Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Михаил Александрович Бакунин

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Свой идеал социального устройства мыслитель описывает в основной работе «Государственность и анархия» (1873 г.). В лице организаторов народной революции Бакунин не хочет видеть даже «временный или переходный» тип власти. Народ после революции должен «самоопределиться на основании полнейшего равенства и полнейшей и всесторонней свободы… без всякого государственного посредничества». Чтобы избежать… Читать ещё >

Михаил Александрович Бакунин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из зачинщиков бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин (1814−1876 гг.), выходец из среды высшего дворянства, один из ведущих теоретиков анархизма. Конечную цель он видел в «освобождении всего человечества посредством восставшей черни», уничтожении буржуазной цивилизации, полном и окончательном уничтожении классов, семьи, наследственных прав. На смену старому строю должно прийти объединение людей в сельские и городские общины, добровольные федерации общин — «коллективистский анархизм». Все то, что не направлено на подготовку революции, Бакунин считает ненужным и безнравственным (идеология нигилизма, вложенная Тургеневым в уста Базарова — литературного образа Бакунина, созданная писателем в «Отцах и детях»). «Не учить народ, а бунтовать» — таков был девиз Бакунина, который выступал против пропагандистского направления народничества.

Сформулированная Бакуниным анархическая теория не признавала никакого государства, в том числе и демократического, негативно относилась к праву. Это было связано с представлениями о том, что любая власть — это порабощение человека, и поэтому путь к прогрессу лежит только через социальную революцию. Причина власти человека над человеком — в подчинении «всепожирающим абстракциям», таким как право, религия, государство. На самом деле они не существуют — есть лишь люди, которые этими абстракциями прикрывают свое господство над другими. Власть не имеет объективных основ и ее легко уничтожить, отказавшись от веры в ее силу, уничтожив ее путем насильственного переворота. После революции государство не должно продолжать существование — в этом причина споров Бакунина с Марксом, который выступал за сохранение диктатуры пролетариата на переходный период.

Свой идеал социального устройства мыслитель описывает в основной работе «Государственность и анархия» (1873 г.). В лице организаторов народной революции Бакунин не хочет видеть даже «временный или переходный» тип власти. Народ после революции должен «самоопределиться на основании полнейшего равенства и полнейшей и всесторонней свободы… без всякого государственного посредничества». Чтобы избежать возможного огосударствления действий революционеров-заговорщиков, Бакунин в уставе тайной организации политических лидеров общества предусматривает ряд превентивных мер. Во-первых, они не создают никакой политической идеологии и опираются лишь на принцип «взаимной братской веры». Далее, «вступая в общество, всякий член обрекает себя навсегда на общественную неизвестность и незначительность»; решения принимаются коллективно, отдельная личность ничего не значит. Руководство осуществляется тайно — революционное общество из своей среды избирает исполнительный комитет из трех или пяти членов, который, руководствуясь единой программой и общим планом действий, направляет деятельность всех групп общества, разбросанных «посреди всенародной анархии». Этот комитет избирается бессрочно и называется народным братством. Нижестоящие комитеты образуют соответственно областные и уездные братства. Члены областных и уездных братств знают друг друга, но не знают вышестоящего народного братства. Таким образом, но мнению Бакунина, тайное общество не сможет превратиться в орган «официально признанной власти» и будет только «силою мысли» воздействовать на сознание темных масс. Неясным, однако, остается вопрос: куда должно деваться тайное общество после установления анархии, свободной федерации крестьянских общин? Бакунину этот вопрос казался преждевременным, и он оставлял его решение на будущее.

Все юридические законы, в отличие от законов природы и правил общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому деспотическими. Политическое законодательство, которое создается государством, враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Игнорирование естественных законов ведет к подчинению неестественному, «юридическому», искусственно создаваемому праву, и тем самым способствует возникновению и распространению олигархии. Право-законодательство порабощает человека и поэтому должно быть устранено после революции, жизнь должна будет регулироваться лишь требованиями нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. С того момента, когда рабочий окажется победителем, он должен будет проявить по отношению к бывшему хозяину «чувство справедливости и братства свободного человека». Такова была идеалистическая утопия, которой руководствовался Бакунин, веря в то, что все социальные вопросы исчезнут после переворота.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой