Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административно-правовые нормы. 
Правоведение для студентов транспортных вузов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По предмету регулирования различают: — материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус; По кругу лиц: — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты… Читать ещё >

Административно-правовые нормы. Правоведение для студентов транспортных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормы права — это обязательное правило поведения.

Административно-правовая норма — норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права:

  • — устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;
  • — регулируют деятельность органов исполнительной власти;
  • — регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;
  • — определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Особенности административно-правовых норм:

  • — целью административно-правовых норм является обеспечение организации и упорядочение функционирования всей системы исполнительной власти;
  • — административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
  • — предназначение административно-правовых норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти;
  • — определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственноуправленческой деятельности;
  • — административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;
  • — с помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;
  • — административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.

Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение). Составляющими частями административно-правовой нормы являются:

  • — гипотеза — условия действия административно-правовой нормы;
  • — диспозиция — предписания, запреты и дозволения;
  • — санкция — меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для структуры административно-правовых норм характерны следующие особенности:

  • — не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т. п.);
  • — многие административно-правовые нормы в своей структуре санкций не содержат, в этих случаях санкции помещены в другом акте. Например, административно-правовые нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работникам строятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;
  • — для административно-правовых санкций свойственно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административноматериальные, административно-процессуальные.

Виды административно-правовых норм:

  • 1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений все нормы административного права делятся на:
    • — общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);
    • — особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.
  • 2. По предмету регулирования различают:
    • — материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;
    • — процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие — управленческие отношения.
  • 3. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:
    • — обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
    • — запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения;
    • — уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
    • — стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налогов, льгот, льготное кредитование и т. д.);
    • — рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.
  • 4. По адресату могут быть отмечены нормы, регламентирующие:
    • — организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;
    • — административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
    • — вопросы организации и деятельности государственных предприятий учреждений;
    • — административно-правовой статус общественных объединений;
    • — отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;
    • — административно-правовой статус гражданина.
  • 5. В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают:
    • а) соответственно территориальному масштабу:
      • — территориальные — нормы, действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы КоАП РФ);
      • — общегосударственные (но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории);
      • — межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);
    • б) по действию во времени:
      • — срочные — нормы, для которых определен срок действия;
      • — бессрочные — нормы без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом;
    • в) по кругу лиц:
      • — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями);
      • — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).
  • 6. С учетом федеративного устройства России административноправовые нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами РФ.

Реализация норм административного права — процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в законодательстве. Существует четыре формы реализации административно-правовых норм: исполнение, применение, соблюдение, использование.

Исполнение — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами данного варианта реализации административно-правовых норм являются все участники управленческих отношений.

Применение практически выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Данные акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, регистрация юридического лица).

Соблюдение как самостоятельный способ реализации административно-правовых норм, связанный с реакцией участников управленческих отношений на запреты, по существу является конкретным выражением исполнения.

Использование как форма реализации административно-правовых норм выражается в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения при пользовании субъект сам решает, воспользоваться предоставленным административно-правовой нормой правом или воздержаться от пользования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой