Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственный экологический надзор

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственный надзор в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства… Читать ещё >

Государственный экологический надзор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственный надзор в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

На проведение федерального государственного экологического надзора уполномочен Росприроднадзор. Помимо Росприроднадзора в проведении государственного надзора в области охраны окружающей среды участвуют и иные федеральные органы исполнительной власти, в том числе Росреестр, Росрыболовство, Россельхознадзор, Рослесхоз.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлены виды государственного экологического надзора:

  • — государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • — государственный земельный надзор;
  • — государственный надзор в области обращения с отходами;
  • — государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • — государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • — государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • — государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • — государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • — государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • — федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана);
  • — федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • — федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • — федеральный государственный охотничий надзор;
  • — государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • — государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Государственный экологический надзор осуществляется за определенными объектами.

Федеральный государственный экологический надзор организуется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый Минприроды России перечень, определяемый на основании установленных Правительством РФ критериев.

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903 утверждены критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Указанным подзаконным нормативным правовым актом предусмотрены семь типов критериев:

  • 1) место размещения объекта (в границах особо охраняемой природной территории федерального значения; в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения);
  • 2) использование объекта в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;
  • 3) определенное назначение объекта (объект трубопроводного транспорта, предназначенный для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральный и межнромысловый трубопровод), объект инфраструктуры железнодорожного транспорта);
  • 4) принадлежность объекта к определенной категории в зависимости от степени воздействия на окружающую среду (объект I категории, объект II категории, на который выдано комплексное экологическое разрешение);
  • 5) на объекте эксплуатируются определенные установки или источники (ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов; радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду);
  • 6) на объекте осуществляется определенная деятельность (по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 м и более; по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения; по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, подлежащая лицензированию);
  • 7) на объекте осуществляется деятельность с использованием определенного оборудования (для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более; для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн штук в год и более).

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» утверждено Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, в котором, в частности, определены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора.

Порядок организации и проведения федерального государственного экологического надзора регламентируется административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191.

Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право:

  • — запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • — беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • — выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • — составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

— предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Государственный экологический надзор существенно ограничен в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1]. В соответствии с указанным Законом мероприятия, но государственному контролю (надзору) (федеральному и субъектов РФ) проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на 20 дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В рамках осуществления государственного экологического надзора проводятся плановые и внеплановые проверки. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя органом государственного экологического надзора плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года.

Внеплановой проверке подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя в следующих случаях:

  • 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры и доводятся до сведения заинтересованных лиц. Внеплановые проверки подлежат предварительному согласованию с органами прокуратуры, за исключением ряда случаев.

По результатам мероприятия по государственному экологическому надзору составляется акт проверки, в котором фиксируются выявленные нарушения либо делается отметка об их отсутствии. В случае выявления административного правонарушения государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленного нарушения. На основании протокола об административном правонарушении виновное лицо привлекается к административной ответственности.

  • [1] См. подробнее: Правовое регулирование государственного контроля: монография / отв. ред. д-р. юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФА. Ф. Ноздрачсв. М.: Анкил, 2012.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой