Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие права: источники и основные институты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовой статус замужней женщины зависел от формы заключения брака, но в любом случае женщина никогда не была полностью дееспособной. Н. А. Крашенинникова отмечает, что «в памятниках Древней Индии были зафиксированы восемь форм брака: первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери с определенным приданым («брахма»), которая вместе с тремя последующими… Читать ещё >

Развитие права: источники и основные институты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источниками права Древней Индии являлись:

  • — религиозные сборники, эпические поэмы, своды древнего права. Священные книги — Веды — отражали в некоторой степени хозяйственный и общественный строй индоарийских племен. Начиная с VIII в. до н.э. Веды начали дополнять толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы» (объяснения религиозных ритуалов), «Араньяки» (религиозно-философские рассуждения), «Упанишады» (богословские трактаты);
  • — древние обычаи, сборники которых дхармашастры определяли скорее обязанности, а нс права человека. Они характеризовали общественный строй, деление общества на варны и касты;
  • — законы приобретали все большее значение с развитием государства. Отличительной чертой древнеиндийского права было использование религиозно-правовых норм. Древнейшие индийские сборники законов представляли творчество различных школ брахманизма и служили руководством для отправления судопроизводства в стране. Одним из наиболее древних сборников брахманского права являются законы, составленные законоучителем Апастамбой (IV в. до н.э.);
  • — политико-экономический трактат «Артхашастра», написанный, по легенде, брахманином Каутильей, бывшим министром раджана Чандрагупты из династии Маурьев (IV в. до н.э.). В этом трактате содержались нормы о деятельности царя, министров, чиновников, агентов и послов, а также об административном надзоре за жизнью страны. Кроме того, в нем были наставления для раджана по организации судопроизводства, внешней политики и военного дела;
  • — Законы Many (II в. до н.э. — II в. н.з.) объединяли в себе три группы правовых норм: 1) нормы-предписания для брахманов, основанные на религиозных догмах; 2) нормы, регулирующие систему государственного и местного управления; 3) правовые нормы, относящиеся к области вещного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Данный источник разделен на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлоков), содержащих религиозные и правовые установления.

Вещное право. В Законах Ману особое внимание уделялось праву собственности и, особенно, земельной. Судя по источникам права, можно выделить следующие категории земель: общинные, должностные (включавшие земли брахман и буддийских храмов), воинские и принадлежавшие царскому дому. Однако известно, что существовали также земли, принадлежавшие брахманам, хотя в законодательных памятниках они не упоминаются.

В Законах Many нашли отражение такие характерные черты древнеиндийского права, как приоритетное значение обычая в регулировании общественных отношений, наличие верховной собственности на землю у правителя при общинном землевладении и сравнительно широких правах ее отчуждения у крестьян-общинников.

Движимое имущество находилось в частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделок. Праву Древней Индии были известны следующие семь правомерных способов приобретения собственности: 1) получение наследства; 2) находка, или дар; 3) покупка; 4) добыча; 5) ссуда под проценты; 6) исполнение работы; 7) получение подарка (приношение). Первые три способа были характерны для всех варн; четвертый — только для кшатриев; пятый и шестой — для вайшиев, а седьмой — только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет). При этом главным охранителем собственности считался царь.

Наследственное право. Древнеиндийскому праву было известно наследование по закону и по завещанию. После смерти отца преимущественное право наследования имел старший сын, а остальные братья должны были подчиняться ему так же как отцу (Законы Ману). В Законах Апастамбы старший сын объявлялся единственным наследником. В более поздних редакциях Законов Ману старший сын мог получить добавочную часть в размере 1/20 и лучшей части имущества. Женщина-вдова не имела право на наследство. Несмотря на то, что дочери не имели права наследовать имущество отца, братьям предписывалось отдать им на приданое часть имущества, равную ¼ часть их доли. Наследователь мог завещать часть имущества своему внуку — сыну дочери. Если у умершего не было детей, то к наследованию допускались родственники умершего, вплоть до шестой степени родства. За неимением таких родственников имущество кшатриев, вайшиев и шудр переходило к царю.

Обязательственное право. В Законах Ману есть нормы, регулировавшие понятие обязательства, но нет правового закрепления различных форм заключения сделок. Следует полагать, что сделки в Индии, в основном, совершались в устной форме, но с обязательным присутствием свидетелей. Подробно рассматривались особенности заключения договоров хранения (вклада), товарищества, поручительства, купли-продажи, найма и займа.

В соответствии с нормами Законов обязательства возникали из различных видов договоров. При этом договоры считались неправомерными, если они заключались: 1) пьяным либо безумным; 2) находящимися в гневе или большом горе; 3) стариком, женщиной, ребенком, физическим уродом или рабом; 4) вопреки обычаю или закону; 5) путем обмана. При заключении договоров в отдельных случаях имело значение ограничение дееспособности членов больших неразделенных семей. Так, не имели право заключать сделки сыновья, не отделившиеся от семьи отца и не имевшие собственной семьи, или престарелый отец, материально зависящий от собственных сыновей.

Неправомерные сделки не только считались недействительными, но и наказывались штрафом. Подобные правила не соблюдались, если сделки были заключены в связи с исполнением царского поручения или охраной государственной тайны. Кроме того подобные формальности не были обязательными для лиц, ведущими бродячий образ жизни, к которым могли быть отнесены охотники, пастухи или артисты.

Кроме обязательств, возникавших из договоров, в законах упоминались «обязательства из причинения вреда» имуществу другого лица (пастух был обязан компенсировать потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю; за потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) или из причинения вреда другому лицу (за вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки).

Семейное право. Большое значение имела патриархальная семья, в которой имущество и власть находились в руках мужа и отца — патриарха (дампати), только он мог совершать жертвоприношения в честь предков, мог отдать в услужение, продать или убить члена семьи.

Каждая варна была замкнутым сословием; браки между людьми, принадлежащих различным варнам, считались недопустимыми в целях сохранения чистоты крови дваждырожденных.

В соответствии с брахманизмом, женщина никогда не была самостоятельной в своих мыслях и поступках и всегда нуждалась в опеке со стороны мужчины. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости — своему мужу, после смерти мужа — своим сыновьям. Она должна была почитать мужа, даже изменяющего ей, как божество. По религиозным обычаям вдова должна была взойти на погребальный костер вместе с умершим мужем и живьем совершить акт самосожжения.

Правовой статус замужней женщины зависел от формы заключения брака, но в любом случае женщина никогда не была полностью дееспособной. Н. А. Крашенинникова отмечает, что «в памятниках Древней Индии были зафиксированы восемь форм брака: первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери с определенным приданым („брахма“), которая вместе с тремя последующими („дайва“, „арша“, „праджапатъя“) противопоставляется браку в виде покупки невесты („асура“) — признаваемому, но порицаемому, наряду с браками по любви, без согласия отца и матери („пандхарва“), с похищением невесты („ракшаса“) и с насилием над ней („пайшача“)»[1]. Исследователи истории государственно-правового развития Древней Индии утверждают, что первые четыре формы предписывались для заключения брачных союзов брахманов и кшатриев, в то время как вайшья и шудры могли заключать брак только с выкупом невесты.

Развод допускался в исключительных случаях: бесплодие супругов, прелюбодеяние, постыдное поведение, безвестное отсутствие или дурное обращение одного супруга по отношению к другому. Как известно, в Древней Индии разрешалось многоженство для представителей высших каст, при этом старшей полагалась та жена, которая относилась к более высокой варне вне зависимости от ее возраста. Брачный возраст для вступающих в брак определялся в зависимости от их принадлежности к той или иной касте и варне, так, для брахман мужчина не мог быть моложе 16-летнего возраста, для кшатрия — 24 лет, а для вашья или шудры — 30 лет. Возраст девушки не зависел от ее происхождения, но законодательно была закреплена зависимость возраста девушки от возраста ее жениха: так, если ему было 24 года и менее, то девушке разрешалось выходить замуж с 8-летнего возраста, 30-летний мог жениться на девушке 16 лет.

Уголовное право. В Древней Индии еще не проводилось разницы между категориями преступления и религиозного греха, поэтому кража жертвенных даров, заклад священного водоема, прелюбодеяние с женой гуру и т. п. одновременно наказывались с точки зрения, как права, так и религиозных норм.

В законодательстве Древней Индии учитывались такие характеристики деяния, как: форма вины (умысел или неосторожность); необходимая оборона; рецидив; формы соучастия; обстоятельства, смягчающие (беда или несчастье, приключившееся с осуждаемым) или отягчающие (рецидив или совершение преступление совместно с другими) вину.

Целью наказания было устрашение. При вынесении наказания суд учитывал личный статус как преступника, так и потерпевшего, их пол, возраст, принадлежность варне, родственные связи и др. Право в Индии представляло собой право-привилегию, дифференцированную в соответствии с варновой принадлежностью (более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего — отягощал ее, исключение составляло воровство, при совершении которого действовал обратный принцип). В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытно-общинного строя, к которым можно отнести круговую повинность общины за преступления, совершенные на ее территории, и изгнание преступника из общины в качестве одного из видов наказания.

Уголовному праву Древней Индии были известны следующие виды преступлений:

  • — против государства, за совершение которых виновные подвергались смертной казни;
  • — против личности, при рассмотрении ответственности за которые прослеживается сословная, кастовая сущность древнеиндийского права. Об убийствах и наказаниях за них в Законах Ману говорится очень мало. Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась епитимия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему;
  • — против собственности, влекущие за собой суровые наказания;
  • — против чести и достоинства. Особенно строгие наказания следовали за такие преступления против членов высших варн;
  • — против семьи, к которым относились: беседа с замужней женщиной (наказывалась штрафом), встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию) и т. д.

В нормах Законов Ману не содержалось упоминаний о кровной мести, которая, вероятно, была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.

Основными видами наказаний были смертная казнь (применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других); членовредительные наказания применялись к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны; тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например с конфискацией имущества; денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления и были самой распространенной формой.

Процессуальное право. В судебном процессе Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом.

Суд был апелляционным. Разбирательство гражданских уголовных дел могло начинаться только, но требованию истца или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.

Доказательствами были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. По мнению Крашенинниковой, действовал общий принцип судопроизводства, когда свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Это требование ослаблялось лишь в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.), когда свидетели не проверялись слишком тщательно. Только при отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины, больных, лиц, исключенных из каст, неприкасаемых, лишенных органов чувств[2].

В Индии существовало пять видов ордалий (испытаний): 1) весами (обвиняемый взвешивался дважды, до и после допроса: если во второй раз он был легче, то считался невиновным); 2) огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным); 3) водой; 4) ядом; 5) клятвой (если после клятвы с обвиняемым происходила какая-то неприятность, то вина его считалась доказанной). К ордалиям можно было прибегать только в том случае, если обе стороны судебного процесса были согласны на проведение ордалии; при отсутствии авторитетных доказательств испытание должно было проводиться публично.

  • [1] Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран: учебник /Н. А. Крашенинникова. М.: Норма, 2014. URL: http://vvww.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp (дата обращения: 05.03.2015).
  • [2] Крашенинникова //. А. История государства и права зарубежных стран.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой