Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задачи дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» и ее значение в подготовке юристов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенное значение для дальнейшего развития теории ОРД и преподавания открытой дисциплины имеет выпущенный в 2006 г. учебник «Теория оперативно-розыскной деятельности», подготовленный коллективом авторов под редакцией известных ученых К. К. Горяйнова, B. С. Овчинского и Г. К. Синилова. В этом издании синтезирован весь «оперативно-розыскной материал» на базе формирующегося оперативно-розыскного… Читать ещё >

Задачи дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» и ее значение в подготовке юристов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Длительное время по причине чрезмерной закрытости основных положений оперативно-розыскного законодательства теория ОРД изучалась как замкнутая ведомственная наука и преподавалась исключительно в специализированных учебных заведениях.

В настоящее время дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность», базирующаяся на открытых законах, подзаконных нормативных актах и литературных источниках, адаптирована к преподаванию на юридических факультетах высших образовательных учреждений России. Ее особенностью является то, что она объективно не может дублировать аналогичный курс, преподаваемый в ведомственных специализированных учебных заведениях. В связи с этим в рамках данной дисциплины не рассматриваются специальные вопросы, касающиеся организации, тактики и методики проведения ОРМ, специфики работы с негласным аппаратом, финансирования ОРД, а также организационно-тактические вопросы выявления отдельных видов преступлений.

В России складывается система изучения сыска, состоящая из двух блоков: 1) изучение ОРД в открытом режиме (в основном «гражданские» юридические образовательные учреждения); 2) ее традиционное изучение — в закрытом режиме (образовательные учреждения правоохранительных органов и спецслужб)[1].

За последние годы издан ряд учебников, авторами которых являются известные ученые: К. К. Горяйнов, Н. С. Железняк, A. Г. Маркушин, В. С. Овчинский, Г. К. Синилов, С. В. Степашин, А. Ю. Шумилов. В основу учебников положены гласные (открытые) источники по различным вопросам ОРД.

Существенное значение для дальнейшего развития теории ОРД и преподавания открытой дисциплины имеет выпущенный в 2006 г. учебник «Теория оперативно-розыскной деятельности», подготовленный коллективом авторов под редакцией известных ученых К. К. Горяйнова, B. С. Овчинского и Г. К. Синилова. В этом издании синтезирован весь «оперативно-розыскной материал» на базе формирующегося оперативно-розыскного законодательства, что способствовало более быстрой разработке и внедрению в учебный процесс преподавания данной дисциплины в высших образовательных учреждениях России.

Теория ОРД повсеместно изучается студентами общегражданских юридических факультетов.

Введение

новой дисциплины во многом обусловлено тем, что студентам, обучающимся по уголовно-правовой специализации, для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей в должности следователя, прокурора требуются знание основ организации оперативной работы, структуры и целевого назначения ОРМ, умение правильно реализовать полученные результаты.

Учебный курс включает тематику, основанную на логическом раскрытии основных положений Закона об ОРД. Ключевыми темами курса являются: история возникновения и становления оперативно-розыскной (сыскной) работы; предмет и структура теории ОРД; понятие, цели и задачи ОРД; принципы и правовая основа ОРД, субъекты ее осуществления; понятия и основные организационные этапы осуществления ОРМ; обеспечение прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления ОРД, защита конституционных прав; использование результатов ОРД; различные виды обеспечения; основы розыскной работы; контроль и надзор за данным видом юридической деятельности. Предлагаемый материал структурирован по разделам, главам и параграфам в соответствии с положениями оперативно-розыскного законодательства.

Задачей дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» является вооружение курсантов, слушателей, студентов знаниями, навыками и умениями в области теории ОРД. В ходе преподавания данной дисциплины основное внимание обращается на усвоение обучающимися требований законов, подзаконных нормативных актов, регламентирующих ОРД; возможностей, сил и средств, которыми располагают оперативно-розыскные подразделения.

Одной из наиболее важных задач изучаемой дисциплины является также способствование дальнейшей разработке теории ОРД на базе изучения, обобщения и анализа положительного опыта оперативно-розыскных подразделений различных органов, осуществляющих ОРД. Особое значение здесь приобретает научная систематизация достижений теории ОРД в логически обоснованную систему знаний, а также своевременное внедрение достижений теории в практическую деятельность.

В конечном итоге полученные при изучении дисциплины знания призваны способствовать:

  • — формированию у обучающихся знаний основных положений данной дисциплины;
  • — получению ими навыков использования положений теории ОРД в борьбе с преступностью;
  • — эффективному использованию оперативно-розыскных возможностей в предупреждении и раскрытии преступлений с учетом положительного опыта работы оперативно-розыскных органов.

Значение изучения дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность»

В современной обстановке многие преступления крайне затруднительно раскрывать следственным путем. Каждый юрист должен быть осведомлен о теоретических основах ОРД, которые позволят ему позитивно воспринимать необходимость данной деятельности и ее существенное значение в процессе выявления и раскрытия преступлений и розыска преступников.

Освоение материала по данной дисциплине поможет слушателям уяснить место и роль ОРД среди других видов юридической деятельности, а также значение сил, средств и методов ОРД в системе мер по раскрытию преступлений. Без знания основ ОРД в современных условиях профессиональный юрист не может стать полноценным специалистом в области юриспруденции. Базовые знания по данной дисциплине необходимы не только дознавателю, оперативному сотруднику, следователю, прокурору и судье, но и юрисконсультам, адвокатам и представителям различных оперативных подразделений ОВД, ФСБ России, ФТС России и др.

Изучение дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» способствует привитию курсантам, студентам, слушателям навыков организаторской работы: умения анализировать оперативную обстановку, определять основные задачи и главные направления своей деятельности, планировать и организовывать свою работу, успешно осуществлять руководство силами ОРД.

Отводя важное место теоретическим аспектам рассматриваемой дисциплины, следует отметить ее практическую направленность. Все теоретические положения и практические рекомендации, излагаемые в рамках ее изучения, предназначены для совершенствования практических навыков. Они излагаются в примерных учебных и рабочих программах, учебниках, многочисленных учебных пособиях и научных статьях, а также в методических пособиях, издаваемых образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

Актуальность данной дисциплины обусловлена и тем, что на первоначальном этапе она может оказать помощь студентам в процессе самоподготовки и при сдаче зачета, а также способствовать совершенствованию всего процесса обучения. В определенной мере содержательная часть дисциплины направлена и на улучшение подготовки юридических кадров для работы в органах юстиции, прокуратуры, суда, экспертных учреждениях, адвокатуре, а также в службах охраны и безопасности различных структур независимо от форм собственности, сотрудники которых должны обладать знаниями теории ОРД в необходимом объеме, позволяющем им профессионально выполнять свои обязанности.

  • [1] См.: Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов. М., 2008. С. 5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой