Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура системы образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Серьезным нововведением в организацию обучения станут изменения в формах получения образования (ст. 17). Сохраняется возможность получить образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме обучения. При этом ликвидируется такая форма, как экстернат. В то же время вводится новая форма получения образования — вне организаций… Читать ещё >

Структура системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система образования в Российской Федерации включает в себя следующие элементы (гл. 2 Закона):

  • 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государ-

ю ственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Раскроем содержание первого элемента как наиболее значимого. Закон устанавливает следующие виды образования в российской Федерации:

  • — общее образование;
  • — профессиональное образование;
  • — дополнительное образование;
  • — профессиональное обучение.

Обеспечивающие возможность реализации права на образование в течении всей жизни (непрерывное образование).

Закон устанавливает, что общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В частности, им установлены следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование (СПО);
  • — высшее образование (ВО) — бакалавриат;
  • — высшее образование (ВО) — специалитет, магистратура;
  • — высшее образование (ВО) — подготовка кадров высшей квалификации.

Прежде всего, выводится из обращения понятие начального профессионального образования, теперь оно становится частью среднего профессионального образования. Следующим существенным изменением в привычной терминологии для высшей школы станет ликвидации понятия «высшее профессиональное образование» и введение термина «высшее образование».

Значимой новацией Закона явилось отнесение подготовки кадров высшей квалификации (прежде всего через аспирантуру) к третьему уровню высшего образования. Здесь же необходимо обратить внимание на отсутствие упоминания о докторантуре как форме подготовки кадров высшей квалификации, причем уже не научно-педагогических, а научных кадрах. Данный вид деятельности выведен за рамки Закона и им не регламентируется.

Обращает на себя внимание следующая особенность нового Закона — в отличие от предыдущего закона, он не устанавливает никаких конкретных численных значений к параметрам организации учебного процесса. Такие параметры, как нормативные сроки обучения по уровням профессионального образования и формам обучения, возможность ускоренного обучения, предельные значения недельной нагрузки обучающихся в часах, в том числе аудиторных, максимальную учебную нагрузку преподавателей и т. д. будут устанавливаться и по новому Закону в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) (ст. 11).

Законом определено, что ФГОС включают требования:

  • — к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • — условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • — результатам освоения основных образовательных программ;
  • — срокам получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся;
  • — возможностям по использованию образовательных технологий;
  • — особенностям организации обучения отдельных категорий обучающихся.

При этом важным требованием Закона является учет положений соответствующих профессиональных стандартов при формировании ФГОС.

Закон вносит изменения в порядок отнесения образовательных программ (ОП) к основным и дополнительным, а также требования по их реализации. Так, по видам образования образовательные программы делятся на (ст. 12):

  • — основные — по уровням общего и профессионального образования, профессионального обучения;
  • — дополнительные — по дополнительному образованию.

В свою очередь, основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) делятся на:

  • — ОП СПО — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена;
  • — ОП ВО — программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров (НПК) в аспирантуре;
  • — ОП профессионального обучения — программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих.

Устанавливаются новые требования к реализации образовательных программ (ст. 13—16): самостоятельно, посредством сетевых форм их реализации, с использованием образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, использование модульного принципа представления содержания ОП и построения учебных планов, возможность получения образования на иностранном языке.

Серьезным нововведением в организацию обучения станут изменения в формах получения образования (ст. 17). Сохраняется возможность получить образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме обучения. При этом ликвидируется такая форма, как экстернат. В то же время вводится новая форма получения образования — вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.

Содержание второго элемента подробно раскрывают гл. 3—5 Закона. Одним из нововведений Закона следует отмена понятия «высшее учебное заведение» и введение понятия «образовательная организация высшего образования» (ООВО) как тип образовательных организаций. Одновременно исключается деление вузов на виды (университет, академия и институт, и вводится новое понятие) и категории ООВО (федеральный университет и национальный исследовательский университет).

Образовательные организации могут быть:

  • • государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации);
  • • муниципальными;
  • • негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений).

Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть бюджетными или автономными.

Имущество бюджетного государственного или муниципального образовательного учреждения находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия (решения) учредителя.

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество автономного государственного или муниципального образовательного учреждения, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, находится у него на праве оперативного управления и распоряжение им возможно только с согласия учредителя. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением отдельных случаев, оговоренных действующим законодательством.

Бюджетные государственные и муниципальные образовательные учреждения полностью или частично финансируются из бюджетов соответствующих уровней, а также могут иметь иные источники поступления финансовых средств, предусмотренные законодательством.

Основой финансирования автономных образовательных учреждений являются задания, устанавливаемые учредителем с учетом разрешенной уставом учреждения деятельностью.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений — на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

Негосударственные образовательные учреждения могут получать финансирование из бюджетов соответствующих уровней на реализацию образовательной деятельности в соответствие с лицензией через механизмы государственного (муниципального) заказа на поставку товаров, работ или услуг.

Особо следует обратить внимание на основные положения Закона, касающиеся деятельности образовательной организации, которые изложены в ст. 23—30 Закона.

Обращает на себя внимание тот факт, что Закон предполагает по большинству конкретных положений, которые не будут определяться нормативными документами федерального уровня, увеличение самостоятельности образовательных организаций высшего образования (ООВО) в части установления и регламентации требований к ним своими локальными нормативными актами.

Важной особенностью нового Закона об образовании является регламентация особенностей реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельных категорий обучающихся (гл. 11), прежде всего иностранных граждан, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, лиц, проявивших выдающиеся способности и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой