Международное и внутригосударственное (национальное) право
В Российской Федерации законодательно закреплена первая позиция. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы…» Подобные положения содержатся и в конституциях других стран (ст. 28 Конституции Греции, сг. 25 Конституции ФРГ, ст. 96 Конституции Швеции… Читать ещё >
Международное и внутригосударственное (национальное) право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По отношению к государству право может выступать в двух ипостасях — в качестве собственного, «внутреннего» права, создаваемого самим государством и действующим только на его территории, и в качестве «внешнего» права, которое государство добровольно берет на себя обязательства соблюдать наравне с другими государствами. Такое «внешнее» по отношению к государству право является международным.
Международное право — общепланетарная правовая система, включающая различные принципы и нормы, регулирующие нрава и обязанности суверенных государств, международных организаций и иных субъектов международных отношений в процессе их взаимодействия на межгосударственном уровне, а также на внутригосударственном уровне, осложняемом иностранным элементом.[1][2][3][4][5][6][7][8]
- 9) представлено в единственном числе, национальные правовые системы — во множественном;
- 10) возникло на более поздних этапах общественного развития, чем национальное, — в буржуазный период.
По вопросу соотношения международного и внутригосударственного (анационального) права есть различные точки зрения. Международное право:
- 1) входит (имплементировано) в национальную правовую систему, составляет ее непосредственную часть;
- 2) не входит в национальную правовую систему, занимает особое самостоятельное положение по отношению к ней;
- 3) это промежуточная правовая система (часть международного права имплементируется в национальную правовую систему, а часть остается внешней, но отношению к ней).
Пример
В Российской Федерации законодательно закреплена первая позиция. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы…» Подобные положения содержатся и в конституциях других стран (ст. 28 Конституции Греции, сг. 25 Конституции ФРГ, ст. 96 Конституции Швеции). Представляется, что подобная конституционная практика нс лишает международное право его самостоятельности и обособленности.
Возможны два варианта взаимодействия межгосударственного и внутригосударственного права:
- — приоритет международного права над внутригосударственным;
- — приоритет внутригосударственного права над международным.
Примат международного права над внутригосударственным может быть законодательно закреплен. Так, в п. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».
Выделяют несколько технико-юридических способов имплементации международного права во внутригосударственное:
- 1) инкорпорация — включение в состав национального права норм или совокупности норм международного права без существенных изменений;
- 2) трансформация — предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретизации и приспособления к национальной системе права и включение в состав последней;
- 3) консолидация — включает в себя и трансформацию, и случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к международному.
Пример
- 2) применение ратифицированных договоров вместо несоответствующих им норм российского законодательства;
- 3) применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов президента;
- 4) применение не подлежащих ратификации межправительственных договоров вместо не соответствующих им нормативных органов правительства.
- [1] Особенности международного права:
- [2] субъектами права выступают главным образом суверенные государства. Субъектами внутригосударственного права являются физическиеи юридические лица одного государства, а также органы этого государства;
- [3] объектом (предметом) регулирования являются отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное право регулирует отношения в рамках одного государства;
- [4] является «внешним» по отношению к государству, хотя государствоможет и имплементировать его в национальную правовую систему;
- [5] особый процесс нормотворчества — в нем нет центральных законодательных органов и исполнительных органов. Нормы создаются самимиучастниками отношений, т. е. государствами;
- [6] отсутствие обязательной юрисдикции. Спор о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в международном суде толькос согласия спорящих сторон;
- [7] функциональные связи в сфере нормотворчества и правопримененияносят преимущественно координационный характер, в системе национального права — в основном субординационный;
- [8] в сущностном плане представляет собой согласованную волю субъектов международно-правового общения и предполагает добровольныйпорядок исполнения;