Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы государственной поддержки российского экспорта продукции обрабатывающей промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в следующем: исследованы существующие формы и системы государственной поддержки экспорта за рубежомопределены концептуальные подходы ведущих международных экономических организаций в отношении государственной поддержки экспортаподтверждена роль административных и финансовых мер поддержки экспортаконкретизированы направления использования организационной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методологические подходы к государственной поддержке экспорта продукции обрабатывающей промышленности
    • 1. 1. Зарубежный опыт государственной поддержки экспорта
    • 1. 2. Причины и масштабы государственной поддержки
    • 1. 3. Международные организации, регламентирующие государственную поддержку экспорта
  • Глава II. Административно-организационные и финансовые инструменты поддержки государством экспорта продукции обрабатывающей промышленности
    • 2. 1. Государство в качестве долевого участника в деятельности компанийэкспортеров
    • 2. 2. Организационная поддержка и ее инструменты
    • 2. 3. Финансовые формы государственной поддержки
    • 2. 4. Официальная помощь развитию
  • Глава III. Перспективы развития системы государственной поддержки российского экспорта продукции обрабатывающей промышленности
  • России
    • 3. 2. Формирование конкурентоспособной экспортной специализации
    • 3. 3. Основные элементы системы мер государственной поддержки российского экспорта продукции обрабатывающей промышленности
    • 3. 4. Организационные мероприятия по совершенствованию системы государственной поддержки
    • 3. 5. Модернизация экспортоориентированных производств — путь к повышению конкурентоспособности

Формирование системы государственной поддержки российского экспорта продукции обрабатывающей промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. Достаточно сказать, что на зарубежных рынках ныне реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности (углеводородное сырье, металлы, лесоматериалы и удобрения), а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса внутреннего рынка. В результате поступления от внешнеэкономической деятельности формируют существенную часть финансовых ресурсов предприятий, а также свыше трети доходной части федерального бюджета.

В итоге сложившаяся модель участия России в международной торговле характеризуется в целом обменом топлива и сырья на изделия обрабатывающей промышленности потребительского и производственного назначения. Такая структура обмена с зарубежными странами далеко не соответствует современным требованиям: развитие мирового экспорта происходит на 80% за счет поставок готовой продукции, причем на долю машин и оборудования приходится до 40% его объема.

На рубеже XXI в. стало очевидным, что развиваться по-старому, на основе сложившейся экономической и внешнеторговой структуры, Россия больше не может. Следование инерционному сценарию, как подтверждает практика первых лет нового века, обрекает нашу страну на замедление экономического роста, перманентное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, а следовательно, и благосостояния населения.

Ситуация усугубляется в связи с теми противоречиями, которые несет в себе развернувшийся в мире процесс глобализации. С одной стороны, он открывает новые возможности для приобщения к достижениям мировой науки и техники, более рационального использования производственных и финансовых ресурсов, с другой — усиливает угрозу выталкивания отстающих стран на обочину цивилизации, увековечивания их подчиненного положения в системе мирохозяйственных отношений.

В этих условиях все острее встает вопрос о выборе Россией оптимальной стратегии социально-экономического развития на длительную перспективу, которая была бы нацелена на то, чтобы вывести отечественную экономику из нынешнего состояния, поставить ее на путь ускоренного и устойчивого роста. В этой связи, на наш взгляд, наибольшую актуальность приобретает задача формирования системы государственной поддержки российского экспорта продукции обрабатывающей промышленности и экспортоориентированных производств, являющейся неотъемлемой частью такой стратегии, ориентированной на поддержку выпуска готовой продукции и последовательную реализацию на международных рынках имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей страны.

В последние десятилетия поддержка государством экспорта продукции обрабатывающей промышленности и экспортоориентированных производств во всех странах становится одной из главных сфер национальной экономической политики и составных частей стратегии развития. Таким образом достигается больший экономический эффект от участия в международном разделении труда.

Обоснованием растущего внимания в мире к экспорту могут служить, прежде всего, следующие факторы. Так, согласно официальным данным, экономический рост стран ЕС в 90-х годах в значительной мере был обеспечен за счет реализации товаров и услуг за границейв связи с этим руководство стран ЕС продолжает разрабатывать новые программы мер и выделяет необходимые долгосрочные финансовые средства для поддержки экспорта.

Одновременно, успехи американского экспорта подталкивают администрацию США к более широкому участию государственных органов в поддержке национальных экспортеров. В этой связи большое значение приобретает Национальная экспортная стратегия США, нацеленная на формирование благоприятных условий реализации американских товаров на зарубежных рынках, а также оказание организационной и финансовой поддержки.

Современная государственная поддержка экспортеров осуществляется в следующих двух основных формах: административно-организационная, предполагающая использование инструментов нефинансового характера, в т. ч., создание определенных районов с преференциальными условиями деятельности в целях совершенствования структуры экспортафинансовая, предполагающая кредитование и/или страхование экспортной деятельности, удешевляющая, в конечном счете, вывозимые товары за границу и делающая их более конкурентоспособными в ценовом отношении.

Представленные формы поддержки, в свою очередь, состоят из многочисленных инструментов и в совокупности образуют систему государственных мер в области поддержки экспорта. В общем виде эта система начала формироваться после Великой депрессии 30-х годов XX века под влиянием возросших трудностей во многих странах со сбытом, хотя некоторые элементы указанной системы в отдельных странах использовались и раньше. Большое распространение поддержка экспорта в развитых и многих развивающихся странах получила после 2-й мировой войны, особенно в последние три десятилетия прошлого века по мере постепенной либерализации международной торговли. В условиях сокращения нетарифных и тарифных ограничений импорта меры по поддержке экспорта становились все более эффективными.

Отличительной особенностью современного механизма поддержки экспорта является его комплексный характер, включающий одновременное использование механизмов, направленных на обеспечение разработки и производства новых видов товаров и создание необходимых условий для беспрепятственного продвижения их на внешние рынки.

Степень разработанности темы. В России и за рубежом подготовлены определенные исследования по различным аспектам государственной поддержки экспортной деятельности национальных производителей. За последние годы по данной проблематике изданы ряд монографий, публикаций и диссертационных работ ведущими научными коллективами страны. Среди них — Центр внешнеэкономических исследований, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт международных экономических и политических исследований РАН, Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей России, МЭРиТ РФ, Всероссийская академия внешней торговли, МГИМО, ДА МИД РФ, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт.

Проблемам формирования системы государственной поддержки экспорта и анализу зарубежного опыта в российской литературе посвящены отдельные публикации, которые главным образом комментируют функционирование системы государственной поддержки, описывают отдельные ее составляющие, как правило, без комплексного анализа системы в целом. Большинство публикаций по проблемам формирования и развития системы государственной поддержки экспорта продукции обрабатывающей промышленности носят информационный, популяризаторский характер, во многом повторяя друг друга.

Вместе с тем, в настоящее время, в условиях углубления участия России в мирохозяйственных связях на рыночных принципах, представляется необходимым комплексный анализ механизма государственной поддержки несырьевого экспорта на базе использования международного опыта и разработка конкретных предложений по формированию системы государственной поддержки экспорта в российских условиях.

Объектом исследования является система государственной поддержки российского экспорта продукции обрабатывающей промышленности.

Предметом настоящего исследования является многообразие систем, форм и инструментария государственной поддержки экспорта продукции обрабатывающей промышленности и экспортоориентированных производств в рамках развития МРТ и интернационализации хозяйства, придающих значительный импульс развитию и выступающих локомотивом глобальной экономики.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение на основе системного анализа существующего опыта государственной поддержки экспорта и его использования за рубежом и в России основных элементов такой поддержки в интересах укрепления отечественных внешнеэкономических и внешнеторговых позиций. Для достижения этой цели автор поставил и решал следующие задачи:

— определить причины и масштабы государственной поддержки экспорта продукции обрабатывающей промышленности;

— исследовать правила и рекомендации международных экономических организаций в отношении государственной поддержки экспорта (ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР) — изучить мировой опыт применения финансовых и административно-организационных инструментов государственной поддержки экспорта продукции обрабатывающей промышленностиисследовать методологию государственной организационной поддержки. экспортной деятельности и инструменты ее реализацииоценить существующий уровень государственной поддержки экспортной деятельности в Россииопределить возможные пути государственной поддержки экспортоориентированных отраслей хозяйства России;

— оценить результативность отдельных элементов отечественной системы государственной поддержки экспорта на базе международного опыта.

Хронологические рамки исследования охватывают преимущественно 19 902 004;е годы. В ряде случаев, когда это связано с задачами анализа, привлечены материалы предшествующих лет.

Методологическая и информационная база. Автор руководствовался теорией развития и регулирования мировой экономики, внешней торговли, изложенной в трудах ведущих российских и зарубежных исследователей. В их число вошли, прежде всего, фундаментальные труды И. Д. Иванова, И. С. Королева, H.H. Ливенцева, Н. В. Махрова, В. П. Оболенского, В. А. Орешкина, В. В. Покровской, В. Е. Рыбалкина, Л. Г. Серебрянникова, А. Н. Спартака, И. П. Фаминского, П. И. Хвойника, Г. Л. Шагалова, В. Д. Щетинина и др.

Проведен также анализ зарубежных исследователей, в частности Б. Балашша, М. Гарсена, У. А. Дэлфоса, Ж. Дюкрока, Б. Олина, М. Портера, Дж. Сороса, Дж. Тоббиана, В. Томаса, Э. Хэкшера, K.M. Шмиттгоффа, Г. О. Элисантэ.

Информационной базой при подготовке исследования послужили нормативные акты РФ и официальные документы основных международных экономических организаций, прежде всего, секретариата ВТО, а также статистические материалы Федеральной службы РФ по статистике и ГТК РФ, ЮНКТАД, ОЭСР и Комиссии ЕС, секретариата Бернского Союза. Также использовались документы и аналитические материалы, подготовленные специалистами МЭРиТ РФ, Министерства промышленности, науки и технологии РФ.

Научная новизна исследования заключается в следующем: исследованы существующие формы и системы государственной поддержки экспорта за рубежомопределены концептуальные подходы ведущих международных экономических организаций в отношении государственной поддержки экспортаподтверждена роль административных и финансовых мер поддержки экспортаконкретизированы направления использования организационной поддержки ВЭД в форме экспортно-производственных и перерабатывающих зон, научно-промышленных парков, технопарков и технополисовопределены ключевые направления формирования системы господдержки экспорта и конкурентоспособной экспортной специализации РФпредложены основные элементы системы государственной поддержки отечественных экспортоориентированных производств и обоснованы организационные мероприятия по созданию эффективной системы государственной поддержки экспорта в Россииопределены приоритетные направления модернизации экспортоориентированных производств при осуществлении государственной поддержки как фактора повышения конкурентоспособности отечественных производств.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа инструментария поддержки экспорта за рубежом и в России даны соответствующие рекомендации и предложения по формированию системы господдержки экспорта пр экспортоориентированных одукции обрабатывающей промышленности и производств, предполагающей всестороннюю поддержку отечественных производителей финансовыми и административно-организационными мерами для оптимизации участия нашей страны в МРТ и внешней торговле, для изменения ее международной специализации с учетом мировой экономики.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора общим объемом 7,5 печатных листов.

Заключение

.

Проделанный в настоящем исследовании анализ позволяет сформулировать следующие основные выводы и предложения.

1. Объективный процесс расширения международного экономического сотрудничества, особенно обмена продукцией обрабатывающей промышленности под воздействием развития производительных сил и интернационализации производства, ведет к повышению роли внешней торговли в развитии национальных хозяйств и росту государственной поддержки экспортоориентированных производств. Это способствует увеличению поставки товаров и услуг за границу, совершенствованию структуры экспорта и повышению его эффективности. Поэтому ассигнования правительств на поддержку экспорта все чаще рассматриваются экспертами не как расходы, а как инвестиции, приносящие доход в форме увеличения валютных и налоговых поступлений. Каждый доллар, потраченный, например, на административную поддержку экспорта, по оценке американцев, оборачивается доходом для США втрое большей суммой.

2. Современную поддержку экспорта, учитывая ее сравнительно крупные масштабы, многообразные виды и направления, можно рассматривать также как совокупность методов совершенствования организации внешнеэкономических связей, позволяющую снижать торговые издержки.

3. В целях поддержки экспорта и экспортоориентированных производств национальные правительства используют примерно одинаковый набор экономических, административных, организационных и моральных инструментов. Однако, в соответствии с конкурентоспособностью предприятий и возможностями бюджета, особенностями товарной структуры и географического распределения экспорта, наконец, традициями в экономической политике, каждое правительство делает акцент на применении определенного круга таких инструментов, которые оно и национальные объединения предпринимателей считают необходимыми для решения стоящих в данный момент задач.

4. Одной из сравнительно новых тенденций в поддержке экспорта развитых стран, обеспечивающих его динамизм и нацеленных на перспективу, является содействие обновлению ассортимента поставляемых на внешний рынок товаров, особенно — расширению предложения наукоемкой промышленной продукции. Другими аналогичными тенденциями являются налаживание постоянного мониторинга международной конкурентоспособности этой продукции (путем сопоставления национальной и конкурирующей иностранной) и систематическое отслеживание результативности принимаемых мер поддержки.

5. В условиях усиления поощрения экспортоориентированных производств в конкурирующих с Россией на мировом рынке странах и расширения состава российских участников внешнеэкономической деятельности за счет менее опытных предпринимателей оказание государственной поддержи ее экспортоориентированным предприятиям становится особенно необходимым, чтобы обеспечить отечественным поставщикам промышленной продукции адекватные условия производства и сбыта за границей и переломить тенденцию ослабления позиций страны на мировом рынке в 90-х годах. Ресурсы для осуществления крупномасштабной деятельности в этом направлении, на наш взгляд, могут быть изысканы и рационально использованы с учетом мировой практики.

6. При всей необходимости ассигнования финансовых средств для государственной поддержки экспортоориентированных производств не менее важным для создания эффективной системы такой поддержки является комплексность принятия мер и, самое главное, как представляется, проявление политической воли активной и последовательной деятельности в этом направлении, которая бы не прерывалась, как во второй половине 90-х годов (см. Приложение 10).

7. В настоящее время настоятельной необходимостью является разработка научно-обоснованных критериев для формирования эффективной системы поддержки экспорта, которые позволили бы при современных возможностях России определить совокупность приоритетных экономических и административных инструментов и, главное, изыскать средства для финансирования применения таких инструментов, способных сравнительно быстро увеличить экспортную выручку.

8. В сложившихся условиях целесообразно максимально привлекать российских высокопоставленных официальных лиц, часто осуществляющих зарубежные поездки и встречи на соответствующем уровне, к переговорам по конкретным крупномасштабным экспортным проектам. Для развития этой практики необходимо составить и систематически пополнять «портфель» экономически обоснованных предложений, которые могли бы заинтересовать партнеров, в том числе способствовали бы в перспективе увеличению российского экспорта, или быть объектом дипломатического «нажима» на других партнеров.

9. Необходимо также определить круг государственных учреждений, особенно имеющих постоянные контакты с зарубежными странами, которые могли бы в дополнение к своим традиционным функциям, одновременно прямо или косвенно содействовать расширению экспорта в той или иной форме, в том числе с применением новейшей техники и технологии сбора информации. Для этого можно использовать, как отмечалось выше, богатый опыт США (см. Приложение.

4).

10. Учитывая большое число субъектов Российской Федерации (89 субъектов, самое большое число среди стран мира с федеративным устройством) с разными природными, географическими и экономическими условиями, особенно важную роль в национальной системе государственной поддержки экспорта должны играть местные органы власти, которые способны лучше, чем центральные, определить конкретные экспортные возможности своих регионов, в том числе потенциальные.

11. Считаем также, что из большого арсенала инструментов поддержки экспорта, используемых в мире, целесообразно ориентироваться, прежде всего, на те из них, которые при меньших затратах могли бы дать больший практический результат. Среди экономических инструментов необходимо отметить развитие полноценного страхования экспортапри этом особого внимания заслуживает опыт страхования экспорта Великобритании. Среди административных инструментов к приоритетным можно отнести предоставление информационно-консультационных услуг экспортерам, в полной мере используя потенциал российских посольств и консульств за границей (в дополнение к торгпредствам) и российских сотрудников в международных экономических организациях.

12. В дальнейшем, по мере увеличения финансовых ресурсов у государства для поддержки экспорта, целесообразно развивать следующие направления:

— кредитование отечественных поставщиков и иностранных покупателей российских машин и оборудования;

— предоставление официальной помощи развитию на возвратной основе, увязанной с поставками машин и оборудования развивающимся странам, которых можно считать перспективными импортерами российской техники;

— поддержка государством участия малых и средних потенциальных экспортеров в зарубежных торговых выставках и ярмарках (в форме рекомендации наиболее полезных таких мероприятий и соучастия в расходах по экспонированию и рекламированию продукции). При разработке программы государственной помощи участия российских компаний в зарубежных торговых выставках и ярмарках целесообразно детальнее изучить и использовать, прежде всего, практику ФРГ.

13. При всем важном значении создания и последующего систематического совершенствования поддержки экспорта она не может восполнить неконкурентоспособность российских товаров и услуг, предлагаемых на внешний рынок, отсталую структуру отечественного экспорта, низкий уровень развития международного производственного кооперирования и т. д. Преодоление указанных и других недостатков экспорта повысит эффективность механизма его поддержки, и это могло бы стать одним из основных ориентиров при формировании приоритетных направлений функционирования такого механизма.

14. Одной из приоритетных сфер государственной поддержки являются предприятия малого и среднего бизнеса. Это связано не только с тем, что экспортная деятельность таких предприятий больше, чем крупных, нуждается в помощи государства, но и потому, что малые предприятия проявляют значительный интерес к научно-техническим достижениям, и они часто являются создателями новых видов продукции, в том числе принципиально новых, и таким образом обладают значительным недооцененным потенциалом совершенствования структуры и расширения экспорта.

15. Особую важность в направлении формирования эффективной системы государственной поддержки приобретает работа в рамках межправительственных соглашений по снятию ограничительных барьеров при поставках за рубеж российской продукции. Кроме того, целесообразным полагается выработка перечня продукции и стран, на которые распространяется действие государственных гарантий, в этом случае основным условием выдачи гарантии может являться предоставление суверенной гарантии страной, куда осуществляется экспорт.

16. Особого внимания требует вопросы таможенно-тарифного регулирования и налогообложения сферы экспортного производства. Необходимо совершенствование настоящей системы взимания НДС при экспорте, а также упрощения возврата НДС при экспорте, отмена импортных пошлин на ввозимое оборудования в целях налаживания экспортного производства, а также исключение налогообложения авансовых платежей.

17. В целях активизации работы механизма государственной поддержки необходимым является внесение соответствующих изменений в бюджетный кодекс, которые бы установили исключительный порядок для выдачи гарантий, осуществляемых в рамках утвержденных правительственных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России./Под ред. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
  2. Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство. М.: ЦВЭИ РАН, 1998.
  3. Антидемпинговая политика Европейского сообщества. Практическое пособие для российских экспортеров и производителей. М.: Международные отношения, 1999.
  4. Д.В. Проблемы и перспективы использования международного опыта иностранного инвестирования на региональном и федеральном уровне: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2002.
  5. Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М.: ОАО «Издательство „Экономика“, АОЗТ „МИКО“ Коммерческий вестник», 1997.
  6. База данных ВТО. 1995−2003.
  7. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи. М.: Финансы и статистика, 2001.
  8. И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. М.: Международные отношения, 1997.
  9. В.Н., Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации/Под ред. В. Н. Бурмистрова. М.: Юристъ, 2001.
  10. Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1995−2003.
  11. Внешнеторговая политика: опыт реформ. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  12. Внешняя торговля, 1995−2003.
  13. Внешняя торговля и предпринимательство в России на рубеже 21 века. -М.: Наука, 2000.
  14. Внешняя торговля России на рубеже веков/Рук. авт. колл. и ред. С. И. Долгов. -М.: Экономика, 2001.
  15. Внешнеэкономический бизнес в России. Справочник/Под ред. И. П. Фаминского. М.: Республика, 1997.
  16. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития / Под ред. С.А. Ситаряна- Центр внешнеэкон. Исследований. М.: Наука, 2003.
  17. Внешнеэкономический толковый словарь/Под ред. И. П. Фаминского. М.: ИНФРА-М, 2000.
  18. Внешнеэкономический бюллетень, 1996−2003.
  19. Внешнеэкономический комплекс России, 1999−2002.
  20. Внешнеэкономические связи России, 1996−2001.
  21. Вопросы экономики, 1995−2003.
  22. Всемирная торговая организация: документы и комментарии. М.: AHO «Издательский дом НП», 2001.
  23. ГАТТ сборник документов и рабочих материалов. — М.: Совет по вшешнеэкономической политике при МВЭС, ВНИКИ, 1995.
  24. И.Н. Международные экономические организации- регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: «Консалтбанкир», 2000.
  25. Глобализация мирового хозяйства и место России/Под ред. М. Н. Осьмовой. -М.: ТЕИС, 2002.
  26. Год планеты: Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 2002. М.: Экономика, 2002.
  27. И.И. Всемирная торговая организация. -М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1997.30. Журнал «Расчет», 2003.
  28. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 1997.
  29. И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. -М.: РОССПЭН, 2001
  30. Инновационная экономика/Под общ. Ред. A.A. Дынкина, Н. И. Ивановой М.: Наука, 2001.
  31. Информационно-аналитический бюллетень Российского института стратегических исследований, 1996−2001.35. Коммерсант. 1995−2004.
  32. Коммерсант-daily Ъ, 15 июля 2004 г.
  33. Конкурентоспособность России в 90-е годы: межстрановой макроэкономический анализ / Рук. работы М. И. Гальвановский. М.: ИМЭМО РАН, 2000.
  34. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве/Авт. колл. под рук. А. А. Дынкина, Ю. В. Курункова. М.: ИМЭМО РАН, 2001.39. Коринф. 1995−2003.
  35. П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Пер. с англ. Под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. — М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  36. H.H., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.
  37. Материалы к заседанию Правительства РФ, подготовлены Министерством экономического развития Российской Федерации, Москва, 26 сентября 2002 год.
  38. Международная жизнь. 1995−2003.
  39. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2001.
  40. Международные экономические отношения. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. / Под ред. В. Е. Рыбалкина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  41. Международные экономически отношения. Учебник/Под ред. И. П. Фаминского. -М.: Юристъ, 2001.
  42. Мировая экономика и международные отношения, 1995−2003.
  43. Мировая экономика. Учебник/Под ред. A.C. Булатова. М.: Юристъ, 2002.
  44. А.Н. Управление деятельностью внешнеторговой фирмы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  45. Народнохозяйственные последствия присоединения Росси к ВТО. М.: РАН -Национальный инвестиционный совет, 2002.
  46. М. Основные проблемы РФ при экспорте товаров высоких технологий // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. № 4.
  47. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. -М.: Наука, 2001.
  48. В.П., Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России// Проблемы прогнозирования. 2002 г. № 6.
  49. В.А. Внешнеэкономический комплекс России проблемы и перспективы развития. — М.: РТА ГТК РФ, 1999.
  50. В.А., Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство // ИМЭМО РАН. 2002.
  51. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002.
  52. В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РТА ГТК РФ, 1997.
  53. Проблемы прогнозирования, 1995−2002.
  54. Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
  55. Разработка вопросов поддержки и стимулирования экспорта/Под ред. Г. Л. Шагалов, Н. В. Махров, В. В. Андреев, Л. Г. Серебрянникова, P.C. Климов,
  56. Лаборатория механизма и моделей включения России в мирохозяйственные связи, ИПР РАН, 2003.
  57. Развитие экспортного потенциала России/Под ред. М. Н. Осьмовой. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.
  58. Российская газета, 1995−2003.
  59. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996−2004.
  60. Российский экономический журнал, 1995−2003.
  61. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р. И. Зименкова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  62. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ/ Авт. колл. под рук. И. С. Королева -М.: ИМЭМО РАН, 2001.
  63. В.П., Рогов В. В., Некоторые вопросы формирования системы государственной поддержки российского экспорта, // ВЭС России, номер 4,2002.
  64. США: экономика, политика, идеология, 1995−2003.
  65. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой сборник. М.: Государственный таможенный комитет РФ, 1995 — 2004.
  66. Таможенные ведомости. 1995−2003.
  67. Таможенный кодекс РФ. М., 2001.
  68. Тарифные условия для экспорта развивающихся стран после Уругвайского раунда. Совместное исследование ЮНКТАД/ВТО. ТД/В/со. 1/14, October 1997.
  69. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России/Под ред. Э. Э. Батизи. М.: Инфра-М, 1999.
  70. И.Н. Внешнеэкономические связи России: Статистическо-аналитический справочник. М.: Международные отношения, 2001.
  71. И.Н. Мировая торговля: статистическо-энциклопедический справочник. -М.: Издательство «Экономика», 2002.
  72. Федеральная программа развития экспорта. Утверждена постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года, № 123.
  73. Федеральный закон РФ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  74. Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 года «О финансовой аренде (лизинге)».
  75. Федеральный закон РФ от 4 октября 1999 года «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
  76. Финансовые известия. 1997 2003гг.82. Финансы, 1995−2003.
  77. В.И. Международная торговля. М.: Инфра-М, 2001.
  78. Хозяйство и право, 1995−2003.
  79. Г. Л., Пресняков В. Ю., Фаминский И. П. Регулирование внешнеэкономических связей. М.: Инфра-М, 1997.
  80. А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
  81. Ю.В., Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ? // НП Тысячелетие, 2001.
  82. В.Д. Международные экономические отношения. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 1996.
  83. Экономика внешних связей России/Под ред. A.C. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1995.
  84. Экономика и коммерция, 1995−2002.91. Экономист, 1995−2003.
  85. Экономические реформы сегодня (специальный выпуск на русском языке). Вашингтон: Центр международного частного предпринимательства, 1998.93. Эксперт, 1995−2003.
  86. Agosin М., Crespi G. Developing countries and the Uruguay round/International monetary and financial issues for the 1990. N.Y. — Geneva: UN, 1996.
  87. Berne Union Yearbook, Annual Report, 2004.
  88. Cooperation Development, OECD. Paris, 1996−2002.
  89. Davydov O., Oreshkin V. Liberalization of Russian Foreign Trade. Problems and Prospects. N.Y.: Fordman University Press, 2000.
  90. Delphos, William A. Inside the World’s Export Credit Agencies. Thomson Learning College, 2003.
  91. Economic outlook, OECD. Paris, 1995−2002.
  92. EDC Annual report, Highlights of EDC’s achievements in 2003, 2004.
  93. Elisante ole, Gabriel. Export marketing strategies: A global communication ephasis. African Journal of Finance and Management, vol.11, No. 1, 2002.
  94. Export programs guide. A Business Guide to Federal Export Assistance. N.Y.: US Trade Information Center, 2001.
  95. Export toolkit. Strategic Limited. Oxford Court, 1994.
  96. Hoekman B. and Kostecki M. the Political Economy of the World Trading System. Oxford University press, 2001.
  97. J. Jackson, Davey W., Sykes A. Legal Problems of International Relations. USA. Min. St. Paul, 1994.
  98. J. Jackson. The World Trading System. Cambridge: MIT press, 1994.
  99. International Trade Statistics. Geneva, GATT/WTO, 1995−2002.
  100. Krugman P., Obstfeld M. International Economics. Theory and Policy. -N.Y. HarperCollins, 1995.
  101. International Trade Policies. The Uruguay Round and Beyond ed. N. Kirmani. Vol. 2. Background papers. Washington D.C.: International Monetary Fund, 1994.
  102. Issues and Developments in International Trade Policy/ Eds. M. Kelly, K. McGuirk. IMF. Washington D.C., August, 1992.
  103. Monthly Bulletin of Statistics. N. Y., UN, 1995−2002.
  104. The National Export Strategy. Annual Report to the Congress. Washington D.C. October, 1994.
  105. New Forces in the World Economy/ Ed. R.Brad. The MIT Press. Cambridge // Mass, 1996.1.197
  106. UNCTAD. Trade and Development Report. 1991 -2001.
  107. World Trade Organization. Annual Report. Geneva, 1995−2001.
Заполнить форму текущей работой