Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны… Читать ещё >

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под экономико-правовым механизмом охраны окружающей среды следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других негативных воздействий на нее, предоставление субъектам экологопользования налоговых и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.

В гл. IV Закона об охране окружающей среды изложены основные формы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, а именно:

  • • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • • государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;
  • • экологическое страхование;
  • • экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

Российским законодательством, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены другие меры экономического регулирования охраны окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с действующим законодательством РФ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Такая плата взимается за следующие виды негативного воздействия:

  • — выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • — сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • — хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ: 5% — в федеральный бюджет; 40% — в бюджеты субъектов РФ; 55% — в бюджеты муниципальных районов и городских округов; для Москвы и Санкт-Петербурга: 5% — в федеральный бюджет; 95% — в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ (см., например, постановления Правительства РФ: от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»; от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»).

Инструктивно-методические документы по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждаются Минприроды России. Выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух находится в компетенции Росприроднадзора. Разрешения на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду выдаются Ростехнадзором. Размеры платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды значительно превышают плату за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов нормативов (временно согласованных нормативов).

Плата взимается также за право пользования отдельными видами природных ресурсов. Плата за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду составляют общую плату за экологопользование.

Отдельные виды пользования природными ресурсами подлежат лицензированию[1], осуществляются на договорной основе или требуют получения разрешения (решения) в установленном порядке. Лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды и населения, имеет своей задачей исключить участие в хозяйственной и иной деятельности организаций (лиц), не имеющих условий для безопасного ведения работ.

Право пользования отдельными видами природных ресурсов предоставляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Так, Роснедра осуществляют выдачу лицензий па пользование участками недр, Росирироднадзор выдает разрешения на использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ осуществляют заключение охотхозяйственных соглашений, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу РФ.

В случае выявления нарушений со стороны экологопользователя решением указанных органов действие лицензий (разрешения или договора) может быть досрочно приостановлено или прекращено.

Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. В соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 17) государственная поддержка такой деятельности может реализовываться путем содействия в осуществлении:

  • — инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
  • — образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
  • — использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов; разработки новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализации иных эффективных мер, но охране окружающей среды.

Следует отметить, что принята и реализуется за счет федерального бюджета государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы. Цель программы — повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Задачи, стоящие перед программой, — снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики; сохранение и восстановление биологического разнообразия России; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.

Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может выражаться в предоставлении налоговых льгот, льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду, выделении средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налоговым кодексом РФ установлено, в частности, следующее:

  • — предоставление инвестиционного налогового кредита организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при проведении этой организацией мероприятий, но снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных и. 4 ст. 17 Закона об охране окружающей среды (поди. 1 п. 1 ст. 67);
  • — при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде полученных грантов на осуществление конкретных программ в области охраны окружающей среды (подп. 14 п. 1 ст. 251);
  • — налогоплательщик может уменьшить облагаемые налогом полученные доходы на сумму произведенных расходов на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, а также на сумму расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, объектов незавершенного строительства и иного имущества, охрану недр, окружающей среды (ст. 261);
  • — не признаются объектами налогообложения использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биоресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах (подп. 7 п. 2 ст. 333.9).

Экологическое страхование. Осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В частности, при эксплуатации опасного производственного объекта проводится обязательное страхование ответственности за причинение вреда. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (см. Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. В целях сохранения озонового слоя, прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляется лимитирование объема производства и потребления озоноразрушающих веществ, запрещено проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (см. постановление Правительства РФ от 24.03.2014 № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой»).

Наряду с формами экономического регулирования охраны окружающей среды применяются также административные формы и методы. Важным элементом в обеспечении экономического регулирования охраны окружающей среды является контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, осуществляемый финансовыми и налоговыми органами, аудиторскими организациями.

  • [1] Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вила деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданноелицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. См.:Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой