Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Улучшение экологических показателей дизеля 4Ч 11, 0/12, 5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для п = 1700 мин" 1 и оптимальных установочных УОВТ максимальное значение теоретической расчетной массовой концентрации Стах МТЭ теор сажи в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,291 г/м3 при Фсшах мтэ теор = 4,0° п.к.в после ВМТ, а при работе на ДТ Стахдтте0р = 1,66 г/м3 при фсшахдттеор = 2,0° п.к.в после ВМТ, т. е. снижается в 5,7 раза. Выходное теоретическое расчетное значение Свых… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Влияние отработавших газов дизелей на окружающую среду
    • 1. 2. Методы снижения сажесодержания в отработавших газах дизелей
    • 1. 3. Снижение содержания сажи в отработавших газах дизелей при применении метанола
    • 1. 4. Модели строения сажевых частиц
    • 1. 5. Теории образования и выгорания сажи
      • 1. 5. 1. Низкотемпературный фенильный механизм (НТФМ)
      • 1. 5. 2. Высокотемпературный ацетиленовый механизм (ВТАМ)
      • 1. 5. 3. Теория концентрации молекул Сг и свободных атомов С
      • 1. 5. 4. Теория образования сажи по цепному радикальному процессу
    • 1. 6. Выгорание сажи
    • 1. 7. Задачи исследований
  • 2. ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫГОРАНИЯ ЧАСТИЦ САЖИ В ЦИЛИНДРЕ ДИЗЕЛЯ 44 11,0/12,5 ПРИ РАБОТЕ НА МЕТАНОЛО-ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ
    • 2. 1. Зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля
  • 44. 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии
    • 2. 2. Химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии
    • 2. 3. Математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии

    2.4. Результаты теоретических расчетов массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и метаноло-топливной эмульсии в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала

    3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

    3.1. Методика проведения стендовых исследований по улучшению экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 путем применения в качестве альтернативного топлива метаноло-топливной эмульсии

    3.1.1. Общая методика исследований

    3.1.2. Методика исследований свойств метаноло-топливных эмульсий с присадками целенаправленного действия

    3.2. Особенности экспериментальной установки, приборов и оборудования для исследования рабочего процесса дизеля при работе на метаноло-топливной эмульсии

    3.3. Методика обработки результатов исследований. Ошибки измерений

    4. УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ 44 11,0/12,5 ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАНОЛО-ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

    4.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные, экологические и показатели рабочего процесса дизеля

    44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ

    4.1.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ

    4.1.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ

    4.1.3. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания, массовую и относительную концентрацию сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ

    4.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные и экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки

    4.2.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки

    4.2.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала

    4.2.3. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки

    4.2.4. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала

    4.3. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля 44 11,0/12,

    4.3.1. Изменение показателей процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии в зависимости от угла поворота коленчатого вала

    4.4. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля

    44 11,0/12,5 в зависимости от режимов работы

    4.4.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля

    44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки

    4.4.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержания в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения

    5. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАНОЛО-ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 44 11,0/12,5 144 ОБЩИЕ

    ВЫВОДЫ

Улучшение экологических показателей дизеля 4Ч 11, 0/12, 5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос энергетического обеспечения жизнедеятельности общества.

Энергетические потребности практически полностью удовлетворяются за счёт ископаемых топлив, главным образом нефтяных. Основы транспортной энергетики — дизели, имеющие достаточно хорошие технические, экономические и экологические характеристики, широко применяющиеся в различных отраслях народного хозяйства. Запасы нефтяных топлив ограничены, а потребление их растёт, цены постоянно подвержены колебаниям, средняя кривая цен неуклонно идёт вверх, и это вполне естественно, поскольку добыча и переработка нефти становятся дороже, а спрос растёт быстрее, чем предложение. В связи с этим возникает вопрос использования альтернативных и, в особенности, возобновляемых, экологически безопасных видов топлива.

В соответствии с концепцией развития отечественного автомобилестроения, одобренной Правительством РФ, на период до 2010 г. приоритетным направлением является использование альтернативных видов топлива, таких как природный газ, водород, метанол и др. [101].

Одним из перспективных альтернативных источников моторного топлива (МТ) является метиловый спирт или метанол (СНзОН). Спирт имеет ряд преимуществ по сравнению с ДТ.

Наиболее простым, дешевым и доступным способом применения метанола в качестве МТ в существующих дизелях в настоящее время является его использование в виде эмульсии. Указанный способ позволяет экономить дизельное топливо (ДТ) и может быть реализован в двигателях, уже находящихся в эксплуатации.

Анализ результатов научных исследований показывает, что зарубежными и отечественными исследователями разработаны предпосылки, проведены экспериментальные работы на базе высококачественной измерительной техники по экологическим исследованиям дизелей. Имеются работы по исследованию возможности использования в дизелях.

При проведении исследований по улучшению экологических показателей дизелей необходимо уделять внимание снижению содержания сажи в отработавших газах (ОГ). Сажа, попадая в атмосферу, создает ощущение загрязненности воздуха, тем самым, ухудшает видимость, проникает в легкие и оседает в них, вызывая заболевания носоглотки и легких. Поэтому задача снижения содержания сажи в ОГ дизелей является актуальной задачей и на сегодняшний день далеко не решенной.

Цель исследований. Улучшение экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов.

Объект исследований. Дизель 44 11,0/12,5 (Д-240) жидкостного охлаждения производства ММЗ (г. Минск), с камерой сгорания типа ЦНИДИ, работающий на альтернативном топливе — метаноло-топливной эмульсии.

Научная новизна работы. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения метаноло-топливной эмульсии на процессы образования и выгорания сажи, экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.

Зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.

Химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.

Математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.

Результаты теоретических расчетов массовой концентрации сажи в цилиндре и отработавших газах дизеля 44 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и метаноло-топливной эмульсии.

Рекомендации по улучшению экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 путем снижения дымности отработавших газов при работе на метаноло-топливной эмульсии. .

Практическая ценность работы и реализация результатов исследований. Материалы диссертации используются в учебном процессе Вятской и Нижегородской государственных сельскохозяйственных академий, Чебоксарском политехническом институте (филиале) Московского государственного открытого университета при чтении лекций, выполнении курсовых работ и дипломном проектировании для студентов, обучающихся по специальностям 110 301 и 190 601.

Экономия денежных средств от перевода дизеля 44 11,0/12,5 работающего на альтернативном моторном топливе — метаноло-топливной эмульсии, составляет 48 142 руб. на 1 мобильное энергетическое средство при средней наработке 500 мото-часов в год.

Связь с планами научных исследований. Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой № 24 плана НИР Вятской ГСХА на 2006.2010 г. г. (номер государственной регистрации в ВНТИЦентре 01.2.006.09891).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения метаноло-топливной эмульсии на процессы образования и выгорания сажи, экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.

2. Зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.

3. Химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.

4. Математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.

5. Результаты теоретических расчетов массовой концентрации сажи в цилиндре и отработавших газах дизеля 44 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и метаноло-топливной эмульсии.

6. Рекомендации по улучшению экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 путем снижения дымности отработавших газов при работе на метаноло-топливной эмульсии.

Апробация работы. Основные результаты и материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались: на I и II Всероссийских научно-практических конференциях «Наука — Технология — Ресурсосбережение», 2007, 2008 гг. (Вятская ГСХА, г. Киров) — I, II и III Международных научно-практических конференциях «Наука — Технология — Ресурсосбережение», 2009.2010 гг. (Вятская ГСХА, г. Киров) — Международных научно-практических конференциях «Энергетика предприятий АПК и сельских территорий: состояние, проблемы и пути решения» 2009, 2010 гг. (Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург) — 7, 8 и 9 городских научных конференциях аспирантов и соискателей «Науке нового века — знания молодых», 2007.2009 гг. (Вятская ГСХА, г. Киров) — I Всероссийской научной конференции аспирантов и соискателей «Науке нового века — знания молодых», 2010 г. (Вятская ГСХА, г. Киров) — XV и XVI Туполевских чтениях: Международной молодежной научной конференции 2007, 2008 гг. (Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, г. Казань) — IX, X, XI и XII Международных научно-практических конференциях «Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства». (Мо-соловские чтения), 2007.2010 гг. («Марийский ГУ», г. Йошкар-Ола) — X Международной научной школе «Гидродинамика больших скоростей», Международной научной конференции «Гидродинамика. Механика. Энергетические установки», посвященной 145-летию со дня рождения академика А. Н. Крылова. 2008 г. (4ебоксарский политехнический институт (филиал) МГОУ, г. 4ебоксары) — 5 Всеросийских научно-технических конференция «Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики «АНТЭ» 2009 г. (Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, г. Казань).

Публикации результатов исследований. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 25 печатных работах, включая монографию объемом 8,94 п.л., две статьи в журнале, входящем в перечень ВАК РФ и статьи общим объемом 6,5 п.л., в т. ч. в сборниках трудов Международных и Всероссийских конференций опубликовано 20 статей. Без соавторов опубликовано 9 статей общим объемом 5,63 п.л.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании проведенных лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения МТЭ на процессы образования и выгорания сажи, токсические, мощностные и экономические показатели дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ определены значения оптимальных установочных УОВТ: для ДТ — 26° п.к.в., для МТЭ — 23° п.к.в. при сохранения мощностных показателей на уровне серийного дизеля на номинальном режиме работы.

2. На основании теоретических исследований предложены:

— зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии;

— химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии;

— математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.

3. Теоретическими исследованиями рабочего процесса в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на ДТ и МТЭ определены максимальные значения массовой концентрации сажи Стахтсор в зависимости от угла п.к.в.:

— для п = 2200 мин" 1 и оптимальных установочных УОВТ максимальное значение теоретической расчетной массовой концентрации СтахмТОтсор сао жи в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,299 г/м при Фсшах мта теор= 10,0° п.к.в. после ВМТ, а при работе на ДТ Сщахдттеор = 1,423 г/м3, при фсшахдттеор = 4,0° п.к.в. после ВМТ, т. е. теоретическое значение массовой концентрации сажи снижается в 4,8 раза при работе на МТЭ. Выходное теоретическое расчетное значение СВЫХМтэтеор в момент открытия выпускного клапана (фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ) составляет 0,0238 г/м при работе на МТЭ, а при работе на ДТ CBbIXflTTe0p = 0,107, т. е. снижается в 4,5 раза.

— для п = 1700 мин" 1 и оптимальных установочных УОВТ максимальное значение теоретической расчетной массовой концентрации Стах МТЭ теор сажи в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,291 г/м3 при Фсшах мтэ теор = 4,0° п.к.в после ВМТ, а при работе на ДТ Стахдтте0р = 1,66 г/м3 при фсшахдттеор = 2,0° п.к.в после ВМТ, т. е. снижается в 5,7 раза. Выходное теоретическое расчетное значение Свых мтэ теор в момент открытия выпускного клапана (фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ) составляет 0,022 г/м3, а при работе на ДТ Свыхдттс0р = 0,124 г/м, т. е. происходит снижение в 5,6 раза.

4. Экспериментальными исследованиями и расчетным путем определены значения массовой С и относительной г концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения угла п.к.в. при работе на ДТ и МТЭ при оптимальных установочных значениях УОВТ.

Установлено, что на номинальном режиме работы при п = 2200 мин" 1 максимальное значение Стах МТэ расч в цилиндре дизеля при работе на МТЭ со.

•> ставляет 0,315 г/м при фсшах мтэ расч = 10,0 п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение гтахмтэрасч при том же значении угла составляет 0,127 г/кг. При работе на ДТ Стахдтрасч = 1,53 г/м3 при фсшах дт расч = 4,0 п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение rmax Дт расч при том же значении угла составляет 0,62 г/кг. Максимальное значение массовой Стачрасч и относительной гтахрасч концентрации сажи снижаются в 2,5 раза при работе на МТЭ. Выходные расчетные значения С и г в цилиндре дизеля при работе на МТЭ при фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ составляют Свых МТэ расч = 0,025 г/м3, а при работе на ДТ л.

СВых дт расч = ОД 15 г/м. Выходное значение относительной концентрации при работе на МТЭ составляет гвыхмтэрасч = 0,010 г/кг, а при работе на ДТ-0,046 г/кг. Выходные значения массовой Свыхрасч и относительной гвыхрасч концентрации сажи снижаются в 4,6 раза при работе на МТЭ.

При п = 1700 мин" 1 максимальное значение Стахмтэрасч в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,320 г/м при фсшах мтэ расч = 4,0° п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение rmax мтэ расч при том же значении угла составляет 0,129 г/кг. При работе на ДТ максимальное значение СтаХдтРасч в цилиндре 2 дизеля составляет 1,73 г/м при фсшах ДТ расч= 2,0° п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение гтахдтрасч при том же значении угла составляет 0,70 г/кг.

Максимальное значение массовой Стахрасч и относительной гтахрасч концентрации сажи снижаются в 5,4 раза при работе на МТЭ. Выходные расчетные значения С и г в цилиндре дизеля при работе на МТЭ при фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ составляют СВых мтэ расч= 0,024 г/м3, а при работе на ДТ Свых дт расч= 0,129 г/м3. Выходное значение относительной концентрации при работе на МТЭ составляет гвых мтэ расч — 0,009 г/кг, а при работе на ДТ-0,052 г/кг. Выходные значения массовой Свыхрасч и относительной гвыхрасч концентрации сажи снижаются в 5,6 раза при работе на МТЭ.

5. Экспериментальными исследованиями и расчетным путем определены значения массовой С и относительной г концентрации сажи в ОГ дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки. Установлено, что при п = 2200 мин" ', оптимальных установочных УОВТ и ре=0,54 МПа значение.

Л.

СВыХрасч при работе на ДТ составляют 0,115 г/м, а при работе на МТЭ-0,025 г/м. Выходное значение массовой концентрации сажи СВыХраСч снижается в 4,6 раза. Значение гвых расч при работе на ДТ составляет 0,46 г/кг, а при работе на МТЭ — 0,010 г/кг. Выходное значение относительной концентрации сажи гвыхрасч снижается в 4,6 раза. Сопыт снижается с 0,133 г/м3 при работе на ДТ до 0,032 г/м3 при работе на МТЭ, т. е. в 4,2 раза.

6. Экспериментальными исследованиями и расчетным путем определены значения массовой С и относительной г концентрации сажи в ОГ дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения. Установлено, что снижение гвыхрасч при п = 1200 мин" 1 составляет с 0,044 г/кг при работе на ДТ до 0,008 г/кг при работе на МТЭ, т. е. в 5,5 раза. При п = 2400 мин" 1 гвыхрасч снижается с 0,05 г/ru при работе на ДТ до 0,014 г/кг при работе на МТЭ, т. е. в 3,6 раза. Расчетная массовая концентрация сажи Свыхрасч в ОГ при.

1 о п = 1200 мин" снижается с 0,109 г/м при работе на ДТ до 0,021 г/м при работе на МТЭ, или в 5,2 раза. При п = 2200 мин" 1 Свыхрасч снижается с Л.

0,124 г/м при работе на ДТ до 0,036 г/кг при работе на МТЭ, или в 3,4 раза. Массовая концентрация сажи С0Пыт> полученная опытным путем, при.

1 о п = 1200 мин" снижается с 0,112 г/м при работе на ДТ до 0,023 г/м при раi 7 боте на МТЭ, т. е. в 4,9 раза. При п = 2200 мин" СОПыт снижается с 0,147 г/м о при работе на ДТ до 0,047 г/м при работе на МТЭ, т. е. в 3,1 раза.

7. Экономия денежных средств от перевода дизеля 44 11,0/12,5, работающего на альтернативном моторном топливе — МТЭ, составляет 48 142 руб. на 1 мобильное энергетическое средство при средней наработке 500 моточасов в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов С А., Гладких В. А., Попов В. П. О работах в ФРГ по применению метанола в качестве моторного топлива // Двигателестроение. — 1983. -№ 8. — С. 55 — 57.
  2. Д.К. Особенности процесса сгорания при использовании метанола в дизеле с комбинированным смесеобразованием // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 134.
  3. А.А. Нормирование токсичности двигателей с учетом содержания оксидов азота // Роль науки в формировании специалиста: сб. тр. науч.-практ. конф. М.: Изд-во МГОУ, 2006. — Вып. 4. — С. 56 — 60.
  4. В.И. Процессы формирования углеродных замкнутых частиц из фуллереновых ядер // Физика твердого тела. 2001. — Вып. 5. — С. 930.
  5. Битколов Н. З, Нейтрализация выхлопных газов и вентиляция при работе дизельного оборудования в подземных условиях. ЦИИНЦветметинформа-ция. -Л., 1965.-С. 45 -47.
  6. М. А., 4ижонок В. Д. Эксплуатационные материалы. Моторные топлива: пособие для студентов транспортных специальностей. Гомель: БелГУТ, 2004. — 65 с.
  7. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969.-247 с.
  8. Ю., Маас У., Диббл Р. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ. М.: Физ-матлит, 2003. — 351 с.
  9. Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М.: Колос, 1973. — 199 с.
  10. Ф.А. Теория горения. М.: Наука, 1971. — 616 с.
  11. А.Б., Абрамов С. А., Балакин В. И. Использование тяжелых нефтяных и альтернативных топлив в дизелях // Двигателестроение. 1984. -№ 7. — С. 32 — 34.
  12. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1977. — 278 с.
  13. Возможности расширения ресурса дизельных топлив с применением легких синтетических углеводородов в качестве добавки / В. П. Шкаликова и др. //Двигателестроение. 1986. — № 12. — С. 26−29.
  14. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба / JI.B. Вершков и др. М., 1999. — 68 с.
  15. А.Г., Волфгард Х. Г. Пламя, его структура, излучение и температура / пер. с англ. Н. С. Чернецкого, С. А. Гольдберга. М.: Металлургиздат, 1959.-333 с.
  16. Е.С. Высокотемпературное горение и газификация углерода. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 176 с.
  17. ГОСТ 10 578–96. Насосы топливные дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1997. 18 с.
  18. ГОСТ 10 579–88. Форсунки дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 6 с.
  19. ГОСТ 15 888–90. Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 12 с.
  20. ГОСТ 2222–95. Метанол технический синтетический. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 34 с.
  21. ГОСТ 305–82. Топливо дизельное. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 6 с.
  22. ГОСТ 17.2.1.02−76. Охрана природы. Атмосфера. Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1980. — 8 с.
  23. ГОСТ 17.2.2.01−84. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  24. ГОСТ 17.2.1.03−84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  25. ГОСТ 17.2.2.02−98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. М.: Изд-во стандартов, 1998. — 11 с.
  26. ГОСТ 17.2.2.05−97. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами тракторных и комбайновых дизелей. М.: Изд-во стандартов, 1998. — 13 с.
  27. ГОСТ 17 479.1−85. Масла моторные. Классификация и обозначения. -М.: Изд-во стандартов, 1985. 11 с.
  28. ГОСТ 18 509–88. (СТ СЭВ 2560−80). Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. — М.: Изд-во стандартов, 1988.
  29. ГОСТ Р ИСО 8178−7-99. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Лазурько В. П., Кудрявцев В. А. Программа обработки индикаторных диаграмм дизелей на алгоритмическом языке «Базисный фортран» // тр. ЦНИ-ДИ. 1975. — Вып. 68. — С. 38 — 69.
  30. Д.И. Экологически чистый транспорт: направления развития // Инженер, технолог, рабочий. 2001. — № 2. — С. 12 — 14.
  31. Ю.Ф. Охрана окружающей среды от загрязнения выбросами двигателей. Киев, 1989. — С. 35 — 37.
  32. С.Н., Лиханов В. А. Исследование рабочих процессов в цилиндре дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноло-топливной эмульсии: монография / под общ. ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2006. — 120 с.
  33. О.И., Соколов Ю. Я. Токсичность отработанных газов двигателей автотракторного типа и средства ее снижения. М.: ЦНИИТЭИ тракто-росельхозмаш, 1974. — 42 с.
  34. Е.А. Экологическая безопасность направление стратегическое // Автомобильный транспорт. — 1999. — № 4. — С. 10 — 11.
  35. Л.С., Кишьян А. А., Ромашков В. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиздат, 1978. -232 с.
  36. А.Н. Элементарные оценки ошибок измерений. Л.: Наука, 1967. — 88 с.
  37. В.А., Черных В. И., Балакин В. К. Метанол как топливо для транспортных двигателей. Харьков: Изд-во «Основа» при Харьк. ун-те, 1990. — 150 с.
  38. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973. — 199 с.
  39. В.А., Заиграев Л. С., Азарова Ю. В. Относительная агрессивность вредных веществ и суммарная токсичность отработавших газов // Автомобильная промышленность. 1997. — № 3. — С. 20 — 22.
  40. А.Н. Достоверность измерений и критерии качества испытаний приборов. М.: Изд-во ком. стандартов, мер и изм. приборов при СМ СССР.- 1970.- 160 с.
  41. О.И., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений.1. М.: Наука, 1970. 104 с.
  42. Н.Г. «А воз и ныне там» проблема экологизации автомобильного транспорта Санкт-Петербурга // Промышленность сегодня. — 2001. -№ 11.- 13 с.
  43. А.Д. Переходные формы углерода и их графитизация // Журнал Всесоюзн. химического общества им. Д. И. Менделеева. 1979. — Т.24. -№ 6. — С. 594 — 602.
  44. А.Д., Соловейчик Э. Я. Химия высокотемпературных процессов. Л.: ЛТИ им. Ленсовета, 1975. — С. 20 — 32.
  45. А.Д. Химические процессы в углеводородных пламенах // Процессы горения в химической технологии и металлургии. Черноголовка: ин-тхим. физики АН СССР, 1975. — С. 217 — 226.
  46. Е. Экологичность автотранспорта должен определять федеральный закон // Автомобильный транспорт. 2000. — № 9. — С. 34 — 37.
  47. В.Ф., Каменев В. Ф., Никитин И. М. Экологически чистые альтернативные топлива. Перспективы применения // Автомобильная промышленность. 1997. — № 11. — С. 24 — 25.
  48. Н.В. Физико-химические основы процесса горения топлива. -М.: Наука, 1971.-275 с.
  49. В.П., Кудрявцев В. А. Программа обработки индикаторных диаграмм дизелей на алгоритмическом языке «Базисный фортран» // Тр. ЦНИДИ. 1975. — Вып. 68. — С. 38 — 69.
  50. М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. М.: Химия, 1979. — 224 с.
  51. В.А. Применение метанола в качестве топлива для дизелей за рубежом // Двигателестроение. 1984. — № 10. — С. 55 — 57.
  52. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Колос, 1994. — 224 с.
  53. В.А., Глухов А. А. Снижение дымности отработавших газов дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливопо-дачи: монография / под общ. ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2008.- 139 с.
  54. В.А. Снижение токсичности и улучшение эксплуатационных показателей тракторных дизелей путем применения метанола. Киров: Вятская ГСХА, 2001.-212 с.
  55. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Колос, 1994. — 224 с.
  56. В.А., 4увашев А.Н., Анфилатов А. А., Глухов А. А. Улучшение экологических показателей дизеля 44 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи: монография / под общ. Ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2009. — 334 с.
  57. В.А. Лиханов, и др. Исследование рабочих процессов в цилиндре газодизеля 44 11,0/12,5: монография / под общ. ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2004. — 330 с.
  58. Т.М., Хиллз Ф.Дж. Сельскохозяйственное дело. Планирование и анализ: пер. с англ. М.: Колос, 1981. — 320 с.
  59. В.Н. Исследование динамики и термических условий сажевыделения при сгорании распыленного топлива в цилиндрах дизеля: дис.. канд. техн. наук / Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина. Л., 1978.-233 с.
  60. С.М., Мосесов А. Ш., Розовский, А .Я. Метанол: пути синтеза и использования. М.: ГКНТ ВНТИЦ, 1984. — 47 с.
  61. А.С. Исследование механизмов образования топливных окислов азота и сажи в цилиндре дизеля: дисс.. канд. техн. наук / Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина. Л., 1982. — 293 с.
  62. В.Н., Махов В. З., Вилькявичюс Г. П. Особенности воспламенения струи метанола в поджигаемой метаноло-воздушной смеси // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 132 — 133.
  63. Р.В., Ю В.К., Ксенофонтов И. В. Некоторые особенности применения метанола в дизелях // Двигателестроение. 1989. — № 8. — С. 30 — 31.
  64. Р.В., Ксенофонтов И. В. Кинетика воспламенения и горения бинарных спиртовых топлив в дизелях // Двигателестроение. 1986. — № 3. — С. 55 -57.
  65. Р.В., Ксенофонтов И. В., Ю В.К. Воспламенение и горение мета-ноло-углеводородных смесей // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 135.
  66. Р.В., Ксенофонтов И. В., Лихачев В. М. Работа четырехтактных дизелей на топливе с присадкой метанола // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988.-С. 136.
  67. Метиловый спирт как моторное топливо для дизелей / В. А. Лиханов и др. // Энерго и ресурсосбережение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: сб. тр. Всероссийской науч.-практ. конф. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. — С. 313 — 315.
  68. О.Я. Органическая Химия: Учеб. для хим. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 751 с.
  69. А.В., Салова Т. Ю. Моделирование и создание средств нейтрализации отработавших газов автотракторных дизелей // Двигателестрое-ние.-2000.-№ 2.-С. 39−41.
  70. A.M. Топливо и смазочные материалы. М.: Высшая школа, 1982. — 208 с.
  71. Образование и выгорание сажи при сгорании углеводородных топлив / Ф. Г. Бакиров, В. М. Захаров, И. З. Полещук, З. Г. Шайхутдинов. М.: Машиностроение, 1989. — 128 с.
  72. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени. / пер. с англ. под ред. Ю. Ф. Дитякина М.: Машиностроение. 1981. — 408 с.
  73. Образование сажи при термическом разложении ацетилена в условиях ударной трубы / В. Г. Кнорре и др. // Физика горения и взрыва. 1982. -№ 3.-С. 51 -56.
  74. Основы практической теории горения / В. В. Померанцев и др.- под ред. В. В. Померанцева. Л.: Энергоатомиздат, 1986. 312 с.
  75. О механизме начальной стадии термического распада ацетилена при высоких температурах / П. А. Теснер и др. // Химическая физика. 1783. -№ 8.-С. 1103 — 1105.
  76. Л.М. Камеры сгорания высокоэкономичных и малотоксичных дизелей. М.: ЦНИИТЭИЭПтяжмаж, 1981. — С. 20 — 24.
  77. Патент ФРГ № 3 002 851, 02 М 67/14. Система впрыска спиртового и запального дизельного топлив // Открытия. Изобретения. 1981. — Зс.
  78. Перспективные автомобильные топлива / пер. с англ. Я. Б. Черткова. -М.: Транспорт, 1986. 319 с.
  79. В.М. Исследование рабочего процесса тракторного дизеля воздушного охлаждения при различных способах подачи метанола в цилиндры: дис. канд. техн. наук. Киров, 1986. — 207 с.
  80. Разработка стабилизаторов и методов исследования эмульсий для топлив: ТЭД по теме 59 80. ВНИИПАВ, Чистяков Б. Е. — № 01.80. 24 424. -Инв. № 2 840 036 397. — Шебекино, 1984. — 52 с.
  81. И.В. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. — 320 с.
  82. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Экологическая доктрина Российской Федерации.
  83. А.В. Влияние различных факторов на дымность отработавших газов дизеля: материалы 5 науч. конф. аспирантов и соискателей. Киров: Вятская ГСХА, 2005. — С. 77 — 79.
  84. JI.B. Статистические методы оптимизации химических процессов. М.: Химия, 1972. — 288 с.
  85. Н.П., Игонин В. И. Токсичность автотракторных двигателей и способы ее снижения. Казань: КГУ, 1997. — 170 с.
  86. А.А. Основы теории ошибок. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. — 122 с.
  87. У.М. Новые виды топлива для автомобильных дизелей // Перспективные автомобильные топлива: пер. с англ. М.: Транспорт, 1982. — С. 223 — 248.
  88. В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972. -186 с.
  89. Ф.В., Арсенов Е. Е. Перспективные топлива для автомобилей. -М.: Транспорт, 1979. 151 с.
  90. Ф.В. Метанол топливо для автомобилей // Автомобильный транспорт. — 1978. — № 7. — С. 41 — 43.
  91. Создание макетного образца трактора Т-25А для работы на газе в качестве моторного топлива: отчет о НИР (заключительный) / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0186.37 397. Киров, 1987. — 57 с.
  92. Создание газодизеля Д-144 для работы на сжатом природном газе: отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 777. -Киров, 1988. — 54 с.
  93. Создание макетного образца трактора «Универсал-445» для работы на сжатом природном газе: отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 778. — Киров, 1990. — 65 с.
  94. Создание макетного образца погрузчика для работы на сжатом природном газе: отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. -Киров, 1991. 68 с.
  95. М.В., Васильев Е. П. Исследование эмиссионных свойств твердой дисперсной фазы пламени при импульсионном сжигании жидких моторных топлив // Промышленная теплотехника. 1985. Т. 7. № 5. С. 85 88.
  96. А.Г., Тюков В. М., Смаль Ф. В. Моторные топлива из альтернативных сырьевых ресурсов. М.: Химия, 1989. — 272 с.
  97. Г. А., Смаль Ф. В., Тюков В. М. Производство альтернативных моторных топлив и их применение на автомобильном транспорте. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1985. — 89 с.
  98. П.А. Образование углерода из углеводородов в газовой фазе. -М.: Химия, 1972. 128 с.
  99. П.А. Образование сажи при горении // Физика горения и взрыва. 1979. -№ 2. — С. 3 — 14.
  100. П.А., Кнорре Е. Г. Сажа из ацетилена // Процессы горения в химической технологии и металлургии. Черноголовка: Ин-т хим. физики АН СССР, 1975.-С. 58−69.
  101. П.А. и др. Изотопный состав углерода сажи из пламени метана
  102. Физика горения и взрыва. 1984. — № 4. — С. 16−21.
  103. А.Е. Влияние воды и поверхностно активных веществ на стабильность метаноло-топливных эмульсий // Науке нового века знания молодых: материалы докл. 7 науч. конф. аспирантов и соискателей. — Киров: Вятская ГСХА, 2007. — С. 119 — 122.
  104. ГСХА, 2009. Вып. 8. — С. 108 — 112.
  105. А.Е., Лиханов В. А., Романов С. А. Эффективные показатели дизеля при работе на метаноло-топливной эмульсии // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2010. — № 3. — С. 9 — 10.
  106. А.Е., Лиханов В. А. Улучшение экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов: монография: / под общ. ред. В.А. Лихано-ва. Киров: Вятская ГСХА, 2010. — 142 с.
  107. Улучшение экологических показателей дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноле / В. А. Лиханов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2007. № 3. — С. 8 — 11.
  108. Улучшение эффективных и экологических показателей дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноле / В. А. Лиханов и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2007. — № 4. — С. 10 — 13.
  109. А.С. Применение спиртов в дизелях // Двигателестроение. -1984.-№ 8.-С. 30−34.
  110. В.П., Патрахальцев Н. Н. Применение нетрадиционных топлив в дизелях.- М.: Изд-во УДН, 1986. 56 с.
  111. Эмульсии под ред. Ф. Шермана. М.: Химия, 1972. С. 75 — 122.
  112. Adelman H.G., Pefley R.K. Utilization of Pure Alcohol Fuels in Diesel Engine by Spark Ignition// International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaru-ja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 34, P. 453 — 456.
  113. Adelman H.G. Alcohols in Diesel Engines A Review. — SAE Tehn. Pap. Str., 1979, № 790 959, P. 9.
  114. Aigal A.K., Pundir B.P., Khatchian A.S. High Pressure Injection and Atomization Caracteristics of Methanol. SAE TPS 1986. 167 p.
  115. Alcohols in diesel engines a review: «Automot. Eng.» 1984, V/ 92, № 6, P. 40 44.
  116. Bacon D.M., Bacon N., Moncriff I.D., Walker K.L. The Effects of Biomass Fuels in Diesel Engine Combustion Perfirmance // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-22, P. 431 — 439.
  117. Bandel W. Problems in Adapting Ethanol Fuels to the Reguirements of Diesel Engines // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-52, P. 1083 — 1089.
  118. Chen Y., Gussert D., Gao X., Gupta C., Foster D. Diesel Alkohol Injection Studies. Automotor. Eng. 1981, 89. № 4, P. 50 -53.
  119. Finsterwalder G., Kuepper H. Methanol Diesel Engine with Minimum Pilot Injection Quantuty // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. — Paper B-36, P. 465 — 470.
  120. Finsterwalder G., Kuepper H. Methanol Diesel Engine with Minimum Pilot Injection Quantuty // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. — Paper B-36, P. 465 — 470.
  121. Fujiwara J. at al. Formation of Soot Particulates in the Combastion Chamber of a Precombustion Type Diesel Engine // SAE Paa/ 840 417. 1984. — P. 1 — 10.
  122. Glassman I. Combustion: Academic press. New York.-1977. — P. 170 -189.
  123. I., Yaccarino P. // Combustion Sci. and Tech. -1981. Vol. 28. -№ 7. — P. 670.
  124. Haynes B.S., Wagner H.G. Soot formation // Prog. Energy/ Combust. Sci. 7:229,1981.
  125. Heinrich Gerd, Prescher Karlheinz, Finsterwalder Gerhard. Wasser und Methanolzusatze bei dieselmotorischer Verbrennung // MTZ. 1984. — № 5.- S. 183 -188.
  126. Homer J.B., Sutton M.M. Nitric Oxide Formation and Radical Over shoot in premixed Hydrogen Flames // Combustion and Flame. — 1973. — Vol. 20. № 1. P. 71−75.
  127. Kobig Axel, Ellinger Kari-Werner, Kolbel Kurt. Engine operation on partially dissociated methanol // SAE/-1985.
  128. Kontani K., Gotoh S. Measurement of soot in a diesel combustion highspeed shadowgraphy / SAE Techn. Pap. Ser. 1983.-№ 831 291, — 3, 31 — 43.
  129. Leng I. J. Fuel Systems for Alcohols. Corrosion and Allied Problems. — Paper В — 13, p. 299−311.
  130. Mersedes-Benz-Stadtomibusse faren mit Partikelfileranlarg // MTZ Motor-techn.Z.-1989/-№ 46/-P. 170 172.
  131. Mori M. Ethanol Blended Fuels for Diesel Engine // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 54, P. 595 — 602.
  132. Murayama Т., Miyamoto N., Chikahisa Т., Yamane K. Effects of combustion and injection systems on unburnt HC and particulate emissions from a DI diesel engine // Progress in Energy and Combustion Science. 1986. — P. 131 — 139.
  133. Naeser D., Bennett K.F. The Operation of Dual-Fuel Compression Ignition Engines, utilizing Diesels and Methanol // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-55, P. 603 — 611.
  134. Netz A., Chmela F. Results of MAN FM Diesel Engines Operationg on Straight Alcohol Fuels // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. — Guaruja, Sp. Brasil, 1980. — Paper В — 56. — P. 613 — 618.
  135. Pischinger F., Havenith C., Finsterwalder G. Methanol-Direkteinspritzung bei Fahrzeugdieselmotoren. «Automobiltechn. Z.» 1979, 81, № 6, P. 271 — 275.
  136. Sigiyama H. Utilizator of Aicohol as a Fuel in Diesel Engine // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 43, P. 513−520.
  137. Smith O.J. Fundamentals of Soot Formation in Flames with Application to Diesel Engine particulate Emissions // progress in Energy and Combustion science. 1981.-Vol. 7.-№ 4.-P. 275−291.
  138. Smith O.J. Kinetic Aspect of Diesel Soot Coagulation // Soot Combust. Syst. and Toxid progr. Workshop obernei, 1981. — P. 163 — 170.
  139. Starke K.W., Oppenlacuder K. Ethanol an Alternative Fuel for Diesel Engines // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-59, P. 635 — 639.
  140. Tanzawa Т., Gardiner W.C. Mechanism of Acetylene Thermal Decom- post-ion// 17-th Int. Symp. on Combustion, Pittsburgh (USA). 1978. p. 147−148.
  141. Volvo Omnibusse mit Methanol — Antrieb «MTZ», 1980, 41, № 12, 558.
  142. Wood C.D., Storment J.O. Directinjected methanol fueling of twontroke locomotive engine. «SAE Techn. Pap. Ser.», 1980, 800 328, pp. 8.
  143. Wiggle R.R., Hospadaruk V., Styloglou E.A., Chui K., Tallut W.D. The Cor-rosivity of Ethanol Fuel Mixtures to Fuel System Materials // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 33, P. 441 -449.
Заполнить форму текущей работой