Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль государства в формировании человеческого и социального капитала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом можно отметить, что расходы российского бюджета на образование в настоящее время ниже уровня, который может обеспечить устойчивое развитие этих отраслей. Вместе с тем высокий образовательный уровень граждан создает предпосылки для построения общества, способного к оптимальной самоорганизации, т. е. контролирующего властные структуры и отвергающего негативные для развития социума модели… Читать ещё >

Роль государства в формировании человеческого и социального капитала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование и накопление рассматриваемых видов капитала является результатом определенных действий всех заинтересованных в этом сторон: государства, бизнеса, домохозяйств. Следствием их накопления становятся положительные социальные и экономические эффекты как для отдельного человека, так и для бизнеса и общества в целом.

Раскрывая роль государства в формировании и накоплении человеческого капитала, прежде всего следует отметить положительные эффекты, к которым могут привести соответствующие действия — это прежде всего рост человеческого потенциала страны, что исключительно актуально для современной России.

К положительным эффектам от государственных инвестиций в человеческий капитал также можно отнести:

  • • снижение демографических, кадровых и профессиональных рисков;
  • • стабилизацию расходов на здравоохранение;
  • • увеличение налогооблагаемой базы вследствие роста доходов населения;
  • • сокращение непроизводительных социальных расходов (пособий по безработице и малообеспеченным категориям населения);
  • • сокращение уровня преступности;
  • • изменение отношения к здоровью, которое часто связывают с более высокими уровнями образования и доходов;
  • • социальную активность граждан;
  • • формирование социально-ответственного мышления и феномена социально-ответственного потребления, новой системы ценностей[1].

Важно запомнить К основным направлениям деятельности государства, нацеленным на формирование и повышение качества человеческого капитала, следует отнести:

  • — повышение качества жизни и создание комфортной жизненной среды;
  • — формирование эффективной системы здравоохранения и обеспечение равной доступности квалифицированной медицинской помощи для всех граждан;
  • — формирование системы образования, адекватной современным вызовам, повышение качества образования на всех его уровнях и обеспечение равного доступа к нему;
  • — содействие формированию безопасных и комфортных условий труда, достижению рациональной, эффективной занятости экономически активного населения.

Источниками формирования человеческого капитала являются социальные инвестиции в общее и профессиональное образование; инвестиции,

направляемые на поддержание и улучшение здоровья, повышение уровня и качества жизни, а также вложения в улучшение условий труда, социальную инфраструктуру и т. д. Существует три канала инвестиций в человеческий капитал: государственные социальные расходы, социальные расходы компаний и домохозяйств.

В отличие от накопления человеческого капитала, накопление социального капитала общества обычно не требует прямых финансовых затрат. Указанные эффекты достигаются посредством: формирования определенных норм поведения, следования определенным принципам, среди которых особое место занимает принцип социальной ответственности; готовности поступиться краткосрочными групповыми (корпоративными) интересами в пользу долгосрочных интересов общества; роста доверия между субъектами хозяйственной деятельности и формирования соответствующих инструментов коммуникации между ними, к которым относят в том числе и социальные сети.

Среди особенностей накопления человеческого и социального капитала следует назвать длительный период накопления, высокие риски инвестирования, а также рост совокупных социальных расходов (инвестиций), направляемых на их формирование.

Важно запомнить В рамках сложившейся в экономически развитых странах мира модели социальной политики ведущая роль в накоплении человеческого капитала принадлежит государству, что предполагает проведение активной социальной политики, ориентированной на его накопление и повышение качества. К важнейшим направлениям социальной политики следует отнести осуществление инвестиций в отрасли социальной сферы, развитие которых самым непосредственным образом влияет на качество человеческого капитала: здравоохранение, образование, культуру.

Наряду с указанным направлением следует отметить и меры, направленные на стимулирование повышения заинтересованности и роли негосударственных институтов (бизнеса, гражданского общества, домохозяйств) в накоплении человеческого капитала[2]. Основная форма инвестирования в человеческий капитал на уровне семьи — это вложения в детей, их здоровье и образование. Центральная роль в накоплении человеческого капитала детей принадлежит родителям[3].

Наиболее исследованная форма инвестиций в человеческий капитал на уровне семьи — инвестиции в образование. Инвестиционные решения принимаются на основе сопоставления ожидаемых выгод (рост доходов, возможности трудоустройства и карьерного роста) и затрат. Прямые издержки получения образования для домохозяйств включают официальные и неофициальные сборы. Косвенные издержки получения образования — упущенные заработки.

Инвестируя в образование как основную форму накопления человеческого капитала, домохозяйства получают значительную часть выгод, не связанных с рыночной (производственной) деятельностью. Как правило, более образованные люди ответственно относятся к своему здоровью, формируют здоровые привычки, их потребительский выбор тоже можно назвать более ответственным, они в большей степени склонны к благотворительной деятельности и т. д. Инвестиционные возможности семей ограничены уровнем их доходов и (или) пониманием необходимости вложений в образование. Решения об инвестициях принимаются на микроуровне, однако во внимание обязательно принимаются макроэкономические риски: политическая и экономическая стабильность, образовательная политика государства, распределение ответственности.

Рассмотрим участие государства в накоплении человеческого капитала на примере инвестиций в здравоохранение и образование.

Участие государства в финансировании инвестиций в здравоохранение (сохранение и поддержание здоровья населения страны) определяется отношением к здоровью как к благу, имеющему исключительно высокую индивидуальную и общественную значимость.

По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Здоровые люди обеспечивают увеличение предложения рабочей силы, более высокую производительность труда, имеют возможности для повышения квалификации и, как следствие, роста доходов, они оптимизируют потребление, создавая возможности роста сбережений и последующих инвестиций. По оценке специалистов ВОЗ, здоровье населения определяется следующими факторами: наследственность (15—20%), состояние окружающей среды (20—25%), медицинское обеспечение (10—15%), условия и образ жизни людей (50—55%)[4].

Говоря о роли государства в сохранении и поддержании здоровья населения страны, в качестве первоочередной меры следует назвать формирование эффективной системы здравоохранения и обеспечение равной доступности для всех граждан к квалифицированной медицинской помощи.

В сентябре 2014 г. был опубликован ежегодный рейтинг эффективности национальных систем здравоохранения агентства Bloomberg. Россия была включена в него впервые. Рейтинг составлен на основании данных ВОЗ, ООН и Всемирного банка (табл. 6.4). В основе рейтинга три показателя: 1) средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2) государственные затраты на здравоохранение; 3) стоимость медицинских услуг в расчете на душу населения. Национальная система здравоохранения может считаться эффективной, если инвестиции в нее дают ожидаемый результат — положительную динамику ожидаемой продолжительности жизни. Включение России в рейтинг показывает, что в нашей стране достигнуты пороговые значения критериев — ожидаемая продолжительность жизни превысила 70 лет. Финансирование здравоохранения пока отстает от странлидеров рейтинга.

Таблица 6.4

Наиболее эффективные системы здравоохранения (2014 г.).

Место в 2014 г.

Страна.

Уровень эффективности.

Ожидаемая продолжительность жизни, годы.

Общие расходы на здравоохранение, % к ВВП.

Среднедушевые расходы, долл.

Место в 2013 г.

Сингапур

78,6.

82,1.

4,5.

2,426.

Гонконг.

77,5.

83,5.

5,3.

1,944.

Италия.

76,3.

82,9.

9,0.

3,032.

Япония.

68,1.

83,1.

10,2.

4,752.

Южная Корея.

67,4.

81,4.

7,0.

1,703.

Колумбия.

31,6.

73,8.

6,8.

Алжир

31,4.

70,9.

5,2.

Азербайджан.

27,3.

70,6.

5,4.

;

Бразилия.

23,9.

73,6.

9,3.

Россия.

22,5.

70,5.

6,3.

;

Источник: URL: http://www.bloomberg.com/visual-data/bcst-and-worst/mostefficient-health-care-2014;countries (дата обращения 10.10.2015).

Следует подчеркнуть, что инвестиции в здоровье на государственном уровне предполагают не только финансирование здравоохранения, но и повышение уровня и качества жизни населения страны, повышение уровня доходов, формирование здорового образа жизни, улучшение жилищных условий, безопасной экологической среды. Таким образом, задача государства не может быть сведена лишь к увеличению расходов на здравоохранение; она состоит из формирования у людей (посредством использования экономических и неэкономических инструментов) навыков здорового образа жизни, социально ответственного потребления, отношения к здоровью как к невоспроизводимой ценности, ответственного отношения к собственной жизни.

Первоочередные меры, направленные на решение перечисленных проблем, предложены в Стратегии-2020[5]. Расходы на здравоохранение (частные и государственные) к 2020 г. должны достичь 6,7—7,0% ВВП. После 2020 г. предполагается выход на уровень стандартов обеспеченности услугами здравоохранения развитых стран.

Стратегия-2020 предусматривает и необходимость создания условий для здорового образа жизни людей, повышения качества окружающей их среды. Реализация поставленных целей позволит преодолеть последствия неблагополучной демографической ситуации и ослабления здоровья населения, обеспечить развитие человеческого потенциала. Минздравсоцразвития Российской Федерации в 2009 г. утвердило проект «Формирование здорового образа жизни». С целью создания условий для здорового образа жизни граждан проведено обновление нормативной правовой базы физической культуры и спорта, модернизирована система управления отраслью. Правительством Российской Федерации приняты Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 года», Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года[6].

Участие государства в финансировании инвестиций в образование заключается в следующем. Каждая страна формирует свою систему образования в зависимости от образовательных потребностей, которые соответствуют типу культуры и представлениям о нормативном идеале образованного человека, а также современным вызовам. Масштаб образовательной потребности определяется количеством учащихся, желающих попасть или остаться в системе образования; на него влияют демографический и географический факторы, интернационализация образования. Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, т. е. чем выше его исходный уровень, тем больше потребность в дальнейшем повышении уровня образования.

Развивая сферу образования, государство реализует следующие цели:

  • — воспроизводство и развитие национальной культуры;
  • — воспроизводство статуса государства на мировом рынке;
  • — воспроизводство человеческого и социального капитала в соответствии с потребностями экономики страны и задачами устойчивого развития.

Всякий раз, когда в обществе происходят радикальные перемены — технические, экономические или социальные, они приводят к изменению характера образования и содержания учебных программ. Объективно перед образованием возникают две задачи: 1) сохранить достигнутый уровень образовательной культуры; 2) соответствовать вызову времени. Для экономики, основанной на знаниях, необходимы общая и компьютерная грамотность, исследование, усвоение и синтез информации, навыки работы в группах, с носителями другой культуры и языка, критический и независимый образ мыслей.

Основная форма участия государства в деятельности образовательной системы — ее финансирование.

В странах ОЭСР расходы государства на одного обучающегося в год составили в 2010—2011 гг. в среднем 9313 долл., в России — 5058 долл.[7] В большинстве стран ОЭСР суммарные расходы на образование находятся на уровне примерно.

6,3% ВВП, в России — 4.1%[8]. Несмотря на растущее бремя совокупных социальных расходов, в том числе и на образование, мировая практика свидетельствует о том, что на внебюджетные источники приходится не более 10—15% общей величины расходов на образование; таким образом, частное финансирование скорее дополняет, чем замещает государственное. Платное образование на всех уровнях может играть только вспомогательную роль удовлетворения специфических потребностей, что соответствует Конвенции по борьбе с дискриминацией в области образования (1960). Россия, ратифицировав эту конвенцию, обязуется не воздвигать перед гражданами барьеры на пути получения образования, не закрывать доступ к образованию любой ступени или типа, обеспечить равный для всех доступ к образованию.

Приоритетные направления развития образования в России отражены в Стратегии-2020. Это структурная и технологическая модернизация образования, переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам. Частные и государственные расходы на образование к 2020 г. должны составить не менее 6,5—7,0% ВВП[9]. Правовой основой проводимых мероприятий является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В целом можно отметить, что расходы российского бюджета на образование в настоящее время ниже уровня, который может обеспечить устойчивое развитие этих отраслей. Вместе с тем высокий образовательный уровень граждан создает предпосылки для построения общества, способного к оптимальной самоорганизации, т. е. контролирующего властные структуры и отвергающего негативные для развития социума модели и стереотипы поведения (в Японии, с ее культом образования, число заключенных не превышает нескольких десятков тысяч человек). Образование, являясь одним из важнейших компонентов культуры, имеет и самостоятельную ценность для личности и общества. Основу среднего класса в развитых странах Запада составляют квалифицированные специалисты, живущие своим трудом и способные к регулярному переобучению и повышению квалификации.

Экономические и социальные выгоды образования формируются разными способами. Формирование социальных норм с раннего возраста и в течение обучения в школе сокращает будущие издержки принуждения. Однородная (единообразная) система государственного образования как подсистема общей культуры создает сетевые внешние эффекты путем снижения трансакционных издержек и облегчения экономической деятельности (различия в языках, привычках, убеждениях могут вызвать взаимное непонимание, подрывающее эффективное производство и обмен).

Еще одна выгода — возможность перераспределения конфликтности между различными культурными, этническими и религиозными группами. Однородная образовательная система является средством, с помощью которого поколение родителей может эффективно снизить вероятность подобных конфликтов для следующего поколения. В целом родители могут внести вклад в экономическое благосостояние детей, помогая им ассимилироваться в рамках более широких культурных моделей.

Человеческий капитал может приобретаться как в формальных (образовательные учреждения), так и неформальных образовательных институтах (общественные организации, персональные контакты, самообучение). У людей формируются социальные нормы и этические ценности, снижающие трансакционные издержки и социальное напряжения между различными группами населения. Таким образом, система образования способна производить не только человеческий, но и социальный капитал.

Показателем качества человеческого капитала может служить его стоимость. В мировой практике достаточно широко используются методики, позволяющие оценить стоимость человеческого капитала страны.

Мнение экспертов В 2012 г. в России была впервые проведена оценка суммарного человеческого капитала страны[10]. Общая его стоимость, по оценкам экспертов, составила 608 трлн руб., или приблизительно 20 трлн долл. США; в расчете на душу населения — примерно 6 млн руб. Таким образом, стоимость человеческого капитала в 13 раз превзошла ВВП страны и в 5,5 раза — стоимость всего физического капитала. При этом за последние десять лет человеческий капитал России увеличился более чем вдвое, что предполагает ежегодные темпы роста примерно на 10%, и лишь процесс старения населения оказывал на его накопление отрицательное влияние. Показатели занятости и охвата населения высшим образованием у нас лучше, чем во многих развитых странах, однако по качеству образования Россия занимает лишь 32-е место в мире.

По другим расчетам, стоимость человеческого капитала в 2011 г. в расчете на душу населения России составила 14,5 тыс. долл. Это в 87 раз меньше американского, в 39 раз — немецкого, в 42 раза — японского, в 1,3 раза — китайского среднедушевых показателей[11].

Говоря о качестве человеческого капитала необходимо проанализировать его структуру. Анализ структуры человеческого капитала в России свидетельствует о неравномерности его качества.

В России, как и в других странах, человеческий капитал распределен неравномерно: мужчины в 1,5 раза богаче женщин, молодежь богаче пожилых, стоимость капитала повышается вместе с уровнем образования его «владельца». Отличие России — в более заметной асимметрии по возрасту и образованию: на долю граждан 15—34 лет в России приходится 67% капитала, в США — 58%; на долю имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование — 69 и 43% соответственно[12].

Недофинансирование отраслей социальной сферы, неравные стартовые возможности, неработающие «социальные лифты», качество здравоохранение и образования, не в полной мере соответствующие современным требованиям, неэффективное использование трудовых ресурсов — все это может привести к снижению качества человеческого капитала.

Следует отметить, что запас человеческого капитала сам по себе не гарантирует устойчивого социально-экономического развития. Преобразование ресурсов в устойчивое благосостояние требует высокого качества социальных отношений. Однако состояние социального капитала нашей страны не соответствует современным потребностям социально-экономического развития. Российское общество обладает достаточно низким уровнем доверия и способности к самоорганизации[13].

Коррекция сложившегося положения возможна с помощью средств социальной политики. Задачей государства является создание условий:

  • — для накопления и повышения качества человеческого капитала (актуализация потребностей в образовании и здоровом образе жизни; адекватное финансирование отраслей социальной сферы, в которых формируется человеческий капитал; стимулирование соответствующих инвестиций частного сектора, планирование потребностей национальной экономики в человеческом капитале и т. д.);
  • — эффективного использования человеческого капитала (проведение политики доходов, содействие формированию современных институтов рынка труда[14], что особенно важно в условиях глобализации и свободной миграции, — и всего, что повышает отдачу от инвестиций в человеческий капитал);

повышения качества социального капитала (формирование демократических ценностей, что выходит за рамки социальной политики, но является необходимым условием возникновения позитивного социального капитала, обеспечение приемлемого уровня социальной защищенности, создание условий для социального диалога, в ходе которого возникают общие ценности и взаимное доверие).

Ответственность за формирование необходимых условий для накопления и повышения качества человеческого капитала несут все участники хозяйственной деятельности. Однако именно государству принадлежит особая роль, поскольку очевидны «провалы» рынка в формировании ключевых элементов человеческого капитала — образования и здоровья, только государство имеет достаточные ресурсные возможности и временной горизонт для деятельности, которая требует вложения ресурсов в течение жизни нескольких поколений.

  • [1] Там же.
  • [2] Деятельность бизнеса в области формирования человеческого капитала будет подробнее рассмотрена в разделе III.
  • [3] В теории альтруистического поведения Г. Беккер подробно описал взаимосвязь благосостояния детей и родителей (см.: Gary 5. Becker. A Treatiseonthe Family. Cambridge: MA: Harvard, 1991).
  • [4] The World Health Report 2002. Geneva: World Health Organization, 2002.
  • [5] Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика: итоговый докладо результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. М., 2012. URL: http://2020strategv.ru/ (дата обращения12.08.2015).
  • [6] Здоровье и среда обитания человека: вызовы и варианты решения. Отчет экспертнойгруппы № 11 за февраль — март 2011 г. URL: http://2020strategy.ru/g11/documents/32 581 511.htm! (дата обращения 12.08.2015).
  • [7] Статсборник ОЭСР. OECD (2013), Education at a Glance 2013: OECD Indicators, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013;en 2013. P. 162, 174 (дата обращения 11.08.2015).
  • [8] Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование // Центр гуманитарных технологий. Информ.-аналит. портал Online Edition. URL: http://gtmarket.ni/ratings/expenditure-on-cducation/inlo (дата обращения 12.08.2015).
  • [9] Стратегия-2020. Новая модель роста — новая социальная политика: итоговый доклад /под ред. В. A. May и Я. И. Кузьминова. М.: Дело, 2013.
  • [10] Капелюшпиков Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? М.: ВШЭ, 2012 //Центр гуманитарных технологий. Информ.-аналит. портал Online Edition. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5281 (дата обращения 11.10.2015).
  • [11] Корчагин Ю. А. О достоверности измерения стоимости российского человеческого капитала. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=70 (дата обращения 11.10.2015).
  • [12] Человеческий капитал России превышает 600 трлн руб. // Ведомости. № 3208.12.10.2012. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/4 934 751/rossiyane_stoyat600_trln#ixzz2vjxXnzWV (дата обращения 11.10.2015).
  • [13] См., например, результаты исследования уровня доверия в России: URL: http://romii u/studics/524_1 386 014 400/ (дата обращения 14.10.2015).
  • [14] Например, развитие дистанционной занятости (телеработы), постепенное превращение «утечки мозгов» в их циркуляцию и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой