Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политические режимы в зарубежных странах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данный режим наиболее ярко характеризует авторитаризм как метод властвования и управления, представляющий собой разновидность общественных отношений (например, Испания в период правления Франко, Чили во времена власти Пиночета), Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и другие — сегодня. Авторитарный режим является «компромиссом» между тоталитарным… Читать ещё >

Политические режимы в зарубежных странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Государственный режим» как правовой термин не встречается в конституциях стран, хотя конституционные нормы дают представление о его наиболее существенных чертах.

Государственный режим — это совокупность методов осуществления государственной власти. Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства — о национально-государственной организации государства, то политический режим дает представление о том, как осуществляется государственная власть.

Длительное время государственный режим классифицировался с позиций политологического подхода на демократический и антидемократический (тоталитарный, авторитарный, расистский).

Идеальных политических режимов в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить общие черты, присущие той или иной разновидности политического режима.

В науке конституционного права государственные режимы классифицируются на парламентский, министериальный, дуалистический, партократический. Однако более распространенной является следующая характеристика основных видов государственных режимов[1].

  • 1. Антидемократический режим характеризуется тем, что управление обществом осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения. Основное отличие недемократических режимов от демократических заключается в том, что исполнительная власть абсолютно доминирует над законодательной. Этот вид режима характеризуется следующими признаками:
  • 1) государство в лице различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует свободному развитию;
  • 2) государство тотально контролирует все сферы общественной жизни;
  • 3) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, творческих объединений, технических, спортивных и других обществ);
  • 4) личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться в конституции;
  • 5) применяются жесткие репрессивные меры к инакомыслящим;
  • 6) действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
  • 7) милитаризация общественной жизни, наличие огромного военнобюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой;
  • 8) игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств;
  • 9) религиозное мировоззрение либо полностью отрицается, либо отдается предпочтение одной из религий, запрещаются и подавляются все иные рел и г и оз ные течения.

Основными видами антидемократического политического режима являются тоталитарный режим, фашизм, автори тарный режим.

Тоталитарный режим. Характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки тоталитарного режима[2]:

  • 1) в процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствует создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо небольшой группой лиц;
  • 2) унификация и идеологизация общественной жизни. Отсутствуют независимые общественные организации — детские, юношеские, взрослые;
  • 3) государственно-бюрократическая монополия в экономике: отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем;
  • 4) декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями;
  • 5) насилие и террор являются средствами контроля;
  • 6) изоляция от внешнего мира.

В свою очередь, тоталитарный режим подразделяется:

  • — на тиранию — власть принадлежит одному лицу, который сам создает законы, но им не подчиняется. Большую роль играют армия и карательный аппарат;
  • — диктатуру — власть в государстве принадлежит определенному сословию или классу, все остальные слои общества объявляются враждебными, законность подменяется целесообразностью. Примерами являются диктатура пролетариата, якобинская диктатура, Парижская коммуна;
  • — военную диктатуру — во главе государства стоят высшие командные чины, и вся экономика подчинена развитию военного комплекса. Такие режимы существовали в Японии, Греции;
  • — хунту — во главе государства стоят военные, но правительство формируется из остальных слоев общества (либеральное правительство) (Чили);
  • — культ личности — крайняя степень тоталитаризма, проводится геноцид собственного народа, сочетание репрессивных методов, гонение инакомыслящих. Такие режимы существовали в СССР (Иосиф Виссарионович Сталин), Китае (Мао Дзе Дун), Югославии (Иосиф Брос Тито), Туркмении (Сапармурат Атаевич Ниязов) и др.;
  • — расистский политический режим — во главе государства находятся представители одной расы или нации. Согласно идеологии этого режима, ведется борьба рас, пока высшая раса не победит низшую. Общество делится на определенные расовые группы;
  • — теократический (религиозный) режим — глава государства одновременно является главой церкви, религиозным лидером (например, король в Саудовской Аравии). В стране существует только одна государственная религия. Обычно в таких государствах отступничество или изменение исламу карается смертной казнью, впрочем, в последнее время ее заменяют на тюрьму (Мальдивские острова, Катар, Судан). Источниками конституционного права выступают священные писания и предания (Коран, Сунна, Веды, Библия, Тора). Роль судебного права (в широком смысле) выполняет каноническое право. Создаются специальные религиозные суды и религиозные духовные карательные органы;

— режим номенклатурной демократии[3] утвердился на всем постсоветском пространстве, за исключением стран Прибалтики и Туркмении.

Фашизм — режим, при котором государственной идеологией является крайний национализм, проявляющийся в том, что государство решило заботиться о процветании своей нации за счет уничтожения и порабощения других государств. Следствием является геноцид других народов (например, в период фашистской диктатуры в Германии геноцид цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению). Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов.

Во главе государства стоит «сверхчеловек» (фюрер, дуче и т. д.), имеется однопартийная система, идеология которой — разновидности фашизма. Единственным исключением является Япония во время Второй мировой войны. В фашистских государствах происходит слияние партийного и государственного аппарата, поэтому представительных органов власти либо вообще не существует, либо их влияние сводится к нулю. Всю власть осуществляют глава государства, в руках которого сосредоточена и партийная, и законодательная, и исполнительная, и судебная власть, и его аппарат. Вводится упрощенная процедура судопроизводства, т. е. функцию принуждения от имени государства осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы, напрямую подчиненные фюреру.

Авторитарный режим государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

Данный режим наиболее ярко характеризует авторитаризм как метод властвования и управления, представляющий собой разновидность общественных отношений (например, Испания в период правления Франко, Чили во времена власти Пиночета), Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и другие — сегодня. Авторитарный режим является «компромиссом» между тоталитарным и демократическим режимами.

Признаки авторитарного режима[4]:

  • 1) в центре и на местах власть концентрируется в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов управления;
  • 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (нередко государственные органы подчиняются президенту, исполнительно-распорядительным органам, которые дополнительно наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • 3) суд является вспомогательным органом, наряду с которым могут существовать и внесудебные инстанции;
  • 4) сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц является очень узкой или сведена на нет;
  • 5) в качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
  • 6) сохраняется частичная цензура, не существует тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме;
  • 7) отсутствует единая идеология;
  • 8) характерен частичный плюрализм, оппозиция не допускается, многопартийность только имитируется;
  • 9) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);
  • 10) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
  • 11) силовые структуры практически не контролируются обществом и, как правило, используются в сугубо политических целях;
  • 12) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не является харизматическим.
  • 2. Демократический режим. Характеризуется признанием народа источником власти, применением метода коллективного принятия решений с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства. Такой политический режим складывается в правовых государствах. Основные черты этого режима[5]:
  • 1) предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности;
  • 2) реально гарантирует личные права и свободы гражданина;
  • 3) создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);
  • 4) предполагает приоритет личности, судебную защиту человека от произвола и беззакония;
  • 5) реально разделяет власти как в унитарных, так и в федеративных государствах;
  • 6) в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;
  • 7) существуют плюрализм мнений, различные партии и движения (в том числе оппозиционные).

Демократический режим подразделяется на буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический и либерально-демократический.

Признаками буржуазно-демократического режима являются: верховенство конституции; многопартийная система; многообразие форм собственности; система разделения властей.

Признаки социально-демократического режима аналогичны признакам буржуазно-демократического режима, но акцент делается на социальную защиту личности, реализацию государственных социальных программ. В чистом виде этот режим существует только в Швеции.

Патриархально-демократический режим в качестве преобладающих источников права рассматривает обычаи и традиции (Кувейт, Бруней, Свазиленд, Бутан).

Либерально-демократический режим провозглашает приоритет либеральных, общечеловеческих ценностей (Намибия, Индия).

В XXI в. признаками демократического режима принято считать:

  • 1) объявление человека и его правового статуса высшей ценностью на уровне наднационального правового регулирования;
  • 2) провозглашение принципов идеологического, социально-экономического и политического плюрализма и гарантий для его реализации в конституционных нормах;
  • 3) признание суверенитета народа на различных уровнях государственной власти;
  • 4) гарантированность всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании нижних палат или однопалатных парламентов в большинстве стран мира в конституционных актах, признание возможности альтернативных свободных выборов;
  • 5) равный доступ политических партий к государственной власти;
  • 6) принцип демократического централизма при принятии решений в коллегиальных органах власти;
  • 7) народовластие на всех уровнях публичной власти;
  • 8) установление ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на всех уровнях власти перед населением государства[6].
  • [1] См. подробнее: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общаячасть: учебник для вузов / рук. авт. кол. и отв. ред. Б. А. Страшун. 4-е изд. М.: Норма, 2005.
  • [2] См.: Попова А. В. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2010. С. 77.
  • [3] См.: Ильин А. В., Кобзева И. В. Теория государства и права: учеб, пособие. М.: Изд-воИнститута бизнеса и права, 2006. С. 26—27.
  • [4] См.: Там же. С. 34—36.
  • [5] Ильин А. В., Кобзева И. В. Теория государства и права.
  • [6] См.: Конституция в XXI в.: сравнительно-правовое исследование. С. 325—327.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой