Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международные организации в сфере образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В состав Комиссии входят 11 членов, избираемых из списка кандидатов, представляемого государствами — участниками Протокола. Члены Комиссии действуют в личном качестве. Генеральная конференция стремится включить в ее состав лиц, обладающих компетентностью в области образования, а также лиц, имеющих опыт судебной или юридической практики, желательно международного характера. При выборе членов… Читать ещё >

Международные организации в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

  • — ММПО, наделенные компетенцией в сфере образования;
  • — универсальные и региональные международные договоры, разработанные и открытые для подписания в рамках ММПО, наделенных компетенцией в сфере образования;
  • — историю создания, структуру органов, цели, задачи и направления деятельности ЮНЕСКО;
  • — структуру органов, цели, задачи, направления деятельности и основные проекты в сфере образования Совета Европы;
  • — структуру органов, цели, задачи и основные направления деятельности АЛЕКСО;
  • — структуру органов, цели, задачи и основные направления деятельности ИСЕСКО;
  • — структуру органов, цели, задачи и основные направления деятельности СИАМЕО;
  • — структуру органов, цели, задачи и основные направления деятельности Организации иберо-американских государств по вопросам образования, науки и культуры;

уметь

  • — определять, к компетенции какой ММПО отнесено решение вопросов в сфере образования в соответствующем регионе;
  • — определять, какие вопросы в сфере образования могут и должны решаться на универсальном уровне в рамках ЮНЕСКО;
  • — определять международные механизмы защиты права человека на образование;

владеть

  • — навыками оперирования основными понятиями и категориями в сфере деятельности ММПО, наделенных компетенцией в области образования;
  • — навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики в сфере деятельности ММПО, наделенных компетенцией в области образования;
  • — навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права ММПО, наделенных компетенцией в сфере образования.

Ключевые слова: образование, право на образование, международные организации в сфере образования, ЮНЕСКО, региональные организации, Совет Европы, АЛЕКСО, ИСЕСКО, СИАМЕО, Организация иберо-американских государств по вопросам образования, науки и культуры.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) является международной организацией со статусом специализированного учреждения ООН.

Первым предшественником ЮНЕСКО можно считать Международный комитет интеллектуального сотрудничества (МКИС), созданный в 1922 г. в рамках Лиги Наций. В состав МКИС входили эксперты, которые назначались из числа известных ученых и деятелей культуры. Их основной задачей была выработка рекомендаций по запросу Лиги Наций. В рамках МКИС действовали профильные подкомитеты по библиографии, межуниверситетским связям, интеллектуальной собственности, искусству и литературе. Заседания МКИС проходили в Женеве или Париже.

Финансирование МКИС, по мнению Лиги Наций, должны были осуществлять государства-члены, поэтом}' она выделяла очень незначительное количество средств. Отсутствие необходимого финансирования серьезно осложняло работу. Тогда министр образования Франции предложил создать в Париже Международный институт интеллектуального сотрудничества (МИИС) в качестве рабочего органа МКИС и обеспечить его финансирование. МИИС начал свою работу в начале 1924 г., но официальная церемония инаугурации состоялась 16 января 1926 г. Поскольку МИИС имел автономный статус и не подчинялся напрямую ни Лиге Наций, ни правительству Франции, государства-члены создавали национальные комитеты по интеллектуальному сотрудничеству и назначали своих делегатов в МИИС. Делегаты по поручению своих правительств вносили в повестку дня МИИС вопросы, требующие обсуждения.

Круг обязанностей МИИС был весьма широк: юридические консультации по вопросам интеллектуальной собственности, сотрудничество в области музеев и искусства, перевод литературных произведений, контакты между университетами, библиотеками и научными союзами, а также установление постоянных связей с национальными комитетами.

В декабре 1938 г. на конференции в Париже был принят Международный акт, касающийся интеллектуального сотрудничества, согласно которому была создана Международная организация интеллектуального сотрудничества. МИИС стал ее исполнительным органом. С 1940 по 1944 г. МИИС был закрыт. Он возобновил свою работу в феврале 1945 г. и проработал до конца 1946 г.[1]

В 1942 г. в Великобритании по инициативе президента Совета по образованию Уэльса Ричарда А. Батлера, а также президента Британского Совета М. Робертсона была созвана конференция министров образования стран союзников из представительств восьми правительств, находящихся в эмиграции. Эта историческая встреча состоялась в Лондоне с 16 ноября по 5 декабря. Основным вопросом, обсуждаемым на конференции, было восстановление системы образования с наступлением мира. После этой конференции в период 1942—1945 гг. было проведено около 60 встреч по вопросу создания международной организации в сфере образования и культуры.

Факт проведения во время Второй мировой войны более 60 встреч по вопросу создания международной организации в сфере образования и культуры означает, что вопросы образования имеют стратегическое значение для безопасности как каждого отдельного государства, так и всего международного сообщества в целом.

16 ноября 1945 г. на Лондонской конференции состоялось подписание Устава ЮНЕСКО. Его подписали представители 37 из 44 присутствующих государств. Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. И уже через две недели (19 ноября) в университете Сорбонна в Париже состоялось торжественное открытие первой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Это событие и определило будущую штаб-квартиру Организации.

Вторая сессия Генеральной конференции состоялась в 1947 г. в Мехико. На ней утвердили программу действий, основными направлениями которой стали восстановление и реконструкция образования, научной и культурной жизни стран, пострадавших от войны.

Членами ЮНЕСКО являются 195 государств. СССР стал членом ЮНЕСКО в 1954 г., а с 1991 г. членство продолжила Российская Федерация.

Структура ЮНЕСКО включает три главных органа.

Генеральная конференция — высший орган, состоящий из представителей государств — членов ЮНЕСКО. Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятельности ЮНЕСКО. Принимает программу и бюджет организации на два последующих года. Она собирается раз в два года, избирает членов Исполнительного Совета (раз в четыре года) и назначает Генерального директора. Рабочими языками Генеральной конференции являются русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский.

Исполнительный совет является руководящим органом ЮНЕСКО. Он состоит из 58 членов, избираемых с учетом географического представительства и разнообразия культур. ИС собирается два раза в год. К функциям Исполнительного совета относятся: подготовка к работе Генеральной конференции, надзор за надлежащим исполнением решений, представление Генеральной конференции рекомендаций относительно приема в ЮНЕСКО новых членов.

Секретариат — исполнительный орган ЮНЕСКО. Он состоит из Генерального директора и двух тысяч сотрудников. Секретариат занимается реализацией программ и резолюций, принятых Генеральной конференцией. В составе Секретариата действуют программные сектора по различным вопросам административного характера.

Согласно преамбуле Устава ЮНЕСКО «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира» .

Общей задачей ЮНЕСКО является содействие «укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» (ст. 1 Устава ЮНЕСКО).

Кроме того, к целям и задачам ЮНЕСКО относятся:

  • — сохранение и распространение знаний — мирового наследия человечества: произведений искусства, исторических памятников, книг и др.;
  • — возможность ознакомления с историческим наследием путем заключения соответствующих международных конвенций, двусторонних договоров: обмен произведениями искусств, различными изданиями, лабораторным оборудованием и технологиями;
  • — защита прав человека в области образования, включая борьбу с дискриминацией в области образования;
  • — гендерное равенство в области доступности образования; обеспечение доступа к бесплатному и обязательному высококачественному образованию;
  • — снижение уровня неграмотности в мире на 50%; повышение качества образования; продвижение инклюзивного образования мире.

На универсальном и региональном уровнях деятельность ЮНЕСКО в области образования включает четыре основных направления:

  • — разработка политики в области образования в условиях многоязычия;
  • — содействие распространению грамотности на родном языке;
  • — языковой компонент образования коренных народов;
  • — привлечение внимания общественности к важности сохранения языков в отношении образования и школьного обучения.

Основу деятельности этих направлений определяют:

  • — Всемирная декларация об образования для всех (1990);
  • — Дакарские рамки действий в области образования для всех, принятые Всемирным форумом по образованию (2000);
  • — Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии;
  • — План действий по ее выполнению, а также ряд других документов.

При реализации политики в области образования ЮНЕСКО сотрудничает с учреждениями и органами системы ООН (Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Постоянным форумом ООН по вопросам коренных народов и др.) и различными международными организациями (Советом Европы, Африканской академией языков (АКАЛАН) и др.)[2].

В рамках ЮНЕСКО был разработан целый ряд международных правовых актов в области образования, к которым относятся:

  • — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.);
  • — Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря (17 декабря 1976 г.);
  • — Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских государствах (22 декабря 1978 г.);

Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна (19 июля 1974 г.);

  • — Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (21 декабря 1979 г.);
  • — Региональная конвенция о признании учебных курсов, свидетельств, дипломов, степеней и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки (5 декабря 1981 г.);
  • — Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана (16 декабря 1983 г.);

Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10 ноября 1989 г.);

— Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (4 мая 2000 г.);

Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.);

  • — Рекомендация о положении учителей (5 октября 1966 г.);
  • — Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и в духе уважения прав человека и основных свобод (19 ноября 1974 г.);
  • — Рекомендация о техническом и профессиональном образовании (19 ноября 1974 г.);
  • — Рекомендация о развитии образования взрослых (26 ноября 1976 г.);

Рекомендация о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (11 ноября 1997 г.);

— Рекомендации объединенного комитета ЮНЕСКО/ ЮНИСЕФ по образованию (22 сентября 2000 г.)[3].

В компетенцию ЮНЕСКО также входит подготовка докладов (например, ежегодные Всемирные доклады об образовании), анализа мировых тенденции в образовании, статистики, таблиц, диаграмм и т. п. Кроме того, ЮНЕСКО публикует монографии по образованию, издает справочные материалы («Всемирный справочник по образованию», «Статистический ежегодник», «Обучение за рубежом» и др.).

С целью успешной реализации программ ЮНЕСКО в сфере образования были созданы различные региональные организации:

  • — Европейский центр высшего образования[4];
  • — Карибская сеть развития инноваций в области образования, созданная в 1981 г. с целью оказания помощи Карибским странам по введению инноваций в области образования, проведению совместных исследований и проектов, обмену информацией. Карибская сеть участвует в разработке стратегии образовательной реформы в странах Восточного Карибского бассейна;
  • — Международный институт образования Латинской Америки;
  • — Международное бюро просвещения, которое было создано в 1925 в Женеве. В состав ЮНЕСКО Бюро вошло

в 1969 г. Оно занимается подготовкой учебных планов, программ, методик образования, преподавательских кадров, реформирования образовательных систем;

  • — Международный институт планирования образования, основанный в 1963 г в Париже;
  • — Институт образования ЮНЕСКО, основанный в 1951 г.;
  • — Международный институт ЮНЕСКО по повышению качества образования в Африке, созданный в 1999 г.
  • 10 декабря 1962 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Протокол об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (далее — Комиссия). Протокол вступил в силу 24 октября 1968 г.

В состав Комиссии входят 11 членов, избираемых из списка кандидатов, представляемого государствами — участниками Протокола. Члены Комиссии действуют в личном качестве. Генеральная конференция стремится включить в ее состав лиц, обладающих компетентностью в области образования, а также лиц, имеющих опыт судебной или юридической практики, желательно международного характера. При выборе членов Комиссии учитывается справедливое географическое распределение и представительство «различных форм цивилизации, а также основных правовых систем» .

Согласно Протоколу (ст. 11 — 12) Комиссия предлагает свою систему рассмотрения и урегулирования межгосударственных жалоб заинтересованным сторонам. Каждая участвующая в споре сторона вправе подать собственные замечания и рекомендации по урегулированию спорного вопроса в течение трех месяцев. После рассмотрения рекомендаций и замечаний Комиссия в течение шести месяцев приступает к урегулированию имеющегося разногласия путем двусторонних переговоров. В случае если конфликт не удалось разрешить, Комиссия, удостоверившись в том, что «все имеющиеся внутренние возможности уже использованы и исчерпаны в соответствии с общепринятыми принципами международного права», по взаимному согласию спорящих сторон передает спор на рассмотрение Постоянной палаты Третейского суда в Гааге.

  • [1] Подробнее об этом см.: International Institute of Intellectual Co-operation // UNESCO Archives Access-to-Memory Catalogue. URL: atom.archives.unesco.org/international-institute-of-intellectual-cooperation; isaar
  • [2] Подробнее об этом см., например: Доклад Генерального директора об общей стратегии Межсекторальной программы в области языков в ЮНЕСКО. URL: unesdoc.unesco.org/images/0013/1 387/138768r.pdf
  • [3] См., например: Нормативные документы ЮНЕСКО // URL: unesco.ru/ru/?module=news&action=theme&id=93
  • [4] Европейский центр высшего образования Создан в сентябре 1972 г. с целью содействия сотрудничеству в области высшего образования в государствах-участниках (страны Европы, Северной Америки и Израиль). Штаб-квартира — в Бухаресте (Румыния). Подробнее об этом см., например: UNESCO — CEPES. URL: coe.int/t/dg4/highereducation/ehea2010/stakeholderscepes_EN. asp
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой