Принципы социально-педагогической деятельности
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: Предупреждение негативных последствий в процессе социальнопедагогического влияния; И юноша вернулся домой. Он теперь знал, что за счастьем никуда не надо ходить. Защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности. Опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность… Читать ещё >
Принципы социально-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принцип — это основное исходное положение теории социально-педагогического сопровождения, в котором отражаются ценностные основания данного процесса. Содержание принципов отражается в сформулированных требованиях к данному процессу, а также вытекающих из них условий и правил.
Принципы соответствуют тем теоретико-методологическим основаниям, на которых базируется данный процесс.
В основе определения принципов социально-педагогической деятельности лежит реализуемый нами экзистенциальный подход к пониманию социально-педагогических явлений. Экзистенциалисты проводят идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и кем становимся. Подробнее рассмотрим сущность экзистенциального подхода в воспитании в параграфе 2.3 учебника.
Принцип центрирования
В восточной притче рассказывается о том, как один юноша после смерти отца решил искать счастье.
Он стал спрашивать у всех, как его найти. Конь посоветовал ему беречь свою молодость: «Не жди, чтобы все для тебя было приготовлено чужими руками. За всякое дело берись. Умей чужой радости порадоваться. Не бойся своих забот. Тогда до самой смерти будут около тебя и любовь и дружба. Тогда и счастье будет всегда с тобой».
Змея посоветовала ему, чтобы его слова не жалили понапрасну других: «Тогда проживешь свою жизнь без страха, тогда не надо будет ни от кого прятаться. Тогда и счастье можно найти».
Птица Кари-Кари на вопрос юноши о том, как найти счастье, ответила: «Ты, видно, давно уже в пути. Лицо твое покрылось пылью, одежда висит лохмотьями. Сам на себя стал ты не похож. Встречные отворачиваются от тебя. С тобой и счастье нс захочет знаться. Запомни мой совет: пусть все в тебе будет красивым. Тогда и вокруг тебя все станет прекрасным. Тогда и счастье свое увидишь».
И юноша вернулся домой. Он теперь знал, что за счастьем никуда не надо ходить.
Птица Кари-Кари в данной притче выступила в роли социального педагога и дала правильный совет юноше, опираясь на принцип центрирования, который предполагает рассматривать личность каждого ребенка как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор.
Условия реализации данного принципа:
- • добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- • доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможности каждого ребенка и на его собственной вере в достижение поставленных задач;
- • предупреждение негативных последствий в процессе социальнопедагогического влияния;
- • осознание ребенком социальной защищенности, формирование готовности к социальной самозащите своих интересов;
- • учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
- • опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
- • в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
- • педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым, педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
- • поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
- • защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.