Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Причины и условия формирования криминогенной мотивации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Господствующие в виде нравов, традиций в семье и других бытовых группах: а) грубость, жесткость в отношениях и жестокость, деспотизм и враждебность взращивают агрессивность; б) супружеские измены, особенно болезненно воспринимаемые детьми, наблюдаемые ими половые контакты родителей и т. п. воспитывают примитивизм сексуальных отношений, циничное отношение к лицам противоположного пола, половую… Читать ещё >

Причины и условия формирования криминогенной мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Причинную структуру образования криминогенной мотивации можно представить также в виде внутренних и внешних причин и условий (рис. 6.2).

Внутренней причиной формирования криминогенной мотивации является криминологически значимая информация (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность), но далеко не вся, а только та, которая усваивается человеком, становится его, личной, индивидуально значимой, ясной для него. Сущность этой информации заключается в том, что она содержит в себе концентрирующиеся сведения о криминальных стереотипах поведения определенной направленности.

Содержание внутренней причины — это:

а) данные об агрессивно-насильственных стереотипах поведения, формирующие навыки причинения вреда, выхода из любой проблемной ситуации только при помощи насилия: «Сильный всегда прав», «Против силы не попрешь», «Против лома нет приема… если нет другого лома», «Победителя не судят», «Цель оправ;

Причины и условия образования криминогенной мотивации.

Рис. 6.2. Причины и условия образования криминогенной мотивации.

дывает средства" и др. (антиагрессивные стереотипы: «Не убий», «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую», «Любая палка о двух концах», «Зло, насилие — это бумеранг, они всегда возвращаются к тому, кто их причинил…» и др.);

б) сведения о корыстной направленности жизнедеятельности человека, стереотипах наживы, обогащения за чужой счет, культе денег: «Кто платит, тот и музыку заказывает», «У кого деньги — у того и сила», «Ты зазря прожил день, если никого не обманул», «У кого деньги — тот и прав», «Нравственность, душа, грех, милосердие — это пустой звон, если не звенит монета», «Степень свободы человека определяется карманной наличностью», «Извини, Сэм, но Боливар нс выдержит двоих», «Мы живем ради денег», «Кто имеет деньги — тот имеет все», «Только дурак сейчас не ворует», «Найди лоха» и др. (антикорыстные стереотипы поведения: «Не укради», «Воровать грешно», «Будь милосерден» ,.

" Главное — это чистота души", «Богатство преходяще», «В могилу с собой ничего не возьмешь — голым пришел, голым уйдешь!», «Деньги — это зло» и др.);

  • в) информация о навыках небрежно-легкомысленного поведения — стереотипах нерасчетливости, небрежности, лености и рассеянности; навыках пренебрежения опасностью, рискованности: «Авось пронесет», «Кто не рискует — тот не пьет шампанское» и др. (сведения о навыках осторожного поведения: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течет» и др.);
  • г) данные об аномально-сексуальных стереотипах поведения, примитивизме в отношениях между полами, циничном отношении к лицам противоположного пола, небрежности в половом общении: «Все женщины одинаковы», «Все мужики похожи», «Всех женщин не перетрахаешь, но к этому надо стремиться» и др. (информация о нормальных отношениях между полами, нормативном сексуальном поведении: «Как дочь относится к отцу, так она и будет относиться к мужу», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Бог создал Еву из ребра Адама» и т. п.);
  • д) сведения о политически-преступном поведении, пренебрежительном отношении к своему или другому народу, нации, расе, религии; стереотипах насильственного разрешения межклассовых, межнациональных, межгосударственных, межконфессиональных проблемных, конфликтных ситуаций; национализме, шовинизме, фанатизме, с одной стороны, а с другой — политическом равнодушии и неверии: «От нас ничего не зависит», «Мафия бессмертна», «Все „черные“ — чурки, нацмены», «От русских на Земле все беды», «Где русские — там и преступность», «В политике все средства хороши», «Добровольно власть никто не отдаст ни политическую, ни экономическую», «Классы — антагонистичны, классовая борьба неизбежно ведет к насильственному свержению власти», «Хочешь жить — умей вертеться, если не хочешь сдохнуть с голоду», «Да пусть хоть все сдохнут с голоду, продать за границу всегда есть что», «Лишь бы урвать кусок пирога-власти, а для этого все средства хороши» и др. (информация о политически нормативном поведении: «Dura lex sed lex» («Плох закон, но закон»), «Pactae sunt servanda» («Договоры должны соблюдаться»), «Свобода, равенство, братство всех людей и народов на Земле», «Интернационализм или равенство всех народов», «Перед Богом все равны», «Плохой мир лучше доброй ссоры», «Любую политическую проблемную ситуацию можно разрешить мирным путем», «Переговоры, компромисс, согласие» и т. п.).

Усвояемость криминологически значимой информации зависит от той среды, почвы, на которую она ложится, а именно она является в нашем представлении внутренними условиями.

Поэтому внутренними условиями образования криминогенной мотивации можно считать:

  • 1) генотип (гр. genos — происхождение + typos — отпечаток, форма, образец), т. е. систему унаследованных конкретным человеком свойств;
  • 2) жизненный опыт, образуемый в результате взаимодействия криминологически значимой информации и генотипа. В последующем же криминологически значимая информация накладывается уже на жизненный опыт человека. Сущность внутренних условий — в генетической и жизненной среде.

Содержание внутренних условий — это:

  • 1) генотип — система наследуемых свойств: анатомических, физиологических, биохимических, нейродинамических и др. — строение человеческого тела, степень развития физической силы и интеллекта, силы воли, эмоциональных процессов; тип темперамента, предрасположенность к развитию способностей, психических, невротических и соматических заболеваний, телесные отклонения (например, «заячья губа»), предрасположенность к половым эксцессам и др.;
  • 2) жизненный опыт человека — складывается в результате наложения информации на генотип, а затем уже и на сам жизненный опыт, поэтому какие-то стереотипы поведения усваиваются, а иные — отвергаются, третьи — не усваиваются и т. п.

Криминальный жизненный опыт включает в себя:

  • — знание различных способов совершения преступлений;
  • — навыки какого-либо отдельного метода, особенно удающегося у данного преступника;
  • — обладание техникой, самой современной, необходимой для совершения преступления, вплоть до изобретения собственной;
  • — готовность следовать обычаям и традициям преступного мира в любой ситуации, знание жаргона, значения татуировок, использование кличек в общении и др.

Функциональная роль внутренних условий заключается в том, что они способствуют или препятствуют, укрепляют или ослабляют усвоение криминологически значимой информации, т. е. играют роль катализатора внутренней причины.

Внешней причиной формирования криминальной мотивации является жизненная ситуация как относительно длительное состояние взаимодействия человека с другими лицами, группами, социальными институтами в процессе его жизнедеятельности, в результате которого им воспринимается и усваивается криминологически значимая информация. Сущность внешней причины можно выразить в виде поговорки: «С кем поведешься, от того и наберешься» .

В результате общения с криминогенными группами или отдельными лицами, если они: а) пользуются авторитетом у лица; б) интересны и привлекательны в общении и деятельности; в) доставляют удовлетворение; г) эффективное достижение каких-то целей совместной деятельности, то лицо усваивает криминальный жизненный опыт вместе с обычаями, традициями, стереотипами преступного мира, особенно в процессе совершения преступлений, участия в уголовном процессе, при исполнении наказания, а также после исполнения, если при этом официальные, реабилитационные структуры не срабатывают, не столь эффективны, не удовлетворяют вышеуказанным условиям.

Содержание внешней причины заключается в получении криминологически значимой информации из:

  • 1) семьи. А именно:
    • — дисгармоничное (лат. dis < др.-греч, ??? — приставка, означающая отрицание, удаление + др.-греч, ??? — созвучный, стройный) развитие личности, т. е. нарушение стройности, созвучности формирования не столько в анатомии, сколько в физиологии, психологии; вследствие нарушения целостности семьи; в зависимости от возрастного периода девочка и мальчик нуждаются в большем или меньшем общении с отцом или матерью, например, до возраста полового созревания необходимо общение девочек с отцом, а мальчиков — с матерью, ибо в этот период закладываются основы будущих сексуальных отношений детей, определяющих, в частности, успех в семейной жизни;
    • — с одной стороны, отсутствие надзора за детьми, безразличие к их поведению и развитию, связям или, с другой излишнее баловство, культивирование иждивенчества, потакание капризам, взращивание эгоизма;
    • — господствующие в виде нравов, традиций в семье и других бытовых группах: а) грубость, жесткость в отношениях и жестокость, деспотизм и враждебность взращивают агрессивность; б) супружеские измены, особенно болезненно воспринимаемые детьми, наблюдаемые ими половые контакты родителей и т. п. воспитывают примитивизм сексуальных отношений, циничное отношение к лицам противоположного пола, половую распущенность, могущие вылиться в аномально-сексуальное развитие; в) культивируемые в семье стяжательство, паразитизм, накопительство или, наоборот, прожигательство жизни, оправдание потребительского отношения к другим (характерно для разведенных женщин, формирующих у детей подобный тип отношений сначала к отцу, а затем и к другим людям), которые формируют различные типы корыстной криминогенной мотивации; г) недобросовестное отношение к делу родителей и других членов семьи, расхождение между словом и делом, расхлябанность и необязательность в отношениях, оправдание любого риска воспитывают мотивацию небрежности и легкомыслия и др.;
    • — обычно однонаправленная, длящаяся или продолжаемая преступная деятельность родителей и иных членов семьи, родственников, ближайшего окружения;
    • — непосредственное вовлечение детей в пьянство, азартные игры, занятия проституцией, совершение преступлений и т. п.;
  • 2) школы:
    • — школьный отсев и второгодничество, формирующие безнадзорность;
    • — искаженная нравственная информация, получаемая школьниками вследствие отрыва обучения от воспитания;
    • — эмоциональная сухость в общении или, наоборот, злоупотребления со стороны учителей в отношении школьников корыстного, сексуального, агрессивного и иного типа;
    • — недифференцированный подход к работе с «трудными» подростками, формализм в воспитательной работе, отсутствие индивидуального подхода;
    • — применение таких непедагогических приемов, как администрирование, подавление самостоятельности, инициативы, нечуткость, предвзятость и др.;
  • 3) корпоратива (нов.-лат. corporatio — объединение — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них, т. е. самоуправляемо):
    • — низкая дисциплина, пьянки, прогулы, текучесть, недобросовестность и необязательность и т. д.;
    • — со стороны администрации корпорации подавление самостоятельности, инициативы, строгий приказной порядок, отсутствие индивидуального подхода к работникам, морализирование наряду с собственным аморальным поведением, злоупотребления служебным положением, взяточничество и др.;
    • — с одной стороны — карьеризм, честолюбие, а с другой — безынициативность, пассивность, подчинение приказам и др.;
  • 4) неформальных досуговых групп:
    • — пьянство, наркотизм, проституция, токсикомания, паразитизм со стороны приятелей, с которыми повседневно проводится досуг;
    • — праздное времяпрепровождение, бесцельное шатание по улицам;
    • — агрессивные, корыстные, аномально-сексуальные, легкомысленно-небрежные, политически-преступные и тому подобные стереотипы поведения со стороны повседневных товарищей и др.;
  • 5) криминальных групп, отдельных рецидивистов:
    • — приобщение к романтике уголовной жизни рассказами, анекдотами и др.;
    • — вовлечение в пьянство, токсикоманию, наркотизм, проституцию и т. п.;
    • — совместная преступная деятельность с последующим шантажом или поощрением, доносом или прикрытием и т. п.;
  • 6) сферы исполнения уголовных наказаний:
    • — обучение преступным традициям, обычаям в изоляторе временного содержания (ИВС), камере предварительного заключения (КПЗ), в следственном изоляторе (СИЗО), на этапе, в воспитательной колонии (ВК);
    • — стратификация осужденных с момента попадания за решетку;
    • — обмен преступным опытом, дальнейшее обучение преступной деятельности («повышение квалификации»);
    • — восприятие уголовных наказаний без лишения и ограничения свободы в качестве безнаказанности и поощрения дальнейшей преступной деятельности;
    • — «клеймение» преступником, «желтый билет» в случае осуждения к уголовным наказаниям с лишением и ограничением свободы с затруднением в последующем реабилитации и др., что закрепляет сформировавшуюся криминогенную мотивацию, делает ее устойчивой.

Функциональная роль внешней причины заключается в том, что она, действуя самостоятельно, как бы запускает в действие, дает жизнь внутренней причине. Главное здесь — частота общения, его эффективность, насыщенность криминологически значимой информацией, вытеснение ее антикриминального содержания и замещение ее криминальной информацией, что в полной мере зависит от того, кто и как воспитывает.

Внешними условиями образования криминогенной мотивации является макросреда, сущность которой заключается в воздействии на эффективность функционирования воспитателей и групп, социальных институтов с воспитуемым, на результативность воспитания со стороны всего общества. Именно в этом звене осуществляется взаимодействие личностно-микросредового и общесоциального уровней.

Содержание внешних условий:

  • 1) в метасреде:
    • — демонстрация через средства массовой информации социально-негативных образцов поведения;
    • — транснациональная и международная преступность;
    • — преступность иностранцев и др.;
  • 2) в макросреде:
    • — недостатки, просчеты, выбор ущербной педагогической системы и т. п. в воспитательной и образовательной политике государства;
    • — демонстрация через средства массовой информации образцов насилия, аномальной сексуальности, идей наживы за чужой счет, безалаберности и рискованности, пренебрежения к своему или иному народу или, наоборот, исключительности своей нации, религии, секты;
    • — недостатки в развитии материальной, эстетической, нравственной, духовной, сексуальной и иной культуры общества и др.;
    • — социально-негативные обычаи, традиции, стереотипы в разных сферах жизнедеятельности общества.

Функциональная роль внешних условий заключается в воздействии на внешние причины, содействуя ши препятствуя образованию криминогенной мотивации, ее устойчивости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой