Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ответственность главы государства в зарубежных странах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

6] 5,9 Данная процедура устанавливается, например, в ст. 95 Конституции Румынии 1991 г.:"1. В случае совершения тяжких деяний, которыми нарушаются положения Конституции, Президент Румынии может быть отстранен от должности Палатой депутатов и Сенатом наобщем заседании большинством голосов депутатов и сенаторов после консультации с Конституционным судом. Президент может дать парламенту объяснения… Читать ещё >

Ответственность главы государства в зарубежных странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос об ответственности главы государства решается в зарубежных странах следующим образом: монарх не несет ответственности, поэтому в конституциях нередко указывается на его неприкосновенность514, президент не несет политической ответственности, но может быть привлечен в определенных в конституции случаях к юридической ответственности515.

Наиболее распространенным основанием этого является государственная измена, но к нему могут быть добавлены и другие: совершение тяжких деяний, которыми нарушаются положения Конституции (Румыния), измена, взяточничество и иные тяжкие преступления и проступки (США), государственная измена или посягательство на конституцию (Италия), государственная измена или иное преступление (Украина) и т. д.516[1][2][3]

Существует несколько вариантов процедуры привлечения к ответственности:

  • 1) вопрос о привлечении к ответственности возбуждается парламентом, а решается судом (многие страны континентальной системы права — Болгария, Италия, Португалия, Франция[4]);
  • 2) парламент полностью сам решает вопрос об ответственности Президента (страны Латинской Америки, США)[5];
  • 3) вопрос возбуждает парламент, а решается он путем референдума (Австрия, Исландия, Румыния[6]).

Правительство — верховный коллегиальный орган исполнительной власти, именно так оно чаще всего и определяется в конституциях[7].

Термин «правительство» в российской правовой науке используется как обобщающий для коллегиального органа исполнительной власти. В президентской республике — это совокупность советников при Президенте. Но, строго говоря, если считать критерием наличия правительства существование коллегиальной ответственности, то там такого «правительства» нет, о чем иногда и пишут в учебной литературе[8].

В конституциях статус правительства может быть урегулирован в главах об исполнительной власти либо в специальных главах, носящих название «правительство» (Румыния, Франция).

В парламентарных и смешанных формах правления правительство —.

коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом.

Место правительства в системе органов власти определяется, прежде всего, взаимоотношениями:

  • • с парламентом (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним, в президентских республиках правительство не несет ответственности перед парламентом);
  • • с главой государства (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках глава государства реализует свои полномочия с помощью / через правительство; в президентских республиках правительство подотчетно и подконтрольно президенту);
  • • с органом конституционного контроля (то есть в каком объеме акты правительства подлежат этому контролю, кроме того, именно орган конституционного контроля в спорных случаях решает вопрос о компетенции правительства);
  • • с политическими партиями (правительство в парламентарных республиках и монархиях сильно зависит от взаимоотношений с представленными в парламенте, то есть общенациональными, партиями[9]).

Реальный статус правительства при одних и тех же конституционных нормах в некоторых формах правления сильно варьируется[10].

  • [1] 5.0 Согласно ст. 45 действующей Конституции Латвии 1922 г. «Президенту Республикипринадлежит право помилования преступников, в отношении которых приговор вступилв законную силу. Право помилования не распространяется на случаи, в которых закономпредусмотрен иной порядок». 5.1 Данное полномочие связано с тем, что в Норвегии евангельско-лютеранская религияявляется официальной государственной религией (§ 2 Конституции Норвегии 1814 г.; согласно § 16 Конституции Норвегии 1814 г. «Король решает вопросы обо всех официальных, церковных и иных богослужениях, обо всех мероприятиях и собраниях по религиознымвопросам и наблюдает за тем, чтобы преподаватели официальной религии соблюдали установленные для них правила». 5.1 Статья 39 Конституции Люксембурга 1868 г. 513 Андреева Г. Н. Указ. соч. С. 181−182.
  • [2] § 5 Конституции Норвегии 1814 г. гласит: «Особа Короля священна; он не может подвергаться осуждению или обвинению. Ответственность возлагается на его Совет».
  • [3] Статья 11 Конституции Исландии 1944 г. гласит: «Президент не несет ответственностиза свои официальные действия. Это относится также и к тем лицам, которые осуществляютполномочия Президента. Уголовное преследование Президента может быть возбужденотолько с согласия Альтинга». 3,6 Андреева Г. Н. Указ. соч. С. 187.
  • [4] Согласно ст. 68 Конституции Франции 1958 г «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случаегосударственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинствомголосов своих членов; судит Президента Высокая Палата правосудия».
  • [5] Sl* Классический пример, который приводится во всех учебниках — процедура импичментав США, которая возбуждается Палатой представителей, а окончательно решается Сенатом. Такая процедура была взята за образец многими странами Латинской Америки.
  • [6] 5,9 Данная процедура устанавливается, например, в ст. 95 Конституции Румынии 1991 г.:"1. В случае совершения тяжких деяний, которыми нарушаются положения Конституции, Президент Румынии может быть отстранен от должности Палатой депутатов и Сенатом наобщем заседании большинством голосов депутатов и сенаторов после консультации с Конституционным судом. Президент может дать парламенту объяснения в связи с вменяемымиему деяниями. 2. Предложение об отстранении Президента от должности могут выдвигать неменее одной трети от числа депутатов и сенаторов; оно немедленно доводится до сведенияПрезидента. 3. Если предложение об отстранении от должности одобряется, то не позднеечем через 30 дней назначается референдум для смещения Президента".
  • [7] Так, ст 108 Конституции Словакии 1992 г. гласит- «Правительство Словацкой Республикиявляется верховным органом исполнительной власти».
  • [8] Андреева Г. Н. Указ. соч. С. 187.
  • [9] Иногда в конституции включают дополнительные гарантии для политических партий. Так, согласно ст. 88 Конституции ЮАР 1994 г. «любая партия, имеющая по крайней мере20 мест в парламенте и решившая участвовать в правительстве национального единства, имеет право на получение одного или более портфелей в кабинете».
  • [10] Например, в условиях парламентарной монархии реальный статус правительства будетзависеть от того, опирается ли оно на парламентское большинство или является коалиционным и должно добиваться согласия разных политических сил.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой