Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое проектирование как условие развития образовательно-воспитательного процесса в профессиональном лицее

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные противоречия детерминировали проблему настоящего исследования: недостаточную разработанность теоретических основ проектирования образовательно-воспитательного процесса и управленческой работы в инновационном профессиональном лицее. Общая проблема может быть разделена на ряд частных, среди которых вызывают особый интерес следующие группы проблем: проектирование, во-первых, моделей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы использования технологии педагогического проектирования в образовательно-воспитательном процессе учащихся профессионального лицея
    • 1. 1. Генезис доминантных понятий исследования
    • 1. 2. Анализ тенденций развития начального профессионального образования за рубежом и в России
    • 1. 3. Критерии адекватности проектируемой системы начального профессионального образования потенциалу Ставропольского края: психолого-педагогический и социальный аспекты
  • Глава 2. Организационно-педагогические условия проектирования образовательно-воспитательного процесса в профессиональном лицее
    • 2. 1. Проектирование системы управления педагогическим процессом в учреждении начального профессионального образования
    • 2. 2. Логика проектирования системы повышения квалификации инженерно-педагогических кадров в условиях инновационного учреждения
    • 2. 3. Проектирование системы образовательного процесса
    • 2. 4. Моделирование системы воспитательной работы с учащимися лицея

Педагогическое проектирование как условие развития образовательно-воспитательного процесса в профессиональном лицее (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические и социальные изменения в обществе с неизбежностью вызывают к жизни потребности реформирования российского образования. В обновленной системе образования начальное профессиональное образование стало социальной потребностью и одним из приоритетных направлений модернизации управления развитием профессионального образования. Обусловлено это многочисленными факторами, среди которых следует отметить социально-экономические и демографические, в том числе и потребности рынка труда. Так, в банке вакансий Комитета труда и занятости отмечается дефицит рабочих кадров — 90% вакансий требуют специалистов рабочих профессий: слесарей, токарей, строителей, сантехников. Однако в России устойчивый характер приобретает тенденция снижения количества высококвалифицированных рабочих. По данным швейцарского института, специализирующегося на международной оценке рабочей силы, в российской промышленности осталось лишь 5% рабочих высшей квалификации (для сравнения: в США — 43%, ФРГ — 56%, Франции — 38%) [251 ].

Обострение противоречий между растущими требованиями к подготовке рабочих кадров и возможностями учреждений начального профессионального образования к осуществлению качественной подготовки специалистов по востребованным рынком труда профессиям предполагает коренное обновление содержания, структуры и форм обучения. На создание условий для повышения качества профессионального образования направлена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней отмечается что предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, нации, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития [98].

В Концепции подчеркнута необходимость обеспечения «опережающего развития среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства» [98]. Естественно, что реализация Концепции может быть достигнута только при условии постоянного совершенствования системы начального профессионального образования в направлении улучшения учебно-воспитательного процесса, управленческой деятельности. Одним из важных направлений в изменении традиционно сложившейся практики образования является педагогическое проектирование, предполагающее «определенное соотношение и интеграцию традиций и новаторства, норматива и творчества» [135].

Проведенный в диссертационном исследовании анализ теоретических источников, педагогической практики учреждений начального профессионального образования позволил выявить ряд важных противоречий между: динамично меняющейся социально-экономической потребностью молодежи в рамках актуального времени и повышением уровня образования в течение всей жизни в рамках будущего временипотребностью общества в обеспечении социальной защиты молодежи на основе качественной профессиональной подготовленности к условиям рыночной экономики и недостаточностью научно обоснованных, теоретически обобщенных, экспериментально проверенных педагогических условий для ее реализацииинновационными и традиционными подходами к организации образовательно-воспитательного процесса, методическими возможностями современных образовательных технологий и недостаточным профессиональным уровнем инженерно-педагогических работников к их реализацииновыми тенденциями в развитии начального профессионального образования (интеграцией, информатизацией, технолизацией) и сложившимися традициями в преподавании, воспитании и управленииновым типом профессиональной деятельности педагога, ориентированной на проектирование образовательно-воспитательного процесса и традиционной моделью организации профессионального образования молодых рабочих.

Данные противоречия детерминировали проблему настоящего исследования: недостаточную разработанность теоретических основ проектирования образовательно-воспитательного процесса и управленческой работы в инновационном профессиональном лицее. Общая проблема может быть разделена на ряд частных, среди которых вызывают особый интерес следующие группы проблем: проектирование, во-первых, моделей целостного образовательного процесса в условиях развития учреждения начального профессионального образования, воспитательной работы в лицеево-вторых, модели управления образовательно-воспитательным процессом, адекватной педагогическому процессутраектории повышения квалификации педагога, мастера по программе «Педагогическое проектирование в инновационном образовательном учреждении».

Такое видение общей, стратегически значимой проблемы определило выбор темы диссертационного исследования- «Педагогическое проектирование как условие развития образовательно-воспитательного процесса в профессиональном лицее».

Объект исследования: целостный процесс педагогического проектирования образовательно-воспитательной и управленческой деятельности профессионального лицея в условии его развития.

Предмет исследования: теоретические основы и практика педагогического проектирования образовательно-воспитательной и управленческой деятельности профессионального лицея в режиме развития.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модели проектировочной деятельности в образовательно-воспитательном и управленческом процессе профессионального лицея в условиях модернизации начального профессионального образования.

Гипотеза исследования. Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, что качество подготовки будущих рабочих существенно повысится и будет соответствовать требованиям модернизации образования, если:

• осуществить проектирование образовательно-воспитательной и управленческой деятельности в учреждении начального профессионального образования с учетом социально-экономического и культурно-образовательного потенциала Ставропольского края и на основе траектории обучения будущих рабочих;

• создать необходимые организационно-педагогические условия, направленные на создание системы воспитательной работы учащихся профессионального лицея;

• организовать целенаправленное обучение проектировочной деятельности преподавателей, мастеров в их профессиональном становлении посредством спецкурса.

Научная разработка данной гипотезы претворялась на практике в нескольких направлениях и предполагала:

1) ретроспективное изучение проблемы развития учреждений начального профессионального образования, что позволило установить тенденции и закономерности подготовки молодых рабочих на современном этапе развития общества;

2) научное обоснование теоретических основ эффективной образовательно-воспитательной и управленческой деятельности в системе НПО;

3) проектирование инструментальных моделей образовательно-воспитательного процесса, служб лицея, управленческой деятельности, траектории подготовки молодого рабочего в условиях инновационного учреждения начального профессионального образования.

Задачи диссертационного исследования.

Первая группа задач направлена на разработку теоретических основ исследования:

— выявить и проанализировать теоретико-методологические основы инновационной деятельности учреждений начального профессионального образования, педагогические условия совершенствования их деятельности;

— рассмотреть генезис понятия развитие образовательно-воспитательной и управленческой деятельности учреждений начального профессионального образования и его корреляция с категориями педагогического проектирования.

Вторая группа задач направлена на разработку технологических основ проектирования образовательно-воспитательной деятельности в условиях профессионального лицея:

— осуществить проектирование модели управления образовательно-воспитательным процессом, способной реализовать функцию развития учреждения НПО;

— предложить экспериментальную методику проектирования системы повышения квалификации преподавателей в условиях инновационного учреждения и проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования являются важнейшие положения философии о деятельности и развитии личности, взаимосвязи общества и образования, системного подхода к изучаемым процессам и явлениям, к анализу педагогических явлений.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы использовалась совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы определялся метод, адекватный исследуемому вопросу. На теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, моделирование, педагогическое проектирование). Диагностические методы включали анкетирование, беседу, тестирование, проективные методики. Обсервационные методы включали прямое, косвенное и длительное наблюдение, педагогический эксперимент.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались системной методологией, адекватной цели, предмету и задачам исследования, структурной и содержательной целостностью, логической последовательностью изложения материала, применением комплексной совокупности методов и средств исследования, сочетанием теоретического анализа проблемы с практической реализацией модели учебно-воспитательного процесса, управления им в инновационном учреждении начального профессионального образования, строгой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что целостно исследована проблема педагогического проектирования образовательно-воспитательного и управленческого процессов в профессиональном лицее, работающем в режиме развития.

На основе философско-методологического анализа современного образования, который проведен с позиции целостности, системности и деятельностного подхода, поставлена и решена одна из актуальных проблем образования — осуществлено проектирование учебно-воспитательного процесса и научного управления им в условиях учреждения начального профессионального образования.

Теоретической основой исследования являются работы Б. С. Гершунского, В. Д. Шадрикова (в области философии образования) — Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, и др. (в области психологии) — В. М. Монахова, М. В. Кларина, М. М. Поташника, А. И. Пригожина, С. Д. Полякова, П. Е. Решетникова, Н. Р. Юсуфбековой, О. Г. Хомерики и др. (в сфере педагогической инноватики) — В. П. Беспалько, В. И. Горовой, (теория развития системного объекта) — А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна и др. (психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности).

Исследуя проблему функционирования и развития системы начального профессионального образования, мы опирались на основные выводы и положения, изложенные в работах Ю. П. Атутова, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. Т. Глазунова, Н. И. Гудыменко, А. М. Новикова, И. П. Смирнова, В. И. Мигаль, И. А. Шаповаловой и др.

Аспектам моделирования профессиональной подготовки личности, технологических подходов к проектированию методических систем обучения посвящены работы В. П. Беспалько, Е. А. Крюковой, А. И. Нижникова, Т. К. Смыковской, и др., логике проектирования и конструирования учебного процесса в образовательных учреждениях, в том числе и в системе НПОА.Н.Власенко, Ю. В. Носко, В. М. Монахова, Г. А. Монаховой, Н. О. Яковлевой и т. д.

Анализ психолого-педагогических работ, посвященных исследуемой проблеме, показывает, что ее актуальность постоянно возрастает. Однако приходится констатировать: на сегодняшний день еще недостаточно полно изучены проблемы педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности в системе начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— использование результатов исследования позволяет повысить конкурентоспособность выпускников профессионального лицея на рынке труда;

— спроектированные и апробированные в региональной системе начального профессионального образования модели образовательно-воспитательного процесса, социально-психологической, методической, маркетинговой и медицинской служб, траектории обучения учащихся, позволяют систематизировать учебно-воспитательную работу, прогнозировать педагогические результаты;

— технология проектирования учебного плана курсов повышения квалификации преподавателей и мастеров может использоваться не только в системе начального профессионального образования, но и других звеньях непрерывного профессионального образования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в статьях, докладах, тезисах, научно-методических пособиях.

С докладами и сообщениями соискатель выступал на коллегиях Министерства образования Ставропольского края, курсах повышения квалификации работников учреждений начального профессионального образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (гг. Ставрополь, Невинномысск, Георгиевск, Пятигорск, Лермонтов, Кисловодск), научных и научно-практических конференциях, семинарах по проблемам развития системы начального профессионального образования. (СГУ, КЧГПУ, ИРПО, СКИПКРО).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе публикации научных статей, учебно-методических и учебно-практических пособий, а также в ходе эксперимента, обеспечившего получение учреждением нового статуса — лицея.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплекс системы управления педагогическим процессом в инновационном учреждении начального профессионального образования является системообразующим фактором развития.

2. В систему управления педагогическим процессом профессионального лицея инновационного типа включаются приоритетные направления деятельности и логически последовательные управленческие решения и действия.

3. Технологией проектирования учебного процесса в учреждении начального профессионального образования предлагается создание матриц учебных предметов с нормативом учебных часов, траекторией обучения учащихся (макроуровень), атласа тем учебного предмета (микроуровень).

4. Практика внедрения теоретических основ проектирования в профессиональном повышении квалификации преподавателей, мастеров должна быть обоснована и реализована в виде траектории.

5. Модель воспитательной работы с учащимися необходимо представлять в виде и системы.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно с 1992 г. по 2002 г.:

• Первый этап (1992;1997 гг.) установление исходных фактов исследования, разработка теоретических основ проблемы педагогического проектирования в условиях инновационного учреждения начального профессионального образования. В этот период автор изучал и анализировал философскую, психолого-педагогическую литературу по проблемам реформирования начального профессионального образования, педагогического проектирования, разработке и внедрению новых педагогических технологий.

• Второй этап (1998;1999 гг) — анализ результатов констатирующего эксперимента: разрабатывалась методика педагогического экспериментаосуществлялось построение теоретической модели образовательно-воспитательного процесса, модели выпускникапроводился сбор экспериментальных данных.

• Третий этап (2000;2002 гг.) — обобщение и систематизация результатов исследования, формулировка и апробация на практике выводов исследования, окончательная корректировка и уточнение моделейразработка практических рекомендаций.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 262 наименования. Работа содержит 22 рисунка, 22 таблицы. Общий объем диссертации 167 страниц.

ВЫВОДЫ.

Особенности социально-экономического развития Ставропольского края, состояния рынка образовательных услуг и рынка труда потребовали повышения конкурентноспособности образовательных учреждений, изменений в содержании подготовки специалистов. Как показывает анализ, в течение 90-х годов произошли изменения не только в статусе Невинномысского профтехучилища № 15 (ныне «Профессионального лицея № 15»), но и пути его дальнейшего развития. Избран путь инновационного развития, существенного в период социальных перемен.

Профессиональный лицей спроектировал программу развития, в которой определены образовательные ценности, цель и задачи, приоритетные направления преобразовательной деятельности. В лицее произошли структурные изменения: введены службы (маркетинговая, медицинская, психолого-социальная, методическая). В ходе эксперимента обоснована и внедрена модель воспитательной работы. В ней определены цель, задачи, принципы воспитания, стадии воспитательного процесса, методы и формы воспитания, а также условия реализации воспитательного процесса.

Цель образовательной работы сформулирована как создание благоприятных условий и предпосылок для интеллектуального, нравственного, профессионального, эмоционального и физического развития личности, обеспечения условий для ее самореализации. Одним из важных направлений в изменении традиционно сложившейся практики содержания образования и воспитания стало педагогическое проектирование — создание модели желаемого будущего.

В исследовании доказано, что реализация программы развития, внедрения технологии педагогического проектирования в образовательно-воспитательный процесс находится в прямо пропорциональной зависимости от профессиональной готовности инженерно-педагогических работников к осуществлению намеченных задач. С этой целью в диссертации спроектирована и экспериментально проверена траектория обучения преподавателей и мастеров производственного обучения в методологическом семинаре. Кроме теоретического блока знаний по педагогической инноватике и прогрессивным технологиям обучения программа предполагала организацию личностного самоопределения обучающихся в отношении реализации воспитательных функций. Работа методологического семинара строилась в различных организационных формах: видеолектории, проблемные лекции, организацонно-деятельностные и инновационные игры, тренинги профессионального и личностного роста, конференции по защите проектов.

Проектирование учебного процесса осуществлялось на двух уровнях: макроуровни (по двум специальностям) и микроуровням (по учебным темам предметов). В исследовании доказано, что технология педагогического проектирования требует переподготовки преподавателей, мастеров производственного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Конец XX века ознаменовался вступлением человечества в динамически изменяющийся мир с его многочисленными глобальными проблемами: социально-экономическими, научно-техническими, экологическими, социокультурными. В России все эти проблемы обостряются кардинальными социально-экономическими и политическими переменами, которые порождают противоречивость и нестабильность общественной жизни, влекут за собой изменения в жизни каждого человека — пересмотр его ценностных ориентации, личностной позиции, ментальности и самого смысла жизни.

Мировое развитие системы образования осуществляется в русле концепции образования на протяжении всей жизни. Новая концепция предполагает корректировку этических и культурных аспектов образования, ориентацию его на обеспечение каждому индивиду возможности понять и принять другого человека во всем его разнообразии.

Своеобразная социокультурная и экономическая ситуация, сложившаяся в настоящий период в нашем обществе, требует особых подходов к организации различных сфер человеческой деятельности, в том числе — к содержанию образования в системе начального профессионального образования.

В диссертационном исследовании рассмотрен опыт реформирования начального профессионального образования как в целом по Российской Федерации, так в одном из ее субъектов — Ставропольском крае в течение последнего, наиболее кризисного десятилетия XX века. В этом анализе нами было выделено несколько проблем.

Проблема первая состояла в анализе и оценке итогов реформирования начального профессионального образования в условиях социальных перемен.

Примененный в исследовании метод системного анализа позволил выделить основные тенденции в развитии системы начального профессионального образования.

1. Начальное профессиональное образование является подсистемой непрерывного образования, что выделяет его в самостоятельный вид профессионального образования. В настоящее время как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации складывается система начального профессионального образования, адекватная современным условиям и общественным потребностям.

2. Сравнительно-сопоставительный анализ, проведенный в исследовании, показал, что поиск нового содержания, эффективных структур, моделей обучения идет во всех регионах Российской Федерации: Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Самарской областях, Москве и Санкт-Петербурге. Положительным является то, что традиционные формы и методы ведения занятий сменяются в пользу интерактивных методов обучения.

3. В диссертационном исследовании отслеживаются изменения в начальном профессиональном образовании на уровне одного из субъектов Российской Федерации — в Ставропольском крае. Подчеркивается, что эти изменения носят многоаспектный характер и связаны со структурными изменениями, появлением новых типов образовательных учреждений, обновлением содержания и технологий обучения и воспитания.

4. В условиях перестройки профессиональной школы созданы новые типы учебных заведений: технические лицеи, колледжи, учебно-профессиональные центры непрерывного образования.

Суть второй проблемы предпринятого нами исследования состояла в проектировании образовательно-воспитательного процесса в условиях профессионального лицея.

1. Базируясь на научных подходах Е. А. Крюковой, В. М. Монахова, Н. О. Яковлевой к педагогическому проектированию, в исследовании спроектированы траектория обучения учащихся по двум специальностям: «Токарь-универсал», «Коммерсант в торговле" — технологии проектирования образовательного и воспитательного процессов. Модели выступают как совокупность взаимообусловленных все усложняющихся элементов и средств. Педагогическое проектирование учебной деятельности, в частности, траектории обучения предоставляет возможность каждому учащемуся не только иметь четкое представление о процессе обучения, интеграции общеобразовательных и профессиональных дисциплин, но и о возможностях сочетать основное обучение с дополнительным, с тем, чтобы расширить поле будущей профессиональной деятельности. Модель воспитательного процесса позволяет систематизировать работу, скоординировать не только воспитательные мероприятия, но и деятельность таких важных служб, как медицинская, психолого-социальная, маркетинговая.

2. Высокий уровень образовательно-воспитательного процесса невозможен без решения комплекса проблем системы повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения. В исследовании спроектирован учебный план и траектория обучения педагогов и мастеров в методологическом семинаре.

3. В исследовании представлена система управления опытно-экспериментальной работой в условиях инновационного учреждения начального профессионального образования. Эта работа также проектируется, что дает возможность проводить ее целенаправленно и систематично не только на нынешнем этапе, но и прогностическом.

Проведенный эксперимент показал эффективность технологии проектирования образовательно-воспитательного процесса с учащимися, траектории повышения квалификации инженерно-педагогических сотрудников профессионального лицея. В результате теоретического и экспериментального исследования доказано, что при выполнении условий, сформулированных в гипотезе, качество обучения и воспитания в профессиональном лицее существенно повысилось.

Завершенное исследование не исчерпывает все аспекты сложной и многоплановой проблемы педагогического проектирования как условия развития образовательно-воспитательного процесса профессионального лицея. Перспективы развития проблемы связаны с дальнейшим изучением возможностей педагогического проектирования с точки зрения методической системы преподавателя, мастера производственного обучения, дидактико-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски //Высшее образование в России. 1996. -№ 1. С. 73−78.
  2. Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-624с.
  3. В.Н. Перспективы развития и реформирования системы НПО //Профессиональное образование. 1999. — № 5. — С. 14−16.
  4. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Межвузов, сб. научн. тр. /ЛТА. JL, 1991. 104с.
  5. Актуальные проблемы формирования личности: методология, теория, практика. Ставрополь: Академия социальных наук. Северо-Кавказский научный центр. Ставропольский государственный технический университет. — 1996. — 217 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-383 с.
  7. Ю.П. Интегрированная модель: возможности и преимущества //Школа. 1995 — № 3. — С. 74−79.
  8. В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: Методология, теория, практика: Монография. Волгоград: Перемена, 2001.-253с.
  9. И. А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология. JL: Наука, 1975. — С.5−7.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768с.
  11. Ю.К. Закономерности, принципы и способы оптимизации педагогического процесса //Проблемы оптимизации педагогического процесса в общеобразовательной школе. М., 1983. С.4−19.
  12. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 171 с.
  13. Н.Ю. Новый отсчет времени //Профессиональное образование. -2001.-№ 7.-С. 17−18.
  14. С.Я. Проектирование инновационной системы методов теоретического и производственного обучения //Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2001. — № 1(7). — С.88−96.
  15. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. /Монография. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 1999. -296с.
  16. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования. /Монография. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.-440с.
  17. Н.А. Взаимодействие профессиональных образовательных учреждений со службами занятости: (Челяб. обл.) //Проф. образование. -1998. -№ 9−10, — С. 11.
  18. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-416с.
  19. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90с.
  20. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. /Теоретико-методологический аспект. /Под ред. А. П. Беляевой. СПб: Ин-т проофтехобразования РАО, 1996. — 80с.
  21. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Санкт-Петербург, 1996. — 226с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1989.
  23. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970. 300с.
  24. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 144с.: ил.
  25. З.А. Педагогические условия подготовки будущих руководителей профессионального образования: На примере шк. резерва директоров: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Челяб. гос. агроинженер. ун-та. Челябинск, 1999. — 27с.
  26. М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 340с.
  27. М.Ю. Профориентационный процесс обучения в комплексе «Лицей ВУЗ»: Теория и практика. Монография. — Калиниград: БГАРФ, 2001.-235с.
  28. В.А. Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития //Профессиональное образование. 2000. — № 9. -С.2−4.
  29. Ю.С., Молчанов А. С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-88с.
  30. Н.Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Автореф. дис.. докт. пед. наук /Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1997. — 38с.
  31. Е.Т. Педагогические условия развития инновационных процессов в профессиональном образовании (на примере регионального многопрофильного колледжа) Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.-c.26.
  32. Н.В. Модель работы с педагогическим коллективом: Внедрение развивающих педагогических технологий в лицее: (Лицей № 12 г. Советска, Калинингр. обл.) //Профессиональное образование. 1999. -№ 2. — С.22−23.
  33. З.Х. В постоянном поиске //Профессиональное образование. -2000.-№ 4.-С.6.
  34. Л.В. Подготовка учащихся профессиональных училищ к творческой деятельности в процессе изучения основ наук: Автореф. дис.. канд. пед. наук. /Башк. гос. пед. ун-т. Уфа, 2001. — 18с.
  35. О.В. Социализация подростков: (Опыт работы Центров социальной адаптации и реабилитации подростков в учреждениях проф.-техн. образования Краснояр. края) //Профессиональное образование. -1999.-№ 7.-С.18.
  36. Г. А. Дифференциация дополнительного профессионального образования. Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Новокузнецк, 1998. — С.21.
  37. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999. — 538с.
  38. Всероссийское совещание работников образования //Профессиональное образование. 2000. — № 2. — С. 1 -10.
  39. А.Н. Новые информационные технологии обучения профессии //Профессиональное образование. 2001. — № 3. — С.14−16.
  40. О.Г. Система подготовки кадров в Чувашской республике //Профессиональное образование. 2001. — № 7. — С. 10−13.
  41. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 476 с.
  42. JI.C. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480с.
  43. Выездная коллегия Минобразования РФ в Липецке //Профессиональное образование. 2002. — № 1. — С.12−13.
  44. А.П. Методическая служба в профессиональном лицее: (Модель метод, службы). А. П. Гайдук // Профессиональное образование. 2002. -№ 4. — С.5.
  45. Т.А. Урок-конференция по предмету «Информационные системы в экономике» //Профессиональное образование. 2002. — № 4. -С.26.
  46. Г. Г. Новые методы обучения // Профессиональное образование. 2000. — № 4. — С.5.
  47. В.И. Творчество как компонент профессиональной деятельности современного педагога //Школа-лаборатория в образовательной системе Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 2001. — С.9−13.
  48. Горчакова М. П-Сибирская. От методики обучения к педагогической технологии // Профессиональное образование. — 2000. — № 6. — С.30−31.
  49. .С. Философия образования для XXI века. М. Изд-во «Совершенство», 1998. — 608с.
  50. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. М.: Изд-во Центр АПО, 1999. — 92с.
  51. B.C. Попечительский совет в лицее: (Опыт лицея № 125, Моск. обл.) // Профессиональное образование. 1999. — № 4. — С.30.
  52. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.-С. 166.
  53. М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях: Учебн.-метод. пособие. -М.: Высш.шк., 1990. 176с.: ил.
  54. М.Т. Если вы преподаватель. Позиция. Модели. Технологии. -М., 1998.-245 с.
  55. В.А., Скрипов А. Г. Внедрение новых информационных технологий в учебных заведениях начального профессионального образования //Информатика и образование. 1999. — № 4. — С.50−52.
  56. Л.И. Профтехобразование во Франции: перспективы развития //Советская педагогика, 1991. № 3. — С. 133−139.
  57. З.Г. Развивающее управление колледжем: (Опыт Моск. проф. колледжа) // Профессиональное образование. 1999. — № 9. — С. 11.
  58. З.Г., Наровский В. М. Система научно-методической работы в профессиональном колледже // Профессиональное образование. 2000. -№ 5. — С.9−10.
  59. Т.М., Пархоменко В. И., Кучеявенко В. Н. Мониторинг общеобразовательной подготовки учащихся: (Опыт проф. училища № 4 Белгорода) // Профессиональное образование. 1999. — № 8. — С.8−9.
  60. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
  61. H.JI. Информационные технологии в профессиональном образовании // Профессиональное образование. 2001. — № 4. — С.11.
  62. Ю.Л. Методы открытого обучения // Профессиональное образование. 2001. — № 4. — С.29−30.
  63. З.Г. Поиск новых методов обучения спецпредметам // Профессиональное образование. 2001. — № 6. — С.31−32.
  64. Н.А., Сагирьянц Н. М. Подготавливаем специалистов банковского дела //Профессиональное образование. 2001. -№ 11.- С. 26.
  65. Дидактические закономерности развития профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся профтехучилищ в условиях ускорения научно-технического прогресса. Сборник научных трудов. Ленинград, 1990.-62с.
  66. Н.Н., Шаповалов М. В. Модель специалиста как основа мониторинга качества профессиональной подготовки //Профессиональное образование. 2002. -№ 11.- С.З.
  67. Е.М., Шульга Н. Г., Калашников П. В. Концепция развития непрерывного профессионального образования в Ставропольском крае. -Ставрополь: ИРО, 1998. 90с.
  68. В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. М.: Изд-во МГСУ «СОЮЗ», 1998. — 327с.
  69. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 98с.
  70. А.В. Сельское ПТУ как фактор социализации учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. -Пенза, 1999.-20с.
  71. В.П. Функционально-технологическая структура управления инновационным развитием профессионального училища // Профессиональное образование. 2001. — № 7. — С.5−6.
  72. Е.Ю. Преемственность трудового и производственного обучения учащихся в общеобразовательных школах и профессиональных училищах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. /Курган, гос. ун-т. Курган, 1997.- 17с.
  73. B.C. Технология профессионального обучения. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1993. — 51с.
  74. B.C. Управление профлицеем: проблемы информационного обеспечения //Профессиональное образование. 2002. — № 4. — С.24.
  75. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2001. — 384с.
  76. В.Б. Принципы формирования региональной политики начального профессионального образования //Профессиональное образование. 2000. — № 2. — С. 14−15.
  77. М.П. Лицей на рынке образовательных услуг // Профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.8−9.
  78. Л.Ф. Технологии модульного обеспечения // Профессиональное образование. 2002. — № 4. — С. 11−12.
  79. Г. И. Развитие форм организации обучения в средних профтехучилищах //Вопросы совершенствования воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школе //Сборник научных трудов. Краснодар, 1990. — С. 132.
  80. Э.З. Методическая служба в профтехучилище // Профессиональное образование. 1999. — № 5. — С.20.
  81. Информационно-аналитический сборник «Образование Ставрополья в цифрах и фактах на рубеже веков». Ставрополь: ИРО, 2000. — 188с.
  82. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. / Под ред. З. И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416с.
  83. Исследование приоритетных направлений развития профессионального образования (сборник статей) М.: Изд-во АПО, 2002. — 246с.
  84. Информационные технологии в высшей и средней школе: Материалы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск, 5−7 ноября, 1998. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пединститута, 1999.-82с.
  85. В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дис.. докт. пед. наук /Всерос. НИИ физ. культуры и спорта. М., 1996. -63с.
  86. В.Г. Управление учреждением профессионального образования в новых экономических условиях. М.: Издательский центр АПО, 1999. -38с.
  87. В.В. Повышение квалификации в условиях стандартизации образования: (Ленингр. обл.) //Организация и научно-методическое обеспечение повышения квалификации специалистов профессионального образования. СПб., 1996. — С.20−25.
  88. А.И., Левон Г. А. Проектирование, управление и организация инновационной деятельности в профессиональном училище //Профессиональное образование. 2001. — № 8. — С.23−24.
  89. А.К. Педагогические условия подготовки учащихся профессионального училища к трудовой жизни: (На материале проф. училища с.-х. профиля): Автореф. дис.. канд. пед. наук. /Кубан. гос. унта. Краснодар, 2001. — 23с.
  90. Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже. Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2000. — 20с.
  91. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176с.
  92. Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высш. шк., 1988.- 159с.
  93. О.С. Система методической работы с педколлективом // Профессиональное образование. 2001. — № 11. — С. 14−16.
  94. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176с.
  95. И.И. Региональный многопрофильный колледж на пороге XXI века // Профессиональное образование. 1999. — № 3. — С.27.
  96. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования России. 2002. — № 6. — С. 10−40
  97. Коптяева J1.B. Особенности процесса производства образовательных услуг как фактора социального воспитания. Автореферат к.п.н. -Кострома, 2000.-С.23.
  98. A.M. Психологическая служба как фактор повышения эффективности профессионального образования: (Оренбург, обл.) // Профессиональное образование. 1998. — № 4. — С.8−9.
  99. JI. Образовательно-развивающий профориентационный комплекс //Школа, 1995. № 1. — С.53−56.
  100. С.В., Стрелковская Г. И. Политехническая школа Франции // Профессиональное образование. 2001. — № 9. — С.26−27.
  101. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. 164с.
  102. Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992с.: ил.
  103. К.А. Платные образовательные услуги в УНПО: маркетинговый подход //Профессиональное образование. 2002. — № 1.- С. 27−28.
  104. К.А. Какие образовательные услуги в НПО могут быть платными //Профессиональное образование. 2001. — № 2. — С.4−6.
  105. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.-226с.
  106. В.М. Педагогические условия деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа. Автореферат к.п.н. — Кемерово, 1999.-21с.
  107. И.Я., Морозова Г. Н. Межпредметный кружок в профтехучилище //Вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школе. Сборник научных трудов. Краснодар, 1990. — С. 132.
  108. Л.М. Идет эксперимент: (Из опыта непрерыв. проф. образования в Астрах, коммерч. лицее) //Профессиональное образование. 1998. -№ 7−8. — С.32.
  109. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 48с.
  110. Т.Д. Лицейский научно-методический центр //Профессиональное образование. 1999. — № 6. — С.21.
  111. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983.
  112. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. /Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228с.
  113. А.А. Как смоделировать педагогическую деятельность по формированию у учащихся УПО норм социального поведения // Профессиональное образование. 2000. — № 4. — С.22−23.
  114. А.А., Суханова Р. Н. Методическая служба профлицея // Профессиональное образование. 2002. — № 4. — С.28.
  115. .Т. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2000. — 523с.
  116. Е.М. Программы развития профессионального образования для удовлетворения нужд промышленности и населения // Профессиональное образование. — 2001. — № 4. — С.З.
  117. Г. И. Концепция модернизации организационно-экономического механизма региональной системы начального профессионального образования // Профессиональное образование. 2001. — № 8. — С. 13−15.
  118. С.А. Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование. -2001. № 6. -С.31.
  119. М.Я. Рынок труда и система профобразования Приднестровья // Профессиональное образование. 2001. — № 9. — С.28.
  120. В.В. Содержание, методы и формы социализации молодежи в муниципальной системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Рос. междунар. акад. туризма. М., 2001. — 27с.
  121. Маркова. Психология профессионализма. М., 1996. — с.308.
  122. А.А., Анисимова Т. С. Эксперимент в образовании как средство повышения его качества. (Многофакторный многомерный подход). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-66с.
  123. Е.Г. Формирование системы управления процессом развития профессионального учебного заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. /Моск. пед. гос. ун-т. М., 1998. — 19с.
  124. М.И. Рынок и профессиональное образование //Советская педагогика, 1991. № 5. — С.85−92.
  125. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 1992.-С.80.
  126. В.И., Дусев А. И. Методологические аспекты региональных образовательных систем //Профессиональное образование. 1999. — № 4. -С.6−7.
  127. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. /Академия профессионального образования. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. — 88с.
  128. Молодежь профшколы и рынок: (По материалам социол. исслед. Ин-та профтехобразования Рос. Акад. образования) //Открытый урок: Еженед. прил. к «Учительской газете». 1996, 7 марта (№ 5). — С.5.
  129. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. -152с.
  130. В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований //Школьные технологии. -2001. — № 5. — С.75−100.
  131. В.М., Нижников А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя //Школьные технологии. 2000. — № 6. — С.67−83.
  132. В.М., Смыковская Т. К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя //Школьные технологии. -2001. № 4. — С.48−84.
  133. Г. А. Теория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя. Автореферат дис.. докт. пед. наук. Волгоград, 2000. — 46 с.
  134. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент //Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  135. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования //Педагогика. 1994. — № 3. — С.25−28.
  136. Нас учит история российской профшколы (по материалам ЦМПО МОРФ) //Профессиональное образование. 2001. — № 1. — С.2−6.
  137. В.М. Мониторинг качества профессионального образования в колледже: первые результаты //Профессиональное образование. 2001. -№ 1. — С.25−26.
  138. Начальное профессиональное образование Российской Федерации в 1999 году. Статистический сборник по состоянию на 1 января 2000 года. М., 2000. — С.52.
  139. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988. — С.166.
  140. А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог: ТРТИ, 1989. — 82с.
  141. М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования //Профессиональное образование. -1999.-№ 10.-С.2−3.
  142. A.M. Построение системы непрерывного образования. М.: Издательский центр АПО, 2000. С. 45.
  143. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. М., 1998. 134с.
  144. A.M. Российское образование в новой эпохе. /Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272с.
  145. A.M. Принципы демократизации профессионального образования //Педагогика. 2000. — № 1. — С.20−27.
  146. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования //Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17.
  147. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования //Педагогика. 2000. — № 9. — С.3−10.
  148. A.M. Развитие системы профессионального образования и проблемы повышения квалификации ее работников //Организация и научно-методическое обеспечение повышения квалификации специалистов профессионального образования. СПб., 1996. — С.8−20.
  149. A.M. Базовое профессиональное образование проблемы интеграции //Специалист. 1996. — № 5. — С.2−5.
  150. Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности //Профессиональное образование. 2001. — № 5. — С. 15−16.
  151. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. T.III. М.: Мысль, 2001. -692с.
  152. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т.П. М.: Мысль, 2001. -634с.
  153. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. /Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224с.
  154. Новые технологии в системе непрерывного образования. В 3-х т. Т1. -Минск, 1995, — 192с.
  155. Ю.В. Прогностическое обоснование содержания обучения рабочих в профессиональных лицеях: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Ин-т развития проф. образования. М., 1994. — 21с.
  156. JI. Профессионалов можно готовить только поштучно //Народное образование. 1996. — № 4−5. — С.84−86.
  157. О.Н. Некоторые вопросы воспитания и развития личности //Профессиональное образование. 2001. — № 8. — С.24−25.
  158. Образование Ставропольского края в документах. Ставрополь, 1998. -71с.
  159. С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1987. — 797с.
  160. .Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М.: Высшая школа, 1989. — 224с.
  161. Н.А. Научно-техническая информация в креативном учебном процессе //Профессиональное образование. 2002. — № 1. — С.25−26.
  162. А.Н. Новые подходы к повышению квалификации работников НПО //Профессиональное образование. 2001. — № 3. — С.8−9.
  163. Организационно-экономическое проектирование учебно-профессиональных комплексов и центров непрерывного образования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, 1992. — С.80.
  164. Организация методической работы в профтехучилище: Метод, рекомендации //Всерос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и специалистов проф.-техн. образования. СПб.: ВИПК ПТО, 1994.-С.22.
  165. Организация методической работы в профтехучилище. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, 1994. — 21с.
  166. Л.Г. Проектируем модель выпускника //Профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.23.
  167. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагенство», 1997. — 176с.
  168. Положение о службе маркетинга Профессионального лицея № 35, Республики Коми //Профессиональное образование. 2001. — № 1. — С.19−20.
  169. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000. — 368с.
  170. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. — С.66.
  171. А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М.: Наука, 1990.- 159с.
  172. Применение образовательных стандартов начального профессионального образования при переподготовке взрослого населения в учреждениях начального профессионального образования. Методические рекомендации по проведению эксперимента. М., 1999.
  173. Примерные должностные обязанности методиста научно-методической организации: (В учреждениях нач. проф. образования) //Профессиональное образование. 1999. — № 2. — С.24−25.
  174. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. /Никифоров Г. С., Димитриева М. А., Корнеева J1.H. и др.- Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991.- 152с.
  175. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика, 1997. — 440с.
  176. Профессиональная педагогика. /Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». — 1999. — 904с.
  177. Проблемы трудового воспитания молодежи в современных условиях. Тезисы докладов Российской научно-практической конференции 10−13 октября 1995. Волгоград.: Перемена, 1995. — 101с.
  178. Проектирование и пути преобразования системы повышения квалификации педагогов. Мат. научн.-практ. конференции. «Кадры сферыобразования взрослых: социально-педагогические проблемы». Часть II. Санкт-Петербург, 1996. С. 79.
  179. Проектирование и моделирование педагогических систем. Технологии обучения: Учебное пособие. /Даванов В.Н., Лобейко Ю. А., Савинова Л. Ф. Ставрополь: СКИПКРО, 2000. — 38с.
  180. Профессиональное образование в России: Новые тенденции. Тезисы докладов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21−23 сентября 1993 г. Санкт-Петербург, 1993. — 50с.
  181. Развитие содержания профессионального обучения в рамках концепции различных форм профтехобразования. Сборник научных трудов. -Ленинград, 1990.-80с.
  182. Развитие, социализация и воспитание личности. /Под ред. Е. Н. Шиянова. -Ставрополь, 1993.-280 с.
  183. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб: Питер, 2000.-432с.: ил.
  184. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика. /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880с.
  185. Региональная политика и национальная доктрина образования //Профессиональное образования. 1999. — № 3. — С. 1−3.
  186. Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции АПО //Профессиональное образование. 1999. — № 3. — С.4−5.
  187. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. — 496с.
  188. М.И. Современное представление о воспитательном процессе: (В проф. училище нач. проф. образования) //Инновации в российском образовании. М., 2001. — С.81−96.
  189. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672с., ил., т.2 — н-я. -1999.
  190. Т.Н. Модель методической службы профлицея //Профессиональное образование. 2001. — № 7. — С. 19−20.
  191. В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. М.: Высшая школа, 1991. — 159с.
  192. В.Н. Дидактическая система адаптации учащихся к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. СПб., 1998. — 28с.
  193. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования //Высшее образование в России. 1994. № 2. — С. 12−15.
  194. Т.Б. Содержание и организация обучения как средство профессиональной адаптации студентов колледжа. Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2001. — 22с.
  195. Т.Б. Социолого-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: (Опыт колледжа «Интеграл» г. Пятигорска) //Профессиональное образование. 1998. — № 11−12. — С.22−23.
  196. Ю.И. О направлениях деятельности профессионального образования Москвы //Профессиональное образование. 2001. — № 4. -С.2.
  197. Ю.И. Социально-педагогические основы совершенствования профессионального образования (на примере Московского региона), дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 111с.
  198. Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз-ИПК. Материалы межвузовской научно-практической конференции (октябрь 2000). Уфа: БГПУ, 2001. — 164с.
  199. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
  200. М.Н., Гершунский Б. С. Теоретико-методологические предпосылки нормативного педагогического прогнозирования //Прогнозирование развития общеобразовательной школы. М., 1988. -С.67−81.
  201. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. — 224с.
  202. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. /Академия профессионального образования. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. — 88с.
  203. И.П. Новому веку новая модель управления НПО //Профессиональное образование. — 2001. — № 7, — С.2−3.
  204. И.П. Российской профшколе 60 //Профессиональное образование. — 2000. — № 9. — С.5−6.
  205. В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160с.
  206. JT.Г. Экспериментальная площадка эффективный путь комплексного решения проблем в УНПО //Профессиональное образование.-2001.-№ 11.-С.4−5.
  207. В.Г. Педагогические условия реализации профессиональной направленности основ наук при обучении в профессиональных училищах: Автореф. дис.. канд. пед. наук: /Башк. гос. пед. ин-т. Уфа, 1995.-23с.
  208. Л.Е. Поиск инновационных средств обучения //Среднее профессиональное образование. 1999. — № 2. — С.5−7.
  209. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М.: Изд-во АСОПиР, 1994.-С. 173.
  210. Среднее профессиональное образование России: состояние, проблемы, перспективы развития //Профессиональное образование. 2001. — № 5. -С.25−26.
  211. Н.М. О некоторых условиях внедрения инноваций в образовательный процесс //Среднее профессиональное образование, 1999. № 2. — С.13−15.
  212. А.А. Роль Совета директоров в инновационном развитии профессионального образования региона //Профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.7−8.
  213. Л.В., Змияк О. А., Доценко B.C. Учебно-методическое объединение Северо-Кавказского района: итоги трехлетней работы //Профессиональное образование. 2001. -№ 11.- С.22−23.
  214. А.А. Стратегическое управление в инновационном режиме //Профессиональное образование. 2001. — № 5. — С.24.
  215. Социологический словарь. /Н.Аверкомби, С. Хилл, Б.С.Тернер- пер. с англ.- под ред. С. А. Ерофеева. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2000. -428с.
  216. А.И. Перспективы профессионального образования Красноярского края //Профессиональное образование. 2001. — № 10. -С.11.
  217. Н.В. Перспективы развития непрерывного профобразования //Профессиональное образование. 2001. — № 6. — С. 10−11.
  218. К.С. Этапы развития методической службы //Профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.30−32.
  219. А.Н., Ермакова А. Н. Информационные технологии в образовательном процессе и управленческой деятельности //Профессиональное образование. 2001. -№ 11.- С. 25.
  220. П.И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента. /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. 368с.
  221. П.И., Сенновский И. Б. Технологии модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  222. Управление развитием школы. /Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. -462с.
  223. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. /Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
  224. А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978. — С.31−33.
  225. Д.Ф., Крылов В. И. Сегодня и завтра донской профтехшколы //Профессиональное образование 1999. — № 4. — С.8−10.
  226. Е.В. Влияние международного сотрудничества на содержание профессионального образования //Профессиональное образование. -2000. № 9. — С.25−26.
  227. Федеральный Закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Издательство «Ось — 89», 1998.-64с.
  228. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук /Центр социал. педагогики Рос. акад. образования. М., 1996. — 47с.
  229. П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. /Под ред. чл. корр. РАО А. П. Беляевой. Санкт-Петербург, 1994. — 231с.
  230. П.С. Санкт-Петербургская модель учреждения НПО //Профессионал. 2001. — № 3. — С.9−11.
  231. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. /Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64с.
  232. О.Г. Инновации в практике обучения //Педагогика, 1993. № 2. — С.41−44.
  233. Н.Н. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективности образовательного процесса в профессиональныхучилищах: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Урал. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997.- 19с.
  234. Н.Г. Организационно-педагогические условия функционирования профессионально-технического училища нового типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Якут. гос. ун-т им. М. К. Амосова. -Якутск, 1998.- 19с.
  235. Н.Г. Работаем в режиме развития //Профессиональное образование. 1999. -№ 5.-С. 18−19.
  236. .И. Формирование познавательных интересов у учащихся профессионального лицея. Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. -217с.
  237. О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. /Ин-т проф.-тех. образования Рос. акад. образования. СПб., 1995. — 25с.
  238. A.M., Тюшляева С. И. Профобразование Кировской области: программа развития //Профессиональное образование. 2001. — № 7. -С.16−17.
  239. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Издательская фирма «Логос», 1993. 181с.
  240. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320с.: ил.
  241. И.А. Разработка и внедрение технологий мониторинга качества образования //Профессиональное образование. 2002. -№ 11.-С.2.
  242. Шишкова J1.A. Особенности методической работы с педагогами, осуществляющими разные типы УВП //Школьные технологии. 2000. -№ 6. — С.53−60.
  243. B.C. Тенденции развития образовательных комплексов как инновационных образовательных учреждений //Среднее профессиональное образование. 2001. -№ 11.- С.2−8.
  244. Н.А. Технология организации нетрадиционных форм обучения в СПО //Профессиональное образование. 2000. — № 6. — С.27−30.
  245. В. Молодежь на рынке труда: (Проф. лицей № 56 г. Сургута, Ханты-Манс. авт. окр.) //Народное образование. 1998. — № 3. — С.92−94.
  246. А.Ф., Черноглазкин С. Ю. Инновации педагогической деятельности //Профессиональное образование. 2000. -№ 11.- С. 21.
  247. Н.Е. Аттестация преподавателей профтехучилищ как фактор повышения качества педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. /Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. — 20с.
  248. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991. -С.46.
  249. Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии //Новые исследования в педагогических науках. Вып.1 (57). /Сост. И. К. Журавлев, В. С. Шубинский. М.: Педагогика, 1991.-С.З-6.
  250. Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании //Новые исследования в педагогических науках. Вып.2 (58). М.: Педагогика, 1991. — С.6−9.
  251. Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. /Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 1997. -25с.
  252. Н.О. О педагогическом проектировании. //Профессиональное образование.-2001. № 5.-С.13−14.
  253. И.Ю. Британские международные экзамены в Московском техническом колледже //Профессиональное образование. 2001. — № 10. -С.22−23.
  254. В.А. Перспективы развития дистанционного обучения в НПО и СПО //Профессиональное образование. 2000. -№ 11.- С.27−29.
  255. Г. В. Педагогические основы комплексной системы контроля качества подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах и лицеях: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Ин-т развития проф. образования. М., 1997. — 26с.
  256. В.А. Маркетинг в сфере начального профессионального Х^бразсвания: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Ин-т развития проф. образования. М., 1998. — 24с.
  257. JI.A. Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеучебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Рос. акад. образования, Ин-т сред. спец. образования. Казань, 1994. -18с.
Заполнить форму текущей работой