Инновационная деятельность в системе повышения квалификации как фактор роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников
Существенными характеристиками инновационных процессов в образовании в современных условиях являются: гуманистическая направленность, проявляющаяся как «экологизация» образовательных инноваций. Экологизация инновационной деятельности представляется как система мер, направленных на гармонизацию педагогических взаимодействий в ходе процессов обновления, обеспечивающих развитие сущностных сил… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы инновационной деятельности в системе повышения квалификации как фактора роста профессиональной компетентности педагога
- 1. 1. Повышение профессиональной компетентности инженерно педагогических кадров начального профессионального образования — актуальная проблема
- 1. 2. Инновационная деятельность в системе повышения квалификации как педагогическая реальность
- 1. 3. Возможности инновационной деятельности как средства в повышении профессиональной компетентности инженерно-педагогических кадров. ф
- Глава II. Экспериментальное исследование возможностей инновационной деятельности в системе повышения квалификации как фактора роста профессиональной компетентности педагогов
- 2. 1. Исходные позиции экспериментальной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов средствами инновационной деятельности в системе повышения квалификации
- 2. 2. Количественный и качественный анализ результатов экспеф риментальной работы
Инновационная деятельность в системе повышения квалификации как фактор роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Происходящие в России политические, социокультурные, духовные и экономические преобразования приводят к фундаментальному пересмотру общественных сил и механизмов своего социального развития, что требует изменений и в системе образования. Образование при этом становится основным фактором обеспечения культурного сдвига как непременного условия обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности общества.
В ситуации парадигмального кризиса образования все чаще ставится вопрос не только о новой структуре и содержании, но и новых методологических, концептуальных положениях и иной стратегии этого социокультурного института, которая обеспечивала бы движение в сторону гуманизации.
Гуманизация образования связана с возможностью роста профессиональной компетентности, с личностно значимым учением и персонализированным знанием, с опорой на саморазвивающуюся личность педагога.
Анализ теоретических источников дает основания для вывода о том, что в науке создана теоретическая база, сформулирован круг идей, основных положений и подходов к решению данной проблемы.
Исследователи отмечают, что становление и сохранение профессиональной компетентности педагога осложняется быстрым моральным устареванием некогда приобретенной компетентности (Бим-Бад Б.М., Змеев С. И., Кларин М. В., Ноулз М. С. и др.), недостаточной профессиональной подготовкой к требованиям настоящего времени (Вершловский С.Г., Онушкин В. Г., Огарев И. Е., Турчанинова Ю. Н. и др.), появляющимися с возрастом трудностями вхождения в учение, нежеланием подвергать себя риску проверки и самопроверки, преодолевать себя (Кулюткин Ю.Н., Лесохина Л. Н., Махлин М. Д., Степанов Е. И., Сухобская Г. А.), отсутствием комплексного подхода к развитию профессиональной компетентности в структурах повышения квалификации педагогов (Маркова А.К., Татарченкова С. С., Юдин В.И.).
При обосновании структуры и содержания понятия профессиональная компетентность педагога важную роль сыграли работы В. П. Зинченко, Н. В. Кузьминой, Б. М. Марковой, Е. Б. Моргунова и др.
Различные аспекты общего теоретико-методологического обоснования непрерывного образования составляют основу работ А. П. Владиславлева, B.C. Гершунского, A.B. Даринского, В. Г. Онушкина, В. А. Сластенина и др.
В ряде научных исследований широкое освещение нашла проблема повышения квалификации работников образования:
— общие теоретико-методологические положения повышения квалификации (Даринский A.B., Кулюткин Ю. Н., Онушкин В. Г. и др.);
— связь теоретической и практической подготовки в системе повышения квалификации (Браже Т.Г., Глинская И. П., Марон А. Е. и др.);
— условия профессионально-личностного развития и саморазвития учителей на послевузовском этапе (Гусинский Э.Н., Лушников И. Д., Турчанинова Ю. Н. и др.);
— повышение квалификации как объективная потребность личности и времени (Вершловский С.Г., Кулюткин Ю. Н., Онушкин В. Г., Сухобская Г. С., Тонконогая Е. П., Сластенин В. А. и др.);
— отдельные направления совершенствования процесса повышения квалификации (Бабанский Ю.К., Кричевский В. Ю., Лесохина Л. Н., Моисеев A.M., Поташник М. М., Тищенко Т. М., Чегодаев Н.М.);
— обобщение опыта работы ряда институтов усовершенствования учителей (Бараш Б.Л., Боровский A.A., Коломийцева С.С.).
Проблеме инновационной деятельности посвящены работы К. Анге-ловски, И.В. Бестужева-Лады, С. Д. Бешелева, Ф. Г. Гуревича, М. В. Кларина, А .Я. Найн, С. Д. Полякова, Н. Ю. Посталюк, М. М. Поташника, А.И. Приго-жина, В. Розина, О. Г. Хомерики, И. Р. Юсуфбековой и др.
Принципиально важная для нашего исследования проблема развития индивида как гуманитарной системы в трудах сторонников синергетическо-го подхода (Аршинов В.И., Каган М. С, Курдюмов С. П., Пригожин И., Стен-герс И. и др.).
Несмотря на множество подходов к проблеме роста профессиональной компетентности педагога, в целом, и инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования, в частности, средствами инновационной деятельности, она до сих пор не стала предметом самостоятельного исследования.
Педагогическая практика выявила противоречие между необходимостью в росте профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования и невозможностью в традиционной системе повышения квалификации осуществить достаточно эффективно данный процесс. В связи с этим организация и систематическое осуществление инновационной деятельности инженерно-педагогических работников в системе начального профессионального образования с целью устранить разрыв между ранее полученной ими профессиональной подготовкой и новыми требованиями, определяемыми развитием социально-экономической сферы, науки и культуры становится актуальной.
Противоречие состоит в том, что появляется необходимость на практике осуществлять педагогическое влияние на организацию и управление инновационной деятельностью инженерно-педагогических работников и, вместе с тем, теоретические положения об инновационной деятельности как факторе роста профессиональной компетентности педагогов недостаточно разработаны.
Выделенные выше противоречия, а также логика научного исследования выдвигают следующие проблемы: определить, каков потенциал инновационный деятельности в плане роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковпри каких психолого-педагогических условиях организации инновационной деятельности происходит эффективный рост профессиональной компетентности?
В контексте данных проблем требуют изучения следующие вопросы: что такое профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников в системе начального профессионального образованиякаковы условия, стимулирующие процесс саморазвития в системе повышения квалификации средствами инновационной деятельности?
Это и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Инновационная деятельность в системе повышения квалификации как фактор роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников»".
Объект исследования: процесс роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации.
Предмет исследования: инновационная деятельность как средство и фактор роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации.
Цель исследования состоит в разработке и апробации комплекса организационно-педагогических, психолого-педагогические и научно-методические условий развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации средствами инновационной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и определить модель профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;
2. Рассмотреть инновационную деятельность в системе повышения квалификации как социально-педагогическую систему, обеспечивающую рост профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;
3. Выделить, апробировать и экспериментальным путём проверить комплекс организационно-педагогических, психолого-педагогических и научнометодических условий развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации средствами инновационной деятельности.
Специфика объекта и предмета, цель и задач исследования определили содержание таких аспектов исследования, как постановка гипотезы и отбор методов исследования.
Теоретическое осмысление проблем профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации средствами инновационной деятельности в аспекте синергетического подхода позволяет выдвинуть следующую гипотезу исследования:
Инновационная деятельность будет выступать фактором развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования, если будут реализо-вываться следующие условия: I. Организационно-педагогические:
— проектирование и реализация системы управления инновационной деятельностью разного уровня в контексте повышения квалификации;
И. Психолого-педагогические:
— разработка модели профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования;
— создание системы инновационной деятельности, способствующей росту профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковдиагностика профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковIII. Научно-методические:
— научно-методическое обеспечение системы инновационной деятельности со стороны института повышения квалификации работников образования;
— планирование и реализация собственного проекта инновационной деятельности, консалтинговое психолого-педагогическое сопровождение станут основанием роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
Методологическую основу исследования составляют данные общей и частно-научной методологии: личностно-деятельностный подход (Давыдов В.В., Леонтьев А. Н., Петровский A.B. и др.) — системный подход к исследованию сложных динамических социальных систем (Афанасьев В.Г., Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. и др.) — концептуальные положения управления социально-педагогическими системами (Конаржевский Ю.А., Лазарев B.C., Поташник М. М., Третьяков И. П. и др.) — концепция организации постдипломного образования педагогов (Онушкин В.Г., Лесохина Л. Н., Кулют-кин Ю.Н. и др.) — представления о целостном подходе к педагогической деятельности и педагогическому процессу (БездуховВ.П., Лушников И. Д., Кузьмина Н. В. и др.).
В исследовании использован комплекс научных идей, который позволил осуществить концептуальный синтез теоретических положений, рас> крывающих проблему профессиональной компетентности, в том числе: основные положения системно-структурного, синергетического и герменевтического подходов, рассмотренные применительно к педагогическим явлениям и процессам (Аршинов В.И., Бахтин М. М., Бердяев H.A., Каган М. С., Мамардашвили M., Пригожин И., Франки В. и др.) — идеи о целостном подходе к личности педагога в процессе повышения квалификации (Каптерев П.Ф., Куликова Л. Н., Кулюткин Ю. Н., Лушников И. Д. и др.) — идеи личностно-ориентированного, ценностно-личностного образования (Бондаревская Е.В., Куликова Л. Н., Кульневич C.B., Сериков В. В., Якиманская И. С. и др.).
Выделение основных компонентов профессиональной компетентности и определение педагогической инновационной деятельности как фактора роста профессиональной компетентности, основано нами на понимании целостности педагогического труда (Кузьмина Н.В., Маркова А. К., Митина.
JI.M., Сластенин В. А. и др). Определенный вклад в освещение проблемы гуманизации, развития ценностных ориентаций, общей и профессиональной культуры педагогов внесли работы К.А. Абульхановой-Славской, И. Ю. Алексашиной, Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Т. Г. Браже, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. И. Новиковой, J1.M. Фридмана и др. В качестве психолого-педагогических основ повышения профессиональной компетентности учителя выступают идеи самодетерминированности поведения человека (Адлер А., Берне Э., Лэндрет Г., Маслоу А., Роджерс К. и др.), пониманию сущности и специфики процесса повышения профессиональной компетентности способствуют работы российских психологов (Бра-тусь Б.С., Братченко С. Л., Орлов А. Б. и др.).
Теоретическая концепция исследования основывается на идее универсальности системы повышения квалификации как пространства развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников. Инновационная деятельность, введенная в данное пространство, в силу неравновесности создает точки напряженности во внутреннем мире педагога, вызывая противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным" — противоречия между творческим характером педагогической деятельности и нежеланием что-то менять в сложившейся системе работы, между желанием реализовать инновационную деятельность и отсутствием определенных знаний и умений, способствующих эффективности данного процесса. Разрешение данных противоречий способствует изменениям в профессиональной, социально-коммуникативной компетенциях и компетенции самоуправления.
Создание условий для разрешения возникающих противоречий в процессе курсовой подготовки основано на следующих идеях:
— каждый человек обладает значительным творческим потенциалом, и задача системы повышения квалификации состоит в том, чтобы помочь инженерно-педагогическому работнику системы начального профессионального образования узнать свои собственные возможности и развить их до более высокого уровня;
— инновационная деятельность по проектированию и реализации проекта существенно обуславливает успешность роста профессиональной компетентности педагога.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнено понятие «профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников в системе начального профессионального образования»;
— уточнены теоретико-методологические основы инновационной деятельности в системе повышения квалификации инженерно-педагогических работников;
— разработаны и обоснованы организационно-педагогические, психолого-педагогические и научно-методические условия роста профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации средствами инновационной деятельностисформулированы положения, которые определяют новый способ понимания и трактовки сущности повышения квалификации как процесса роста профессиональной компетентности.
Теоретическая значимость исследования состоит:
— в теоретическом обосновании системы условий организации и управления инновационной деятельностью инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации;
— в определении средств педагогического обеспечения процесса повышения квалификации, в котором осуществляется рост профессиональной компетентности педагогов системы НПО, на основе выявления сущностных проблем и внутренних противоречий личностного и профессионального развития и создания помогающих отношений и консалтингового сопровождения в процессе их разрешения средствами инновационной деятельности;
— в дальнейшем развитии процесса формирования единого терминологического поля по проблеме исследованияконкретизировано понятие «профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников в системе начального профессионального образования».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем спроектирована система управления инновационными процессами в организации процесса повышения квалификации инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования. Результаты исследования являются основаниями для преобразования системы повышения квалификации инженерно-педагогических работников начального профессионального образования.
Достоверность основных положений и выводов, изложенных в исследовании, обеспечена ее теоретико-методологическими основаниямишироким охватом философских, психолого-педагогических источников, как отечественных, так и зарубежных авторовопорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследованиярепрезентативностью выборки обследования инженерно-педагогических работников, необходимой и достаточной характеристикой изучаемых процессовреализацией комплекса методик, соответствующих цели, задачам, объекту и предмету исследованиясистематическим анализом полученных результатов, нашедших своё место в росте профессиональной компетентностивоспроизводимостью результатов экспериментальной работы в условиях различных образовательных учрежденийбольшим практическим опытом педагогической деятельности самого автора в профессиональном училище и институте повышения квалификации.
На защиту выносится научно-обоснованная система условий организации и управления инновационной деятельностью инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификацииосновные идеи, которой состоят в следующем:
1. Содержанием работы по повышению квалификации инженерно-педагогических работников НПО является стимулирование процесса роста профессиональной компетентности. Сущность роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников НПО состоит в развитии взаимообусловленных и взаимосвязанных компетенций (профессиональной, социально-коммуникативной и самоуправления) — актуализация профессионального роста характеризуется как процесс самоорганизации и самоопределения всей системы «профессиональная компетентность» в состоянии неравновесности;
2. В системе повышения квалификации одним из основных направлений деятельности является организация и управление инновационной деятельностью инженерно-педагогических работников, способствующей росту их профессиональной компетентности;
3. Рост профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников средствами инновационной деятельности реализуется через комплекс организационно-педагогических, психолого-педагогических и научно-методических условий, её обеспечивающих.
Ведущими методами исследования были:
— теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;
— опросно-диагностические методы: анкетный опрос, представляющий эмпирический материал из суждений, мнений педагоговнаблюдения, анализ содержательной и процессуальной стороны курсов повышения квалификациибеседы с учителями, руководителями образовательных учреждений и анализ информации об инновационной деятельностианализ документов, относящихся к результатам деятельности педагогов (проект инновационной деятельности, отчет о проделанной работе, анализ разработанных содержательных и процессуальных компонентов педагогической деятельности) — методы математической статистикиэкспертная оценка результатов роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в процессе повышения квалификации средствами инновационной деятельности.
Нами была определена следующая база исследования: исследование выполнено на материале института повышения квалификации работников образования (г. Иркутск), профессиональных лицеев и училищ № 1,2, 14, 44, 46, 64, 65, 67 г. Иркутск, № 34, 36 г. Ангарск, № 20 г. Шелехово, № 11 г. Усолье-Сибирское, № 7 г. Нижнеудинск, № 4 г. Тулун, № 24 г. Братск, № 66 г. Усть-Илимск, № 3 г. Киренск, № 25 г. Саянск.
В исследовании использован многолетний личный опыт диссертанта в системе образования в качестве преподавателя и руководителя профессионального училища, проректора по системе начального профессионального образования ИПКРО.
Основные этапы исследования:
I этап — (1998;1999г) — разработка теоретических подходов к проблеме роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников, анализ проблемы инновационной деятельности в педагогической теории, подбор и адаптация диагностических методик, накопление и интерпретация результатов обследованияисториографический и сравнительно-сопоставительный анализ проблемы роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации учителейпостроение гипотезы и программы исследования, изучение передового педагогического опыта Вузов, ИПКРО;
II этап — (1999; 2003 г.) — проверка гипотезы в процессе экспериментальной работы по росту профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников средствами инновационной деятельностипроектирование инновационной работы инженерно-педагогических работников разного уровня и направленности с последующим консалтинговым сопровождениемколичественный и качественный анализ результатов эксперимента;
III этап (2004;2005г.) — систематизация и оформление результатов работы в виде кандидатской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации статей региональных и межрегиональных научно-практических конференций: «Опыт реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию учащихся (студентов)» (Абакан, июль 2001 г.), «Воспитание как научная категория и феномен социальной практики» (Владимир, октябрь 2001 г.), «Обеспечение процесса становления профессиональной компетентности учащихся с позиции личностно-ориентированного подхода» (Иркутск, декабрь 2001), «Проблемы формирования андрогогической компетентности специалистов постдипломного образования» (Санкт-Петербург, апрель 2002), «Проблемы воспитания и социальной адаптации подростков» (Кемерово, ноябрь 2002), «Модернизация системы начального профессионального образования как необходимое условие её динамического развития» (Иркутск, август 2002), «Ключевые компетенции в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров» (Иркутск, февраль 2003), «Модернизация начального профессионального образования: предварительные итоги, возникающие проблемы и пути их решения» (Иркутск, август 2003), «Воспитание учащихся начального профессионального образования: проблемы и тенденции развития» (Чита, октябрь.
2003), «Ключевые компетенции в подготовке кадров» (Иркутск, февраль.
2004), «Пути достижения успешности субъектов образовательного процесса» (Иркутск, январь 2004), «Условия развития системы начального профессионального образования на этапе социально-экономических изменений общества» (Иркутск, август 2004).
Основные положения диссертационных исследований нашли своё отражение в следующих работах:
• Школа профессионального мастерства. Очерк истории развития профтехобразования Иркутской области. — Иркутск: ИПКРО, 2000. 96 с. (в соавторстве);
• Мониторинг качества начального профессионального образования. Методические рекомендации. — Иркутск: ИПКРО, 2001 — 32 с. (в соавторстве);
• Качество профессионального образования (из опыта работы ПЛ № 24). Обобщение опыта работы, — Иркутск: ИПКРО, 2001, — 43 с. (в соавторстве);
• Мониторинг условий осуществления образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. — Иркутск: ИПКРО, 2001, — 37 с. (в соавторстве);
• Модульный подход к профессиональному образованию. // Профессиональное образование. — 2001, — № 10 (в соавторстве);
• Качество профессионального образования с позиции личностно-ориентированного подхода. — Иркутск: ИПКРО, 2001, — 24 е.;
• Новые подходы и методы в организации образовательного процесса (методическое пособие), ИркутскИПКРО, 2002 г, — 184 е.;
• Реализация модульно-компетентностного подхода в обучении (методическое пособие). — Иркутск: ИПКРО, 2005, — 72 с. (в соавторстве). Внедрение осуществлялось в процессе научного руководства экспериментальной работой по темам: «Система методического сопровождения образовательного процесса как условие развития личностно-профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников» (ПЛ № 24) — «Организация образовательной среды профессионального лицея на основе лич-ностно-ориентированного подхода» (ПЛ № 36) — «Региональный сервисный методический комплекс как фактор управления качеством профессионального образования» (ПЛ № 25) — «Повышение качества профессионального образования на основе развития индивидуального стиля у учащихся» (ПУ № 64) — «Организационно-педагогические условия обеспечения успешной адаптации выпускника на рынке труда» (ПУ № 65) — «Воспитание чувства собственного достоинства учащихся профессионального училища» (ПУ № 66) — «Организационно-педагогические условия реализации модели личностно-ориентированного образования в условиях интеграции содержания НПО и СПО» (ПЛ № 1) — «Создание в системе НПО психолого-педагогического медико-социального центра сопровождения учащихся с проблемами в развитии» (ПУ № 11) — организационно-педагогические и психолого-педагогические условия социальной успешности учащихся ПУ" (ПУ № 14).
На реализацию идей эксперимента была направлена работа проблемных семинаров с руководящими и инженерно-педагогическими работниками учебных заведений начального профессионального образования, курсовая подготовка слушателей повышения квалификации, а так же специально организованные тренинги и индивидуальные консультации по проблемам инновационной деятельности.
Выводы к главе П.
Инновационная деятельность как фактор развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников может быть организована через создание комплексной системы соответствующих условий. Одним из базовых требований при этом выступает соблюдение принципа целостности — весь комплекс условий должен реализовываться в рамках единой организационной системы, которая была нами разработана и составила основу экспериментального внедрения.
Соответственно, гипотеза нашего исследования заключалась в том, что профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников выступает как непрерывный процесс развития ряда взаимообусловленных и взаимосвязанных компетенций, влияющих на педагогическую деятельность. Профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников представляет собой определенную целостную структурно-процессуальную характеристику личности.
При этом одним из ведущих факторов развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования является организация системы инновационной деятельности в образовании. Инновационная деятельность в этом случае должна создаваться через систему условий, представленных ниже.
I. Организационно-педагогические:
— проектирование и реализация системы управления инновационной деятельностью разного уровня в контексте повышения квалификации;
II. Психолого-педагогические:
— разработка модели профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования;
— создание системы инновационной деятельности, способствующей росту профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковдиагностика профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;
III. Научно-методические:
— научно-методическое обеспечение системы инновационной деятельности со стороны института повышения квалификации работников образования;
— планирование и реализация собственного проекта инновационной деятельности, консалтинговое психолого-педагогическое сопровождение станут основанием роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
Для практической проверки гипотезы нами был проведен эксперимент в соответствии с классической моделью на двух группах: экспериментально и контрольной.
Для выравнивания этих групп перед экспериментом были выделены признаки, значимые в условиях эксперимента и проведено комплексное диагностическое исследование в соответствии с этими признаками.
Это обследование позволило нам дополнительно выделить ряд проблем, актуальных для начального профессионального образования.
В процессе эксперимента осуществлялась диагностика компетентности педагогов в контрольной и экспериментальной группе.
Эксперимент полностью подтвердил гипотезу нашего исследования об эффективности инновационной деятельности как фактора повышения компетентности педагогов и системы условий, обеспечивающих организацию инновационной деятельности в масштабах региона.
Заключение
.
Целью нашего исследования была разработка и апробация комплекса организационно-педагогических, психолого-педагогические и научно-методические условий развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников в системе повышения квалификации средствами инновационной деятельности. В соответствии с задачами исследования нами был проведен теоретический анализ широкого круга литературы по проблеме, что позволило выявить сущность профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образованияопределить модель профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковрассмотреть инновационную деятельность в системе повышения квалификации как социально-педагогическую систему, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
В результате был выделен и теоретически обоснован комплекс организационно-педагогических, психолого-педагогических и научно-методических условий развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации средствами инновационной деятельности.
Для практической апробации эффективности этого комплекса условий был организован и проведен эксперимент на базе учреждений начального профессионального образования Иркутской области.
Проведенный эксперимент полностью подтвердил гипотезу нашего исследования об эффективности выделенного комплекса условий и позволил получить большой массив диагностических и аналитических данных, позволивших сформулировать выводы.
1. Профессиональную компетентность инженерно-педагогических работников целесообразно понимать непрерывный процесс развития ряда взаимообусловленных и взаимосвязанных компетенций, влияющих на педагогическую деятельность. Профессиональная компетентность инженерно-педагогических работников представляет собой определенную целостную структурно-процессуальную характеристику личности.
2. Инновационная деятельность является ведущим фактором развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования.
3. Организация системы инновационной деятельности осуществима через создание комплекса условий:
I. Организационно-педагогические условия:
— проектирование и реализация системы управления инновационной деятельностью разного уровня в контексте повышения квалификации;
И. Психолого-педагогические условия:
— разработка модели профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования;
— создание системы инновационной деятельности, способствующей росту профессиональной компетентности инженерно-педагогических работниковдиагностика профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников;
III. Научно-методические:
— научно-методическое обеспечение системы инновационной деятельности со стороны института повышения квалификации работников образования;
— планирование и реализация собственного проекта инновационной деятельности, консалтинговое психолого-педагогическое сопровождение станут основанием роста профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
4. Существенными характеристиками инновационных процессов в образовании в современных условиях являются: гуманистическая направленность, проявляющаяся как «экологизация» образовательных инноваций. Экологизация инновационной деятельности представляется как система мер, направленных на гармонизацию педагогических взаимодействий в ходе процессов обновления, обеспечивающих развитие сущностных сил, духовности, сохранения физического и психического здоровья всех участников педагогического процессасоциокультурная обусловленность, тесная связь с традициейсистемность изменений, позволяющих соответствующей системе непрерывно обновлятьсяспособность к самоорганизации, синергетичность как степень неопределенности, заложенная в самой природе инновационных процессов, за счет чего возможно проявление рассогласования целей и результата, получение добавочных и побочных эффектовпродуктивный творческий характермногоаспектность (многообразие, вариативность) и т. д.
5. Проведенное исследование не только полностью подтвердило гипотезу, но и позволило сформулировать дополнительные выводы о том, что в фоновых выборках педагогов НПО наблюдается стабильное ухудшение показателей профессиональной компетентности, а предлагаемые нами условия не только компенсируют эти негативные тенденции, но и определяют достаточно высокий темп позитивной динамики этих характеристикпредлагаемые нами условия реальны и воспроизводимы как в условиях начального профессионального образования других регионов, так и для образовательных учреждений, реализующих другие типы образовательных программ (СПО, общего и дополнительного образования) — предлагаемые условия повышают эффективность образовательного процесса в целом.
6. Выполненное исследование не раскрывает всей полноты возможностей системы повышения квалификации в плане повышения профессиональной педагогической компетентности и представляет собой один из возможных вариантов активизации этих процессов.
Список литературы
- Айболин Л.М., Блинова Л. Ф. Образовательное пространство школы нового типа. Казань: Карпол, 1997.-155 с. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. // Педагогика.-1998.-№ 1 Айнштейн В., Серафимов Л. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании //Aima mater.-1998.-№ 3.- с.39−45
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.-М.: 1996.-368 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. -т.1.-М., 1980.-232 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991.159 с.
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.- 400 с. Аркавенко Л., Егоров Ю., Беженков Н. Открытая модель (о развитии педагогического образования) // Высшее образование в России. — 1997. -№ 1.-с. 77−79
- Аршинов В., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты // ОНС. 1993. — № 3. — с. 59−70 Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
- Ациховская Н.В., Санников C.B., Черемных С. А. Социально-психологические аспекты реорганизующих нововведений в НИИ //Социальные факторы нововведения в организационных системах. Труды конференции. М., ВНИИСИ, 1980. — с. 120
- Бабанский Ю.К. Педагогика М., 1989
- Бабкин Н.И., Глебов A.A., Кузибецкий А. Н. Обновление образования: управленческое и профессионально-методическое обеспечение. Волгоград: Перемена, 1995.-164 с.
- Багаева И.Д., Наставнику об основах педагогического мастерства в коммуникативной деятельности. Методические рекомендации. -Усть-Каменогорск: 1988.
- Беляева В.А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя. // Педагогика. -1998.-№ 5
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования //РАО, Институт профессионально-технического образования. СПб- Радом, 1997.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., ИРПОД995.
- Бобров В.В. Инновации в технологии высшего образования (социально-философский аспект). Автореферат дис.канд.философ. наук. Новосибирск: 1994
- Бодалев A.A. Акмеология и педагогика. // Теория и практика гуманистических воспитательных систем. Владимир: 1997.
- Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации. Автореферат дис .канд. пед. наук, М., 1987
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. — 240 с.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. -М.: Наука, 1 990 208 с.
- Братченко С.Jl. Диагностика личностно-развивающего потенциала. -Псков, 1997.
- Брунер Дж. Процесс обучения //Пер. с англ. М., 1962 -84 с.
- Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике //Сов. Педагогика. 1989. — № 12. — с.12−36.
- Вазина К.Я. Педагогический менеджмент. М., 1991.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса //Педагогика. 1998. — № 4. — с. 12−18.
- Васильева Е.Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогической деятельности в системе повышения квалификации. Автореферат дис .канд. пед. наук Петрозаводск, — 1995.
- Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональной ориентации учителей //Развитие соц.-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Сб.науч.трудов. М.: Изд. АНН СССР, 1990. — с. 10−23.
- Владимирова А.П. Инновационные тенденции в образовании, как фактор развития педагогического опыта: Автореферат дис.канд. пед. наук. Саратов, 1997.
- Войтенко A.A. Управление педагогическим процессом переподготовки специалистов как средство повышения их эффективности. Автореферат дис.канд. пед. наук. Д., 1990
- Волович JT.A. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1999.-56 с.
- Волович Н.Д. Подготовка педагогов общеобразовательных учреждений к исследовательской деятельности как фактор повышения их квалификации. Автореферат дис.канд. пед. наук.-Уфа, 1998
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГУ, 1989.-72 с.
- Вооглайд Ю. Методические проблемы классификации и структуры инноваций //Проблемы инноватики и экспериментики. Таллин, 1981. -с.35−40.
- Воротилов В.И. Организационно-педагогические основы деятельности проблемно-творческих объединений в системе повышения квалификации педагогов. Автореферат дис.канд. пед.наук. -СПб., 1995.
- Выговский JI.A., Переломова H.A. Выявление профессиональных затруднений в работе педагога. //Образование в переходном обществе. Материалы межвуз.конф. Иркутск, 1995.
- Выготский JI.C. Собрание соч. в 6-ти томах, т. 3 -М., 1982−1984
- Галузяк В.М., Сметанский Н. И. Проблемы личностной референтное&trade- педагога. //Педагогика, 1998. — № 3
- Гаргай В.Б. Современные подходы к обучению в системе повышения квалификации учителей в США. Автореферат дис.канд.пед.наук, М., 1992
- Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60−80-х г.г. XX века //Педагогика. 1995. — № 5. — с. 83−86.
- Горбунова Л.Л. Развитие исследовательских умений учителя в процессе повышения квалификации. Автореферат дис.канд.пед.наук, Л., 1988.
- Гришина И.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации. СПб: ИОВ РАО, 1998.
- Гусинский Э.Н. Повышение квалификации как взаимодействие гуманитарных систем. //Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз.сб. научн. тр. Вып. 2. в 2-х частях. М., 1993.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России //Педагогика. 1996. — № 5. — с.39−45
- Довженко О.В., Шатуновский B.JL Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. -191 с.
- Дудченко B.C. Инновационный метод: Новая парадигма науки и практики //Социологические исследования. 1996. — № 7. — с.39−47.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
- Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения. //Педагогика. 1998. — № 2.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. //Педагогика. -1997.- № 5
- Зинченко В.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования. //Советская педагогика. 1991. — № 1.
- Зязюк И.А., Лебедик Н. П. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя. //Советская педагогика. 1991. -№ 6.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых. //Педагогика. 1998. -№ 7.
- Изосимова О.А. Формирование учителя как индивидуальности. Дис.канд.пед.наук. СПб., 1993.
- Ильин Г. А. Теоретические основы проективного образования: Автореферат дис.докт.пед.наук-Казань, 1993. — с.8.
- Инновации в образовании и повышении квалификации педагогиче62