Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Налоговая система и налоговое регулирование в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизмами налогового перераспределения доходов являются прогрессивное налогообложение личных доходов и налог на имущество граждан. В отдельных странах, например, во Франции, существует налог «на роскошь», которым облагаются дорогостоящие потребительские товары и недвижимость. Кроме того, социальную функцию выполняют социально ориентированные налоги, которые распространяются на многодетные… Читать ещё >

Налоговая система и налоговое регулирование в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Налог — это обязательный, безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги — неотъемлемый атрибут государства, их появление связано с формированием первых государственных образований. Упоминания о первых налогах: подушном — в Древнем Вавилоне, поголовном — в Персии и Древнем Китае, относятся к началу 1-го тыс. до н. э. Земельный налог взимался во времена первых династий египетских фараонов. Поначалу это были бессистемные обязательные сборы в виде податей, уплачиваемых в натуральной форме. Затем стали появляться регулярные денежные налоги. Так, во II в. до н. э. для всех граждан Римской империи был введен единый поголовный налог — трибут.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета, принося до 80—90% доходов в государственную казну.

В систему налогов Российской Федерации, наряду с собственно налогами, также входят сборы (обязательные платежи, уплата которых служит одним из условий предоставления физическим и юридическим лицам права осуществлять юридически значимые действия, например, использовать местную символику) и пошлины, объектом которых выступает выдача (оформление) документа (регистрационного свидетельства, лицензии на осуществление определенных видов производственно-хозяйственной деятельности и др.). Кроме того, в состав налоговой системы входят государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Налоги — эффективный инструмент, с помощью которого государство регулирует социально-экономические процессы. При этом налогообложение должно быть оптимальным и обеспечивать, с одной стороны, реализацию основных функций государства, а с другой — не подрывать мотивации как бизнеса, так и отдельных работников к высокопроизводительному труду, не снижать эффективность экономики.

Основные принципы рационального налогообложения были сформулированы А. Смитом в форме четырех положений, которые не потеряли своей актуальности и в современных условиях.

  • 1. Подданные государства по возможности соответственно своей способности и силам должны участвовать в содержании правительства, т. е. соответствовать доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства.
  • 2. Налог на каждого должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, его сумма должны быть ясны и бесспорны для налогоплательщика. Весьма значительная степень неравномерности представляет значительно меньшее зло, чем весьма малая степень определенности.
  • 3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
  • 4. Налоговая система должна быть построена и функционировать так, чтобы не допускать злоупотреблений: изъятия сумм, сверх причитающихся по закону, использования налоговых поступлений не по назначению, коррупции, незаконного освобождения от налогов. В рыночной экономике налоги выполняют следующие функции:
  • 1) фискальная. Она связана с формированием доходной части государственного бюджета. В любом государстве налоги выполняют прежде всего эту функцию, обеспечивая расходы государства;
  • 2) регулирующая. Налог может стимулировать либо оказывать дестимулирующее воздействие на поведение экономических субъектов. Изменяя налоговые ставки, государство регулирует уровень потребительских расходов домашних хозяйств, инвестиционную активность предпринимательского сектора;
  • 3) социальная. Связана с выравниванием доходов различных социальных групп; призвана обеспечивать социальную стабильность в обществе. При анализе данной функции налогов следует учитывать, что налоги призваны обеспечить взаимосвязь между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Стремясь сгладить слишком сильное неравенство в распределении доходов, государство может подорвать стимулы к высокоэффективной экономической деятельности.

Механизмами налогового перераспределения доходов являются прогрессивное налогообложение личных доходов и налог на имущество граждан. В отдельных странах, например, во Франции, существует налог «на роскошь», которым облагаются дорогостоящие потребительские товары и недвижимость. Кроме того, социальную функцию выполняют социально ориентированные налоги, которые распространяются на многодетные семьи, переселенцев из-за границы на свою историческую родину, семьи, где есть ветераны и инвалиды. Пониженные налоги платят фермеры, ремесленники, субъекты малого бизнеса. Социальную направленность носит уменьшение налогооблагаемой базы для домохозяйств, несущих расходы на образование, повышение квалификации, строительство жилья. Указанные меры ведут к сокращению бюджетных поступлений, поэтому их можно отнести к социальным расходам государства, а значит, инструментам перераспределения валового внутреннего продукта.

Налоги делятся:

  • 1) по способам взимания — на прямые и косвенные;
  • 2) по налоговым ставкам — на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;
  • 3) по уровням бюджетной системы — на центральные и местные (в федеративных государствах — федеральные, субъектов федерации и местные);
  • 4) по налогоплательщикам — на налоги, взимаемые с граждан и организаций.

Прямые и косвенные налоги различаются по объекту налогообложения, по механизму их расчета взимания. Прямые налоги — это налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, их плательщиками становятся владельцы собственности и получатели доходов. К прямым налогам относятся налоги на прибыль, имущество предприятий, доходы физических лиц и др.

Косвенные налоги — это налоги на обращение и потребление. Плательщиками косвенного налога становятся потребители товаров и услуг, в цену которых прямо включается сумма налога. Косвенными являются налог на добавленную стоимость, акцизы, импортные пошлины и т. д. Соотношение между прямыми и косвенными налогами определяется особенностями налоговой системы страны. В США более 70% всех налоговых поступлений дают прямые налоги. Прямые налоги преобладают также в Германии, Канаде, Японии. Во Франции, напротив, в течение последних десятилетий преобладающими являются косвенные налоги, прежде всего налог на добавленную стоимость, составляющий 50% общей суммы косвенных налогов.

Налоговые ставки устанавливаются и изменяются государством в законодательном порядке. При пропорциональном налогообложении налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины налогооблагаемой базы. В Российской Федерации почти все налоги являются пропорциональными. В частности, вне зависимости от различной величины дохода физических лиц при начислении налога на основные виды доходов действует единая ставка — 13%.

Регрессивный налог — формируется таким образом, что при увеличении налоговой базы налоговые ставки снижаются.

Прогрессивный налог — это налог, при котором налоговая ставка растет по мере увеличения стоимости объекта налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть дохода налогоплательщика изымается в виде налога. Как правило, в большинстве стран по прогрессивной шкале взимаются налоги с личных доходов.

Обобщающим показателем степени налоговой нагрузки на юридических и физических лиц является налоговое бремя — доля всех уплачиваемых налогов в доходе налогоплательщика за определенный период. Его масштаб для субъектов хозяйствования определяется такими факторами, как величина налоговых ставок, общее количество уплачиваемых налогов, размер дохода, порядок исчисления налогооблагаемой базы.

Налоговая система становится важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, поэтому современное государство уделяет большое внимание повышению ее эффективности. Очевидно, что не существует стран с идеальными налоговыми системами. Вместе с тем выделяют ряд критериев, позволяющих оценить эффективность налоговых систем[1]. К ним относятся:

  • 1) справедливость. Данный критерий непосредственно связан с принципом относительного равенства налоговых обязательств и предполагает распределение налогов в соответствии с ясно выраженными и одобряемыми обществом подходами к налогообложению. Относительное равенство обязательств достигается за счет равенства по горизонтали (с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог) и равенства по вертикали (налоги, уплачиваемые лицами, находящимися в разном положении, дифференцируются в соответствии с этим положением);
  • 2) экономическая нейтральность: налоги не должны подрывать трудовую мотивацию, сдерживать экономическую активность и оказывать искажающее воздействие на поведение производителей и потребителей;
  • 3) административная простота, предполагающая снижение административных издержек при сборе налогов (расходов государства на содержание налоговых органов, затрат времени и средств налогоплательщиков при уплате налогов, расходов экономических агентов на услуги налоговых консультантов и адвокатов, ведение бухгалтерского учета и т. д.);
  • 4) гибкость: налоговая система должна быть в состоянии адекватно реагировать на изменяющиеся экономические условия. В этой связи особую роль играют налоги, которые автоматически реагируют на изменения деловой конъюнктуры. В период вступления[1] экономики в стадию кризиса необходимо создать стимулы для ее развития, что достигается путем «автоматического» снижения налоговых ставок. На фазе подъема налоги способны в той или иной степени сдерживать перегрев экономики, одновременно увеличивая доходную часть бюджета. Гибкость налоговой системы обеспечивает прогрессивное налогообложение личных доходов;
  • 5) политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что уплачиваемые ими налоги расходуются на реализацию общегосударственных целей. Налоги должны быть прозрачны, что является важной предпосылкой политической контролируемости налогов и государственных расходов со стороны государства.

Не существует налоговых систем, в полной степени соответствующих одновременно всем заявленным критериям. Это утверждение относится и к налоговой системе Российской Федерации, формирование которой началось в 1992 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы Российской Федерации».

Созданная налоговая система оказалась несовершенной и неэффективной. Отсутствовала единая законодательная и нормативная база налогообложения. Большое количество налогов (около 50) затрудняло расчеты налогоплательщиков с бюджетами всех уровней. Нестабильность налогового законодательства не позволяла бизнес-сообществу планировать деятельность на длительную перспективу. Высокая налоговая нагрузка оказывала дестимулирующее воздействие на поведение экономических агентов. Значительное налоговое бремя и чрезмерно жесткие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства компенсировались массовыми уклонениями от уплаты налогов и «разбуханием» теневого сектора экономики.

Введенная в действие с 1 января 1999 г. первая часть Налогового кодекса РФ снизила общее налоговое бремя, уменьшила общее число взимаемых налогов и сборов, создала условия для формирования единой налоговой правовой базы и развития бюджетно-налогового федерализма. В последующие годы в Налоговый кодекс РФ систематически вносились серьезные изменения, призванные повысить эффективность налогообложения, снизить налоговое бремя, упростить систему налогового администрирования.

В результате комплексной налоговой реформы общее число налогов в Российской Федерации значительно сократилось. Налоговая система, несмотря на сохранившиеся серьезные недостатки, перестала быть тормозом экономического развития страны, стала более простой и прозрачной. Налоговая система РФ включает налоги трех уровней (федеральные, региональные, местные), причем каждая из групп налогов формирует доходную часть бюджета соответствующего уровня.

К федеральным налогам и сборам относятся1:

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на доходы физических лиц;
  • 4) налог на прибыль организаций;
  • 5) налог на добычу полезных ископаемых;
  • 6) водный налог;
  • 7) сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • 8) государственная пошлина.
  • [1] Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: Инфра-М, 1997. С. 369—386.
  • [2] Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: Инфра-М, 1997. С. 369—386.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой