Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижения науки, техники, культуры, уровень развития интереса школьников к событиям внутренней и международной политической и духовной жизни поставили их перед объективной необходимостью самостоятельно обновлять и пополнять свои знания. Поэтому учащимся необходимо освоить работу с получаемой информацией, т. е. развивать и совершенствовать культуру учебной деятельности, овладевая умениями… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Культура учебной деятельности в аспекте психологопедагогических исследований
    • 1. 1. Культура учебной деятельности как объект педагогического исследования
    • 1. 2. Учебная деятельность в психологии: специфика структуры и содержания
  • Выводы
  • Глава 2. Научные основы формирования культуры учебной деятельности
    • 2. 1. Психолого-педагогические условия реализации культуры учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе
    • 2. 2. Оптимизация познавательных процессов как педагогическое условие функционирования культуры учебного труда
  • Выводы
  • Глава 3. Педагогическая система формирования культуры учебной деятельности младших школьников
    • 3. 1. Исходные положения экспериментальной работы по формированию культуры учебной деятельности
    • 3. 2. Структура и содержание работы по формированию и развитию культуры учебной деятельности
  • Выв0ды.*

Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная ситуация общественного развития с ее стремлением гуманизировать социальные институты обусловила преобразования во всех функциональных системах, в том числе и в педагогической. Изменения в системе образования направлены на преодоление противоречий между традиционной организацией педагогического процесса и закономерностями развития личности, между содержанием педагогического процесса и потребностями будущего члена общества. Не случайно важнейшими задачами современного образования являются обеспечение интеллектуального развития учащихся, создание условий, в которых будет предоставлена возможность обучающимся реализовать свой творческий потенциал через процесс непрерывного развития личности, ориентированной на овладение способностями самостоятельно приобретать функциональные знания и умения.

Достижения науки, техники, культуры, уровень развития интереса школьников к событиям внутренней и международной политической и духовной жизни поставили их перед объективной необходимостью самостоятельно обновлять и пополнять свои знания. Поэтому учащимся необходимо освоить работу с получаемой информацией, т. е. развивать и совершенствовать культуру учебной деятельности, овладевая умениями, направленными на получение знаний. Под культурой учебной деятельности в исследовании понимаются побуждаемые адекватными мотивами (или мотивами собственного роста, собственного совершенствования) совокупность и система качеств, умений и навыков личности, способствующих свободному ориентированию в учебном материале и успешному овладению им.

Современная теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения, основы которой были заложены И. Гербертом, А. Дистервегом, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, в нашей стране — М. Я. Басовым, П. Ф. Капте-ревым, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. П. Нечаевым, К. Д. Ушинским, а также крупнейшими представителями педагогической психологии середины.

XX столетия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.).

В основе формирования культуры учебной деятельности младших школьников лежит принцип познавательной активности. В педагогической литературе накоплены данные по проблеме познавательной активности (труды П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского). Дидактический аспект (принципы, методы и формы обучения) исследован Ю. К. Бабанским, М. А. Даниловым, И. Т. Огородниковым, М. Н. Скаткиным и др.

Дидакты рассматривали и частные вопросы, например, связанные с проблемой активизации учения: самостоятельная работа учащихся исследовалась А. В. Даринским, Б. П. Есиповым, Н. А. Половниковой и др.- познавательная самостоятельность учащихся — Д. В. Вилькеевым, И. Я. Лернером, М. И. Мах-мутовыминтерес и познавательная потребность — Л. И. Божович, В. С. Ильиным, Ю. В. Шаровымпути воспитания познавательной активности на уроке, во внеклассной и внешкольной работе — В. В. Беловой, А. 3. Иоголевичем, Г. Ц. Молоновым, Е. А. Тереховой и др.

Определенный вклад в решение проблемы формирования культуры учебной деятельности школьников в последние десятилетия внесли работы Н. Ф. Добрынина, Н. Г. Морозовой, В. В. Репкина, Н. Ф. Харламова, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной.

Многообразие подходов к исследованию проблемы формирования культуры учебной деятельности младших школьников, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой, — многоаспектное&trade-. Именно последнее обстоятельство определяет необходимость вновь обратиться к данной тематике в свете новых социальных условий.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования культуры учебной, деятельности школьников обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников в структуре системы непрерывного образования?

Реферируемое исследование проводилось в стандартных условиях рабочей деятельности учащихся начальной школы, овладевающих культурой осуществления учебного труда на уроках русского языка, литературного чтения, математики и природоведения.

Цель исследования состоит в научном обосновании и разработке педагогических условий и методики формирования культуры учебной деятельности младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования культуры учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия и методика формирования культуры учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность формирования культуры учебной деятельности учащихся начальных классов можно повысить, если:

• формировать положительную мотивацию учения школьников;

• целенаправленно развивать познавательные процессы учащихся (внимание, восприятие, память, мышление);

• формировать самоконтроль и самооценку школьников;

• внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

• организовывать специализированную профессиональную подготовку педагогических работников.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования культуры учебной деятельности учащихся начальной школы в истории отечественного образования.

2. Выявить сущность и специфику процесса формирования культуры учебного труда младших школьников.

3. Определить психолого-педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе.

4. Разработать систему психодиагностических методик, позволяющих оценивать и развивать познавательные процессы младших школьников, и методик, оптимизирующих процесс формирования у учащихся младших классов культуры учебной деятельности.

5. Экспериментально проверить эффективность методической системы, обеспечивающей формирование культуры учебного труда младших школьников.

Основные методы исследования. В опытно-экспериментальной работе для решения задач и подтверждения исходной гипотезы исследования был использован комплекс методов, в числе которых: проблемный анализ литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент, моделирование, психодиагностические методы, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Методологическую и теоретическую основу работы составили идеи гуманизации и гуманитаризации образования, где высшей ценностью является личность (К. А. Абульханова-Славская, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, А. В. Петровский) — положения о взаимосвязи социальной среды и развития личности на основе активного включения ее в личностное взаимодействие и деятельность (в данном случае — учебно-познавательную) (Б. Г. Ананьев, Г. Н. Волков, Я. А. Пономарев, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина) — современные концепции развития общеобразовательных школ (А. В. Беляев, В. И. Горовая, В. Н. Гуров, Ю. М. Забродин, В. М. Монахов, И. А. Шаповалова) — концептуальные положения о сущности и механизме реализации дидактических принципов (В. В. Давыдов, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) — целостный системный подход (П. Я. Гальперин, В. И. Загвязинский, Л. Н. Ланда, В. С. Леднев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин).

База исследования: общеобразовательные школы г. Ставрополя (№ 2, № 16, № 21) — г. Изобильного (№ 1), педагогические факультеты Ставропольского государственного университета и Московского государственного открытого педагогического университета (филиал в г. Ставрополе). Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (1997;1998 гг.) — изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияосмысление методологических и теоретических основ исследованияопределение экспериментальных и контрольных групппланирование педагогического экспериментаосуществление констатирующего эксперимента.

Второй этап (1998 — 2001 гг.) — разработка содержания и методики формирующего экспериментаизучение особенностей учебной деятельности младших школьниковопытно-экспериментальная работа по созданию механизмов формирования культуры учебного труда учащихся начальных классовдиагностика эффективности и корректировка выявленных педагогических условий формирования культуры учебной деятельности младших школьников.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) — анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работыформулировка выводов и разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме, их внедрение в практику работы образовательных учреждений, оформление текста диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

1. Теоретически осмыслен и уточнен исследовательский тезаурус проблемы.

2. Представлены структура и специфика учебной деятельности учащихся начальной школы.

3. Определены и конкретизированы психологические условия формирования культуры учебного труда младших школьников.

4. Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное формирование культуры учебной деятельности школьников 1−4 классов, предложена модель их реализации.

Практическая значимость исследования определяется подготовкой педагогических и методических рекомендаций учителям начальных классов по формированию культуры учебной деятельности младших школьников, разработкой системы дидактических материалов по данной проблеме.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в решении практических задач по оптимизации процесса формирования учебной деятельности учащихся начальной школы.

Предложенный комплекс методик может быть использован в работе школьных педагогов, специалистов учреждений дополнительного профессионального образования, при организации семинаров и родительских консалтин-гов, в учебном процессе педагогических факультетов вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, разработкой адекватной предмету исследования методики опытно-экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 2 и № 16 г. Ставрополя, № 1 и № 2 г. Лермонтова, муниципальных общеобразовательных учреждений начальных школ — детских садов «Золотой ключик» и «Родничок» г. Ставрополя, в Ставропольском государственном университете, в Московском государственном открытом педагогическом университете (филиал в г. Ставрополе).

Основные положения данного исследования освещались на ученом совете в Институте развития образования (1998;1999 гг.), заседаниях лаборатории русского языка СКИПКРО (2000 — 2001 гг.), краевой августовской конференции (2001 г.) и Кирилло — Мефодиевских чтениях (май 2001 г.) в г. Ставрополе, городских и краевых совещаниях педагогических работников разного уровня (1998 — 2002 гг.), краевых методических объединениях, научно-практических конференциях (СКИПКРО).

На защиту выносятся следующие положения:

• формирование культуры учебной деятельности младших школьников требует специально организованной работы, учитывающей специфику ее структуры и содержания;

• необходимым условием формирования культуры учебного труда является развитие положительной мотивации учения, способностей самоконтроля и самооценки учащихся начальных классов;

• эффективность работы по формированию культуры учебной деятельности младших школьников повышается в условиях целенаправленного развития познавательных процессов учащихся;

• целостность педагогической деятельности по формированию культуры учебного труда требует включения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Структура диссертации и ее объем.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем диссертации — 170 страниц, кроме того, работа содержит 10 таблиц, 2 рисунка, экспериментальные материалы программно-тематического планирования.

Список литературы

включает 213 наименований.

ВЫВОДЫ.

Формирование культуры учебной деятельности младших школьниковсложный и длительный процесс, в котором отчетливо выделяются собственные цели, задачи, принципы, методы. Он может быть реализован на практике при наличии определенных условий. Среди них — воспитание положительной мотивации учения, развитие и закрепление у школьников адекватных самооценки и самоконтроля.

В ходе обучающего эксперимента воспитанию положительной мотивации способствовали отношения сотрудничества учителя и учащихся, помощь педагога в виде советов, наталкивающих самих учеников на поиск правильного решения, общая атмосфера в классе, а также нестандартная форма преподавания материала, познавательные игры и игровые упражнения, умелое применение учителем поощрения и порицания.

Упражнениями на решение задач максимальной для себя трудности, переживанием неудачи и самоанализом ее внешних и внутренних причин, сравнением успехов ученика с его прежними результатами обеспечивалось развитие и закрепление самооценки и самоконтроля у школьников.

Формированию целеполагания учащихся способствовали задания на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий, а также упражнения на поведение в Необязательных ситуациях, гибкость целеполагания, его активность стимулировали упражнения на постановку близких и далеких целей и их немедленное или отсроченное выполнение.

Так как необходимыми средствами выполнения учебной деятельности, а значит, и формирования культуры учебного труда, являются такие мыслительные действия, как анализ, рефлексия и планирование, обеспечивающие ученику новое и более опосредованное отражение окружающей действительности, то для их становления обязательно развитие следующих познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти и мышления. Развитие этих процессов осуществлялось с помощью разнообразных упражнений, познавательных игр и приемов, включающих в качестве дидактических материалов и средств пословицы, поговорки кроссворды, головоломки и т. п.

Немаловажным условием успешного формирования культуры учебной деятельности является наличие высококвалифицированного специалиста — учителя — педагога. Своевременное определение психического состояния ученика, уровня его готовности к учению, создание проблемных ситуаций, стимулирование учащихся к самостоятельным познавательным действиям, управление этими действиями — все это требует одновременно развитой педагогической интуиции, гибкости ума, умения мгновенно перестраиваться, методического мастерства при обязательной научной организации преподавания.

Процесс формирования культуры учебного труда и в теории, и на практике требует еще длительных и настойчивых поисков, экспериментальных исследований и практической проверки их результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. -224 с.
  2. Альманах психологических тестов. -М.: «КСП», 1995. -400 с.
  3. Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие для зрителя. -М.: Просвещение, 1983. -280 с.
  4. . Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во Ленинград, унта, 1968. -339 с.
  5. А. Ф., Костромина Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 2-е изд., перераб. -М.: Изд-во «Ось-89″, 1999. -224 с.
  6. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология /Серия „Гиппократ“. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -248 с.
  7. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: „Мысль“, 1976. — 158 с.
  8. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  9. А. В. Воспитание гражданина в демократической России: Пособ. для самостоятельной работы /Министерство образования РФ- СГУ. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000 г.- 25 с.
  10. З.Бердяев Н. А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. -383 с. И. Бестужев-Лада И. В. Цели образования: идеал, оптимизм, норма // Гуманизация образования. — 2000. — № 1. — 10−20.
  11. В. Творческое мыщление как предмет логики (проблемы и перспективы) //Научное творчество. -М., 1969. — 47−51.
  12. В. Мыщление как творчество. (Введ. в логику мысл. диалога). — М.: Политиздат, 1975. -399 с.
  13. БЛ0НСКИЙ П. П. Психология младшего школьника / Под редакцией А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. -М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЕК“, 1997. -575 с.
  14. П. П. Память и мышление. -М.: Наука, 1935. -214 с.
  15. Г. П. Школьникам — здоровый образ жизни. -М.: Физкультура и спорт, 1989. -192 с.
  16. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 347 с.
  17. А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 325 с.
  18. БОЖОВИЧ Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. -С. 41−42.
  19. БОЖОВИЧ Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972. -351 с.
  20. БОЖОВИЧ Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  21. В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -144 с.
  22. Е. В. Концепция личностно — ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. -1999. — № 5. — С. 45−52.
  23. В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  24. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под. ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.
  25. А. Л., Поливанова К. Н. Особенности отношения 6- летних детей к заданиям взрослого. // Вопросы психологии. -1988. — № 4. — 56−63.
  26. Вербицкий А.» А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991. -204 с. 27. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения. // Совр. высш. шк.-1982.-№ 3.-С. 130−131.
  27. Д. В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Дидактическое пособие. -Казань: Казанский пед. институт, 1974. — 67 с. ЗЗ. Волков Г. Н. У колыбели науки. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 223 с.
  28. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под. ред. Л. Н. Ланды. -М., 1973. -Вып. 2. -С. 31−32.
  29. А. А. Диагностика и коррекция внимания младших школьников. -Кемер. обл.: ИУУ, 1995. -36 с. Зб. Выготский Л. Мышление и речь. -М., 1934. -324 с.
  30. Л. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-517 с.
  31. ВЫГОТСКИЙ Л. Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
  32. Т. Логические игры, тесты и упражнения. -М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001.-304 с.
  33. П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 15−25.
  34. П. Я. Психология как объективная наука. / Под. ред. А. И. Подольского. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: IfflO «МОДЕК», 1998. -480 с.
  35. П. Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н. Карпова. -М.: Изд-во МГУ, 1978. -118 с.
  36. П. Я., Кабыльницкая Л. Экспериментальное формирование внимания. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. -101 с.
  37. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.// Вестник образования.- 1997. -№ 10.- 27−28.
  38. ГИСТ X. Умственное развитие школьников средствами учебной деятельности. // Вопросы психологии.-1988. — № 1, — 88−92.
  39. В. И. Методологические основы курса «Методика преподавания природоведения» // Профессиональная подготовка учителя начальных классов. — Ставрополь: СГУ, 1986. — 73 — 84.
  40. Г. Г., Бондаренко М., Концевая Л. А. Когда книга учит. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  41. А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  42. В. Н. и др. Социальная педагогика в действии: Опыт работы средней школы Хо26 г. Ставрополя. Методическое пособие для учителя. -Ставрополь: СКРПЖРО, 1994. — 145 с.
  43. О.Давыдов В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. // Формирование учебной деятельности школьников. -М.: Педагогика, 1982.- 10−21.
  44. В. В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  45. В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. -М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  46. В. В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  47. В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования. // Советская педагогика.-1990. -№ 2.- 50−55.
  48. М. А. и Есипов Б. П. Дидактика. — М.: Акад. пед. наук, 1957. 5 6. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. — М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
  49. Анатолий Викторович Даринский: К 85-летию со дня рождения: Юбилейный сборник. — Репринт, изд. — СПб: СГПУПМ, 1996. — 184 с.
  50. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.- сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 384 с.
  51. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарика, 2000. — 255 с.
  52. . Д. Психологические особенности постановки учебных задач младшими школьниками. // Вопросы психологии. — 1985.- № 2.- 60−67.
  53. Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. — М.: Интерпракс, 1994. — 242 с.
  54. Н. Ф. и др. Возрастная психология. Курс лекций. /Под. ред. Н. Ф. Добрынина. -М.: Просвещение, 1965. — 295 с. бЗ. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. -М.Политиздат, 1978. -272 с.
  55. Г. Гармоничное развитие ребенка. -М.: «Аквариум», 1996. — 448с.
  56. Домострой / Перевод и комм. В. В. Колесова. — М.: Сов. Рос. — 1990. — 304 с.
  57. М. Мыслительная деятельность детей. -М.: Педагогика, 1985. -191 с.
  58. Т. К. Принципы развивающего обучения русскому языку: Учебное пособие к спецкурсу. — Л., 1985. — 81 с.
  59. Т. Г, Психология овладения навыком чтения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. -263 с.
  60. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. -152 с.
  61. Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника. -М.: Знание, 1982. -96 с. 76.3еньковский В. В. Психология детства. — М.: Изд. центр «Академия», 1996.-352 с.
  62. И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2- е изд., доп., испр. и перераб.-М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -384 с.
  63. В. В. Идеи Б. Г. Ананьева и современные комплексные исследования человека.// Известия Академии педагогических и социальных наук. — 1997. — Вып. 2. — 18−23.
  64. Э. В. Учитесь мыслить смолоду./ Эвальд Ильенков, д-р филос. наук. -М.: Знание, 1977. -64 с.
  65. Э. В.Философия и культура: Сборник./ [Вступ. ст. А. Г. Новохатько. -М.: Политиздат, 1991. -462 с.
  66. Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб: Изд-во. «Питер». 2000. — 512 с,
  67. И. И. Структура процесса учения. -М.: Изд-во МГУ, 1986. — 198 с.
  68. Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир: Владимирский пед. ин-т, 1970. -358 с.
  69. М. Н. Готовимся к школе: Практические задания, тесты, советы психолога. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 224 с.
  70. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Знание, 1979. -48 с.
  71. Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
  72. М. А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: «Академия развития», 1997. -224 с.
  73. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. — М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
  74. В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. — СПб: ДЕАН, 1998. -232 с.
  75. Л. Воображение и его роль в познании. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -145 с.
  76. В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога — исследователя. — Самара: СГПИ, 1994. — 165 с.
  77. Г. Психология развития. — СПб: Питер, 2001. — 992 с.
  78. Краткий политический словарь./ Абаренков В. П., Аверкин А. Г., Агешин Ю. А. и др.- Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. -5-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 478 с.
  79. В. А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972. -255 с.
  80. В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развививающему школьному обучению: Пособие для практических психологов.-М., 1999. -156 с.
  81. Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  82. Н. В. Пофессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / ВНИИ проф. — техн. образования. -М.: Высш. шк., 1990.-117 с.
  83. В. А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. -80 с.
  84. Л. Н. Алгоритмизация в обучении. / Под общ. ред. и со вступ. ст. Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. -М.: Просвещение, 1966. -523 с. ЮО. Леднев В. Содержание образования: Учебное пособие. — М.: Высш. шк., 1989. — 360 с.
  85. А. А. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979. -47 с.
  86. А. Н.Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983. — 392с.
  87. А. Н.Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. — 318с.
  88. А. Н. Проблемы развития психики. -М.: Мысль, 1965. -573 с.
  89. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1972. -304 с.
  90. А. Н.Обучение как проблема психологии.// Вопросы психологии. -1957.- № 1.- 3−17.
  91. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  92. Й. Процесс и структура человеческого учения. Пер. с чеш. Р. Е. Мельцера. — М.: «Прогресс», 1970. — 685 с.
  93. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов / А. П. Тонких, Г. П. Кравцова, Е. А. Лысенко и др. -Ярославль: «Академия развития», 1997. -240с.
  94. А. Р. Речь и мышление. — М.: Наука, 1975. -172 с. П. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1985. -158 с.
  95. А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  96. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. -96с. И. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  97. И. Ю., Чакаберия Е. П., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б. Как запоминать слова. — Д.: Сталкер, 1997. -448 с.
  98. И. Ю., Аскоченская Т. Ю. Бонк И. А., Слоненко Т. Б. Как развивать внимание. -Д.: Сталкер, 1997.- 432с. П. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. Н. Зрительная память. -М.: Изд-во «Эйдос», 1992. — 78 с.
  99. М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников.: Учебное пособие. — Волгоград: ВГПИ, 1983. — 72с.
  100. М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. -367 с.
  101. Е. И. Психологический анализ учебной задачи. // Советская педагогика, — 1973. -№ 2 — 19−23.
  102. Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. псих, труды. -М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  103. Методы обучения в современной школе / Под ред. Н. И. Кудряшева. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  104. Методы психологических исследований: Сборник научных трудов. -М.: Ин-т психологии АН СССР, 1975. — 272 с. 24, Минский Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  105. MOHOC30H Э. И. Основы педагогических знаний. — М.: Педагогика, 1986. — 200 с.
  106. Н. Г. Воспитание познавательных процессов у детей в семье. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — 224 с.
  107. Р. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  108. Н. Д., Алова Г. Н. Педагогические особенности лекции в массовой аудитории. — Ленинград: Знание, 1979. — 16 с.
  109. Н. Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. (Анализ зарубежного опыта). — М.: Наука, 1970. — 206 с.
  110. А. Н., Новикова Н. Е. Универсальный экономический словарь. /Прогр. «Обновление гуманит. образования в России». — М.: Наука, 1994. -134 с.
  111. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред. А. К. Демина и И. А. Деминой. -М., 1999.-265 с.
  112. И. Т. Основные проблемы и методика изучения эффективности урока по основам наук в школе. Материалы по изучению эффективности урока. — М., 1961. — 32 с.
  113. В. П. Активизация психофизической работоспособности человека и здоровый образ жизни // Здоровый город — здоровые дети: Материалы регион, научн.- практ. конф. (24−26 марта 1999 г,).- Ставрополь, 1999. — 25−28.
  114. М. Ф. Образование как фактор гармонизации межличностных и межнациональных отношений. (Северный Кавказ). — М., 1998. — 147 с.
  115. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов / Ред. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. -512 с.
  116. Педагогичское творчество в школе. Из опыта учителей России / Под ред. В. Ф. Кривошеева. — М., 1992. — 183 с.
  117. А. В. Способности и труд. — М.: Знание, 1966. — 80 с.
  118. И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Просвещение, 1996. — 432с.
  119. Познавательные процессы личности и методика их развития: методические рекомендации. / Под ред. Е. Н. Степанова. — Псков: ПО PfflKPO, 1994.-60с.
  120. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  121. Н. А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. — Казань: Казанский гос. пед. ин-т, 1968 г.-200 с.
  122. Я. А. Психология творчества и педагогика./ Я. А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  123. Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  124. Я. А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -303 с.
  125. В. Валеология в школе и дома. -СПб: Союз, 1998. -256 с. <�•
  126. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. В. В. Мироненко. — М.: Просвещение, 1990. — 399 с.
  127. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. 3. И. Калмыковой. — М.: Педагогика, 1995. — 208 с.
  128. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. — М.: Центр, 1997. — 256с.
  129. Психологический анализ учебной деятельности: Сборник научных трудов. /Отв. ред. В. Д. Шадриков, В. И. Дружинин. -М.: ИПАН, 1991. -263 с.
  130. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование. / Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1990.- 160с.
  131. Развитие логической памяти у детей. /Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Педагогика, 1976. -256 с.
  132. А. А. Психология познания педагогом личности учащихся / ВНИИ проф. — техн. образования. — М.: Высш. шк., 1990. — 79с.
  133. Российское образование: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. С В. Григорьева, А. В. Овчинникова. — М., 1996. -69с.
  134. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1 /АПН СССР. — М.:Педагогика, 1989. — 485с.
  135. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2 /АПН СССР. — М.:Педагогика, 1989. — 322с.
  136. Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958.-147 с.
  137. Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
  138. Л. Основы психологии. -М.: Учпедгиз, 1935. -496 с.
  139. Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Учпедгиз, 1959. -354с.
  140. Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  141. В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в • процессе обучения. / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  142. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. // Школьные технологии. Народное образование.- 1999.- № 6.- 10−13.
  143. М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971 г. — 206 с.
  144. А. В. Наглядный образ в структуре познания. -М.: Политиздат, 1971.-271 с.
  145. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и * недисциплинированным ученикам. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958.-214 с.
  146. Л. Знать ребенка, чтобы воспитывать / Л. Славина канд. пед. наук. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  147. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин, Моск. гос. заоч. пед. ин-т. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  148. В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. -1990.- № 3.- 25−36.
  149. А. А. Психология запоминания. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -327 с.
  150. А. А. Проблемы психологии памяти. -М.: Просвещение, 1966. — 423 с.
  151. Г. Н. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методологические основы: Учебное пособие. — ч. 1.- Ставрополь: СГУ, 2001.-180 с.
  152. И. В. Психология воображения. -Саратов, 1971. -78 с.
  153. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.-343с.
  154. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.: Книга для учителя. — М: Просвещение, 1988. -175 с.
  155. Г. И., Соколова Е. И. Учеба и игра: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: «Академия развития», 1998, -208 с.
  156. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, И. К. Журавлев и др.- Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера- АПН СССР, НИИ общ. педагогики. -М.: Педагогика, 1989. — 3 1 6 с .
  157. Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. -240 с.
  158. Д. Н. Теория установки. / Под ред.Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-448с.
  159. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г, А. Урунтаевой. -М.: Просвещение: Владос, 1995. -291 с.
  160. К. Д. Избранные педагогические сочинения, Т.1. Вопросы воспитания. — М.: Учпедгиз, 1953. — 638 с.
  161. К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. Вопросы обучения. — М.: Учпедгиз, 1953. — 734 с, 183, Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6-и т. Т.1. — М.: Педагогика, 1988.-416 с.
  162. К. Д. Педагогические сочинения. В 6-и т. Т.5. — М.: Педагогика, 1988. — 528 с.
  163. Д. И. Психология взросления. Структурно — содержательные характеристики процесса развития личности. — М.: «Флинта», 1999. — 669 с.
  164. Философская энциклопедия. Т. 5. Глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  165. Д. Формирование учебных навыков. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  166. И. Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. — Минск: Нар. асвета, 1967. — 175 с.
  167. X. Мотивация и деятельность: Пер, с нем. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1986. -406 с.
  168. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. В 2-х т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
  169. Н. Ф. Практикум по педагогике / МО РФ СГПУ. — Ставрополь: СГПУ, 1996.-96С.
  170. Н. А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  171. Г. А. Предметность современной учебной деятельности. // Вопросы психологии. — 1990. -№ 1, № 6 — С, 39−46.
  172. Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. — М.: Педагогика — Пресс, 1992.-128 с.
  173. В. И, Мотивация учебной деятельности. -Ярославль: Яросл. ун-т, 1991.-52с.
  174. Чумаков Б, Н. Валеология: Учебное пособие. -2-е изд., исп. и доп. -М.: Пед. общество России, 2000. -407 с.
  175. Н. И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) -М.: АО «Столетие», 1994. -192 с.
  176. В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательская корпорация. «Лотос», 1996. -320 с.
  177. В. Д., Анисимова Н. П., Корнеева Е. Н. и др. Познавательные процессы и способности в обучении. -М.: Просвещение, 1990. -142 с.
  178. Т. И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1985 г. — 103 с.
  179. В. В. Психология класса. (Проблемы методологии исследования).- Ленинград: Изд-во Лениград. ун-та, 1975. — 143 с.
  180. П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. — 303 с.
  181. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1988. — 203с.
  182. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  183. Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -2-е изд. -М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -416 с.
  184. Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии обучения и воспитания. / Под ред. Г. Костюк, Л. Ф. Гамата — Киев, 1961.
  185. Д. Б. Избранные психологические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко- Авт. вступ. ст. и комм. В. В. Давыдов. АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  186. И. Развитие пространственного мышления школьников. — М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  187. Е. Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии. — 1996. — № 2. — 145 -151.
  188. М. Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М.: Педагогика, 1974. -303 с.
Заполнить форму текущей работой