Заключение.
Особенности восприятия картографического материала детьми с нарушениями интеллекта
Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель — научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно… Читать ещё >
Заключение. Особенности восприятия картографического материала детьми с нарушениями интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель — научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.
Понимать карту — значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.
Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле», уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.
Умение читать карту — более высокая ступень овладения картой, чем понимание особенностей построения карты. Можно знать азбуку картографии (условные знаки, масштаб, проекцию карты и т. д.), но не уметь ее читать. Для овладения чтением карты необходимы знания и картографические, и географические, а также многократные упражнения с картами, так как чтение карт — это умение, а всякое умение, как известно, вырабатывается в результате упражнений.
В образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями интеллекта, знакомство с географической картой начинается в 6 классе и заканчивается в 9 классе, то есть работа с картой проводится на протяжении всего изучения курса географии.
Восприятие картографического материала учащимися с нарушениями интеллекта характеризуется рядом особенностей. Школьники зачастую не понимают того, что изображено на географической карте. Например, могут показывать названия географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия. Карта в этом случае представляется просто ярко раскрашенной картиной, очень далекой от действительности. Учащиеся с нарушениями интеллекта читают географическую карту элементарно, в ряде случаев они не могут обозначить границы, плохо ориентируются в направлениях, в различного рода обозначениях, символике, условных знаках, использующихся на географической карте, затрудняются в мысленном переносе «разрозненных» частей света (со многими государствами) на карту мира, глобус, на земной шар и пр.
Для обучения прочному знанию карты в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями интеллекта, должна применяться определенная система приемов, ведущих к поставленной цели.