Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нарушение правил охраны неживой природы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К квалифицированным видам преступления отнесено загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если это было совершено на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 250). В соответствии с Федеральным законом… Читать ещё >

Нарушение правил охраны неживой природы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Загрязнение вод (ст. 250 УК РФ).

Признавая этот вид деяний самостоятельным составом преступления, ч. 1 ст. 250 характеризует их как загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

Объект преступления. В юридической литературе им называют чаще всего какую-либо разновидность экологической безопасности (водных источников как составляющей окружающей среды, в сфере обращения с водами, обеспечиваемой рациональным использованием и охраной водной среды от загрязнения, засорения, истощения, иной порчи и т. д.) или общественных отношений (в сфере экологической безопасности, а также по охране и рациональному использованию вод; в области водопользования и охраны водных объектов, по обеспечению сохранности нормального качества водных ресурсов как природного условия жизни и здоровья людей, функционирования сельскохозяйственного производства, лесоводства и рыболовства и т. д.). Помимо основного в этом преступлении иногда выделяется также факультативный (экологическое равновесие и жизнеспособность животного или растительного мира, рыбных запасов, а также лесное или сельское хозяйство как природные блага и общественное достояние, здоровье человека) и (или) дополнительный объект (жизнь человека).

Предметом данного преступления принято признавать поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения. Теория и практика исходят из того, что поверхностные воды — это воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах; подземные воды — воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах; источниками питьевого водоснабжения являются специально отнесенные к таковым, защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, используемые для централизованного или нецентрализованного питьевого водоснабжения. В период ранее действовавшего ВК РФ 1995 г. данные дефиниции имели в нем нормативное закрепление. ВК РФ 2006 г. отказался от определения этих понятий, отдав предпочтение использованию термина «водный объект», характеризуя его как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1). Исходя из положений ст. 5 ныне действующего Кодекса к поверхностным водам следует относить воды морей или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. Подземные воды — воды, сосредоточенные либо в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи (водоносный горизонт), либо в совокупности водоносных горизонтов, расположенных в недрах (в бассейнах подземных вод). По смыслу ст. 43 ВК РФ 2006 г. источниками питьевого водоснабжения должны рассматриваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Рамками предмета рассматриваемого состава преступления не охватываются водные объекты, уголовно-правовая охрана которых осуществляется иными статьями УК РФ (например, ст. 252).

Объективная сторона преступления охватывает собой совершение деяния, вызывающего: а) загрязнения или засорение указанных вод или источников, что ст. 1 ВК РФ 1995 г. определялось соответственно как сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (загрязнение), и сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов (засорение); б) истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, т. е. постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 ВК РФ 2006 г.);

в) иное изменение природных свойств поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, которое по смыслу ст. 250 УК РФ означает существенное ухудшение первоначальных физических, химических или биологических свойств воды (например, ее минерального состава, жесткости, прозрачности).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 постановления от 18.10.2012 № 21 разъяснил, что предусмотренное ст. 250 деяние может выражаться в эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов.

К квалифицированным видам преступления отнесено загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если это было совершено на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 250). В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» заповедник — это изъятые полностью из хозяйственного оборота особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие научное, природоохранное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6); заказник — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22). Понятия, порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации устанавливается соответственно законодательством о зонах экологического бедствия и Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Для признания рассматриваемых деяний в качестве преступлений во всех случаях необходимо установить, что они повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Вопрос о признании вреда существенным должен решаться в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. Но при этом следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должно осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды[1].

Причинение совершенным деянием последствий в виде вреда здоровью человека или массовой гибели животных служит основанием для вменения ч. 2 ст. 250. Как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21, под массовой гибелью животных должен пониматься такой уровень их смертности на определенной территории, который превышает среднестатистический уровень в три и более раза (п. 5); причинение вреда здоровью может выражаться в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (и. 4). Если деяние повлекло за собой смерть человека, оно квалифицируется по ч. 3 ст. 250.

Субъективная сторона преступления. Принято считать, что за исключением ч. 3 ст. 250, предполагающей лишь неосторожное отношение к смерти человека, во всех иных случаях вина может быть в любой форме: умышленной или неосторожной. На наш взгляд, формулировка ст. 250 не должна охватывать возможность совершения преступления с прямым умыслом по отношению к предусмотренным в ней иным последствиям.

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от того, является ли оно должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. В том случае, когда должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершает анализируемое деяние при наличии признаков злоупотребления предоставленными ему полномочиями, оно должно нести ответственность не только по ст. 250, но и по ст. 285 или 201 УК РФ.

Загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ). Как основной состав преступления загрязнение атмосферы — это нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Объект преступления. Наиболее часто им признаются экологическая безопасность (как таковая или ее некоторая разновидность) либо общественные отношения, так или иначе увязываемые с экологической безопасностью, с охраной атмосферы и т. д.

По сути два основных подхода сложились и в представлениях о предмете данного преступления, один из которых ориентируется на рассмотрение этим предметом правил, регулирующих выброс в атмосферный воздух или эксплуатацию установок, сооружений и иных объектов, другой — атмосферного воздуха, под которым Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» понимает жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Объективная сторона преступления предполагает совершение такого деяния, которое выражается в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ — это несоблюдение требований относительно пределов допустимого поступления в атмосферу из различных источников химических или биологических веществ либо смеси таких веществ, определенные концентрации которых оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. К этим пределам ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» относит: а) технические нормативы выброса, т. е. такие, которые устанавливаются для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражают максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; б) нормативы предельно допустимого выброса — это нормативы, устанавливаемые для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; в) временно согласованный выброс — определяемый уполномоченными территориальными органами с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории временный лимит выброса для действующих стационарных источников выбросов в случаях невозможности соблюдения юридическими лицами предельно допустимых выбросов. С позиций существующих требований нарушение указанных правил может выражаться, например, в выбросе в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и окружающей среды нс установлена, в осуществлении без разрешения соответствующих государственных органов вредных (загрязняющих) веществ в случаях, когда обязательно согласование на такие выбросы; и превышение предельно допустимых нормативов выбросов.

Нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов означает несоблюдение правил, регламентирующих их работу. Данные правила содержатся в разных нормативных актах, однако, основным из них является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с ним нарушениями эксплуатации объектов должны признаваться их эксплуатация в процессе хозяйственной или иной деятельности без требуемых установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ с отключенными установками; использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок без сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов; внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха, и др.

В отличие административной ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.12 КоАП РФ) уголовная ответственность по ст. 251 УК РФ может наступать только в случаях, когда предусмотренное в ней деяние реально повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Определяя такое загрязнение как поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» изменение природных свойств связывает также с вредным, превышающим допустимый уровень физическим воздействием на атмосферный воздух шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, влияющие на здоровье человека и окружающую среду.

Квалифицированными видами преступления, предусмотренного ст. 251, является причинение в результате рассматриваемого деяния вреда здоровью (ч. 2) или смерти (ч. 3) человеку. Причинение вреда здоровью человека — это расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

Субъективная сторона преступления. В силу прямого указания ст. 251 психическое отношение к причинению вреда здоровью или смерти человека возможно только в виде неосторожности. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов не исключает любую форму вины.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста, ответственное за соблюдение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

  • [1] Постановление Правительства РФ от 04Л 1.2006 № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»; приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утвержденииМетодики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой