Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Направления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение. Конституция провозглашает право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих прав (ч. 1 ст. 30); равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13) и обособленность от государства религиозных объединений (ч. 2 ст. 14); право объединений граждан иметь в частной… Читать ещё >

Направления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные направления надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются конкретной ситуацией, сложившейся в районе, городе, субъекте РФ, федеральном округе, наконец, в государстве в целом. Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 предписано, что проверки исполнения законов органы прокуратуры обязаны проводить на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений СМИ и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране. Прокурорам предложено акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав человека и гражданина. Хотя по мере изменения обстановки приоритеты могут меняться, что следует учитывать прокурорам в практической деятельности.

При осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти прокурорам в обязательном порядке следует оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций. Прокуратура методами прокурорского реагирования должна не только добиваться устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина, но и в рамках закона свойственными прокуратуре методами воздействовать на органы контроля, имеющие специальные полномочия для защиты этих прав и свобод, с целью активизации их деятельности в этом направлении.

Это объясняется тем, что контролирующие органы в силу своего специфического статуса обязаны нести на себе основную нагрузку в обеспечении неуклонного соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим следует отметить, что контрольно-надзорные органы обладают мощным правозащитным потенциалом, который реально способен обеспечить правопорядок в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и это должно в первую очередь учитываться органами прокуратуры. Другое дело, что такие органы нередко уклоняются от выполнения своих функций, занимают позицию стороннего наблюдателя, что подчас заставляет органы прокуратуры брать на себя выполнение их обязанностей. Это неверно.

Анализ и обобщение материалов прокурорской деятельности, статистических данных правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о том, что в целом состояние законности и правопорядка в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина на протяжении последних лет продолжает оставаться весьма сложным. Эти обстоятельства диктуют необходимость организации работы прокурора в рассматриваемой сфере с условием постоянного наступательного реагирования на правонарушения, четкого планирования и повышения результативности мер прокурорского реагирования.

Рассмотрим приоритетные (основные) направления деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на современном этапе.

Надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Согласно ст. 37 Конституции каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности, и оплату труда. Сфера труда регулируется нормами ТК, в соответствии со ст. 5 которого правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства являются: а) несоблюдение работодателем письменной формы трудового договора (ст. 67 ТК); б) включение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работников, но сравнению с нормами трудового законодательства (ст. 57); в) отсутствие в договоре условий, подлежащих обязательному включению в трудовой договор (ст. 57); г) установление испытательного срока, в случаях, когда это прямо запрещено законом, а также превышающего пределы, установленные ст. 70; д) перевод работника на другую постоянную работу без его письменного согласия (ст. 72); е) изменение условий трудового договора по инициативе работодателя без уведомления работника либо с нарушением двухмесячного срока (ст. 73).

Проверяя законность заключения трудовых договоров, прокурор выясняет: не требует ли администрация от поступающих на работу лиц документы, не предусмотренные законодательством; соблюдаются ли требования закона в части испытания при приеме на работу, сроки трудового договора и другие его условия; соответствует ли приказ о приеме на работу содержанию трудового договора, а запись в трудовой книжке — тексту приказа; объявляется ли приказ о приеме на работу под роспись; не нарушаются ли права работников при приеме на материально ответственную работу и в случаях, когда является обязательным предварительный медицинский осмотр; соблюдается ли особый порядок приема на работу сезонных и временных работников; нет ли фактов отказа в приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, а также лицам, освобожденным из мест лишения свободы, и некоторым другим категориям граждан по незаконным основаниям (ст. 56, 57, 64, 71, 213 ТК).

Надзор за соблюдением прав граждан на оплату труда является особо приоритетным. К числу типичных нарушений трудовых прав работников относятся: а) невыплата выходного пособия в установленных законодательством случаях (ст. 178 ТК); б) невыплата пособий по временной нетрудоспособности (нарушение требований ст. 183 ТК); в) отказ в возмещении расходов, связанных со служебными командировками, либо их неполное возмещение (ст. 168 ТК); г) отказ в сохранении за работником среднего заработка при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, в том числе в результате трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с работой (ст. 182 ТК).

При проверке соблюдения законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями прокурор устанавливает: а) не привлекаются ли женщины к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда; б) соблюдаются ли гарантированные законом права об ограничении труда женщин на работах в ночное время и сверхурочных работах, о направлении их в командировку, о переводе на более легкую работу, об отпусках по беременности и родам; в) не нарушаются ли гарантии при приеме на работу, о запрещении увольнения беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет либо являющихся одинокими матерями, воспитывающими детей до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. В процессе проверки прокурор знакомится с приказами администрации о приеме женщин на работу и сопоставляет их со списками работ, где не допускается их труд. По табельному учету устанавливаются, в каких сменах заняты беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Проверка исполнения законов о труде несовершеннолетних заключается прежде всего в выяснении: а) соблюдения порядка приема на работу (достижение возраста, согласование с выборным органом, медицинский осмотр); б) соблюдения требования о сокращенной продолжительности рабочего времени; в) соблюдения требований о запрещении труда на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями; г) соблюдения положений о предоставлении гарантий и компенсаций работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере охраны труда, прокуроры руководствуются п. 1 указания Генпрокурора РФ от 06.07.2000 № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности», обязывающего «обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности». Прокурор обращает внимание также на следующие вопросы: разработаны ли на предприятии меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, включены ли конкретные вопросы охраны труда в коллективный договор; как осуществляется контроль за их реализацией; какие меры и по чьей вине не приняты; соблюдаются ли работодателями нормативные требования, направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве, в том числе своевременность проведения инструктажей по вопросам техники безопасности, производственной санитарии и других правил; обеспечиваются ли соответствующие категории работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты; производятся ли в необходимых случаях обязательные предварительные и периодические осмотры работников; используются ли по прямому назначению средства и материалы, выделенные для проведения мероприятий, но охране труда (не было ли случаев расходования этих средств на другие цели); выполняются ли работодателями требования по устранению запыленности и загазованности производственных помещений, шума и вибрации, по предупреждению заболеваний на производстве; действуют ли на предприятиях правила и инструкции по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, по гигиене труда и противопожарной безопасности; каково состояние производственного травматизма на предприятии, его уровень и динамика; расследовались ли работодателем причины несчастных случаев, какие меры приняты по их устранению. На выявленные нарушения закона прокурор реагирует, используя предоставленные ему законом полномочия.

Надзор за соблюдением прав граждан на медицинскую помощь и исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» . Конституцией в ч. 1 ст. 41 закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений.

В данной сфере ключевым законодательным актом является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-?3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Предметом надзора в этой сфере общественных отношений выступает соблюдение установленных Конституцией и законами прав граждан на медицинскую помощь субъектами, ответственными за ее оказание.

Наиболее типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются: а) повсеместно учреждениями здравоохранения не соблюдаются требования закона, предусматривающие права граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь; б) во многих регионах органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями государственных и муниципальных учреждений здравоохранения допускаются нарушения при издании нормативных правовых актов, относящихся к сфере здравоохранения; в) в большинстве регионов имеют место факты нецелевого использования бюджетных средств, выделенных лечебно-профилактическим учреждениям в рамках реализации национального проекта «Здоровье», а также средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Анализ практики прокурорского реагирования на выявленные нарушения законодательства в сфере здравоохранения свидетельствует, что в борьбе с ними прокуроры используют все полномочия, предусмотренные Законом о прокуратуре. На фоне бездействия органов контроля ежегодно возрастает активность прокуроров по защите нарушенных прав граждан в порядке гражданского судопроизводства по возмещению вреда, причиненного их жизни и здоровью. В борьбе с нарушениями прокурорами используются также меры административно-правовой ответственности.

Надзор за соблюдением жилищных прав граждан и исполнением законов при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» . Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище. Реализация этого права — одна из наиболее острых и актуальных проблем в современной России. В связи с этим разработан и запущен в действие с 2006 г. приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», основная цель которого состоит в решении проблем качества и доступности жилья.

Источниками информации о правонарушениях в жилищной сфере, которые используются прокурорами при подготовке и проведении проверки, могут быть: а) нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по жилищным вопросам; б) правовые акты и иные документы жилищных органов (департаментов, жилищно-коммунальных хозяйств, управлений, отделов и др.); в) материалы контрольных проверок, проведенных органами государственной жилищной инспекции, и их отчетные данные о работе за проверяемый период. Кроме того, источниками информации могут служить: документы, справки и т. д.

При этом при выборе форм реагирования прокурор исходит из оценки собранных в процессе проверки материалов.

Надзор за соблюдением прав пенсионеров, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. К числу основных социально-экономических прав человека относится право на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 39 Конституции. Защита прав и охраняемых законом интересов социально-уязвимых категорий населения, а также ветеранов в современных условиях выдвигается в число приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

Основными источниками информации о нарушениях прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров являются жалобы, заявления и обращения граждан, представителей общественных организаций, ветеранов, руководителей предприятий, учреждений, организаций, органов власти, местного самоуправления. Немаловажен регулярный анализ материалов гражданских дел. Следственная практика в совокупности с судебной указывает на характер злоупотреблений, связанных с совершением хищений или нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Кроме того, в качестве источников информации могут использоваться статистические, аналитические и иные данные из органов социальной защиты населения, здравоохранения, Минфина России, Казначейства России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Надзор за соблюдением прав потребителей. Законом РФ от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» гражданам гарантированы право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность товаров (работ, услуг), на возмещение причиненного вреда, на получение достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. Помимо этого потребительские отношения нормативно урегулированы нормами ГК и другими законодательными актами, действующими в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг, в том числе при перевозке пассажиров, их багажа и грузов, оказании туристических, финансовых, образовательных услуг, услуг страхования, жилищно-коммунальных услуг и др.

Типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются: 1) нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере действия законодательства о правах потребителей (издание нормативных актов в нарушение принципа разграничения предмета ведения между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления; включение в юридическое предписание положений, прямо противоречащих Конституции и нормам федерального законодательства либо искажающих их смысл); 2) нарушения, допускаемые органами государственной власти, правомочными осуществлять функции по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка; 3) нарушения, допускаемые органами местного самоуправления и общественными объединениями при осуществлении защиты прав потребителей; 4) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредставление потребителю необходимой информации, обман потребителей (обсчет, обвес), нарушение прав потребителей на получение качественных товаров, работ и услуг, на их безопасность и др.).

Надзор за соблюдением избирательных прав граждан. Конституцией гарантировано право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 1 ст. 32). Конституция регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах: во-первых, в ст. 3 закрепляется принцип народовластия; во-вторых, ст. 32 признает и гарантирует избирательные права граждан, устанавливает конституционное ограничение этих прав.

Реализация избирательных прав граждан в период проведения различных избирательных кампаний нередко сопровождается отступлениями от требований законодательства о выборах. Нарушения допускаются на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, при формировании избирательных комиссий, образовании избирательных округов, избирательных участков. Распространены также финансовые нарушения в ходе избирательной кампании. Наибольшее количество нарушений отмечается на стадиях выдвижения и регистрации кандидатов, при проведении предвыборной агитации, при проведении голосования и подсчете голосов. Именно на данных этапах надзор является в наибольшей степени необходимым и может оказаться действенным, поскольку права граждан здесь затрагиваются самым непосредственным образом. При выявлении нарушений, выборе мер реагирования необходимо помнить о том, что избирательные права граждан, связанные с конкретными выборами, не реализованные в установленные законом сроки, как правило, не могут быть восстановлены. Актуальным направлением надзорной деятельности в период выборов является выявление угроз экстремистского характера, возникающих в ходе избирательных кампаний, и законное противодействие им. Отдельными кандидатами используются в предвыборной агитации существующие в обществе настроения, связанные с проблемами в области миграции, межнациональных и межконфессиональных отношений.

При осуществлении надзора в рассматриваемой сфере прокурор вправе применять предусмотренные ст. 22 и 27 Закона о прокуратуре меры реагирования. Кроме того, действующее законодательство предусматривает специальные основания для обращения прокурора в суды, к числу которых относятся заявления: 1) о назначении местного референдума (ч. 5 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); 2) о признании недействительным решения о проведении местного референдума (ч. 9 ст. 22 Закона); 3) об оспаривании решения, принятого на местном референдуме (ч. 9 ст. 22 Закона); 4) об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) (ч. 3 ст. 259 ГПК); 5) о защите избирательных прав (права на участие в референдуме) граждан России (ч. 1 ст. 259 ГПК).

Надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение. Конституция провозглашает право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих прав (ч. 1 ст. 30); равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13) и обособленность от государства религиозных объединений (ч. 2 ст. 14); право объединений граждан иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36); а также запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13); недопустимость принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30); возможность обжалования в суд решений и действий общественных объединений (ч. 2 ст. 46); обязанность граждан и их объединений наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправлении, должностными лицами соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15). Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, являются предметом специального регулирования.

Приступая к проверке, прокурор должен быть ориентирован на выявление нарушений законов об общественных объединениях, в полной мере реализуя для этого закрепленные в ст. 22 Закона о прокуратуре полномочия. При этом проверкой могут охватываться следующие основные вопросы деятельности общественных объединений: а) своевременно ли были представлены документы для регистрации; б) правомерно ли отказано в регистрации общественного объединения, если такой факт имел место, сообщено ли об этом письменно заявителю с объяснением причины отказа; в) законно ли создано и законно ли действует общественное формирование; г) не содержат ли устав и другие учредительные документы общественной организации нормы, противоречащие ст. 13 Конституции, федеральным законам; д) не выходит ли общественное объединение в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных его уставом; е) не вмешиваются ли соответствующие органы публичной власти и их должностные лица в деятельность общественных объединений. Причем особое внимание должно быть обращено на проверку соответствия законам издаваемых органами власти, их должностными лицами, руководителями общественных организаций правовых актов, касающихся реализации права граждан на объединение.

Средства прокурорского реагирования на нарушения законов об общественных объединениях определены ст. 22, 23−25.1, 27 и 28 Закона о прокуратуре. В то же время законодательство предусматривает специальные меры. Так, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции и иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, в силу требований ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по заявлению прокурора через суд. Согласно ст. 42 названного Закона Генпрокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор при неустранении общественными объединениями нарушений Конституции и законодательства, а также при продолжении ими действий, противоречащих уставным целям, вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Надзор за соблюдением законов о свободе слова и печати. Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, обеспеченным в реализации деятельностью СМИ. Конституция провозглашает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»; не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 1, 2 и 4 ст. 29).

Непременным условием эффективной деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением конституционного права граждан на информацию, свободы деятельности СМИ является надлежащая организация информационно-аналитической работы. Для этого традиционно используются материалы прокурорских проверок, следственной и судебной практики, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов; обращения граждан, сообщения СМИ и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка. В качестве источников информации также могут быть задействованы материалы администрации Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также результаты социологических исследований, проводимых, но названной проблеме. Анализ полученной сводной информации о состоянии исполнения законов о СМИ является основанием для правильного выбора объекта проверки и составления конкретного плана проведения надзорных мероприятий.

Средства прокурорского реагирования на нарушения законов о СМИ в целом определены ст. 9.1, 22−25.1, 27 и 28 Закона о прокуратуре. Однако в случае установления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности СМИ признаков экстремизма, а также при распространении через СМИ экстремистских материалов, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Генпрокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений — в предупреждении устанавливается не менее чем 10-дневный срок для их устранения. Деятельность СМИ может быть также прекращена по требованию прокурора в порядке и по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 8 и ст. 11 Закона.

При выявлении прокурором других нарушений, являющихся достаточным основанием для признания свидетельства о регистрации СМИ недействительным, аннулирования лицензии, приостановления либо прекращения деятельности СМИ (ст. 16, 16.1, 56−62 Закона о СМИ), прокурор может обратиться с соответствующим требованием в органы Роскомнадзора о направлении ими исков в суд либо с заявлением в суд (в зависимости от характера выявленных нарушений принимается решение о прекращении или приостановлении действия лицензии до устранения этих нарушений). Аналогичные действия можно осуществлять совместно с ФАС России при нарушении СМИ законодательства о рекламе.

К числу важных направлений надзорной деятельности прокуроров относятся также:

  • • соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, причем эта сфера носит многоаспектный характер, затрагивающий вопросы, связанные с обеспечением требований законодательства об опеке и попечительстве, об образовании, семейного и жилищного законодательства и др.;
  • • соблюдение прав при рассмотрении обращений граждан;
  • • соблюдение конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи;
  • • соблюдение прав участников миграционных правоотношений;
  • • соблюдение прав граждан на свободу совести и вероисповедания.

Особенностью организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого внедрения в деятельность прокуроров принципа гласности и открытости для гражданского общества. При его осуществлении гражданам, общественным организациям, СМИ необходимо предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка, регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население. Причем, если в других отраслях прокурорского надзора «известная закрытость» находящихся в производстве прокуратуры дел и материалов в большинстве случаев оправдана, то надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, как показывает практика, фактически никаких оснований для ограничения принципа гласности не дает.

Более того, прокурор должен быть прямо заинтересован в том, чтобы результаты прокурорских проверок приобрели широкую огласку: от этого существенно возрастает профилактический эффект проверок. Поэтому совершенно очевидно, что следует всячески активизировать взаимодействие со СМИ для формирования общественного мнения о роли прокуратуры и ее правозащитной функции, пропаганды законодательства, развития правовой культуры населения и профилактики правонарушений.

Генпрокурор РФ регулярно проводит встречи с представителями Общественной палаты РФ, правозащитных организаций, на которых обсуждаются наиболее острые и актуальные вопросы соблюдения прав человека, взаимодействия прокуратуры с правозащитными структурами. Представители Общественной палаты РФ, общественных объединений входят в состав Научноконсультативного совета при Генпрокуроре РФ, участвуют в заседаниях коллегий и иных мероприятиях, проводимых органами прокуратуры. В области защиты трудовых прав Генпрокуратура РФ взаимодействует с Федерацией независимых профсоюзов России. Прокуроры на местах также взаимодействуют с общественными объединениями.

Таким образом, российская прокуратура как один из важнейших институтов государства и общества стремится к тому, чтобы быть органом, адекватным постоянно развивающимся общественным отношениям, своевременно и оперативно реагировать на возникающие новые вызовы и угрозы. Практика наглядно показала правильность этого курса. Органы прокуратуры максимально востребованы в обеспечении соблюдения законности в социально-экономической сфере.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой