Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Признание и правопреемство в международном праве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее распространение получила декларативная теория, которой сейчас и придерживается, в основном, значительное число международников, в том числе и российских. Однако в последнее время в практике международного общения наблюдается возврат к конститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущих… Читать ещё >

Признание и правопреемство в международном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Признание в международном праве

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания.

Признание в МП представляет собой международно-правовое действие субъекта МП, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта МП.

Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и (или) международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из МП.

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм МП. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами МП; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

В настоящее время существуют две теории признания (конститутивная и декларативная) и, соответственно, две формы поведения государств па международной арене.

По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением; оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов МП. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом МП. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.

С точки зрения представителей декларативной теории, признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных международно-правовых действий или событий. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами МП. Статья 9 Устава Организации Американских Государств гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.

Государства, как уже говорилось, обладают международной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами МП.

Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее распространение получила декларативная теория, которой сейчас и придерживается, в основном, значительное число международников, в том числе и российских. Однако в последнее время в практике международного общения наблюдается возврат к конститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущих держав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов МП. Данное обстоятельство во многом обусловлено распадом СССР и изменением соотношения сил на международной арене в пользу одной сверхдержавы — США.

Нужно сказать, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм, которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания.

В международных договорах и актах международных организаций содержатся лишь отдельные нормы о признании. Представляет, в частности, интерес решение Совета ЕС от 16 декабря 1991 г., на котором обсуждалось положение в СССР и в некоторых странах Восточной Европы. Был определен общий подход стран ЕС к вопросу официального признания новых государств на территории СССР и в Восточной Европе и согласован следующие критерии официального признания: соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по Заключительному акту СБСЕ и Парижской хартии, особенно в том, что касается верховенства закона, демократии и прав человека; гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе, как мирными средствами и с общего согласия; принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности; обязательство разрешать по соглашению, в том числе предусматривая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся правопреемства государства и региональных споров. Не будут признаваться государства, возникающие в результате агрессии. Совет заявил, что уважение перечисленных принципов открывает возможности для установления дипломатических отношений, как от имени Сообществ, так и отдельными государствами-членами с оформлением этого факта соответствующими соглашениями.

Институт признания в МП — комплексный. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в нраве международных договоров, праве международных организаций и др.

Таким образом, с точки зрения МП, акт признания является юридическим фактом, с которым МП связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой