Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой режим территорий с особым эколого-правовым статусом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовой режим — это установленный законодательством особый порядок регулирования определенной группы общественных отношений, направленный на создание при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничивающих элементов благоприятных либо неблагоприятных условий реализации субъектами права своих интересов. Правовой режим может быть определен для различных по своей юридической природе… Читать ещё >

Правовой режим территорий с особым эколого-правовым статусом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 25″ [Н55должен:

  • знать название законов и подзаконных актов, определяющих правовой режим территорий с особым эколого-правовым статусом; содержание требований, предъявляемых к отдельным видам территорий с особым эколого-правовым статусом; правоприменительную практику по вопросам образования и функционирования особо охраняемых природных территорий;
  • уметь правильно толковать нормы права, регулирующие охрану территорий с особым эколого-правовым статусом; грамотно применять правовые нормы, определяющие правовое положение территорий с особым эколого-правовым статусом;
  • владеть навыками проведения консультаций граждан и юридических лиц по вопросам охраны территорий с особым эколого-правовым статусом.

Понятие правового режима территории с особым эколого-правовым статусом

Правовой режим — это установленный законодательством особый порядок регулирования определенной группы общественных отношений, направленный на создание при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничивающих элементов благоприятных либо неблагоприятных условий реализации субъектами права своих интересов. Правовой режим может быть определен для различных по своей юридической природе объектов: недвижимого имущества, выборов в органы публичной власти, природных ресурсов и объектов и т. д., а также (что важно для нас) территорий, в отношении которых федеральным законом установлен особый порядок использования и охраны (например, территории Крайнего Севера, закрытых административно-территориальных образований, территорий с особым эколого-правовым режимом).

Суть особого эколого-правового режима заключается в установлении порядка использования и охраны четко локализованной территории, установления особенностей управления ею, а также финансирования и проведения комплекса специальных природоохранных мероприятий.

Особый эколого-правовой режим охраны природных объектов и комплексов устанавливается при создании двух разновидностей территорий: ООПТ и зон экологического бедствия. Целью установления особых стимулов и ограничений по использованию и охране таких территорий является создание дополнительных гарантий достижения главной задачи экологического законодательства — обеспечения благоприятного качества окружающей среды. Другими словами, установление особого эколого-правового режима является необходимым, если общие экологические требования (лицензирование, нормирование и т. д.) не позволяют положительно решить вопрос о сохранении и восстановлении конкретных природных объектов и комплексов в надлежащем состоянии.

Перечень соответствующих стимулов и ограничений содержится в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также в земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве о природном и культурном наследии и т. д. Определенные дополнительные меры в рассматриваемом направлении могут быть приняты и на муниципальном уровне соответствующими правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовой статус обоих разновидностей территорий с особым экологоправовым режимом (ООПТ и зон экологического бедствия) обладает рядом схожих и отличных черт.

Сходство правового режима ООПТ и зон экологического бедствия заключается в том, что совершение противоправного деяния на их территории является квалифицирующим признаком в ряде составов УК (например, ч. 2 ст. 250 УК). Одинаковы и цели придания определенной территории особого эколого-правового режима — обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду.

Существенные отличия между этими территориями в задачах, стоящих перед ними. ООПТ создаются в целях консервации отдельных экологических систем для настоящих и будущих поколений и изучения уникальных природных территорий; зоны экологического бедствия создаются для восстановления нарушенных экосистем. В связи с этим доступ граждан в пределы ООПТ не запрещен (и даже поощряется), в то время как для въезда в зону экологического бедствия им будет необходимо специальное разрешение.

Следовательно, особый эколого-правовой режим устанавливается в целях особой охраны двух противоположных, но экологическому состоянию территорий. Несмотря на очевидную разницу в состоянии природных объектов и комплексов на соответствующих территориях, обе они являются двумя сторонами «одной медали», обе выходят за рамки «стандартного» состояния окружающей среды па вполне локальной территории. В обоих случаях предполагается ограничение либо прекращение хозяйственной и иной деятельности (отдельных ее видов) па соответствующей территории и бюджетное финансирование природоохранных программ и мероприятий.

В условиях отсутствия в Российской Федерации зон экологического бедствия — территорий с четко определенными границами и столь же четко определенным правовым режимом, разработка последнего носит пока чисто теоретический характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой