Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Молдавское государство под властью Турции (1538—1774 гг.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Митрополит получал благословение от константинопольского патриарха, но тот не мог его ни назначить, ни снять. Глава церкви избирался господарем, а рукополагался тремя епископами. Митрополит не платил дани патриарху и не был подотчетен ему, он не назначал епископов, а только рукополагал их, не мог лишить сана. Назначал епископов только господарь. Каждый священник уплачивал дань митрополиту… Читать ещё >

Молдавское государство под властью Турции (1538—1774 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

.

В начале XV в. усиливается экспансия Османской империи в Европу. Молдавское княжество маневрировало в своей внешней политике, как могло, поддерживая отношения со всеми соседями, в том числе и с самой Турцией, но после разгрома Византии в 1453 г. турки взялись и за Молдавию, которая переживала период внутренних усобиц и не могла обороняться всерьез. Представителям Молдавии, посланным с целью урегулировать отношения, было заявлено, что мир можно купить уплатой дани в размере 2000 золотых. Господарь Петр Арон 5 июля 1456 г. собрал Сейм бояр, который решил уплатить такую дань. С этого момента Молдавия становится данницей Турции. Одновременно она продолжала оставаться вассалом Польско-Литовского государства и обязывалась и ему платить натуральную дань.

С конца XV в. наблюдается процесс укрепления центральной власти, а в конце 30-х гг. XVI в. господарь Петр Рареш отказался от своих обязанностей данника Османской империи, но потерпел военное поражение. Крупные бояре, недовольные усилением центральной власти, поддержали карательную экспедицию султана Сулеймана, и в 1538 г. Молдавия окончательно потеряла свою самостоятельность.

Подчинение княжества Турции не означало полную ликвидацию органов его управления. В Молдавском государстве сохранялся сложившийся ранее государственный механизм, который под воздействием турецкого владычества, в последующие 300 лет, получил специфическое развитие. Султан назначал (утверждал) молдавских господарей, обычно за плату, последние несли традиционные обязанности вассалов, предусматривавшие, в частности, участие в военных походах турок. Молдова выплачивала дань, в том числе и поставками сельхозпродукции.

В 70-е гг. XVI в. имела место попытка освобождения от турецкого владычества, поводом к которой стало повышение размера дани. Собрание сословий Молдовы решило отказаться от исполнения требования. При этом господарь Иоанн Водэ обратился за помощью к Польше и Трансильвании, но получил ее только от запорожских казаков, которые прибыли к нему в количестве 1200 человек во главе с гетманом Сверчевским. Имея в начале некоторый успех, в конце концов, в 1574 г.

Иоанн Водэ с запорожцами был разгромлен, чему способствовал переход большей части его бояр на сторону турецких войск.

С тех пор и до начала XVIII в. территория Молдавии становится ареной противостояния различных партий местных феодалов, а также запорожцев против турок и всех вместе друг против друга.

Ослабление центральной власти на рубеже XVI—XVII вв. повлекло создание нескольких партий аристократов, связывавших возрождение Молдавии с соседними государствами: одних с Польшей, других с Венгрией, третьих с Россией, а часть бояр считала, что нужно оставить имеющиеся отношения с Турцией.

В это время история Украины и Молдавии довольно тесно переплетаются. Казаки принимали участие в молдавских делах, оказывая поддержку тем или иным местным политическим силам, а молдаване принимали участие в борьбе украинцев с Польшей. Взаимная поддержка способствовала укреплению пророссийской партии в середине XVII в. По примеру Украины, значительная часть молдавской аристократии стала видеть перспективу высвобождения от турецкого господства только в союзе с крепнущей единоверной Россией.

В царствование Алексея Михайловича в 1654 г., параллельно с присоединением Украины к России, велись переговоры и было достигнуто соглашение с молдавским господарем Георгием Стефанием о принятии Молдавии в русское подданство. В апреле того же года Алексей Михайлович в ответ на просьбу молдаван направил грамоту, в которой заявлял о принятии Молдавии в Русское подданство. В частности, в ней говорилось: «Жалуем, милостиво похваляем и под нашу царского величества высокую руку тебя Стефан воеводу и властителя Молдавские земли, со всею Молдавскою землею прняти велим»[1]. Переговоры об условиях вступления Молдавии в состав России продолжались, тем не менее, длительное время. Постоянно отправлялись соответствующие взаимные посольства. Согласовывались условия вступления в российское подданство. В результате 29 июня 1656 г. была подписана Жалованная грамота царя Алексея Михайловича молдавскому господарю Георгию Стефану о принятии молдавских условий вступления в состав России. Одновременно жалованной грамотой молдавские купцы получили право свободной торговли в России. А в Молдавию был направлен думный дворянин Иван Иванович Баклановский и дьяк Петр Жмакин для приведения к присяге Георгия[2]. Однако переговоры о переходе в состав России продолжались и позднее в 1657 г. с этим, а потом и с последующими господарями.

В 1673 г. Молдавский господарь Штефан Петричейку снова обращается к России за помощью в борьбе с турками. В своем послании к русскому царю он называет себя «сущие нижайшие и смиреннейшие раби преславному царству твоему…». Алексей Михайлович в 1674 г. изъявил готовность оказать помощь Молдавии при условии перехода ее в подданство России[3]. Молдавская сторона в качестве условий вхождения просила предоставления широких прав: самим избирать господарей, назначать местных управителей и судей и т. д.

Впоследствии, когда Петр I приступил к реализации замыслов отца относительно Молдавии, он привлек на русскую службу молдаван в качестве рядовых и офицеров. Об этом говорит «Патент Петра I Апостолу Кигечу для найма молдаван на русскую военную службу», в котором гарантировалось жалованье, и деньги на покупку лошадей[4].

Немного позже молдавский господарь Кантемир заключил с Россией договор, в соответствии с которым она должна была помочь Молдавии освободиться от турецкой зависимости, а Молдавия — войти в состав России, сохраняя некоторую обособленность. Прутский поход Петра I был попыткой реализовать этот план. Военная неудача помешала этому. Кантемир бежал в Россию, а молдавские дела отныне стали предметом особого внимания российской внешней политики.

После этого молдавский престол был передан турецким султаном туркам-фанариотам. Фанариоты — это турецкие греки — выходцы из константинопольского квартала Фанар.

Изменения общественного строя. В конце XVI — начале XVII в. происходит отделение сословия крестьян от мелкого военно-служилого населения. Крестьяне освобождаются от обязанности военной службы. До этих пор все они, как свободные, так и зависимые, несли воинскую повинность. Выходцев из крестьян перестают принимать на государственную службу. Процесс разграничения сословий продолжался достаточно долго, по мере того как происходило становление категории служилых людей — мелких владельцев земли.

Феодально-зависимое население. В результате развития феодализма происходило выстраивание феодальной иерархии. Одновременно менялось и положение крестьян.

Крестьяне, жившие на волошском праве, оставались пока лично свободны. Они могли менять своих владельцев с уплатой пожилого. Во второй половине XVII в. вводится порядок, в соответствии с которым крестьяне, прожившие у одного владельца более 12 лет, прикреплялись к земле. Продажа таких крестьян допускалась только вместе с землями.

Прикрепленных к земле частных владельцев (бояр и церкви) крестьян (крепостных) именовали вечинами (или соусседями по-славянски). Они платили оброк — десятину (дижма) и работали на барщине. Крупнейшим феодалом был господарь. Десятина с владельческого крестьянина шла и господарю. Со всех крестьян взимали еще и харач — турецкий выход. Однако количество господарских земель в этот период сокращается. Вместо раздачи земель из домена теперь практикуется юридическое подтверждение господарем права феодала на его владения, приобретенные различными путями. Крестьяне, проживавшие на землях господаря, были обязаны платить ему десятину от урожая, приплода скота, меда и вообще всего производимого, а также нести другие повинности. Землями владели также бояре и церковь.

Взаимоотношения между владельцами земли — боярами и крестьянами регулировались на основе частных договоренностей. Но различные денежные обременения крестьян служили основой их долгового закабаления, что приводит в XVII в. и к юридическому закрепощению.

Для введения ограничения на переход крестьян в 1590—1591 гг. была проведена перепись населения, а молдавский господарь Стефан Томша в 1622 г. ввел прямой запрет его с установлением 15 урочных лет. Тех, кто убежал до этого, закрепляли за новыми владельцами. Вслед за тем Мирон Барновский в ответ на челобитную о бегстве крестьян в 1628 г. издал акт, которым устанавливалось, что беглецы возвращаются независимо от срока всей семьей и со всем имуществом. Прежним владельцам не возвращались только бежавшие за границу до 1621 г. и возвратившиеся в Молдавию.

Окончательное закрепощение крестьян (вечинов) произошло на основе Уложения господаря Василия Лупу, принятого в 1646 г., почти одновременно с Соборным уложением в России. Уложение предусматривало наказание за прием и укрывательство беглых. Укрыватель оплачивал все издержки, связанные с их возвратом. Одновременно крестьяне сохраняли целый ряд личных прав. Они решали вопросы землепользования, свободно вступали в брак, их жены не ходили на барщину.

Просматривается, подобно России, процесс сближения прав крестьян и холопов. В 1627 г. М. Барновский освобождает боярских и монастырских холопов от уплаты налогов.

Резеши, обладавшие небольшими земельными владениями, постепенно разорялись, превращались в обычных крестьян.

Сложную эволюцию претерпевают горожане. Они по-прежнему обладали правом на самоуправление. Во главе городов стоял шолтуз и 12 пыргарей, избиравшихся сроком на один год из числа принадлежавших к верхушке городского населения, цеховых ремесленников и купцов. Последние объединялись в гильдии, а ремесленники в цеха. Например, в г. Романе в 40-х гг. XVI в. имелись цеха меховщиков, портных, парикмахеров, мастеров по выделке тулупов. В XVI—XVII вв. происходит усиление контроля со стороны представителей государственной администрации — пыркалабов, старост, урядников за деятельностью городского самоуправления. У него изымаются вопросы руководства торговлей, а также суда1. Обязанности городского населения зависели от того, на чьей земле находится город. Если он принадлежал феодалу, обладавшему иммунитетом, то жители несли повинности только в пользу землевладельца. Это способствовало расширению городских поселений именно на землях, обладавших иммунитетами. В XVII в. начинается процесс замены ряда натуральных повинностей городской общины на денежные подати. Например, вместо обязанности снаряжать воинов вводится денежный налог для этой цели.

Феодалы. В этот период всех феодалов Дмитрий Кантемир поделил на думных бояр — советников и диванных бояр — асессоров.

Думных семь чинов. К ним относились: великий логофет, два ворника для нижней и верхней Молдавии, имеющие право управления и суда, вплоть до применения смертной казни, гетман — глава вооруженных сил, великий постельничий — главный начальник княжеского двора, управляющий всеми слугами, великий спатарь — главный оруженосец, великий пахарник — главный виночерпий, заведующий всеми виноградниками господаря и государства, вистерник — главный казначей, имеющий в подчинении казначейских дьяков.

За главными советниками следуют диванные бояре, которые разделились на три разряда. Во главе первого стоял великий стольник. Все они назывались великими боярами. Эти лица имели право судить там, куда приезжали. Таким правом не обладали бояре второго и третьего разрядов. Ко второму разряду относились все вторые (например, второй спатарь, второй пахарник и т. д.). Бояре третьего разряда — все третьи (например, третий постельничий, третий спатарь, третий пахарник, третий вистерник и т. д.). У каждого имелись свои служебные функции. Кроме того, они предназначались и для замены вышестоящих при необходимости.

Господарь держал еще придворных для внутренней службы, которые именовались бояринашами. Эти лица не имели знатного происхождения, иногда выдвигаясь даже из пленных, но могли, тем не менее, подняться и стать знатными вельможами.

Феодалов по-прежнему отличало наличие землевладения, вотчинного или поместного (поместное в это время почти исчезает), крепостных и холопов.

Калараши-всадники за пользование землей должны были нести военную службу за свой счет. Эту сословную группу отличает то, что они сами работают на земле или нанимают других, но не имеют крепостных.

С 1636 г. основная подать — бир была распространена на всех вотчинников, как церковных, так и светских, в том числе и служилых. В 1741 г. все боярство было разделено на три категории в зависимости от родовитости.

Изменения в государственном механизме. Во главе государства по-прежнему находился господарь. Представитель султана — «эфенди» контролировал верховную власть от имени султана.

Из ведения господаря изъято право заниматься внешней политикой, но оставлены широкие полномочия во внутренней. Он имел право издавать местные законы, судить, даже приговаривая к смерти и конфискации имущества, устанавливать налоги, возводить в боярское достоинство, назначать епископов и т. д. Власть господаря распространялась на всех лиц, находящихся на подвластных ему территориях, в том числе и турецких купцов. В свою очередь, господарь мог быть осужден великим визирем за непосильные и неправые налоги, за неправомерное пролитие крови своих подданных к изгнанию с конфискацией имущества, а за восстание против султана и отказ от уплаты ежегодной дани его ожидало наказание смертью.

Право наследования господарства сохранялось до тех пор, пока не пресекся род Драгоша. После этого султан разрешил избирать господаря боярам по своему усмотрению, но молдавские бояре соблюдали правило, согласно которому господарь должен быть из сыновей или родственников предшественника.

Сначала, как писал Кантемир, право избирать господаря принадлежало всем боярам, но впоследствии это стали делать только наиболее сановитые. После смерти очередного монарха собирались великий логофет, два ворника, гетман, постельничий, великий пахарник, которые вскрывали завещание. Если преемник был указан, то его утверждали, а если нет, то избирали по своему усмотрению.

Позже был введен порядок сначала утверждения господарей, а затем и прямого их назначения турками. В этом случае после смерти или свержения с престола очередного господаря, визирь подыскивал кандидатуру среди его сыновей или бояр — родственников молдаван или константинопольских греков, а передавал престол тому из них, кто предложит за это большую сумму денег. Затем визирь писал представление султану, на которое тот либо соглашался, либо делал по-своему. Молдавская аристократия приносила присягу, после чего господарь делал новое назначение на службу. Он либо оставлял боярина в чине, предварительно персонально встретившись с ним, либо переводил в более высокий чин. Перевод в более низкий чин обычай запрещал. Впоследствии господарь каждые три года либо утверждался, либо заменялся.

Церковь и государство связываются тесными узами. По свидетельству Кантемира, высшее попечение о молдавской церкви с внешней стороны проявлял сам господарь, а попечение внутреннее по духовной части принадлежало митрополиту. Митрополия делится на три епископии, которые возглавляли два епископа и архиепископ.

Митрополит получал благословение от константинопольского патриарха, но тот не мог его ни назначить, ни снять. Глава церкви избирался господарем, а рукополагался тремя епископами. Митрополит не платил дани патриарху и не был подотчетен ему, он не назначал епископов, а только рукополагал их, не мог лишить сана. Назначал епископов только господарь. Каждый священник уплачивал дань митрополиту в размере 200 аспров и лисью или кунью шкуру. Такие же платежи осуществлялись ими и своим епископам. Епископы самостоятельно назначали и смещали в своих епархиях всех священников, но не вправе были утверждать или отрешать настоятелей монастырей и архимандритов так как они подлежали княжескому суду.

Суд епископов рассматривал дела священников, монахов и иеромонахов, а дела настоятелей монастырей, архимандритов и епископов подлежали суду господаря[5].

Монастыри возглавлялись: большие — архимандритами (таких было 4), а малые — настоятелями (их было около 200). Столько же имелось и отдельных скитов, принадлежащих монастырям.

Монастыри разделялись на преклоненные (принесенные в дар) и не преклоненные (самостоятельные). В дар приносили Иерусалиму, горе Синай или Святой горе. Это делалось с тем, чтобы обеспечить стабильность существования учреждаемых боярами на свои пожертвования монастырей после смерти учредителей. В случае преклонения большому монастырю, находящемуся в святых местах, эти монастыри брали на себя обязательство попечения о преклоненных. В свою очередь, из доходов преклоненных сам такой монастырь использовал только часть на содержание, а остальное направлял в большой монастырь.

Все монастыри платили подать господарю, но не церковным властям. В 1711 г. они были освобождены от нее. Монастыри оказывали приют всем, кто туда обращался независимо от вероисповедания, как пишет Д. Кантемир[6].

  • [1] Исторические связи народов СССР и Румынии в XV — начале XVIII в. Документыи материалы в трех томах. Т. 2. М., 1968. С. 249.
  • [2] См.: там же С. 286—292.
  • [3] См.: Исторические связи народов СССР и Румынии в XV — начале XVIII в. Т. 3. М., 1970. С. 12, 16—19.
  • [4] См.: там же. С. 257.
  • [5] См.: Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973. С. 181—182.
  • [6] См.: там же. С. 183—184.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой