Улучшение экологических показателей дизеля 4Ч 11, 0/12, 5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов
Для п = 1700 мин" 1 и оптимальных установочных УОВТ максимальное значение теоретической расчетной массовой концентрации Стах МТЭ теор сажи в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,291 г/м3 при Фсшах мтэ теор = 4,0° п.к.в после ВМТ, а при работе на ДТ Стахдтте0р = 1,66 г/м3 при фсшахдттеор = 2,0° п.к.в после ВМТ, т. е. снижается в 5,7 раза. Выходное теоретическое расчетное значение Свых… Читать ещё >
Содержание
- ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Влияние отработавших газов дизелей на окружающую среду
- 1. 2. Методы снижения сажесодержания в отработавших газах дизелей
- 1. 3. Снижение содержания сажи в отработавших газах дизелей при применении метанола
- 1. 4. Модели строения сажевых частиц
- 1. 5. Теории образования и выгорания сажи
- 1. 5. 1. Низкотемпературный фенильный механизм (НТФМ)
- 1. 5. 2. Высокотемпературный ацетиленовый механизм (ВТАМ)
- 1. 5. 3. Теория концентрации молекул Сг и свободных атомов С
- 1. 5. 4. Теория образования сажи по цепному радикальному процессу
- 1. 6. Выгорание сажи
- 1. 7. Задачи исследований
- 2. ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫГОРАНИЯ ЧАСТИЦ САЖИ В ЦИЛИНДРЕ ДИЗЕЛЯ 44 11,0/12,5 ПРИ РАБОТЕ НА МЕТАНОЛО-ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ
- 2. 1. Зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля
- 44. 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии
- 2. 2. Химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии
- 2. 3. Математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии
2.4. Результаты теоретических расчетов массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и метаноло-топливной эмульсии в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала
3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
3.1. Методика проведения стендовых исследований по улучшению экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 путем применения в качестве альтернативного топлива метаноло-топливной эмульсии
3.1.1. Общая методика исследований
3.1.2. Методика исследований свойств метаноло-топливных эмульсий с присадками целенаправленного действия
3.2. Особенности экспериментальной установки, приборов и оборудования для исследования рабочего процесса дизеля при работе на метаноло-топливной эмульсии
3.3. Методика обработки результатов исследований. Ошибки измерений
4. УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ 44 11,0/12,5 ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАНОЛО-ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
4.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные, экологические и показатели рабочего процесса дизеля
44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ
4.1.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ
4.1.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ
4.1.3. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания, массовую и относительную концентрацию сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ
4.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные и экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки
4.2.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки
4.2.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на эффективные показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала
4.2.3. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки
4.2.4. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала
4.3. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля 44 11,0/12,
4.3.1. Изменение показателей процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии в зависимости от угла поворота коленчатого вала
4.4. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля
44 11,0/12,5 в зависимости от режимов работы
4.4.1. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержание в цилиндре дизеля
44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки
4.4.2. Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на показатели процесса сгорания и сажесодержания в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения
5. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАНОЛО-ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 44 11,0/12,5 144 ОБЩИЕ
ВЫВОДЫ
Улучшение экологических показателей дизеля 4Ч 11, 0/12, 5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос энергетического обеспечения жизнедеятельности общества.
Энергетические потребности практически полностью удовлетворяются за счёт ископаемых топлив, главным образом нефтяных. Основы транспортной энергетики — дизели, имеющие достаточно хорошие технические, экономические и экологические характеристики, широко применяющиеся в различных отраслях народного хозяйства. Запасы нефтяных топлив ограничены, а потребление их растёт, цены постоянно подвержены колебаниям, средняя кривая цен неуклонно идёт вверх, и это вполне естественно, поскольку добыча и переработка нефти становятся дороже, а спрос растёт быстрее, чем предложение. В связи с этим возникает вопрос использования альтернативных и, в особенности, возобновляемых, экологически безопасных видов топлива.
В соответствии с концепцией развития отечественного автомобилестроения, одобренной Правительством РФ, на период до 2010 г. приоритетным направлением является использование альтернативных видов топлива, таких как природный газ, водород, метанол и др. [101].
Одним из перспективных альтернативных источников моторного топлива (МТ) является метиловый спирт или метанол (СНзОН). Спирт имеет ряд преимуществ по сравнению с ДТ.
Наиболее простым, дешевым и доступным способом применения метанола в качестве МТ в существующих дизелях в настоящее время является его использование в виде эмульсии. Указанный способ позволяет экономить дизельное топливо (ДТ) и может быть реализован в двигателях, уже находящихся в эксплуатации.
Анализ результатов научных исследований показывает, что зарубежными и отечественными исследователями разработаны предпосылки, проведены экспериментальные работы на базе высококачественной измерительной техники по экологическим исследованиям дизелей. Имеются работы по исследованию возможности использования в дизелях.
При проведении исследований по улучшению экологических показателей дизелей необходимо уделять внимание снижению содержания сажи в отработавших газах (ОГ). Сажа, попадая в атмосферу, создает ощущение загрязненности воздуха, тем самым, ухудшает видимость, проникает в легкие и оседает в них, вызывая заболевания носоглотки и легких. Поэтому задача снижения содержания сажи в ОГ дизелей является актуальной задачей и на сегодняшний день далеко не решенной.
Цель исследований. Улучшение экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов.
Объект исследований. Дизель 44 11,0/12,5 (Д-240) жидкостного охлаждения производства ММЗ (г. Минск), с камерой сгорания типа ЦНИДИ, работающий на альтернативном топливе — метаноло-топливной эмульсии.
Научная новизна работы. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения метаноло-топливной эмульсии на процессы образования и выгорания сажи, экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.
Зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.
Химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.
Математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.
Результаты теоретических расчетов массовой концентрации сажи в цилиндре и отработавших газах дизеля 44 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и метаноло-топливной эмульсии.
Рекомендации по улучшению экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 путем снижения дымности отработавших газов при работе на метаноло-топливной эмульсии. .
Практическая ценность работы и реализация результатов исследований. Материалы диссертации используются в учебном процессе Вятской и Нижегородской государственных сельскохозяйственных академий, Чебоксарском политехническом институте (филиале) Московского государственного открытого университета при чтении лекций, выполнении курсовых работ и дипломном проектировании для студентов, обучающихся по специальностям 110 301 и 190 601.
Экономия денежных средств от перевода дизеля 44 11,0/12,5 работающего на альтернативном моторном топливе — метаноло-топливной эмульсии, составляет 48 142 руб. на 1 мобильное энергетическое средство при средней наработке 500 мото-часов в год.
Связь с планами научных исследований. Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой № 24 плана НИР Вятской ГСХА на 2006.2010 г. г. (номер государственной регистрации в ВНТИЦентре 01.2.006.09891).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения метаноло-топливной эмульсии на процессы образования и выгорания сажи, экологические показатели дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.
2. Зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.
3. Химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.
4. Математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.
5. Результаты теоретических расчетов массовой концентрации сажи в цилиндре и отработавших газах дизеля 44 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и метаноло-топливной эмульсии.
6. Рекомендации по улучшению экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 путем снижения дымности отработавших газов при работе на метаноло-топливной эмульсии.
Апробация работы. Основные результаты и материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались: на I и II Всероссийских научно-практических конференциях «Наука — Технология — Ресурсосбережение», 2007, 2008 гг. (Вятская ГСХА, г. Киров) — I, II и III Международных научно-практических конференциях «Наука — Технология — Ресурсосбережение», 2009.2010 гг. (Вятская ГСХА, г. Киров) — Международных научно-практических конференциях «Энергетика предприятий АПК и сельских территорий: состояние, проблемы и пути решения» 2009, 2010 гг. (Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург) — 7, 8 и 9 городских научных конференциях аспирантов и соискателей «Науке нового века — знания молодых», 2007.2009 гг. (Вятская ГСХА, г. Киров) — I Всероссийской научной конференции аспирантов и соискателей «Науке нового века — знания молодых», 2010 г. (Вятская ГСХА, г. Киров) — XV и XVI Туполевских чтениях: Международной молодежной научной конференции 2007, 2008 гг. (Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, г. Казань) — IX, X, XI и XII Международных научно-практических конференциях «Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства». (Мо-соловские чтения), 2007.2010 гг. («Марийский ГУ», г. Йошкар-Ола) — X Международной научной школе «Гидродинамика больших скоростей», Международной научной конференции «Гидродинамика. Механика. Энергетические установки», посвященной 145-летию со дня рождения академика А. Н. Крылова. 2008 г. (4ебоксарский политехнический институт (филиал) МГОУ, г. 4ебоксары) — 5 Всеросийских научно-технических конференция «Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики «АНТЭ» 2009 г. (Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, г. Казань).
Публикации результатов исследований. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 25 печатных работах, включая монографию объемом 8,94 п.л., две статьи в журнале, входящем в перечень ВАК РФ и статьи общим объемом 6,5 п.л., в т. ч. в сборниках трудов Международных и Всероссийских конференций опубликовано 20 статей. Без соавторов опубликовано 9 статей общим объемом 5,63 п.л.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. На основании проведенных лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения МТЭ на процессы образования и выгорания сажи, токсические, мощностные и экономические показатели дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ определены значения оптимальных установочных УОВТ: для ДТ — 26° п.к.в., для МТЭ — 23° п.к.в. при сохранения мощностных показателей на уровне серийного дизеля на номинальном режиме работы.
2. На основании теоретических исследований предложены:
— зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии;
— химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии;
— математическая модель расчета массовой концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии.
3. Теоретическими исследованиями рабочего процесса в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на ДТ и МТЭ определены максимальные значения массовой концентрации сажи Стахтсор в зависимости от угла п.к.в.:
— для п = 2200 мин" 1 и оптимальных установочных УОВТ максимальное значение теоретической расчетной массовой концентрации СтахмТОтсор сао жи в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,299 г/м при Фсшах мта теор= 10,0° п.к.в. после ВМТ, а при работе на ДТ Сщахдттеор = 1,423 г/м3, при фсшахдттеор = 4,0° п.к.в. после ВМТ, т. е. теоретическое значение массовой концентрации сажи снижается в 4,8 раза при работе на МТЭ. Выходное теоретическое расчетное значение СВЫХМтэтеор в момент открытия выпускного клапана (фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ) составляет 0,0238 г/м при работе на МТЭ, а при работе на ДТ CBbIXflTTe0p = 0,107, т. е. снижается в 4,5 раза.
— для п = 1700 мин" 1 и оптимальных установочных УОВТ максимальное значение теоретической расчетной массовой концентрации Стах МТЭ теор сажи в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,291 г/м3 при Фсшах мтэ теор = 4,0° п.к.в после ВМТ, а при работе на ДТ Стахдтте0р = 1,66 г/м3 при фсшахдттеор = 2,0° п.к.в после ВМТ, т. е. снижается в 5,7 раза. Выходное теоретическое расчетное значение Свых мтэ теор в момент открытия выпускного клапана (фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ) составляет 0,022 г/м3, а при работе на ДТ Свыхдттс0р = 0,124 г/м, т. е. происходит снижение в 5,6 раза.
4. Экспериментальными исследованиями и расчетным путем определены значения массовой С и относительной г концентрации сажи в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения угла п.к.в. при работе на ДТ и МТЭ при оптимальных установочных значениях УОВТ.
Установлено, что на номинальном режиме работы при п = 2200 мин" 1 максимальное значение Стах МТэ расч в цилиндре дизеля при работе на МТЭ со.
•> ставляет 0,315 г/м при фсшах мтэ расч = 10,0 п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение гтахмтэрасч при том же значении угла составляет 0,127 г/кг. При работе на ДТ Стахдтрасч = 1,53 г/м3 при фсшах дт расч = 4,0 п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение rmax Дт расч при том же значении угла составляет 0,62 г/кг. Максимальное значение массовой Стачрасч и относительной гтахрасч концентрации сажи снижаются в 2,5 раза при работе на МТЭ. Выходные расчетные значения С и г в цилиндре дизеля при работе на МТЭ при фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ составляют Свых МТэ расч = 0,025 г/м3, а при работе на ДТ л.
СВых дт расч = ОД 15 г/м. Выходное значение относительной концентрации при работе на МТЭ составляет гвыхмтэрасч = 0,010 г/кг, а при работе на ДТ-0,046 г/кг. Выходные значения массовой Свыхрасч и относительной гвыхрасч концентрации сажи снижаются в 4,6 раза при работе на МТЭ.
При п = 1700 мин" 1 максимальное значение Стахмтэрасч в цилиндре дизеля при работе на МТЭ составляет 0,320 г/м при фсшах мтэ расч = 4,0° п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение rmax мтэ расч при том же значении угла составляет 0,129 г/кг. При работе на ДТ максимальное значение СтаХдтРасч в цилиндре 2 дизеля составляет 1,73 г/м при фсшах ДТ расч= 2,0° п.к.в. после ВМТ, а максимальное значение гтахдтрасч при том же значении угла составляет 0,70 г/кг.
Максимальное значение массовой Стахрасч и относительной гтахрасч концентрации сажи снижаются в 5,4 раза при работе на МТЭ. Выходные расчетные значения С и г в цилиндре дизеля при работе на МТЭ при фсвых = 124,0° п.к.в. после ВМТ составляют СВых мтэ расч= 0,024 г/м3, а при работе на ДТ Свых дт расч= 0,129 г/м3. Выходное значение относительной концентрации при работе на МТЭ составляет гвых мтэ расч — 0,009 г/кг, а при работе на ДТ-0,052 г/кг. Выходные значения массовой Свыхрасч и относительной гвыхрасч концентрации сажи снижаются в 5,6 раза при работе на МТЭ.
5. Экспериментальными исследованиями и расчетным путем определены значения массовой С и относительной г концентрации сажи в ОГ дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки. Установлено, что при п = 2200 мин" ', оптимальных установочных УОВТ и ре=0,54 МПа значение.
Л.
СВыХрасч при работе на ДТ составляют 0,115 г/м, а при работе на МТЭ-0,025 г/м. Выходное значение массовой концентрации сажи СВыХраСч снижается в 4,6 раза. Значение гвых расч при работе на ДТ составляет 0,46 г/кг, а при работе на МТЭ — 0,010 г/кг. Выходное значение относительной концентрации сажи гвыхрасч снижается в 4,6 раза. Сопыт снижается с 0,133 г/м3 при работе на ДТ до 0,032 г/м3 при работе на МТЭ, т. е. в 4,2 раза.
6. Экспериментальными исследованиями и расчетным путем определены значения массовой С и относительной г концентрации сажи в ОГ дизеля 44 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения. Установлено, что снижение гвыхрасч при п = 1200 мин" 1 составляет с 0,044 г/кг при работе на ДТ до 0,008 г/кг при работе на МТЭ, т. е. в 5,5 раза. При п = 2400 мин" 1 гвыхрасч снижается с 0,05 г/ru при работе на ДТ до 0,014 г/кг при работе на МТЭ, т. е. в 3,6 раза. Расчетная массовая концентрация сажи Свыхрасч в ОГ при.
1 о п = 1200 мин" снижается с 0,109 г/м при работе на ДТ до 0,021 г/м при работе на МТЭ, или в 5,2 раза. При п = 2200 мин" 1 Свыхрасч снижается с Л.
0,124 г/м при работе на ДТ до 0,036 г/кг при работе на МТЭ, или в 3,4 раза. Массовая концентрация сажи С0Пыт> полученная опытным путем, при.
1 о п = 1200 мин" снижается с 0,112 г/м при работе на ДТ до 0,023 г/м при раi 7 боте на МТЭ, т. е. в 4,9 раза. При п = 2200 мин" СОПыт снижается с 0,147 г/м о при работе на ДТ до 0,047 г/м при работе на МТЭ, т. е. в 3,1 раза.
7. Экономия денежных средств от перевода дизеля 44 11,0/12,5, работающего на альтернативном моторном топливе — МТЭ, составляет 48 142 руб. на 1 мобильное энергетическое средство при средней наработке 500 моточасов в год.
Список литературы
- Абрамов С А., Гладких В. А., Попов В. П. О работах в ФРГ по применению метанола в качестве моторного топлива // Двигателестроение. — 1983. -№ 8. — С. 55 — 57.
- Алексеев Д.К. Особенности процесса сгорания при использовании метанола в дизеле с комбинированным смесеобразованием // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 134.
- Анфилатов А.А. Нормирование токсичности двигателей с учетом содержания оксидов азота // Роль науки в формировании специалиста: сб. тр. науч.-практ. конф. М.: Изд-во МГОУ, 2006. — Вып. 4. — С. 56 — 60.
- Березкин В.И. Процессы формирования углеродных замкнутых частиц из фуллереновых ядер // Физика твердого тела. 2001. — Вып. 5. — С. 930.
- Битколов Н. З, Нейтрализация выхлопных газов и вентиляция при работе дизельного оборудования в подземных условиях. ЦИИНЦветметинформа-ция. -Л., 1965.-С. 45 -47.
- Бойкачев М. А., 4ижонок В. Д. Эксплуатационные материалы. Моторные топлива: пособие для студентов транспортных специальностей. Гомель: БелГУТ, 2004. — 65 с.
- Брозе Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969.-247 с.
- Варнатц Ю., Маас У., Диббл Р. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ. М.: Физ-матлит, 2003. — 351 с.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М.: Колос, 1973. — 199 с.
- Вильяме Ф.А. Теория горения. М.: Наука, 1971. — 616 с.
- Виппер А.Б., Абрамов С. А., Балакин В. И. Использование тяжелых нефтяных и альтернативных топлив в дизелях // Двигателестроение. 1984. -№ 7. — С. 32 — 34.
- Воинов А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1977. — 278 с.
- Возможности расширения ресурса дизельных топлив с применением легких синтетических углеводородов в качестве добавки / В. П. Шкаликова и др. //Двигателестроение. 1986. — № 12. — С. 26−29.
- Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба / JI.B. Вершков и др. М., 1999. — 68 с.
- Гейдон А.Г., Волфгард Х. Г. Пламя, его структура, излучение и температура / пер. с англ. Н. С. Чернецкого, С. А. Гольдберга. М.: Металлургиздат, 1959.-333 с.
- Головина Е.С. Высокотемпературное горение и газификация углерода. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 176 с.
- ГОСТ 10 578–96. Насосы топливные дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1997. 18 с.
- ГОСТ 10 579–88. Форсунки дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 6 с.
- ГОСТ 15 888–90. Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 12 с.
- ГОСТ 2222–95. Метанол технический синтетический. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 34 с.
- ГОСТ 305–82. Топливо дизельное. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 6 с.
- ГОСТ 17.2.1.02−76. Охрана природы. Атмосфера. Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1980. — 8 с.
- ГОСТ 17.2.2.01−84. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
- ГОСТ 17.2.1.03−84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
- ГОСТ 17.2.2.02−98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. М.: Изд-во стандартов, 1998. — 11 с.
- ГОСТ 17.2.2.05−97. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами тракторных и комбайновых дизелей. М.: Изд-во стандартов, 1998. — 13 с.
- ГОСТ 17 479.1−85. Масла моторные. Классификация и обозначения. -М.: Изд-во стандартов, 1985. 11 с.
- ГОСТ 18 509–88. (СТ СЭВ 2560−80). Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. — М.: Изд-во стандартов, 1988.
- ГОСТ Р ИСО 8178−7-99. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Лазурько В. П., Кудрявцев В. А. Программа обработки индикаторных диаграмм дизелей на алгоритмическом языке «Базисный фортран» // тр. ЦНИ-ДИ. 1975. — Вып. 68. — С. 38 — 69.
- Гурьянов Д.И. Экологически чистый транспорт: направления развития // Инженер, технолог, рабочий. 2001. — № 2. — С. 12 — 14.
- Гутаревич Ю.Ф. Охрана окружающей среды от загрязнения выбросами двигателей. Киев, 1989. — С. 35 — 37.
- Гущин С.Н., Лиханов В. А. Исследование рабочих процессов в цилиндре дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноло-топливной эмульсии: монография / под общ. ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2006. — 120 с.
- Демочка О.И., Соколов Ю. Я. Токсичность отработанных газов двигателей автотракторного типа и средства ее снижения. М.: ЦНИИТЭИ тракто-росельхозмаш, 1974. — 42 с.
- Дюкова Е.А. Экологическая безопасность направление стратегическое // Автомобильный транспорт. — 1999. — № 4. — С. 10 — 11.
- Зажигаев Л.С., Кишьян А. А., Ромашков В. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиздат, 1978. -232 с.
- Зайдель А.Н. Элементарные оценки ошибок измерений. Л.: Наука, 1967. — 88 с.
- Звонов В.А., Черных В. И., Балакин В. К. Метанол как топливо для транспортных двигателей. Харьков: Изд-во «Основа» при Харьк. ун-те, 1990. — 150 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973. — 199 с.
- Звонов В.А., Заиграев Л. С., Азарова Ю. В. Относительная агрессивность вредных веществ и суммарная токсичность отработавших газов // Автомобильная промышленность. 1997. — № 3. — С. 20 — 22.
- Карташева А.Н. Достоверность измерений и критерии качества испытаний приборов. М.: Изд-во ком. стандартов, мер и изм. приборов при СМ СССР.- 1970.- 160 с.
- Кассандрова О.И., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений.1. М.: Наука, 1970. 104 с.
- Кириллов Н.Г. «А воз и ныне там» проблема экологизации автомобильного транспорта Санкт-Петербурга // Промышленность сегодня. — 2001. -№ 11.- 13 с.
- Кокурин А.Д. Переходные формы углерода и их графитизация // Журнал Всесоюзн. химического общества им. Д. И. Менделеева. 1979. — Т.24. -№ 6. — С. 594 — 602.
- Кокурин А.Д., Соловейчик Э. Я. Химия высокотемпературных процессов. Л.: ЛТИ им. Ленсовета, 1975. — С. 20 — 32.
- Кокурин А.Д. Химические процессы в углеводородных пламенах // Процессы горения в химической технологии и металлургии. Черноголовка: ин-тхим. физики АН СССР, 1975. — С. 217 — 226.
- Криницкий Е. Экологичность автотранспорта должен определять федеральный закон // Автомобильный транспорт. 2000. — № 9. — С. 34 — 37.
- Кутенев В.Ф., Каменев В. Ф., Никитин И. М. Экологически чистые альтернативные топлива. Перспективы применения // Автомобильная промышленность. 1997. — № 11. — С. 24 — 25.
- Лавров Н.В. Физико-химические основы процесса горения топлива. -М.: Наука, 1971.-275 с.
- Лазурько В.П., Кудрявцев В. А. Программа обработки индикаторных диаграмм дизелей на алгоритмическом языке «Базисный фортран» // Тр. ЦНИДИ. 1975. — Вып. 68. — С. 38 — 69.
- Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. М.: Химия, 1979. — 224 с.
- Лиханов В.А. Применение метанола в качестве топлива для дизелей за рубежом // Двигателестроение. 1984. — № 10. — С. 55 — 57.
- Лиханов В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Колос, 1994. — 224 с.
- Лиханов В.А., Глухов А. А. Снижение дымности отработавших газов дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливопо-дачи: монография / под общ. ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2008.- 139 с.
- Лиханов В.А. Снижение токсичности и улучшение эксплуатационных показателей тракторных дизелей путем применения метанола. Киров: Вятская ГСХА, 2001.-212 с.
- Лиханов В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Колос, 1994. — 224 с.
- Лиханов В.А., 4увашев А.Н., Анфилатов А. А., Глухов А. А. Улучшение экологических показателей дизеля 44 10,5/12,0 при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи: монография / под общ. Ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2009. — 334 с.
- В.А. Лиханов, и др. Исследование рабочих процессов в цилиндре газодизеля 44 11,0/12,5: монография / под общ. ред. В. А. Лиханова. Киров: Вятская ГСХА, 2004. — 330 с.
- Литтл Т.М., Хиллз Ф.Дж. Сельскохозяйственное дело. Планирование и анализ: пер. с англ. М.: Колос, 1981. — 320 с.
- Ложкин В.Н. Исследование динамики и термических условий сажевыделения при сгорании распыленного топлива в цилиндрах дизеля: дис.. канд. техн. наук / Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина. Л., 1978.-233 с.
- Лоптев С.М., Мосесов А. Ш., Розовский, А .Я. Метанол: пути синтеза и использования. М.: ГКНТ ВНТИЦ, 1984. — 47 с.
- Лоскутов А.С. Исследование механизмов образования топливных окислов азота и сажи в цилиндре дизеля: дисс.. канд. техн. наук / Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина. Л., 1982. — 293 с.
- Луканин В.Н., Махов В. З., Вилькявичюс Г. П. Особенности воспламенения струи метанола в поджигаемой метаноло-воздушной смеси // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 132 — 133.
- Малов Р.В., Ю В.К., Ксенофонтов И. В. Некоторые особенности применения метанола в дизелях // Двигателестроение. 1989. — № 8. — С. 30 — 31.
- Малов Р.В., Ксенофонтов И. В. Кинетика воспламенения и горения бинарных спиртовых топлив в дизелях // Двигателестроение. 1986. — № 3. — С. 55 -57.
- Малов Р.В., Ксенофонтов И. В., Ю В.К. Воспламенение и горение мета-ноло-углеводородных смесей // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 135.
- Малов Р.В., Ксенофонтов И. В., Лихачев В. М. Работа четырехтактных дизелей на топливе с присадкой метанола // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988.-С. 136.
- Метиловый спирт как моторное топливо для дизелей / В. А. Лиханов и др. // Энерго и ресурсосбережение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: сб. тр. Всероссийской науч.-практ. конф. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. — С. 313 — 315.
- Нейланд О.Я. Органическая Химия: Учеб. для хим. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 751 с.
- Николаенко А.В., Салова Т. Ю. Моделирование и создание средств нейтрализации отработавших газов автотракторных дизелей // Двигателестрое-ние.-2000.-№ 2.-С. 39−41.
- Обельницкий A.M. Топливо и смазочные материалы. М.: Высшая школа, 1982. — 208 с.
- Образование и выгорание сажи при сгорании углеводородных топлив / Ф. Г. Бакиров, В. М. Захаров, И. З. Полещук, З. Г. Шайхутдинов. М.: Машиностроение, 1989. — 128 с.
- Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени. / пер. с англ. под ред. Ю. Ф. Дитякина М.: Машиностроение. 1981. — 408 с.
- Образование сажи при термическом разложении ацетилена в условиях ударной трубы / В. Г. Кнорре и др. // Физика горения и взрыва. 1982. -№ 3.-С. 51 -56.
- Основы практической теории горения / В. В. Померанцев и др.- под ред. В. В. Померанцева. Л.: Энергоатомиздат, 1986. 312 с.
- О механизме начальной стадии термического распада ацетилена при высоких температурах / П. А. Теснер и др. // Химическая физика. 1783. -№ 8.-С. 1103 — 1105.
- Павлович Л.М. Камеры сгорания высокоэкономичных и малотоксичных дизелей. М.: ЦНИИТЭИЭПтяжмаж, 1981. — С. 20 — 24.
- Патент ФРГ № 3 002 851, 02 М 67/14. Система впрыска спиртового и запального дизельного топлив // Открытия. Изобретения. 1981. — Зс.
- Перспективные автомобильные топлива / пер. с англ. Я. Б. Черткова. -М.: Транспорт, 1986. 319 с.
- Попов В.М. Исследование рабочего процесса тракторного дизеля воздушного охлаждения при различных способах подачи метанола в цилиндры: дис. канд. техн. наук. Киров, 1986. — 207 с.
- Разработка стабилизаторов и методов исследования эмульсий для топлив: ТЭД по теме 59 80. ВНИИПАВ, Чистяков Б. Е. — № 01.80. 24 424. -Инв. № 2 840 036 397. — Шебекино, 1984. — 52 с.
- Райков И.В. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. — 320 с.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Экологическая доктрина Российской Федерации.
- Россохин А.В. Влияние различных факторов на дымность отработавших газов дизеля: материалы 5 науч. конф. аспирантов и соискателей. Киров: Вятская ГСХА, 2005. — С. 77 — 79.
- Рузинов JI.B. Статистические методы оптимизации химических процессов. М.: Химия, 1972. — 288 с.
- Самойлов Н.П., Игонин В. И. Токсичность автотракторных двигателей и способы ее снижения. Казань: КГУ, 1997. — 170 с.
- Свешников А.А. Основы теории ошибок. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. — 122 с.
- Скотт У.М. Новые виды топлива для автомобильных дизелей // Перспективные автомобильные топлива: пер. с англ. М.: Транспорт, 1982. — С. 223 — 248.
- Смайлис В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972. -186 с.
- Смаль Ф.В., Арсенов Е. Е. Перспективные топлива для автомобилей. -М.: Транспорт, 1979. 151 с.
- Смаль Ф.В. Метанол топливо для автомобилей // Автомобильный транспорт. — 1978. — № 7. — С. 41 — 43.
- Создание макетного образца трактора Т-25А для работы на газе в качестве моторного топлива: отчет о НИР (заключительный) / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0186.37 397. Киров, 1987. — 57 с.
- Создание газодизеля Д-144 для работы на сжатом природном газе: отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 777. -Киров, 1988. — 54 с.
- Создание макетного образца трактора «Универсал-445» для работы на сжатом природном газе: отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 778. — Киров, 1990. — 65 с.
- Создание макетного образца погрузчика для работы на сжатом природном газе: отчет о НИР / Киров, с.-х. ин-т- руковод. В. А. Лиханов. -Киров, 1991. 68 с.
- Стародомский М.В., Васильев Е. П. Исследование эмиссионных свойств твердой дисперсной фазы пламени при импульсионном сжигании жидких моторных топлив // Промышленная теплотехника. 1985. Т. 7. № 5. С. 85 88.
- Терентьев А.Г., Тюков В. М., Смаль Ф. В. Моторные топлива из альтернативных сырьевых ресурсов. М.: Химия, 1989. — 272 с.
- Терентьев Г. А., Смаль Ф. В., Тюков В. М. Производство альтернативных моторных топлив и их применение на автомобильном транспорте. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1985. — 89 с.
- Теснер П.А. Образование углерода из углеводородов в газовой фазе. -М.: Химия, 1972. 128 с.
- Теснер П.А. Образование сажи при горении // Физика горения и взрыва. 1979. -№ 2. — С. 3 — 14.
- Теснер П.А., Кнорре Е. Г. Сажа из ацетилена // Процессы горения в химической технологии и металлургии. Черноголовка: Ин-т хим. физики АН СССР, 1975.-С. 58−69.
- Теснер П.А. и др. Изотопный состав углерода сажи из пламени метана
- Физика горения и взрыва. 1984. — № 4. — С. 16−21.
- Торопов А.Е. Влияние воды и поверхностно активных веществ на стабильность метаноло-топливных эмульсий // Науке нового века знания молодых: материалы докл. 7 науч. конф. аспирантов и соискателей. — Киров: Вятская ГСХА, 2007. — С. 119 — 122.
- ГСХА, 2009. Вып. 8. — С. 108 — 112.
- Торопов А.Е., Лиханов В. А., Романов С. А. Эффективные показатели дизеля при работе на метаноло-топливной эмульсии // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2010. — № 3. — С. 9 — 10.
- Торопов А.Е., Лиханов В. А. Улучшение экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 при работе на метаноло-топливной эмульсии путем снижения дымности отработавших газов: монография: / под общ. ред. В.А. Лихано-ва. Киров: Вятская ГСХА, 2010. — 142 с.
- Улучшение экологических показателей дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноле / В. А. Лиханов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2007. № 3. — С. 8 — 11.
- Улучшение эффективных и экологических показателей дизеля 24 10,5/12,0 при работе на метаноле / В. А. Лиханов и др. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2007. — № 4. — С. 10 — 13.
- Хачиян А.С. Применение спиртов в дизелях // Двигателестроение. -1984.-№ 8.-С. 30−34.
- Шкаликова В.П., Патрахальцев Н. Н. Применение нетрадиционных топлив в дизелях.- М.: Изд-во УДН, 1986. 56 с.
- Эмульсии под ред. Ф. Шермана. М.: Химия, 1972. С. 75 — 122.
- Adelman H.G., Pefley R.K. Utilization of Pure Alcohol Fuels in Diesel Engine by Spark Ignition// International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaru-ja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 34, P. 453 — 456.
- Adelman H.G. Alcohols in Diesel Engines A Review. — SAE Tehn. Pap. Str., 1979, № 790 959, P. 9.
- Aigal A.K., Pundir B.P., Khatchian A.S. High Pressure Injection and Atomization Caracteristics of Methanol. SAE TPS 1986. 167 p.
- Alcohols in diesel engines a review: «Automot. Eng.» 1984, V/ 92, № 6, P. 40 44.
- Bacon D.M., Bacon N., Moncriff I.D., Walker K.L. The Effects of Biomass Fuels in Diesel Engine Combustion Perfirmance // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-22, P. 431 — 439.
- Bandel W. Problems in Adapting Ethanol Fuels to the Reguirements of Diesel Engines // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-52, P. 1083 — 1089.
- Chen Y., Gussert D., Gao X., Gupta C., Foster D. Diesel Alkohol Injection Studies. Automotor. Eng. 1981, 89. № 4, P. 50 -53.
- Finsterwalder G., Kuepper H. Methanol Diesel Engine with Minimum Pilot Injection Quantuty // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. — Paper B-36, P. 465 — 470.
- Finsterwalder G., Kuepper H. Methanol Diesel Engine with Minimum Pilot Injection Quantuty // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. — Paper B-36, P. 465 — 470.
- Fujiwara J. at al. Formation of Soot Particulates in the Combastion Chamber of a Precombustion Type Diesel Engine // SAE Paa/ 840 417. 1984. — P. 1 — 10.
- Glassman I. Combustion: Academic press. New York.-1977. — P. 170 -189.
- Glassman I., Yaccarino P. // Combustion Sci. and Tech. -1981. Vol. 28. -№ 7. — P. 670.
- Haynes B.S., Wagner H.G. Soot formation // Prog. Energy/ Combust. Sci. 7:229,1981.
- Heinrich Gerd, Prescher Karlheinz, Finsterwalder Gerhard. Wasser und Methanolzusatze bei dieselmotorischer Verbrennung // MTZ. 1984. — № 5.- S. 183 -188.
- Homer J.B., Sutton M.M. Nitric Oxide Formation and Radical Over shoot in premixed Hydrogen Flames // Combustion and Flame. — 1973. — Vol. 20. № 1. P. 71−75.
- Kobig Axel, Ellinger Kari-Werner, Kolbel Kurt. Engine operation on partially dissociated methanol // SAE/-1985.
- Kontani K., Gotoh S. Measurement of soot in a diesel combustion highspeed shadowgraphy / SAE Techn. Pap. Ser. 1983.-№ 831 291, — 3, 31 — 43.
- Leng I. J. Fuel Systems for Alcohols. Corrosion and Allied Problems. — Paper В — 13, p. 299−311.
- Mersedes-Benz-Stadtomibusse faren mit Partikelfileranlarg // MTZ Motor-techn.Z.-1989/-№ 46/-P. 170 172.
- Mori M. Ethanol Blended Fuels for Diesel Engine // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 54, P. 595 — 602.
- Murayama Т., Miyamoto N., Chikahisa Т., Yamane K. Effects of combustion and injection systems on unburnt HC and particulate emissions from a DI diesel engine // Progress in Energy and Combustion Science. 1986. — P. 131 — 139.
- Naeser D., Bennett K.F. The Operation of Dual-Fuel Compression Ignition Engines, utilizing Diesels and Methanol // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-55, P. 603 — 611.
- Netz A., Chmela F. Results of MAN FM Diesel Engines Operationg on Straight Alcohol Fuels // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. — Guaruja, Sp. Brasil, 1980. — Paper В — 56. — P. 613 — 618.
- Pischinger F., Havenith C., Finsterwalder G. Methanol-Direkteinspritzung bei Fahrzeugdieselmotoren. «Automobiltechn. Z.» 1979, 81, № 6, P. 271 — 275.
- Sigiyama H. Utilizator of Aicohol as a Fuel in Diesel Engine // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 43, P. 513−520.
- Smith O.J. Fundamentals of Soot Formation in Flames with Application to Diesel Engine particulate Emissions // progress in Energy and Combustion science. 1981.-Vol. 7.-№ 4.-P. 275−291.
- Smith O.J. Kinetic Aspect of Diesel Soot Coagulation // Soot Combust. Syst. and Toxid progr. Workshop obernei, 1981. — P. 163 — 170.
- Starke K.W., Oppenlacuder K. Ethanol an Alternative Fuel for Diesel Engines // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper B-59, P. 635 — 639.
- Tanzawa Т., Gardiner W.C. Mechanism of Acetylene Thermal Decom- post-ion// 17-th Int. Symp. on Combustion, Pittsburgh (USA). 1978. p. 147−148.
- Volvo Omnibusse mit Methanol — Antrieb «MTZ», 1980, 41, № 12, 558.
- Wood C.D., Storment J.O. Directinjected methanol fueling of twontroke locomotive engine. «SAE Techn. Pap. Ser.», 1980, 800 328, pp. 8.
- Wiggle R.R., Hospadaruk V., Styloglou E.A., Chui K., Tallut W.D. The Cor-rosivity of Ethanol Fuel Mixtures to Fuel System Materials // International Sump, on Alcohol Fuels Technology. Guaruja, Sp. Brasil, 1980. Paper В — 33, P. 441 -449.