Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функционально-семантическая категория Understanding в современном английском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осмысление мира является неотъемлемой частью мыслительной и языковой деятельности, поскольку «речь и понимание есть действия одной и той же языковой силы». Данный феномен изоморфен таким глобальным категориям, как мышление, сознание и осознание, взаимосвязан с восприятием и памятью. Человек, получая информацию в результате сложного взаимодействия сенсорных и других ощущений в мышлении и сознании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОНЯТИЙНАЯ ОНТОЛОГИЯ КАТЕГОРИИ
  • UNDERSTANDING В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
    • 1. 1. Логико-философские аспекты феномена понимания
    • 1. 2. Психологические и психолингвистические аспекты феномена понимания
    • 1. 3. Лингвистический статус категории Understanding в современном английском языке
      • 1. 3. 1. Когнитивный подход. Исходные понятия: языковая концептуализация и категоризация: концепт и категория
      • 1. 3. 2. Функционально-семантический подход. Исходные понятия: категориальная ситуация — категориальные признаки
      • 1. 3. 3. Семиотическое пространство категории Understanding
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ UNDERSTANDING: ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ UNDERSTANDING
    • 2. 1. Функционально-семантическое поле (ФСП) — языковое средство структурации категории Understanding
    • 2. 2. Ядро ФСП Understanding — концепт UNDERSTANDING
      • 2. 2. 1. Когнитивные признаки концепта UNDERSTANDING
      • 2. 2. 2. Ассоциативные связи концепта UNDERSTANDING
    • 2. 3. Ближняя периферия ФСП Understanding
      • 2. 3. 1. Микрополе Realization
      • 2. 3. 2. Микрополе Perception
      • 2. 3. 3. Микрополе Sympathy
      • 2. 3. 4. Микрополе Recognition / Appreciation
      • 2. 3. 5. Микрополе Interpretation
    • 2. 4. Дальняя периферия ФСП Understanding
      • 2. 4. 1. Лексические средства репрезентации дальней периферии ФСП Understanding
      • 2. 4. 2. Лексико-грамматические и грамматические средства репрезентации дальней периферии ФСП Understanding
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  • UNDERSTANDING: АКТУАЛИЗАЦИЯ В РЕЧИ
    • 3. 1. Общие замечания
    • 3. 2. Актуализация категории Understanding в предложении-высказывании
    • 3. 3. Актуализация категории Understanding в дискурсе
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Функционально-семантическая категория Understanding в современном английском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование посвящено комплексному анализу-категории Understanding в современном английском языке.

На протяжении, многих столетий учёные различных областей знания: философы, логики, языковеды, психологи обращались, к сложному по" своей природе феномену понимания,. без которого было бы. невозможно человеческое мышление-, общение, взаимодействие индивидов bi целом. Это* обстоятельство свидетельствует о междисциплинарности и многоплановости, данной проблемы. Она стоит тем острее, чем больше различие между смысловыми структурами сообщений разных участников процесса коммуникации.

Осмысление мира является неотъемлемой частью мыслительной и языковой деятельности, поскольку «речь и понимание есть действия одной и той же языковой силы» [Гумбольдт, 2000, с. 77]. Данный феномен изоморфен таким глобальным категориям, как мышление, сознание и осознание, взаимосвязан с восприятием и памятью. Человек, получая информацию в результате сложного взаимодействия сенсорных и других ощущений в мышлении и сознании, трансформирует её на более высоком уровне мыслительной деятельности в значения и смыслы, получающие вербальное воплощение [Малинович, Ю. М., 2007, с. 6]. Понимание, подобно другим абстрактным явлениям [Лакофф, 2004; Кубрякова, 2007; Robinson, 1999 и другие], имеет когнитивную природу, отражая связи и закономерности, существующие в мире, в сознании индивидуума. С его помощью осуществляется обработка знания^ и обобщение человеческого опыта, организуются познавательные способности.

Феномен понимания неоднократно привлекал внимание многих лингвистов, изучавших его в различных аспектах и с разных позиций. В частности, была предпринята попытка построить языковую модель данного феномена в русском языке [Йомдин, 2006], определить лексическую дифференциацию осмысляющих способностей человека [Нрокубовский, 2008]. Основательному исследованию подвергались преимущественно глаголы со значением «понимать», их структурно-семантические и прагматические свойства на материале различных языков: русского [Дмитровская, 1985], немецкого [Лоизу, Л991], английского [Сандиго-Еросс, 1991; Стаценко, 1994] и в сопоставительномплане [Ветюгова- 2005]. На, синтаксическом уровне: изучались валентностные свойства глаголов understandcomprehend', realizeанализировались пропозиции: с нимш [Лазарлс, 1985]. Врусле*когнитивной лингвистики проводилось сравнительно-сопоставительное изучение и описание концептов UNDERSTANDING и MISUNDERSTANDING на основе концептуального анализа словарных дефиницийих базовых лексем-репрезентантов" [Медведева, 2003]- Однако изучаемое явление, как свидетельствует аналитический обзор имеющихся работ по германской, романскойи славянской филологии, не рассматривалось в статусе лингвистической, категории с позиции функционально-семантического и когнитивного подходов, не было предметомсистемного научного исследования на материале английского языка. Этот фактор определил выбор темы настоящей диссертационной работы.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена тем^ что оно выполнено в русле антропоцентрической парадигмы, в контексте которой исследуются языковые категории, отражающие сферу внутреннего мира человека [Антропологическая лингвистика- 2003; Малинович, 2003; Пименова, 2006; Плотникова, 2005; Прожилов, 1999; Семёнова, 2007; Трунова,. 1991; Уфимцева, 1988; Brennies, 1996; Brown, 1987; Duranti, 1997; Hickerson^ 2005; Ottenheimer, 2008 и другие]. Скрытая: от непосредственного наблюдения, внутренняя составляющая, индивида, включающая и феномен понимания^ не может рассматриваться^В:отрыве от окружающей*действительности, в результате чего появляется необходимость учёта внешних показателей её проявления и их изучения на уровне лингвистической онтологии.

Предметом изучения является категория Understanding и её репрезентация в современном английском языке.

Объект изучения — система языковых средств, эксплицирующих данную категорию в современном английском языке.

Изучаемая категория представляет интерес и потому, что она, как показывают данные, полученные в результате проведённого дефиниционного и контекстуального анализа, сопряжена с рядом других семантических образований, таких как Knowledge, Explanation, Perception, Realization, Sympathy, Intuition, Recognition, Interpretation, Guess.

Цель настоящего исследования — системное изучение и описание категории Understanding в современном английском.языке.

Для осуществления поставленной цели в работе решаются следующие конкретные задачи-.

1) изучить феномен понимания в различных сферах научного знания — в философии, психологии и лингвистике;

2) определить логико-предметное содержание категории Understanding;

3) рассмотреть концепт UNDERSTANDING как механизм, лежащий в основе формирования одноимённой категории, описать его структуру и определить корреляцию со смежными с ним концептами;

4) выявить и проанализировать языковые средства разноуровневой принадлежности, объективирующие данную категорию в предложении-высказывании и дискурсе;

5) определить и доказательно обосновать лингвистический статус категории Understanding в современном английском языке;

6) разработать адекватную теоретическую модель исследования выше-обозначенной категории.

Общетеоретической и методологической базой исследования послужили:

1. Основополагающие принципы современного языкознания:

— взаимосвязь языка и мышления [Апресян, 1995; Арутюнова, 1988, 1999; Бабушкин, 1996; Балли, 2003; Булыгина, 1997; Вежбицкая, 1997; Демьянков, 1994; Залевская, 2001; Лакофф, 2004; Павилёнис, 1983; Постовалова, 1988; Потебня, 1993; Колшанский, 2007; Красных, 2003; Кубрякова, 2004; Cruse, 2000; Lyons, 1995; Radford, 2006 и другие]- взаимосвязь. лингвистических и философских феноменов [Автономова, 1988; Бахтин, 1986; Быстрицкий, 1991; Гадамер, 1988; Дильтей, 2001; Ивин, 2006; Никифоров, 1991; Нишанов, 1990; Рузавин, 1985; Соловьев, 2005; Хайдеггер, 2002; Шлейермахер, 1994; Шульга, 2008];

— целостность языковых и психологических явлений [Богин, 1982; Бодалев, 1982; Брудный, 2005; Знаков, 2007; Леонтьев, 2005; Лурия^ 1998; Шаховский, 1998].

2. Положение антропологической лингвистики:

— язык — один из главных конструктов и способов функционирования человеческой личности, порождающей, усваивающей и вербализующей информацию о мире с учётом её внутреннего состояния [Апресян, 1974, 1995; Арутюнова, 1988, 1999; Балли, 2003; Бенвенист, 2002; Гак, 1993; Гийом, 1992; Золотова, 2003; Малинович, 1998; Малинович, 2002; Малинович, 2003; Малинович, М. В., 2007; Малинович, Ю. М., 2007; Степанов, 2001; Croft, 2004 и другие].

3. Принцип семиологического подхода к объекту исследования [Васильев, 1990; Дорошевский, 1973; Колшанский, 2007; Никитин, 2004; Соссюр, 1977; Степанов, 1993; Уфимцева, 2002; Эко, 2004 и другие].

4. Постулат когнитивной лингвистики: концепт или группа концептовосновной механизм формирования любой [Болдырев, 2005, 2007, 2009; Кубрякова, 1996; Попова, 2007; Фрумкина, 2001], в том числе семантически многомерной [Малинович, М. В., 2007] категории.

5. Положения функциональной лингвистики: 1) функционально-семантическое поле — средство структурации категории- 2) категориальная ситуация — проекция семантической категории и функционально-семантического поля на уровень предложения-высказывания и текста [Бондарко, 1972, 1983а, 19 836, 1984, 1990, 2002а, 20 026, 2007].

При решении поставленных задач и реализации цели исследования применялись методы:

— метод поля [Адмони, 1964; Бондарко, 1972, 1983а, 19 836- 1984, 1990, 20 026, 2007; Вердиева, 1986; Гулыга, 1969; Макеева, 2006; Павлов- 1998^ 2001; Салькова- 1983; Уфимцева, 1962; Шаховский, 2008; Щур, 1974];

— метод концептуального5 анализа: [Беляевская- 2007; Кубрякова, 2004; Пименова, 2007];

— метод интерпретациши лингвистического моделирования- ,.

— метод дефиниционного анализа;

— метод контекстуального анализа;

— общенаучные методы сравнения и обобщения.

Данные методы и приёмы научного исследования: позволили выявить концептуальные связи категории Understanding с другими категориями, раскрыть её понятийное и языковое содержание, установить её. категориальные признакиразработать лингвистическую модель* её описания, определить ядерные и периферийные средства её репрезентации в современном английском языке:

Научная новизна диссертационной" работы состоит в том, что впервые феномен понимания рассматривается в-современном английском языке в статусе категории, определяется система языковых средств её объективации^ демонстрируется процесс её актуализации в речи. В рамках проведённого научного исследования выявляется когнитивный механизм её формирования, разрабатывается теоретическая мод ель описания, очерчена структураосновным средством репрезентации1 которой в английском-языке являетсяфункционально-семантическое поле.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Understanding в современном английском языке — многомерная функционально-семантическая категория эгоцентрической природы, формально организованная в виде сложной полевой структуры.

2. Ядерный элемент функционально-семантического поля (ФСП) Understanding — концепт UNDERSTANDING, взаимодействует и пересекается с рядом концептов, KNOWLEDGE, SYMPATHY, AGREEMENT, PERCEPTION,.

REALIZATION, INTUITION, RECOGNITION, INTERPRETATION, EXPLANATION, GUESS, которые в своей совокупности образуют смысловую многоплановость категории.

3. Ближняя периферия функционально-семантической, категории (ФСК) Understanding представлена элементами лексического уровня языка, объединяемыми в микрополя: Realization, PerceptionSympathy, Recognition / Appreciation, Interpretation.*.

4. Дальнюю периферию ФСК Understanding объективируют лексические, лексико-грамматические и грамматические средства, что свидетельствует о её многоуровневом и комплексном характере.

5. Основными признаками категориальной ситуации понимания в современном английском языке являются: экзистенциальность и эгоцентризм, акцентирующие роль и бытийную сущность осмысляющего субъектапричинность, опосредующая основания, условия и мотивы, предшествующие или сопровождающие этапы выведения смыславременной признакпризнак, реализующий представления о возникающих в процессе ментальной деятельности препятствиях, прилагаемых для их преодоления усилиях и факторах, облегчающих уяснение.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты проведённого исследования вносят определённый вклад в разработку проблем языковой концептуализации и категоризации знаний, о мире, в последующее развитие актуального для современной лингвистики направления — изучение семантически многомерных категорий и в формирование лингвистической модели их описания.

Практическая значимость результатов проведённого исследования обусловлена возможностью использования их в курсе общего и частного языкознания, в теоретических курсах по грамматике, лексикологии английского языка, в спецкурсах по теории межкультурной коммуникации, психолингвистике, в практическом курсе современного английского языка, в. научноисследовательской работе аспирантов, магистрантов и студентов лингвистических вузов.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования, обсуждались на конференциях молодых учёных (ИГЛУ, 26 февраля — 1 марта 2008 года, 2−5 марта 2009 года, 1−5 марта 2010 года), 3-й Всероссийской конференции-по проблемам концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности (ИГЛУ, 15−16 октября. 2009' года), международной" научно-практической конференции, посвящённой 50-летию факультета иностранных языков и 15-летию Бурятского государственного университета (БГУ, 9−10 сентября 2010 года), на научном методологическом семинаре «Актуальные проблемы современной лингвистики: проблемы, решения и перспективы» (ИГЛУ, ноябрь 2010 г.), на заседаниях кафедры теоретической лингвистики ИГЛУ, а также изложены в 7 публикациях общим объёмом 3,0 п. л.

Материалом исследования послужили примеры, извлечённые методом сплошной выборки из публицистической литературы и художественных произведений английских и американских писателей. Привлекались фактологические данные этимологических, толковых, синонимических словарей, энциклопедических источников и электронных ресурсов, общим объёмом 6000 единиц.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 226 наименований, из них 29 на иностранных языках, списка использованных словарей (30 наименований), источников примеров (52 наименования). Общий объём работы — 209 страниц печатного текста.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ Смысловая вариативность категории Understanding раскрывается наиболее полно при анализе предложений-высказываний и дискурсивных фрагментов, в которых она объективируется.

Актуализация атрибутивных и адвербиальных дериватов глагола understand, репрезентирующего исследуемую категорию в предложениях, указывает на присутствие в семантическом пространстве понимания в современном английском языке двух составляющих. Первая из них акцентирует познавательный, наступающий в результате инференции, момент осмысления. Вторая помещает семантический фокус на участливо-сопереживающие отношения между участниками коммуникации.

Признаки концепта UNDERSTANDING, лежащего в основе формирования одноимённой категории, раскрывают его уровневую, объёмную и градуированную организацию. Они демонстрируют зависимость мыслительной активности людей от возрастных и профессиональных качеств, наличия опыта и знаний при преодолении сложных жизненных ситуаций. Моральная поддержка и сочувствие входят в понятийную сферу понимания в современном английском языке. В некоторых случаях они обусловлены пережитыми в прошлом негативными потрясениями и эмоциональными переживаниями понимающих субъектов.

• 179 ¦.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель настоящей диссертационной работы состояла-в исследовании проблемыактуализации: категорииUnderstanding в современном английском-: языке, в определении её: лингвистического статуса: и семантических границ, выборе адекватной теоретической модели её описания. .

Методы, и приёмы научного исследования позволили раскрыть, понятийное и языковое: содержание категории Understandingвыделить категориальную ситуацию понимания в английском языке с основными ш второстепенными компонентами, описать категориальные признаки, определить ядро и периферийные средства её репрезентации.

Теоретическое осмысление лингвистических проблем в русле когнитивно-дискурсивной парадигмыучёт принципов концептуализации w категоризации знаний, исходных постулатов, методологически значимых дляизучения данной категории* и анализ языковой фактологии являются основанием для следующего заключения.

Категория Understanding является неотъемлемой частью семиотическо-. го пространства внутреннего мира человека, базовой характеристикой его бытия и мыслительной активности, многоаспектным лингвистическим феноменом. Она отображает особенности' познавательной деятельности людей, раскрывает многообразные стороны их продуктивного: взаимодействия в английском языковом сознании.

Комплекснаяорганизация категории подтверждается: наличием в её структуре сопряжённых с ней концептуальных образований, объективирующих в английской языковой картине мира основные стороны ментальной, моральной, поведенческой составляющих человека, его индивидуальных качеств, психических особенностей, жизненного опыта, субъективных знаний и представлений, нравственных ориентиров, стремлений и ценностей— интеллектуальных возможностей, внешнего вида, способности, и готовности сотрудничать с другими представителями социума.

Исследуемая категория формируется вокруг центрального концепта UNDERSTANDING, взаимодействующего и пересекающегося с рядом других концептов: KNOWLEDGE, SYMPATHY, AGREEMENT, PERCEPTION, REALIZATION, INTUITION, RECOGNITION, INTERPRETATION, EXPLANATION, GUESS, которые в своей совокупности' образуют смысловую многоплановость" содержательно-понятийного единства понимания в современном, английском языке.

Интегративный, подход обусловил поэтапное изучение языковой" реализации изучаемого лингвистическогофеномена от виртуального понятийного уровня его актуализации до выражения в речи. При исследовании языковой онтологии категории Understanding выявлено и смоделировано средство её структурации — одноимённое функционально-семантическое-поле. В нём системно-и упорядоченно представлены разноуровневые средства объективации данной категории: 1) лексические единицы, объединяемые в микрополя ближней периферии- 2) лексические, лексико-грамматические и грамматические образования, сгруппированные по семантическому и частеречному критериям и входящие в состав дальней периферии.

Ближнюю периферию описываемого ФСП Understanding манифестируют микрополя Realization, Perception, Sympathy, Recognition / Appreciation, Interpretation. Отдельные компоненты дальней периферии поля инкорпорируют в своей семантике элементы, коррелирующие с центральным, концептом. Инвариантный категориальный элемент осмысления человеком окружающей действительности служит основой для консолидациивышеобозна-ченных смысловых конфигураций в одно многомерное целое — функционально-семантическую категорию Understanding.

Выделенные признаки категориальной ситуации понимания в современном английском языке раскрывают следующие основополагающие свойства данной абстрактной сущности: экзистенциальность и эгоцентризм, предполагающие ментальную активность постигающего мир субъекта в процессе его жизнедеятельностипричинность, выявляющая предпосылочность и обусловленность акта уяснения мотивирующими факторамивременной признакпризнак, раскрывающий особенности, характерные для процесса выведения человеком смысла: препятствия, прилагаемых усилий и облегчения осмысления.

Когнитивно-функциональный подход, применяемый в проведённой диссертационной работе, позволил обнаружить и систематизировать ряд закономерностей, проливающих свет на лингвистический статус категории Understanding как функционально-семантической категории эгоцентрической природы, на её формальную организацию в виде сложной полевой структуры.

Изучаемая нами эгоцентрическая категория Understanding многогранна и представляет научный интерес для дальнейшего исследования в рамках прагмалингвистического подхода к речевому процессу и его результатам в политическом, рекламном и других дискурсах, где понимание является особенно важным средством мирного урегулирования возникающих противоречий, а также инструментом воздействия на общественное и индивидуальное сознание.

Очевидна актуальность сопоставительного анализа специфики категоризации осмысления на материале разносистемных языков в рамках теории межкультурной коммуникации, занимающейся решением приобретающих всё большую актуальность вопросов, связанных с тесным сотрудничеством и кооперацией между представителями разных культур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность Текст. / Н. С. Автономова. М.: Наука, 1988. — 287 с.
  2. , В. Г. Основы теории грамматики Текст. / В. Г. Адмони. М.: Наука, 1964. — 105 с.
  3. , Ю. Д. Лексическая семантика : Синонимические средства языка Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. — 367 с.
  4. , Ю. Д. Избранные труды Текст.: в 2 т. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. М.: Языки русской культуры, 1995. — Т. 2. — 767 с.
  5. , М. А. Семантическая категория эстетической оценки (прекрасное / безобразное) и её онтология в современном немецком языке Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / М. А. Арская. Иркутск: ИГЛУ, 2001.- 185 с.
  6. , Н. Д. Предложение и его смысл : логико-семантические проблемы Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  7. , А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка Текст. / А. П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1996. — 104 с.
  8. , В. У. О двух моделях понимания Текст. / В. У. Бабушкин // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. — С. 160−175. Балли, Ш. Язык и жизнь [Текст] / Ш. Балли. — М.: Едиториал УРСС, 2003.- 232 с.
  9. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. -445 с.
  10. , Е. Г. О характере когнитивных оснований языковых категорий Текст. / Е. Г. Беляевская // Когнитивные аспекты языковой категоризации.- Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2000. С. 9−14.
  11. , Е. Г. Концептуальный анализ : модифицированная версия методов структурной лингвистики Текст. / Е. Г. Беляевская // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования. -М.- Калуга: Изд-во «Эйдос», 2007. С. 60−69.
  12. , Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист. М.: Едиториал УРСС, 2002.-448 с.
  13. , А. Творческая эволюция Текст. / А. Бергсон. М.: Директ-Медиа, 2009. — 608 с.
  14. , Н. Н. Категории как форма репрезентации знаний в языке Текст. / Н. Н. Болдырев // Концептуальное пространство языка. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — С. 16−39.
  15. , Н. Н. Проблемы исследования языкового знания Текст. / Н. Н. Болдырев // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования.1 М. — Калуга: Изд-во «Эйдос», 2007. -С. 95−108.
  16. , Н. Н. Концептуальная основа языка Текст. / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Концептуализация мира в языке. М. — Тамбов: Институт языкознания РАН — Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. — Вып. IV. — С. 25−77.
  17. , Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте Текст. / Н. С. Болотнова. — Томск: Изд-во Томского педагогического института, 1994. 212 с.
  18. , А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии Текст. / А. В. Бондарко. Л.: Наука, 19 836. — 208 с. Бондарко, А. В. Функциональная грамматика [Текст] / А. В. Бондарко. — Л.: Наука, 1984.- 136 с.
  19. , Е. Г. Деятельность адресата речи при понимании сообщения Текст. / Е. Г. Борисова // Понимание в коммуникации. М.: МГГИИ, 2003.-С. 9−11.
  20. , М. А. К вопросу о расхождениях грамматических категорий в разных языковых культурах Текст. / М. А. Борисова // Вестник МГУ.
  21. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. — № 4. -С. 91−103.
  22. , А. А. Психологическая герменевтика Текст. / А. А. Брудный. -М.: Лабиринт, 2005. 336 с.
  23. , Л. М. Современная лингвистическая семантика Текст. / Л. М. Васильев. — М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
  24. , А. Язык. Культура. Познание Текст. / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1997. — 416 с.
  25. , Л. А. Глаголы понимания в немецком, английском и русском языках Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Л. А. Ветюгова. -Пятигорск: ПГПИИЯ, 2004. 207 с.
  26. , Е. М. Функциональная семантика оценки Текст. / Е. М. Вольф. -М.: Наука, 1985.-228 с.
  27. , М. В. К вопросу о методологиях и методикахлингвистического анализа (на примере категорий пространственных, временных и причинных отношений) Текст. / М. В. Всеволодова //
  28. Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2005. — № 1. — С. 22−49.
  29. Гадамер, X, — Г. Истина и метод: основы философской герменевтики
  30. Текст. / X. Г. Гадамер. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  31. Гак, В. Г. К проблеме семантической синтагматики Текст. / В. Г. Гак II
  32. Проблемы структурной лингвистики 1971. М.: Наука, 1972. — С. 367−395.
  33. Гак, В. Г. Пространство мысли (Опыт систематизации слов ментальногополя) Текст. / В. Г. Гак // Логический анализ языка: ментальныедействия. М.: Наука, 1993. — С. 22−29.
  34. , И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Изд-во УРСС, 2008. — 144 с. Гийом, Г. Принципы теоретической лингвистики [Текст] / Г. Гийом. — М.: Прогресс, 1992.-224 с.
  35. , В. Б. Способы концептуализации в лексике Текст. /
  36. В. Б. Гольдберг // Когнитивные исследования языка. Концептуализациямира в языке. М. — Тамбов: Институт языкознания РАН — Издательскийдом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. Вып. IV. — С. 97−127.
  37. , Т. П. Понимающая психология. Уровни понимания Текст. /
  38. Т. П. Горовая. Владивосток: Дальнаука, 2002. — 290 с.
  39. , Е. В. Грамматико-лексические поля в современном немецкомязыке Текст. / Е. В. Гулыга, Е. И. Шендельс. М.: Просвещение, 1969. 184 с.
  40. , В. фон Язык и философия культуры Текст. / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985. — 450 с.
  41. , В. фон Избранные труды по языкознанию Текст. / В. фон Гумбольдт. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. — 400 с.
  42. , В. В. Категория «Воля» в современном английском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / В. В. Гурин. Иркутск: ИГЛУ, 2008. — 173 с.
  43. , Л. Л. Процессы понимания в развитии мышления Текст. / Л. Л. Гурова // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 126−137. Гусев, С. С. Проблема понимания в философии [Текст] / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. -М.: Наука, 1985. — 192 с.
  44. , В. П. Ономасиологическое направление в грамматике Текст. / В. П. Даниленко. М.: Изд-во ЖИ, 2007. — 344 с.
  45. , В. 3. Морфологическая интерпретация текста и её моделирование Текст. / В. 3. Демьянков. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 206 с. Дильтей, В. Сущность философии [Текст] / В. Дильтей. — М.: «Интрада», 2001.- 159 с.
  46. , М. А. Механизмы понимания и употребление глагола понимать Текст. / М. А. Дмитровская // Вопросы языкознания. 1985. -№ 3. — С. 98−107.
  47. , Д. О. Образная составляющая в семантике идиом Текст. / Д. О. Добровольский //Вопросы языкознания. 1996. -№ 1. — С. 71−93. Дорошевский, В. Элементы лексикологии и семиотики [Текст] / В. Дорошевский. — М.: «Прогресс», 1973. — 284 с.
  48. , Г. В. Семантика эгоцентрических категорий : Pflicht и её актуализация в современном немецком языке Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Г. В. Елохова. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2004. — 150 с.
  49. , А. А. Текст и его понимание Текст. / А. А. Залевская. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. — 177 с.
  50. , А. А. От авторов Текст. / А. А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев // Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянских культур, 2005. — С. 9−13.
  51. , Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса Текст. / Г. А. Золотова. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 368 с.
  52. Иванов, Вяч. Вс. Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей (лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов) Текст. / Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1974. -342 с.
  53. , А. А. Аксиология. Научное издание Текст. / А. А. Ивин. М.: Высшая школа, 2006. — 390 с.
  54. , Е. Р. Функциональная семантика эпистемических предикатов (на материале французского языка) Текст. / Е. Р. Иоанесян. М.: Институт языкознания РАН, 2000. — 246 с.
  55. , Б. Л. Языковая модель понимания Текст. / Б. Л. Иомдин // Языковая картина мира и системная лексикография. — М.: Языки русской культуры, 2006. — С. 513−612.
  56. , О. Л. Текст и коммуникация Текст. / О. Л. Каменская. М.: Высшая школа, 1990. — 152 с.
  57. , В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  58. , В. В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания Текст. / В. В. Кашин. Уфа: Изд-ие Башкирского университета, 2000. — 184 с.
  59. , В. Б. Сопоставительные исследования дискурса Текст. / В. Б. Кашкин // Концептуальное пространство языка. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — С. 337−353.
  60. , И. М. Отрицание в предложениях с предикатами восприятия, мнения и знания Текст. / И. М. Кобозева // Логический анализ языка: знание и мнение. -М.: Наука, 1988. С. 94−106.
  61. , Н. А. Теоретическая грамматика современного английского языка Текст. / Н. А. Кобрина, Н. Н. Болдырев, А. А. Худяков. М.: Высшая школа, 2007. — 247 с.
  62. , Л. М. Английская грамматика : предложение и слово Текст. / Л. М. Ковалева. Иркутск: ИГЛУ, 2008. — 397 с.
  63. , Н. И. Проблемы понимания и интерпретации художественного текста Текст. / Н. И. Колодина. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. — 184 с.
  64. , Г. В. О языковом механизме порождения текста Текст. / Г. В. Колшанский // Вопросы языкознания. 1983. — № 3. — С. 44−51. Колшанский, Г. В. Контекстная семантика [Текст] / Г. В. Колшанский. -М.: Изд-во ЖИ, 2007. — 152 с.
  65. , Н. А. Языковая реализация функционально-семантической категории самости Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Н. А. Корепина. Иркутск: ИГЛУ, 2009. — 231 с.
  66. , А. В. Методологические основания когнитивного анализа Текст. / А. В. Кравченко // Когнитивный анализ слова. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — С. 8−32.
  67. , Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах Текст. / И. А. Красавский. М.: ИТДГК «Гнозис», 2008. — 374 с.
  68. , В. В. «Свой» среди «чужих» : миф или реальность? Текст. / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 375 с.
  69. , Е. С. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике Текст. / Е. С. Кубрякова, О. В. Александрова // Структура и семантикахудожественного текста. М.: Институт языкознания РАН, 19 991 -С.186−197.
  70. , В. А. Концепт истины и слово ИСТИНА в русском языке (опыт концептуального анализа рационального и иррационального) Текст. / В. А. Лукин // Вопросы языкознания. 1993. — № 4. — С. 63−86.
  71. , А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. — 416 с.
  72. , М. Л. Основы теории дискурса Текст. / М. Л. Макаров. М.: Гнозис, 2003.-280 с.
  73. , Е. Ю. Функционально-семантическое поле как средство репрезентации концепта «ЖЕЛАНИЕ» в английском языке (в синхронии и диахронии) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. Ю. Макеева. Самара: СГПУ, 2006. — 23 с.
  74. , Ю. М. Семантика эгоцентрических категорий в концептуальной модели естественного языка Текст. / Ю. М. Малинович // Проблемы вербальной коммуникации и представления знаний. Иркутск: ИГЛУ, 1998.-С. 116−119.
  75. , М. В. Причинность Текст. / М. В. Малинович // Внутренний мир человека: семантические константы. Иркутск: ИГЛУ, 2007. -С. 397−437.
  76. , Ю. М. Семиосфера внутреннего мира человека Текст. / Ю. М. Малинович // Внутренний мир человека: семантические константы. Иркутск: ИГЛУ, 2007. — С. 12−58.
  77. , В. А. Лингвокультурология Текст. / В. А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  78. , А. Г. Лингвистические средства выражения непонимания в речевом- взаимодействии говорящего и слушающего Текст. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / А. Г. Медведева. Иркутск: ИГЛУ, 2003- 160 с.
  79. A. Л. Никифоров // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991.-С. 72−94.
  80. , Т. М. От звука к тексту. Человек и язык. Язык: разгадки и загадки. Язык и текст Текст. / Т. М. Николаева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 679 с.
  81. , В. К. Феномен понимания : когнитивный анализ Текст. /
  82. B. К. Нишанов. Фрунзе: Илим, 1990. — 228 с.
  83. , Е. Г. Категория отчуждения и её языковая онтология в современном немецком языке Текст.: дис.. канд. филол. наук, 10.02.04 / Е. Г. Орлянская. Иркутск: ИГЛУ, 2002. — 171 с.
  84. , В. М. Теория поля в грамматике и «промежуточные» явления как единства противоположностей (на примере исторического синтаксиса девербальных номинализаций в немецком языке) Текст. / В. М. Павлов //
  85. Теоретические проблемы функциональной грамматики. СПб.: «Наука», 2001.-С. 8−16.
  86. , М. В. Принципы категоризации и концептуализации мира Текст. / М. В. Пименова // Studia Linguistica Cognitiva. Язык и познание: методологические проблемы и перспективы. — М.: Гнозис, 2006. Вып. 1. -С. 172−186.
  87. , М. В. О методе исследования концептов внутреннего мира человека Текст. / М. В. Пименова // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования. М. — Калуга: Изд-во «Эйдос», 2007. — С. 237−246.
  88. , С. Н. Языковая, коммуникативная и дискурсивная личность : к проблеме разграничения понятий Текст. / С. Н. Плотникова // Лингвистика дискурса. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. -Иркутск: ИГЛУ, 2005. Вып. 4. — С. 5−16.
  89. Полевые структуры в системе языка Текст. Воронеж: Изд-во
  90. Воронежского государственного университета, 1989. 198 с.
  91. Попова, 3. Д. Когнитивная лингвистика Текст. / '3. Д. Попова,
  92. И. А. Стернин. М.: АСТ: Восток — Запад, 2007 — 314 с.
  93. , М. В. Понимание как логико-гносеологическая проблема Текст.
  94. М. В. Попович // Понимание как логико-гносеологическая проблема.
  95. Киев: Наукова думка, 1982. С. 5−23.
  96. , В. Н. «Концептуальные каркасы» проблемы понимания Текст. / В. Н. Порус // Вопросы философии. 1986. — № 7. — С. 77−79.
  97. , В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. /
  98. B. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. -М.: Наука, 1988. С. 8−69.
  99. , А. А. Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня. Киев: Синто, 1993. — 192 с.
  100. , В. В. О понимании : опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания Текст. / В. В. Розанов. -М.: Танаис, 1996. 803 с.
  101. , Г. И. Проблема понимания и герменевтика Текст. / Г. И. Рузавин // Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. -С. 162−178.
  102. , Т. С. Функционально-семантическая категория Freundlichkeit и её актуализация в немецком языковом сознании Текст. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Т. С. Рыжкова. Иркутск: ИГЛУ, 2009−212 с.
  103. , Д. А. Синтаксические поля и семантическое моделирование (на базе значений немецких придаточных предложений) Текст. / Д. А. Салькова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983. — 128 с.
  104. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии Текст. / Э. Сепир. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. -656 с.
  105. , Е. Ф. Диахроническая семиометрия французского слова la valeur Текст. / Е. Ф. Серебренникова // Этносемиометрия ценностных смыслов. Иркутск: ИГЛУ, 2008. — С. 63−73.
  106. , Г. Г. От текста к символу : лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе Текст. / Г. Г. Слышкин. -М.: Academia, 2000. 128 с.
  107. , Б. И. Значащее переживание как смысл Текст. / Б. Н. Соваков // Понимание и интерпретация текста. Тверь: Тверской государственный университет, 1994. — С. 34−41.
  108. , О. Б. Понимание и культура Текст. / О. Б. Соловьёв. -Новосибирск: НГУЭУ, 2005. 312 с.
  109. , Ф. де Труды по языкознанию Текст. / Ф. де Соссюр. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  110. В. И. Структурно-семантические и прагматические свойства глаголов understand, realize, see Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / В. И. Стаценко. Пятигорск, 1994. — 175 с.
  111. , В. Н. Русская фразеология. Лингвистический, прагматический и лингвокультурологический аспекты Текст. / В. Н. Телия. М.: Языки русской культуры, 1996. — 288 с.
  112. Тихомиров- О. К. Психология мышления Текст. / О. К. Тихомиров. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 218 с.
  113. , О. В. Природа и языковой статус категории модальности (на материале английского языка) Текст.: учебное пособие / О. В. Трунова. -Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1991. 130 с.
  114. Тураева, 3. Я. Лингвистика текста Текст. / 3. Я. Тураева. СПб.: Образование, 1993. — 38 с.
  115. , В. И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском языке : Комплексный функционально-когнитивный словарь Текст. /
  116. , А. А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира Текст. / А. А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988.1. C. 108−140.
  117. , А. А. Лексическое значение : принцип семиологического описания лексики Текст. / А. А. Уфимцева. М.: Едиториал УРСС, 2002. -240 с.
  118. , Л. Философская антропология. Человек и его проблемы Текст. / Л. Фарре // Это человек: Антология / под ред. А. М. Аксёнова. М.: Академия, 1995.-С. 171−205.
  119. , В. П. Парадоксы эмпатии Текст. / В. П. Филатов // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. — С. 176−195.
  120. , О. Е. Язык эмоций в английском тексте. Когнитивный и коммуникативный аспекты Текст. / О. Е. Филимонова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. 1 ордена,.2001″. — 259 с. V
  121. , Р. М. Семантика и категоризация Текст.' / Р. М. Фрумкииа,
  122. A. В: Михеев, А: Д- Мостовая. -ML: Наука, 1,991. 168 с.. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика Текст. / Р. М. Фрумкина. — М.: Academia, 2001.-320 с. — .
  123. , М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер. Харьков: «Фолио», 2002. — 503 с,
  124. B. И. Швырев // Загадка, человеческого понимания. — М.: Политиздат, 1991.-С. 8−24.
  125. Шипунова, О- Д. Логика и теория аргументации Текст. / О. Д. Шипунова. М.: Гардарики, 2005. — 270 с.
  126. , Ф. Миросозерцание Текст. / Ф. Шлейермахер // Речи о религии. Монологи. М. — Калинин: «REFL-book» — «ИСА», 1994.1. C. 378−392.
  127. , Е. Н. Понимание и интерпретация Текст. / Е. Н. Шульга. М.: Наука, 2008.-318 с.
  128. Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике Текст. / Г. С. Щур. М.: Наука, 1974.-256 с.
  129. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / У. Эко. СПб.: «Симпозиум», 2004. — 544 с.
  130. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. / Д. Юм. СПб.: Азбука, 2001.-416 с.
  131. Adams, V. An Introduction to Modern English Word Formation Text. / V. Adams. London: Pinter, 1973. — 268 p.
  132. Brennies, D. The Matrix of Language: Contemporary Linguistic Anthropology Text. / D. Brennies / ed. by Ronald K. S. Macaulay. San Francisco: Westview Press, 1996. — 352 p.
  133. Brown, G. Discourse analysis Text. / G. Brown, G. Yule. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. — 256 p.
  134. Brown, P. Politeness: Some Universals in Language Usage (Studies in Interactional Sociolinguistics) Text. / P. Brown, S. C. Levinson. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 352 p.
  135. Cruse, D. A. Meaning in Language. An Introduction to Semantics and Pragmatics Text. / D. A. Cruse. Oxford: Oxford University Press, 2004. -441 p.
  136. Dennis, S. A Conceptual-based Theory of Verbal Cognition Text. / S. Dennis // Cognitive Science. 2005. — Vol. 29. — P. 145−193.
  137. Hickerson, N. P. Linguistic Anthropology Text. / N. P. Hickerson. Belmont: Wads worth Publishing, 2005. — 264 p.
  138. Hickok, G. A Framework for Understanding Aspects of the Functional Anatomy of Language Text. / G. Hickok, D. Poeppel // Cognition. 2004. — Vol. 92. -P. 67−99.
  139. Jackendoff, R. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution Text. / R. Jackendoff. New York: Oxford University Press Inc., 2002. -477 p.
  140. Murphy, G. L. Comprehending Complex Concepts Text. / G. L. Murphy // Cognitive Science. 1988. — Vol. 12. — P. 529−562.
  141. Noel, D. The Choice between Infinitives and that-clauses after believe Text. / D. Noel // English Language and Linguistics. 1997. — № 2. — Vol. 1. -P. 271−284.
  142. Ottenheimer, H. J. The Anthropology of Language: an Introduction to Linguistic Anthropology Text. / H. J. Ottenheimer. Belmont: Wadsworth Publishing, 2008. — 372 p.
  143. Radford, A. Linguistics Text. / A. Radford, M. A. Atkinson, D. Britain. -Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 438 p.
  144. Reddy, M. The Conduit Metaphor: a Case of Frame Conflict in Our Language about Language Text. / M. Reddy // Metaphor and Thought / ed. by A. Ortony.- Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 284−384.
  145. Rosch, E. Family Resemblances. Studies in the Internal Structure of Categories Text. / E. Rosch, C. B. Mervis // Cognitive Psychology. 1975. — № 3. -P. 573−605.
  146. Rosch, E. Principles of Categorization Text. / E. Rosch // Cognition and Categorization. Hillsdale — New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1978.- P. 27−47.
  147. Smith, L. B. Emerging Ideas about Categories Text. / L. B. Smith // Building Object Categories in Developmental Time / ed. by I. Gershkoff-Stowe,
  148. D. H. Rakison. Hillsdale — New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. -P. 159−173.
  149. Sweetser, E. Role and Individual Interpretations of Change Predicates Text. /
  150. НФЭ Новая философская энциклопедия Текст. / гл. ред. И. Т. Фролов. -6-е изд. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  151. AED American Everyday Dictionary Text. / ed. by J. Stein. — New York: Random House, 1955. — 570 p.
  152. CCELD Collins Cobuild English Language Dictionary Text. — London — Glasgow: Collins, 1991. — 1980 p.
  153. CDEI A Concise Dictionary of English Idioms Text. / ed. by W. Freeman. -London: The English Universities Press Ltd., 1973. — 215 p. CIDI — Cambridge International Dictionary of Idioms [Text] - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 587 p.
  154. CODCE The Concise Oxford Dictionary of Current English Text. — Oxford: Clarendon Press, 1956. — 1536 p.
  155. CSDEL The Concise Standard Dictionary of the English Language Text. -New York — London: Funk & Wagnalls Company, 1934. — 583 p.
  156. AD Longman Advanced American Dictionary Text. — Harlow: Longman, 2000. — 1746 p.
  157. CE Longman Dictionary of Contemporary English Text. — USA: Longman, 2005. — 1950 p.
  158. EI Longman Dictionary of English Idioms Text. — London: Longman Group Ltd., 1979.-387 p.
  159. ELC Longman Dictionary of English Language and Culture Text. -Harlow: Longman, 1998. — 1568 p.
  160. D Longman Idioms Dictionary Text. — Harlow: Longman, 2000. — 398 p. LLA — Longman Language Activator. World’s First Production Dictionary [Text] - Harlow: Longman, 1993. — 1583 p.
  161. OED The Oxford English Dictionary. A New English Dictionary on Historical Principles Text.: in 12 vol. — Oxford: Clarendon Press, 1933. — Vol. XI. -493 p.
  162. OID Oxford Illustrated Dictionary Text. — Oxford — New York -Sydney: Oxford University Press, Dorling Kindersley, 2002. — 1008 p. OWD — Oxford Wordpower Dictionary [Text] / ed. by M. Steel. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — 794 p.
  163. RHDEL The Random House Dictionary of the English Language Text. / ed. in chief J. Stein. New York: Random House, 1970. — 2059 p.
  164. SAP Synonyms, Antonyms, and Prepositions Text. / ed. by James C. Fernald.-New York: Funk & Wagnalls Company, 1947. 515 p.
  165. SD School Dictionary Text. — New York: Macmillan Publishing Company, 1983.- 1094 p.
  166. WDS Webster’s Dictionary of Synonyms Text.: a dictionary ofdiscriminated synonyms with antonyms and analogous and contrasted words. —
  167. Springfield: G & C. Merriam Co., Publishers, 1951.-907 p.
  168. WEUDEL Webster’s Unabridged Dictionary of the English Language Text.
  169. New York-New Jersey: Gramercy Books, 1989. 1854 p.
  170. WNCD Webster’s New Collegiate Dictionary Text.: based on Webster’s
  171. New International Dictionary. Springfield: G & C/Merriam Co., Publishers, 1958.- 1174 p.
  172. WNWT Webster’s New World Thesaurus Text. / ed. by Ch. Laird — New York: A Median Book, 1971.-678 p.
  173. Aldiss, В. Frankenstein Unbound Text. / В. Aldiss. Sevenoaks: New English Library, 1991.- 192 p.
  174. Amis, M. Money Text. / M. Amis. London: Vintage Books, 2005. — 394 p. Bainbridge, B. Master Georgie [Text] / B. Bainbridge. — Northants: Abacus, 1998.-262 p.
  175. Barnes, J. A Histoiy of the World in 10 !/2 Chapters Text. / J. Barnes. -London: Picador, 1990. 309 p.
  176. Barnes, J. Talking It Over Text. / J. Barnes. London: Picador, 1992. — 262 p. Barnes, J. Love, etc [Text] / J. Barnes. — London: Picador, 2000. — 250 p. Bauling, J. Ransacked Heart [Text] / J. Bauling. — Richmond — Surrey: Mills & Boon, 1993.- 183 p.
  177. BNC BNC Electronic resource. URL: II www.natcoip.ox.ac.uk / (дата обращения: 25 октября 2007 г.).
  178. Bottke, A. G. Introduction Text. / A. G. Bottke // God Allows U-Turns: A Woman’s Journey: True Stories of Hope and Healing. USA: Promise Press, 2002.-P. 17−20.
  179. BYU-BNC BYU-BNC Electronic resource. URL: // www.corpus.byu.edu / bnc / (дата обращения: 11 марта 2010 г.).
  180. Bowen, Е. The Death of the Heart Text. / E. Bowen. London: Vintage Classics, 1998.-318 p.
  181. Boyd, L. B. What Was I Supposed to Be? Text. / L. B. Boyd, T. Fort // God Allows U-Turns: A Woman’s Journey: True Stories of Hope and Healing. -USA: Promise Press, 2002. P. 88−90.
  182. Caldwell, T. Dear and Glorious Physician Text. / T. Caldwell. London — Glasgow: Fontana Books, 1963. — 574 p.
  183. Corn well, B. Crackdown Text. / B. Cornwell. London: Michael Joseph Ltd, 1990.-396 p.
  184. Craven, S. Tower of Shadows Text. / S. Craven. Richmond — Surrey: Mills & Boon, 1993.- 188 p.
  185. Dillon, A. Another Time, Another Season Text. / A. Dillon. London: Sphere Books Ltd, 1989.-512 p.
  186. Doherty, P. C. Crown in Darkness Text. / P. C. Doherty. London: Headline Book Publishing, 1991. — 194 p.
  187. Ellis, A. T. Pillars of Gold Text. / A. T. Ellis. London: Penguin Group, 1993. — 181 p.
  188. Evans, G. E. The Crooked Scythe Text. / G. E. Evans. London: Faber & Faber Ltd, 1993. — 234 p.
  189. Forster, E. M. Howards End Text. / E. M. Forster. London: Penguin Classics, 2000.-302 p.
  190. Forster, E. M. The Longest Journey Text. / E. M. Forster. London: Penguin Classics, 2006.-396 p.
  191. Frayn, M. Sweet Dreams Text. / M. Frayn. London: Penguin Group, 1976. -176 p.
  192. Galsworthy, J. The Forsyte Saga Text. / J. Galsworthy. Oxford: Oxford University Press, 2008. — 872 p.
  193. Gates, S. The Lock Text. / S. Gates. Oxford: Oxford University Press, 1990. -356 p.
  194. Gervaise, M. The Distance Enchanted Text. M. Gervaise. Wendover — Bucks: John Goldchild Publishers, 1983.-165 p.
  195. Goddard, R. Into the Blue Text. / R. Goddard. London: Transworld Publishers, 1990. — 544 p.
  196. Hardy, P. A Right Approach to Economics? Margaret Thatcher’s United Kingdom Text. / P. A. Hardy. Sevenoaks- Kent: Hodder & Stoughton Ltd, 1991.- 152 p.
  197. Hill, P. A Dark Star Passing Text. / P. Hill. London: Robert Hale Ltd, 1990. — 146 p.
  198. Hornby, N. How to Be Good Text. / N. Hornby. London: Penguin Books Ltd, 2001. -244 p.1.rael's Separation Barrier Israel’s separation Barrier / Jane E. Hughes // Newsweek. — (2008, October 6). — P. 16.
  199. James, H. The Wings of the Dove Text. / H. James. M.: «AcTpent», 2005. -552 p.
  200. Macdonald, M. The Rich Are with You Always Text. / M. Macdonald. -London: Coronet Books, 1978. 326 p.
  201. MacNeill, A. Time of the Assassins Text. / A. MacNeill. London: Fontana Press, 1992.-268 p.
  202. Marshall, P. An American Princess Text. / P. Marshall. Richmond — Surrey: Mills & Boon, 1993. — 310 p.
  203. McDowell, C. A Woman of Style Text. / C. McDowell. London: Arrow Books Ltd, 1991.- 192 p.
  204. Mclntee, D. White Darkness Text. / D. Mclntee. London: Virgin Publishers, 1993.-246 p.
  205. Neel, J. Death of a Partner Text. / J. Neel. London: Constable Company Ltd, 1991.-236 p.
  206. Neil, J. The Waters of Eden Text. / J. Neil. Richmond — Surrey: Mills & Boon, 1993. — 231 p.
  207. Self, W. My Idea of Fun Text. I W. Self. London: Bloomsbury Publishers, 1993.- 186 p.
  208. Shelley, M. Frankenstein Text. / M. Shelley. M.: AcTpejit, 2006. — 240 p. Smith, D. Edinburgh Undergraduate Prospectus [Text] / D. Smith. — Portsmouth: Grosvenor Press, 1993. — 184 p.
  209. Spindler, S. Learn to Live Text. / S. Spindler. Shaftesbury — Dorset: Element Books Ltd, 1991.- 132 p.
  210. Sweeny, S. The Challenge of Smallholding Text. / S. Sweeny. Oxford: Oxford University Press, 1985. — 168 p.
  211. Swift, G. Ever After Text. / G. Swift. London: Picador, 2001. — 261 p. Taylor, E. R. Tomorrow [Text] / E. R. Taylor. — London: Peter Owen Publishers, 1991. — 166 p.
  212. Vicary, T. The Bronte Story: Oxford Bookworms Edition Text. / T. Vicary. -Oxford: Oxford University Press, 1991. 186 p.
  213. Wells, H. G. Kipps: The Story of Simple Soul Text. / H. G. Wells. London: Penguin Books, 2004. — 362 p.
  214. Wood, S. Mask of Deception Text. / S. Wood. Richmond — Surrey: Mills & Boon, 1993.-256 p.
Заполнить форму текущей работой