Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тема России у П.Б. Струве в журнале «Русская мысль»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отмечая особенности русского культурного развития П. Б. Струве главным образом обращал внимание на два момента. Во-первых, он сам и его журнал всегда были верны девизу первой работы П. Б. Струве 1894 года — «признает нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму». П. Б. Струве и его товарищи по настоящему сделали журнал учебником по современным отраслям социально-гуманитарного знания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Место журнала «Русская мысль» в общественно-политической и культурной жизни России первой трети XX века
    • 1. 1. П.Б. Струве как редактор «Русской мысли»
    • 1. 2. «Русская мысль» в контексте русского культурного возрождения начала XX века
  • Глава 2. Россия как предмет исследования П. Б. Струве и журнала «Русская мысль»
    • 2. 1. Методологические принципы социального познания у П.Б. Струве
    • 2. 2. Тема государства в публикациях П. Б. Струве на страницах «Русской мысли»
    • 2. 3. Культурная проблематика в журнале «Русская мысль»
    • 2. 4. Вопросы религии во взглядах П. Б. Струве и на страницах журнала «Русская мысль»
  • Глава 3. Национальный и консервативный либерализм — проект для России
    • 3. 1. Критика большевизма на страницах журнала «Русская мысль»
    • 3. 2. Эволюция либерального проекта в журнале «Русская мысль»

Тема России у П.Б. Струве в журнале «Русская мысль» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Тема России и ее судьбы, тема русского самосознания всегда стояли в центре интересов нашей философии. Более того, можно утверждать, что в полноте своих проблем русская философия была «организована» этими вопросами. В XIX веке эта проблематика была задана любомудрами и П. Я. Чаадаевым, спорами славянофилов и западников и с новой остротой встала в начале XX века, когда страна снова оказалась в ситуации выбора исторического пути. В творческом наследии общественного деятеля, политического мыслителя, экономиста и философа Петра Бернгардовича Струве (1870−1944) тем^ России занимает центральное место. Целостной концепции России (как это, например, потом предложили евразийцы) он не создавал и, кажется, не стремился к этому. Однако в написанных П. Б. Струве газетных и журнальных статьях, специальных экономических и исторических исследованиях, литературно-критических выступлениях и сотнях различных рецензий выявляется комплекс основных идей, которыми он руководился при своих размышлениях о России. Эти идеи отразились в каждом из начинаний и каждое из них имело всегда определенную, то ближе, то дальше поставленную цель. Этой целью было осмысленно настоящего России и ее процветание, когда в условиях политической и экономической^ свободы достигается максимум гармонии между личностью и обществом.

П.Б.Струве, обладая бесспорным талантом организатора, умел идейно сплотить многих людей, задавая вектор совместной деятельности. Самым значимым из его общественно-культурных начинаний следует признать журнал «Русская мысль», который стал одним из лучших изданий своего времени. Сам П. Б. Струве называл его в числе четырех самых крупных журналов, существовавших на русском языке"1. Помимо своего журнала, он указывал на «Современник», «Отечественные записки» и «Вестник Европы». Что касается последнего, то по словам П. Б. Струве, он вел переговоры со Стасюлевичем об объединении «Вестника Европы» и t.

Русской мысли": «Мне думалось, тогда, что нет основанийдля независимой и в то же время национальной русской либерально-демократической интеллигенции иметь два органа и что наступило время их слить в некую единую духовную силу"2. Этот проект не осуществился, но и без него журнал «Русская мысль» стал одним, из ярких явлений общественной и культурной жизни России начала XX века и русской эмиграции.

Журнал был создан в 1880 году в Москве, а последний номер вышел в 1927 году в Париже. За весь почти пятидесятилетний период существования журнала, он не раз менял свою географию. Больше 30 лет он издавался в Москве, а в 1912 году редакция была переведена в Петербург, где и находилась вплоть до закрытия журнала новыми властями. В эмиграции «Русская мысль» переезжала чаще, меняя не только города, но и страны. Их было четыре, журнал издавался в Болгарии (София), Чехословакии (Прага), Германии (Берлин) и Франции (Париж).

Эта продолжительная и насыщенная история распадается на несколько периодов, связанных со сменой редакторов. После смерти В.А. •Гольцева, который фактически руководил журналом в течение двадцати лет (1885−1906) журнал перешел в совместное ведение A.A. Кизеветтера и П. Б. Струве, а затем последний стал единоличным редактором-издателем. Определенная преемственность в истории’журнала всегда присутствовала, выражаясь главным образом в сохранении либеральной линии издания. В то же время редакционная программа каждый раз приобреталаособые черты. При первом редакторе С. А. Юрьеве журнал имел скорее.

1 Струве П. Б. Дух и слово: Статьи о русской и западно-европейской литературе. Paris: YMKA-PRESS, 1981. С. 326.

2 Там же. С. 323. славянофильскую направленность, В. А. Гольцеву было ближе либерально-демократическое движение, а со Струве связан новый этап в развитии либерализма, его сближения с национализмом и консерватизмом на веховской социально-культурной почве.

П.Б. Струве приступил к руководству журналом в революционное время, время господства политики и политических решений. Но редакция, стремилась как можно полнее освещать общественную, культурную жизнь, не замыкаясь в узких рамках политического «направленства». П. Б. Струве формулировал это следующим образом: «Редакция Русской мысли, отстаивая со всей силой убеждения начала конституции и демократии, о чем достаточно свидетельствует состав постоянных и ближайших сотрудников журнала, — в то же время в вопросах общекультурного характера охотно предоставляет страницы журнала и таким статьям, в которых читатель найдет хотя бы и не совпадающую со взглядами редакторов, но серьезную, оригинальную и свежую постановку выдвигаемых жизнью проблем». Круг тем, обсуждаемых «Русской мыслью» был необычайно широк, однако' все многообразие материалов было так или иначе подчинено одной теме — России, попыткам осмыслить ее прошлое и настоящее с тем, чтобы определить лучшие пути ее развития для создания великого будущего. Можно говорить о том, что на страницах журнала постепенно складывалось определенное понимание того, что есть Россия в целом и в главных факторах своего исторического и культурного бытия, или выражаясь более современным языком, свое «россиеведение». Этот термин, введенный позднее евразийцами, прекрасно отражает то всестороннее исследование России, которое проводилось «Русской мыслью». Жанр публицистики, который предполагается журнальной формой, конечно, зачастую далек от наукообразности, но в материалах о России на страницах «Русской мысли» проглядывает целостный образ России, который складывался из взглядов множества авторов, не жестко,.

3 От редакции // Русская мысль. 1908. Кн. I. С. 1. но достаточно последовательно объединенных редакционной программой. Конфигурация публикаций авторского коллектива журнала определялась, в конечном счете, личными взглядами его редактора — П. Б. Струве.

Степень изученности темы.

П.Б.Струве возглавил «Русскую мысль» в 1907 году, более 100 лет назад. За это время не раз говорилось о важности той роли, которую-журнал и его редактор сыграли в истории русской культуры своего времени. Однако «Русская мысль» и связанная с ней деятельность П. Б. Струве изучена явно недостаточно. В советскийпериод отношение к П. Б. Струве было крайне настороженным, он упоминался в основном как оппонент В. И. Ленина, веховец, белоэмигрант, контрреволюционер, враг советской власти и т. д. Подобная участь постигла и редактируемый им-журнал. «Русская мысль» называлась «показательным примером вырождения русского либерализма», «воинствующим органом контрреволюционной буржуазии"4, одним из «мастодонтов буржуазной и мелкобуржуазной публицистики"5. Но не отрицая важности классового и политического подхода к явлениям культуры, следует признать, что сущности культурных процессов он все же не адекватен. Помимо того, нужно иметь в виду возможные опасения советских исследователей, прикасавшихся к этой теме. Поэтому получилось, что единственная попытка дать общую характеристику издания была сделана только в 1984 году М.А. Никитиной6. Она охарактеризовала журнал как «орган веховцев», и резко отрицательная политическая оценка «веховства» заставила ее утверждать, что под руководством П. Б. Струве, изменившего своим леволиберальнымг принципам, журнал будто бы пришел в упадок, что не соответствует действительности.

4 История русской литературы. Т. X. М.-Л., 1954. С. 97.

5 Бочаров Ю., Ипполит И. Журналы русские // Литературная энциклопедия / Под ред. A.B. Луначарского. М., 1930. С. 243.

6 См: Никитина М. А. Русская мысль // Русская литература и журналистика начала XX века. 1905;1917. М., 1984. С. 26−47.

В эмиграции несколько очерков истории журнала было написано Г. П. Струве7. Они посвящены «Русской мысли» 1921;1927 годов, тому периоду, когда Г. П. Струве сам принимал деятельное участие в работе над изданием. Как поэт и литературовед, он обращает основное внимание на литературное содержание журнала, оставляя в тени политическую публицистику.

В последние годы, когда Россия, как и вначале XX, века оказалась в ситуации исторического выбора, творческое наследие П. Б. Струве вызывает все больший интерес.

Деятельность П. Б. Струве как редактора «Русской мысли» рассматривается в ряде общих работ, посвященных его жизни и творчеству8.

Кроме того, исследователи не раз обращались к отдельным материалам «Русской мысли» и сюжетам, связанным с ее историей9. Определенное место отводится этому изданию и в работах по истории журналистики10. Однако следует отметить, что в корпус сочинений П. Б. Струве в значительной степени остается не переизданным.

7 См.: Струве Г. Из истории русской зарубежной печати. Издания Струве // Русская литературя в эмиграции: Сборник статей. Под ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 333−351- Струве Г. Русская литература в изгнании. ПарижМ., 1996. С. 50−57.

8 См.: Гайденко П. П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б.Струве) // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 54−64- Замалеев А. Ф. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994; Осипов И. Д., Философия русского либерализма XIX — нач. XX вв. СПб., 1996; Гнаткж О. Л. П. Б. Струве как социальный мыслитель. СПб., 1998; Ананьев О. В. Петр Бернгардович Струве: жизнь, борьба, творчество. СПб., 2006.

9 См.: Плотников Н., Колеров М. Русский образ Германии: социал-либеральный аспект // Исследования по истории Русской мысли. М., 1999; Ульяненко Т.10. Проблема религии и культуры на страницах журнала «Русская мысль» (1907;1913) // Вопросы культурологии. Вып. 3. М., 2003. С. 103−111- Гапоненков А. Толстовский номер журнала «Русская мысль» 1910 года //Лев Толстой и мировая литература. Тула, 2005. С. 149−154- Колеров М. А. Русские писатели и «Русская мысль» (1921;1923). Новые материалы // Минувшее: Исторический альманах. 19. М.- СПб., 1996. С. 234−253- Колеров М. А. Братство Св. Софии: «веховцы» и евразийцы (1921;1925) // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 140−152.

10 См.: Бережной А. Ф. История отечественной журналистики (к. XIX — начало XX в.): Материалы и документы. СПб., 1997; Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002). М., 2002; Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учеб. пособие. М., 2003. С. 162−168- Журналистика русского зарубежья XIXXX веков: Учеб. пособие / А. Ф. Бережной, Ы. Л. Волковский, Л. П. Громова и др. СПб., 2003.

Естественно, что исследования «Русской мысли» мы находим за рубежом — в русском зарубежье и в работах авторов-иностранцев11.

Важным этапом в изучении журнала стало появление росписей его содержания. Первая, неполная роспись содержания «Русской мысли» была.

1 ^ опубликована в Германии в 1977 году Вг России эта работа была проведена значительно позже. На сегодняшний день существует, три подобных указателя, которые охватывают разные периоды истории журнала и построены по разным принципам — М. А. Колерова, Е. В. Бакшутовой и A.A. Гапоненкова, С. П. Клейменовой, H.A. Попковой13.

Первое и единственное на сегодняшний день комплексное исследование издания было предпринято A.A. Гапоненковым в докторской диссертации «Журнал „Русская мысль“ 1907;1918 гг. Редакционная программа, литературно-философский контекст» и одноименной монографии14. Значение этого труда бесспорно, однако A.A. Гапоненков исследует «Русскую мысль» главным образом как журнал литературный, рассматривая политическую, научную, философскую часть журнала в качестве контекста литературных процессов и для характеристики общей редакционной линии, реализуемой в издании.

Объектом исследования является редакционная программа журнала «Русская мысль» 1907;1927 гг. и, главным образом, материалы второго раздела журнала, посвященного политической и научной публицистикепредметом — видение России, предложенное на страницах издания.

11 Полторацкий Н. П. Струве как политический мыслитель. Лондон, 1981; Пайпс Р. Биография П. Б. Струве. В 2 тт. М., 2001; Grossman J.D. Rise and decline of «literary» journal 1880−1917 // Literary Journals in Imperial Russia. CambridgeNew York, 1997. P." 171−196- Donchin G. The influence of french symbolism on russian poetry. London, 1958. P. 66−68.

12 Russkaja MysP 1905;1917. Unter Mitarbeit von Verner BarlmeyerHerasgegeben von Hans Rothe. Giessen, 1977.

13 «Русская мысль» (1921;927). Роспись содержания // Исследования по истории Русской мысли. M., 1997. С. 287−317- Гапоненков A.A., Клейменова C.B., Попкова H.A. Русская мысль: Ежемесячное литературно-политическое издание: Указатель содержания за 1907;1918 гг. М., 2003; Бакшутова Е. В. Русская мысль. Ежемесячное литературно-политическое издание: хронологически-тематический указатель содержания 1880−1918. Самара, 2004.

14 Гапоненков A.A. Журнал «Русская мысль» 1907;1918 гг. Редакционная программа, литературно-философский контекст. Саратов, 2004.

Целью исследования является описание и анализ образа России, созданного П. Б. Струве в его публицистике и в редакторской деятельности на посту руководителя журнала «Русская мысль».

Поставленная цель может быть достигнута путем последовательного решения-следующих задач:

1) изучение общественно-политического, идейного и культурного контекста и особенностей эпохи, когда Россия пережила коренные изменения экономических, социальных, политических, мировоззренческих и культурных основ своего существования.

2) Определение роли П. Б. Струве и его ближайших сотрудников в формировании концепции журнала.

3) Выявление основной идейно-политической и социально-культурной линии издания. В рамках поставленных задач в исследовании: а) рассматриваются представления П. Б. Струве и авторов «Русской мысли» о России как социально-культурном целом, образованным особым характером взаимодействия государства, культуры и религииб) анализируется предложенная П. Б. Струве либеральная программа развития и возрождения России и прослеживается ее эволюция на страницах журнала.

Исследование выполнено на материалах полного комплекта журнала «Русская мысль» за тот период, когда изданием руководил П. Б. Струве (1907;1918, 1921;1923, 1927гг.). Кроме того, в диссертации использованы материалы редактировавшихся П. Б. Струве журналов «Полярная Звезда» (1905), «Свобода и Культура» (1906), еженедельника «Русская Свобода» (1917) — газетные и журнальные отзывы, мемуарные и эпистолярные источники. ' Среди последних особую ценность представляют «Воспоминания о П.Б. Струве"15, написанные С. Л. Франком, а также письма членов редакции16.

15 Франк С. Воспоминания о П.Б. Струве//Франк С. Непрочитанное.М., 2001. С. 394−582.

16 Брюсов В. Я. Письма к П. Б. Струве // Литературный архив. Вып. 5. М.-Л., 1960. С. 257 345- Испытание революцией и контрреволюцией: переписка П. Б. Струве и С. Л. Франка 9.

Научная новизна диссертации.

Впервые проведено целостное исследование журнала «Русская мысль» времени 1907;1927 гг. как носителя определенного типа русского национального самосознания, а именно — веховского и либерально-консервативного. Показана определяющая роль П. Б. Струве в постановке и решении проблем россиеведения в журнале.

Положения, выносимые на защиту:

1. Бесспорным лидером «Русской мысли» являлся П. Б. Струве, а его взгляды отразились как в редакционной программе журнала, так и в его многочисленных публикациях, так или иначе, но всегда влиявших на установки авторов журнала.

2. Журнал «Русская мысль» был одним из центров так называемого русского культурного возрождения начала XX века и выражал основные социокультурные тенденции своего времени с позиций веховства.

3. Идеология й практика веховства выступает в качестве социально-культурного основания для возникновения вариаций либерализма, предлагаемых журналом «Русская мысль» (национальный либерализм, консервативный либерализм).

4. Критика правового и левого политического экстремизма, анализ причин русской революции, ее характера и последствий, проведенные журналом при руководстве П. Б. Струве, являются ценным вкладом в социальную теорию и имеют актуальное значение.

5. Построенный на концепции либерального консерватизма, проект возрождения России (духовная крепость и свобода лица, личная годность, сильная правительственная власть), оформившийся в журнале в 1921;1927 годах не утратил своей актуальности по сей день.

6. Тема России была основной для журнала. На его страницах проводилось всестороннее исследование истории страны и реалий.

1922;1925) / Публикация М. А. Колерова // Вопросы философии. 1993. № 2. С. 115−139- М.К. С. Л. Франк. Три письма П. Б. Струве (1921, 1925) // Исследования по истории Русской мысли: Ежегодник 2001;2002. М.: «Три квадрата», 2002. С. 645−654. российской жизни, и выстраивался проект ее будущего развития. Предложенный «Русской Мыслью» вариант «познания России» до сих пор сохраняет свою социально-культурную ценность.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена впервые проведенным анализом веховского и либерально-консервативного подхода к созданию образа России, сложившегося на страницах журнала «Русская мысль» (1907;1927гг.). Данное исследование способствует расширению представлений о философии и культуре начала XX века. Результаты работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов «История русской философии», «Культура России», а также специальных курсов по истории и культуре Санкт-Петербурга и истории русской журналистики и печати.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации излагались в докладах и сообщениях на ежегодной научной конференции «Бог. Человек. Мир» (Санкт-Петербург, РХГА, 2005 г.), научной конференции «Лев Толстой и Русская Православная Церковь» (Ясная Поляна, 1−3 марта 2006 г.), 7 международной научно-практической конференции по региональной культуре «Человек в системе коммуникации» (Нижний Новгород, 6−8 июня 2006 г.), на ежегодной научно-практической конференции «Сретенские чтения» (Москва, СФИ, 24 февраля 2008 г.).

По теме диссертации опубликовано 6 статей общим объемом 2,9 печатных листа.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Изучение истории журнала «Русская мысль», круга его руководящих идей, политического и мировоззренческого кредо его сотрудников и авторов показывает значительность роли журнала в общественной жизни и культуре России начала XX века. Расцвет издания связан с именем П. Б. Струве. Он являлся признанным лидером коллектива «Русской мысли», сумев объединить в работе над изданием самых разных по степени таланта, общественной активности и профессионализму писателей, публицистов, религиозных философов, ученых. На страницах журнала находили отражение самые разнообразные явления культуры русского возрождения начала XX века. Подвижническая работа П. Б. Струве и его соратников сделали журнал «Русская мысль» одним из центров русского культурного ренессанса.

В центре внимания журнала «Русская мысль» все время его издания стояла Россия, ее прошлое, еще более — ее настоящее и будущее. В зависимости от смены социально-политических и культурных обстоятельств менялся состав русской тематики, способы разрешения отдельных тем. Но образ России для П. Б. Струве и его соратников оставался неизменным. Россию они рассматривали как страну европейского типа, хотя и признавали особенности ее истории и культуры. Это выделяло позицию журнала среди других центров русского духовного ренессанса, которые были склонны приписывать России мессианское и универсалистское призвание.

Однако при всех изменениях содержания русской тематики и способов ее рассмотрения у журнала и у его главного редактора оставался неизменным круг принципиальных понятий, посредством которых осмысливалась меняющаяся действительность. Жизнь человека в России и самой России как многоплеменного образования определяется относительно неизменным набором факторов — государством, культурой, религией, наконец, политическим действием определенного типа, дающее возможность такого согласования социально-культурных реальностей, при котором личность обретала возможность полноценного развития.

Мировоззренческой основой рассмотрения России' как реальности стало веховство, в котором требование гармонизации творческих запросов личности и условий ее социального существования было осмыслено П. Б. Струве и его единомышленниками в категориях государственно-правового и, в этом смысле, западнического сознания. Поэтому оценка «Русской Мыслью» современного ей состояния России в соответствии с методологией П. Б. Струве представлена в диссертации через анализ государства, культуры и религии и особенности их взаимодействия, обусловленные исторически.

1%.

Вопросы о государстве и праве, об отношении к ним общества всегда обсуждались на страницах «Русской мысли» и непосредственно связывались с теми или иными событиями текущей русской жизни. При этом выделилось несколько тем, которые разрабатывались на протяжении всего периода существования издания. К этим" темам относятся: 1) государство и личность. Религиозные, культурные, юридические и экономические предпосылки гармонии в отношениях между личностью и государством- 2) государство и национальная культура. Государство и национальный вопрос в России. Русское государство и русская нация- 3) государство и религия.

Понятие культуры было одним из центральных для журнала. П. Б. Струве всегда было присуще понимание культуры как } естественной сферы существования свободной и развитой личности и, значит, как всеобщей формы организации общественной жизни. ^ В отношении религии позиция журнала также была обусловлена взглядами П. Б. Струве. Религия понималась здесь как факт социума и культуры, а не наоборот, как в новом религиозном сознании, где «культура вырастает из культа». Это давало возможность рассматривать религию актуально, то есть включать в концепцию национального либерализма, в контекст понимания природы государства, наконец, в контекст истории русской культуры и возможного нового культурного строительства.

При этом П. Б. Струве и другие авторы «Русской мысли» всегда отмечали, что решение этих тем в русской действительности имело свои особенности. Судя по хронологии русской истории, которую П. Б. Струве предложил в своей последней монографии — это особенности страны, отставшей от европейского пути развития, на который онт вступила только в середине XVII века. Европеизация, страны приобрела общероссийский характер только в XIX веке, чтобы революцией 1917 года в своем движении вновь оказаться в позднем средневековье.

Главной проблемой русской истории — впрочем, как и любой другой — выступила у П. Б. Струве проблема власти и подчинения, порядка и свободы. В этом случае П. Б. Струве всегда отмечал выдающуюся роль государственности во всех сферах жизни Россииначиная с вопросов экспансии и кончая вопросами культуры л религии. В целом он оценивает эту роль позитивно, независимо от того, какие люди осуществляли государственное управление. Но, с другой стороны, П. Б. Струве и его единомышленники' видели, что власть, лишенная ограничений со стороны закона и взаимодействия с обществом допустила роковые ошибки.

П.Б. Струве отмечал запаздывание политических и экономических реформ, что, всвою очередь, привело к устранению общественности от дела управления русской жизнью — вплоть до «отщепенства» интеллигенции от государства. Что касается экономических реформ, наиболее интенсивно начатых только в первое десятилетие XX века П. А. Столыпиным, то запаздывание их привело к пагубному для России отсутствию у людей чувства собственности, и как следствие этого — безответственность перед обществом и Отечеством, постоянная возможность того, что низменные инстинкты человека могут вырваться на волю, что и произошло в России в кризисные годы Мировой войны и последующей революции.

В требовании демократизации русской жизни и ее правового обустройства П. Б. Струве и его коллеги были вполне западниками. Но по мере движения к консервативному либерализму в их представления о государственности входили мотивы, далекие от рационалистического западного «юридизма». Рассмотрение государства вообще и государства российского, в частности, П. Б. Струве переводит на уровень квазирациональный: государство теперь.

— мистическое начало, соединенное с нацией, другим мистическим 4 началом, с, «духовным единством» и с «культурной1'—индивидуальностью». Теперь государство оказывается нацией, культурой, в конце концов личностью, соединенными в и некое единство, в котором онтологическая первичность принадлежит глубинным слоям «духа». В таком выступлении П. Б. Струве нельзя не видеть продукта «ренессансного» «веховского» воздействия на него.

Отмечая особенности русского культурного развития П. Б. Струве главным образом обращал внимание на два момента. Во-первых, он сам и его журнал всегда были верны девизу первой работы П. Б. Струве 1894 года — «признает нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму». П. Б. Струве и его товарищи по настоящему сделали журнал учебником по современным отраслям социально-гуманитарного знания — философии, политике, религии, искусству, истории, праву, экономике, статистике, образованию, аграрным вопросам, земству, военному делу и т. п. Социальное, политическое и культурное отставание России не было для журнала каким-то онтологическим" фактом, а носило характер сугубо временного процесса, вызванного поздним «подключением» к пути европейского развития. Отсюда — определенная зависимость русских умов, частое некритическое заимствование европейских идей (например, идей революционного социализма). Однако, в целомблаготворная роль Европы в деле культурного образования России признавалась безусловно. Во-вторых, П. Б. Струве не раз выделял и подчеркивал такую особенность жизни своего отечества как ведущую роль русской культуры, что по его убеждению, способствовало превращению многоплеменного населения империи в целостность государственно-национального образования.

Наконец, при рассмотрении места религии в истории России он всегда оценивал социально-культурное ее функционирование, хотя у самого П. Б. Струве и было острое чувство укорененности бытия в иррациональных глубинах мироздания, о чем он взволнованно поведал в блестящем эссе 1923' года «Материнское Лоно и Героическая Воля». Признание человеком абсолютных ценностей он считал прямым показателем его культуры. Это позволяло П. Б. Струве различать религиозную идею от ее псевдоморфозы, какой он считал социализм.

Анализ революционного кризиса, который переживало русское общество в первой четверти XX века, не был у П. Б. Струве и его журнала самоцелью- - он должен был предложить оптимальные пути дальнейшего развития России. «Русская мысль» стремилась выстроить либеральный проект, который представил бы альтернативу социализму. В 1907;1917 годах этот проект был выстроен на принципах национального либерализма, в эмиграции принявшего вид либерального консерватизма.

Теперь «Русская мысль» призывает обратиться к прошлому в его целостности даже идеализируя его, то есть оценивая его достоинства в желаемом целеполагаемом виде. Конечно, П. Б. Струве понимал, что к кризису привели неразрешенные проблемы прошлого, и поэтому он выдвинул два лозунга, которые должны были стать руководящими для возрождения России: «новая жизнь и старая мощь». Необходимые атрибуты восстановления старой мощи видели в монархии, православии и национальной идее. Их соединение, дополненное принципами правового государства, по мысли авторов «Русской мысли» могло составить будущее России.

Таким образом, журнал вел постоянную работу по всестороннему осмыслению меняющейся действительности русской жизни. Основной методологией для подобного анализа выступали взгляды П. Б. Струве. Постепенно в журнале складывался целостный образ России как европейской державы, фундаментирующими структурами которой выступают государство, нация, культура и религия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., свящ. Пастырь Христов // Русская мысль. 1912. Кн. XII. С. 134−140.
  2. О.В. Петр Бернгардович Струве: жизнь, борьба, творчество. СПб., 2006. 156 с.
  3. О.В., Ермичев A.A. Дуализм и системность исторического процесса у П.Б. Струве // Российская социология. Межвузовский сборник. СПб., 1993. С. 44−54.
  4. С. Памяти Владимира Францевича Эрна // Русская мысль. 1917. Кн. V-VI. С. 131−134.
  5. Бердяев г, H.A. К спору между кн. Е. Н. Трубецким и, Д. Д. Муретовым // Русская мысль. 1916. Кн. VIII. С. 44−48.
  6. H.A. Россия и Запад. (Размышление, вызванное статьей П. Б. Струве «Великая Россия») // Слово. 1908. № 506 (11 июля). С. 2−3.
  7. H.A. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 680−693.
  8. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. 336 с.
  9. А.Ф. История отечественной журналистики (к. XIX -начало XX в.): Материалы и документы. СПб., 1997. 106 с.
  10. Д.В. Большевизм в Церкви. Церковные впечатления // Русская мысль. 1917. Кн. XI-XII. С. 40−50.
  11. . Обобществление земли и аграрная реформа // Русская мысль. 1917. Кн. XI-XII. С. 62−76.
  12. С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Интеллигенция в России. 1991. С. 43−84.
  13. С.Н. На выборах (Из дневника) // Русская мысль. 1912. Кн. XI. С. 185−192.
  14. С.Н. На смерть Толстого // Русская мысль. 1910. Кн. XII. С. 151−156.
  15. С.Н. Русские думы // Русская мысль. 1914. Кн. XII. С. 108−115.
  16. С.Н. Толстой и Церковь // Русская мысль. 1911. Кн. I. С. 218−222.
  17. С.Н. Чему учит дело епископа Гермогена // Русская мысль. 1912. Кн. И. С. 50−53.
  18. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 752 с.
  19. Вехи. Интеллигенция в России: Сборники статей 1909−1910 / Сост. Н. Казакова. М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.
  20. Вехи: pro et contra: Антология / Сост. B.B. Сапов. СПб., 1999. 856 с.
  21. JI.E. Новейшие русские метафизики. Спор о возможности метафизики // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 75 (V). С. 645−682.
  22. П.П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б.Струве) // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 54−64.
  23. JI.E. Габрилович JI.E. О религиозной романтике // Русская мысль. 1908. Кн. IV. С. 11−23.
  24. М.О. Предисловие // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991. С. 22−23.
  25. Гиппиус 3. Живые лица. СПб.: Азбука-классика, 2004. 300 с.
  26. О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н. И. Кареев, П. Б. Струве, А. И, Ильин. СПб., 1994. 125 с.
  27. О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб., 1998. 376 с.
  28. Е. К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910−1919) в поисках новой русской идентичности. СПБ.: Алетейя, 2000. 560 с.
  29. М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 2000. 63 с.
  30. В.Б. Социальные и правовые последствия русской революции // Русская мысль. 1921. Кн. VIII-IX. С. 195−210.
  31. A.A. П.Б. Струве патриот «Великой России» // Актуальные проблемы русской классической философии. Пятигорск, 1993. С. 56−70.
  32. A.A. П.Б. Струве и русский духовный ренессанс // Вече. 1995. Вып. 3. С. 33−45.
  33. A.A. Сезоны Санкт-Петербургского религиозно-философского общества // Вестник Русской Христианской гуманитарной академии. 2006. Т. 7 (2). С. 133−154.
  34. A.A. Суждения H.A. Бердяева о «русском культурном ренессансе» и настоящее значение этого термина // Империя и религия. СПб., 2006. С. 220−232.
  35. A.A. Философско-методологические и культурно-религиозные обоснования либерального консерватизма у П.Б. Струве // Консерватизм: история и современность. Пермь, 1994. С. 267−274.
  36. .И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002). М., 2002. 222 с.
  37. Вл. Письма о национальностях и областях. Еврейство и его настроения // Русская мысль. 1911. Кн. I. С. 95 114.
  38. Журналистика русского зарубежья XIX XX веков: Учеб. пособие / А. Ф. Бережной, H.JI. Волковский, Л. П. Громова и др. СПб., 2003.318 с.
  39. К.И. В сумерках культуры // Русская мысль. 1921. Кн. 1-Й. С. 100−109.
  40. К.И. Буржуазная Европа и Советская Россия // Русская Мысль. 1921. Кн. V-VII. С. 115−130.
  41. А.Ф. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994. 208 с.
  42. Записки С.-Петербурского Религиозно-философского Общества. Вып. 2. СПб., 1908.
  43. Н.М. Русское религиозное возрождение XX века.11. Париж, 1991. 368 с.
  44. Иванов Вяч. Вселенское дело // Русская мысль. 1914. Кн. XII. С. 97−107.
  45. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 298 с.
  46. A.C. На перевале. VII. «Вехист» среди марксистов // Русская мысль. 1910. Кн. VIII. С. 63−72.
  47. A.C. На перевале. На выстрелы слева // Русская мысль. 1911. Кн. XI. С. 121−129.
  48. A.C. На перевале. Зарницы войны // Русская мысль. 1915. Кн. И. С. 119−127.
  49. A.C. Национальный и религиозный вопрос в современной России // Русская мысль. 1908. Кн. И. С. 122−137.
  50. A.C. Нашим критикам. О буржуазии и буржуазной душе // Русская мысль. 1908. Кн. XII. С. 174−178.
  51. A.C. О заслугах большевиков // Русская мысль. 1918. Кн. I-II. С. 54−62.
  52. A.C. Пути развития России // Русская мысль. 1908. Кн. III. С. 136−156.
  53. A.C. Революция и культура // Русская свобода. 1917. № з. с. 26−30.
  54. Н. «Гаденький вальс» и «поглупевшая марсельеза» // Современный мир. 1908. № 11. С. 86−94.
  55. Испытание революцией и контрреволюцией: переписка П. Б. Струве и C. JL Франка (1922−1925) / Публикация М. А. Колерова // Вопросы философии. 1993. № 2. С. 115−139.
  56. К.Г. Катастрофический историзм серебряного века // Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб., 2002. С. 226 229.
  57. К истории создания «Вех» // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 11. М., СПб., 1992. С. 249−291.
  58. К старым и новым читателям «Русской мысли» // Русская мысль. 1921. Кн. MI. С. 3−5.
  59. М. «Русская мысль» в Болгарии // Культурное наследие российской эмиграции: 1917−1940 / Под ред. Е. П. Челышева и Д. М. Шаховского. В 2 кн. Кн. 2. М.: Наследие, 1994. С. 58−73.
  60. В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-истоичекий анализ). М.: РОССПЭН, 2001. 704 с.
  61. Кара-Мурза A.A. Интеллектуальные портреты. Очерки о русских политических мыслителях XIX—XX вв.еков. М., 2006. 180 с.
  62. A.B. Политика и церковь // Русская мысль. 1922. Кн. MI. С. 288−312.
  63. A.A. Нашим критикам // Русская мысль. 1908. Кн. XII. С. 171−174.
  64. JI. «Русская мысль» и судьбы интеллигенции // Современный мир. 1912. № 10. С. 266−284.
  65. М. А. Братство Св. Софии: «веховцы» и евразийцы (1921−1925) // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 140−152.
  66. М.А. Не мир, но меч: Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 19 021 909. СПб.: Алетейя, 1996. 374 с.
  67. М.А. Русские писатели и «Русская мысль» (19 211 923). Новые материалы // Минувшее: Исторический альманах. 19. М.- СПб., 1996. С. 234−253.
  68. B.C. Воинствующее украинство // Новое время. 1912. № 12 914 (24 февраля). С. 4.
  69. Кузьмина-Караваева Е. Ю. Встречи с Блоком // Кузьмина-Караваева Е.Ю. (Мать Мария). Равнина русская. СПб., 2001. С. 520−573.
  70. A.B. Русские символисты: этюды и разыскания. М., 2007. 629 с.
  71. С.А. Заживо погребенный Век // Грани. 1959. № 42. С. 203−211.
  72. С.А. Воскрешаемость Ренессанса // Новый журнал. 1977. Кн. 129. С. 219−230.
  73. В.Н. Законодательство и жизнь // Русская мысль. 1907. Кн. II. С. 181−203.
  74. Д. О. Долинский Н.В. О причинах голода в России // Русская мысль. 1921. Кн. VIII-IX. С. 282−288.
  75. С.В. О сборнике «Вехи» // Русская мысль. 1909. Кн. V. С. 137−146.
  76. С. Дуэль Мережковского и Струве // Слово. 1909. 23 апреля. С. 2.
  77. М.К. С. Л. Франк. Из отзывов на рукописи в редакцию «Русской мысли» (1915−1916) // Исследования по истории
  78. Русской мысли: Ежегодник за 2003 г. М.: Модест Колеров, 2004. С. 588−590.
  79. С. На Парнасе Серебряного века. М., 2000. 557 с.
  80. С.Я. История русской журналистики начала XX века: Учеб. пособие. М., 2003. 238 с.
  81. A.A. Петербургское Религиозно-философское Общество //Вопросы философии. 1992. № 7. С. 107−115.
  82. Г. «Возрождение» и Белая идея // Мейер Г. У истоков революции. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1971. С. 121−243.
  83. Д.С. Красная Шапочка // Речь. 1908. № 47 (24 февраля). С. 2.
  84. Д.С. Революция и религия // Русская мысль. 1907. Кн. III. С. 17−34.
  85. М. Украинская опасность // Запросы жизни. 1912. № 6. 10 февраля. С. 353−358.
  86. Д.Д. Борьба за Эрос. Письмо П. Б. Струве по поводу письма к нему князя E.H. Трубецкого // Русская мысль. 1916. Кн. IV. С. 88−95.
  87. Д.Д. О понятии народности // Русская мысль. 1916. Кн. V. С. 111−125.
  88. Д.Д. Этюды о национализме // Русская мысль. 1916. Кн. I. С. 64−72.
  89. Наши задачи // Украинская жизнь. 1912. № 1. С. 5−10.
  90. . П.Б.Струве (1870−1944) // Новый журнал. Ныо-Иорк, 1945. Кн. X. С. 306−328.
  91. П.И. Православная Церковь в ее отношении к духовной жизни новой России // Русская мысль. 1922. Кн. I-II. С. 193−221.
  92. П.И. Предисловие // Проблемы идеализма. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. С. 233−236.
  93. С.С. Русские дела (Политический обзор) // Русская мысль. 1921. Кн. VIII-IX. С. 289−298.
  94. С.С. Русские дела (Политический обзор) // Русская мысль. 1921. Кн. Х-ХИ. С. 280−290.
  95. И.Д., Философия русского либерализма XIX нач. XX вв. СПб., 1996. 193 с.
  96. От издательства «Путь» // Взыскующие града. М., 1997. С. 704.
  97. От редакции // Русская мысль. 1908. Кн. I. С. 1.
  98. Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газ., 1993. 421 с.
  99. Р. Биография П. Б. Струве. В 2 тт. М.: Московская школа политических исследований, 2001.
  100. A.B. Писатель, который не ведет, куда хочет // Русское богатство. 1908. № 11. С. 56−67.
  101. Н., Колеров М. Русский образ Германии: социал-либеральный аспект // Исследования по истории Русской мысли: Ежегодник за 1999. М., 1999. С. 90−155.
  102. Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996.
  103. Н. Струве П. Б. как политический мыслитель. Лондон, 1981. 74 с.
  104. Предисловие издателей // Струве П. Б. Социальная и экономическая история с древнейших времен до нашего в связи с развитием ' русской культуры и ростом русской государственности. Париж, 1952. С. VII-XI.
  105. Прения по докладу В. Ф. Эрна «Идея христианского прогресса» на 6-м собрании Санкт. — П[етер]б[ургского] Религиозно-философского общества 3 февраля 1908 г. // Вопросы философии. 2005. № 7. С. 97−112.
  106. Проблемы идеализма: Сб. ст. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. 893 с.
  107. Д.Д. Европеизация // Русская мысль. 1908. Кн. III. С. 1−10.
  108. П. Церковная жизнь и вопрос о патриаршестве // Русская мысль. 1913. Кн. I. С. 45−48.120. «Русская мысль» (1921−927). Роспись содержания // t Исследования по истории Русской мысли. М., 1997. С. 287−317.
  109. С. Церковь и большевизм // Русская мысль. 1922. Кн. V. С. 128−140.
  110. А. О национальном возрождении России (Материалы по народной словесности) // Русская мысль. 1922. Кн. I-II. С. 343−355.
  111. Старый Украинец. Украинский книжный язык и общерусская культура // Украинская Жизнь. 1912. № 1. С. 40−52.124. 'Степун Ф. А. Портреты. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. 439 с.
  112. Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1994. 646 с.
  113. Н.А. Мой дед П.Б. Струве // Струве П. Б. Дневник политика (1925−1935). М.- Париж, 2004. С. 3−7.
  114. Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм / Сост. В. Н. Жукова, А. П. Полякова. М.: Республика, 1997. 527 с.
  115. П.Б. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1999. 472 с.
  116. Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина / Сост. А. В. Хашковский. СПб.: РХГИ, 2000. 352 с.
  117. П.Б. Дневник политика (1925−1935). М.- Париж, 2004. 869 с.
  118. П.Б. Блюдение себя. Нравственная основа истинного национализма // Русская мысль. 1916. Кн. I. С. 140 142.
  119. П.Б. В чем же истинный национализм // Струве П. Избранные сочинения. М., 1998. С. 20−44.
  120. П.Б. В чем революция и контрреволюция? // Русская мысль. 1917. Кн. XI-XII. С. 57−61.
  121. П.Б. Великая Россия и Святая Русь. Посвящается памяти А. М. Рыкачева // Русская мысль. 1914. Кн. XII. С. 176 180.
  122. П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Русская мысль. 1908. Кн. I. С. 143−157.
  123. П.Б. Голод // Русская мысль. 1921. Кн. VIII-IX. С. 279 281.
  124. П.Б. Джозеф Чемберлен // Русская мысль. 1914. Кн. VII. С. 15−16.
  125. П.Б. Дневник политика // Возрождение. 1925. № 8 (10 июня). С. 1.
  126. П.Б. Дневник политика. 211. «Русский колокол» И. А. Ильина // Струве П. Б. Дневник политика. М.- Париж, 2004. С. 331−336.
  127. П.Б. Еще о национальном начале в либерализме. Против полемических безобразий // Биржевые ведомости. 1914. 17 декабря (утренний выпуск). С. 3.
  128. П.Б. Жизнь и смерть Льва Толстого // Русская мысль. 1910. Кн. XII. С. 128−132.
  129. П.Б. Заметки о плюрализме // Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. С. 443−451.
  130. П.Б. Индивидуализм и социализм // Струве П. Patriotica: политика, культура, религия, социализм. М., 1997. С. 308−314.
  131. П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991. С. 136−152.
  132. П.Б. Историко-политические заметки о современности // Русская мысль. 1921. Кн. V-VII. С. 208−224.
  133. П.Б. Кто из нас «максималист»? (Некоторые итоги спора) //Речь. 1908. № 66 (18 марта). С. 2.
  134. П.Б. Лига русской культуры // Русская свобода. 1917. № 3. С. 3−5.
  135. П.Б. Материнское лоно и героическая воля //
  136. Русская мысль. 1923. Кн. I-II. С. 154−160.
  137. П.Б. На разные темы: Сб. ст. СПб., 1902.
  138. П.Б. На разные темы // Русская мысль. 1908. Кн. II. С. 174−184.
  139. П.Б. На разные темы. К спору о «Великой России» // Русская мысль. 1908. Кн. III. С. 212−225.
  140. П.Б. На разные темы // Русская мысль. 1908. Кн. XII. С. 167−182.
  141. П.Б. На разные темы // Русская мысль. 1909. Кн. I. С. 194−210.
  142. П.Б. На разные темы // Русская мысль. 1909. Кн. V. С. 113−126.
  143. П.Б. На разные темы // Русская мысль. 1909. Кн. XII. С. 181−191.
  144. П.Б. На разные темы. Большой писатель с органическим пороком. Несколько слов о В. В. Розанове // Русская мысль. 1910. Кн. XI. С. 139−153.
  145. П.Б. На разные темы. Что же такое Россия? // Русская мысль. 1911. Кн. I. С. 184−203.
  146. П.Б. Национальное начало в либерализме // Биржевые ведомости. 1914. 7 декабря (утренний выпуск). С. 2.
  147. П.Б. Национальный Эрос и идея государства // Русская мысль. 1917. Кн. I. С. 99−104.
  148. П.Б. Наша задача // Русская Свобода. 1917. № 1. С. 3−5.
  149. П.Б. Несколько слов в ответ H.A. Бердяеву // Слово. 1908. № 508 (11 июля). С. 3.
  150. П.Б. Несколько слов о Лиге русской культуры // Русская свобода. 1917. № 9. С. 24−26.
  151. П.Б. Несколько слов по украинскому вопросу // Русская мысль. 1913. Кн. I. С. 10−11.
  152. П.Б. Общерусская культура и украинский партикуляризм. Ответ Украинцу // Русская мысль. 1912. Кн. I. С. 65−86.
  153. П.Б. Оздоровление власти // Русская мысль. 1914. Кн. I. С. 148−158.
  154. П.Б. Освобожденная Россия // Русская мысль. 1917. Кн. II. С. 1−2.
  155. П.Б. Основной дуализм общественно-экономического процесса и идея естественного закона // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 104 (IV). С. 528−570.
  156. П. Б. Ответ Д.С. Мережковскому // Речь. 1908. № 47 (24 февраля). С. 3.
  157. П.Б. Отрывки о государстве и нации // Русская мысль. 1908. Кн. V. С. 187−193.
  158. П.Б. Официальный национализм и его противоречия//Русская мысль. 1910. Кн. VI. С. 172−186.
  159. П.Б. По поводу спора E.H. Трубецкого с Д. Д. Муретовым // Русская мысль. 1916. Кн. VI. С. 95−97.
  160. П.Б. Политика внутренняя и политика внешняя /У Русская мысль. 1910. Кн. II. С. 138−147.
  161. П.Б. Почему застоялась наша духовная жизнь? // Русская мысль. 1914. Кн. III. С. 104−118.
  162. П.Б. Прошлое, настоящее, будущее. Мысли о национальном возрождении России // Русская мысль. 1922. Кн. III. С. 222−231.
  163. П.Б. Размышления о русской революции // Русская мысль. 1921. Кн. I-II. С. 6−37.
  164. П.Б. Религия и социализм // Русская мысль. 1909. Кн. VIII. С. 148−156.
  165. П.Б. Россия // Русская мысль. 1922. Кн. III. С. 101 115.
  166. П.Б. Социальная и экономическая история с древнейших времен до нашего в связи с развитием русской культуры и ростом русской государственности. Париж, 1952.
  167. П.Б. Хозяйство и цена. Критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни. Ч. 1: Хозяйство и общество. Цена — ценность. СПб.-М., 1913.
  168. П.Б., Франк C.JI. Очерки философии культуры. 1. Что такое культура? // Полярная Звезда. 1905. 22 декабря. № 2. С. 104−117.
  169. П.Б., Франк C.JI. Очерки философии культуры. 2. Культура и личность // Полярная Звезда. 1905. 30 декабря. № 3. С. 170−184.
  170. В.Г. Комментарии // Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 670−692.
  171. Н.С. Судьбы культуры в Советской России (19 171 921 гг.) //Русская мысль. 1923. Кн. III-V. С. 191−209.
  172. E.H. Великая Россия. (По поводу спора П. Б. Струве и Д.С. Мережковского) // Московский еженедельник. 1908. № п (И марта). С. 3−13.
  173. E.H. Новое язычество и его «огненные слова». Ответ Д. Д. Муретову // Русская мысль. 1916. Кн. VI. С. 89−94.
  174. E.H. Развенчание национализма. Открытое письмо П. Б. Струве // Русская мысль. 1916. Кн. IV. С. 79−87.
  175. Украинец Кистяковский Б. А. К вопросу о самостоятельной украинской культуре. (Письмо в редакцию) // Русская мысль. 1911. Кн. V. С. 131−146.
  176. Т.Ю. Проблема религии и культуры на страницах журнала «Русская мысль» (1907−1913) // Вопросы культурологии. Вып. 3. М., 2003. С. 103−111.
  177. Д.В. Апофеоз беспочвенности // Московский Еженедельник. 1908. № 45. С. 43−51.
  178. Д.В. Религиозно-философские собрания // Слово. 1908. 20 октября. С. 2.
  179. Д.В. Старообрядчество и православие // Русская мысль. 1911. Кн. V. С. 62−81.
  180. C.JI. Возрождение славянофильства // Русская мысль. Кн. X. С. 27−30.
  181. C.JI. Воспоминания о П.Б. Струве // Франк С. Непрочитанное.: Статьи, письма, воспоминания. М.: Московская школа политических исследований, 2001. С. 394 582.
  182. C.JI. Еще о национализме в философии. Ответ на ответ
  183. B.Ф. Эрна // Русская мысль. 1910. Кн. XI. С. 130−137.
  184. C.JI. Культура и религия. (По поводу статьи о «Вехах» C.B. Лурье) //Русская мысль. 1909. Кн. VII. С. 147−161.
  185. С.Л. О книге П.Б. Струве «На разные темы» // Франк
  186. C.Л. Русское мировоззрение / Сост. A.A. Ермичев. СПб.: Наука, 1996. С. 481−485.
  187. С.Л. О поисках смысла войны // Русская мысль. 1914. Кн. XII. С. 125−132.
  188. С. JI. Письмо H.A. Струве, август 1921 // Исследования по истории Русской мысли: Ежегодник 2001−2002. М.: «Три квадрата», 2002. С. 645−654.
  189. С. Л. Струве П.Б. (Опыт характеристики) // Франк С. Л. Русское мировоззрение / Сост. A.A. Ермичев. СПб.: Наука, 1996. С. 486−500.
  190. С.Л. Умственный склад, личность и воззрения П.Б. Струве // Франк С. Л. Русское мировоззрение / Сост. A.A. Ермичев. СПб.: Наука, 1996. С. 501−525.
  191. С.Л. Философские отклики. О национализме. в философии 7/ Русская мысль. 1910. Кн. IX. С. 162−171.
  192. A.B. Эволюция политических воззрений П.Б. Струве. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. полит, н. СПб., 1994.
  193. С.С. Трансформации славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994. № 11. С. 52−62.
  194. В. Выставки «Мир искусства» и «Союз молодежи» // Русская мысль. 1913. № 12. С. 25−29.
  195. В. О «Русской мысли» // Аполлон. 1911. № 8. С. 60−67.
  196. Г. Церковь и революция // Русская мысль. 1922. Кн. IV. С. 102−116.
  197. H.H. Земельный переворот и благо народа // Русская мысль. 1918. Кн. 1-Й. С. 45−53.
  198. Эрн В. Ф. Культурное непонимание. Ответ С. Л. Франку // Русская мысль. 1910. Кн. XI. С. 116−129.
  199. Эрн В. Ф. От Канта к Круппу // Русская мысль. М. 1914. Кн. XII. С. 116−124.
  200. Grossman J.D. Rise and decline of «literary» journal 1880−1917 // Literary Journals in Imperial Russia. Cambridge- New York, 1997. P. 171−196.
  201. Donchin G. The influence of french symbolism on russian poetry. London, 1958. P. 66−68.
  202. Russkaja MysF 1905−1917. Unter Mitarbeit von Verner Barlmeyer- Herasgegeben von Hans Rothe. Giessen, 1977.
Заполнить форму текущей работой