификации аварийных ситуаций и выдача диспетчеру рекомендаций по их локализации и устранению при максимальном сохранении работоспособности газотранспортной системы или другого технологического объекта в целом. Поставленные задачи решаются СППР за счет первичной автоматической обработки данных, поступающих от систем телемеханики и других систем, проведения расчетов и моделирования режимов работы объекта, а также применения компонентов экспертной системы в виде правил с описанием возможных ситуаций в системе с соответствующими рекомендациями диспетчеру.

Исходя из вышесказанного, особую роль приобретает автоматизация информационной поддержки принятия решений в области управления газопроводами и другими распределенными объектами. Системы, решающие подобные задачи, не должны быть запрограммированы жестко, раз и навсегда — они должны динамично развиваться, адаптироваться к новым, изменяющимся условиям, гибко и оперативно перестраивать алгоритмы функционирования. Фактически речь идёт о реализации элементов искусственного интеллекта в диспетчерском управлении, что и определяет актуальность темы диссертации.

Целью работы является повышение эффективности управления технологическими процессами транспорта газа за счет разработки методов и моделей газотранспортной системы интегрированных в систему поддержки принятия решений. Для решения указанной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

• системный анализ методов и моделей управления газотранспортной системой с учетом специфики технологических процессов;

• исследование моделей компонентов газотранспортной системы и параметрическое описание их взаимосвязи;

• разработка процессно-ориентированного подхода к формализованному представлению технологических процессов транспорта газа;

• разработка дискретно-непрерывных моделей управления газотранспортной системой в виде гибридного автомата;

• разработка модели динамического управления потоками в газотранспортной сети;

• формирование интегрированной структуры системы информационной поддержки и моделирования процессов управления процессами поставки газа.

Научную новизну составляют методы и модели газотранспортной системой интегрированные в систему поддержки принятия решений по выбору режимов управления перераспределением газовых потоков. На защиту выносятся:

• параметрическое описание взаимосвязи математических моделей компонентов газотранспортной системы;

• формализованное представление технологических процессов транспорта газа на базе процессно-ориентированного подхода;

• дискретно-непрерывные модели управления газотранспортной системой в виде гибридного автомата;

• модели динамического управления потоками в газотранспортной сети.

В первой главе выполнен анализ методов и моделей компонентов газотранспортной системы. В результате анализа функционирования технологических объектов транспорта газа были вскрыты основные специфические по сравнению с традиционными объектами управления свойства. Показано, что выявленные особенности необходимо учитывать при создании систем оперативного управления объектами газотранспортной системы. Необходимо иметь возможность изменения алгоритмов управления в зависимости от ситуации на объекте и объяснять принимаемые решения.

Отмеченные особенности и другие особенности, приведенные в диссертации, необходимо учитывать при создании систем оперативного управления объектами газотранспортной системы. Вышеотмеченные особенности технологических процессов добычи и транспорта газа накладывают серьезные ограничения на системы управления этим процессом, придавая каждой системе как общие для конкретного процесса, так и специфические, присущие только ей, черты.

Во второй главе диссертации решается задача формализованного описания процессов функционирования отдельных компонентов газотранспортной системы и разработки аппарата интеграции компонентов в комплексную модель. В основу построения формализованного описания положено понятие процесса.

Одной из основных задач в данной ситуации — поиск управления конфигурациями сети и давлениями на выходе узлов (компрессорных станций) для обеспечения управления газтранспортной системой как в штатном, так и в аварийном режиме функционирования в соответствии с выбранными критериями.

Следующая задача, заключается в формализованном описании операций над процессами транспорта газа с учетом нестационарных режимов, и наличии переходных процессов в случае изменений управления конфигурацией транспортной сети.

Вместе с формальным представлением схем описания отдельных технологических процессов, разработанные в диссертации операции редукции и склейки процессов позволяют моделировать процессы управления газотранспортной системой в условиях нестационарности.

В третьей главе диссертации ставится и решается задача разработки моделей поведения системы управления в виде дискретно-непрерывных процессов на основе гибридных автоматов.

В диссертации выполнена привязка каждой дуги базовой сети к определенной компоненте вектора управления. При некоторых значениях компоненты вектора управления связанная с ней дуга исключается из базовой сети, определяя тем самым одну из конфигураций сети. Одна и та же компонента вектора управления может быть связана с несколькими дугами сети. При одних значениях данной компоненты вектора управления некоторые связанные с компонентой дуги исключаются из сети, а другие — нет.

Для каждой дуги базовой управляемой сети задается конечное множество значений, которые может принимать связанная с данной дугой компонента вектора управления и при которых дуга не исключается из базовой сети. Максимальное число возможных конфигураций базовой сети при этом не превосходит мощности множества значений вектора управления.

В четвертой главе с целью снижения временных затрат и повышения вероятности принятия правильного решения система диспетчерского управления была дополнена системой поддержки принятия решений, включающей гибридно-автоматную модель управления. Система поддержки принятия решений предназначена для оказания помощи диспетчеру в анализе текущего режима работы газотранспортной системы, включая идентификацию участка разрыва трубопровода, сигнализацию происшествий, классифицируемых как разрыв на участке трубопровода, представление диспетчеру справочной и рекомендательной информации при максимальном сохранении работоспособности ГТС в целом. К справочной информации относятся данные об участке обнаружения разрыва и его основных характеристиках. К рекомендательной — набор указаний по локализации участка, нацеленных на информационную поддержку анализа происходящих процессов и тенденций, сужение круга рассматриваемых вариантов и сценариев развития.

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, предварительным статистическим анализом процессов обработки информации в распределенных информационных системах предприятий по транспорту газа, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения результатов работы на ряде предприятий.

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования. Они представляют непосредственный интерес в области автоматизации управления газотранспортной системой.

При разработке методов и формальных моделей компонентов технологических процессов в диссертации использовались методы общей теории систем, математического программирования, теории графов, теоретико-множественного аппарата и др.

Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде предприятий, а также используются в учебном процессе на кафедре АСУ МАДИ (ГТУ).

Результаты, полученные при выполнении работы, могут найти дальнейшее развитие и применение для анализа и решения широкого класса задач по автоматизации и управлению технологическими процессами на газовых промыслах сложной структуры.

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

• на научно-техническом Совете ОАО «НПО Промавтоматика»;

• на заседании кафедры АСУ МАДИ (ГТУ).

Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований составляет актуальное направление в сфере теоретических и практических методов принятия решений в области комплексной автоматизации газотранспортной системы.

Материалы диссертации отражены в 9 печатных работах.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 135 страницах машинописного текста, содержит 36 рисунков, 2 таблиц, список литературы из 103 наименований и приложения.

Основные выводы и результаты работы.

1. Проведен системный анализ методов и моделей управления газотранспортной системой с учетом специфики технологических процессов транспорта газа, который показал необходимость использования средств интеллектуальной поддержки процессов управления транспортом газа.

2. Разработан аппарат формирования интегрированной структуры системы информационной поддержки и гибридного моделирования процессов управления поставками газа в штатных и аварийных режимах.

3. Разработаны механизмы взаимодействия моделей компонентов газотранспортной системы, отражающие основные зависимости между потоками, плотностью, температурными режимами, а также предложен механизм параметрического описания их взаимосвязи в интегрированной среде моделирования.

4. Разработано формализованное описание процессов транспорта газа, где каждый формальный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов по предложенной параметрической схеме, что позволяет в рамках единой методики создать аналитико-имитационную модель оценки эффективности всего процесса управления.

5. Разработано формализованное процессно-ориентированное описание технологических процессов транспорта газа, учитывающее динамический нестационарный характер изменения давления.

6. Разработана дискретно-непрерывная модель управления газотранспортной системой в виде гибридного автомата, совмещающая элементы дискретной сети управляемых потоков и непрерывные модели описания объектов ГТС, которая позволяет в рамках единого описания оценить параметры технологических процессов и рассчитать динамические управляющие воздействия.

7. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения на ряде предприятий, а также используются в учебном процессе в МАДЩГТУ).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Ф., Алиев Р. А., Новоселов В. Ф. и др. Техника и технология транспорта и хранения нефти и газа. -М.: Недра, 1992. — 320 с.
  2. Автоматизированная система управления технологическими процессами установки комплексной подготовки газа (УКПГ-ЗС) Заполярного газонефтеконденсатного месторождения. Техническое задание. Саратов. 2003.
  3. АО «АтлантикТрансгазСистема». Перспективы разработки. Приборы и Системы. Управления, Контроль, Диагностика, № 5, 2002. С. 20−21.
  4. М.А., Лазаревич С. В., Шайхутдинов А. З., Продовиков С.П, Нахшин Г. С. Опыт создания и внедрения систем автоматического управления. М.: Газовая промышленность № 8, 2006.
  5. М.А., Продовиков С. П., Назаров О. В., Яковлев В. Б. и др. Автоматизация процессов газовой промышленности. Спб.: Наука, 2003.
  6. Т.М., Ланчаков Г. А., Технология обработки газа и конденсата. М: НЕДРА, 1999.
  7. Е.Г. Об одной многокритериальной задаче распределения заданий. Маршрутно-распределительные задачи. :Урал. гос. техн. ун-т. -Екатеринбург, 1995. — С.4−9.
  8. В.Г., Митрофанов Ю. И., Ярославцев А. Ф. Пакет прикладных программ для математического моделирования сетевых систем // XI Всесоюз. школа-семинар по вычислительным сетям: Тез. докл. М.: ВИНИТИ, 1986. 1. Ч.Ш. С. 145−150.
  9. Л.И., Богданов Н. К., Лыков А. Г. О решении задачи размещения оборудования при создании системы телемеханики нефтегазового промысла // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика, 2003. № 5. — С.34−36.
  10. Л.И., Богданов Н. К., Панькин К. В., Лыков А. Г. Применение методов графического анализа при решении задачи, размещенияоборудования системы телемеханики нефтегазового промысла // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика, 2004. № 1.
  11. Л.И., Илюшин С. А., Лавров С. А., Сушков С. И., Лыков, А .Г. Система сбора, передачи и обработки информации неэлектрифицированных кустов газовых скважин // Промышленные АСУ и контроллеры, 2004. № 1.
  12. Д., Галлагер Р. Сети передачи данных: Пер. с англ. -М.: Мир, 1989. 544 с.
  13. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. -М.: Статистика, 1980.
  14. Л.Б. Управление потоками данных в сетях ЭВМ. -М.: Энергоатомиздат, 1984. 168 с.
  15. В.Н., Панова Л. Н., Шнейдерман М. В. Получение и анализ экспертной информации.-М:Изд-во Института проблем управления, 1981.
  16. А.Г., Пустыльников Л. М., Теория управления системами с распределенными параметрами. — М.: Недра, 1980.
  17. А.Ф., Мусаев А. А., Нозик А. А., Шерстюк Ю. М. Концептуальные основы информационной интеграции АСУ ТП нефтеперерабатывающего предприятия. СПб: Альянс-строй, 2003.
  18. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем М.: Мир, 1981.Т. 1.-336 с.
  19. В.М. О системной оптимизации Кибернетика.- 1980.-№ 5.- С.1−6.
  20. ГОСТ 34.003−90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Термины и определения //Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. М.: Комитет стандартизации и метрологии СССР, 1991.
  21. А.А., Стакун В. А., Стакун JI.A. Математические методы построения прогнозов. М., Радио и связь, 1997. — 112с.
  22. Е.Г. Прогнозирование стационарных процессов с помощью оптимальных линейных систем. С.-Петерб. гос. электротех. ун-т. -СПб, 1995.-37с.
  23. Д., Барбер Д., Прайс У. и др. Вычислительные сети и сетевые протоколы. М.: Мир, 1982. — 562 с.
  24. В.В. Метод построения математических моделей сложных дискретных систем и процессов. Вестник МГТУ. Сер. Машиностроение. — 1993. — № 1. — С. 14−19.
  25. Ю.Н., Умрихин Ю. Д., Черкасов Ю. Н. Методология системного подхода к разработке организационных структур управления большими системами. М., Минрадиопром, 1981.- 82 с.
  26. М., Соломатин Е. Средства добычи знаний в бизнесе и финансах // Открытые системы. 1997. — № 4. — С. 41- 44.
  27. Н.С., Мешельский В. М. Режимы взаимодействия неоднордных распределенных конкурирующих процессов. Кибернетика и сист. анал. — 1997. — № 3. -С.31−43.
  28. Т., Бегг К., Страчан А. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. — М.: Вильяме, 2001. -1120с.
  29. В.В., Гареев А. Ф., Васютин С. В., Райх В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. // М.: Нолидж, 2001
  30. С. Маллинс. Администрирование баз данных. Полное справочное руководство по методам и процедурам. М.: Кудиц-образ. 2003. -752с.
  31. Н., Иванов П. Продукты для интеллектуального анализа данных // ComputerWeek-Москва, 1997. — № 14−15. — С. 32−39.
  32. Г. В., Яковлев С. А. Информационные сети АСУ и вопросы автоматизации их проектирования // Автоматизация проектирования АСУП: Сб. статей. Киев: Знание, 1976. — С. 13−15.
  33. Г. В., Яковлев С. А. Нахождение кратчайших путей в сети с многократной вариацией структуры // Теория и практика программирования на ЭВМ: Тез. докл. VI Всес. шк.-сем. Владивосток, 1977.-С. 85−87.
  34. И.В. Инструментарий для интеграции разнородных подсистем // Мир компьютерной автоматизации. 2000. № 1.
  35. В.М., Добровольский С. М. Вероятностные модели и статистические методы анализа и обработки информационных потоков. -Фунд. пробл. мат. и мех. Мат.Ч.1.:МГУ. -М., 1994. С. 152−153.
  36. Л.С. Оптимизация больших систем. М.: Наука, 1975.431 с.
  37. Н.М., Виноградская Т. М., Рубчинский А. А. и др. Теория выбора и принятия решений. М.: Наука, 1982.
  38. Е.Ю. Некоторые алгоритмы последовательной оптимизации в маршрутно-распределительных задачах. Маршрутно-распределительные задачи: Урал. ГТУ — Екатеринбург, 1995. — С.63−82.
  39. М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978.- 344 с.
  40. И.А., Богатырев В. А., Кулешов А. П. Сети коммутации пакетов. М.: Радио и связь, 1986. — 408 с.
  41. Ю.И., Беляков В. Г., Кондратова Н. А., Ярославцев А. Ф. Об одной реализации метода конволюции для сетевых моделей обслуживания // XVI Всесоюз. школа-семинар по вычислительным сетям: Тез. докл. М: ВИНИТИ, 1991, Ч.Ш. — С. 154−158.
  42. А.А., Шерстюк Ю. М. Интеграция автоматизированных систем управления крупных промышленных предприятий: принципы, проблемы, решения // Автоматизация в промышленности. 2003. № 10.
  43. А.Л. Проектирование АСУТП. Методическое пособие. Книга 1. Спб.: Издательство ДЕАН, 2006. — 552 с.
  44. Н.С. Создание систем автоматизированного управления в добычи газа. М.: Недра, 2001.
  45. Основные положения по автоматизации, телемеханизации и созданию информационно-управляющих систем предприятий добычи и подземного хранения газа. РАО «Газпром». 1997.
  46. Основные положения по автоматизации, телемеханизации и созданию информационно-управляющих систем предприятий добычи, переработки, транспорта газа, газового конденсата (нефти) и подземного хранения газа. ОАО «Газпром». 2003.
  47. В.М. Характеристики распределенных автоматизированных систем управления и ПТК. — М.: Промышленные АСУ и контроллеры № 10, 2002.
  48. Отраслевая система оперативно-диспетчерского управления ЕСГ России. Часть II. Требования к системам управления добычей и подземным хранением газа. ОАО «Газпром». 1999.
  49. B.C., Вербило А. С. Автоматизированная система диспетчерского управления ГТС. // Газовая промышленность. Серия: автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности. 2001.
  50. В.Е. Проектирование SCADA систем. — М.: Изд-во РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2000.
  51. Д.А. Ситуационное управление, теория и практика. -М.: Наука, 1986.- 288 с.
  52. И.А., Прошин Д. И., Прошин А. И. Методика выбора математической модели при обработке экспериментальной статистической информации. Пенз. ГТУ — Пенза, 1997. — 20с.
  53. И.А., Прошин Д. И., Прошин А. И. Методика обработки экспериментально-статистической информации. — Пенз. ГТУ Пенза, 1997. — 29с.
  54. В.В. Системы управления объектами газовой промышленности. — М.: Серебряная нить, 2004. -440л.
  55. В.В., Самарин А. А., Чернов В. М. и др. Система оперативного управления процессом добычи газа и конденсата на Оренбургском НГКМ. -М.: Газовая промышленность № 3, 2002.
  56. А.В., Бернер Л. И., Илюшин С. А. АО «АтлантикТрансгазСистема» 10 лет на рынке автоматизации. //
  57. Промышленные контроллеры АСУ. Научно-технический производственный журнал. № 5, Май. М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 2002 г. — С. 2 -3.
  58. А.В. Система поддержки принятия решения в АСУТП / А. А. Балабанов, А. В .Рощин, А. П. Баринов, Р. П. Лукащук // Методы прикладной информатики в автомобильно-дорожном комплексе. Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ), 2007 С.65−70.
  59. А.В. Особенности технологии газовой отрасли как объектов автоматизации управления / А. А. Балабанов, А. В. Рощин // Методы прикладной информатики в автомобильно-дорожном комплексе. Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ), 2007 С.94−100.
  60. А.В. Программный комплекс автоматизации задач диспетчерского управления «АСОДУ» в составе комплекса СПУРТ /А.В. Рощин //Логистическая поддержка процессов управления: сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). М., 2009. — С.60−65.
  61. АВ., Бернер Л. И. Функции автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления /А.В. Рощин //Логистическая поддержка процессов управления: сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). М., 2009. -С.66−74.
  62. О.Н. Планирование и организация ускоренного статистического моделирования сложных производственно-экономических комплексов. Изв. РАН Теор. и сист. упр. — 1997. — № 2. — С.117−123.
  63. В. Д. Методы и средства проектирования информационных систем. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2000. -64 с.
  64. С.А. Расчетные методы и алгоритмы (трубопроводный транспорт газа). М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2005. — 577 с.
  65. Синицкий А.Р. SCADA пакеты для САУ газоперекачивающими агрегатами и компрессорными цехами. — М.: Промышленные АСУ и контроллеры № 3, 2000.
  66. Р. Единственный путь повышения эффективности производства интеграция «снизу — вверх». — Мир компьютерной автоматизации. 2000.№ 1.
  67. .Ф., Герман В. Т. Автоматическое управление газопромысловыми объектами. М., «Недра», 1976.
  68. Г. М. Обоснование экономической эффективности капитальных вложений с использованием методов оптимизации. Экон. и мат. моделир. — 1997. — 33, № 1. — С.26−37.
  69. Технические требования на создание АСУ ТП установки комплексной подготовки газа (УКПГ-1С) Заполярного газонефтеконденсатного месторождения. ОАО «Газпром». 2000.
  70. Г. М., Алиев Р. А., Кривошеев В. П. Методы разработки интегрированных АСУ промышленными предприятиями. М.: Энергоатомиздат, 1983.
  71. М.А. Разработка вероятностно-статистических методов построения, анализа и синтеза моделей конфликтных управляющих систем обслуживания. Фунд. пробл. мат. и мех. Мат.Ч.1.:МГУ. -М., 1994. -С.149−151.
