Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономический анализ коррупции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ряд авторов предпочитает говорить о коррупции в общественном секторе, разделяя ее на бюрократическую (или административную) коррупцию и политическую коррупцию как таковую. При этом первая подразумевает использование должности государственного служащего с целью получения денежных выгод, а вторая — и для получения денежных выгод, и для сохранения этой должности. Однако, говоря о коррупции… Читать ещё >

Экономический анализ коррупции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие коррупции в экономической теории преступности, основные типы коррупции

В обыденном понимании слово «коррупция» (подкуп) может относиться к разным явлениям и использоваться в различном контексте. С одной стороны, термин «коррупция» мы можем использовать при описании передачи взятки государственному служащему от заинтересованного в чем-либо лица. С другой стороны, коррупция возможна и в частном секторе экономики, когда продавец нормирует предложение какого-то редкого товара (вместо того, чтобы использовать «чистый» ценовой механизм), а тот, кто заинтересован в покупке этого товара, может использовать различные способы подкупа продавца для того, чтобы получить доступ к этому товару без очереди. Ярким примером такой ситуации может служить покупка у спекулянта билета по высокой цене на популярное театральное представление, на которое все билета в кассе уже распроданы.

Определяя коррупцию, часто используют критерий законности, что приводит к замещению понятия «коррупционный» понятием «незаконный» в описании сделки. Так, в проекте федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» коррупция определяется как «…подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное (курсив наш. — Н. Е.) использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу»1. Тем не менее не все незаконные сделки являются коррупционными, также как не все проявления коррупции и взяточничества нелегальны[1][2] (например, когда посетитель ресторана дает дополнительные чаевые метрдотелю для того, чтобы иметь лучший столик в зале, чем у других посетителей). Аналогичным образом следует проводить разграничение между «безнравственной» и «коррупционный» сделкой. С одной стороны, если некто вынужден платить шантажисту, рассматривая его как безнравственную личность, за неразглашение определенной информации, то жертвой шантажа это не воспринимается как коррупционное правонарушение. С другой стороны, некоторые люди могут не рассматривать проявления коррупции как безнравственные (это касается тех людей, для которых цель оправдывает средства).

Так как к наиболее типичным проявлениям коррупции относятся подкуп государственных служащих и взяточничество за предоставляемые блага или преимущества, то очень многие исследования, посвященные коррупции, напрямую затрагивают и проблему взяточничества. Так, Сьюзан Роуз-Аккерман, работы которой стали классическими в данной области, исследуя коррупцию с позиций экономического анализа, не проводит разграничений между взяточничеством и коррупцией1. Интересно, что в английском языке не существует различий между подкупом и взяткой, и английское bribery обозначает и то, и другое. Однако можно утверждать, что поведение индивида, осуществляющего протекционизм кандидата на определенную должность по принципу родственных связей и характеризующего его как высококвалифицированного специалиста в данной области, является коррупционным. Личную выгоду этого индивида можно охарактеризовать, скорее, как улучшение положения его семьи, нежели взятка.

Эксперты Совета Европы предложили определение коррупции в более широком понимании. По их мнению, коррупция — это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в общественном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его статуса как общественного лица или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение любых неправомерных преимуществ для себя или другого лица[3][4].

В мировой практике большинство исследователей (в том числе и экономисты) придерживаются определения всемирного банка, согласно которому «коррупция — это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах»[5]. Похожее определение мы можем найти и в работе С. X. Алатаса: «коррупция — это злоупотребление доверием в интересах личной выгоды»[6]. При этом С. X. Ал атас различает коррупцию «как сделку» (трансактивную) и коррупцию «как вымогательство» (экстортивную). Первая основана на взаимном соглашении между донором и реципиентом с целью получения выгод обеими сторонами, а вторая влечет за собой некоторые формы принуждения и, как правило, основана на стремлении избежать некоторых форм ущерба, причиняемого либо донору, либо близким ему людям. Согласно подходу С. X. Алатаса, другие типы коррупции вращаются вокруг или являются побочным продуктом трансактивной и экстортивной коррупции.

Рассмотрим эти возможные производные типы. Оборонительная коррупция обратно связана с экстортивной коррупцией. Инвестиционная коррупция подразумевает предложение товаров и услуг без оказания какого-либо особенного предпочтения, но с рассмотрением в будущем ситуаций, в которых эти предпочтения могут потребоваться. Непотическая коррупция связана с неоправданным назначением на должность друзей или родственников в органы государственной службы или оказанием им «особенного» предпочтения. Аутогенная коррупция вовлекает только одного человека, который выигрывает, например, оттого, что получил доступ к определенной информации раньше других людей. Наконец, поддерживающая коррупция описывает действия, предпринятые кем-либо для защиты и усиления уже существующей коррупции, часто с использованием интриг либо даже силы. Основное преимущество типологии Алатаса заключается в том, что деление коррупции на типы в ней не зависит от правил и преобладающих нравственных условностей и норм в обществе. Поэтому мы будем рассматривать данную типологию как базовую. Эта базовая типология может дополняться множеством других видов коррупции, в зависимости, например, от ее масштабов, уровня (от местного до национального) и т. д. Однако следует отметить, что в литературе под пристальным вниманием оказываются еще два таких важных типа коррупции, дополняющих базовую типологию, как институциональная и политическая коррупции. Институциональная коррупция связана с поиском выгод от функционирования институтов (таких как, например, политические партии)1. Политическая же коррупция противопоставляется коррупции в целом и описывает коррупционную деятельность, которая имеет место в общественном секторе либо на пересечении интересов общественного и частного секторов (например, в ситуации, когда политики используют свой привилегированный доступ к ресурсам, незаконно присваивая выгоды от их использования)[7][8]. И институциональная, и политическая коррупции, как правило, представляют собой производные трансактивной коррупции.

Ряд авторов предпочитает говорить о коррупции в общественном секторе, разделяя ее на бюрократическую (или административную) коррупцию и политическую коррупцию как таковую[9]. При этом первая подразумевает использование должности государственного служащего с целью получения денежных выгод, а вторая — и для получения денежных выгод, и для сохранения этой должности. Однако, говоря о коррупции в общественном секторе, в любом случае следует принимать во внимание следующее. Во-первых, получателем платежей в коррупционной сделке является государственный служащий. Во-вторых, активность, которая рассматривается как коррупционная, в том смысле, что она приводит к получению персональных выгод, всегда реализуется одной стороной, без вовлечения в коррупционное соглашение другой стороны извне, т. е. из рассмотрения исключается «односторонняя» преступность (в частности, кражи). Больше того, политические решения, проводимые каким-то одним лицом (или по его инициативе), не рассматриваются, даже если они могут оказаться коррупционными в том смысле, что в их основе лежит стремление получить личную выгоду, а не обычное проведение в жизнь политики правительства. В-третьих, следует учитывать природу персональных выгод, получаемых от коррупционной сделки. Эти выгоды могут быть в денежной или в какойлибо другой форме личных выгод для себя лично, для своих друзей, семьи, социальной или политической группы. Они могут также носить прямой и непрямой характер. В первом случае точная величина этих выгод оговаривается на момент договора, во втором — она становится известна позже.

Экономический подход к изучению преступности утверждает, что коррупция — это разновидность экономического поведения в условиях риска, обусловленного совершением преступления и возможным наказанием за него1. При этом, рассматривая функцию полезности экономического субъекта, который ведет себя коррупционно, следует учитывать снижение его полезности за счет морального осуждения его поведения обществом и, как следствие, появления моральных издержек такого поведения. Так, С. Роуз-Аккерман в одной из первых своих работ, посвященных анализу коррупции на базе экономического подхода, в модель функции полезности участников коррупционной сделки включает величину моральных издержек от принятия и дачи взяток[10][11].

Таким образом, говоря о коррупции с позиций экономического анализа, ее можно определить как проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но имеющим доступ к ним. Другими словами, госслужащий, берущий взятку, стремится максимизировать свой совокупный доход за счет перераспределения общественных ресурсов, а не конкурентной борьбы, нанося при этом ущерб благосостоянию всего остального общества.

  • [1] Основы законодательства об антикоррупционной политике: Проект федеральногозакона от 19.06.2002. № 216 592−3 (авторы: депутаты Государственной Думы А. А. Аслаханов, Н. М. Безбородов и В. П. Воротников), отозван авторами в марте 2004 г.
  • [2] Bardhan Р. Corruption and Development: A Review of Issues // J. of Econ. Lit. Vol. XXXV.1997. Sept. P. 1321.
  • [3] См. гл. 2 «Экономические последствия коррупции» в работе: Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003.
  • [4] Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств — членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журн. рос. права. 2000. № 7.
  • [5] Helping Countries Combat Corruption: The Role of the World Bank. Poverty Reductionand Economic Management. The World Bank. 1997. Sept. P. 8.
  • [6] Цит. no: Alatas S. H. Corruption: its Nature, Causes and Consequences. Aldershot: Avebury, 1990. Ch. 1.
  • [7] Тимофеев Л. М. Институциональная коррупция. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000.
  • [8] Heywood Р. Political Corruption: Problems and Perspectives // Political Corruption / ed. by P. Heywood. Oxford: Blackwell Publ., 1997. P. 1—19.
  • [9] Rose-Ackerman S. Corruption: a Study in Political Economy. N. Y.: Acad. Press, 1978;Tanzi V. Corruption, Governmental Activities, and Markets. IMF Working Papers. № 94/99. Aug.
  • [10] Rose-Ackerman S. The Economics of Corruption // J. of Polit. Econ. — 1975. — № 4.
  • [11] Ibid.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой