Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой статус затонувших объектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любая деятельность в отношении подводного культурного наследия, к которой применима Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г., не подпадает под действие правил спасания или правил, относящихся к кладам, за исключением случаев, когда такая деятельность разрешена компетентными властями государства, не противоречит указанной Конвенции и обеспечивает в случае любого извлечения… Читать ещё >

Правовой статус затонувших объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди многообразия объектов, находящихся на морском дне, с точки зрения международного права можно выделить объекты, представляющие историческую значимость и могущие быть идентифицированы как затонувшие суда, военные корабли, летательные аппараты и иное оборудование.

По оценкам специалистов по подъему затонувших кораблей, в настоящее время на дне морей и океанов находится около 3 млн неидентифицированных кораблей. По данным Northern Shipwrecks Database, с 1500 г. по настоящее время только у побережья Северной Америке их зафиксировано 65 тыс. Чарльз Хоккинг в Словаре морских катастроф[1][2] упоминает о 12 542 парусниках и военных кораблях, затонувших с 1824 по 1962 г. Поданным Национального музея археологии в Лиссабоне, с 1522 г. только в районе Азорских островов затонуло около 850 кораблей, не менее 90 из них — испанские галионы и 40 — португальские суда, ходившие в Индию2.

Как правило, покоящиеся на дне старинные корабли представляют собой хранилища сокровищ, привлекающих внимание не только искателей приклю4.4. Правовой статус затонувших объектов чений, но и тех, кто рассматривает работу на таких объектах серьезным бизнесом. В 1985 г. американец Мел Фишер обнаружил потерпевший кораблекрушение у побережья Флориды в 1622 г. испанский галион «Senora de Atocha» с золотом, серебром и драгоценностями на сумму в 400 млн долл. В 1986 г. одна из крупнейших международных компаний по аукционным продажам «Christie's» получила 16 млн долл, от продажи 3786 лотов, представлявших изделия из китайского фарфора и золотые слитки, поднятые с затонувшего в Китайском море в 1752 г. голландского судна «Geldermalsen», а в 1992 г. продажа китайского фарфора с обломков корабля у побережья Вьетнама принесла ей 7,2 млн долл.[3]

Работы на затонувших судах только в коммерческих целях противоречат интересам человечества, связанным с возможностью получения интереснейшей информации, способной открыть новые исторические факты или уточняющей обстоятельства уже известных событий. Так, археологические исследования «Пандоры», затонувшей у берегов Австралии в 1971 г., позволили лучше узнать историю бунта на корабле «Баунти» и эпизоды погони за восставшими. Поднятый со дна моря боевой корабль XVII в. «Васа» сегодня — одна из достопримечательностей Стокгольма, а подводные археологические раскопки в Бодруме (Турция) — одно из самых посещаемых мест в стране. И этот перечень далеко не исчерпывающий.

Международно-правовые нормы, регламентирующие работы на затонувших объектах, находятся в стадии формирования и адаптации к складывающейся практике. Озаглавленная «Археологические и исторические объекты, найденные в море» ст. 303 КМП-82 содержит два основных положения относительно таких объектов:

  • 1) государства обязаны охранять археологические и исторические объекты, найденные в море;
  • 2) государства должны сотрудничать в усилиях по охране таких объектов.

В КМП-82 пределы юрисдикции государства в отношении указанных выше объектов определены с учетом положений ст. 33, детерминировавшей «прилежащую зону», т. е. юрисдикция прибрежного государства в отношении «археологических и исторических объектов» не может распространяться за пределы 24 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина его территориального моря. В целях борьбы с незаконной торговлей такими объектами прибрежное государство получило право оценивать действия по извлечению со дна моря в зоне своей компетенции как нарушение законов и правил, применимых к правовому режиму его территориального моря и прилежащей зоны.

К сожалению, КМП-82 оставила без ответа многие вопросы относительно юридического содержания понятия, порядка установления имущественного титула, статуса и иных вопросов, имеющих отношение к подъему и обороту указанных выше объектов.

В какой-то мере восполнить этот пробел могут некоторые положения Конвенции об охране подводного культурного наследия, принятой в Париже 2 ноября 2001 г. на Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры, которые направлены на кодификацию и развитие норм, касающихся охраны и сохранения подводного культурного наследия в соответствии с международным правом и практикой, включая Конвенцию ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г., Конвенцию ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., а также КМП-82.

Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г. вступила в силу 2 января 2009 г. В отношении вновь присоединяющихся к ней государств или территорий она вступает в силу через три месяца со дня сдачи на хранение этим государством или территорией ратификационной грамоты или акта о принятии, одобрении или присоединении.

В ст. 1 указанной Конвенции к «подводному культурному наследию» относятся суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением; имеющие культурный, исторический или археологический характер, частично или полностью, периодически или постоянно находящиеся под водой на протяжении не менее 100 лет. Это, в принципе, дает нам основания детерминировать находящиеся на дне объекты как имеющие культурный, исторический или археологический характер и находящиеся под водой на протяжении не менее 100 лет, военные корабли и государственные суда и иные.

К общим принципам, применимым к указанным выше объектам, следует отнести:

  • 1) необходимость сотрудничества государств — участников Конвенции в деле охраны подводного культурного наследия на благо человечества;
  • 2) обеспечение охраны каждым государством в отдельности или совместно подводного культурного наследия с использованием для этого наилучших имеющихся в их распоряжении практически применимых средств в зависимости от возможностей;
  • 3) обеспечение хранения, консервации и управления извлеченными объектами таким образом, который обеспечивает долговременное сохранение;
  • 4) отказ от эксплуатации подводного культурного наследия в коммерческих целях;
  • 5) обеспечение должного уважения ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах;
  • 6) поощрение доступа к указанным объектам с целью наблюдения или документирования в целях информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда такой доступ не совместим с его охраной и управлением.

Любая деятельность в отношении подводного культурного наследия, к которой применима Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г., не подпадает под действие правил спасания или правил, относящихся к кладам, за исключением случаев, когда такая деятельность разрешена компетентными властями государства, не противоречит указанной Конвенции и обеспечивает в случае любого извлечения подводного культурного наследия его максимальную охрану. В соответствии с положениями ст. 7 Конвенции 2001 г. государстваучастники в осуществление своего суверенитета имеют исключительное право регулировать и разрешать деятельность, направленную на подводное культурное наследие, в своих внутренних водах, архипелажных водах, территориальном море и в своих прилежащих зонах.

Ответственность за охрану подводного культурного наследия в своей ИЭЗ и на континентальном шельфе несет прибрежное государство. В случаях, когда гражданин такого государства или судно под его флагом обнаруживает в указанных выше районах своего или иностранного государства подводное культурное наследие или намеревается на таких объектах вести деятельность, гражданин.

4.4. Правовой статус затонувших объектов или капитан судна обязаны информировать прибрежное государство о своих намерениях и действиях. Военные корабли и другие государственные суда или военные летательные аппараты, обладающие суверенным иммунитетом, использующиеся в некоммерческих целях, функционирующие в обычном для них режиме и не занимающиеся деятельностью, направленной на подводное культурное наследие, не обязаны сообщать об обнаружении объектов подводного культурного наследия. В то же время государства — участники рассматриваемой Конвенции путем принятия надлежащих мер обеспечивают соблюдение такими кораблями и летательными аппаратами конвенционных положений[4].

Государство, в ИЭЗ или на континентальном шельфе которого находится подводное культурное наследие, имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на подводное культурное наследие, для предотвращения нарушения его суверенных прав или юрисдикции, установленных КМП-82 и Конвенцией об охране подводного культурного наследия 2001 г.

В случае обнаружения в своей ИЭЗ или континентальном шельфе объектов подводного культурного наследия или если имеется намерение осуществлять на этих объектах деятельность, прибрежное государство консультируется со всеми другими государствами, заявившими о своей заинтересованности относительно путей обеспечения наиболее эффективной охраны таких объектов, выступая при этом в качестве «координирующего государства», которое может:

  • а) осуществлять меры охраны;
  • б) выдавать все необходимые разрешения;
  • в) проводить любые необходимые предварительные исследования в отношении объектов подводного культурного наследия;
  • г) незамедлительно информировать о результатах работ Генерального директора, который, в свою очередь, незамедлительно предоставляет такую информацию другим заинтересованным государствам (ст. 10 Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г.).

Таким образом, координирующее государство может принимать все практически осуществимые меры и (или) выдавать все необходимые разрешения, в случае необходимости до консультаций, в целях предотвращения любой непосредственной опасности подводному культурному наследию вследствие деятельности человека или любых других причин, включая мародерство. Содействие других государств при принятии таких мер может быть запрошено.

В случае обнаружения объекта, относимого к подводному культурному наследию в Районе, государство, гражданин или капитан судна которого намереваются вести на таком объекте деятельность, обязано уведомить Генерального директора ЮНЕСКО и Генерального секретаря Международного органа по морскому дну об обнаружении или деятельности, о которых они были проинформированы (гражданином или капитаном) (ст. 11 Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г.).

Государства — участники Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г. приняли на себя следующие обязательства:

1) принимать меры по предотвращению ввоза на их территорию подводного культурного наследия, которое было незаконным образом экспортировано и (или) извлечено;

  • 2) исключать торговые операции и незаконный оборот объектов подводного культурного наследия;
  • 3) принимать меры для запрета использования своей территории, включая морские порты, а также искусственных островов, установок и сооружений, находящихся под их исключительной юрисдикцией или контролем, для целей содействия любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, осуществляемой в нарушение Конвенции;
  • 4) изымать на своей территории объекты подводного культурного наследия, извлеченные незаконно, уведомлять о таком изъятии Генерального директора и другие государства, вести учет, охранять и принимать все разумные меры для обеспечения стабильного состояния изъятых объектов;
  • 5) принимать все практически осуществимые меры по недопущению любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, осуществляемой в нарушение Конвенции со стороны своих граждан и судов под своим флагом.

Применяемые санкции за вышеприведенные нарушения устанавливаются внутригосударственным законодательством, однако принимаемые нормы должны быть адекватны по строгости наказания, с тем, чтобы эффективно обеспечивать соблюдение положений Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г., предотвращать нарушения, где бы они ни происходили, и лишать нарушителей выгод, извлекаемых ими из их противоправной деятельности.

  • [1] 1 Dictionary of Disasters at Sea. 1969.
  • [2] URL: www.unesco.ru/news.
  • [3] URL: www.hiking.ru.
  • [4] Convention on the protection of the under water cultural heritage. General Conference of the UnitedNations Educational, Scientific and Cultural Organization. 31st session. Paris, 2001. Nov. P. 13.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой