Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная деятельность психолога ОВД предъявляе1 особые требования к личности специалиста, обусловленные специфическими) с. ювиями труда в этой сфере. Прежде всего, это уставные взаимоотношения, особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни, высокий уровень психической напряженности труда, повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки, двойственная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕК ГИВНОС’ГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОВД
    • 1. Л. Психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности
      • 1. 2. Психолого-акмеологический анализ профессиональной психологической деятельности
      • 1. 3. Психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности психолога ОВД
      • 1. 4. Критерии, показатели и уровни эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД
      • 1. 5. Акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД
      • 1. 6. Проблема профессионального отбора психологов в ОВД
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПР0ФЕССИ011АЛЫ ЮЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОВД
    • 2. 1. Процедура и методы исследования
    • 2. 2. Определение эффективности профессиональной деятельности психологов ОВД
    • 2. 3. Исследование условий и факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности психологов ОВД
      • 2. 3. 1. Изучение особенностей жизненного пути психологов ОВД разных уровней эффективности
      • 2. 3. 2. Изучение могивационных и личностных особенности психологов ОВД разных уровней эффективности
      • 2. 3. 3. Изучение особенностей управления и межличностных опюшений в системе «психолог — руководитель подразделения ОВД»
    • 2. 4. Психолого-акмеологическая модель эффективного психоло1 а
      • 2. 4. 1. Описание акмеологической модели эффективного ncuxojioia ОВД
      • 2. 4. 2. Рекомендации по осуществлению профессиональною отбора психологов в ОВД
  • Выводы по главе 2

Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования условий и факторов эффективной" деяюлыюсти психологов органов внутренних дел (ОВД) обусловлена с одной стороны высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности, а с друюнсложностью достижения высокого уровня профессионализации и профессиональной самореализации в связи с особыми требованиями, предъявляемыми к личноеiи психолога ОВД и специфическими условиями его профессиональной деяюльност.

Несмотря на то, что должность психолога введена в штапл ОВД более десяти лет назад, на сегодняшний день остаются неразрешенными ряд проблем, касающихся личностной и профессиональной готовности психологов к работе в ОВД. Проблема отбора практических психологов для ОВД являе1ся актуальной в силу отсутствия специальных исследований, направленных на разработку критериев отбора психологов, изучение условий и факторов эффективности профессиональной психологической деятельности в ОВД.

Профессиональная деятельность психолога ОВД предъявляе1 особые требования к личности специалиста, обусловленные специфическими) с. ювиями труда в этой сфере. Прежде всего, это уставные взаимоотношения, особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни, высокий уровень психической напряженности труда, повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки, двойственная позиция психолога, как специалиста и как офицера. Психолог ОВД вынужден рабокнь в амбивалентных условиях, в сшуации противоречий межд) профессиональными и должностными обязанностями. Как профессиональный психолог, специалист должен обладать такими качествами, как г) манистическая направленность, способность к эмпатии, рефлексивность, коммуникабельность, независимость и креативностькак офицер, соiрудник ОВД, он должен уметь подчиняться приказам, соблюдать иерархию и координацию во взаимоотношениях, а также обладать такими качествами личности, как авторитарность, доминантность. Должностные обязанности психолога ОВД предполагают определенную «универсальность»: диаптоа, эксперт, консультант, тренер, иедаюг, терапевт, а, следовательно и pajMi. iiосп" ролевой позиции сотрудника. Широкий и сложный круг задач требуе! oi практического психолог ОВД особого склада личности и проявления определенных психологических качеств, которые необходимы для успеха его практической деятельности. Как показывает практика, от психолога требуется не юлько глубина теоретических знаний и навыков, владение психодиашосшческим инструментарием, но и умение сотрудничать с коллективом и руководством ОВД, помогая им в выполнении возложенных на них функций по охране правопорядка и оперативно-служебной работы в условиях необходимое! и соблюдения субординации отношений, высокого уровня нормативности, экстремального характера деятельности ОВД. Такие условия профессиональной деятельности снижают возможности профессионального развита и самореализации психолога ОВД, вызывают состояния повышенного психическою напряжения, эмоциональные перегрузки, негативные функциональные психические состояния, что приводит к снижению эффективности деятельности, возникновению профессиональных деформаций, выгоранию, ухудшению здоровья, преждевременному увольнению психологов из opianoB вну фенних дел.

Таким образом, актуальность исследования условий и факторов эффективности профессиональной деятельности психологов ОВД обусловлена наличием противоречий между:

— требованиями деятельности в системе ОВД и iyманисгическоп направленностью профессии психолог апофебностью в специалистах-психоло1ах высокого уровня профессионализма и сложностями в достижении профессионализма и самореализации в профессии для психологов ОВД;

— необходимостью осуществления грамотного профотбора психолотов в ОВД н отсутствием исследований, направленных на изучение факторов и условий, личное I н ы характеристик, способствующих зффекшвмом леяюльносги психологов ОВД.

Слепень разрабо1анности проблемы. Психологическое исследование данной проблемы представляет собой достаточно новую задачу, решение которой предполагает использование теоретических и практических знаний, накопленных в психолого-акмеологической науке. Рассмотрение профессиональной деятельности психологов ОВД, в силу особенностей их профессиональной деятельности, предполагает прежде всего обращение к основным положениям акмеологии и психологии развития, разработанным такими психологами как Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, С. Г. Геллерштейн, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, К. К. Платонов, В. А. Пономаренко, Б. М. Теплов, Н. Г1. Фетискин, В. А. Храмик, В. Д. Шадриков, и др. Проблемы, связанные с успешностью профессиональной психологической деятельности, рассматриваются в работах целого ряда 01ечее1венных и зарубежных исследователей (Г.С. Абрамова, II.А. Аминов, А. А. Бодалев, II.В. Бачманова, А. Ф. Бондаренко, Ю. П. Поваренков, А. Е. Айви, М. Б. Айви, Р. Кеттелл, К. Роджерс, J1. Саймэк-Даунинг и др.). Многими авторами (Д.Л. Арсеньев, Г. Д. Бабушкин, К. М. Гуревич, Е. А. Климов, Л. Н. Собчик, Е. Т. Соколова и др.) отмечается важность проблемы профессиональною псиоло1ическою отбора. Проблемы, связанные с деятельностью психолоюв ОВД, рассматриваются в работах A.M. Бричкина, М. Г. Дебольскою, В. Е. Петрова, И. Б. Пономарева, С. И. Савиной, A.M. Сюляренко, В.II. Трубочкина и др. Психологические основы государственной службы в современных условиях, активно разрабатываются такими специалистами, как О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. С. Гусева, А. А. Деркач, А. К. Маркова, IO.B. Синя1 им, С. И. Съедин и др.

Вместе с тем теоретический анализ показывает, что в психолого-акмеологической науке проблема эффективности деятельности психологов ОВД остается малоисследованной. Недостаточно изучены условия и факторы, оказывающие влияние на профессиональное и личностное развитие специалистов в этой области. На сегодняшний день имеемся юлько одно диссертационное исследование (Г.В. Коиылова, 1997), посвященное проблеме эффективности деятельности психолога ОВД, в ко юром автор исслед>е1 специфику содержания деятельности практического психоло1 а ОВД.

Изучение психолого-акмеологических условий и факторов эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД необходимо для успешного решения практических задач профессионально-ИСИХ0Л01 ического отбора в соошетствии с требованиями работы в правоохранительных органах и обеспечения психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов.

Цель исследования: выявить психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД.

Объект исследования — профессиональная деятельность психолога ОВД.

Предмет исследования — акмеологические факторы и >словня эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД.

В качестве исходной шиотезы исследования выдвинуто предположение о том, что эффективная профессиональная деятельность ncnxojioia ОВД обеспечивается совокупностью акмеологических условий и факторов, главными среди которых выступают личностные характеристики, об) словленные с одной стороны, требованиями профессии психолога, а с друюй стороны — спецификой деятельности в системе МВД.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние и основные направления изучения проблемы профессиональной деятельности психолота ОВД и отечественной и зарубежной псичолого-акмеологической литерат>ре.

2. Изучить содержание и специфику профессиональной деятельности психолога в органах внутренних дел.

3. Определить критерии, показатели и уровни эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД.

4. Выявить акмсоло! ические условия эффективности профессиональной дея1ельнос1И психолога ОВД.

5. Установить акмеологические факюры эффективности деятельности психолога ОВД.

6. Разработать акмеологическую модель эффективного психолош ОВД и сформулировать на ее основе рекомендации для осуществления профессионально-психологическою отбора психолоюв, принимаемых на службу в ОВД.

Методологическую основу исследования составили положения деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, А. В. Карпов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.) — психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — положения акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, П. В. Кузьмина и др.) — исследования профессиональной компетентности и профессионализма (О.С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е.А. Яблокова) — личностно-профессиональной зрелости человека (С.А. Анисимов, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, А.К. Маркова) — теоретические и прикладные исследования, посвященные закономерностям формирования профессионализма (А.В. Барабанщиков, Е. М. Борисова, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Е. М. Иванова, Е. А Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, II.C. Пряжников и др.) — проблемам оптимизации профессиональной деятельности (О.С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Г. А. Ковалев, II.А. Корчемный, Н. В. Кузьмина, Л. А. Петровская, С. И. Съедин, Б. М. Те плов и др.).

MeIоды исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий спектр методов сбора и обработки данных, в том числе: теоретический анализ проблемы исследованияэмпирические методы: наблюдение за практической деятельностью психолоюванализ документации — правовых документов, регламентир) ющих деятельность психолога ОВД, документов, регламентир) ющих организацию и содержание программ подготовки психологов ОВД, докуменюв, фиксирующих результаты деятельности психологов ОВД, инструкций, меюдимеских рекомендаций, отчетов, справок и т. д.- опросные методы — анкетирование практических психологов, руководителей УВД, РОВД, сотрудников различных служб и подразделенийметод экспертной оценки продуктивности дея1ельности психологатестирование. Использовались психодиагностические методики: тест ММИЛ (адаптация Ф. Б. Березина, 1994), методика портретных выборов Л. Сонди, теа межличностных отношений Т. Л при (модификация Ю. А. Решетняк и Г. С. Василенко, 1979), ieci ценностных ориентации М. Рокича (в адаптации А. Гоштаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова, модифицированный ДА. Леонтьевым, 1973), методика психобиографического анализа личности Т. Е. Аргентовой (1999). Методы обработки эмпирических данных включали: корреляционный анализ (коэффициент Пирсона), факторный анализ, сравнительный анализ эмпирических данных (применялся параметрический Т — критерий Стьюдента) для установления достоверных разпичий между группами, методы дисперсионного, кластерного и дискриминантного анализа.

Диссертационное исследование проводилось в течение 2001 — 2005 годов и включаю в себя следующие этапы.

Во время подготовительного этапа (2001 -2002гг.) проводилось изучение специальной литературы и диссертационных исследований по сходной проблематике, осуществлялось уточнение темы и проблемы исследования, постановка целей и задач, формулирование гипотезы исследования, разработка методической базы исследования.

На втором этапе (2002;2004гг.) проводился сбор эмпирическою материала по теме исследования — изучались особенности профессиональной деятельности психолога ОВД, критерии оценки успешности деятельности психологов, внутренние и внешние факторы и условия продуктивности деятельности психологов в ОВД.

На третьем этапе (2004;2005 г г.) осуществлялась аатисшческая обработка полученных результатов, их анализ и интерпретация, разработка практических рекомендаций по профотбору психологов в ОВД.

Эмпирическую базу диссершционной работы составили материалы исследований, результаты комплексного изучения 52 практических психологов, работающих в психологической службе органов внутренних дел Кемеровской области. Респонденты — женщины, средний возраст испытуемых составил 31 год, руководители ОВД — мужчины, в количестве 52 человек и сотрудники ОВДмужчины и женщины, в количестве 150 человек. В целом выборка составила 254 человека.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась на) чпо обоснованной методологической основой работы, использованием комплекса надежных и апробированных методов исследования, их взаимодополняемостью, репрезентативной выборкой испытуемых, апробацией и внедрением результатов диссертационной работы в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что:

1. Систематизированы основные направления и тенденции изучения профессиональной деятельности психологов ОВД в современной отечественной и зарубежной психологической науке с позиции акмеологического подхода. Уточнены основные положения психолого-акмеологической модели личностно-профессиональною развишя, психологическая структура, основные характеристики профессионализма, >словия и факторы его достижения.

2. Определена специфика профессиональной деятельности психолотв ОВД, характеризующаяся амбивалентностью требований деятельности к личности психолога как специалиста и как офицера. Проанализированы требования к психологам ОВД, психологическое содержание деятельности, определяющие характер личностно-профессионального развития и самореализации профессионала, выполняющего свои функции в особых условиях деятельности.

3. Выделены критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД. Конкретизировано содержание уровней эффективности профессиональной деятельное i и психологов ОВД в соответствии с выделенными критериями и показателями.

4. Определены акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психологов ОВД.

5. Разработана акмеологическая модель эффективною психолота ОВД, в качестве основы профотбора специалистов, npoi позирования профессионального развития и профессиональной самореализации сотрудников, реализации системы сопровождения психолота на разных зтапах профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности в процессе проведения профессионально психологического отбора лиц, принимаемых на службу в ОВД на должности психологовдля выявления и повышения уровня эффективности деятельности работающих психологов, обеспечения психологического сопровождения профессиональной деятельности психологов ОВДдля подготовки и повышения квалификации практических психологов ОВД в учебных заведениях МВД России. Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная деятельность психолота ОВД относится к особым видам деятельности, осуществляемым в особых условиях. Специфические условия деятельности практического психолога ОВД: уставные взаимоотношенияособый режим работыработа, связанная с риском и опасностью для жизнивысокий уровень психической напряженности трудаповышенная социальная ответственность за профессиональные ошибкиамбивалентность профессиональной позиции психолога как специалиста и как офицера ОВД.

2. Выделяются три уровня эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД: высокоэффективный, средпеэффекгивный, низкоэффективный. Психологи с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности отличаются высокой профессиональной мотивацией, высоким уровнем удовлетворенности рлбоюй, iimcioi положительные оценки со сюроны руководства и соiрудников ОВД. Психологи со средним уровнем эффективности профессиональной деятельности отличаются средними показателями удовлетворенное! и деятельностью, средним уровнем мотивации к профессиональной деятельности, средними оценками результатов своей работы со стороны руководителей и сотрудников ОВД. Психологи с низким уровнем эффективности профессиональной деятельное! и характери $ую1ся низкими показателями продуктивности и удовлсмворенностн деятельностью, слабой профессиональной мотивацией, имеют низкие оценки со стороны руководителей и сотрудников ОВД.

3. Акмеологическими условиями высокой эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД высыпают: особенности семейного воспитания (строгость родителей, приверженность контролю поведения, нормативность и послушание в детстве) — успешность родителей в профессиональной деятельностипринадлежность ближайших родственников к службе в правоохранительной системепосвящение всего времени работе и отсутствие собственной семьи у психолога.

4. К субъективным акмеологическим факюрам, способствующим эффективности профессиональной деятельности психолотов ОВД относятся: активность, высокая самооценка, комму пикантные способности, чувствительность, гибкость, умение выполпян. различные социальные роли, умение подчиняться или командовать (применительно к ситуации), высокая эмоциональная стабильность. К субъективным акмеоло1 ическим факторам, препятствующим эффективиосш профессиональной деятельности психологов ОВД, относя i ся: эмоциональная лабильность, импульсивность, тревожность, неуверенность, ранимость, а также излишняя самостоятельность и независимость, агрессивноеiь, низкая способность к подчинению.

Апробация работы: Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 31 апрельской конференции студен юв и молодых ученых КемГУ г. Кемерово (апрель, 2004 г.), 11 Международной научно-практической конференции практических психолоюв ОВД в Омской Академии МВД России (ноябрь, 2004г). По теме диссертационного исследования опубликовано десять научных работ. Материалы исследования, выводы и рекомендации прошли апробацию в Центре психодиагностики ГУВД Кемеровской области.

Структура диссертации отражает логику исследования. Диссертация сосюш из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 172 страницах, она содержит таблицы и рисунки. Библиография включает 235 наименований, из них 11 на иностранном я *ыке.

ВЫВОДЫ.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы.

1. Теоретический анализ позволил сформулировать основные положения психолого-акмеологической модели личностно-профессионального развития, которая включает развитие профессионализма личности и развитие профессионализма деятельности. Психологическую структуру профессионализма составляет единство мотивационно-смысловой, операциональной сферы и профессионально-важных психологических качеств личности. Профессионализм характеризуется высокой эффективностью деятельности, его достижение зависит от ряда психолого-акмеологических условий и факторов. В качестве акмеологических факторов выступают основные причины, обусловливающие достижение высокого профессионализмаакмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение профессионализма. Достижение высокого уровня личностно-профессионального развития, продуктивности деятельности и самореализации личности психолога обеспечивается соответствием личностных особенностей психолога требованиям профессиональной деятельности.

2. Профессиональная деятельность психолога ОВД характеризуется рядом особенностей, предъявляющих особые требования к личности психолога и обусловливающих амбивалентность роли психолога как специалиста и как офицера. Специфические условия деятельности практического психолога уставные взаимоотношения, особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни, высокий уровень психической напряженности груда, повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибкипредполагают наличие таких качеств личности как авторитарность, доминантность, ответственность, исполнительность, высокая нормативность, умение подчиняться приказам и обусловливают наличие противоречий между требованиями профессиональной деятельности сотрудника ОВД и профессионально важными качествами психолога, такими как гуманистическая направленность, спосбность к эмпатии, рефлексивность, коммуникабельность, независимость, самостоятельность суждений, креативность.

3. Выделены критерии, показатели и уровни, позволяющие оценить эффективность профессиональной деятельности психолога ОВД. К ним относятся интегральные критерии — профессионализм деятельностикачественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, и профессионализм личности психолога — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста, каждый из которых раскрывается рядом показателей. На основании соответствия реальных профессиональных характеристик и личностных качеств психолога ОВД сформулированным критериям и показателям выделяются три уровня профессионализма (высокий, средний и низкий).

4. Акмеологическими условиями эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД выступают: особенности семейного воспитаниястрогость родителей, приверженность контролю поведения, нормативность и послушание в детствеуспешность родителей в профессиональной деятельности и принадлежность ближайших родственников к службе в правоохранительной системепосвящение всего времени работе и отстутсвие собственной семьи у психолога.

5. Акмеологическими факторами эффективной профессиональной деятельности психологов ОВД являются: субъективные — личностные особенности, такие как активность, высокая самооценка, коммуникативные способности, чувствительность, гибкость, умение выполнять различные социальные роли, умение подчиняться или командовать (применительно к ситуации), высокая эмоциональная стабильность, особенности ценностно-мотивационной сферы — приоритетность ценностей профессиональной самореализации, гуманистическая направленности личности психолога, реализация этих ценностей в профессиональной деятельностиобъективные — наличие необходимых для работы знаний, умений и навыков, стаж свыше пяти лет и возраст свыше тридцати летобъективно-субъективные, к которым относятся выраженные лидерские, и коммуникативные качества у руководителей подразделений ОВД, наличие взаимопонимания и сотрудничества между руководителем и психологом, а также удовлетворенность психолога материально-техническими условиями труда.

6. В качестве факторов, препятствующих эффективности психологов ОВД выступают: субъективные — качества личности, — эмоциональная лабильность, импульсивность, тревожность, неуверенность, ранимость, а также самостоятельность и независимость, агрессивность, низкая способность к подчинению, приоритет индивидуалистических ценностей, невозможность реализации значимых ценностей в профессиональной деятельностиобъективные факторы — низкий уровень знаний, умений и навыков, небольшой стаж работы и возраст менее тридцати летобъективно-субъективные факторыотсутствие взаимопонимания и сотрудничества между руководителем и психологом, а также неудовлетворенность психолога материально-техническими условиями труда.

7. Представленная акмеологическая модель эффективного психолога ОВД и разработанные на ее основе рекомендации по осуществлению профессионального отбора психологов в органы внутренних дел, может использоваться в практике для оптимизации профессиональной деятельности психологической службы ОВД, обеспечения эффективного прогнозирования личностно-профессионального развития психологов ОВД, достижения ими высокого уровня профессионализма, самореализации и эффективности в труде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование посвящено теоретическому и эмпирическому изучению условий и факторов эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД.

Актуальность исследования обусловливается высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности психологов ОВД, а также сложностью достижения профессиональной самореализации в связи с особыми требованиями, предъявляемыми к личности психолога условиями профессиональной деятельности. Изучение психолого-акмеологических условий и факторов эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД способствует успешному решению практических задач профессионально-психологического отбора в соответствии с требованиями работы в правоохранительных органах.

В результате теоретического анализа были выявлены психолого-акмеологические особенности профессиональной деятельности психологов ОВД, выявлены критерии, показатели, уровни эффективности профессиональной деятельности психологов ОВД, акмеологические условия и факторы эффективной профессиональной деятельности психологов ОВД, рассмотрена проблема профессионального отбора психологов в органы внутренних дел. Профессиональная деятельность психолога ОВД является особым видом деятельности и предъявляет особые требования к личности психолога, обусловливающие амбивалентность роли психолога как специалиста и как офицера. Специфические условия деятельности практического психолога — уставные взаимоотношения, особый режим работы, связанной с риском и опасностью для жизни, высокий уровень психической напряженности труда, повышенная социальная ответственность за профессиональные ошибки — предполагают наличие таких качеств личности как доминантность, ответственность, исполнительность, высокая нормативность, умение подчиняться приказам, что обусловливает наличие противоречий между требованиями профессиональной деятельности сотрудника ОВД и профессионально важными качествами психолога гуманистической направленностью, способностью к эмпатии, рефлексивностью, коммуникабельностью, независимостью и креативностью.

Исходя из особенностей профессиональной деятельности психолога ОВД были выделены критерии, показатели и уровни, позволяющие оценить эффективность профессиональной деятельности психолога ОВД. К ним относятся интегральные критерии — профессионализм деятельностикачественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задачпрофессионализм личности психолога — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Каждый из критериев раскрывается рядом показателей. Сопоставление реальных профессиональных характеристик и личностных качеств психолога ОВД сформулированным критериям и показателям позволяют отнести специалиста к одной из трех групп с разным уровнем профессионализма (высоким, средним и низким).

Рассмотрены акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психологов ОВД. К условиям относятся: особенности семейного воспитания, организационно-технические условия профессиональной деятельности, социально-экономические условия, взаимоотношения в коллективе и с руководством, соответствие социально-демографических (половых, возрастных, образовательных) характеристик работника особенностям организации. В качестве факторов, определяющих эффективность психологов ОВД выделяются 1) субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности — мотивы, ценности, направленность, способности, профессионально-важные качества личности, соответствие индивидуальных особенностей специфике профессиональной деятельности- 2) объективные связанные с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение искомого результата — профессиональные знания, умения, навыки, компетентность специалиста- 3) субъективно-объективные связанные с организацией профессиональной средыособенности и стили управления руководителей, качество управления системой, удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами и условиями работы.

Рассмотрена проблема профессионального отбора психологов в ОВД. Установлено, что, несмотря на обилие литературы по технологии профессионального отбора специалистов, общепринятых методов изучения кандидатов на должность психологов в органах внутренних дел не существует. Это обусловлено тем, что, психологическая служба создана сравнительно недавно в системе ОВД и данная проблема не изучаласьотсутствуют четкие требования к профессии психолога и критерии отбора специалистов. В связи с этим существует актуальная необходимость в разработке акмеологической модели психолога, эффективно работающего в ОВД, с учетом условий и факторов профессионального развития, для успешного решения практических задач профессионального отбора и прогнозирования эффективности профессиональной деятельности психологов в ОВД.

В эмпирической части исследования на основании выделенных критериев и показателей эффективности психологов ОВД, было выделено 3 группы психологов, работающих с разной степенью успешности. В первую группу с высоким уровнем эффективности вошли психологи, отличающиеся высокопродуктивной деятельностью, высокой мотивацией к выполнению деятельности психолога ОВД и высоким уровнем удовлетворенности работой, получившие положительные оценки со стороны руководства ОВД и сотрудниковво вторую группу со средним уровнем эффективности вошли психологи, отличающиеся среднепродуктивной деятельностью — со средними показателями продуктивности и удовлетворенности деятельностью, средним уровнем мотивации к профессиональной деятельности, получившие средние оценки результатов своей работы со стороны руководителейтретью группу составили психологи низкого уровня эффективности, характеризующиеся низкими показателями продуктивности и удовлетворенности деятельностью, слабой профессиональной мотивацией, получившие низкие оценки как за результаты своей работы со стороны руководителей и сотрудников.

В результате сравнительного анализа трех групп психологов с разным уровнем эффективности деятельности были выделены следующие акмеологические условия и факторы успешности профессиональной деятельности психологов ОВД.

В качестве акмеологических условий эффективности деятельности психологов ОВД выступают условия семейного воспитания — строгость родителей, приверженность контролю поведения, нормативность и послушание в детствеуспешность родителей в профессиональной деятельности и принадлежность ближайших родственников к службе в правоохранительной системепосвящение всего времени работе и отсутствие собственной семьи у психолога.

Акмеологическими факторами эффективной профессиональной деятельности психологов ОВД являются: субъективные — личностные особенности, такие как активность, высокая самооценка, коммуникативные способности, чувствительность, гибкость, умение выполнять различные социальные роли, умение подчиняться или командовать, в зависимости от ситуации, высокая эмоциональная стабильность, особенности ценностно-мотивационной сферы — приоритетность ценностей профессиональной самореализации, гуманистической направленности личности психолога, реализация этих ценностей в профессиональной деятельностиобъективные — наличие необходимых для работы знаний, умений и навыков, стаж не менее пяти лет и возраст свыше тридцати летобъективно-субъективные, к которым относятся выраженные лидерские, и коммуникативные качества у руководителей подразделений ОВД, наличие взаимопонимания и сотрудничества между руководителем и психологом, а также удовлетворенность психолога материально-техническими условиями труда.

На основании выделенных психолого-акмеологических условий и факторов разработана акмеологическая модель эффективного психолога ОВД и на ее основе предложены рекомендации по осуществлению профессионального отбора психологов в органы внутренних дел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личное ж. М.: Наука, 1980.-335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта / Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. М: РАГС, 1995.-С. 85−95.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.-299с.
  4. А. Психологическое тестирование. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. В 2-х т. — М., 1985. — 336с.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1988. — 432с.
  6. Г. М., Гозман Л. Я., Дергачева Л. А. Актуальные проблемы деятельности психологической службы промышленного предприятия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1987. — № 1.
  7. И.А. Проблема оценки эмоциональной и нервно-психической устойчивости, прогнозирование успешности деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. -№ 2(4). — С.51−52.
  8. И. Медико-психологический аспект исследования профессионально-важных качеств сотрудников органов внутренних дел // Психологическая газета -1997, февраль. № 2(17). — С. 16.
  9. А.Е., Айви М. Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия: теория и практика. М., 1999. — 538 с.
  10. Н.А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии.-1992. -№ 1. -С.73−84.
  11. Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. — № 5. -Т.13.
  12. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. / Науч. ред. Е. В. Селезнева. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 277 с.
  13. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. / Сборник, Академия МВД РФ. М.1992. -С.16−18.
  14. С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеологических исследований. Кострома, 1994. — 102 с.
  15. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. М.- Новгород, 1995. — 272 с.
  16. Н.Р. Проблема должностного и профессионального роста женщин в органах внутренних дел. // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1996. -№ 1 (3).
  17. Е.Н. О концепции психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. // Материалы научно-практ. конф. Академии МВД. -М., 1992.
  18. .Г., Киселева Е. А., Калашников М. О. Профессионально-личностные качества сотрудников органов внутренних дел. // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. -№ 2.
  19. А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения. М: Изд-во Флинта-Наука, 1998. — 168с.
  20. В.А. Психология профессиональной пригодности. М.:1"ШР СЭ, 2001.-97 с.
  21. Л.И. Психологические закономерности формирования личности // Вопросы психологии. 1976. — С. 34−44.
  22. Н. Психологическая служба во вневедомственной охране МВД России // Профессионал 2000. — № 6(38). — С. 9−10.
  23. В.М. Психологические особенности профессионального мышления работников уголовного розыска. Омск, 1984.
  24. А.Ф. Личное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993.-№ 1.-С. 63−76.
  25. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.
  26. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности М.: Изд-во Наука, 1981 — С. 159- 177.
  27. Л.И. Профессиональный отбор кадров в органах внутренних дел как многолетний процессии и поэтапная система // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2002. — № 2 (18). — С.6−7.
  28. М. Психолог в фирме деньги на ветер? // Психологическая газета. — 3/1 13. — 2005. — С. 10−11.
  29. О.И., Акентьев П. В. Развитие профессионально-важных качеств сотрудников оперативных подразделений ОВД как средство повышения эффективности раскрытия преступлений. М., 2003.
  30. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб., 2001.
  31. JI.A. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в таможне // Психопедагогика в правоохранительных органах. -Омск, 1998.-№ 2(8).-С. 79.
  32. В.Л. Юридическая психология. Учеб. для студентов вузов / B. J1. Васильев. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 652с.
  33. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М. — 2002.
  34. М.И., Жданова М. Е. Метод портретных выборов Леопольда Сонди как инструмент теории судьбоанализа. Концептуальные подходы к теории и практическому руководству. Кемерово. — 1997.
  35. И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестник Московского университета. 1990. — Сер. 14. Психология. — № 1. -С. 57−67.
  36. И. А. Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник Московского университета. 1989. — Сер. 14. Психология. — № 3. -С. 50−61.
  37. Л.С. Психология развития как феномен культуры. /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
  38. . Что такое психология. М.: Мир. — Т. 2 — С. 30−32.
  39. Ю.Н., Кочин А. А., Харламов B.C. Использование системного подхода при подборе сотрудников на службу в органы внутренних дел. // Методическое пособие. МВД РФ. — М., 2004. — С. 3−4.
  40. С.А. Некоторые аспекты профессионального отбора в ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1996. — № 2(4). -С. 59−60.
  41. Ю.Г. Психологическая подготовка сотрудников исправительных учреждений к служебной деятельности. Минск: МВД Республики Беларусь, 2000.-С. 4- 18.
  42. Н.А., Матросов В. А., Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации сотрудников к службе в ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1998. -№ 2(8). — С. 35−40.
  43. Ю.А. О возможностях применения системного подхода при исследовании психологических характеристик личности в процессе оценки персонала органов милиции. // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2003. — № 1 (19). — С. 44−46.
  44. Ю.А. Профессиональный отбор и профессиональный подбор в системе МВД России. // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2002.-№ 2 (18).-С.51−54.
  45. В. В. Назаренко Ю.В. Психологическая служба в системе здравоохранения: состояние и перспективы // Вопросы психологии. 1991. -№ 3.-С. 5−9.
  46. В.В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога- практика// Вестник Московского университета. 1989. — Сер. 14. Психология. — № 4. -С. 56 -68.
  47. И.Г., Розенбаум М. Д. Комплексная психологическая оценка профессионализма персонала производственных объединений // Психологический журнал.-1995.-№ 3.-Том 16.-С. 146−151.
  48. М.Г. Научно-методические основы подготовки практических психологов в Академии управления МВД России. М., 1999.
  49. М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов. М., 1996.
  50. М.Г., Лебедев А. В. Критерии оценки ведомственной психологической службы (на примере уголовно-исполнительной системы Министретсва юстиции Российской Федерации). / Актуальные проблемы психологии управления. Тверь, 2001.
  51. Л.А., Микадзе Ю. В. Психологическая служба промышленного предприятия: структура и содержание работы // Вестник Московского университета. 1987. — Сер. 14. Психология. — № 2.
  52. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. — 392 с.
  53. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: МААА, 1998. — 178 с.
  54. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 124с.
  55. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология пути достижения вершин профессионализма. — М., 1993.-31 с.
  56. А.А., Щербина А. В. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М., 1998. — 98 с.
  57. В.Н., Ратова И. В. Развитие профессионально значимых качеств специалиста. / Методическое пособие ВИПК МВД России. Домодедово, 2001.-С. 4−5.
  58. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 42 — 49.
  59. .А. Актуальные проблемы социальной психологии труда // Психологический журнал. 1985. -Т.6. -№ 2 — С. 19−35.
  60. Ю.М. Позиция психолога-практика. / Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
  61. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические основы. -М.: РАГС, 1994.-267 с.
  62. Ю.В. Проблемы усиления психологической подготовки сотрудниковправоохранительных органов в современных условиях / Активность личности. Сборник научных трудов. Ч. 3. — Новосибирск, 1998. — С. 90−98.
  63. Ю.В. Стресс в правоохранительной деятельности. / Активность личности. Сборник научных трудов. 4.1. — Новосибирск, 1998. — С. 129 141.
  64. Т.Н., Лапина О. А., Цернес О. Р. Психологическая служба на предприятии // Вопросы.психологии. 1987. — № 5. — С. 182−184.
  65. Информационно-правовое обеспечение деятельности психологической службы МВД России. М.: ГУК МВД России, 2003. — С. 6−210.
  66. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — С. 36 -45.
  67. Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1991.-№ 4.
  68. С. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-С. 10−19.
  69. В.А. Проблемы подготовки психологов//Вопросы психологии. -2006.-№ 1.-С. 48−52.
  70. Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии. -1978. № 4. — С. 64−65.
  71. В.Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Барнаул, 2004. — С. 142−149.
  72. Е.С. Применение методов теории статистического вывода в психологических исследованиях. Кемерово, 2005. — С. 72−76.
  73. А.Ф., Харитонов А. Н. Профессиональное призвание как проблема правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1995.-№ 1, С. 38−40.
  74. А.Ф., Бабушкин Г. Д. Психопедагогика в системе правоохранительных органов // Психопедагогика в ОВД. Научно- практ. Журнал. 1995. — № 2. — С.5−8.
  75. А.Ф., Кильмашкина Т. Н., Медведев И. Г., Психология и психопрофилактика кризисных состояний сотрудников органов внутренних дел. Кемерово, 2003. — С. 59−69.
  76. В.В. Категориальное мышление психолога. Учебное пособие. Вып.1 Кемерово, 1999.-С. 3−5.
  77. Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. — № 6. — Т. 23. — С. 51−58.
  78. В.В. Практические основы профотбора: программно-методический комплекс. Учебное пособие. Новосибирск, 1995.
  79. В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000. -С. 233−239.
  80. Е.А. Психология профессионала. М. — Воронеж, 1996. — С. HOBS.
  81. Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984. — 159с.
  82. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 5−14.
  83. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. 1993. — № 4. — Т. 14. — С. 130 -136.
  84. Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. 1983. — № 1. -С. 102 -108.
  85. М.В., Солнцева Г. Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник Московского университета. 1999. — Сер. 14, Психология. -№ 4. — С. 61- 66.
  86. Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. 2004. -Сер. 14. -№ 4. — С.61−70.
  87. В.Г. Применение медико-психологического теста СМОЛ в практике ВТК.-М., 1983.
  88. И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран. / Академия управления МВД России, М.: Щит-М, 2002. — с.75−83.
  89. Концепция кадровой политики МВД России. Приказ МВД России № 12. -1999.
  90. Конкурсный отбор кадрового состава государственной гражданской службы. -М.: ГУ Высшая школа экономики, 2004. С. 16−19.
  91. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. — № 5. -С. 158−159.
  92. Г. К. Предпосылки эффективности деятельности практ ического психолога ОВД. (на материалах деятельности психологов). Дисс.. канд. психол. наук. — Москва: Академия Управления МВД, 1997.
  93. Г. К. Особенности деятельности женщин в психологической службе органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 1998.-№ 1 (7).-С. 134.
  94. Г. К. О деятельности практического психолога в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. — № 2. — С. 101−102.
  95. Е.Е. Принципы подготовки психологов в Институте психологии им. Л. С. Выготского РГГУ // Журнал практического психолога. -2005.-№ 6.-С. 5.
  96. С.П. Я за профессионализм // Психологическая газета. -2005.-№ 5/115, май-С. 14−15.
  97. В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003.-С. 34.
  98. В.Т. Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник в сапогах // Журнал практического психолога. 2005. — № 6. — С. 28.
  99. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -1983.-№ 2.
  100. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //Вопросы психологии. 1985.-№ 1.
  101. Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.
  102. В.Г. Подбор кадров в органах внутренних дел. Уч. пособие. -МВД СССР. Хабаровск, 1988 — С. 6−17.
  103. А.Ф., Мулява О. Д. Социально-психологические аспекты подготовки офицерских кадров // Прикладная психология. 1999. — № 3. -С. 37−43.
  104. М.Е. Профессия психолог. Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1999.
  105. А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журнал практического психолога. 2005. — № 4. -С. 142−163.
  106. В. Психологическое обеспечение подразделений органов внутренних дел // Профессионал. -2000. -№ 6(38). С. 20−22.
  107. Г. Ю., Паутов Л. В., Проскурин С. К. О современных проблемах отечественного профессиоведения // Вестник Московского университета. -1996. Сер. 14, Психология. — № 1.
  108. B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. 1978. — № 6.
  109. И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психологический журнал. 1994. -№ 4.-Т. 14.-С. 92−94.
  110. Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2005.-С. 65−71
  111. А.К. Психология профессионализма. М: Знание, 1996. -С. 127−262.
  112. М.И. Комплекс средств психологического обеспечения пожарных Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1992. — 24 с.
  113. Е.И. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности // Психология в ВУЗе. 2005. — № 2.- С. 47−56.
  114. Методические рекомендации по психологическому отбору лиц, имеющих высшее образование и поступающих в оперативные службы ОВД. МВД.-М., 1993.
  115. Методические рекомендации по психологическому отбору пожарных. -М., 1996.-С. 9−14.
  116. Н.А. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД. Караганда, 2000. — С. 18−28.
  117. Н.А. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в особых условиях. Караганда, 1998. — С. 3 -39.
  118. М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. — № 2. — Т. 19. — С. 79−95.
  119. К. Психология ответственности. Л., 1983. — 240 с.
  120. Н.И. Оценка профессиональной психологической приюдности для службы в органах внутренних дел // Профессионал. 2005. — № 2(64).
  121. Н.И., Шутко Г. В. Организация профессионального отбора в органы внутренних дел//Вестник МВД. 1999. -№ 1.- С. 102−107.
  122. С.Б. Психологические особенности военно-профессиональною самоутверждения офицеров полкового звена сухопутных войск. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1997. — 24 с.
  123. И.Н. Профориентация и профотбор как фактор рационального использования кадров. Киев, 1971. — С. 3−4.
  124. .Д., Козлов С. А. Психологические предпосылки успешной деятельности следственных работников прокуратуры // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. — С. 35−37.
  125. Д.Д., Горбач Н. А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на учебу: проблемы и перспективы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. — № 2 (8). — С. 83−86.
  126. Н.Н. Психологическое консультирование. СПб., 1993. — С. 1420.
  127. Организация психологической реабилитации сотрудников ор1анов внутренних дел. Методическое пособие. М.: МВД РФ, ГУК, 2002.
  128. Основные виды деятельности в ОВД и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. М.: МВД РФ, 1997.
  129. В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии. 2002. — № 6. -С. 103−112.
  130. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: AKADEMA, 2003. — С. 398−425.
  131. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 99−112.
  132. А.В. Актуальные проблемы совершенствования деятельное психолога в период адаптации. / Материалы конференции практичесь психологов ОВД 1997.-Домодедово, 1998.
  133. В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективно психологической службы // Психологической журнал. 1997. — № 2. — Т.
  134. В.Е. Психометрическая адаптация диагностическ инструментария профессионального психологического отбора кандида на службу в органы внутренних дел. Методическое пособие. Казань, 2С -С. 4−13.
  135. C.JI. Развитие Я образа военнослужащих по призыву. — Автор дис.. канд. психол. наук. — М., 2001. -25 с.
  136. А.Г. К вопросу о психологических аспектах ответственно личности / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. -(15).-С. 44.
  137. Психология, педагогика, этика. Учебное пособие. / Под ред. К Наумкина. -М.: Юнити, 2003.-С. 109−114.
  138. Психологическая диагностика. Учебное пособие. / Под. Гуревича К. М., Борисовой Е. М. М.: УРАО, 1987. — С. 86−90.
  139. Психологическое обследование сотрудников ОВД при аттестации вышестоящую должность. Омск, 2005. — С. 50−54.
  140. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами оргг внутренних дел. Методическое пособие. М., 2003.
  141. Психологическое обеспечение как составляющая эффектиЕ деятельности сотрудников органов внутренних дел. Краснодар: П Краснодарского края, 2004. — С. 31−38.
  142. Психологические основы профотбора и профориентации. М.: 1997. 23.
  143. Психолого-педагогические основы профессионального стаповл< специалистов-сотрудников ОВД. Методическое пособие. М., 2005. — (8.
  144. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. В 5ч. 4.5. — М., 1992. — С. 35.
  145. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. -М.: Педагогика, 1983.-С. 128−129.
  146. Психологическая служба школы: Учебное пособие для студентов. М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. — 240 с.
  147. В.М., Реуцкая И. Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении. М., 2005. — С. 7−21.
  148. В.И., Туманов В. Д. Психолого-педагогические аспекты профессиональной ориентированности поступающих на службу в ОВД. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1995. — № 2. — С. 42−43.
  149. И.Б. Избранные труды. Практическая психология в органах внутренних дел. М., 2002. — С. 215−227.
  150. И.Б., Трубочкин В. П. Введение в специальность и обучение практического психолога органов внутренних дел.
  151. Профессиональный кодекс этики для психологов. БОНН. ФРГ // Вопросы психологии.-1986.-№ -С. 148−153.
  152. Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел. / Материалы конференции практических психологов ОВД. (Май 1997). Домодедово, 1998. — Ч. 2. — С. 4−5.
  153. Проблемы совершенствования работы с личным составом органов внутренних дел в современных условиях. / Сборник статей МВД РФ. -Домодедово, 1992.-С. 13−14,37−39.
  154. Проблемы военной психологии. Хрестоматия. Минск, 2003. -С. 329 350.
  155. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001- 640 с.
  156. Рабочая книга психолога ОГПС. Сборник нормативных и Meiодических документов. М., 2001.
  157. Н.Н. Особенности профессиональной самореализации военного психолога. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2001. — 24 с.
  158. К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 126 — 135.
  159. М.Д. Социально-психологический подход к дифференцированной оценке интеллектуального труда // Психологический журнал.- 1994.-Т. 15.-№ 2.-С. 122−126.
  160. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 94−108.
  161. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 3.
  162. О.Н., Прудков П. Н. Предпосылки успеха в труде психолога // Вестник Московского университета.-Сер. 14. Психология. -№ 4.
  163. О.Н., Прудков П. Н. Как психологи выбирают профессию // Вестник Московского университета. 2002. — Сер. 14. Психология. -№ 3.
  164. О.В., Черетаева М. В. Особенности прохождения службы женщинами в милиции. М., 1998. — С. 10 -33.
  165. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 83−87.
  166. В.В. Юридическая психология. М.: Юрист, 1998. — 324 с.
  167. Н.Н. Профессионально-психологический отбор в ОВД. Учебное пособие М.: Академия МВД СССР, 1989.- С. 12 — 29.
  168. С.И. Супервизия психологов // Вопросы психологии экстремальных событий. 2005. — № 1. — С. 50−56.
  169. Т.Н. Психолог на предприятии. М.: Экономика, 1982.
  170. Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004.-С. 140−141.
  171. Социальная компетентность. СПб.: Детский кризисный центр Гумерова, 1999.-С. 218−221.
  172. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. М.: МВД РФ, ГУК. — 2002.
  173. О.Е., Ким Н.П. Психология профессионализма сотрудников ОВД. Кустанай, 1996. — С. 12−22,46 -63.
  174. А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов. -Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1996. — 25 с.
  175. Т.В. Основные ценностные ориентации и смысл профессиональной деятельности практических психологов. Новокузнецк, 2001.-С. 4−6.
  176. А.И. Женщины на службе в Российской Армии // Социологические исследования. 2000. — № 11. — С. 128 -133.
  177. JI.H. Метод диагностики межличностных отношений. Методическое руководство. М., 1990.
  178. JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. — С. 367−368.
  179. JI.H. Метод портретных выборов. Практическое руководство. -М., 1993.
  180. JI.H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. «Мы и мир» // Психологическая газета. 2005. — № 1. — С. 6−7.
  181. Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал 1994. -Т. 15.-№ 6.-С. 121−127.
  182. М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии 2001. — № 5.
  183. М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопросы психологии 2002. — № 1.
  184. М., Каминер Е. Психологический аспект военной карьеры женщины // Прикладная психология и психоанализ. 2001. — № 2.
  185. С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции // Психологический журнал. -2003.-№ 1.-Т. 24.
  186. В.В., Смирнов В. Н., Хребтов А. В. Работа с личным составом ОВД: воспитательный и психологический аспекты.-М., 2000.-С. 12−13.
  187. A.M. О системе морально-психологической подготовки личного состава. // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. М., 1992. — С. 13−16.
  188. A.M. Психологические приемы в работе юриста. М.: Юрайт, 2001.-7−14.
  189. A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 16−23.
  190. Строка в кодекс психолога// Милиция. -2000. -№ 12.
  191. И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1997. — 24 с.
  192. С.В. Особенности прохождения женщинами службы в милиции (социально-психологический аспект) // Вестник МВД. 1999. — № 6.
  193. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. 2000. — № 3 — Т.21. -С. 96−103.
  194. А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72−83.
  195. А.В. Работа с кадрами. М.: Экономика, 1990.-С. 10−13.
  196. В.И. К понятию личного профессионализма в психологии / Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. -Омск, 1994.-С. 4−5.
  197. Формула профессионализма // Милиция. 2001. — № 6 — С. 25.
  198. Т.М., Доманова Е. Е. Специальные способности в структуре деятельности учителей-предметников // Вопросы психологии. 2001. — № 3 -С. 53−64.
  199. А.В., Баранова Э. А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психологический журнал 1999. -№ 3. -Т.20-С. 28−47.
  200. В.Л. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. -№ 5. Т. 3. — С. 13−26.
  201. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 68 с.
  202. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 207 с.
  203. М.В. Психолого-акмеологические факторы и условия обеспечения эффективной профессиональной деятельности руководителей ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. — № 1 (17) -С. 19−24.
  204. Г. В. Профессионально-психологический отбор в ОВД и ею нормативно-правовое обеспечение // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. — № 2(14) — С. 115−120.
  205. Е.В. Состояние и перспективы развития психологической службы в системе здравоохранения // Вопросы психологии 1991. — № 2. -1991 -С. 177−179.
  206. М.Ю. Рабочая книга психолога организации. М.: Изд. Дом «Бахрах», 2001.
  207. С.М., Булаева К. Б., Вавилов В. А. Психогенетический подход к профотбору (на примере монтажниц в приборостроении) // Психологический журнал. 1995. — № 5. — Т. 16. -С. 24−31.
  208. В.И. Морально-психологическая подготовка личного состава: сущность и проблемы становления в органах внутренних дел. /
  209. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. М., 1992. — С. 3−6.
  210. А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. — № 3. -Т. 20.
  211. Г. С., Клименко Т. С. Социально-психологические пути повышения стрессоустойчивости сотрудников ОВД и ВВ в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. — № 1 (5)-С. 51.
  212. Энциклопедия юридической психологии. / Под ред. A.M. Столяренко. -М.: Закон и право, 2003. С. 475−477,468 — 469,462−464.
  213. Г. И., Ласыгин А. Л., Куликова Е. В. Методология и содержание переподготовки практических психологов для работы в ОВД. На примере Воронежской области // Психопедагогика в правоохранительных органах. -Омск, 1995.-№ 1.-С. 44−45.
  214. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
  215. Л.А. Профессионализм практического психолога и тенденции развития психодиагностики // Психологическая газета. 2005. — 4/114, апрель.-С. 16−19.
  216. Aldag R.J., Brief А.Р. Task Design and Motivation // Dallas Scott Foresman. 1979. P. 42−43.
  217. Alexeev V.A., Fiilop T. Towards strengthening of health management practice // Health Administrator. Julj 1986. 4 (1). P. 45−54.
  218. Appavu S.I. Healthcare identifiers: an overview // In: Toward an electronic patient record '97: proceedings, volume three. P. 28−30.
  219. Atkinson J.G., Sultz H.A. A new intra DRG severity of illness index using clinical laboratory values abstract. // AHSR A. FHSR Annu. Meet. Abstr. Book. -1995/-N. 12/-P. 33−34.
  220. Bjork L. D The Future of Distance Learning for Adults: Problems and
  221. Promises. Материалы международной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» Шуя: ШГПУ, 2001. — С. 13−20.
  222. Blamires D. Personnel management tasklist. An index of basic personnel man agement task in district health authorities // Hospital and Health services review. 1999. 77(8). P. 235−238.
  223. Callif- Daly F.A., Huether C.A., Edmonds L.D. Evaluating false positives in two hospital discharge data sets of the Birth Defects Monitoring Program // Public. Healts. Rep. 1995. V. 110. N. 2. P. 154−160.
  224. Ehreth J. The implications for information system design of how health care costs are determined // Med. Care. 1996. V. 34. N. 3. P. 69−82.
  225. Frakes J. T. Managed care. Evolution and distinguishing features // Gastroenterol. Clin. Noth. Am. 1997. — N. 26 (4). — P.703−714. 290.
  226. Miller J. Integrated healthcare information systems // Integr Healthc — Rep. -1995.-P. 1−11.
  227. Ruffin M. Managed care information needs: a summary perspective // Physician Exec. — 1997. — N. 7. — P.61−64.
  228. Sylvestri M.F., Marro E.P. Disease management: partnering for better patient care // Med. Interface. 1996. V. 9. N. 7. P. 100−104.
Заполнить форму текущей работой