Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование региональной системы управления здравоохранением в условиях рынка: На прим. 
Нижегород. 
обл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако многие вопросы управления здравоохранением рассматриваются весьма абстрактно и не только практически не решаются с учетом новых реалий рыночной экономики, но и не имеют достаточного теоретического обоснования Некоторые управленческие решения осуществляются «методом проб и ошибок», что сопровождается нерациональным расходованием ассигнований, выделяемых здравоохранению, и другими… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
    • 1. 1. Демографические процессы и состояние 10−18 здоровья населения в России и Нижегородской области
    • 1. 2. Управление здравоохранением в Нижегород- 18−35 ской области
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОР- 36 МИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РОССИИ И В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Опыт управления здравоохранением в 36−41 экономически развитых странах
    • 2. 2. Основные направления реформирования 41−63 управления здравоохранением в России и Нижегородской области
      • 2. 2. 1. Перспективы и проблемы медицине- 64−75 кого страхования
      • 2. 2. 2. Проблемы и возможные последствия 75−92 приватизации объектов здравоохранения
  • ГЛАВА 3. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ И ВОПРОСЫ ЦЕНО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
    • 3. 1. Социально-экономическая 93−100 значимость платных услуг
    • 3. 2. Себестоимость медицинских услуг, ее 100−107 структура
    • 3. 3. Вопросы ценообразования в здравоохра- 108нении
  • ВЫВОДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Формирование региональной системы управления здравоохранением в условиях рынка: На прим. Нижегород. обл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование управления здравоохранением в период, когда в России происходят коренные социально-экономические преобразования, формируется современная рыночная экономика, является одним из обязательных условий успешного решения здравоохранением своей основной задачи — сохранения и улучшения здоровья населения. Этим определяется актуальность темы данной диссертационной работы.

Здоровье — не только медико-биологическая, но и социальная категория. Здоровье населения зависит от многих факторов — экономических, социальных, демографических, экологических, политических и других и находится в тесной взаимосвязи с социально-экономическим развитием общества.

Общественное здоровье — это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности при определяющем значении экономического и политического строя и зависящих от них условий общественной жизни (труд, быт, отдых, питание, уровень образования, культуры, здравоохранения).

Здоровье человека — это состояние полного социально-биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты.1.

В соответствии с Конституцией России и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан России, граждане России обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое.

1 Социальная гигиена и организация здравоохранения Подред, А ф Серенко и В В Ермакова — М Медицина 1984, С 7,8 обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-профилактической помощи. В системе охраны здоровья населения важнейшая роль принадлежит здравоохранению, совершенствованию работы лечебных учреждений, повышению уровня и качества медицинской помощи.

Изменение социально-экономических условий развития страны, переход к рыночной экономике, ликвидация монопольного господства государственной собственности и становление многообразия форм собственности, включая частную, развитие предпринимательства, изменение условий финансирования здравоохранения поставили задачу его коренного реформирования. Необходимость реформирования здравоохранения, включая изменение управления, диктуется также продолжающимся ухудшением здоровья населения и негативными демографическими процессами в России.

В здравоохранении в настоящее время сложилась исключительно сложная и противоречивая ситуация. Под влиянием происходящих социально-экономических преобразований возникла опасность распада сложившейся государственной системы здравоохранения, введение новых экономических и организационных отношений в отрасли характеризовалось бессистемностью, недоучитывался накопленный положительный опыт отечественного здравоохранения.

Для определения основных направлений прогрессивного реформирования здравоохранения в современных условиях должен быть критически переработан отечественный и зарубежный опыт развития отрасли. При этом необходим всесторонний анализ показателей здоровья населения и тенденций его изменений, характера демографических процессов, как в стране в целом, так и их специфики в отдельных регионах. Следует также изучить состояние материально-технической базы и кадров здравоохранения, обеспеченности медикаментами и медицинской техникой, изыскание возможностей увеличения финансирования и путей эффективного медицинского страхования, учет особенностей рынка медицинских услуг и специфики формирования многообразия форм собственности в здравоохранении Только с учетом этого могут быть правильно обоснованы изменения в организации и управлении здравоохранением и повышена его медицинская, социальная и экономическая эффективность.

В стране имеется широкая сеть лечебно-профилактических учреждений, высокая обеспеченность врачами, накоплен большой положительный опыт развития отечественного государственного здравоохранения, несомненны достижения российской медицинской науки.

Однако в последние годы здравоохранение в России переживает глубокий кризис Мы выделяем две основные группы причин, обусловивших состояние кризиса.

Во-первых, он связан с тяжелым социально-экономическим положением страны в целом, трудностями переходного периода к рыночной экономике, а также недооценкой органами государственной власти роли здравоохранения в развитии общества, его влияния на повышение трудового потенциала и рост национального дохода, а также на обеспечение безопасности страны Результатом этого является недостаточное финансирование здравоохранения «остаточный» принцип выделения средств на его нужды.

Вторая группа причин — причины способствующие углублению кризиса здравоохранения Они связаны с недостатками в организации, управлении планировании деятельности органов и учреждений здравоохранения в новых экономических условиях, неудовлетворительной межведомственной координацией их работы с другими структурами и органами, недостаточной внутриведомственной координацией работы, медленной перестройкой медицинского обслуживания с учетом современных условий и более прогрессивных форм.

Выделение этих двух групп причин кризисного состояния здравоохранения важно с точки зрения разработки основных направлений реформирования отрасли При этом устранение причин второй группы в значительной мере зависит от самих работников здравоохранения, особенно от его организаторов.

Даже из краткого перечня причин кризиса видна необходимость комплексного подхода к реформированию здравоохранения в условиях коренных социально-экономических преобразований, перехода страны к рыночной экономике.

Реформирование здравоохранения должно быть направлено на повышение качества медицинского обслуживания с целью улучшения здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни При этом необходимо максимально эффективное использование средств выделяемых на здравоохранение Достижение этих целей требует коренной реорганизации управления отраслью.

Проблемы управления и организации здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике актуальные экономические вопросы реформирования здравоохранения, развития медицинского страхования нашли отражение в работах Баранова В В Введенской И И, Головтеева В В Гехта И, А Закировой С, А, Комарова Ю М, Кравченко НА, Кузь-ченко М М, Кулагиной Э Н, Лисицына Ю П, Пустового И В, Ройтмана М П, Стародубова В И Шиленко Ю В Царегородцева, А Д, Щепкина О П и других авторов.

Вопросы совершенствования управления достаточно широко обсуждались при разработке концепции развития российского здравоохранения Особенно следует отметить работу коллектива авторов 'Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации' под редакцией Ю М Комарова (М, 1994г).

Однако многие вопросы управления здравоохранением рассматриваются весьма абстрактно и не только практически не решаются с учетом новых реалий рыночной экономики, но и не имеют достаточного теоретического обоснования Некоторые управленческие решения осуществляются «методом проб и ошибок», что сопровождается нерациональным расходованием ассигнований, выделяемых здравоохранению, и другими негативными последствиями Отдельные предложения по реформированию здравоохранения и управлению исходят из попытки механически перенести принципы и практику организации здравоохранения зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в нашу страну без достаточного учета наших реальных экономических возможностей, сложившегося уровня жизни населения и специфических особенностей функционирования здравоохранения России В различных регионах России имеются свои, присущие именно этим регионам особенности, наработан ценный опыт организации и управления здравоохранением Поэтому вопросы управления и организации здравоохранения в России в новых условиях становления рыночной экономики требуют глубокого научного исследования и обобщения отечественного и зарубежного опыта.

Диссертант поставил целью своего исследования выбор наиболее эффективных методов, путей управления и организации здравоохранения в условиях развития рыночной экономики.

Изучен обобщен опыт российского и зарубежного управления здравоохранением На основе обобщения и анализа статистических данных, литературных источников и других материалов о состоянии и динамике здоровья населения, о работе органов и учреждений здравоохранения РФ и Нижегородской области, личного опыта практической работы по руководству здравоохранением Нижегородской области автором диссертации сформулированы и рассмотрены основные направления реформирования здравоохранения и задачи по совершенствованию управления и организации здравоохранения.

Будучи руководителем Департамента здравоохранения Нижегородской области, диссертант принимал непосредственное участие в изменении и совершенствовании управления здравоохранением одной из крупнейших индустриальных областей России в сложнейших условиях становления рыночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине.

Диссертантом проанализированы в динамике более 80 важнейших наименований показателей здоровья населения и состояния сети здравоохранения Нижегородской области. При этом были выделены 35 наименований показателей, зависящих от органов управления. На основе углубленного изучения этих показателей и их динамики сделаны практические выводы, приняты управленческие решения.

Автором диссертации экономически обоснована и реализована в Нижегородской области модель формирования бюджетно-страховой медицины в сложный переходный период. Эта модель является, по нашему мнению, не только ресурсо-сберегакяцей, но и позволяет успешнее решать задачу обеспечения населения общедоступной медицинской помощью. Несмотря на большие трудности, связанные с недостаточным финансированием, изыскиваются возможности оснащения учреждений здравоохранения современным диагностическим и лечебным оборудованием.

Недостаточность финансирования диктует необходимость ускорения структурной перестройки стационарной сети, позволяющей при сокращении коечного фонда не снизить существенно объем и сохранить качество стационарной помощи, развивать дневные стационары, помощь на дому. В области проведена большая работа по интегрированию медицинской и социальной помощи.

В связи с тем, что в Нижегородской области идет процесс интенсивного постарения населения и удельный вес лиц 60 лет и старше уже составляет более 20%, при непосредственном участии автора в Н Новгороде организована работа областного геронтологического центра и успешно развивается геронтологическая служба.

Под непосредственным руководством диссертанта в Нижегородской области расширяется предоставление платных медицинских услуг, проведена большая работа по становлению экономических служб в сети здравоохранения, используются экономически обоснованные методики расчета себестоимости медицинских услуг.

В диссертации затрагивается один из сложнейших экономических вопросов здравоохранения — ценообразование.

Автор высказывает свое мнение о проблемах и возможных последствиях приватизации в здравоохранении считая, что приватизация в этой социально значимой отрасли может носить лишь частичный характер, приватизироваться могут в основном малые ЛПУ путем проведения конкурсов, а основная часть учреждений здравоохранения должна остаться в государственной и муниципальной собственности.

Даже неполное перечисление вопросов затронутых в диссертации, говорит о сложности, многогранности проблем управления здравоохранением Автор надеется, что его работа затрагивающая как теоретические так и прежде всего практические проблемы управления, будет способствовать более успешному их решению организаторами здравоохранения.

ВЫВОДЫ.

1. Кризис в здравоохранении обусловлен двумя группами причин: а) тяжелое социально-экономическое положение страны в целом, трудности перехода к рыночной экономике, недооценка органами государственной власти роли здравоохранения в развитии общества, проявляющаяся в «остаточном» принципе финансированияб) недостатки, просчеты в организации, планировании, мотивации и контроле в области здравоохранения, ведомственная разобщенность, отсутствие координации деятельности различных ведомств, занимающихся вопросами охраны здоровья населения.

2. В Российской Федерации выбрана самая дорогостоящая модель ОМС.

Введение

ОМС в полном объеме сдерживается крайне недостаточными финансовыми ресурсами, отсутствием единого на всех территориях РФ подхода к организации ОМС. Законодательная база ОМС требует серьезного пересмотра.

3. К приватизации в здравоохранении необходим сдержанный, прагматичный подход, обеспечивающий безусловную реализацию прав граждан на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ. Элементы платной медицины и страхования более адекватны происходящим в России процессам рыночного становления. Поэтому необходима оптимальная модель сочетания механизмов государственного регулирования с управлением в частном секторе медицины.

4. Легализация оказания платных медицинских услуг позволяет привлечь дополнительное финансирование в здравоохранение и сократить теневой рынок медицинских услуг. В ходе оказания платных медицинских услуг формируется новая, экономически обоснованная система контроля качества медицинской помощи на основе медико-экономических стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной диссертационной работе исследованы вопросы управления системой здравоохранения в условиях становления рыночной экономики и перехода к бюджетно-страховому принципу финансирования здравоохранения.

В здравоохранении в настоящее время сложилась исключительно сложная и противоречивая ситуация. Здравоохранение, как и экономика страны, переживает глубокий кризис. С одной стороны, он связан с тяжелым экономическим положением в стране, трудностями формирования рыночных отношений и, в значительной мере, недооценкой органами государственной власти роли здравоохранения в развитии общества. С другой стороны, усугубляют кризис в здравоохранении просчеты в организации, планировании, мотивации и контроле за деятельностью органов и учреждений самого здравоохранения, разобщенность и отсутствие координации деятельности различных ведомств, которые занимаются вопросами охраны здоровья населения (помимо Минздравмед-прома это Госсанэпиднадзор. Министерство социальной защиты, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, Федеральный, территориальные фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и др.).

Реформирование здравоохранения должно быть направлено на повышение качества и увеличение объемов медицинской помощи, оказываемой населению с целью снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте, увеличения продолжительности жизни, улучшения здоровья населения. При этом следует обеспечить максимальную эффективность использования средств, выделяемых на здравоохранение в настоящее время из различных источников (бюджет, страховые взносы и др.). Достижение этих целей требует серьезной реорганизации органов управления здравоохранением.

В условиях расширения прав и предоставления большей самостоятельности административно-территориальным образованиям следует обязательно сохранить и определенную вертикальную соподчиненность в здравоохранении по всем уровням.

Вопросы совершенствования управления здравоохранением обсуждались при разработке концепции развития российского здравоохранения.

Однако многие, в том числе кардинальные вопросы управления, в современных условиях не только не решаются практически, но и не имеют достаточного теоретического обоснования. Практически все территории Российской Федерации, осуществляя переход на бюджетно-страховой принцип финансирования здравоохранения, идут методом «проб и ошибок», отсутствует единый подход к реформе в отрасли. Децентрализация финансирования в условиях тотального бюджетного дефицита приводит к неэффективному использованию и без того скудных средств, выделяемых здравоохранению. Отдельные предложения по реформированию здравоохранения исходят из попытки механического переноса принципов и практики организации здравоохранения зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в нашу страну без достаточного учета реальных экономических возможностей, условий финансирования системы здравоохранения, сложившегося уровня жизни в России.

Целью настоящего исследования является научно-практическое обоснование наиболее эффективных принципов, методов управления и организации здравоохранения в условиях формирования рыночной экономики с учетом обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также практики управления здравоохранением Нижегородской области. Главным итогом практической значимости работы является то, что была экономически обоснована и реализована на практике в Нижегородской области ресурсосберегающая модель бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения для переходного периода в становлении обязательного медицинского страхования. Эта модель является не только ресурсо-сберегающей по сравнению с действующими в стране в настоящее время. Она позволяет обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью, гарантировав тем самым реализацию прав граждан, определенных ст. 41 Конституции Российской Федерации. При этом, в условиях экономического кризиса, удалось не только не снизить, но по ряду показателей нарастить объемы и качество оказываемой медицинской помощи. Вместе с тем, в целях изыскания дополнительных источников финансирования в области активно развивается процесс оказания платных медицинских услуг. Развитие сети учреждений, легально оказывающих платные медицинские услуги, позволяет значительно сократить теневой рынок медицинских услуг и привлечь дополнительные средства на здравоохранение.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты применимы в деятельности органов и учреждений здравоохранения, связанной с управлением и организацией в условиях рынка и развития медицинского страхования, так как были апробированы и использованы в управлении здравоохранением в Нижегородской области.

Теоретические положения и практические выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании студентам медицинских вузов на кафедрах социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, на факультетах усовершенствования врачей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А., Полесский. Задачи и перспективы развития службы медицинской профилактики и укрепления здоровья// Здрав. РФ 1994, № 6. С. 10−11.
  2. B.C., Янушанец О. И. Страховая медицина и вопросы охраны здоровья детей и подростков. В сб. Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 26−27 мая 1992 г.).-С-Пб, 1992, с. 68.
  3. А.А. Реформа здравоохранения в РСФСР (краткая версия концепции)// Здрав. РФ, 1992, № 22. С.3−7.
  4. О.В., Розенбаум М. Д., Розенбаум В. М. Оценка эффективности труда врачебного персонала// Сов. здравоохранение., 1990.,№ 9. С.52−56.
  5. В.П. Второй международный круглый стол «Экономические проблемы реформ здравоохранения» (Москва, окт. 1992)// Бюл. НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Семашко. 1993. — Вып.1. С. 112.
  6. .И. Совершенствование структуры управления здравоохранением//Сов. здравоохранение. 1989. — № 6. — С.25−30.
  7. .П., Королев И. А. О смертности населения России от неестественных причин. Здравоохранение РФ, 1993, № 7, С.23−24.
  8. .П. О ситуации со смертностью населения в Российской Федерации// Здрав.РФ. 1995, № 5. С.33−35.
  9. Н.В., Довгуша В. В. Сравнительный анализ двух разных подходов к проблеме управления состоянием здоровья производственного коллектива. В сб. Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения. -С-Пб. — 1992, С. 10−11.
  10. Н.Н., Гребешева И. И., Комаров Ю. М. Здравоохранение Великобритании: некоторые проблемы и решения. Здравоохранение РСФСР, 1991, № 8, С. 25.
  11. Е.А., Парахонский А. П. Некоторые методологические аспекты оценки состояния здоровья. В сб. — Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения. — С-Пб. — 1992, с. 11−13.
  12. Д.Д. Здоровье населения как системообразующий фактор и критерий эффективности в реформах здравоохранения. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с. 17−19.
  13. И.Н. Особенности смертности в России. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. -М, 1994, с. 49.
  14. В.В. Этапы развития платных услуг в Российской Федерации В сб. Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 26−27 мая 1992 г.) — С-Пб, 1992, с. 168.
  15. .Л. Основные концептуальные характеристики и организационные технологии перехода к системе медицинского страхования граждан: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора мед. наук, М., 1993. 50с.
  16. Г. В. К методике оценки потерь вследствие преждевременной смертности. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М, 1994, с. 62.
  17. А.Ф. Маркетинг в хозрасчетной деятельности научно-исследовательского института медицинского профиля// Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб.физкультуры. -1990.-№ 6. С. 1−3.
  18. В.М. Проблемы страховой медицины в развитых капиталистических странах// Вопр. соц. обеспечения/ ЦНИИ экспертизы трудоспособности и орг. труда инвалидов. 1991,-Вып.22. С. 123−132.
  19. М.Ю., Кутепов Е. И., Черенев Е. М. Экономические аспекты заболеваемости населения, связанной с воздействием факторов окружающей Среды. В сб. Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения. -С-Пб. — 1992, с. 61−62.
  20. И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования//Здрав. РФ, 1995, № 4. С. 17−20.
  21. К.П., Камин В. И. Ценообразование медицинских услуг: новые подходы. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с. 221.
  22. В.В., Логинова Е. А., Кравченко Н. А. Вопросы экономики больничных учреждений- Методические основы построения сети больниц, определение мощности и структуры. -Стационарная медицинская помощь. М.: Медицина, 1989.
  23. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 г // Здрав РФ, 1995, № 1 С 3−8, 1995, № 2 С 4−9, 1994, № 3 С 3−11, 1994, № 5 С 4−9, 1994, № 6 С 310
  24. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1993 г// Здрав РФ, 1995, № 3 С 3−11, 1995, № 4 С 3−11, 1995 № 5 С 3, 1995, № 6 С 3−9
  25. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 г // Здрав РФ, 1996, № 3 С 3−7
  26. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в России в 1994г//Здрав РФ 1996,№ 3 С 8−13
  27. Гражданский Кодекс Российской Федерации
  28. Григорьев Ф Г Актуальные вопросы функционирования здравоохранения в условиях рынка//Здрав РФ 1993 № 6 С 6−7
  29. Гущина О, А Тенденции развития в период перехода к рынку -В сб Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 2627 мая 1992г) С-Пб 1992, с 8−10
  30. Демидов Н, А, Архангельская Е Ф, Исполатова И Н Медицинское страхование проблемы и перспективы // Здрав РФ, 1994 № 3 С 12−16
  31. Деятельность лечебно-профилактического учреждения в условиях добровольного медицинского страхования и по оказанию платных медицинских услуг /Информационное письмо/ (соавт Обухов О, А, Калашникова Т К, Сорокин И Г и др Нижний Новгород, 1993 1 1 пл
  32. Джалгавадзе Н Д Обоснование программно-целевого подхода в здравоохранении на современном этапе В сб Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 26−27 мая 1992) -С-Пб, 1992 с94
  33. Долан Э Д Кзи^белл К Д и др Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика М Финансы и статистика, 1991
  34. Дубинская Е Л, Таланева Т И Применение экспертных оценок в оценке качества работы медицинского учреждения при переходе на медицинское страхование. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М, 1994, с. 194−195.
  35. В.А. Первичная медико-санитарная помощь в системе медицинского страхования: организационно-управленческий аспект// Бюл. НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Семашко. 1993. — Вып.1. С.57−62.
  36. Н.Н. О методических подходах к анализу и прогнозированию состояния здоровья населения. В сб. Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения. — С-Пб. — 1992, с. 105.
  37. В.А., Скворцов А. Ф., Дедова Н. Г. Основные тенденции развития больничной помощи населению РФ на современном этапе. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994. с. 240−246.
  38. Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген. ЕРБ ВОЗ, сентябрь, 1991.
  39. С.А. Отношения собственности в здравоохранении. Здрав. РФ, 1994, № 3. С.8−11.
  40. С.А. К методологии исследования стоимости и цены медицинских услуг// Здрав. РФ, 1995, № 3. С.18−22.
  41. С.А. Механизм функционирования общественной и частной медицины.// Здрав. РФ, 1995, № 6. С.8−12.
  42. С.А. К сущности рыночной конкуренции в медицине// Здрав. РФ, 1996, № 2. С.11−16.
  43. Е.В. Влияние преждевременной смертности на продолжительность жизни населения России. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с. 61−62.
  44. Здоровье и здравоохранение. Проблемы и перспективы/ Под ред. О. П. Щепкина. -М., 1991.
  45. А.Е. Прогноз здоровья взрослого населения России//
  46. Социологические исследования. 1992, № 9. С. 50−59.
  47. А.Е., Киселев А. С., Жариков Н. М. Психическое здоровье населения России// Региональные проблемы здоровья населения России. М., 1993. С.244−257.
  48. А.Е. Состояние здоровья трудоспособного населения России// Население СССР в 80-е годы. М., ИС РАН, 1992. С.61−77.
  49. А.Е., Рыбаковский Л., Захарова О. и др. Тенденции демографического развития России// Межнациональные отношения в Российской Федерации (информационные материалы). М.: ИС АН СССР, 1991. — С. 17−41.
  50. И.Н. О финансировании городской поликлиники. Здрав. РФ, 1995, № 2. С. 13−16.
  51. Ф. Экономические аспекты здравоохранения// Экономист. 1993, № 6. С.49−57.
  52. И.А., Казарин Б. В. Некоторые особенности охраны здоровья в условиях медицинского страхования населения// Здравоохранение Рос. Федерации. 1993, № 1. С.6−8.
  53. В.И. с соавт. Страховая медицина и рыночные отношения. Изд. Петрозаводского ун-та, 1993. 137с
  54. А.С., Иванова А. Е. Проблемы оценки здоровья населения. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с.19−22.
  55. Д.Н. Страховая медицина это товарно-рыночные отношения в здравоохранении// Финансы СССР. — 1991. — № 9. С.43−45.
  56. Л.Ф., Введенская Е. С., Потанина И. В. Определение затрат на случай поликлинического обслуживания. В сб. Новое, прогрессивное в практику здравоохранения. — Ульяновск, 1993, с. 326.
  57. Ю.М. О системе управления здоровьем. Российский медицинский журнал, 1992, № 3. С.55−57.
  58. Ю.М. К вопросу о стратегии и тактике развития здравоохранения в России. Здравоохранение РФ, 1991, № 9. С. 3−6.
  59. Ю.М., Гаджиева Л. Ш., Потехина М. В., Калининская А. А. О состоянии здоровья и первичной медико-социальной помощи населению России. М. информационное письмо, 1991, 50с.
  60. Ю.М. Здоровье нации в опасности. В сб. Медицина труда и проблемы экологии. М., 1992. С.49−66.
  61. Ю.М. Основные тенденции в здоровье населения России. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с. 15−17.
  62. Ю.М. Информационная поддержка реформы здравоохранения в России. В сб. Информатизация в деятельности медицинских служб, М., 1992. С.38−50.
  63. Ю.М. О подходах построения национальной программы улучшения здоровья народов России. Здравоохранение РФ, 1992, № 5. С.5−8.
  64. И.М., Фирсова С. П. Методические подходы к улучшению общей заболеваемости при переходе к новым формам финансирования здравоохранения. В сб. Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения. -С-Пб. — 1992, с. 120−121.
  65. Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в РФ. Под ред. проф. Комарова Ю. М. М. 1994.
  66. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации. Минздравмедпром РФ, 1995.
  67. В.Г., Гусев О. А. Опыт организации страховой медицинской компании// Санкт-Петербург, врачеб. ведомости.1992, № 2. С.10−13.
  68. Корешкин, А И, Губина Т П О методологии и методике комплексной оценки индивидуального здоровья человека В сб Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения -С-Пб — 1992 с 26−28
  69. Котлер Ф Основы маркетинга -М Знание 1991
  70. Кравченко Н, А Матвеев Э Н Оптимальная модель обслуживания населения в условиях перехода на систему бюджетно-страховой медицины В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения — М 1994, с 195−197
  71. Кравченко Н, А Роль социальных нормативов в совершенствовании регионального планирования здравоохранения -Здоровье и здравоохранение, проблемы и перспективы, М Медицина 1991
  72. Кравченко Н, А, Каткова И П Научно-методические основы формирования службы медико-социальной помощи населению Российской Федерации Социальная работа в учреждениях здравоохранения изд Центр общечеловеческих ценностей М 1992
  73. Кулагина Э Н Экономическая эффективность здравоохранения Горький, Волго-Вятское изд-во 1984, 159с
  74. Кулагина Э Н, Введенская И И Экономическая теория и экономика здравоохранения Н Новгород, 1995 104с
  75. Кузнецова JT JI Разработка системы информационного обеспечения и расчета себестоимости лечения// Здравоохранение Рос Федерации 1992 — № 7 С 8−10
  76. Кузнецова J1 Л О механизме хозяйствования в здравоохранении и формировании его фондов// Здравоохранение Рос Федерации 1991, № 4 С 6−9
  77. Кузнецова J1 Л, Селегененко, А И Информационные технологии как основа оперативного управления учреждениями здравоохранения в условиях страховой медицины// Здравоохранение Рос Федерации 1992, № 8 С 9−11
  78. Кузьменко М М, Баранов В В, Шиленко Ю В Здравоохранение в условиях рыночной экономики М, «Медицина', 1994, 304с
  79. Кузьменко М М Михайлова Ю В Сибурина Т, А Социологические исследования систем поддержки врачами реформ здравоохранения//Здрав РФ 1995 № 6 С 9−17
  80. Кульсеева Т Г Здоровье как фактор благосостояния России -В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения М 1994 с 47−49
  81. Купина Н Н Мартыненко В Ф Некоторые аспекты информатизации здравоохранения России В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения — М 1994 с 251−253
  82. Курс экономической теории (ред Чепурина М Н Киселева ЕА) Киров 1994 624с
  83. Кучеренко В В Макарова Т Н Федорова Э Г Методологические основы формирования медико-экономических стандартов медицинской помощи В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения -М, 1994, с 197−199
  84. Лакшин, А М Антипенко Э С, Антипенко, А Э О подходах к изучению общественного здоровья В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения — М 1994 с 2426
  85. Лебедева Л Ф Цена здоровья// США экономика политика идеология 1990 -№ 12 С 116−121
  86. Лисицын Ю П История отечественной и зарубежной страховой медицины// Медицина труда и проблемы экологии на ж -д транспорте / ВНИИ ж-д гигиены 1992 — Вып 12 С 5−34
  87. Лисицын Ю П (ред) Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения (2 тома) М Медицина 1987
  88. Ю.П., Стародубов В. И., Савельева Е. Н. Медицинское страхование. М., Медицина, 1995, 144с.
  89. Т.С. Качество медицинской помощи как международная проблема. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с. 199−200.
  90. М.А. и др. Организация работы травматолого-ортопедической службы России в новых экономических условиях хозяйствования. С.П., 1992.
  91. Е.Р. Некоторые экономические проблемы здравоохранения. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с. 216.
  92. Медицинское страхование. Экспресс-бюллетень, август 1993 г. Н. Новгород, 1993 г.
  93. Методические рекомендации по расчету тарифов на медицинские услуги. МЗ РФ, 1992.
  94. Методические рекомендации по организации экспертизы качества в многопрофильной больнице /информационное письмо/ (соавт. Обухов О. А., Артемин В. А., Сорокин И. Г. и др.) Нижний Новгород, 1993, 1,5 п.л.
  95. Методические рекомендации по оценке деятельности фельдшерско-акушерских пунктов /Информационное письмо/ (соавт. Обухов О. А., Сорокин И. Г., Минченко В.А.) Нижний Новгород, 1994, 1,2 п.л.
  96. Мирский М Б Медицинское страхование в 20-е годы// Бюл НИИ социал гигиены экономики и управления здравоохранением им Семашко 1993 Вып 1 С 5−34
  97. Михайлова Ю В Медицинское страхование в России (исторические предпосылки основные принципы механизм реализации) -В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения -М 1994 с 185−189
  98. Морозов ВП Тимина, А А Здравоохранение и медицинское страхование глазами экономистов В сб Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 26−27 мая 1992г) — С-Пб 1992 с 165−167
  99. Москалев В П Развитие специализированной медицинской помощи в условиях перехода к страховой медицине// Санкт-Петербург врачебные ведомости 1992 -№ 2 С 14
  100. Намова Л, А Здравоохранение в Канаде США экономика политика идеология 1988 N°6 С 23−31
  101. Низамов И Т Опыт математического моделирования заболеваемости с временной утратой трудоспособности в целях оптимизации управления системой охраны здоровья трудящихся
  102. В сб Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения — С-Пб — 1992 с 136−138
  103. Николаев В В Рыночный механизм медицинских услуг Веб Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 26−27 мая 1992 г) — С-Пб 1992 с 17
  104. Обухов О, А Введенская И И Кобзева Л Ф Определение стоимости медицинских услуг лечебно-профилактических учреждений Н Новгород 1992 -245с
  105. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации Сборник законодательных актов и нормативных документов М 1994г
  106. Ольхова Р Г Банк и контроль -М Финансы и статистика 1991г
  107. Организация медицинской реабилитации больных и инвалидов в условиях ЦРБ /Методические рекомендации/ (соавт Мо-хов Б И, Обухов О, А и др) Нижний Новгород, 1994 1п л
  108. Орел В И, Петриков И П Новый хозяйственный механизм -этап к медицинскому страхованию В сб Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 26−27 мая 1992 г) — С-Пб, 1992, с 15−17
  109. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан// Российская газета, 1993 18 августа С 4−7
  110. Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Нижегородской области за 1994 г Н Новгород, 1995
  111. Осокина Е Курбасова Н Изменения хозяйственного механизма в здравоохранении//Экономист 1992, № 2 С 72−76
  112. Пенюгина ЕН Научные основы управления лечебно-профилактическими учреждениями крупного промышленного города Автореф дис на соиск учен степ канд мед наук (14 00 33)/Санкт-Петербург мед институт им И П Павлова -Сб 1992 16с
  113. Плясунов JT К Дубий С Г, Ширянина И, А К методике расчета себестоимости медицины услуг В сб Новое, прогрессивное в практику здравоохранения -Ульяновск, 1993 с 317 319
  114. Плясунов JT К Ширянина И К методике определения стоимости поликлинических услуг с использованием клинико-статистических групп В сб Новое прогрессивное в практику здравоохранения — Ульяновск 1993 с 321
  115. Погорелов Я Ф Социально-демографическая взаимообусловленность здоровья и развития населения. В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. — М., 1994, с. 65−66.
  116. И.В., Михайлова JT.C. К вопросу о хозяйственном механизме страховой медицины. В сб. Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 26−27 мая 1992 г.) — С-Пб, 1992, с. 18.
  117. Правила проведения клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях. /Методические рекомендации/ (соавт. Кузнецов А. И., Гуданова Е. М., Обухов О. А. и др.) 0,6 п.л.
  118. Проект концепции развития здравоохранения Российской Федерации. В Бюллетене НИИ СГЭУ здравоохранением им. Н. А. Семашко, М., 1993. С. 7−29, 30−54.
  119. Процесс постарения населения в Нижегородской области и меры сглаживания социальной напряженности в связи с ним /Информационное письмо/ (соавт. Сквирская Г. П., Толченов Б. А., Силина З.Д.) Москва Нижний Новгород, 1995. 0,9 п.л.
  120. И.В. О системе единого государственного здравоохранения в России// Здрав. РФ. 1993, № 5. С.4−6.
  121. Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. -М.: Финансы и статистика. 1986.
  122. П.О. Программа ''медикей»: механизм реализации и проблемы финансирования: (О гос. прогр. мед. вспомоществования в США)// США. Экономика, политика, идеология.1993.-№ 6. С. 109−177.
  123. Са’градов А. А. Ценность здоровья и перспективы продолжительности жизни. -В сб. Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения. М., 1994, с. 63−65.
  124. Сафонов, А Г, Логинова Е, А, Головтеев В В, Кравченко Н, А и др Стационарная медицинская помощь -М Медицина, 1989, 350с
  125. Самуэльсон П Экономика Вводный курс М 'Прогресс", 1964, 843с
  126. Самуэльсон П Экономика Тт 1,2-М МГП 'Алгон" ВНИИ-СИ 1992
  127. Сборник нормативных актов регламентирующих предпринимательскую деятельность и налогообложение учреждений здравоохранения М 1995 327с
  128. Славин М Б Методы системного анализа в медицинских исследованиях -М Медицина" 1989 299с
  129. Семенов В Ю, Куртюкова М И, Дмитриева Н В Реформа здравоохранения Великобритании// Здравоохранение Рос Федерации 1991 № 12 С 19−23
  130. Семенова И Ю Исторический опыт в Формировании общественного здоровья России на современном этапе В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения — М, 1994, с 36−37
  131. Сендов И М, Марданлы Ф, А Кадышова Н Н, Фараджева С М Заболеваемость населения как интегрированный показатель качества окружающей Среды В сб Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения -С-Пб — 1992, с 162−163
  132. Симонян К Н, Щавелева М В Первичная медицинская помощь в условиях складывающегося рынка медицинских услуг -В сб Новое, прогрессивное в практику здравоохранения, Ульяновск, 1993, с 322−324
  133. Соколов В М Роль больничных касс в страховой медицине -В сб Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине (Материалы конференции 2627 мая 1992г) С-Пб 1992 с 10
  134. Соколов, А Ю Финансирование оздоровительных мероприятий и задачи по оптимизации программ «Здоровье' в условиях медицинского страхования граждан В сб Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения -С-Пб — 1992 с 369−371
  135. Система контроля за деятельностью среднего и младшего медперсонала в лечебно-профилактических учреждениях /Информационное письмо/ (соавт Гуданова Е М, Обухов OA и др) Нижний Новгород 1995 2 3 п л
  136. Состояние здоровья жителей России и оздоровительные службы НПО ' Медсоцэкономинформ', М 1993
  137. Стародубов В И Проблемы введения обязательного медицинского страхования в России// Терапевт арх 1993 -Т 65 № 1 С 4−6
  138. Терентьева Е М Роль контроля за качеством исследований в управлении медицинской наукой В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения — М 1994, с 255−257
  139. Толченов Б, А Здоровье пожилых и проблемы организации территориальной геронтологической службы Дисс канд мед наук (в форме научного доклада) -М 1996 59с
  140. Финченко, А Ф Денисов В Н Обязательное медицинское страхование в системе национального здравоохранения России//Здрав РФ 1993 № 3 С 6−8
  141. Чернявский В Е Роль средних медицинских работников в общественном здравоохранении В сб Актуальные вопросы зарубежного здравоохранения и международного медицинского сотрудничества М 1992 С 55
  142. Шведова Н, А Здравоохранение американская модель М Наука 1993
  143. Швырков ГЮ Четокин В И Перспективы развития медицинского страхования в России//Здрав РФ 1992 № 8 С 6−9
  144. Швырков Г Ю Четокин В И Рынок платных медицинских услуг и теневая медицина// Здрав РФ 1992 № 10 С 9−11
  145. Шейман И М Бюджетно-страховая система здравоохранения Основные характеристики и методы построения Реформы в здравоохранении Выпуск 1 1993 — 127с
  146. Шилова Л С Поведение населения в отношении здоровья в условиях кризисного состояния общества В сб Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения — М 1994 с 153−155
  147. Четыркина Е М Васильева Н Е Финансово-экономические расчеты -М Финансы и статистика 1990
  148. Яковлева Н В и др Отношения населения к оплате медицинских услуг Здрав РФ 1995 № 7 С 4−5
  149. Countries. The Social Security Approach. JLO. Geneva. 1990, p.73,74.
  150. Hurst S. Reforms in Health Care m Seven European Nations -«Health Affairs» (Fall 1991), p. 13−16
  151. Blendon R. et. al. Satisfaction with Healch Systems in Ten Nations «Health Affairs» (Summer 1990), p. 185−192.
  152. Van de Ven W. How Can we Prevent Cream Skimming in a Competitive Health Insurance «European Economic Review», Sept. 1991.
  153. Culyer A Competition and Markets in Health Care: What we know and what we don’t. York Centre for Health Economics Occasional Paper. March 1989.
  154. Competetive Health Care m Europe Future Prospects Ed. by A. Casparie etal Aldershat, 1990, p. 112
  155. Enthoven A What Can Europeans Learn from Americans -«Health Care Review Annual Supplement 1989», p.49−57.
  156. Smee C., The Reform of the NHS, in press. 12. Hurst S., The Reform of Health Care Systems in Seven OECD Countries. OECD, m press.
  157. Barnum H., Kutjin J. Public Hospitals m Developing. Countries: Resource USE, cost, financing. Word Bank, 1991
  158. Brown E.R. A National health program for the ГЫ Jama, 1992, V 267, N 4, c. 552−558
  159. Cumper G.E. The evaluation of National Health Systems. Oxford University Press, 1991
  160. G Dahlgren, M Whitehead. Policies and strategies to, promoteequity m health. WHO ERB, Copenhagen, 1992.
  161. Demographic trends and noncommunicable diseases Word Health Statistics Quarterly, 1992, 45, № 1.
  162. Development of Health Systems World Health Statistics quarterly, WHO, 1989, V. 42, № 4, 201−227.
  163. Does Health insurance make a difference? Background paper. VS Congress, office of technology assessment, 1992
  164. Epidemiological and statistical methods for repid health assessment. Word Health Statistics Quarterly, 1991, 44, N 3.
  165. Goals and strategic priorities Ministry of Health. Ontario January 1992.
  166. The Health of Adults m the Developing World Ed. Feachem RGA effall. Word Bank, 1991.
  167. Hutchinson A, Fowler P. Outcome measure for primary health care: What are the research priorities? Brit J. gen Practice, 1992, 42, 359, 227−231.
  168. Hurst J. Reforming Health Care m South European Nations. Health Affairs. Fall 1991, 7−19.
  169. Jmsberg E. Physician supply policies and health reform. Jama, 1992, V. 268, № 21, 3115−3118.
  170. Komarov Yu.M., Olchanski V., Korotkov Yu Collaboration for the Design of Expert system. Family Practice — 1992. — Vol. 9. -No.l.-P 116−117.
  171. Korotkov Yu. A, Nesterova K.V. To the problem of pension-agigng people. The proceedings of EGPRW «Research in General Practice on Elderly People». — Zichron Yaakov — Israel, April 22−25,1993.
  172. J. О A Public Health Service progress report on healthe people 2000. US Public Health Servise, Washington, 1993.
  173. Pathman D. E et al The comparative Retention of National Health Service Corps and other Rural Physicians Jama, 1992, V. 268, № 12, 1552−1558.
  174. Rosenblat R.A. et al Why Medical Schools produce rural physicians Jama 1992, V. 268 № 12, 1559−1565.
  175. Rowland D., Telyukov A. Soviet Health Care from two perspectives. Health Affairs. Fall 1991, 70−86.
  176. Schepin O.P., Semenov V. Ju. The Soviet Health Service System Reform In: Health Care Reform m Russia. York University, VK, Discussion paper 102, December 1992, 1−22
  177. A Strategy for Action in Health and Human Development. Task Force on Health Research for Development, Geneva, 1991.
  178. The Public / Private mix m National Health Systems and the role of Ministries of Health. Repotr. WHO. Geneva, July 1991.
  179. Tchernjavskn V E. Denationalisation in helth care in Central and Eastern Europe. A possible strategy for action. Health Policy. -UK. — 1992.
  180. Van de Ven From regulated control to regulated competition in the Dutch Health Care System. European Economics Review, 1990, 34, 632−645.
  181. Venediktov D D, Kiselev A.S., Shigan E N., Komarov Yu.M. et al Health Care: A system Approach. In: Hilth Care System modeling. HAS A, Vien, 1975.
  182. World Development Report 1993. The World Bank, Washington, D.C., 1993.
  183. Использование автоматизированной системы обработки информации в управлении деятельностью поликлиники (соавт Введенская И И, Каспранская Ю Р и др) Там же, 0,7 п л
  184. Медицинское страхование и проблемы лицензирования учреждений различных форм собственности (соавт Обухов О, А, Эделев НС) Нижегородский медицинский журнал № 1, 1995, 0 2п л
  185. Организация контроля и экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в Нижегородской областной больнице им Н, А Семашко (соавт Шкарин В В, Обухов О, А, Ле-ванов В М) Нижегородский медицинский журнал № 4, 1995, 0,1 п л
  186. Организация медицинской реабилитации больных и инвалидов в условиях ЦРБ /Методические рекомендации/ (соавт Мо-хов Б И Обухов О, А и др) Нижний Новгород, 1994 1 п л
  187. Правила проведения клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях /Методические рекомендации/ (соавт Кузнецов, А И Гуданова Е М, Обухов OA и др) 0,6 п л
  188. Процесс постарения населения в Нижегородской области и меры сглаживания социальной напряженности в связи с ним /Информационное письмо/ (соавт Сквирская Г П, Толченов Б, А, Силина 3 Д) Москва Нижний Новгород, 1995 0,9 п л
  189. Свой путь нижегородцев Медицинская газета 1994 г № 92 (соавт Эделев Н С, Обухов OA)
Заполнить форму текущей работой