Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование цен на продукцию, работы, услуги

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуация на топливном рынке усугубляется еще и тем, что топливные компании занимают и сектор сбыта. Они тем самым аккумулируют у себя не только оптовый, но и розничный рынок, становясь глобальными монополистами, диктующими свои цены. Чтобы решить данную проблему или хотя бы сдвинуть с мертвой точки, необходимо создание резервного фонда, хранилищ нефти и нефтепродуктов. Как справедливо заметил… Читать ещё >

Регулирование цен на продукцию, работы, услуги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и виды цен на продукцию, работы и услуги

Основу цены как экономической категории составляет стоимость товара, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Вместе с тем цена является выражением согласованного продавцом и покупателем денежного эквивалента, который покупатель согласен заплатить за переданный ему товар (работу, услугу). Другими словами, цена — это денежное выражение стоимости товара, работ, услуг.

В рыночных условиях цена выполняет присущие ей следующие функции:

  • — функцию учета и измерения затрат общественного труда. В этом случае цена выступает в качестве одного из важнейших показателей народнохозяйственного производства, является ориентиром для принятия хозяйственных решений;
  • — функцию пропорциональности и равновесия в хозяйстве. Именно через цену осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом;
  • — стимулирующую функцию. Цены могут способствовать или мешать увеличению производства и потреблению тех или других товаров. Так, заниженные цены, которые не обеспечивают нормальную рентабельность или приносят убытки, не стимулируют предприятие увеличивать объем производства. В то же время завышенные цены, которые дают возможность получать сверхприбыль, создают для предприятия незаслуженные экономические преимущества и одновременно могут содействовать расширению производства, что не отвечает общественным потребностям;
  • — распределительную функцию, связанную с возможностью отклонения цены от стоимости. Так, установление высоких цен на определенную продукцию дает возможность государству перераспределить средства, устанавливая дотации на некоторые товары (услуги).

Государственное регулирование цен является составной частью общеэкономической и социальной политики Российской Федерации и направлено на обеспечение равных условий и стимулов для развития всех форм собственности, экономической самостоятельности предприятий, организаций и субъектов страны.

В зависимости от способа установления, субъектов ценообразования, сферы применения и т. п., а также в соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации применяются разные виды цен и тарифов. В зависимости от способа определения цены и тарифы подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободные цены и тарифы — это цены и тарифы, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения на товары и услуги. Они устанавливаются участниками рынка самостоятельно, не регулируются государством, но в определенных случаях контролируются им. Так, свободные цены и услуги контролируются государством в целях налогообложения: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 30% в ту или иную сторону) уровня цен и тарифов, применяемых налогоплательщиком, но идентичным товарам и услугам в пределах одного и того же времени. Свободные цены и тарифы контролируются антимонопольным органом в целях обеспечения конкуренции.

Регулируемые цены и тарифы определяются уполномоченным органом государства. Методы определения цены и тарифов, как правило, бывают двух видов: экономические (косвенные) и директивные (прямые).

В условиях рыночной экономики меры экономического регулирования ценообразования являются определяющими. Это бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Так, в 2009 г. был снижен налог на прибыль с 24 до 20%, с 28 ноября 2008 г. компании стали платить налоги на основе фактической прибыли[1]. Эти меры позволяют снизить себестоимость производимых товаров, что сказывается на уменьшении цены на них.

К мерам директивного регулирования ценообразования относятся, например, установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения; установление фиксированных цен и тарифов за проезд на общественном транспорте; установление предельных (максимальных и минимальных) цен на продукцию.

Государственные фиксированные и регулированные цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые оказывают значительное влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее социальное значение, а также на продукцию и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке. Например, в России сейчас три или четыре нефтяных компании, которые работают, но логистическому принципу. Они ориентируются только на мировые индикаторы, т. е. на международные данные о средней цене сделки на нефть и живо реагируют при их повышении. Однако при падении цены топлива на западных биржах отечественные продавцы на внутреннем рынке ее не снижают, а просто замораживают. По мнению специалистов, в России, которая является сама экспортером нефтепродуктов, можно создать свой внутренний рынок.

Ситуация на топливном рынке усугубляется еще и тем, что топливные компании занимают и сектор сбыта. Они тем самым аккумулируют у себя не только оптовый, но и розничный рынок, становясь глобальными монополистами, диктующими свои цены[2]. Чтобы решить данную проблему или хотя бы сдвинуть с мертвой точки, необходимо создание резервного фонда, хранилищ нефти и нефтепродуктов. Как справедливо заметил председатель ФАС России, «нужно выгнать нефтяные компании на биржу либо сезонными экспортными пошлинами, либо за счет резерва регулировать наполнение рынка». Формула цены может быть вычислена достаточно просто, считает он: «Мировая цена минус экспортная пошлина». «Иными словами, если установим разумные пошлины, не будет вывоза топлива за рубеж в таких количествах, сделаем эту модель финансово устойчивой для страны, наполним реальным предложением внутренний рынок, и цены не будут расти, они будут даже падать»[3].

К сожалению, в России пока широко известна только одна нефтяная биржа — в Санкт-Петербурге и объем торгов там небольшой — в основном это остатки после заключения крупных долгосрочных контрактов. Как видим, данная биржа не может влиять и определять рыночную цену на нефтепродукты на внутреннем рынке страны.

Цены на продукты первой необходимости можно сдерживать и с помощью государственного регулирования, как это делается во многих странах Европы. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ в первую очередь направлен на интересы потребителей, на создание равных возможностей для производителей, поставщиков и розничных торговых сетей, в том числе посредством развития конкуренции.

В зависимости от назначения цены различают оптовые и розничные цены.

Оптовые цены применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме покупателей в розничной торговле. Оптовая цена включает в себя затраты на производство продукции, работ и услуг, в том числе накладные расходы по транспортировке, хранению, снабженческо-сбытовые надбавки и т. п. В нее входят суммы налога на добавленную стоимость, суммы акцизов по товарам, облагаемым ими, а также нормы прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемую ими самостоятельно (по свободным ценам) или с учетом требований законодательства о ценообразовании (по регулируемым ценам). К цене импортных товаров (мясо, кофе, чай, кукуруза и др.) добавляются таможенные пошлины. Правительство, чтобы не допустить рост цен, нередко снижает ввозную пошлину на них, а это более 40% продовольственного рынка России[4].

Розничные цены, по которым реализуются продукция, работы, услуги населению, складываются из оптовой цены и накладных расходов, торгующих и других посреднических организаций, и включают торговую надбавку с расчетом получения определенной прибыли. К сожалению, чтобы попасть на розничный столичный рынок продукция (хлеб, мясо, сахар, молоко, крупы, яйца) производителя побывает в руках от 4 до 7 посредников, в результате чего цены на них увеличиваются в несколько раз. Специалисты предлагают ввести новые правила для торговли продуктами питания. На ценниках в магазинах указывать три стоимости продукта — розничная, оптовая и цена производителя. По их данным розничные наценки на продукты питания в России доходят до 100% оптовой стоимости товаров. В среднем составляют 40—50%, при этом в европейских странах этот показатель не превышает 25%. В нашей стране, к сожалению, производитель товара борется за прилавок, а не наоборот. В 2013 г. представители ассоциаций и союзов российских поставщиков и продавцов подписали Кодекс добросовестных практик, который предусматривает отказ участников торговых отношений от нечестных схем. Вопрос упирается в уровень эффективности работы российских торговых сетей, который почти в два раза ниже, чем у европейских. И эту неэффективность они покрывают за счет повышения цен на продукты питания и другой товар[5]. Департамент потребительского рынка разработал и утвердил на заседании Правительства Москвы концепцию межрегиональной товаропроводящей системы «Московские контракты». Она позволила упростить схему поставок товаров из регионов страны в столицу, сделать их более «прозрачными», надежными, стабильными и ритмичными, что позволило хотя бы заморозить цены. Здесь необходимо иметь в виду, что при расчетах за проданную сельскохозяйственными производителями продукцию применяются заготовительные цены.

В зависимости от сферы применения различают внутренние и мировые цены.

Внутренние цены — это цены товаров по сделкам во внутреннем обороте.

Мировые цены — это свободные цены, применяемые по регулярным экспортным или импортным контрактам, которые заключаются в важнейших центрах международной торговли, на товары ведущих поставщиков и с учетом базисных условий поставок Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс-2010».

Государство может способствовать понижению цен внутреннего рынка, только снижая привлекательность экспортных поставок, что достигается двумя путями — либо путем физического ограничения экспорта (квотирования), либо путем введения экспортных пошлин. Эти механизмы позволяют снизить цены на внутреннем рынке на товары экспортно-ориентированных отраслей. Как отмечают специалисты, в нашей стране сложилась особая ситуация. На внутреннем потребительском рынке мы зависим от импорта, практически по всей номенклатуре, а на внешнем — от экспорта узкого круга сырьевых товаров (нефть, газ, цветные и черные металлы)[4].

Правительство РФ намерено обеспечить здоровую конкуренцию на российском рынке информационных технологий и снизить налоговую нагрузку для компаний. С одной стороны, сегодня российские разработчики обладают значительным потенциалом, но, с другой стороны, доля нашего конечного продукта на рынке программных услуг по-прежнему крайне мала. Создание программного обеспечения является той сферой экономики, развитие которой сулит не только значительную финансовую выгоду, но и способно в корне перевернуть нашу жизнь в целом. В связи с этим предлагается снизить ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование и комплектующие, необходимые для производства высокотехнологичных товаров, аналоги которых не производятся в нашей стране. Значительный рост продаж программных продуктов в России в последнее время во многом обусловлен принятием части четвертой ГК, направленной на повышение эффективности защиты авторских прав и борьбы с пиратством.

Таким образом, в условиях рынка цена и тарифы на продукцию, работы и услуги формируются под влиянием спроса и предложения на них. Государство посредством права создает систему органов ценообразования и определяет их компетенцию; регламентирует порядок разработки, утверждения и применения цен; предусматривает санкции за нарушения правил ценообразования. При этом компетентные государственные органы обязаны руководствоваться только публичными интересами, обеспечивать гармоничное развитие экономики и решение насущных социальных задач.

  • [1] Российская газета. 2008. 1 дек.
  • [2] Российская газета. 2008. 25 июня.
  • [3] Российская газета. 2008. 17 окт.; 23 окт.; 2009. 6 фсвр.
  • [4] Российская газета. 2009. 30 марта.
  • [5] Российская газета. 2014. 21 июля; 24 окт.
  • [6] Российская газета. 2009. 30 марта.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой