Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция «секуляризации» естественного права Хр. Томазия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной исторической заслугой Томазия признается разграничение им права и морали. Источником морали является внутреннее сознание человека, не зависимое от велений власти; в нравственной области единственное орудие воздействия — совет. Юридические нормы регулируют внешние обязанности и только их; в этой сфере государство может пускать в ход приказания. Таким образом, в трактовке Томазия право… Читать ещё >

Концепция «секуляризации» естественного права Хр. Томазия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительные усилия по отделению теории естественного права от средневековой схоластики предпринял немецкий философ права Христиан Томазий (1655−1728) — один из выдающихся представителей раннего Просвещения в Германии.

Родился в Лейпциге, в семье известного профессоратеолога Якоба Томазия — тонкого и умного критика схоластики, учителя Лейбница. Изучал философию и юриспруденцию под руководством своего отца. Поначалу работал адвокатом, но успеха на этом поприще не имел. С 1687 г. читал лекции в Лейпцигском университете. Хр. Томазий первым из немецких философов начал выступать с лекциями на немецком языке, а не на латыни, как это было принято, тем самым, заложив основы немецкой философской терминологии. Главный мотив, побудивший Томазия к такому уклонению от общепринятого порядка, состоял в желании сделать науку достоянием самых широких кругов общества. Для того времени этот шаг являлся вызовом, профанацией науки, потрясением основ. Лейпцигские цензоры не разрешали печатать его труды. Резкие нападки Томазия на старые авторитеты, бескомпромиссная борьба со средневековыми пережитками возбудили против него консервативную общественность Лейпцига. Под страхом уголовного преследования он вынужден был в 1690 г. переселиться в Галле, где провел всю оставшуюся жизнь. Содействовал основанию университета в Галле; в 1694 г. стал профессором, а затем ректором этого университета.

Хр. Томазий — автор многочисленных работ, оказавших большое влияние на современников[1]. В. Виндельбанд называет его «пророком» и «бесстрашным проповедником философии»[2]; для Н. Г. Чернышевского Томазий — «истинно великий деятель немецкого Просвещения»[3].

К числу наиболее значимых трудов мыслителя относится трактат «Основы нрава естественного и международного» (1705).

Томазий был рационалистом, он верил в силу человеческого разума и считал, что силу доказательства имеет только то, что согласуется с разумом. Своей главной задачей он ставил очищение философии от религии и осуществление, так называемой, «секуляризации» естественного права.

Томазий в своем политико-правовом учении порывает со средневековой схоластикой, опиравшейся на тезис о греховной природе человека. Поскольку человек является разумным существом, фундаментальные принципы естественного права вытекают из разума человека.

По природе своей человек всегда стремится к счастью, к личному благу и жизни в мирном общении с другими. Для достижения этой цели люди создают нормы человеческого общежития (естественное право) и государство, призванное обеспечить соблюдение этих универсальных правил.

Наилучшей формой государства, которая способна обеспечить условия достижения людьми счастья, Томазий считал абсолютную монархию. Источником власти монарха, по его мнению, выступает согласие подданных. Правитель и подданные связаны взаимными обязательствами: подданные обязаны исполнять властные предписания правителя, а монарх — гарантировать права и благо граждан. В случае посягательства монарха на естественные права, проявления произвола и несправедливости по отношению к подданным последние не обязаны ему повиноваться. Однако, и к сопротивлению Томазий тоже не призывает. Протест может быть только пассивным. Казалось бы, такой подход противоречит естественно-правовой доктрине, но чтобы понять позицию Томазия, следует иметь в виду тот политический хаос, который наступил в Германии после Тридцатилетней войны — безграничный произвол мелких князей и монархов. Выход из этого положения виделся Томазию в централизованной власти сильного князя, которая по его мнению, способна обеспечить достаточно широкий круг прав и свобод подданных.

Государственная власть, имея своею главной задачей поддержание порядка, по мнению мыслителя, должна обеспечить подданным свободу. Свобода как неотъемлемое качество человека выступает в философии права Томазия в первую очередь как свобода мысли и совести. Последнее было особенно актуально для Германии того времени, так как в XVII в. в качестве политического утвердился принцип, согласно которому «вера князя есть вера его подданных». Более того, вплоть до середины XVIII в. продолжались еще процессы над ведьмами. Томазий считал, что люди разных вероисповеданий могут успешно жить в мире между собой; если же при этом и возникают религиозные споры, то лучшее средство для их разрешения — взаимная терпимость граждан и веротерпимость самого государя, власть которого не только не должна, но и не может распространяться на внутренний мир человека (подданных). Строго говоря, князья вообще не должны вмешиваться в богословские споры. Только если инакомыслящий нарушает действующее право как общий внешний порядок, он может быть выслан или наказан (если речь идет об уголовном преступлении), так как все равны в этом отношении перед законом и волей князя[4].

Свобода вероисповедания не отделима у Томазия от свободы мысли, прежде всего, имеется в виду свобода научного исследования и защита своих научных убеждений.

Для установления справедливого правопорядка в политическом сообществе свободных и разумных людей Томазий акцентирует внимание на соотношении права и морали, политики и нравственности как механизмов регуляции поведения людей.

Главной исторической заслугой Томазия признается разграничение им права и морали. Источником морали является внутреннее сознание человека, не зависимое от велений власти; в нравственной области единственное орудие воздействия — совет. Юридические нормы регулируют внешние обязанности и только их; в этой сфере государство может пускать в ход приказания. Таким образом, в трактовке Томазия право оформилось в самостоятельную юридическую категорию, специфическими характеристиками которой являются интерсубъективность (т.е. направленность права на более, чем одного субъекта) и внешняя принудительность.

Причину возникающих в обществе конфликтов он видел в несоответствии внутренних мотивов и внешнего поведения.

Внутренние требования воздержаться от дурных поступков формулируют нормы морали на основе представлений о добре и зле. Действие моральных норм основано на убеждении в их справедливости. Они воздействуют на внутренний мир человека, задавая систему смыслов, ценностей и идеалов, которая формально нигде не закреплена.

Нормы права регламентируют внешнее поведение людей, их взаимодействие с другими людьми. Действие правовых норм основано на государственном принуждении; юридические нормы являются общеобязательными и представляют собой властные предписания органов государственной власти, закрепленные в официальных актах.

Что касается сущности права, то здесь Хр. Томазий весьма категоричен. По его мнению, позитивное право создается волей князя, которая в свою очередь ограничена только божественной волей. Лишь тогда, когда нет закона, в качестве источника права могут выступить договор или обычай — в этом случае речь идет о воле сторон. Изменение действующего позитивного права допустимо только в установленном правом же порядке.

В отличие от Н. Макиавелли, который разделял, разводил в разные стороны политику и мораль, Томазий вводит в политику моральные критерии, т. е. требование к власть предержащим воздерживаться от дурных поступков в отношении подданных.

Эту идею с особенной силой он проводит в своем учении о правилах поведения: морального — честного (honestum); социального — достойного (decomm) и правомерного — справедливого (justum). Первое из них, являющееся ведущим, звучит следующим образом: «Поступай так, как должны поступать другие»; во втором правиле указано: «Делай другим то, что ты хочешь, чтобы они делали тебе»; наконец, третье сформулировано Томазием так: «Чего ты не хочешь, чтобы другие тебе делали, то и ты им не делай». Правило честного поведения относится к морали, достойного — к политике, а правомерного — собственно к праву[5].

Томазию не чужд коммунистический идеал. Он верит в возможность достижение всеобщего счастья, посредством: постоянного морального совершенствования людей, неукоснительного соблюдения ими норм права и отмены частной собственности. Томазий считает, что собственность и государство не находятся в необходимой связи, поскольку собственность, по его мнению, возникла прежде государства и нет оснований говорить, что государство не может без нее обойтись. Точно также для Томазия частная собственность не сеть основание свободы. Свобода и частная собственность, по его мнению, не только не связаны воедино, но, и в известной мере противостоят друг другу. В данном вопросе Томазий существенно расходился с такими сторонниками идеи естественного права, как Гроций или Локк. Идеи утопического социализма Томазия были окрашены в религиозные тона. Христианская любовь к ближнему, считал он, должна привести к общности имущества, являющейся залогом всеобщего благоденствия. Вместе с тем, Томазий считал, что построение коммунизма — дело далекого будущего, потому что к такому изменению учреждений можно подойти только после изменения нравственного облика человека. Сначала необходимо, чтобы взаимные отношения людей прониклись началом любви, и только тогда можно будет заменить частную собственность общностью имущества.

Стремление Томазия приблизить науку к жизни и освободить ее от церковно-схоластических оков, вера в силу человеческого разума, требование религиозной терпимости, идея разграничение права и морали, предвосхитили ряд идей Канта и Фихте и, несмотря на то что его вклад в развитие учений о праве и государстве не столь значителен, он несомненен и заслуживает признания.

  • [1] При жизни Хр. Томазия его работы (включая переиздания) выходили в свет свыше 300 раз.
  • [2] Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. Т. I. СПб., 1908. С. 408.
  • [3] Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч.: в 15 т. Т. IV. М.: Гослитиздат, 1939;1953. М., 1948. С. 66.
  • [4] Баскин Ю. Я. Проблема свободы в философии права Христиана Томазия // Правоведение. 1999. № 2. С. 34−38. URL: uristy.ucoz.ru/publ/20−1-0−936 (дата обращения: 14.02.2013).
  • [5] Баскин Ю. Я. Проблема свободы в философии права Христиана Томазия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой