Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первое. В работе в систематическом виде раскрыты методологические проблемы профессионального творчества. Автором развивается деятельност-ная концепция профессионального творчества. В качестве его субстанциональной основы рассматривается творческая самодеятельность, раскрывающая природу и сущность творчества как такового и профессионального в частности. Определено понятие «творчество», выделена… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ XIV-XV ВЕКОВ
    • 1. 1. Методологические проблемы изучения творчества
    • 1. 2. Значение педагогического опыта древнерусской иконописи в развитии творческого потенциала студентов
    • 1. 3. Технология моделирования профессиональной творческой деятельности студентов на занятиях живописи
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ
    • 2. 1. Технология развития профессионального творчества студентов на занятиях живописи
    • 2. 2. Организация и ход экспериментальной работы
    • 2. 3. Результаты педагогического эксперимента

Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи XIV-XV веков на занятиях живописи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная педагогическая практика выдвигает на первый план рассмотрение вопросов о ценностных приоритетах российского образования, обновлении содержания и форм воспитания, повышении качества и эффективности педагогической деятельности, об информационном обеспечении учебного процесса.

Вместе с тем, это многообразие в системе образования привело к неопределенности педагогов в выявлении системы ценностей, идей и идеалов, которые могли бы быть восприняты современной учащейся молодежью в качестве источника личностного развития и духовного самоопределения. В вузах информационно — технологическое содержание образования нередко превалирует над духовно-ценностным, господствует культ абстрактной «новизны», утрачивается культурная преемственность классического российского образования.

Особенности исторического и культурного развития России оказали существенное влияние на становление и развитие самобытных школ изобразительного искусства, которые в свою очередь повлияли на профессиональную подготовку художников. Система обучения изобразительному творчеству в Древней Руси представляет собой сложный и малоизученный процесс, реконструкция которого плодотворно повлияла бы на развитие содержания и технологии образования современной России. Период древнерусской иконописи XIV—XV вв.еков явился временем интенсивного развития многообразных художественных школ (новгородской, московской, владимирской).- Осмысление опыта подготовки и обучения художников-иконописцев вызывает несомненный интерес и актуально с точки зрения выявления культурологических основ педагогической практики, возможностей преемственности данного педагогического наследия.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, совершенствованием системы подготовки художников-педагогов, развитием новых форм и подходов в обучении живописи будущих преподавателей изобразительного искусства в системе профессионально-педагогического образованияво-вторых, важностью изучения творческого опыта древнерусской иконописи и применением его в системе подготовки художников-педагоговв-третьих, необходимостью создания новых технологий обучения живописи, способствующих совершенствованию и развитию профессионального творчества студентов.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Теоретическое исследование творческого профессионального развития личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В данный период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности. Платон и Аристотель подчеркивали идентичность утилитарного и творческого. Но уже в средние века творчество и профессиональное мастерство были отнесены к абсолютно различным мирам: первое — к божественному, второек материальному.

В эпоху Возрождения возникает иная оценка места и роли профессионального творчества в различных сферах человеческой деятельности. В европейском Ренессансе гармония творчества была проверена алгеброй мастерства (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль). Именно в этот период формируется педагогика художественного творчества, рассматриваются вопросы обучения профессиональному творчеству в сфере искусства. Данная традиция существовала на протяжении XIII—XIX вв.еков. В философских и эстетических системах данного периода разрабатывались специальные теории общекультурного и профессионального развития индивида, своеобразная «педагогика творчества», в центре которой оказывались механизмы творческого самоопределения и самореализации личности в процессе преобразующей деятельности.

Осмысление проблем профессионального творчества было бы невозможно без использования мыслительного потенциала отечественной культуры. Особенно следует выделить идеи и концепции таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский.

Представленная историческая ретроспектива позволяет более глубоко исследовать современные педагогические подходы и идеи, рассмотренные в рамках определенных культурологических традиций.

За последние два десятилетия научные исследования в области педагогического знания о природе и механизмах творческого развития личности существенно расширились и дифференцировались. Сложились новые направления: психология и педагогика художественного, научного и технического творчества. Ведущее положение в науке заняли так называемые «уров-невые» концепции творчества, анализирующие его путем структурного расчленения, выделения и исследования конкретных видов и форм творчества. В центре внимания исследователей оказались профессиональные виды творчества: художественное, научное и техническое. Таким образом, проблема профессионального творчества обретает многомерность своего проблемного поля и все чаще становится объектом анализа не только отдельных наук, но и требует к себе комплексного подхода.

В современной литературе можно выделить три основных подхода и, соответственно, три основные концептуальные модели профессионального творчества: психологическую, операционально-кибернетическую и культурно-историческую. В исследовании рассматриваются преимущества и недостатки каждой модели. Результатом подобного рассмотрения явилась разработка автором культурно-исторической модели профессионального творчества. Автор акцентирует внимание на различии творчества любительского и профессионального, требующего специальной подготовки, соответствующего уровня образования и социальной компетентности. Профессиональное творчество не является, по мнению автора, отдельным видом творческой деятельности, а характеризует социальное качество многообразных видов человеческой деятельности.

На формирование авторской позиции оказали влияние работы отечественных психологов и педагогов. Психологические исследования Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Э. Ф. Зеера, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, С. А. Рубинштейна, а также педагогические работы В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, B.C. Безруковой, A.JI. Гройсмана, И. И. Карпушина, А. Н. Лука, А.А. Мелик-Пашаева, Г. М. Романцева, К. Д. Ушинского явились исходной методологической и идейной основой настоящего диссертационного исследования.

Искусствоведческую базу диссертации составили работы культурологического характера, определенным образом рассматривающие общие гуманистические основания русской культуры и образования. К ним можно отнести исследования М. В. Алпатова, А. В. Виннера, В. Н. Лазарева, Д. С. Лихачева, Б. В. Раушенбаха, Е. И. Соколова, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского.

Необходимо отметить сложившееся за последние десять лет направление системно-структурного подхода в искусствоведении и этнографии, в центре внимания которого оказались педагогические аспекты творчества, выявленные в религиозной культуре. Педагогический потенциал религиозного искусства сегодня только начинает осмысляться, и исследования подобного рода носят скорее описательный характер, а не аналитический. Такими исследованиями являются работы В. Н. Волкова, А. П. Орловой, М.Н. Стельма-ховича, М. Г. Тайчинова, Е. П. Христовой.

Выделенные выше аспекты изучения профессионального творчества в различных гуманитарных науках указывают на степень научной разработанности проблемы и позволяют отметить, что избранное нами направление исследования — развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи — дает возможность осмысления механизмов преемственности и совершенствования современного педагогического процесса в высшей школе. Данный спектр нерешенных проблем обусловил выбор предметного поля исследования, его цели и задачи.

Наиболее сложной методической проблемой современной педагогической практики является проблема всеобщей обучаемости студентов художественной деятельности. Действительно, алгоритм обучения всех студентов продуктивному художественному творчеству в современном образовании не найден. Тезис о том, что каждый человек является творцом и художником, до сих пор остается абстрактным и априорным постулатом педагогической практики вследствие отсутствия технологии его реализации. Другой наиболее значимой проблемой, возникающей в процессе обучения изобразительному искусству, является утрата мотивации к художественному творчеству. Решение данной проблемы представляется автору наиболее существенным шагом в развитии технологии обучения изобразительному искусству. Без осмысления данной проблемы тезис о всеобщей обучаемости изобразительному творчеству остается практически нереализуемым.

В современной педагогической практике эстетическое воспитание и художественное развитие студентов реализуются либо в форме освоения узкопрофессиональных умений и навыков (так называемая художественная грамотность), либо в форме информационного энциклопедизма. Однако мно-гознание не развивает художественные способности, а узкий профессионализм не способствует личностному творчеству. При художественной информированности и владении конкретными навыками изобразительной деятельности студенты подчас демонстрируют неразвитое художественное мышление и воображение, ограниченность творческого потенциала.

На наш взгляд, проблема заключается в отсутствии четких механизмов включения студентов в процесс культурного диалога. По крайней мере, подобный процесс не связывается с личностным развитием человека, за рамками внимания остается субъективный мир, потребности, интересы самого индивида, его самодеятельное мышление и чувствование не включаются в процесс культурного диалога.

Проблема развития культурного диалога применительно к практике обучения художественной деятельности состоит, по нашему мнению, в разработке технологии профессионального творчества студентов.

Итак, очерченное проблемное поле определяет авторскую исследовательскую стратегию и искомую структуру противоречий познания и педагогической практики. Противоречия всеобщности и индивидуальности в творческом процессе, художественной традиции и современности, знания и ценности, мира культуры и жизненного мира молодого человека, творческого и репродуктивного в самодеятельной практике студентов определяют основные направления разработки предлагаемой авторской технологии художественного образования.

Выбор темы исследования, ее практическая значимость и педагогический смысл определяются проблемой формирования ценностного самосознания и навыков профессионального творчества студентов.

Объект исследования — профессиональное творчество студентов на основе изучения традиций древнерусской иконописи.

Предмет исследования — процесс формирования, развития и совершенствования профессиональной деятельности студентов на занятиях живописи.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка технологии развития профессионального творчества студентов, обучающихся декоративноприкладному искусству.

Гипотеза исследования — профессиональное творчество студентов получит наиболее полное развитие, если будет основываться на опыте, средствах и традициях русской иконописи XTV-XV веков, на модели и технологии творческой деятельности студентов.

Достижение сформулированной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач: разработать технологию обучения профессиональному творчеству студентов, опираясь на опыт русской иконописной школывыделить традиции самоопределения личности в педагогическом наследии русской иконописной школы XIV—XV вв.ековрассмотреть модель развития профессионального творчества студентов в процессе обучения иконописиопределить цели и задачи опытно-экспериментальной работы по созданию условий для преемственности традиций самоопределения личности на основе технологии обучения студентов древнерусской иконописи.

Методологической основой исследования является методология культурно-исторического подхода к познанию социальных явлений, духовного генотипа народа, который влияет на культуру, образование и воспитание. Изучение культурологического контекста древнерусской эпохи делает необходимым обращение к трудам таких историков, как А. В. Арциховский,.

A.Н Афанасьев, В. И. Даль, А. А. Коринфский, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и др.

На формирование общей методологической концепции большое влияние оказали идеи о самоценности человеческой личности, ее свободе, целостности и творческой природе, развитые в отечественной философии и педагогике (Н.А. Бердяев, И. А. Ильин, П. И. Ковалевский, А. Ф. Лосев, B.C. Соловьев, В. Н. Сорока — Росинский, Е. Н. Трубецкой, К. Д. Ушинский,.).

В работе реализуется принцип системного подхода к познанию профессионального творчества и механизмов его развития (выделяются основания структурного многообразия видов профессионального творчества, их иерархия, морфология, характер связей, этапы развития). В системном исследовании процессов творчества автор опирался на работы И. В. Блауберга,.

B.Н. Кузьмина, В. Н. Садовского, А. И. Уемова, Э. Г. Юдина.

В диссертации реализуются также принципы аксиологического, ценностного подхода к пониманию природы творческой деятельности. Формирование ценностной сферы самосознания рассматривается автором в качест.

10 ве основы творческого самоопределения и определяющего условия личностной самореализации. Произведения, И. А Ильина, Н. О. Лосского, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка существенно повлияли на выработку авторского взгляда на исследуемую проблему.

В ходе теоретической и практической работы использовались следующие методы исследования: метод наблюдений, экспериментальный метод, методы системного анализа, педагогического моделирования и проектирования, социологические методы (анкетирование, тестирование, интервью, контент-анализ документов и т. д.). Фактологическую основу исследования составили труды по истории цивилизаций и искусствоведению (М.В. Алпатов, Н. А. Барская, А. В. Бобров, Д. Ф. Говинский, Н. А. Дмитриева, В. И. Касиян, В. Н. Лазарев, Н. В. Покровский, Е. И. Соколов и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана модель развития профессионального творчества и технология его освоения студентами.

2. Представлена историческая реконструкция самобытной системы воспитания и образования в отечественной иконописной школе живописи.

3. Создана экспериментальная модель реализации традиций древнерусской педагогики в современном образовательном процессе.

4. Выявлены психолого-педагогические особенности развития профессионального творчества студентов на опыте освоения древнерусской иконописи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автор разрабатывает технологию моделирования процесса обучения профессиональному творчеству и реализует ее в процессе педагогического эксперимента.

Практическая значимость исследования заключается в создании новой учебной программы и технологии обучения изобразительному творчеству. Разработанная методика может быть использована для подготовки преподавателей декоративно-прикладного искусства. Автором разработаны конкретные рабочие программы по курсам живописи, декоративной живописи и иконописи. Материалы и выводы, сделанные в диссертации, особенно в ее экспериментальной части, могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены диссертантом на научных и научно-практических конференциях: Российской научно-практической конференции «Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (Екатеринбург,.

1997), научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 1997), 3-й научно-практической конференции молодых ученых и специалистов УГППУ «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1997), конференции «Воспитание духовности» (Екатеринбург, 1998), 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул,.

1998).

Результаты данного исследования отражены в 10 научных публикациях, рабочих программах и методических указаниях к практическим занятиям по живописи для студентов вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное творчество, не являясь отдельным видом деятельности, характеризует ее социальное качество и требует специальной под.

12 готовки, соответствующего уровня образования и социальной компетентности.

2. Процесс обучения профессиональному творчеству студентов является технологией моделирования духовного содержания социальных явлений и предстает как культурно-исторический диалог, способ личностной коммуникации в контексте культуры.

3. Модель профессионального творчества студентов представляет собой операциональную систему деятельности с определенной последовательностью (алгоритмом) практических действий.

4. Традиции обучения художника, сложившиеся в древнерусской иконописи XIV—XV вв.еков, являются основой формирования системы знаний, умений и навыков профессионального творчества педагогов-художников.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 171 страница, библиографический список включает 230 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринятая в диссертации разработка модели и поэтапной техноло.

• гии обучения профессиональному творчеству позволяет сделать следующие основные выводы:

Первое. В работе в систематическом виде раскрыты методологические проблемы профессионального творчества. Автором развивается деятельност-ная концепция профессионального творчества. В качестве его субстанциональной основы рассматривается творческая самодеятельность, раскрывающая природу и сущность творчества как такового и профессионального в частности. Определено понятие «творчество», выделена генетическая основа творческой деятельности и ее всеобщая форма. В качестве таковой выступает самодеятельность как универсальная исходная «клеточка» развития всего многообразия форм профессионального творчества. Определена сущность профессионального творчества и раскрыто его содержание. Выделены критерии профессионального творчества.

Второе. Раскрыты сущностные характеристики профессионального творчества: целостность, универсальность, культурно-историческая определенность, органическая связь с развитием личности. Выделены социально-значимые качества субъекта творчества, дано определение творческих сил и способностей человека, а также представлена их структура и основные формы реализации.

Третье. Раскрыт педагогический потенциал древнерусской иконописи и осуществлена реконструкция данной традиционной системы обучения художественному мастерству, сохраненная в отечественной культурной традиции. Автором выявляются исторические начала отечественной педагогики, ее ценностные и мировоззренческие основы. Обращение к опыту обучения иконописи позволяет сделать вывод о ценностно-смысловом основании всей отечественной педагогики.

Четвертое. В работе впервые в систематическом виде дан критический анализ существующих технологий обучения изобразительному творчеству.

Рассмотрены такие обучающие технологии, как «Графическая грамотность» Н. С. Ростовцева, «Диалог культур» B.C. Библера, «Полихудожественный образ» Б. С. Юсова и «Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры» Б. М. Йеменского. Раскрыты недостатки и достоинства представленных программ.

Пятое. Раскрыты особенности личностного и профессионального самоопределения студентов в контексте древнерусской культуры. Использование опыта древнерусской иконописи позволило решить ряд актуальных проблем современного педагогического процесса. К таковым можно отнести: ценностно-нравственное становление личности студента, сохранение и преемственность традиций, высокий профессионализм и технологичность в обучении. В работе реконструирована система обучения по типу творческих мастерских, основанная на принципах коллективности, сотворчества и культурного диалога учеников и мастера.

Шестое. В диссертации представлена инновационная личностно-ориентированная технология обучения художественному мастерству. В основании данной технологии лежат принципы культурно-исторической определенности профессионального творчества, деятельностной сущности человека, процессуальное&tradeи продуктивности творчества, универсальности и целостности его механизмов.

Седьмое, в! работе разработана операциональная модель профессионального творчества студентов, представляющая собой ряд последовательных этапов, операций и приемов, и позволяющая студенту освоить художественный алгоритм творческой деятельности. В модели выделяются пять основных этапов творческой деятельности: целевой, организационный, операциональный, оценочный и личностный. Структурная модель дополняется моделью функциональной, где фиксируются противоречия творческой деятельности, свойственные каждому из этапов творчества.

В модели выделяются на основании характера деятельности и конечного продукта несколько уровней творчества: репродуктивный, аналитический, технологический и продуктивный.

Восьмое. На основе предлагаемой модели разработана профессио-грамма — система требований к знаниям, умениям и навыкам, необходимым преподавателю живописи.

Девятое. Разработана технология развития профессионального творчества студентов. Центральным звеном авторской технологии явилась система поэтапного обучения профессиональному мастерству. Поэтапная технология овладения мастерством позволила достичь всеобщей обучаемости студентов, дала возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Десятое. В ходе реализации модели профессионального творчества был проведен педагогический эксперимент, показавший значительный рост творческого потенциала у студентов экспериментальной группы, выразившийся в создании собственного авторского стиля и формотворчества, повышении самостоятельности и самоконтроля в оценке и проектировании своей творческой деятельности. В процессе опытно-экспериментальной работы была разработана система критериев результативности деятельности студентов, их оценки и самооценки, система творческих заданий и карт самооценок студентов, пакет тестов и анкет по текущему мониторингу, разработан компонентный анализ профессионального творчества студентов.

Теоретические и практические выводы диссертации и педагогического эксперимента имеют важное значение для развития методологии исследования профессионального творчества, технологии обучения художественному мастерству в вузах. Полученные результаты могут быть реализованы в работе психологов, педагогов и искусствоведов. Положения работы могут быть использованы при проведении социологических и педагогических исследований профессиональной деятельности людей, разработки критериев ее эффективности, а также совершенствования современного педагогического процесса в высшей школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: Теоретико-методологические аспекты. -М., 1984.- 198 с.
  2. В.М., Тургунова Б. Д. Новые исследования психологии творчества // Вопр. психологии. 1985. — № 3. — 84 с.
  3. А.Г., Закин P.M., Зонненшталь Е. М. Рисунок и живопись. М., 1961.-240 с.
  4. Н.Г., Пономарев Я. А., Семенов И. Н. Психологические исследования творчества // Вопр. психологии. 1979. — № 3. — 88 с.
  5. М.В. Древнерусская иконопись. М., 1984, — 330 с.
  6. М.Ф. Феофан Грек. М., 1990, — 340 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988, — 168 с.
  8. В .И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1994. — 236 с.
  9. А.В. Психология изобразительного творчества. Киев, 1978.- 174 с.
  10. Ю.Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре. М., 1973.-74 с.
  11. П.Ауэр К., Фрилинг Г. Человек, цвет, пространство. М.: Стройиздат, 1973, — 224 с.
  12. А.Г. Системность и общество. М.: Политизат 1980. — 148 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 241 с.
  14. А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.- 160 с.
  15. Н.А. Пути к древнерусской живописи // Дет. лит. 1992. № 7.-65 с.
  16. Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993, — 221 с.
  17. ЕЯ. Психология художественного творчества.- М., 1985.-235 с.
  18. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969. — 81 с.
  19. Г. С. Творчество и рациональность // Человек, творчество, наука. -М., 1967.-230 с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 270 с.
  21. Г. В. Живопись: Учеб.- М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1985.-280 с.
  22. B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Педагогический процесс в профтехучилище: Текст лекций / Свердл. инж. пед. ин-т. — Свердловск, 1990, — 144 с.
  23. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  24. А.С. Основы возрастной педагогики: Материалы экспериментального курса: В 2 ч. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1992. -4.1.-73 с.--4.2.-85 с.
  25. А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографи-ческим методом проекций. Материалы лекций. / Урал. гос. пед ин-т Екатеринбург. — 1997, — 87 с.
  26. Н.А. Самосознание,-М.: Междунар. отношения, 1990.-289 с.
  27. Бердяев Н. А Смысл истории. М., 1990. — 345 с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, — 365 с.
  29. B.C. Мышление как творчество. М.: Политизат 1975, — 356 с.
  30. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М. — 320 с.
  31. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования. М.: Рос. открытый ун-т, 1994. — 340 с.
  32. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М" 1973.-294с.
  33. М.А. Творчество в науке и технике. Пг., 1929. — 389 с.
  34. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб.: Мифрил, 1995, — 256 с.
  35. М.В. Художественная информация в контексте творческого мышления // Вести. МГУ. 1995. — № 1. — 80 с.
  36. Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. // Сборник на 1866 год, изданный обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1866.- 205 с.
  37. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. — 285с.
  38. Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982, — 286с.
  39. Н.Ю., Зинченко В. П. Формирование зрительного образа. М., 1969.-364 с.
  40. . Живопись и ее средства. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.-232с.41 .Виннер А. В. Как пользоваться темперой. М.: Искусство, 1951,286 с.
  41. .Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970.- 591 с.
  42. А. Опыт начертания общей теории изящных искусств. М., 1823.
  43. Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.-368 с.
  44. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.-344 с.
  45. Н. Вехи русской религиозной осметики //Философия русского религиозного искусства. М., 1993. — 289 с.
  46. А. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск: Новосибир. кн. изд-во, 1989. — 127с.
  47. М.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1984. 239 с.
  48. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль 1974. -Т. 1.452 с.
  49. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа — Пресс, 1995. — 325 с.
  50. Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1994,126 с.
  51. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979, — 365 с.
  52. Д.Ф. История русских школ иконописания до конца ХУЛ века. Спб., 1856, — 458 с.
  53. А.П. Из истории древнерусской иконописи. М., 1897,489 с.
  54. С.С. Творчество как философская проблема // Творчество и социальное познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1982. — 354.
  55. А. Русская икона, как искусство живописи. М., 191 798 с.
  56. A.JI. Психология: личность, творчество, регуляция состояний: В Зч. М.: Магистр, 1992, — 318 с.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  58. Г. А. Творчество и диалектика М.: Наука 1976, — 157 с.
  59. Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М. Искусство, 1963. — 98 с.
  60. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или наставления в живописном искусстве. 1701—1733 год. М., 1995, — 253 с.
  61. Дионисий. Образ и цвет. М.: Изобраз. искусство, 1972. — 38с.
  62. Н.А. Возникновение художественной школы в Москве // Искусство. 1947. — № 5, — 72 с.
  63. М.М. Методика формирования профессиональной самостоятельности учащихся ПТУ в процессе производственного обучения электросварщиков: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Казань, 1990, — 20 с.
  64. Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970, — 122 с.
  65. Живопись: Учеб. пособие для вузов / Бесчастнов Н. П. и др. М.: Легпромбытиздат, 1993, — 189 с.
  66. И.А., Соколов Е. Н. Психология цветового зрения. М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1989, — 96 с.
  67. Икона древней Руси XI XVI веков. Альбом. — СПб.: Художник Рос сии, 1993, — 89 с.
  68. B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981. — 89 с.
  69. И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: в 2 т. М., 1993. — Т. I: Русская книга. — 298 с.
  70. .В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. О композиции. М., 1959. — 134 с.
  71. Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. -М&bdquo- 1979, — 279 с.
  72. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 342 с.
  73. . Я.А. Избр. соч. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  74. С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи. Психология рисунка и живописи. М., 1954.- 274 с.
  75. П.Ф. Образовательный процесс как развитие способностей//Избр. пед.соч. М.: Педагогика, 1982. — 368с .
  76. А.В. Дидактика и методы на уроках рисования.-Л., 1959,174 с.
  77. .М. О процессах научного творчества // Художественное и научное творчество. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972.- 128 с.
  78. Кершенштейнер. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.-194 с.
  79. Д.И. Техника живописи. М.- JL: Искусство, 1950. — 502 с.
  80. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959, — 304 с.
  81. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1998.140с.
  82. Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. М.: Центр гуманит. информатики «ИнфоАрт», 1991, — 111 с.
  83. JI.H. Социальные силы человека. /У Фшюе. науки. 1981. — № 6−46 с.
  84. Я.А. Великая дидактика. М., 1939. Т.1. — 273 с.
  85. Н.А., Медянский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. — 446 с.
  86. А.С., Уткин А. П. Икона (секреты ремесла). М.: Стайл, А ЛТД, 1993, — 128 с.
  87. В.В., Леднев B.C., Полонский В. М., Штульман Э. А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. М.: ВАИ, 1990. — 22 с.140
  88. О. Н. Философские аспекты воспитания / Под ред. Л. И. Новикова. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.- 194 с.
  89. B.C. Методика обучения изобразительному искусству в школе, М.: Просвещение, 1979. — 245 с.
  90. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972. 286 с.
  91. А. Икона и техника уничтожения // Москва.- 1990.- № 1.-161 с. 97 .Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития. Бийск, 1993, — 179 с.
  92. В.Н. Андрей Рублев и его школа // История русского искусства. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т.З.- 348 с.
  93. В.Н. Московская школа иконописи,— М.: Искусство, 1980.-235с.
  94. В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1976. -204 с.
  95. В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство 1961, — 134 с.
  96. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: Изогиз, 1934.- 186 с.
  97. А.Н. Некоторые проблемы психологии и искусства. // Избр. психол. произв. -¦ М., 1983. Т.2. — 440с.
  98. И.Л. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знамя, 1980, — 248 с.
  99. М.А. Реализм древнерусского искусства // Художник. -1988. № 6, — 64 с.
  100. Д.С. Великий путь. М.: Современник, 1987. — 187 с.
  101. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995, — 236 с.
  102. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 125 с.
  103. Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1980, — 184 с.
  104. ПО. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. // Собр. соч.: М.: Педагогика, 1957 — т.1. — 368 с.
  105. В. А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру. М.:3нание, 1986, — 63 с.
  106. А.М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психол. журн. 1984. — Т.5. — № 1. — 65 с.
  107. А. Предшественники Андрея Рублева // Родина. 1996.-№ 4.-84 с.
  108. .С. НТР и возможности теории творчества // НТР и развитие художественного творчества. JL, 1980, — 189 с.
  109. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.- 214 с.
  110. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. — 237 с.
  111. Е.В. Библиографический поиск в научной работе. М.: Книга, 1982. — 248с.
  112. Методика преподавания спец. дисциплин в художественных вузах: Сб. по учеб.- метод, вопросам / Акад. худ. СССР. Л., 1988. — 86 с.
  113. Н.М. Выдающиеся русские художники педагоги. — М.: Просвещение, 1991. — 413 с.
  114. Н.М., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956. -316 с.
  115. Н.М., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, rga 1 о, А «lyjo.- 1 он С.
  116. В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. Л., 1967.- 114 с.
  117. А.Я. Инновации в образовании / Ин-т развития проф. образования МО России, Челяб. филиал. Челябинск, 1995. — 288 с.
  118. А.Я. Методология и методика научного исследования. Челябинск, 1993. ~ 53 с.
  119. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве ХЗХ начала XX вв. — М.: Искусство, 1 991 396 с.
  120. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.-255 с.
  121. В.М., Смирнов Г. Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978. — 98 с.
  122. Г. В., Романенко В. Н. Самостоятельная работа студентов // Высш. образование в России. 1992. — № 3. — 26 с.
  123. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. — М., 1960. — 216 с.
  124. В. И. История русского искусства. Берлин, 1923,89 с.
  125. Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1983.-214 с.
  126. М. Персонажи и предметный фон (Взаимоотношения личности и мира в древнерусской живописи) // В о пр. искусствознания. 1994. -№ 2.-131 с.
  127. А.П. История русского искусства древней Руси. М., 1924, — 98 с.
  128. О методах творчества. // Художник.- 1978.-№ 10.-62 с.
  129. О церковном искусстве сегодня // Творчество. -1991. № 1. — 24 с.
  130. Образ древнерусского храма в русском народном искусстве // Эт-ногр. обозрение.- 1992. № 5. — 124 с.
  131. В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. = Я., 1974. 289 с.
  132. Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1983, — 238 с.
  133. Ю.А. Иконописные формы как формулы синтеза. М.: Учпедгиз, 1926. 165 с.
  134. Г. И. О художественном образовании учителя рисования. Л. Д 961. — 98 с.
  135. Е. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1976.- 179 с.
  136. Д.М. Самостоятельное обучение основам изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1962, — 64 с.
  137. С.А. Материалы и техника монументально-декоративного искусства. М.: Сов. художник, 1975, — 64 с.
  138. Л. П. Новая полная школа самообучения живописи. Теория, дидактические и методические заметки и правила к школе черчения и рисования. М.: Мысль, 1888.- 348 с.
  139. А.И. Творческий потенциал социального субъекта // Творчество в научном познании. Минск, 1976. — 262 с.
  140. К.К. Проблема способностей. М., 1972. — 264 с.
  141. В. А Мировоззрение Андрея Рублева. Древнерусская живопись как исторический источник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.- 184 с.
  142. В.А. Об иконографии единоличных изображений в стенописи А. Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире. М., 1966,-218 с.
  143. Н.В. Очерки памятников христианского искусства и1. Чсиконографии. М., 1910. — 94 с.
  144. Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М., 1890. — 108 с.
  145. А. Самостоятельная работа условие стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов // Дошкольн. воспитание. — 1995. — № 4. — 64 с.
  146. Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества // Психол. журн. 1986. — Т.7. — № 2. — 46 с.
  147. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  148. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976, — 303 с.
  149. Я.А. Развитие научного творчества в современной психологии // Проблемы научного творчества в современной психологии. -М., 1971 -368 с.
  150. О.С. Искусство Новгорода и Москвы в первой половине XIV века. М.: Искусство, 1980, — 254 с.
  151. Пранг. Элементарный курс преподавания искусств / Пер. с англ. А. Смирнова. Спб.: Вестник учителей рисования, 1901, — 98 с.
  152. Проблемы эвристики / Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1969. — 272 с.
  153. Психология становления педагога профессиональной школы. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.- 89 с.
  154. Псковская икона XIII—XIV вв./ Авт.-сост. И. С. Родникова. М., 1990, — 48 с.
  155. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М., 1978.- 189 с.
  156. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Me ж вуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. ин-т культуры. М., 1984. — 146 с.
  157. В.И. Искусство видеть. М.: Знание, 1973.- 98 с.
  158. .В. Геометрические загадки древнерусской живописи. М., Просвещение. 1984. — 198 с.
  159. .В. Логика троичности // Вопр. философии. 1993. -№ 3. — 70 с.
  160. В.В. Психология организации учебного материала и успешность обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967.- 18с.
  161. Д.А. История русской школы иконописания до конца XVII в.// Зап. Император, археолог, о-ва. Спб., 1856. — Т.8.- 564 с.
  162. Н.В. Ростово-суздальская живопись XII-XV! вв. М., 1967, — 184 с.
  163. Г. М., Хаматнуров Ф. Г. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997, — 135 с.
  164. Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982.- 235 с.
  165. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974, — 238 с.
  166. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика 1989, — 189 с.
  167. Ю.А. Кузьма Петров-Водкин. Л.: Аврора, 1986, — 128с.
  168. Русская икона. М.: Изобраз. искусство, 1994.- 64 с.
  169. Х.Ф. Человек как социологическая проблема. Казань, 1972.-238 с.
  170. В.Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974. — 276 с.
  171. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высш. образование в России. 1995. — № 2.-145 с.
  172. А.П. Курс рисования. Спб., 1879. — 148 с.
  173. И.П. Исследования о русском иконописании. Спб, 1849. — Кн. 2, — 238 с.
  174. И.Ф. Очерки русского иконописания. Спб., 1910.79 с.
  175. В.Д. Педагогический процесс (социально педагогический аспект): Текст лекций. Свердловск: Изд-во Урал. Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1990. — 96 с.
  176. В.Д. Народная педагогика как вид духовной культуры общества // Духовное производство и народная культура. Свердловск, 1988, — 356 с.
  177. В.Н. Дорогами старых мастеров. М., 1982, — 168 с.
  178. Сериков В В. Личностный подход в образовании- концепция и технология. Волгоград: ВГПКД994. — 214 с.
  179. Г. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. М.: Искусство, 1950, — 214 е.
  180. . Техника живописи: Живописные материалы. М.: Акад. художеств СССР, 1976. — 238 с.
  181. Л.И. Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: Магистр, 1996. — 186 с.
  182. Г. Б. Живопись: Учеб. пособие для худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975. — 143 с.
  183. Э.С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV век. М.: Наука, 1982, — 146 с.
  184. И.С. Проблема человека в марксистско-ленинской философии и эстетике. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 98 с.
  185. Е.И. Фигура человека в живописи: фигура в декоративном окружении, фигура декоративное решение: Учеб. пособие — МВХПУ, М., 1988.-70 е.: ил.
  186. М.Н. (монахиня Иулиания). Техника иконописи. М.: Православ. кн., 1992. — 84с.
  187. Сорока-Росинский В. Н. Национальное и героическое в воспитании // Духовные основы русского национального воспитания: Хрестоматия. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 348 с.
  188. А.Г. О творческой силе человеческого разума: Послесловие// Гиргинова Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 352 с.
  189. Н.М. и др. Управление, моделирование, прогнозирование: Пер. с болг. М.: Наука, 1972. — С.91−92.
  190. Стоглав (Собор, бывший в Москве при Великом государе и Великом князе Иване Васильевиче (в лето 7659)).- Спб.: Воскресение, 1997.-247 с.
  191. П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964.= 168 с.
  192. В. А. О воспитании. М.: Просвещение, 1976. — 220 с.
  193. В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987.187с.
  194. Н.П. Искусство средневековой Руси // История всех времен и народов. JL, 1924. — Вып. 4, — 89 с.
  195. О.И. Ценностный смысл творчества // Вопр. философии.-1981,-№ 6, — 64 с.
  196. М.Г. Религиозная культура и воспитание. Педагогика. — 1995. -№ 2.-243 с.
  197. В.В. Материалы и техника живописи. М.: Изд-во Акад. художеств, 1962, — 207 с.
  198. Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1989, — 189 с.
  199. Е.Н. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи. М.: СП «Интерпринт», 1990, — 44 с.
  200. Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982.-287 с.
  201. .А. О семиотике иконы,— М.: Просвещение, 1993.- 222 с.
  202. В., Успенский М. Заметки о древнерусском иконопи-санни. Известные иконописцы и их произведения (св. Алимпий и А. Рублев). -Спб., 1901.-64 с.
  203. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.- 169 с.
  204. К.Д. О народности в общественном воспитании. Духовные основы русского национального воспитания: Хрестоматия. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та 1994, — 348 с.
  205. П.А. Храмовое действо как синтез искусств.// Фло-ренсий П. У водоразделов мысли. Париж, 1985. — Т 1.-324 с.
  206. Флоренсий П. А Путь и средоточение // Собр. соч. М.: Изд-во Правда, 1990, — Т.2. — 356 с.
  207. С.В. Непостижимое // Соб.соч.,. М., 1990, — Т.1. = 237 с.
  208. JI. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-289 с.
  209. М. Письма к начинающему художнику. М.: Искусство, 1956, — 56 с.
  210. Христианство: Энцикл. слов.-М.: Большая Рос. Энц., 1993.-Т.2.-348с.
  211. Е.П. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Сов. педагогика. 1989. — № 7. — 40 с.
  212. Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высш. образование в России. 1993. — № 4. — 64 с.
  213. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953.- 308 с.
  214. В. и др. О самостоятельной работе студента // Вестн. высш. шк. 1990. — №½.
  215. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: Алеф. Гуманитарный центр, 1993. — 265 с.
  216. А.Т., Харин Д. А., Петрущик И. А. Отражение и творчество: Социальная природа творчества // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. — Т. 1.- 364 с.
  217. В.Н. Московская иконопись М., 191 189 с.
  218. П.К. Теория творчества. Спб, 1910.- 148 с.
  219. К., Ричель Г. Практический самоучитель изящных искусств. Спб.- М., 1873, — 84 с.
  220. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высш. шк., 1982. — 145 с.
  221. Юнг К. Г. Архетип и символ. М&bdquo-: Ренессанс, 1991.- 286 с.
  222. Юон К.Ф. О художественном образовании и воспитании. М.: Искусство, 1947. — № 4, — 64 с.
  223. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М., 1980.-264 с.
Заполнить форму текущей работой