  72. А.З., М.А. Балавин, С. П. Продовиков, О. В. Назаров, В. Б. Яковлева, Автоматизация процессов газовой промышленности. Москва — Санкт Петербург, 2003.
  73. В.В. Некоторые задачи планирования имитационного эксперимента. Тр.конф.мол.уч.ВЦ СО РАН. Новосиб.март. — Новосибирск, 1995. -С.200−212.
  74. М. Сети связи: протоколы, моделирование и анализ: Пер. с англ. М.: Наука, 1992. — 4.1. — 336 с. — Ч.Н. — 272 с.
  75. Л.Н. Введение в искусственный интеллект. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 176 с.
  76. Bernardo М., Donatiello L., Gorrieri R. A formal approach to the integration of performanceaspects in the modeling and analysis of concurrent systems. Information and Computation. — 1996. — v.144, № 2. — P.83−154.
  77. Blackshire J. Digital PIV (DPIV) Software Analysis System. NASA/CR-97−206 285, December 1997. — P. 27.
  78. Bostel A.J., Sagar V.K. Dynamic control system for AGVs. Comput. and Contr. Eng. — 1996. — 7,№ 4. — P. 165−176.
  79. Christopher A. Kennedy and Mark H. Carpenter, Comparison of Several Numerical Methods for Simulation of Compressible Shear Layers. NASA TP-3484, December 1997. — P.62
  80. Classification and related methods of data analysis/ ed. Bock H. -Amsterdam: NORTH-HOLLAND, 1988.- 749 p.
  81. Courtoils P.J. Decomposability queueing and computer system applications. New York: Academic Press, 1977. — 284 p.
  82. Fayyad U.M. et al., eds. Advances in Knowledge Discovery and Data Mining, AAAI/MIT Press, Menlo Park, Calif., 1996.
  83. Frawley W.L., Piatetsky-Shapiro G., Matheus C.J. Knowledge discovery in database: An overview. AI Magazine. 1992. — № 13(3). — P. 57−70.
  84. E., Pujolle G. «The behaviour of a single queue in a general queueing network.» Acta Imformatica, 1976, v.7, № 2, P.123−136.
  85. Haekhe C., Natter M., Som Т., Otrula H. Adaptive methods macroeconomic forecasting. -Int.J.Intell.Syst. 1997. — 8, № 1. -P.l-10.
  86. Jer-Nan Juang and Minh Q. Phan, Recursive Deadbeat Controller Design/ NASA TM-112 863, May 1997. — P.27
  87. Joslin R. Direct Numerical Simulation of Evolution and Control of Linear and Nonlinear Disturbances in Three-Dimensional Attachment-Line Boundary Layers. NASA TP-3623, 1997. — P.39.
  88. Jun K.P. Approximate analysis of arbitrary configurations of queuing networks with blocking and deadlock // Proc. of the First Intern. Workshop, Raleign, NC, USA, May 1988. Amsterdam: North-Holland, 1989. — P. 259−279.
  89. Kramer W., Langenbach-Belz M. Approximation for the delay in theAqueueing systems GI | GI | 1. Congressbook, 8 ITC, Melbourne, 1976.
  90. Ming-Yang K., Reif J., Tate S. Searching in an unknown environment: An optimalrandomized algorithm for the cow-path problem. Information and Computation. — 1996. — v. 131, № 1. — P.63−79.
  91. Nishizawa К. A method to find element of cycles in a incomplete directed graph an its applications binary ANP and Petri nets. — Comput. and Math. Appl. — 1997. — 33, № 9. — P.33−46.
  92. Punch W. The Problem-Dependent Nature of Parallel Processing in General Programming. Proc. First Int. Conf. On Evolutionary Computation and Its Applications. June 24 — 27, Moscow. — 1996. — P. 154−164.
  93. Ralescu A. A Note on Rule Representation in Expert Systems//Information Sciences. 1986. — v.38, № 2. — P. 193−203.
  94. Steward W.J. Recursive procedures for the numerical solution of Marcov chains// Proc. of the First Intern. Workshop, Raleigh, NC, USA, May 1983.- Amsterdam: North-Holland, 1989. P. 229−247.
  95. Wallace V.L. Toward on algebraic theory of Marcovian networks// Proc.Symp.Computer Communications Network and Teletraffic. 1972. — P. 397 408.
Заполнить форму текущей работой