Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судебная система России. 
Органы и учреждения юстиции в Российской Федерации на рубеже XX–XXI веков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие судебной реформы регулировалось последующим законодательством. В 1997 г. были приняты федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Затем в 1998—1999 гг. последовали законы «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации, «О финансировании судов Российской Федерации», «О военных судах Российской… Читать ещё >

Судебная система России. Органы и учреждения юстиции в Российской Федерации на рубеже XX–XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная Россия за 1992−2012 гг. прошла беспримерный для нее путь преобразований, затронувших все без исключения сферы общественной жизни, государства и права.

История в этот период соприкасается с современностью, поэтому позволяет не только учиться на примерах прошлого, но и предусмотреть перспективу проходящих в настоящее время государственно-правовых реформ, начатых двадцать лет назад.

На посту Президента страны в эти годы сменились Б. Н. Ельцин (1991−1999), В. В. Путин (2000−2008), Д. А. Медведев (2008−2012). Президентом в 2012 г. снова избран В. В. Путин. За каждым временны? м отрезком стоят глобальные перемены, трагические моменты и позитивные аспекты, все вместе составившие эпоху современных великих реформ, продолжающихся на протяжении последних двадцати лет истории России.

На общем фоне кардинальных общественно-экономических преобразований рассмотрим вопросы истории становления современной судебной системы, а также особенности системы органов и учреждений юстиции РФ на рубеже II-III тысячелетий нашей эры.

Судебная реформа Российской Федерации на рубеже XX-XXI столетий

После изучения данной главы студенты должны:

знать

  • • концепцию судебной реформы 1991 г.;
  • • концепцию реформы юстиции 1996 г.;
  • • судебную систему РФ на современном этапе;
  • • полномочия Конституционного Суда РФ;

уметь

  • • охарактеризовать роль Министерства юстиции в разработке и реализации законов в 1990;е гг.;
  • • анализировать Законы 1997 г. о судебных приставах и исполнительном производстве;
  • • раскрыть состав и статус Конституционного Суда.

В 1991 г. Россия приступила к осуществлению судебной реформы, начавшейся и не оконченной в СССР в 1989 г. Концепция судебной реформы появилась в 1991 г., большую роль в ее разработке и реализации сыграло Министерство юстиции. В 1993 г. Верховный Совет РСФСР рассмотрел результаты проделанной работы по подготовке реформы и одобрил ее концепцию.

Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ от 23 октября 1996 г. создали правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.

Конституция в гл. 7 (ст. 118−129) определяет судебную власть РФ. Статья 118 гласит, что правосудие в РФ осуществляется только судом, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В соответствии со ст. 119 судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ (в настоящее время рассматривается предложение о введении имущественного ценза для судей по аналогии с Уставом 1864 г.).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Судьи несменяемы (ст. 121), их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. В соответствии со ст. 122 судьи неприкосновенны, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Конституция допускает только открытое очное разбирательство дел во всех судах, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что дает возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Статья 125 определяет состав (19 судей) и статус Конституционного Суда. Закон устанавливает, что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.

Рассмотрение в Конституционном Суде осуществляется по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126 определяет, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии со ст. 127 Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 128 гласит, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129 характеризует прокуратуру РФ как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

31 декабря 1996 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (принят Государственной Думой 23 октября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г.).

Закон состоит из пяти глав, тридцати семи статей.

Общие положения гл. 1 (ст. 1−10) характеризуют судебную власть, судебную систему, суды, дают иные универсальные установления. Так, судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Глава 2 (ст. 11−16) определяет основы статуса судей РФ, говорит, что судьями являются лица, в соответствии с Конституцией и настоящим Федеральным конституционным законом исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного суда РФ, его заместителей, других судей Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда РФ, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

Председатели и заместители председателей судов назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Судьи несменяемы, неприкосновенны, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

В третьей главе «Суды» (ст. 17−28) определяется порядок создания и упразднения судов, оговаривается осуществление их полномочий.

Конституционный Суд РФ характеризуется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в ряде случаев и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ — это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный апелляционный суд рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Предусмотрены также специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности всех судов и мировых судей установлен федеральным законом и законом субъектов РФ.

В четвертой главе (ст. 29−34) изложены заключительные положения закона, в ней учреждаются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

Финансирование судов происходит на основе федерального бюджета, где об этом указывается отдельной строкой.

Развитие судебной реформы регулировалось последующим законодательством. В 1997 г. были приняты федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Затем в 1998—1999 гг. последовали законы «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации, «О финансировании судов Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» появился в 2000 г.

Следующим шагом стало осуществление судебной реформы в ходе Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002−2006 гг.» В ходе реализации реформы в Российской Федерации была сформирована новая судебная система, которая, несмотря на многочисленные трудности объективного и субъективного характера, начала функционировать.

Таким образом, если 1990;е гг. явились решающим этапом в принятии законов о судебной реформе, то 2000;е гг. можно назвать вехой в ее реализации, кардинальным шагом к совершенствованию судебной системы России.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой