Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феноменология Мартина Хайдеггера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание обладает двумя существенными характеристиками. Оно имеет структуру проекта и заброшенности. С одной стороны, человек — это проект, он не является «готовой» личностью, но, скорее, представляет собой существо, открытое будущему. Поскольку для человека не существует твердых, предписанных природой целей, он сам полагает себе план своей жизни, проектирует ее. С другой стороны, к структуре… Читать ещё >

Феноменология Мартина Хайдеггера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мартин Хайдеггер (1889—1976) — последователь и оппонент Э. Гуссерля и один из авторитетных представителей феноменологического движения — разработал собственный феноменологический проект, где центральную роль играет понятие бытия.

Важным аспектом феноменологии Хайдеггера является полемическое по отношению к гуссерлианству положение о том, что сам человек не может быть описан с применением эпохе, поскольку данная установка требует воздержания именно от того, что и образует человека: от его экзистенции. В своей программной работе «Бытие и время» (1927) Хайдеггер делает решающий шаг в развитии своей феноменологии. В отличие от Гуссерля, который видит только «способ данности предметов», он расширяет феноменологическую перспективу и, пользуясь терминами «раскрытие» (Erschlossenheit) и «просвет» (Lichtung), вопрошает о способах постижения данностей и истины как таковых. Хайдеггер определяет феномен не как конституируемую в сознании сущность, но как-то, что «показывает себя в себе самом», как бытие сущего. Следовательно, онтология возможна лишь как феноменология, выявление смысла бытия через его усмотрение в экзистенции («тут-бытие», Dasein). Без бытия конкретного человека нет бытия как такового — так утверждает Хайдеггер. Конкретный человек — есть изначальное бытие в мире.

При этом Хайдеггер полагает, что человека нельзя представить как некий принципиально изолированный от мира субъект познания, который теоретически познает мир, объект. Человек без его отношения к миру невозможен, но это отношение является не столько отношением познающего субъекта, сколько отношением заботы. Будучи «озабочен» миром, конкретный человек изначально знаком с ним. Это знакомство требует не теоретической прозрачности отношений, конструирующих мир, но скорее инструментальности и понимания.

Инструмент существует не как умопостигаемый, а как применяемый предмет, тем более доступный, чем меньше о нем думают и чем больше применяют. Используя для разрешения своей «заботы» молоток, мы позволяем ему быть «молотковым» — пользуемся им для забивания гвоздей и ограничиваемся этим. Понимание практической применимости, «подручности», вещи Хайдеггер называет усмотрением и отличает его от теоретического познания. Теоретическое же познание «всматривается» и понимает, проявляя заботу таким образом.

Понимание обладает двумя существенными характеристиками. Оно имеет структуру проекта и заброшенности. С одной стороны, человек — это проект, он не является «готовой» личностью, но, скорее, представляет собой существо, открытое будущему. Поскольку для человека не существует твердых, предписанных природой целей, он сам полагает себе план своей жизни, проектирует ее. С другой стороны, к структуре первоначального понимания относится заброшенность, невозможность для человека абстрагироваться от своего собственного бытия. Его бытие, его происхождение предшествуют ему и определяют его. Мы определены в пашем понимании нашим прошлым.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой